УДК 331.5.07
Ирина Юрьевна Ануфриева
(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, социологии труда и управления персоналом Алтайского государственного университета, г. Барнаул)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ КАДРОВЫХ АГЕНТСТВ
Ключевые слова: частные кадровые агентства, рынок кадровых услуг, оценка эффективности кадровых услуг, показатели оценки.
История развития рынка кадровых услуг на Алтае насчитывает уже более 20 лет. В крае первые частные кадровые агентства появились в середине 90-х гг. В основном это были единичные частные кадровые агентства - отделения крупных агентств соседних регионов. Однако с 1996 г. в Алтайском крае стали развиваться местные частные структуры, способствующие занятости населения.
В то время на рынке труда были представлены самые разнообразные частные кадровые услуги как для работодателей, так и для безработных граждан. Основными видами кадровых агентств в зависимости от вида предоставляемых услуг были:
1) рекрутинговые агентства;
2) биржи труда (работа по договорам с соискателями);
3) центры обучения с последующим трудоустройством;
4) консалтинговые кадровые центры;
5) агентства по трудоустройству за рубежом или вахтовым методом;
6) специализированные кадровые агентства (по профессиям работников или сферам деятельности);
7) агентства по составлению и размещению печатных объявлений о вакансиях [1].
Примечательно, что на тот момент времени в Алтайском крае практически не было агентств, специализирующихся на международном трудоустройстве граждан. Периодически появлялись на рынке кадровых услуг 1-2 агентства, которые из-за сложной информационно-правовой специфики деятельности, повышенных рисков вскоре прекращали свою деятельность.
Ратификация Россией Конвенции МОТ №181 «О частных агентствах занятости»
1997 г. [2], экономический кризис конца 90-х гг., развитие информационных и кадровых технологий привели к существенным переменам на рынке кадровых услуг.
На рынке кадровых услуг Алтайского края появились новые виды частных кадровых агентств:
1) электронная биржа труда в Internet (контактно-информационные услуги специализированных сайтов);
2) электронное кадровое агентство с полным набором услуг, аналогичных обычному кадровому агентству.
В то же время полностью исчезли кадровые агентства, специализирующиеся на трудоустройстве за рубежом. Услугами по трудоустройству вахтовым методом стали заниматься представители агентств других регионов. Кроме этого в крае была создана Ассоциация специалистов по профессиональному подбору персонала, в которую начали входить ведущие рекрутинговые агентства Алтайского края.
Подавляющее большинство частных кадровых агентств развивалось в столице Алтайского края - г. Барнауле. По данным Справочника предприятий Сибирского федерального округа SPR, в настоящее время в городе действует 76 кадровых агентств подбора персонала и трудоустройства, из них около 20 являются филиалами или отделениями местных или крупнейших из других регионов кадровых агентств [3].
Со временем большинство частных кадровых агентств трансформировалось в ре-крутинговые и с начала нулевых годов занимается поиском и подбором персонала для организаций-заказчиков на возмездной договорной основе. Основной задачей их деятельности является оперативный поиск кандидатов для организаций, которые к ним обратились
Оценка эффективности деятельности частных кадровых агентств
с определенной вакансией и четко сформулированными требованиями к кандидатам. При этом с граждан-клиентов, обратившихся в ре-крутинговые агентства в поисках работы, плата за включение в базу данных, прочие мелкие услуги не взымается, но и гарантии оперативного трудоустройства им не выдается.
Как показал обзор деятельности действующих кадровых агентств, в Барнауле еще существуют кадровые агентства, которые взимают плату за оказание информационных услуг с безработных граждан. Большинство же кадровых агентств специализируется на выполнении таких услуг как:
1) платные услуги кадровых агентств по поиску и отбору кандидатов на вакантные должности и рабочие места организаций;
2) платные услуги по составлению и опубликованию объявлений о вакансиях организаций-заказчиков в средствах массовой информации;
3) бесплатное консультирование и содействие трудоустройству безработных граждан.
Наиболее известными и востребованными на рынке кадровых услуг являются такие кадровые агентства, как «Персонал», «Жираф», «Персона Грата», «Авантаж». Некоторые из них являются даже агентствами по поиску и подбору персонала для региональных организаций (например, call-центров сети «МТС» и банка «ВТБ») и имеют постоянные договоры на оказание им рекрутинговых услуг. Но это скорее исключение из правил, так как в большинстве случаев в крае для федеральных организаций персонал подбирают агентства федерального уровня с филиалами по всей стране, такие как Ancor Man Power, Kelly Services и др. [4].
Большая часть рекрутинговых агентств сосредоточила деятельность на локальном рынке кадровых услуг и занимается поиском работы для алтайских организаций, специализируясь на конкретном сегменте кандидатов, например: на домашнем персонале, специалистах менеджмента и экономики, торговых профессиях и др. Гораздо меньше агентств работает по смешанным технологиям (оказание рекрутинговых услуг организациям-заказчикам и консалтинговых услуг гражданам).
В чем же отличие деятельности частного кадрового агентства от государственных структур, содействующих занятости населе-
ния? Особенностями их деятельности, на наш взгляд, являются:
- ориентация на коммерческий результат;
- платность предоставляемых услуг заказчику;
- гибкость договорных отношений;
- отсутствие социальных и материальных гарантий для безработных;
- разнообразие предоставляемых услуг;
- оперативное обновление базы данных;
- поиск вакансий по желанию кандидата и др.
Подбор персонала через частные кадровые агентства дает целый ряд преимуществ организации-работодателю по сравнению с самостоятельным подбором (экономия средств и времени руководителя и специалистов). Необходимо только выбрать такое агентство, которое сможет в приемлемые сроки подобрать конкретного кандидата на конкретные условия вакансии.
Нами предлагается набор показателей, оценивающих эффективность деятельности частных кадровых агентств на местном рынке кадровых услуг.
Косвенные показатели эффективности деятельности агентств:
- качество проводимой кадровым агентством рекламной кампании свидетельствует об уровне организационного развития агентства, о наличии или отсутствии структурных подразделений, занимающихся рекламой;
- качество подготовленных юридических документов характеризует правовую культуру персонала агентства;
- дополнительные услуги, оказываемые агентством, позволяют оценить уровень профессионального развития, квалификации персонала.
Прямые показатели эффективности деятельности частного кадрового агентства:
- скорость поступления информации о кандидатах, а также каналы и способы распространения информации о вакансиях свидетельствуют об использовании агентством современных технологий;
- характеристики базы данных «Кандидаты» дают представление об объеме информационных массивов, находящихся в распоряжении агентства, и скорости их обработки;
- непосредственная квалификация персонала связана с качеством оказываемых услуг клиентам.
Раздел 1. Экономика
Анализ наиболее распространенных кадровых рисков и проблем кадровой безопасности [5; 6] позволил сгруппировать
основные характеристики сильного и слабого кадрового агентства по подбору персонала (см. табл.).
Рекомендуемые характеристики деятельности сильного и слабого кадровых агентств
Сильное кадровое агентство Слабое кадровое агентство
1. Старается досконально понять требования организации-заказчика к кандидатам 1. Не вникает в проблемы заказчика, стараясь лишь оценить его платежеспособность
2. Проводит тщательную диагностику кандидатов на вакансии 2. Ограничивается поверхностной экспресс-диагностикой
3. Не берет деньги с безработных граждан 3. Берет деньги с безработных за самые разнообразные услуги
4. Представляет для окончательного выбора 2-3 кандидата, каждый из которых отвечает требованиям организации-заказчика 4. Представляет резюме 10-20-30 кандидатов, отдаленно подходящих под требования заказчика
5. Соблюдает необходимую конфиденциальность информации о фирме-заказчике и о кандидатах 5. Отсутствует необходимая осторожность и деликатность в этом вопросе
6. Оберегает заказчика от ошибок 6. «Проталкивает свой товар»
7. Внимательная работа с клиентами 7. Поверхностная работа с клиентами
8. Гарантийный срок безвозмездной замены неподходящего кандидата не менее 2-х месяцев 8. Гарантийный срок безвозмездной замены неподходящего кандидата менее 2-х месяцев
9. Профессионально и юридически качественная работа 9. Возможны ошибки в работе, уход из организации подобранных кандидатов как в период гарантийного срока, так и после него
Несмотря на высокую стоимость кадровых услуг частных кадровых агентств, на рынке наблюдается устойчивая потребность в них как со стороны организаций, так и со стороны безработных граждан. Следовательно, оценка
эффективности деятельности агентств и качественных кадровых услуг должна быть освоена всеми потенциальными клиентами, что позволит им избежать разочарований и негативных последствий.
Библиографический список
1. Ануфриева, И.Ю. Развитие рынка кадровых консалтинговых услуг / И.Ю. Ануфриева // Развитие управленческого консалтинга в регионах : материалы Международной научно-практической конференции, апрель 2013 г. / под ред. В.И. Звонникова, О.В. Кожевиной. - Барнаул : АЗБУКА, 2013. - С. 135-138.
2. О частных агентствах занятости : Конвенция МОТ №181 от 19 июня 1997 г. - URL: http:// www.conventions.ru/view_base.php?id=356.
3. Электронный справочник предприятий Сибирского федерального округа России. - URL: http://sfo.spr.ru/barnaul-i-gorodskoy-okrug-barnaul/sfera-biznes-uslug/kadrovie-agentstva-i-tsentri-podbor-personala/.
4. Шваков, Е.Е. Анализ инвестиционной сферы Алтайского края / Е.Е. Шваков // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. - С. 35-39.
5. Соломанидина, Т.О. Кадровая безопасность компании / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломани-дин. - М. : Изд-во «Альфа-Пресс», 2011. - 688 с.
6. Цветкова, И.И. Классификация кадровых рисков в организации / И.И. Цветкова // Экономика и управление. - 2009. - №6. - С. 38-43.