Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
студенты / занятия по физической культуре / оценка эффективности / динамика физической подготовленности / Students / physical education classes / performance assessment / dynamics of physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кортава Ж. Г., Федякина Л. К.

Актуальность анализа подходов к оценке эффективности академических занятий физической культурой в вузе обусловлена снижением двигательной активности и физической подготовленности современных студентов. Целью работы является разработка методических приемов, позволяющих повысить объективность оценки и эффективность академических занятий физической культурой в вузе. В работе показаны проблемные аспекты оценки эффективности академических занятий физической культурой в вузе в настоящее время. Предложено рассматривать в качестве основного критерия не выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности, а индивидуальную динамику в развитии основных двигательных способностей. Это позволяет оптимизировать оценку успешности прохождения курса дисциплин по физической культуре и спорту в вузе, что способствует повышению интереса студентов к практическим занятиям и улучшению физической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кортава Ж. Г., Федякина Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF ACADEMIC CLASSES PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The relevance of the analysis of approaches to assessing the effectiveness of academic physical education classes at the university is due to a decrease in motor activity and physical fitness of modern students. The aim of the work is to develop methodological techniques that make it possible to increase the objectivity of assessment and the effectiveness of academic physical education classes at the university. The paper shows the problematic aspects of evaluating the effectiveness of academic physical education classes at the university at the present time. It is proposed to consider as the main criterion not the fulfillment of control standards for physical fitness, but individual dynamics in the development of basic motor abilities. This makes it possible to optimize the assessment of the success of the course of elective disciplines in physical culture at the university, which contributes to increasing students' interest in practical classes and improving physical fitness

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ»

suffixes such as '-less'. Here are some examples:unhappy, disrespectful , useless

Negative Imperatives. Imperatives are non-finite clauses because they are made of bare infinitives. To negate imperatives all you have to do is add the phrase 'do not' (also contracted as don't) to the beginning of the imperative sentence. You can also use never as a negative marker for imperative sentences. Remember that you cannot use negative pronouns to make negative imperatives Список использованной литературы:

1. Kluwer Horn. What is Negation?. -L., 2001.

2. A Natural History of Negation. - University of Chicago Press, 1953-59.

3. Wansing Heinrich. On the Logic of Negation. - Berlin, 2007,

4. Goble Lou. Negation. -Oxford:The Blackwell Guide to Philosophical Logic, 2018.

© Какабаева О., Аразгылыджова З., 2024

УДК 796.012.61:159.943

Кортава Ж. Г.

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

Федякина Л. К. канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Аннотация

Актуальность анализа подходов к оценке эффективности академических занятий физической культурой в вузе обусловлена снижением двигательной активности и физической подготовленности современных студентов. Целью работы является разработка методических приемов, позволяющих повысить объективность оценки и эффективность академических занятий физической культурой в вузе. В работе показаны проблемные аспекты оценки эффективности академических занятий физической культурой в вузе в настоящее время. Предложено рассматривать в качестве основного критерия не выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности, а индивидуальную динамику в развитии основных двигательных способностей. Это позволяет оптимизировать оценку успешности прохождения курса дисциплин по физической культуре и спорту в вузе, что способствует повышению интереса студентов к практическим занятиям и улучшению физической подготовленности.

Ключевые слова студенты, занятия по физической культуре, оценка эффективности, динамика физической подготовленности.

Kortava Zh. G.

Ph.D.,

Associate Professor at Sochi State University

Fedyakina L. K.

Ph.D.,

Associate Professor at Sochi State University

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF ACADEMIC CLASSES PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Annotation

The relevance of the analysis of approaches to assessing the effectiveness of academic physical education classes at the university is due to a decrease in motor activity and physical fitness of modern students. The aim of the work is to develop methodological techniques that make it possible to increase the objectivity of assessment and the effectiveness of academic physical education classes at the university. The paper shows the problematic aspects of evaluating the effectiveness of academic physical education classes at the university at the present time. It is proposed to consider as the main criterion not the fulfillment of control standards for physical fitness, but individual dynamics in the development of basic motor abilities. This makes it possible to optimize the assessment of the success of the course of elective disciplines in physical culture at the university, which contributes to increasing students' interest in practical classes and improving physical fitness.

Keywords

Students, physical education classes, performance assessment, dynamics of physical fitness.

Введение. В последнее время во многих вузах нашей страны наблюдаются негативные тенденции, а именно: сокращение академических часов на обязательные занятия по физической культуре, увеличение доли часов на самостоятельные занятия, увеличение численности студентов на одного преподавателя. В научно-методической литературе приводятся многочисленные, порой противоречивые, данные о влиянии академических занятий физической культурой в вузе на уровень физической и функциональной подготовленности студентов [3-5, 7, 9-11, 13, 14 и др.]. Как правило, авторами делаются выводы о положительном, нейтральном и даже отрицательном влиянии академических занятий физической культурой, на основе анализа результатов выполнения педагогических тестов и их соответствия установленным нормам. Отмечаем, что такой подход имеет и негативное влияние:

- хорошо физически подготовленные студенты, выполняя тот или иной норматив на отлично, теряют интерес к показу максимального результата, что не позволяет объективно оценить динамику их физической подготовленности;

- студенты с невысоким уровнем физической подготовленности испытывают сложности при выполнении тех или иных контрольных нормативов или не в состоянии их выполнить, даже удовлетворительно. Они теряют интерес к занятиям физической культурой [12]. Представляется, что данные обстоятельства оказывают существенное влияние на результаты оценки эффективности академических занятий физической культурой в вузе. Следует отметить, что установлена зависимость динамики уровня подготовленности от количества академических часов, выделяемых на практические занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» [6].

С целью разработки методических приемов, позволяющих повысить объективность оценки эффективности академических занятий физической культурой в вузе, анализировалась научно-методическая литература и нормативные документы по организации процесса физического воспитания в вузе.

Результаты и обсуждение. Анализ динамики физической подготовленности студентов за время обучения в вузе характеризует эффективность использования тех или иных средств и методов физической культуры. Следует отметить, что необходимо учитывать величину тренировочной нагрузки (парциальные объемы) при использовании тех или иных средств физической культуры и последовательность их использования [4, 6, 8, 15 и др.].

Успешность выполнения контрольных нормативов по физической подготовке студентов для оценки эффективности занятий представляется не эффективным. Такой подход базируется на среднестатистических результатах тестов при разработке контрольных нормативов и не учитывает

индивидуальные морфологические особенности строения и особенности физического развития студентов.

Оценка эффективности занятий физической культурой по показателям динамики компонентного состава тела студентов [8] позволяет учитывать индивидуальные морфологические особенности строения тела каждого студента. Отмечено [2], что компонентный состав тела студентов оказывает существенное влияние на результаты выполнения контрольных нормативов по физической подготовке. Отмечаем, что данный метод является достаточно надежным и объективным и вполне может дополнять динамику результатов выполнения педагогических тестов.

Представляется более эффективным подходом оценки эффективности занятий физической культурой на основе динамики физической подготовленности студентов, выраженной в процентах. Процент улучшения индивидуальных результатов каждого педагогического теста может служить оценкой эффективности занятий [11, 12], основой для оценки качества работы преподавателя по физической культуре в вузе. Такой подход предлагался в программе по физической культуре для высших учебных заведений, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в 1994 г. [1], однако, почему-то в последнее время, не нашел должного применения. Поэтому представляется целесообразным вернуться к тому, что уже было создано, а именно, к оценке эффективности занятий по физической культуре на основе динамики физической подготовленности каждого студента по их индивидуальному прогрессу.

Заключение. Оценка эффективности занятий физической культурой должна учитывать индивидуальные морфологические особенности организма каждого студента, должна способствовать повышению интереса к практическим занятиям. Анализ величины изменения показателей педагогических тестов за время занятий, выраженный в абсолютных или относительных единицах (%), позволяет учесть индивидуальные особенности развития каждого студента и оценить эффективность занятий физической культурой.

Список использованной литературы:

1. Программа по физической культуре для высших учебных заведений. (Государственный комитет РФ по высшему образованию). - Москва , 1994. - 33 с.

2. Блинков, С. Н. Исследование состава массы тела и физических возможностей студенток 18-19 лет / С. Н. Блинков, С. Ф. Сокунова, С. П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2024. -№ 5 (231). - С. 13-16. - EDN KTNLGU.

3. Гонсалес, С. Е. Современные проблемы физического воспитания студентов вузов (краткий обзор) / С. Е. Гонсалес // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 33-37.

4. Динамика аэробной выносливости студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре / А. А. Федякин, Ж. Г. Кортава, Л. К. Федякина, Н. Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 395-398. - DOI 10.34835Zissn.2308-1961.2021.10. р395-398.

5. Динамика изменения физической работоспособности и подготовленности студентов-медиков в процессе обучения в вузе / Т. В. Рудева, Л. Н. Порубайко, И. П. Проскурякова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2024. - № 8 (234). - С. 58-62. - EDN OLRYSJ.

6. Зависимость развития выносливости от количества практических занятий по дисциплине «Физическая культура» у студентов основного отделения / С. А. Баранцев, В. П. Чичерин, В. В. Баранников, Ф. М. Зезюлин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2024. - № 9 (235). - С. 25-29.

7. Михонин, А. А. Некоторые проблемы в преподавании дисциплины «Физическое воспитание» в техническом вузе / А. А. Михонин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 112-114

8. Оценка эффективности занятий физической культурой по показателям динамики компонентного

состава тела студентов / А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава, Л.К. Федякина, Н.Ю. Заплатина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 437-440. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p437-440. - EDN TRCYRP.

9. Перспективы «оптимизации» дисциплины «физическая культура» вузах / А. В. Агеевец, В. Ю. Ефимов-Комаров, Л. Б. Ефимова-Комарова, М. В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2022. - № 2 (204). - С. 9-14.

10. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж. Г. Кортава, А. А. Федякин, Ю. А. Васильковская, Н. Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.

11. Третьяков, А. А. Оценка влияния занятий физической культурой на обучающихся в высших учебных заведениях / А. А. Третьяков, О. А. Колесникова, А. Г. Колесников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 380-385.

12. Федякин, А. А. Влияние уровня физической подготовленности студентов на тренировочный эффект занятия физической культурой / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина. - В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. 2015. - С. 170-175.

13. Федякин, А. А. Физическое воспитание студентов: некоторые проблемные аспекты / А. А. Федякин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5 (207). - С. 445-448. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.5. p 445-448.

14. Fedyakin, A. А. Analysis of dissertation research on physical education of students / A. А. Fedyakin, E. V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 1 (7). - С. 17-23.

15. Федякина, Л.К. Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л. К. Федякина, А. А. Федякин, Е. В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.

© Кортава Ж.Г., Федякина Л.К., 2024

УДК 37

Овезгельдиева Г.,

Преподаватель.

Туркменского национального института мировых языков имени Д. Азади.

Шайымова Ш.,

Преподаватель.

Туркменского государственного университета имени Махтумкули.

Ашхабад, Туркменистан.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Аннотация

В последние десятилетия русский язык вызывает всё больший интерес среди иностранных студентов, что повышает спрос на эффективные методы его преподавания. Методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ) учитывает как особенности языка, так и культурные различия, чтобы обучение было успешным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.