УДК 336.1
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
М. В. Казаковцева
ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF FINANCIAL MANAGEMENT
IN PUBLIC SECTOR
M. V. Kazakovtseva
Аннотация. В последнее время в нашей стране и за рубежом все больше внимания уделяется проблемам более эффективной системы государственного управления. Для достижения целей эффективного и ответственного управления общественными финансами необходимо последовательно реформировать все фазы бюджетного цикла путем внедрения современных процедур и процессов финансового менеджмента в общественный сектор. В работе рассмотрены отличия финансового менеджмента в частном и государственном секторах, методология оценки качества государственного управления.
Ключевые слова: финансовый менеджмент, государственные финансы, результативность, эффективность, бюджетные расходы, качество государственного управления.
Abstract. Recently to problems of more effective system of public administration abroad and in our country it is given more and more attention. For achievement of the objectives of effective and responsible management by public finance it is necessary to reform consistently all phases of the budgetary cycle by introduction of modern procedures and processes of financial management in public sector. In work differences of financial management in private and state sectors, methodology of an assessment of quality of public administration are considered.
Key words: financial management, public finances, productivity, efficiency, budgetary expenses, quality of public administration.
Финансовый менеджмент - система управления и контролирования финансовых сторон деятельности государственного органа по достижении его целей. Система предполагает предоставление большей свободы принятия решений тому, кто управляет бюджетными расходами и результатами. Финансовый менеджмент в общественном секторе включает в себя следующие процессы и процедуры, которые обеспечивают результативность использования ресурсов:
- определение наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов для достижения целей социально-экономической политики;
- обеспечение эффективного исполнения принятых решений;
- делегирование ответственности;
- подотчетность и ответственность за деятельность и ее результаты.
Следовательно, для достижения главной цели эффективного и ответственного управления общественными финансами - предоставления общественных услуг высокого качества при повышении эффективности и результативности бюджетных расходов - необходимо последовательно реформиро-
вать все фазы бюджетного цикла путем внедрения современных процедур и процессов финансового менеджмента в общественный сектор [1]. Само понятие «финансовый менеджмент» мало ассоциируется с государственным сектором. Это связано с тем, что органы государственной власти или органы местного самоуправления не применяют механизмы, которые четко не регламентированы соответствующими нормативно-правовыми актами, а тем более в финансовой сфере, в которой все решения о расходовании бюджетных средств пристально проверяются множеством контролирующих органов.
Вместе с этим в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию весьма отчетливо прослеживается тема финансового менеджмента в государственном секторе. Минфин России предпринял попытку определить понятие «финансовый менеджмент» в секторе государственного управления. Так, определение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, закреплено приказом Минфина России от 10 декабря 2007 г. № 123н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета» (далее - Приказ № 123н), а также сменившим его приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» (далее - Приказ № 34н). В соответствии с этим определением под финансовым менеджментом понимается совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит) [2].
Рассмотрим принципиальные отличия финансового менеджмента в частном и государственном секторах.
1. Уровни применения финансового менеджмента. В частном секторе он применяется на уровне предприятия или группы предприятий, а в государственном секторе - на уровне отрасли, сферы деятельности главных распорядителей бюджетных средств или территории (органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления).
2. Цели финансового менеджмента. Главная цель финансового менеджмента в частном секторе - максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде за счет увеличения рыночной стоимости бизнеса. Главная цель финансового менеджмента в публичной сфере - наиболее эффективное использование финансовых ресурсов, которые принадлежат всему обществу.
3. Задачи финансового менеджмента. В частном секторе главная задача -максимизация прибыли. В государственном секторе главная задача - оказание большего количества общественных услуг надлежащего качества.
4. Управление рисками. В частном секторе риски минимизируются при приемлемом уровне прибыли. В государственном секторе управление рисками сконцентрировано в руках финансовых органов, а непосредственно главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) выполняют задачу безусловного выполнения своих функций и государственных заданий.
5. Формирование объемов финансовых ресурсов. В частном секторе проблема формирования необходимого объема финансовых ресурсов реша-
ется исходя из планов развития бизнеса. В бюджетной сфере учреждения действуют в пределах доведенных им бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Финансовый менеджмент в бюджетной сфере должен обеспечить по возможности более эффективное и результативное расходование общественных финансов (средств бюджетов бюджетной системы РФ) в строгом соответствии с определенными процедурами, с максимальной открытостью для населения страны, субъекта РФ или муниципального образования.
Очевидно, что резкие изменения в принципах управления, бюджетных правил и процедур могут привести к серьезным негативным последствиям для общества. Это подтверждается российским опытом проведения бюджетной и административной реформ в последние годы [3].
В большинстве зарубежных стран, где существует практика финансового менеджмента в государственном секторе, нормативное урегулирование процедур и стандартов финансового менеджмента осуществлено через принятие соответствующих законов (США, Австралия), а также путем создания в органах исполнительной власти специальных служб по финансовому менеджменту (Швеция, Великобритания).
Governance Matters (Качество государственного управления) - это глобальное исследование на основе составления рейтинга стран мира по показателю качества и эффективности государственного управления. Данное исследование рассчитывается по методике Всемирного банка (The World Bank), включающей несколько сотен переменных, которые можно получить из различных источников (статистические данные национальных институтов и международных организаций, результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными и неправительственными организациями). Исследование проводится с 1996 года и является на данный момент наиболее полным комплексом показателей качества государственного управления по различным странам мира. Авторами исследования являются эксперты Всемирного банка Даниэль Кауфманн (Daniel Kaufmann), Аарт Краай (Aart Kraay) и Массимо Маструцци (Massimo Mastruzzi) [4]. Подробное описание методологии формирования индексов и источников данных для них приводится в ежегодном докладе Всемирного банка на сайте проекта Worldwide Governance Indicator.
В методологии исследования используются шесть индексов, отражающих различные параметры государственного управления. Назовем их.
1. Учет мнения населения и подотчетность государственных органов (Voice and Accountability). Показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства и других органов власти, степень независимости прессы, оценку уровня свободы слова, свободы объединений, других гражданских свобод.
2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence). Показатели этой категории измеряют степень стабильности государственных институтов, вероятности резких перемен, смены политического курса, дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия.
3. Эффективность работы правительства (Government Effectiveness). Показатели данной категории измеряют уровень качества государственных
услуг, качества разработки и реализации внутренней государственной политики, степень доверия к внутренней политике, проводимой правительством, качество функционирования государственного аппарата и работы государственных служащих, их компетенцию, степень их независимости от политического давления и т.д.
4. Качество законодательства (Regulatory Quality). Показатели данной категории измеряют способность правительства формулировать и реализовы-вать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию.
5. Верховенство закона (Rule of Law). Показатели данной категории измеряют уровень уверенности различных субъектов в установленных законодательных нормах, а также соблюдение ими этих норм, к примеру: эффективность и предсказуемость законодательной системы, уровень преступности и отношение граждан к преступлению, отношение к исполнению контрактных обязательств, эффективность работы полиции, судов и т.д.
6. Сдерживание коррупции (Control of Corruption). Показатели данной категории оценивают восприятие коррупции в обществе, степень использования государственной власти в корыстных целях, существование коррупции на высоком политическом уровне, степень участия элит в коррупции, влияние коррупции на развитие экономики и т. д.
Эти параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому государственное управление (Governance) понимается как совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых государственные органы власти управляют страной [4].
В Российской Федерации нормативное регулирование финансового менеджмента в государственном секторе на сегодняшний день находится на начальной стадии формирования. Основные усилия по внедрению оценки качества финансового менеджмента в практику работы прилагаются преимущественно на федеральном уровне Минфином России. Не вызывает сомнения то, что Минфин России находится на стадии поиска наиболее оптимальных процедур мониторинга и, что более важно, показателей мониторинга, на основании значений которых и делается вывод о том, с надлежащим ли качеством управляет выделяемыми ему финансовыми ресурсами федеральный ГРБС.
Считаем, что на уровне местного самоуправления основными направлениями повышения эффективности деятельности органов власти должны стать:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- оптимизация состава и полномочий отраслевых (функциональных) органов муниципального образования, результатом которой должно стать недопущение дублирования функций и полномочий;
- передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
- повышение мотивации руководителей органов местного самоуправления в отношении оптимизации численности работников аппарата управления и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
- оптимизация в органах местного самоуправления соотношения численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
- внедрение применения электронной формы оказания услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления;
- внедрение нормативных затрат и нормативов на обеспечение деятельности отраслевых (функциональных) органов муниципального образования.
Выбор одного из подходов к оценке качества финансового менеджмента позволит четко определить уровень выработки управленческих решений и создаст предпосылки к выработке единства методологии при проведении оценки качества финансового менеджмента в государственном секторе.
Список литературы
1. Повышение эффективности бюджетных расходов : учеб. пособие / под общ. ред. А. А. Климова. - М. : Дело, 2009. - 520 с.
2. Приказ Минфина России от 13.04.2009 № 34н (в ред. от 30.08.2012) «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_137390/?frame=1 (дата обращения: 16.01.2014).
3. Михеев, В. В. Финансовый менеджмент в муниципальном секторе / В. В. Михеев // Практика муниципального управления. - 2010. - № 7. - URL: http://www.mcfr.ru/ journals/67/208/24183/24184/index.php (дата обращения: 30.11.2013).
4. Качество государственного управления. - URL: http://gtmarket.ru/ratings/govern-ance-matters/governance-matters-info (дата обращения: 02.02.2014).
Казаковцева Марина Вадимовна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и финансов, Марийский государственный университет E-mail: [email protected]
Kazakovtseva Marina Vadimovna candidate of economic sciences, associate professor,
sub-department of economy and finance, Mari State University
УДК 336.1 Казаковцева, М. В.
Оценка эффективности финансового менеджмента в государственном секторе / М. В. Казаковцева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3 (11). - С. 40-44.