Литература:
1. Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия. Меркулина И.А., Саф-ронова А.А. Транспортное дело России. 2014. №1. С.30.
2. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. /И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 288 с. - ISBN 5-94723-357-6
3. К вопросу о продаже и сопровождении туристического продукта. Кирпичёва М.А., Блаженкова Н.А. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2015. №3 (4). С. 48-53
4. Гарин М. С., Кравец А. Г., Романенко Е.В. Автоматизация бизнес-администрирования в туристической фирме // Известия
Волгоградского государственного технического университета, 2011 - №6 - С. 117
5. Егоров, А.Ю., Сафронова, А.А., Товсултанова, С.В. Информационно-коммуникационная составляющая инновационного потенциала экономических систем: методы анализа и оценки. Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 290-298.
6. О эффективных инструментах продвижения туристических услуг. Кирпичева М.А., Сафронова Р.А., Кабаев Р. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2015. №1-2(3). С. 8-15.
7. Инновационные стратегии развития предприятия с применением концепции маркетинга. Кирпичёва М.А. Транспортное дело России. 2009. №8. С.36-41.
УДК 332.1:339.187
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО
КЛАСТЕРА
Чернова Д.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой Коммерции и сервиса, ФГБОУВО «Самарский государственный экономический
университет», e-mail: [email protected] Ионова А.В., к.э.н., преподаватель кафедры Коммерции и сервиса ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический
университет», e-mail:[email protected]
В статье рассмотрены показатели эффективности элементов логистической инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Самарской области. Актуальность данной темы обусловлена распространением кластерной формы как одной из моделей стратегического управления в российской экономике, а также необходимостью детального анализа особенностей взаимодействия участников кластерных механизмов, связанных с использованием инструментов государственно-частного партнерства. Оценка эффективности элементов регионального туристско-рекреационного кластера Самарской области необходима для обоснования привлекательности данного проекта с целью привлечения для его реализации государственного и частного субсидирования. Сложность проведения подобной оценки вызвана ее комплексностью, так как она должна включать в себя как общественную (социальную), так и коммерческую эффективность. Авторами статьи предложена система сбалансированных показателей ориентированных и сгруппированных относительно классических «ключевых показателей эффективности».
Ключевые слова: кластер, логистическая инфраструктура, государственно-частное партнерство, социальная эффективность, коммерческая эффективность.
EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE ELEMENTS OF LOGISTIC INFRASTRUCTURE OF REGIONAL TOURISM AND RECREATION CLUSTER
Chernova D., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Commerce and Services chair, FSEIHE «Samara State University of
Economics», e-mail: [email protected] Ionova A., Candidate of Economic Sciences, lecturer of the Commerce and Services chair, FSEI HE «Samara State University of Economics»,
e-mail: [email protected]
The article describes the performance indicators of elements of logistics infrastructure of tourist-recreational cluster of Samara Region. The relevance of this topic due to the proliferation of cluster shapes like one of the models of strategic management in the Russian economy, and the need of detailed analysis of the interaction mechanisms of cluster members associated with the use of tools of public-private partnerships. Evaluating the effectiveness of the elements of regional tourism and recreation cluster of Samara Region is needed to support the attractiveness of the project in order to attract to its implementation of public and private subsidies. The complexity of such an evaluation is caused by its complex, as it should include both public (social), and the commercial efficiency. The authors proposed balanced scorecard oriented and grouped with respect to the classic "keyperformance indicators".
Keywords: cluster, logistics infrastructure, public-private partnerships, social efficiency, commercial effectiveness.
Происходящие в мире структурные изменения в высокотехнологичных отраслях экономической деятельности, насыщение предложениями рынка товаров и услуг, вступление России во Всемирную торговую организацию и создание Евразийского экономического союза, - эти и многие другие факторы определяют основные векторы экономического развития стран.[3]
Для России, с учетом ее сильных экономических и демографических диспропорций по регионам, существует объективная необходимость выбора оптимальной модели стратегического управления экономикой.
Инновационные кластеры, уже созданные и формирующиеся в российских регионах, становятся инструментами повышения конкурентоспособности основных отраслей экономики.[4]
Активная кластерная политика Самарского региона и реализация программ развития кластеров, основу которых составляют средства федерального бюджета, позволила за период с 2012-2014 гг. увеличить производительность труда в аэрокосмическом кластера более чем в два раза. На сегодняшний день, существует потреб-
ность региона в развитие кластера туристско - рекреационной направленности.
Основы развития кластера данной направленности обозначены в государственной программе Самарской области «Развитие туристско - рекреационного кластера в Самарской области» на 2015-2025 годы.
На сегодняшний день, существует проект ТРК «Жигулевская Жемчужина», в рамках которого предполагается развитие существующих туристических объектов, расположенных на правом берегу р. Волга: в с.п. Рождествено, с. Подгоры и Выползово, а также создание новых рекреационных объектов, с учетом туристического потенциала региона.
В связи с затрудненной транспортной доступностью правого берега р. Волга, особенно в периоды межсезонья, одним из элементов логистической инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Самарской области является пассажирская подвесная канатная дорога, обеспечивающая бесперебойное транспортное сообщение и генерирующая туристический поток.
Создание канатной переправы, как элемента логистической инфраструктуры кластера, предполагается в рамках Федеральной Целевой Программой «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации (2011-2018 годы)», что предусматривает использование средств бюджетов различных уровней. Спецификой партнерства государственных и бизнес структур является рассмотрение проекта создания туристско-рекреационного кластера не только с точки зрения экономической эффективности проекта, но и с учетом социальной эффективности. [1]
Оценка эффективности строительства канатной дороги как элемента логистической инфраструктуры туристско-рекреационного кластера Самарской области необходима для обоснования привлекательности данного проекта с целью привлечения для его реализации государственного и частного субсидирования. Для комплексного анализа эффективности проекта необходима оценка его общественной (социальной) и коммерческой эффективности [2].
На практике выделяют три основных показателя эффективности социальной направленности:
- социальный эффект, который характеризует уровень удовлетворенности населения качеством жизни, определяется как экономическими, статистическими, так и социальными показателями: уровнем образованности населения, удовлетворенностью социальным статусом, финансовым состоянием;
- социальная эффективность, отражающая изменение уровня жизни населения в количественном выражении: показатели смертности и рождаемости, степень обеспеченности жильем, уровень безработицы, индекс потребительских цен и т.д.;
- социально-экономическая эффективность, иллюстрирующая экономическую эффективность инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта, например снижение числа выплат пособий по безработице, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений развлекательных мероприятий и т.д.[7]
Показатели общественной эффективности учитывают социально- экономические последствия реализации инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и "внешние эффекты"- социальные, экологические и иные.
Государственное финансирование социальных инвестиций предполагается в тех отраслях социальной сферы, где присутствие государства необходимо: в образовании, здравоохранении, культуре, на транспорте, в области социальных услуг и занятости.
В ходе строительства пассажирской подвесной канатной дороги предполагается реконструкция и развитие коммунальной
инфраструктуры, имеющей социальное значение, строительство внешних коммунальных сетей для инфраструктуры канатной дороги. Перечень объектов, предполагаемых к созданию, реконструкции или техническому перевооружению в ходе реализации проекта приведены на схеме 1.
В рамках туристско-рекреационного кластера «Жигулевская жемчужина» предполагается строительство 97,5 тыс. кв.м. жилья, что позволит обеспечить единовременное проживание около 2,5 тыс. чел. в коттеджном поселке.
Еще одним показателем социальной эффективности строительства пассажирской подвесной канатной дороги является количество потенциально создаваемых рабочих мест - 200 новых рабочих мест для эксплуатации инженерной и социальной инфраструктуры, что приведет к приросту коэффициента занятости в регионе.
Бюджетная эффективность проекта оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств. К притокам средств для расчета бюджетной эффективности проекта относятся:
- притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;
- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
- платежи в погашение налоговых проектов;
- комиссионные платежи Минфину;
- дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта.[5]
К оттокам бюджетных средств относятся:
- предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственность соответствующего органа управления части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления проекта;
- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
-предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
Схема 1. Перечень объектов, предполагаемых к созданию, реконструкции или техническому перевооружению в ходе реализации
Проекта с указанием формы инвестирования
- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и с обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно рекомендуется учитывать:
- налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов;
- государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население. [6]
Строительство пассажирской подвесной канатной дороги как элемента логистической инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Жигулевская жемчужина» может быть оценено с точки зрения бюджетной эффективности, в которую входят и налоговые отчисления в структуры различных уровней:
- федеральный бюджет - 4 020 425 000 000 руб.,
- бюджет Самарской области - 3 406 979 000 руб.,
-внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.д.) - 179 427 000 руб.
Бюджетная эффективность создания «Жигулевской жемчужины» в рамках областной целевой программы оценивается по степени влияния результатов ее реализации на доходы и расходы бюджетов всех уровней.
Коммерческая эффективность инвестиционного проекта представляет собой экономический результат реализации инвестиционного проекта для инвесторов, определяемый как разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционных вложений и от производства и реализации производимых товаров, продукции и услуг с учетом внесения и уплаты различных платежей и налогов, в том числе страховых, согласно налоговому и другому законодательству страны.
Она отражает последствия реализации инвестиционного проекта непосредственно для инвесторов и определяется как по проекту в целом, так и для каждого его участника.
Оценка эффективности проекта должна основываться на следующих основных принципах:
- комплексное рассмотрение проекта на протяжении всего жизненного цикла: от прединвестиционной стадии до стадии завершения;
- применение методов логистического управления финансовыми потоками, их распределение, управление с учетом возможности использования различных валют;
- принцип положительности и максимального эффекта для инвестора при сравнении с проектами-аналогами;
- учет фактора времени: динамичность параметров проекта и его экономического окружения, разрывы во времени между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой, неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
- учет наличия нескольких участников проекта, с возможно несовпадающими интересами и ориентированностью на различные цели (социальные - органы государственной власти, коммерческие - представители бизнес-структур);
- учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.[9]
Одним из вариантов оценки эффективности проектирования логистической инфраструктуры туристско - рекреационного кластера может стать разработанная система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). [8]
В основе BSC лежат так называемые «ключевые показатели эффективности», или KPI (Key Performance Indicator), главное отличие сбалансированной системы показателей эффективности от произвольного набора показателей заключается в том, что все KPI, входящие в сбалансированную систему, во-первых, ориентированы на стратегические цели и, во-вторых, взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам.
Основываясь на определенных мероприятиях, сформулированных в «Дорожной карте» по реализации проекта создания туристско - рекреационного комплекса «Жигулевская Жемчужина», рассматривая логистическую инфраструктуру ТРК, нам кажется целесообразным разработка системы сбалансированных показателей ориентированных и сгруппированных относительно классических показателей эффективности (табл.1).
Таблица 1 Система сбалансированных показателей оценки эффективности функционирования логистической инфраструктуры кластера индустрии гостеприимства
Целевой объект управления Основные задачи Показатели, отражающие результаты выполнения поставленных задач Ответственное подразделение
Внутренние бизнес-процессы - Повышение ценности предоставляемых услуг и предложений объектами кластера - Обеспечение бесперебойности работы объектов кластера - Усиление гибкости в процессе предоставления услуг объектами ТРК - Уровень качества предоставляемых услуг - Объем оказываемых услуг - Эффективность функционирования пассажирской подвесной канатной дороги - Скорость обработки поступающего потребительского запроса Департамент туризма Самарской области, Частный партнер
Финансы - Повышение ликвидности финансовых ресурсов - Минимизация убытков от простоя канатной дороги - Коэффициент текущей ликвидности - Размер потерянной прибыли - Себестоимость оказания услуг объектами кластера Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Частный партнер
Клиенты - Определение ключевых сегментов рынка - Формирование устойчивой приверженности потребителя к оказываемым услугам Доля рынка Удовлетворенность потребителя Темп роста пассажиропотока Частный партнер, Департамент туризма Самарской области
Обучение и рост - Развитие потенциала кадрового ресурса кластера - Рационализация работы информационных систем и электронных баз данных по основным объектам кластера - Удовлетворенность персонала объектов кластера условиями труда - Эффективность система мотивации сотрудников - Интенсивность текучести кадров - Доступность информации о работе объектов ТРК - Скорость обработки информации но запросам потребителей и бронированию - Уровень автоматизации процесса взаимодействия с потребителями услуги Частный партнер
Представленная в таблице 1 система сбалансированных показателей оценки эффективности функционирования логистической инфраструктуры ТРК «Жигулевская Жемчужина» с использованием пассажирской подвесной канатной дороги отражает укрупненные характеристики работы кластера и в зависимости от целей анализа успешности работы объектов кластера могут быть видоизменены.
Литература:
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. - М.: ОАО "НПО "Изд-во "Экономика", 2000;
2. Комментарий к федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г., 14 декабря 2006 г.), Смушкин А. Б.;
3. Залозная Г.М., Залозная А.Ю., Залозный И.В. Повышение конкурентоспособности Российской экономики как фактор экономи-
ческого роста в условиях глобализации, Современная конкуренция. 2008. № 5. С. 43-57;
4. Залозная Г.М., Ишимбаев Р.Н. Эволюция теоретических концепций конкуренции, Журнал экономической теории. 2014. № 4. С. 211-221;
5. Пауль А.Г.: Бюджетно-правовое регулирование формирования доходов бюджета. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011;
6. Разживина Д.О. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного процесса /Д.О. Разживина, А.А. Бовин// Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 2. - С. 8-12;
7. Слепаков С.С., Катренко В.С. БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА, Современная конкуренция. 2007. № 6. С. 81-93;
8. Тарасенко В.А. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления, Из-во: Альпина Паблишер, 2015;
9. Усков И.В. КОНТРОЛЬ НАД ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ПРОГРАММ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ, Приволжский научный вестник. 2012. № 12 (16). С. 68-76.
УДК 332.133
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РАМКИ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «КЛАСТЕР» В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Бубнов А.В., аспирант кафедры «Экономическая теория» ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет» Барт Т.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры Менеджмента и маркетинга ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу понятия «кластера», разработаны фундаментальные признаки любого кластера: Авторами предложена система показателей оценки кластера, как экономического явления, его внутренней структуры и внешнего окружения. Обоснована экономическая целесообразность внедрения кластеров в инфраструктуры межрегионального рынка.
Ключевые слова: кластер, ресурсы, конкурентоспособность, рост, развитие, конкурентные преимущества, инновации.
CONCEPTUAL FRAMES AND BORDERS THE TERM «CLUSTER» IN ECONOMIC
SCIENCE
Bubnov A., the post-graduate student, Economic theory chair, FSEIHPE «Ulyanovsk State Technical University» Bart T., the lecturer of the Management and marketing chair, Moscow Witte University
The Article analyzes the concept of "cluster" developed between fundamental signs of any cluster: The Authors have proposed indicators to assess the cluster programmer, as an economic phenomenon, its internal structure and the external environment. Based on economic expediency of implementation of clusters in the nationwide market.
Keywords: cluster, resources, competitiveness, growth, development, competitive advantage, innovation.
В экономической науке все чаще используется понятие «кластер», сущность которого на протяжении последних двадцати лет трансформировалась весьма быстро. В итоге кластеры сейчас являются своеобразными анклавами инновационного развития экономики, позволяющими добиться главной цели - повышения конкурентоспособности товаров и услуг той или иной страны на мировом рынке. Однако в России кластерная политика государственными властями проводится крайне неэффективно, что ставит под угрозу результативность всех проводимых мероприятий по кластеризации экономики. И одной из причин этого является неправильное понимание кластера, его сущности, структуры, эволюционного развития кластерной теории.
Кластерная теория в экономической науке начала свое развитие еще в 80-х гг. ХХ в. благодаря работам М. Портера. Согласно его теории, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [1].
М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельные ее фирм, а кластеров - объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние
ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» по числу основных групп таких преимуществ [2].
М. Портер также провел анализ конкурентных возможностей ста отраслей в десяти странах, в результате чего оказалось, что наиболее конкурентоспособные ТНК обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, и даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании [3].
В итоге формируется кластер - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.
Как указывает Т. В. Цихан, в целом различаются три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования [4]: