Сфера услуг
УДК 330.59 АЛИПОВА АСИЯТ МУРАДОВНА
аспирант ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. Цель. Одним из основных способов создания эффективной системы оздоровления населения является использование инновационных подходов к организации эффективного оздоровления в санаторно-курортном комплексе (СКК). Данный подход подтверждают результаты исследований межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения о том, что здоровье нации на 10—15 % определяется уровнем развития здравоохранения и на 50—55 % — условиями и образом жизни населения, к которым относится и использование санаторно-курортного оздоровления. Целью статьи является рассмотрение и предложение научно-практических методов по оценке эффективности развития регионального СКК. Метод. Методологической базой оценки эффективности выступают квалиметрические принципы и методы, такие как: сравнительный количественный анализ данных, характеризующих фактическую деятельность организаций, и стандартных, нормативных, средних показателей, которые рассчитываются для каждого оцениваемого параметра. Результат. Предлагается расширенный вариант исследования вопросов при разработке подходов к оценке эффективности деятельности СКК в определении показателей экономический, медицинский и социальной деятельности СКО, где условие повышения объективности оценки эффективности деятельности СКО заключается в создании инновационного проекта оценочной системы, который будет представлять собой единство комплексов контроля и оценки эффективности. Вывод. Предложенная система оценочных показателей обладает аналогическими возможностями и может быть использована для диагностики состояния СКО, степени достижения ключевых показателей эффективности. Однако для оценки деятельности СКО целесообразно использовать инновационный проект, учитывающий достоинства вышеприведенных показателей систем оценки с научным обоснованием выбора того или иного показателя с учетом особенностей организации.
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортные организации, экономический эффект, медицинский эффект, социальный эффект, инновационный проект, оценка, показатели.
ALIPOVA ASIYAT MURADOVNA
Doctoral Student of of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University",
e-mail: [email protected]
EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS OF THE THERAPEUTIC RESORT AND TREATMENT CENTER COMPLEX
Abstract. Goal. One of the main ways of creating an effective system of recuperation of population is the use of innovative approaches to organization of effective recuperation in the therapeutic resort and treatment center complex (TRTCC). This approach is confirmed by the results of studies of the interdepartmental commission of the Security Council of the Russian Federation on population health protection about the fact that the health of the nation is determined by 10-15% by the level of development of health care, and by 50-55% by conditions and lifestyle of the population that also includes the use of therapeutic resort and treatment center recuperation. The goal of the manuscript is discussing and suggesting scientific and practical methods on the evalua-
tion of effectiveness of development of the regional TRTCC. The method. The methodological foundation of evaluation of effectiveness are qualimetric principles and methods such as a comparative quantitative analysis of data characterizing the actual activity of organizations, and the standard regulatory average indicators that are calculated for each of the indicators being evaluated. The result. We are suggesting an expanded variation of the study of issues on the development of approaches to the evaluation of effectiveness of the activity of the TRTCC when determining indicators of the economic, medical and social activity of the TRTCO where the condition of increasing the objectiveness of evaluation of effectiveness of activity of the TRTCO is in creating an innovative proposition of the evaluative system which will represent a unity of complexes of control and evaluation of effectiveness. The conclusion. We have suggested a system of evaluative indicators that has analogical capabilities and may be used to diagnose the state of the TRTCO, the degree of achievement of the key indicators of effectiveness. However, to evaluate the activity of the TRTCO it is desirable to use an innovative project that takes into account the accomplishments of the aforementioned indicators of systems of evaluation with a scientific substantiation of choosing one indicator or the other taking into account the particular characteristics of the organization.
Keywords: the therapeutic resort and treatment center complex, therapeutic resort and treatment center organizations, the economic effect, the medical effect, the social effect, an innovative proposition, an evaluation, indicators.
Важность оценки эффективности деятельности СКК заключается в определении ее составляющих частей, которые соответствуют выбранной стратегии, социальным обязательствам и отраслевым особенностям. Разработан ряд различных методик оценки эффективности деятельности самого комплекса, но нет подхода к определению эффективности санаторно-курортных организаций (СКО). Надо отметить, что отсутствие данной системы показателей оценки эффективности СКО затрудняет оценку данных коэффициентов в целом по всему региону.
Характер деятельности организаций СКК обусловлен большим количеством факторов, от которых зависит комплекс санаторных услуг, что создает определенные трудности для разработки и реализации функций контроля за всеми аспектами деятельности комплекса. То есть при формировании подходов к комплексному исследованию эффективности СКК необходимо знать определенные приоритеты оценки, где оценка — это совокупность оценочных показателей, которыми может пользоваться СКО для достижения стратегических и тактических целей.
Основу оценочных показателей представляет собой комплекс системы экономической, социальной и медицинской эффективности.
?
где Ээ — экономическая эффективность;
Мэ — медицинская эффективность;
Сэ — социальная эффективность.
Методологической базой предлагаемого варианта оценки эффективности выступают ква-лиметрические принципы и методы, такие как: сравнительный количественный анализ данных, характеризующих фактическую деятельность организаций, и стандартные, нормативные, средние показатели, которые рассчитываются для каждого оцениваемого параметра.
Для определения эффективности СКО должны быть разрешены следующие задачи:
- выбор наиболее адекватных показателей оценки эффективности деятельности СКО;
- вычисление точных расчетов каждого из выбранных оценочных показателей.
Оценка экономического показателя и деятельности санаторно-курортных организаций. Расчет показателя экономической эффективности СК может быть построен по соотношению результатов деятельности и затрат, понесенных для их достижения. Учет затрат многих санаторно-курортных организаций диктует исчисление экономической эффективности КЭэ. На сегодняшний день организационно-правовой статус СКО варьируется от частных до некоммерческих (относящиеся к ФНПР), которые не ставят перед собой задачу получения прибыли. Исходя из этого предлагается 2 варианта расчета экономической эффективности:
Региональные проблемы преобразования экономики, №1, 2018
Первый вариант — для СКО, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности:
ч ч
где Чп — чистая прибыль; ПЗ — полные затраты; Ро — ресурсы организации.
Второй вариант — для санаторно-курортных организаций, относящихся к ФНПР:
ПЗ РО
где В — выручка от основных видов деятельности.
Расчет оценки экономической эффективности производится на основании финансовой отчетности организации за год, полугодие, квартал.
Оценка медицинского показателя деятельности санаторно-курортных организаций. Медицинскую эффективность КЭмед надо рассматривать как степень достижения положительного медицинского результата, который проявляется при положительной динамике здоровья пациентов. При этом обязательно надо учитывать, что медицинская эффективность неразрывно связана с качеством медицинской деятельности.
Исходя из этого предлагается 2 элемента, которые и представляют собой оценку качества медицинского обслуживания, это:
- Медицинская эффективность.
- Количество дефектов медицинского вмешательства.
Министерством здравоохранения и социального развития России утверждены для СКО методики лечения каждого заболевания, которые представляют собой стандартные процедуры по диагностике и лечению. Возникающие дефекты медицинского обслуживания связаны с неправильным применением данных стандартов.
Оценка социального показателя деятельности санаторно-курортных организаций. Социальный эффект можно определить как оценку доступности цены лечения в санатории. Источником таких оценок и расчетов являются данные Росстата и региональных органов статистики: средняя заработная плата по территории и величина прожиточного минимума.
Для оценки доступности оздоровительных услуг СКО надо рассчитать следующие показатели:
1. Соотношение средней заработной платы и средней цены путевки.
2. Соотношение прожиточного минимума и средней цены путевки.
Для оценки социальной эффективности высчитывается коэффициент доступности:
=
,д ц
Мер
где Кд — коэффициент доступности;
ЗПср — заработная плата средняя;
ПМ — прожиточный минимум;
Цср — цена путевки средняя.
При разработке подходов к комплексной оценке эффективности деятельности СКК в определении показателей экономический, медицинский и социальной деятельности СКО можно предложить расширенный вариант исследования этих вопросов, где условие повышения объективности оценки эффективности деятельности СКО заключается в создании инновационного проекта оценочной системы, который будет представлять собой единство комплексов контроля и оценки эффективности.
Теоретической базой такого подхода должен быть проектный менеджмент с назначением руководителя данного проекта, который будет обладать базовыми знаниями менеджмента и необходимыми личными качествами. В его руках будут сосредоточены финансовые, матери-
курортного комплекса
альные и человеческие ресурсы.
Понимание необходимости, целесообразности данного подхода к управлению изменениями будет способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов. Разработка алгоритма принятия решения об изменениях в СКК должна быть основана на:
1. Научном обосновании показателей качества и экономических характеристик оздоровительных услуг.
2. Обосновании требований к экономической эффективности.
3. Анализе эффективности процессов предоставления рекреационных услуг.
Учитывая специфику инновационных проектов, оценку их результативности нужно осуществлять с помощью комплексных показателей, которые отражают экономические, организационно- оздоровительные (медицинские) и социальные аспекты.
Обобщенная структура показателей эффективности инновационных проектов отображена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура системы показателей эффективности инновационного проекта.
К организационно-оздоровительным (медицинским) показателям эффективности для инновационного проекта относятся: степень научно-оздоровительного эффекта, результаты работы по моделям конечных результатов, показатели уровня качества медицинской помощи, комплексные показатели качества работы санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.
Важнейшими социальными показателями эффективности инновационных проектов являются:
- понижение частоты и тяжести рецидивов и осложнений основного и сопутствующих за-
Региональные проблемы преобразования экономики, №1, 2018
болеваний;
- увеличение процента выздоровления;
- снижение числа дней временной нетрудоспособности;
- уменьшение нервно-психического напряжения.
Оценка экономической эффективности инновационного проекта представляет собой главный этап в процессе принятия управленческого решения. Инновационный проект оценивается в первую очередь с точки зрения технического выполнения, затем — экологической безопасности и социально-экономической эффективности. Под экономической эффективностью понимают оценку сравнения получаемых результатов и расходов, объединенных с инвестиционными операциями и эксплуатацией вводимых мероприятий.
Для регионального уровня оценка эффективности санаторно- курортных организаций при разделении на экономический, медицинский и социальный компоненты выглядит следующим образом:
н
3 =-
где Н — налоги СКО;
ЕрН — сумма всех собранных региональных налогов.
ч
4 — ВУ - ч '
где Чву — число жителей региона, воспользовавшихся услугами СКО; Чжр — число жителей региона.
ч
эс= X ч
где Чдп — число деловых партнеров, обеспечивающих потребности СКО; Чпр — общее число предприятий в регионе.
Предложенная система оценочных показателей обладает аналогическими возможностями и может быть использована для диагностики состояния СКО, степени достижения ключевых показателей эффективности. Однако некоторые показатели могут дублировать друг друга, и недостаточно обоснованы интервалы значений уровней эффективности.
Таким образом, отсутствует единый подход к разработке систем оценки эффективности деятельности СКО, что дает возможность внести собственные предложения в исследуемой области.
Исходя из вышесказанного, считаю, что для оценки деятельности СКО целесообразно использовать инновационный проект, учитывающий достоинства вышеприведенных показателей систем оценки с научным обоснованием выбора того или иного показателя с учетом особенностей организации.
Литература
1. Асланов Д. И. Развитие теоретико-методологических основ трансформации санаторно-курортного комплекса региона: дис. на соискание ученой степени д-ра эк. наук: 08.00.05. Екатеринбург. — 2013. — 287 с.
2. Быкова О. Н. Формирование стратегии инновационного развития санаторно-курортного и туристического комплекса (на примере города Сочи): дис. На соискание ученой степени д-ра эк. наук: 08.00.05. Москва, 2009. — 347 с.
3. Карагод В. С. Оценка эффективности деятельности санаторно- курортных организаций // Экономический анализ: теория и практика. — 2010. — № 38. — С. 38-43.
4. Коблев Р. М. Организационно-экономические инструменты повышения конкурентоспособности СКО как фактор обеспечения их устойчивого развития», 2011.
5. Панаско Д. С., Ермоленко Г. Г. Оценка эффективности инновационных факторов развития санаторно-курортного комплекса Крыма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). — 2016. — № — 2. С. 107-114.
6. Панаско Д. С., Ермоленко Г. Г. Специфика инновационного управления в санаторно-курортном комплексе Крыма //Экономика. — 2015. — Т. 3. — №. 6. — С. 47-51.
7. Пономарев О. И. Особенности, задачи, проблемы и их решение санаторно-курортных организаций. — 2009.
8. Попова В. Л. Управление инновационными проектами: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 336 с.
9. Столяренко А. В. Тенденции развития ценообразования в санаторно-курортном комплексе //Культура народов Причерноморья. — 2013. — № 262. — С. 106-110. [Электронный ресурс].
10. Тырышкина Е. М. Обзор методик оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций //Молодой ученый. — 2011. — № 6. — Т. 1. — С. 173-175.
11. Управление проектами: учебник для бакалавров / Под ред. Е. М. Роговой. М.: Юрайт, 2013. — 383. — С. 12.
12. Харин А. В. Развитие санаторно-курортного туризма в системе регионального курортного рекреационного комплекса: автореф. дис. на соискание уч. степени кан. эк. наук: Санкт-Петербург. — 2005. — С. 34.
13. Carson R. The Optimal Size of the Competitive Firm / R. Carson // Journal of Economics and Business. February. P. 24-29.
14. Stephen Harris. Public Private Partnerships in healthcare services: Key issues for Governments Paper presented to the Commonwealth Secretariat Health Ministers Conference Geneva. May 2010.
15. Valarie A. Zeithaml A. Parasuraman, Leonard L. Berry. Delivering quality service: balancing customer perceptions and expectations. The Free Press. 226p.
References:
1. Aslanov D. I. Development of theoretical-methodological foundations of the transformation of the sanatorium — resort complex of the region. On competition of a scientific degree of Dr. Eck. Sciences: 08.00.05. Ekaterinburg, 2013. 287p.
2. Bykov O. N. Formation of strategy of innovative development of sanatorium and tourist complex (on the example of the city of Moscow): dis. On competition of a scientific degree of Dr. Eck. Sciences: 08.00.05. Moscow, 2009. 347p.
3. Carson R. The Optimal Size of the Competitive Firm / R. Carson // Journal of Economics and Business. February. P. 24-29.
4. Harin A. V. Development of sanatorium and resort tourism in the system of regional resort recreation complex: Avtoref. Dis. For the academic Degree of Kan. Ci. Of Sciences Saint-Petersburg, 2005. P. 34.
5. Karagod V. S. Assessment of the effectiveness of sanatorium — resort organizations. Economic analysis: theory and practice. 2010. No. 38. P. 38-43.
6. Koblev R. M. Organizational and economic instruments for improving the competitiveness of North Kazakhstan region as a factor for ensuring their sustainable development. 2011.
7. Penasco D. S., Ermolenko G. G. Evaluation of the effectiveness of the innovation factors of development of a sanatorium complex of the Crimea scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernad-sky. Economics and management. Volume 2 (68). 2016. No. 2. P. 107-114.
8. Penasco D. S., Ermolenko G. G. the Specifics of innovation management in the sanatorium - resort complex of Crimea //Economy. 2015. Vol. 3. No. 6. P. 47-51.
9. Ponomarev O. I. Features, tasks, problems and their solution of sanatorium organizations. 2009.
10. Popov V. L. Management of innovative projects: studies. Benefit. M.: INFRA-M, 2009. 336 p.
11. Project management: textbook for students / ed. by E. M. Horn. M.: Yurayt, 2013. P. 12.
12. Stephen Harris. Public Private Partnerships in healthcare services: Key issues for Governments Paper presented to the Commonwealth Secretariat Health Ministers Conference Geneva. May 2010.
13. Stolyarenko A. V. Trends in the development of pricing in the sanatorium and resort complex // Culture of black sea region. 2013. No. 262. P. 106-110 [Electronic resource].
14. Tyryshkina E. M. Review of methods of assessment of efficiency of activity of the sanatorium organizations // Young scientist. 2011. No. 6. Vol. 1. P. 173-175.
15. Valarie A., Zeithaml A., Parasuraman, Leonard L. Berry. Delivering quality service: balancing customer perceptions and expectations. TheFreePress. 226 p.