7/)П11 ВЕСТНИК
J/20!j_мгсу
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ENERGY SAVING EFFICIENCY EVALUATION IN STATE-FINANCED ORGANIZATIONS
Л.И. Короткова, Г.А. Павлова, Ю.А. Морева L.I. Korotkova, G.A.Pavlova, Y.A. Moreva
ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», ГОУ ВПО «МГСУ»
В статье приведены результаты энергообследования муниципальных объектов здравоохранения, образования, рассмотрена возможность применения существующей методики определения эффективности энергосбережения для муниципальных предприятий.
The article contains the results of energy inspection of municipal healthcare and educational institutions; the authors consider the possibility to apply the existing evaluation methods of energy saving efficiency for municipal institutions.
Обязательное энергетическое обследование бюджетных организаций, выполняемое в соответствии с [1, 2], позволяет выявить фактические объемы используемых энергетических ресурсов, определить показатели энергетической эффективности, потенциал энергосбережения. По результатам обследования разрабатываются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования ресурсов с проведением их стоимостной оценки.
В период с 2009 по 2011 гг. специалистами ГОУ ВПО «МГТУ» и ГОУ ВПО «МГСУ» проводилось энергетическое обследование бюджетных организаций, в основном объектов здравоохранения и образования на территории Челябинской, Тюменской, Иркутской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Для всех объектов обследование было первичным и выполнялось по всем видам используемых ресурсов: электрической, тепловой энергии, хозяйственно-питьевой воде (ХПВ), природному газу.
Проведенное обследование позволило выявить специфические особенности использования энергоресурсов в бюджетных организациях.
Анализ распределения мощностей по видам потребления электрической энергии показал (рис. 1), что в обследуемых объектах основные доли в структуре распределения мощностей занимает электронагревательное оборудование, технологическое оборудование и освещение.
Результаты расчетов нормативного потребления (рис. 2) показали, что наиболее значительные затраты электроэнергии приходятся на электронагревательное оборудование и освещение, т.е. приоритетным направлением для реализации вопросов энергосбережения является снижение электропотребления именно этими видами оборудования. При анализе фактического и нормативного потребления электроэнергии наблюдается несоответствие фактического потребления расчетно-нормативным значениям, что свидетельствует о нерациональном расходе электроэнергии. Договорные значения превышают как фактическое, так и расчетно-нормативное потребление.
Тех 1-юло г ичес к ое оборуд ова и ие Холодильное оборудование 1 Опектронагреватепзмое оборудование: Вентиляционная техника Офиснзя техника Освещение ;_
□ 5 10 15 20 25 30 :35 40 45 50 Распределение электроэнергии по видам потребления, %
□ Детские сады □ Школы □ Учреждений здравоохранения Рис. 1. Распределение мощностей по видам потребления электроэнергии
Измерительные комплексы |:| Техполагическое оборудование jxflj"^" )(олсдипьное оборудование Электронагревательное оборудование Венпигяционная техника Офисная техника Освещение
64.6
О 10 20 30 40 50 60 70 Нормативное потребление электроэнергии, %
и Детские сады □ Школы □ Учреждения здравоохранения
Рис. 2. Нормативное потребление электроэнергии
Основными недостатками деятельности обследованных организаций в сфере теп-лопотребления и теплоснабжения, выявленными при проведении энергетических обследований, являются: отсутствие современных удельных норм расхода по видам ТЭР; наличие увеличенных потерь теплоты через оконные проемы, неплотности перекрытий, стен; неэффективная тепловая изоляция трубопроводов и арматуры в чердачных и подвальных помещениях; загрязнения трубопроводов и отопительных приборов в отапливаемых помещениях; недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающей организации) за соблюдением необходимых параметров работы систем; низкий перепад давления на вводе тепловой сети; отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в узлах управления и отопительных приборов.
При существующем оборудовании в тепловых узлах невозможно учитывать изменение температуры наружного воздуха в дневные и ночные часы, а также режим работы учреждения в течение суток, что приводит к перерасходу или дефициту теплоты.
Фактические теплопотери в зданиях, выявленные при проведении энергетического обследования, на 30-35 % выше расчетно-нормативных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные теплопотери в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (35...40 %) и окна (25...35 %). Дополнительные теплопотери вызывает также промерзание наружных ограждающих конструкций зданий. Все эти недостатки ярко иллюстрируют результаты тепловизионных съемок, выполняемых при энергетическом обследовании (рис. 3).
Рис. 3. Тепловизионный контроль качества состояния ограждающих конструкций
При проведении энергетического обследования бюджетных организаций было проанализировано фактическое и нормативно-расчетное потребление ТЭР (рис. 4 - 6).
Анализ потребления ТЭР в различных бюджетных организациях показал, что фактическое потребление всех видов энергоресурсов превышает нормативно-расчетное, т.е. появляется необходимость разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий. Энергосберегающие мероприятия включают как организационные (малозатратные), так и технологические (среднезатратные) мероприятия.
Технологические мероприятия связаны с ремонтом системы отопления, заменой оконных блоков, утеплением перекрытий и стен. Повышению эффективности использования тепловой энергии также способствует модернизация тепловых узлов с установкой средств автоматического регулирования отпуска теплоносителя, выполнение наладочных мероприятий, установка терморегуляторов и автоматических балансировочных клапанов.
Организационные мероприятия включают в себя обучение и повышение квалификации работников организации, размещение наглядной агитации по экономии энергоресурсов, изменение должностных инструкций. Кроме того значительных затрат не требуют мероприятия по уменьшению теплопотерь через неплотности в окнах, наружных дверях, своевременному устранению утечек воды в системе водоснабжения,
установке водоразборной арматуры с фотоэлементами, обеспечению нормативной теплоизоляции трубопроводов и арматуры системы отопления. К малозатратным мероприятиям также относятся замена ламп накаливания на энергосберегающие источники света, использование датчиков движения в системе освещения мест общего пользования, замена технологического оборудования на более энергоэффективное.
Тегтповая энергия
Электроэнергия 9ид энергоносителя
Хоз. питьевая вода
■ Фактическое потребление п Расчетно-нормативное потребление
Рис. 4. Усредненное фактическое и нормативно-расчетное потребление ТЭР в детских
садах
Потребление ТЭР, Ту.т.
300 250 200 150 100 50 0
Тепловая энергия
Электроэнергия бип энергоноситепл
Хоз. питьевая вода
■ Фактическое потребление □ Расчетно-нормативное потребление
Рис. 5. Усредненное фактическое и нормативно-расчетное потребление ТЭР в школах
Потребление ТЭР.
1 ьи
т У-Т.
Тепловая энергия
Электроэнергия Вид энергоносителя
Хоз питьевая вода
■ Фактическое потребление ш Расчетно-нормативное потребление
Рис. 6. Усредненное фактическое и нормативно-расчетное потребление ТЭР в учреждениях здравоохранения
7/2011 ВЕСТНИК _7/2011_МГСУ
Выполнение энергосберегающих мероприятий позволит повысить эффективность использования ТЭР и приведет к экономии бюджетных средств на содержание муниципальных объектов.
Экономия энергоресурсов определяется при сопоставлении вариантов с использованием мероприятий по энергосбережению и без их использования.
В настоящее время экономическая целесообразность от внедрения энергосберегающих мероприятий определяется в соответствии с типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений 1969 года.
Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий находится следующим образом:
Э = пх - П2 = (С1 - С2> + Ен (Кх - К2), (1)
где П1, П2 - приведенные затраты до и после внедрения меропрятий по энергосбережению, руб./г.; С1, С2- эксплуатационные затраты до и после внедрения меропрятий по энергосбережению, руб./г.; Ен - нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений (Ен = 0,12); (К1 — К2) - дополнительные капитальные вложения в энергосберегающие меропрятия, руб.
Для предприятий, выпускающих продукцию, оценка эффективности энергосбережения осуществляется через удельный расход энергии на единицу продукции (энергоемкость продукции).
Количество сэкономленной энергии, кВт-ч, определяется:
ээ - (Я1 -qlw, (2)
где q1, q2 - удельный расход энергии на единицу продукции до и после осуществления энергосберегающих мероприятий, кВт-ч/ед.; V - объем годового выпуска продукции после осуществления мероприятий, ед./г.
Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, руб./г., вычисляется:
Э = ЭэТ = (Я1 - q 2)VT, (3)
где Т - тариф энергоресурса, руб./кВтч.
Относительная эффективность от энергосберегающих мероприятий на рубль вложений, руб./руб., составляет:
Э - Ээт/ (4)
Л» - /{КХ - К2 ) .
Для предприятий, выпускающих продукцию, оценить уровень эффективности энергосберегающих мероприятий (высокий, средний, низкий) можно по относительному эффекту Эуд на рубль вложений.
Для организаций бюджетной сферы осуществление оценки эффективности подобным образом является проблематичным, в связи с отсутствием натуральных единиц выпускаемой продукции. Величина экономического эффекта не позволяет оценить уровень (высокий, средний, низкий) эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий. К тому же она зависит от тарифов на энергоносители, которые ежегодно меняются в сторону увеличения. Таким образом оценка эффективности
ВЕСТНИК 7/2011
энергосберегающих мероприятий по капитальным затратам и сроку окупаемости является неполной. В настоящее время для организаций бюджетной сферы необходима разработка методики оценки эффективности энергосберегающих мероприятий с учетом единого показателя удельного расхода всех энергоносителей.
Бюджетные организации в соответствии с [1, 2] обязаны снизить объем потребляемых энергоресурсов в течении 5 лет не менее чем на 15 % от объема 2009 г. с ежегодным снижением не менее чем на 3 %. Поэтому эффективность всех энергосберегающих мероприятий необходимо оценивать в первую очередь с точки зрения выполнения закона, т.е. по количеству сэкономленной энергии, и уже во вторую очередь по материальным затратам.
Литература
1. Федеральный закон №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ № 889 2008.06.04. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
3. Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2009г. № 1830-р. План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
4. Правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (утверждены Коллегией НП «Энергоэффективность» № 10 от «20» августа 2010 г.);
7. Щелоков Я.М., Данилов Н.И. Энергетическое обследование: справочное издание. Екате-ринбург.:УрФУ, 2011.
8. Полонский В.М., Трутнева М.С. Энергосбережение. Учебное пособие. М.:Изд-во АСВ,
2005.
References
1. Federal Law No.261 dd. 23.11.2009 "On energy saving and enhancement of energy efficiency and on amendment of particular legislative acts of the Russian Federation"
2. Decree of the RF President No.889 2008.06.04 "On certain measures for enhancement of energy efficiency and ecological efficiency of Russian economy"
3. Resolution of the RF Government dd. December 1, 2009 No.1830-p Plan of measures aimed at energy saving and enhancement of energy efficiency in the RF in pursuance of the Federal Law "On energy saving and enhancement of energy efficiency and on amendment of particular legislative acts of the Russian Federation".
4. The rules for determination of measures for energy saving and enhancement of energy efficiency (approved by the Board of Non-commercial Partnership "Energoeffektivnost" No. 10 dd. August 20, 2010);
7. Y.M. Shchelokov, N.I. Danilov. Energy Inspection: Reference Edition. Yekaterinburg:Ural Federal University, 2011.
8. V.M. Polonsky, M.S. Trutneva. Energy Saving. Textbook. Moscow:ASV Publishers, 2005.
Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, муниципальные объекты, теплота, электроэнергия, энергетическое обследование, энергоаудит.
Key words: energy saving, energy efficiency, municipal facilities, heat energy, electric energy, energy inspection, energy audit.
e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]