ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ. ЗДОРОВЬЯ
УДК 618.5 : 362.156 © Н.В. Горелова, Л.А. Огуль, 2012
Н.В. Горелова, Л.А. Огуль
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОДОВСПОМОГАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
Изложены результаты проведенного анкетирования женщин-родильниц о качестве медицинской помощи, оказываемой сестринским персоналом новорожденным детям в ГБУЗ АО «Клинический родильный дом» г. Астрахани (ГБУЗ АО КРД).
Ключевые слова: качество медицинской помощи, качество сестринской помощи, удовлетворенность пациентов, новорожденный.
N.V. Gorelova, L.A. Ogul
THE ESTIMATION OF NURSING PERSONNEL ACTIVITY IN THE DELIVERY ESTABLISHMENT
The article deals with the results of made questionary among puerpera about the quality of médical help by nursing personnel to new-borns in Clinical maturnity home, Astrakhan.
Key words: quality of medical help, quality of nursing help, patients' satisfaction, new-born.
Введение. Главная цель реформирования системы здравоохранения России - добиться удовлетворенности пациентов и повысить качество медицинской помощи. В условиях экономических преобразований российского здравоохранения качество медицинской помощи стало обязательным элементом в оценке деятельности лечебных учреждений [1, 2, 5]. В такой сложной и специфической области практического здравоохранения, как неонатология, в связи с низкой долей нормальных родов, высокой заболеваемостью новорожденных и высокой долей неонатальной смертности качество оказания медицинской помощи приобретает особое значение [4]. Реальным потенциалом для удовлетворения потребностей женщин в экономически эффективной медицинской помощи является сестринский персонал - акушерки и медицинские сестры. Им отводится важная роль в реализации программы «Родовой сертификат» [1].
Одной из важнейших проблем в деятельности руководителя медицинских служб является обеспечение высококачественного сестринского ухода, оценка качества и эффективности сестринской деятельности. Понятие качества сестринской помощи неразрывно связано с лечебно-диагностическим процессом, поэтому сестринскому персоналу, от которого зависит эффективность лечения, реабилитация, выздоровление пациента, в этой сфере отведена значительная роль. Процедура контроля качества сестринской помощи - одна из важнейших функций управления качеством и представляет собой новое направление деятельности сестринских служб [3].
Цель и задачи: изучить факторы, влияющие на удовлетворенность родильниц качеством оказания медицинской помощи новорожденным детям в родильном доме.
Материалы и методы. Исследование проведено на базе обсервационного отделения новорожденных ГБУЗ АО «Клинический родильный дом» г. Астрахани (ГБУЗ АО КРД) по результатам анализа анкет, специально разработанных для родильниц. После получения устного согласия анкетирование проведено у 500 родильниц. Анкеты содержали 21 вопрос с вариантами ответов, которые предлагалось выбрать. Все женщины были предупреждены об анонимности исследования. Кроме того, в ходе проводимого опроса женщины имели возможность прокомментировать основные требования к работе медсестер и высказать свои предложения и замечания по улучшению качества работы сестринского персонала обсервационного отделения новорожденных ГБУЗ АО КРД.
Результаты и обсуждение. Анкетированию подвергались женщины-родильницы в возрасте 15-19 лет (6 %), 20-24 лет (28 %), 25-29 лет (32 %), 30-34 лет (25 %), 35-39 лет (8 %), 40-44 лет (1 %) (рис. 1). Анализ семейного положения показал, что большая часть женщин (87,2 %) состояла в браке, 4,8 % состояли в незарегистрированном браке, 8 % женщин не состояли в браке.
25%'
28%
151 15-19лет Н 20-24 лет Н 25-29 лет
□ 30-34 лет
□ 35-39 лет ■ 40-44 лет
32%
Рис. 1. Долевое распределение по возрасту женщин-матерей, участвующих в социологическом опросе в 2010 г.
Хорошее впечатление о родильном доме имели 60,6 % женщин, удовлетворительное - 27,2 %, отличное 9,4 % (рис. 2).
9,4%
27,2%
60,6%
1 отличное
] хор ошее
□ удовлетворительное
неудовлетворительное
Рис. 2. Структура мнений о родильном доме женщин-матерей в 2010 г.
Организация работы в обсервационном отделении новорожденных была оценена на «отлично» 11 % женщин, «хорошо» — 58,2 % пациенток, «удовлетворительно» — 28,6 % родильниц, «неудовлетворительно» — 2,2 % женщин (рис. 3).
2,2%
28,6%-
58,2%
□ хорошо
Ш удовлетворительно
I неудовлетворительно
Рис. 3. Оценка женщинами-родильницами организации работы обсервационного отделения
В целом сестринская помощь была оценена на «отлично» 22,4 % родильниц, «хорошо» - 57,6 % пациенток, «удовлетворительно» - 18,8 % женщин, «неудовлетворительно» - 1,2 % родильниц (рис. 4).
1,2%
18,8%
22,4%
П<
□
хорошо
□ удовлетворительно
I неудовлетворительно
57,6%
Рис. 4. Оценка деятельности медицинских сестер обсервационного отделения новорожденных
женщинами-родильницами
Немаловажное значение в формировании достаточного уровня качества оказания медицинской помощи новорожденным имела подготовка женщин-матерей к самостоятельному уходу за ребенком. Эта работа также проводилась в родильном доме медицинскими сестрами. Так, обучение уходу за новорожденными прошли 86,6 % женщин-матерей, обучение принципам грудного вскармливания -75 %. При этом высокую удовлетворенность качеством такой помощи и вниманием со стороны медицинского персонала высказывали 85,6 % опрошенных (рис. 5).
ч о ч
100% 80% 60% 40% 20% 0%
На;* Ё--. Мш
Н
I проведена не проведена
по распорядку дня по совместному по уходу за
пребыванию ребенком
Виды консультаций медицинских сестер
по уходу за грудью
Рис. 5. Оценка работы медсестер по обучению родильниц
Удовлетворенность высказали:
• своевременностью оказания помощи - 85 % родильниц;
• условиями пребывания в ГБУЗ АО КРД - 67,6 % женщин;
• санитарно-гигиеническим состоянием - 81,2 % женщин;
• количеством и качеством питания - 78,4 % женщин,
• предоставлением объяснений предстоящих вмешательств - 96,8 %.
Это свидетельствовало о достаточном уровне качества медицинской помощи, предоставляемой в ГБУЗ АО КРД.
В анкетах родильницам предоставлялась возможность высказать свои предложения по повышению уровня сестринской помощи в отделении. 5,4 % женщин высказали замечание, что медицинские сестры должны быть более внимательными, отзывчивыми и доброжелательными, 3 % опрошенных - предложения по улучшению качества работы среднего медицинского персонала; 1,4 % - высказало пожелания более подробного объяснения диагноза, лечения ребенка, предстоящих манипуляций, действия лекарственных препаратов. Около 5 % опрошенных высказали свои предложения по повышению материальной заинтересованности медицинских сестер в своей работе. Эти предложения сводились к необходимости увеличения размера заработной платы за тяжелый и очень ответственный труд. Благодарность медицинскому персоналу высказало 5,4 % опрошенных женщин.
Пациентками были высказаны претензии того, что в платных палатах отношение к родильницам лучше, пожелания организации пребывания детей в то время, когда женщина находится на процедурах, более быстрого обслуживания в приемном отделении.
Основными причинами низкого качества работы медсестер роддома, по мнению респондентов, являются: большая нагрузка (78,7 %), низкая оплата труда (16,8 %), равнодушие и незаинтересованность (1,8 %), дефицит профессиональных знаний и умений (0,9 %), несогласованность в работе медперсонала (0,9 %), заполнение большого количества документов (0,9 %).
Наиболее важными факторами для повышения качества труда медсестер, по мнению большинства опрошенных, являются совершенствование профессиональных знаний и умений, увеличение заработной платы, улучшение материально-технического оснащения роддома, сокращение нерациональных затрат, связанных с ведением медицинской документации, повышение престижа профессии. Некоторые опрошенные считают необходимым постоянный контроль над работой медицинских сестер, обучение медсестер психологическим аспектам общения с пациентами, перераспределение обязанностей между медицинскими сестрами и врачами, рост культурного уровня медицинских сестер. Пациентам было предложено внести рекомендации по улучшению качества работы сестринского персонала родильного дома. Мнения пациентов разделились следующим образом:
I место - предложение об увеличении заработной платы медицинских сестер;
II место - повышение квалификации и профессионализма медицинских сестер;
III место — улучшение материально-технического оснащения и использование компьютерных технологий;
IV место — сокращение нерациональных затрат, связанных с ведением медицинской документации, заинтересованность персонала в работе. Кроме того, 9 % респондентов предложили рационально организовать рабочее время медсестер, 4,4 % отметили, что медицинским сестрам необходимо повысить культурный уровень.
Выводы. Таким образом, проведенные исследования по изучению мнения родильниц об удовлетворенности качеством сестринской помощи роддома дают возможность определить приоритетные направления по улучшению работы медицинских сестер и оперативно принимать меры по устранению недостатков. Результаты работы подтверждают, что для улучшения качества сестринской помощи необходима четкая организация рабочих мест и рациональное использование рабочего времени, непрерывное повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства, создание оптимальных условий труда медицинских сестер. Следует обратить более пристальное внимание средне -го медицинского персонала на обучение родильниц правилам ухода за новорожденным ребенком, принципам рационального вскармливания. Немаловажное значение имеют этико-деонтологические аспекты в деятельности медицинских сестер роддома, обучение их психологии общения с пациентами.
Список литературы
1. Генералова, Г. Е. Социальная составляющая профессиональной роли акушерки : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Г. Е. Генералова. - Волгоград, 2006. - 27 с.
2. Гуменюк, Е. Г. Чего хотят матери? (К вопросу об удовлетворенности родильниц качеством оказания помощи в родах) / Е. Г. Гуменюк, Е. Ю. Шакурова, Е. М. Шифман // Российский вестник акушера-гинеколога. - 2007. — № 2. — С. 40—44.
3. Жихарева, Н. А. Научное обоснование процессуальной модели управления качеством сестринской помощи : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Н. А. Жихарева. — СП., 2007. - 26 с.
4. Рыбкина, Н. Л. Проблемы управления качеством медицинской помощи новорожденным / Н. Л. Рыбкина // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2006. — Вып. 2. - С. 142—143.
5. Худолеева, Т. В. К вопросу об оценке качества сестринской помощи / Т. В. Худолеева // Медицинская помощь. - 1996. — № 5. — С. 29—31.
Горелова Наталья Владимировна, ассистент кафедры перинатологии с курсом сестринского дела ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 52-41-43, e-mail: [email protected].
Огуль Леонид Анатольевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры перинатологии с курсом сестринского дела ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 33-05-50, e-mail: agma@astranet. ru.
УДК 616-002.5-036.88 © Б.Г. Животовский, В.В. Кудряшова, 2012
Б.Г. Животовский1, В.В. Кудряшова2
ПРИЧИНЫ СМЕРТИ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России 2ГБУЗ АО «Областной противотуберкулезный диспансер» г. Астрахань
Исследование показало, что в настоящее время в Астраханской области большинство больных туберкулезом умирает от специфического процесса (80,6 %) и лишь 19,4 % больных умирают от нетуберкулезных заболеваний. Среди умерших от туберкулеза преобладают мужчины (65 %), преимущественно зрелого и пожилого возраста. Основной причиной смерти является туберкулез и распространенные формы туберкулеза (72,8 %). Среди нетуберкулезных заболеваний, явившихся причинами смерти больных туберкулезом, чаще встречались заболевания органов дыхания, включая рак легких и заболевания органов кровообращения. Среди причин расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов чаще выявлялись субъективные причины - ошибки клиницистов в анализе состояния больных и результатов рентгенологического обследования.
Ключевые слова: туберкулез, летальность, причины смерти.
B.G. Jivotovskyi, V.V. Kudryashova
THE REASONS OF DEATH OF PATIENTS WITH TUBERCULOSIS IN MODERN CONDITIONS
The made investigation showed that at present in the Astrakhanian region a great number of patients with tuberculosis die because of specific process (80,6 %) and only 19,4 % of patients die because of non-tuberculosis disease. The men have domination (65 %) especially of adult and elderly age. The main reason of the death is tuberculosis and spead forms of it (72,8 %). Among non-tuberculosis diseases which were the reasons of the death of such patients were the diseases of the respiratory organs including lung cancer and the diseases of circulatory organs. Among the reasons of difference in clinical and pathologoanatomical diagnosis more often were met the subjective reasons - mistakes of clinicians in the analysis of patient's condition and results of X-ray observation.
Key words: tuberculosis, mortality, reasons of death.
В течение 2008-2009 гг. в Астраханской области отмечалось снижение показателей заболеваемости и распространенности туберкулезом. Так, в этот период показатель заболеваемости снизился с 74,8 в 2008 г. до 73,4 случаев на 100 тыс. населения в 2009 г., а показатель распространенности, соот-