2012/2
ВЕСТНИК Тувинского государственного университета
Тюменский государственный университет. Тюмень, 2006. 29 с.
24. Балева М.В. Полимодальное Я: этнический и кросскультурный аспекты (на материале удмуртских и русских студентов): автореф. дне. ... канд. психол. наук.
Пермский гос. ин-т искусства и культуры. Пермь, 2004. 22
с.
25. Резников E.H., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. М.: ПЕР СЭ, 2002. 223 с.
ОЦЕНКА ДИЗАДАПТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ СТУДЕНТОВ ТУВГУ
Красгшъиикова В. А.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE EVALUATION OF THE DYSAPTATION DISORDERS OF THE STUDENTS OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY
Krasilnikova V.A.
Tuvan state university, Kyzyl
В статье рассмотрены показатели ситуационной метеореакции и экологического утомления с иелъю определения адаптационных процессов к условиям окружающей среды, а также опред2еш 11
Кшчевш слова: Адаптации, дизадаптивные расстройства, ситуационная метеореакиия экологическое утомление, психоэмоциональное напряжение, нервные процессы. метеоре акция,
„-¡ЯП tziïs
with stress levels above normal. asymmetry, with no, mal levels of stress and
Известно, что любое возмущающее воздействие факторов внешней среды приводит к возникновению ответных реакций со стороны функциональных систем организма, обеспечивающих сохранность гомеостаза [6; 3; 8; 15; 14; 1; 2]. В основе таких реакций лежит
общебиологический принцип замещения функций - явление адаптации. Адаптация -одно из основных свойств живого организма. Ее проявление можно наблюдать на разных физиологических уровнях - от клеток до сложных форм поведения организма [4; 9; 10; 12].
Основные механизмы адаптации детерминированы генетически, что определяет надежность и стабильность деятельности организма в неадекватных условиях среды.
П.К. Анохин [3] отмечает, что в адекватных условиях среды включаются мобильные и экономичные механизмы компенсации, а в неадекватных и экстремальных - инертные и неэкономичные механизмы.
Срыв адаптации наступает только тогда, когда механизмы отклонений берут верх над
механизмами защиты. Если привычные физиологические механизмы недостаточны для компенсации воздействия экстремальных факторов, то мобилизуются дополнительные механизмы. Такой процесс компенсации характерен для адаптации к неадекватным условиям среды.
Тыва относится к районам с
экстремальными условиями для проживания.
Адаптация к таким условиям вызывает
напряжение в физиологической работе многих
органов и систем. Поэтому, с целью
уменьшения патологического влияния
стрессоров, были проведены обследования студентов.
Определение адаптивных резервов организма осуществлялось посредством общей оценки ответов испытуемых на различные задания, предоставляемые программой «СКРИНМЕД», разработанной в лаборатории механизмов дизадаптации Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН авторы: Хаснулин В.И. и Макаренко A.A., номер государственной регистрации в
РосНИИАПО 970035 от 29.01.1997 г.
Предварительно перед выполнением теста студентам измерялись антропометрии-ческие и физиометрические показатели: рост (стоя), масса тела, артериальное давление, частота сердечных сокращений.
Статистическая обработка проводилась с использованием пакетов программ Microsoft EXCEL. Вычисляли М-среднее, ш-ошибку среднего, достоверность различий.
Для определения дизадаптивных расстройств нами был проведен анализ показателей ситуационной метеореакции, экологического утомления, степени заторможенности нервных процессов, уровня психоэмоционального напряжения у студентов разных возрастных групп (табл. 1,2).
Таблица 1
Показатели дизадаптивных расстройств студентов возрастной группы 17-19 лет в %
Показатели дизадаптивных расстройств Контингент низкий % высокий % норма %
Ситуационная метеореакция девушки п—61 0 88,5±4,0 11,4±4,0
юноши п=19 0 89,4±7,0 10,5±7,0
Показатель экологического утомления девушки п—61 52,4±6,3 27,8±5,7 19,6±5,0
юноши п=19 31,5±10,6 21 ±9,3 47,3±6,3
Уровень психоэмоционального напряжения, у.е. девушки п—61 11,4±4,0 67,2±6,0 21,3±5,2
юноши п=19 0 31,5±10,6 68,4±10,6
Степень заторможенности нервных процессов девушки п=61 0 73,7±5,6 26,2±5,6
юноши п=19 0 52,6± 11,4 47,7± 11,4
Таблица 2
Показатели дизадаптивных расстройств студентов возрастной группы 20-23 лет, %
Показатели дизадаптивных расстройств Контингент низкий % высокий % норма %
Ситуационная метеореакция девушки п=73 0 82,1 ±4,4 17,8±4,4
юноши п=23 0 65,2±9,9 34,7±9,9
Показатель экологического утомления девушки п=73 27,3±5,2 56,1±5,8 16,4±4,3
юноши п=23 21,7±8,5 34,7±9,9 43,4±10,3
Уровень психоэмоционального напряжения, у.е. девушки п=73 0 69,8±5,3 30,1±5,3
юноши п=23 17,3±7,8 56.5±Ю,3 26,0±9,1
Степень заторможенности нервных процессов девуш ки п=73 0 64,3±5,6 35,6±5,6
юноши п=23 0 43,4±Ю,3 56,5±10,3
Высокий уровень метеореакции чаще отмечался в младшей возрастной группе студентов 17-19 лет (табл. №1) по сравнению с группой 20-23 лет (табл. №,2.). В группе девушек 17-19 лет высокий уровень был выявлен у 88,5±4,0%, что на 7,4% больше, чем у девушек 20-23 лет. У юношей 17-19 лет
высокий уровень ситуационной метеореакции был определен у 89,4±7,0%, что на 24,2% больше по сравнению с юношами 20-23 лет. Таким образом, высокий уровень метеореакции чаще наблюдался у студентов младшей возрастной группы, что вероятно связано с
ВЕСТНИЦ
ТюмепсК) 29 с.
2«
кросскул русских i
1
о rip еден психоз: студен
J
экологг
parame with sir
psycho
возде! к вози функх обесп
8; 15;
обще( фухш одно Ее п] физис
с ЛОЖ] 12].
детер надеа орган
адекЕ моби комп экстр меха]
когдг
2012/2
ВЕСТНИК Тушнасого государственного университета
адаптационными перестройками организма стл дентов на первых к>рсах обучения.
Ситуационная метеопатическая реакция (ситуационная метеореакция), обозначает болезненное реагирование организма человека на изменение метеогеофизических факторов в конкретный момент времени.
Реакция на изменение геофизических и погодных факторов наблюдается у людей с истощенными адаптивными резервами. По данным В.И. Хаснулина и др. [18] любое расстройство функций гомеостатических систем проявляется возникновением метеопатической реакции той или иной степени выраженности.
По В.И. Хаснулину, Е.Ф. Левицкой и наряду с нарастанием социал' экономических и экологических прос наблюдается повсеместный рост метеопат, ческих состояний. За последние 15-20 -число людей, болезненно реагирующих быстро протекающие флуюуг.
метеорологических, гомеомагнитных гравитационных факторов, увеличилось на : 40%, и в отдельных экологически напряжен: зонах составляет 76-80% всего взросл населения. Болезненное реагирование 1 изменение метеофакторов свидетельствует нарастании дисгармонии с окружающей сре;
[17,18].
1 группа (17-19 лет)
U" нюсми% высокий % норма Ч
■ деауиш г>=61 0 88.5 11,4
■ CHCLÜ п=18 0 89,4 10,5
Рис.4. Изменение ситуационной метеореакции студентов с возрастом
Показатель
оказался выше у студентов старшей возрастной группы (20-23 лет), по сравнению с младшей (17-19 лет) (табл. 1,2, рис.5). Так, у 56,1 ¿5,8% девушек 20-23 лет отмечались величины данного показателя выше нормы, что на 28,3% больше по сравнению с девушками 17-19 лет. У юношей 20-23 лет
наконец, в тех случаях, когда экологически ситуация неблагополучна: техногеннк: загрязнения, хронически высокий уроне;-: нервно-эмоционального напряжения, чт обусловливает истощение функциональны*
резервов,
в состоянии незавершенна
высокие
величины
экологического
утомления были выявлены у 34,7±9,9%, что на 13,7% больше, чем у юношей 17-19 лет. Таким образом, негативная реакция на
адаптации оказывается большая часп населения в регионах с вполне умеренным« субэкстремальными условиями. Иным словами, незавершенная адаптация - эк состояние свойственное значительной част-населения нашей страны [12].
климатические условия усиливается.
Экологическое
возрастом
К
наиболее
очевидна
утомление
или
незавершенная адаптация как явление, наблюдается, в регионах с экстремальным климатом, где гелиофизические факторы среды отличаются не только жесткостью, но и огромным диапазоном изменчивости. У части коренных жителей совершенная адаптация либо не достигается вовсе, либо сохраняется непродолжительное время. И,
числу
психофизиологических признаков незавершенной адаптации относятся: активацн1 селекции слабо эмоциональной информаш1 в процессах памяти, тревожность, инверсн» полушарного доминирования, повышенны
до верхней границы нормы уровен? кортикостероидов, нарушение межсистем ных и внутрисистемных взаимодействии повышение реактивности центров регуляций дыхания и кровообращения, снижение
эффективности мышечной деятельности, повышенная утомляемость. Незавершенная адаптация является рилизинг-фактором невротических заболеваний, психосоматической патологии, аддитивного поведения [121.
этом играет сохранение или исчезновение изменений в организме, полученных во время предыдущего этапа. Возможно формирование особого «незавершенная адаптация» [11].
состояния
Полагают,
что
на
Таким
образом,
дизадаптивные
равновесия
«организм-среда»
нарушение организм
проявления к условиям окружающей среды проявлялись у большей части исследуемых студентов (более 80%). Причем с возрастом воздействие климатических условий на дизадаптивные усиливаются.
Повторяющиеся (дробные) адаптивные процессы возникают в тех случаях, когда
процессы
организма
человека реагирует изменением комплекса психофизиологических параметров, направленных на сохранение основных систем и структур жизнеобеспечения. Это отличается от известных воззрений одностороннего реагирования организма восстановлением нарушенного гомеостаза, так как выявляет
позицию
организма
во
воздействие
повторяется
через
такие
промежутки времени, за которые успевает развиться процесс деадаптации, то есть процесс утраты адаптивных способностей после прекращения действия факторов внешней среды. В этом случае процессы адаптации и деадаптации могут наслаиваться
друг на друга, или последующий этап адаптации накладывается на частично стертый предыдущий этап. Важную роль в
активную
взаимодействия со средой. А.И. Воложина и Ю.К. Субботина считают, что процесс приспособления биологических систем осуществляется как единство противоположных по действию механизмов адаптации и компенсации. По их мнению «адаптация» (прилаживание, изменение) составляет лишь одну сторону приспособления, связанную с
изменением
структуры
и
функции
биосистемы под влиянием среды.
1 группа (17-19 лет)
60-г 50 40
0- низкий % высокий % норма %
□ дспуики п=61 52,4 27.8 10.0
■ юноши п=19 31,5 21 -47,3
2 группа (20-23 лет)
и- низкий % высокий % норма %
■ деоушки п=73 27.3 56.1 16.4
■ юноши п*23 21.7 34.7 43.4
Рнс.5. Динамика экологического утомления студентов
В качестве критерия дизадаптивных состояний принято наличие недооценки или переоценки чувства времени более чем на 10-12%. Преобладание процессов возбуждения в нервной системе устанавливалось при ускорении внутреннего времени более чем на 15% в сочетании с уменьшением времени
При
преобладание
сенсомоторных реакций на
20%.
превышении времени простой сенсомо-торной реакции у обследуемого на 20 % выше среднефизиологической величины в
сочетании с замедлением индивидуальной
15% и более фиксировалось наличие преобладания
минуты на
процессов
торможения.
73,7±5,6% девушек 17-19 лет и 52,6±10,3%
юношей 17-19 лет.
В возрастной группе 20-23 лет у 64,3±5,6% девушек и 43,4±10,3% юношей
отмечено преобладание тормозных нервных процессов. Таким образом, в обеих возрастных группах тормозных нервных процессов выявляется чаще у девушек по сравнению с юношами. С возрастом в обеих половых группах количество индивидов с преобладанием тормозных нервных процессов уменьшается.
Преобладание тормозных нервных процессов указывает на дизадаптивные проявления по отношению к социальной
Преобладание процессов торможения выше нормы была зафиксирована у
среде.
В
результате
проведенных
исследований можно заключить, что среди
ВЕСТНИК Тувинского государственного университета
адаптационными перестройками организма студентов на первых курсах обучения.
Ситуационная метеопатическая реакция (ситуационная мстеореакцня), обозначает болезненное реагирование организма человека на изменение метеогеофнзнческих факторов в конкретный момент времени.
Реакция на изменение геофизических и погодных факторов наблюдается у людей с истощенными адаптивными резервами. По данным В.И. Хаснулина и др. [18] любое
расстройство фикций гомеостатических систем проявляется возникновением метеопатическои реакции той или иной степени выраженности.
По В.И. Хаснулину, Е.Ф. Левицкой и др. наряду с нарастанием социально-экономических и экологических проблем наблюдается повсеместный рост метеопатии-ческих состояний. За последние 15-20 лет число людей, болезненно реагирующих на быстро протекающие флуктуации
метеорологических, гомеомагнитных и гравитационных факторов, увеличилось на 35-40%, и в отдельных экологически напряженных зонах составляет 76-80% всего взрослого населения. Болезненное реагирование на изменение метеофакторов свидетельствует о нарастании дисгармонии с окружающей средой
[17,18].
I
Показатель экологического утомления оказался выше у студентов старшей возрастной группы (20-23 лет), по сравнению с младшей (17-19 лет) (табл. 1,2, рис.5). Так, у 56,1 ±5,8% девушек 20-23 лет отмечались величины данного показателя выше нормы, что на 28,3% больше по сравнению с девушками 17-19 лет. У юношей 20-23 лет высокие величины экологического утомления были выявлены у 34,7±9,9%, что на 13.7% больше, чем у юношей 17-19 лет. Таким образом, негативная реакция на
климатические
условия
возрастом
или
усиливается.
Экологическое утомление незавершенная адаптация как явление,
наблюдается, в регионах с экстремальным
климатом, где гелиофизические факторы среды отличаются не только жесткостью, но и огромным диапазоном изменчивости. У части коренных жителей совершенная адаптация либо не достигается вовсе, либо сохраняется непродолжительное время. И
наконец, в тех случаях, когда экологическая
ситуация неблагополучна: техногенные загрязнения, хронически высокий уровень
нервно-эмоционального напряжения, что
обусловливает истощение функциональных резервов, - в состоянии незавершенной адаптации оказывается большая часть населения в регионах с вполне умеренными,
^экстремальными условиями. Иными словами, незавершенная адаптация - это состояние свойственное значительной части населения нашей страны [12].
К числу наиболее очевидных
психофизиологических признаков незавершенной адаптации относятся: активация
селекции слабо эмоциональной информации
В "Россах памяти, тревожность, инверсия
полушарного доминирования, повышенный
До верхней границы нормы уровень кортикоасроидои. нарушение межсистем-"ых и ипуфисистемпых взаимодействий, повышение ремкшшюети центров регуляции дыхания и кровообращения, снижение
низкий %
ВЫСОКИЙ
норма %
■ девушеи п=€1
высокий %
норма %
1 группа (17-19 лет)
2 группа (20-23 лет)
100- г
80- г
60-
40-
20-
0-
НИЗКИЙ %
---—1 I___
Рис.4. Изменение ситуационной метеореакции студентов с возрастом
■ девушки п=73
■ юноши п=23
эффективности мышечной деятельности, повышенная утомляемость. Незавершенная адаптация является рилизинг-фактором невротических заболеваний, психосоматической патологии, аддитивного поведения [12].
Таким образом, дизадаптивные проявления к условиям окружающей среды проявлялись у большей части исследуемых студентов (более 80%). Причем с возрастом воздействие климатических условий на
этом играет сохранение или исчезновение изменений в организме, полученных во время предыдущего этапа. Возможно формирование особого «незавершенная адаптация» [11].
Полагают, что на
состояния
равновесия
«организм-среда»
нарушение организм комплекса
дизадаптивные
процессы
организма
усиливаются.
Повторяющиеся (дробные) адаптивные процессы возникают в тех случаях, когда воздействие повторяется через такие промежутки времени, за которые успевает развиться процесс деадаптации, то есть процесс утраты адаптивных способностей после прекращения действия факторов внешней среды. В этом случае процессы адаптации и деадаптации могут наслаиваться друг на друга, или последующий этап адаптации накладывается на частично стертый предыдущий этап. Важную роль в
человека реагирует изменением психофизиологических параметров, направленных на сохранение основных систем и структур жизнеобеспечения. Это отличается от известных воззрений одностороннего реагирования организма восстановлением нарушенного гомеостаза, так как выявляет активную позицию организма во взаимодействия со средой. А.И. Воложина и Ю.К. Субботина считают, что процесс приспособления биологических систем
как
осуществляется
единство противопо-
ложных по действию механизмов адаптации и компенсации. По их мнению «адаптация» (прилаживание, изменение) составляет лишь одну сторону приспособления, связанную с изменением структуры и функции биосистемы под влиянием среды.
1 группа (17-19 лет)
ео-т
20-
низкий % высокий % норма %
■ деоуцки п=61 52,4 27.8 10.6
■ юноши п=19 31.5 21 47,3
2 группа (20-23 лет)
и ■ низкий % высокий % норма СА>
■ девушки п»73 27.3 56.1 16.4
■ юноши п=23 21.7 34.7 43.4
Рис.5. Динамика экологического утомления студентов
При
В качестве критерия дизадаптивных состояний принято наличие недооценки или переоценки чувства времени более чем на 10-12%. Преобладание процессов возбуждения в нервной системе устанавливалось при ускорении внутреннего времени более чем на 15% в сочетании с уменьшением времени сенсомоторных реакций на 20%. превышении времени простой сенсомо-торной реакции у обследуемого на 20 % выше среднефизиологической величины в сочетании с замедлением индивидуальной минуты на 15% и более фиксировалось наличие преобладания процессов
торможения.
Преобладание процессов торможения
была зафиксирована
73,7±5,6% девушек 17-19 лет и 52,6±10,3% юношей 17-19 лет.
В возрастной группе 20-23 лет у 64,3±5,6% девушек и 43,4±10,3% юношей отмечено преобладание тормозных нервных
Таким образом, в обеих
процессов.
преобладание
возрастных группах тормозных нервных процессов выявляется чаще у девушек по сравнению с юношами. С возрастом в обеих количество
половых
индивидов
группах с преобладанием тормозных нервных процессов уменьшается.
Преобладание тормозных нервных процессов указывает на дизадаптивные проявления по отношению к социальной
В
среде.
результате
проведенных
ыше нормы
У
исследований можно заключить, что среди
ВЕСТНИК Тувинского государственного университета
2012/2
студентов младшей группы такие проявления наблюдаются чаще, по сравнению со старшей возрастной группой. Девушки более подвержены стрессовым воздействиям по сравнению с юношами. Вероятно, это связано с более ответственным отношением девушек к учебе.
При попадании организма в новую среду показано, что доминанта действительно является "рабочим принципом нервных центров", необходимость в реализации которого возникает всякий раз при адаптации. Обнаруживаются нарушение сна, появление депрессивных и ипохондрических состояний. Отмечается, что функциональные расстройства ЦНС составляют подавляющее большинство нервно-психических расстройств, а в структуре общей заболеваемости они приобретают существенный удельный вес. Так называемый «субневротический синдром», или «синдром психоэмоционального напряжения». Невротические состояния представляют собой наименее специфические проявления психической патологии. Встречаясь в рамках различных расстройств психической деятельности, они входят в структуру болезненной картины многих соматических и неврологических заболеваний. Ряд исследователей отмечают, что ведущим в этиологии неврозов является резкое нарушение адаптационных механизмов мозга. Подчеркивая информационную природу невроза, М.М. Хананашвили (1978) полагает, что в основе адаптационных нарушений лежит неблагоприятное сочетание трех факторов: высокого уровня мотивации, избытка информации и ограниченного времени для ее переработки.
Таким образом, нарушения
адаптационных процессов являются важнейшим пусковым фактором заболевания. Следует признать, что практически нет людей, не испытавших в жизни трагических переживаний или не менявших привычной среды обитания. Патогенность той или иной информации определяется значимостью ее для данного индивидуума.
Для определения психоэмоционального напряжения был также использован алгоритм оценки увеличения вариационного различия между двадцатью отдельными измерениями сенсомоторной реакции правой руки и двадцатью отдельными измерениями сенсомоторной
реакции левой руки [17].
Уровень психоэмоционального напряжения выше нормы отмечен в обеих возрастных и половых группах. В обеих возрастных группах количество девушек с психоэмоциональным напряжением выше нормы, больше по сравнению с юношами. В старшей возрастной группе количество девушек и юношей, испытывающих психоэмоциональное напряжение больше, чем в младшей группе: девушки (17-19 лет) - 67,2±6,0%; (20-23 лет) - 69,8±5,3%, юноши (17-19 лет) - 31,5±10,3%; (20-23 лет) -56,5±10,6%. Положительное эмоциональное возбуждение, связанное с высокой мотивацией, способствует более быстрой адаптации к стресс - условиям. Психоэмоциональное напряжение может быть с одной стороны звеном мобилизации резервных возможностей организма, а с другой - патогенетическим звеном развития психосоматической патологии (пограничная артериальная гипертония, неврозы, кардионеврозы, вегето-сосудистые дистонии и т.д.).
1 группа (17-19 лет)
70л
ео
50 40
ЭС
2С 10
*L
W ■ шти*% высоиайЧ мфмаЧ
■ ДО/ОЛИ 1 11 4 172 21 Ъ
0 11 5 114
2 группа (20-23 лет)
70 00 50 40
30 20 10
Г
У
cfc
0- ниний Ч высокий % норм о %
■ дввуцди п«73 0 ео.б 30,1
■ 0M6UM п-23 17.3 56,5 26
Рис.7. Изменение психоэмоционального напряжения у студентов с возрастом
Таким образом, с возрастом количество студентов с психоэмоциональным напряжением увеличивалось. Девушек испытывавших психоэмоциональное напряжение было больше, по сравнению с юношами.
Длительное психоэмоциональное напряжение, которое является одним из основных звеньев мобилизации резервных возможностей организма, в сочетании с изменениями метаболизма становится причиной развития дизадаптации и прогрессирования соматических заболеваний [11]. Анализ показателя адаптивных резервов свидетельствует о том, что во всех возрастных группах у большей части студентов адаптивные резервы ниже нормы. Наиболее низкие показатели выявлены у юношей 20-23 лет. Это может быть связано с состоянием напряжения адаптации. Такое состояние вероятно связано с продолжительностью обучения в вузе.
Оценка уровня психоэмоционального напряжения показала, что у большинства студентов он выше нормы. Наиболее высокие показатели психоэмоционального напряжения выявлены у студентов второй возрастной группы, что может свидетельствовать о том, что на старших курсах студенты более сенситивно относятся к влиянию психосоциальных факторов.
Таким образом, у большей части исследуемых студентов ТувГУ наблюдались дизадаптивные проявления к условиям окружающей среды, причем с возрастом отмечалось формирование состояния
«незавершенной адаптации». Дизадаптации к условиям обучения наблюдались в основном у студентов младших курсов, однако у большей части студентов старшей возрастной группы отмечалось высокое психоэмоциональное напряжение, что
может оказаться предпосылкой к развитию патологий.
Литература:
1.Агаджанян H.A. Физиологические и
социальные аспекты адаптации человека к экстремальным условиям // Узловые вопросы современной физиологии. Томск, 1984. С. 47-63.
2.Агаджанян H.A. Экологическая физиология: проблема адаптации и стратегия выживания // Материалы X международн. симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации», М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 5-12.
3.Анохин П.К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма// Вестник АМН СССР. 1962. №4. С. 16-26.
4.Барбашова З.И. Адаптация человека как биологическая проблема// Вестник АНСССР. 1972. №2. С. 40-43.
5.Бизюк А.П., Рябинин И.Ф., Тархан А.У. //Научно -технический прогресс и приполярная медицина.-Новосибирск.-1978.-Т. 1 .-С.253-254
6. Давыдовский И.В. Приспособительные процессы в патологии (медико-биологические аспекты проблемы) // Вестник АМН СССР. 1962. № 4. С. 27-37.
7. Захаров В.Н. Основные механизмы адаптации человека. М.: Наука, 1993. 189 с.
8. Казначеев В.П. Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт. - Л. - Медицина. -1980.-200 с.
9.Колесов Д.В., Тупицин И.О. Адаптационные возможности организма детей и подростков // XV съезд Всесоюзного физиологического общества им. И.П. Павлова. Л.: Наука, 1987. Т.2. С. 78-83.
10. КуминскиЙ В.И., Ольховский И.А. Две адаптационные стратегии в неблагоприятных условиях - резистентная и толерантная// Успехи совр. биол.,
1992. Т. 112. №5-6. С. 697-714.
11. Кривощеков С.Г. Психофизиологические механизмы адаптации и дезадаптации на Севере. // Материалы 13 Международного конгресса по приполярной медицине. - Новосибирск, 2006. с. 243.
12. Леутин В.П., Николаева Е.И. Выявление психофизиологического прогноза эффективности процесса адаптации. // Космическая биология и авиакосмическая медицина, 1982. № 6. С. 58-62.
13. Матюхин В. А., Разумов А. Н. Экологическая физиология человека и восстановительная медицина. / Под. Ред И.Н. Денисова. М.: изд-во ГЭОТАР Медицина., 1999. 336 с.
14. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1998. - 256 с.
15. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. JL: Наука,
1984. С. 3-16.
16. Сороко С. И. Нейрофизиологические механизмы индивидуальной адаптации человека в Антарктиде. Л.: Наука, 1984. 152 с.
17. Хаснулин В.И. //Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. - Норильск. -1994.-c.12
18. Хаснулин В.И., Собакин А.К., Хаснулин П.В., Бойко Е.Р. Подходы к районированию территорий России по условиям дискомфортности окружающей среды для жизнедеятельности населения. // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2005. ЖЗ. С. 106-111.
L