Научная статья на тему 'Оценка безопасной работы пассажирообразующего остановочного пункта в г. Волжском'

Оценка безопасной работы пассажирообразующего остановочного пункта в г. Волжском Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУНКТ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ / МАТРИЦА ПОДХОДА АВТОБУСОВ / РЕЖИМ РАБОТЫ ОСТАНОВОЧНОГО ПУНКТА / STOPPING POINT / CONTROLLED FACTORS / MATRIX OF APPROACH OF BUSES / OPERATING MODE OF A STOPPING POINT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чернова Галина Анатольевна, Великанова Марина Владимировна

Разработана компьютерная программа, позволяющая оценить загрузку остановочных пунктов с учетом влияния контролируемых факторов. Программа позволяет определить количество автобусов, одновременно находящихся на остановочном пункте, по каждому маршруту и государственному номеру. Составлена карта улично-дорожной сети рассматриваемого участка, с нанесением опасных участков и матрицы выходов автобусов с начальных остановочных пунктов. Для учета отклонения времени выхода автобусов с начального остановочного пункта от заявленного в расписаниях в программе формируются графики выхода автобусов из этих начальных остановочных пунктов. Составлены совмещенные матрицы подхода к остановочному пункту «Рынок Валентина». На основании данных, полученных при формировании матрицы совмещенного подхода автобусов к остановочному пункту «Рынок Валентина», программа строит графики, с помощью которых возможно оценить степень загруженности данного остановочного пункта в конкретный период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чернова Галина Анатольевна, Великанова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY EVALUATION OF PASSENGER FORMS A STOPPING POINT IN VOLZHSK CITY

The allowing program to estimate loading of stopping points taking into account influence of controlled factors is developed. The program allows to define quantity of the buses which are at the same time on a stopping point on each route and the state number. The card of a street road network of a considered site, with drawing dangerous sites and matrixes of exits of buses from starting stopping points is made. For the accounting of a deviation of time of an exit of buses from a starting stopping point from declared in schedules in the program schedules of an exit of buses are formed of these starting stopping points. The combined matrixes of approach to a stopping point "Valentin's Market" are made. On the basis of the data received at formation of a matrix of combined approach of buses to a stopping point "Valentin's Market" builds schedules by means of which it becomes possible to estimate degree of load of this stopping point at the concrete period of time.

Текст научной работы на тему «Оценка безопасной работы пассажирообразующего остановочного пункта в г. Волжском»

5. Зильберталь А. Х. Проблемы городского пассажирского транспорта. - Государственное транспортное издательство, 1937.

6. Сафронов Э. А. Транспортные системы городов и регионов. -М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2005. - 266 с.

УДК 656.13.072/338

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПАССАЖИРООБРАЗУЮЩЕГО ОСТАНОВОЧНОГО ПУНКТА В Г. ВОЛЖСКОМ

Чернова Г.А., Великанова М.В.

Волжский политехнический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» (ВПИ (филиал) ВолгГТУ), 404121, Волгоградская область, г. Волжский, ул.Энгельса, 42а, кафедра «Автомобильный транспорт», [email protected]

Аннотация

Разработана компьютерная программа, позволяющая оценить загрузку остановочных пунктов с учетом влияния контролируемых факторов. Программа позволяет определить количество автобусов, одновременно находящихся на остановочном пункте, по каждому маршруту и государственному номеру.

Составлена карта улично-дорожной сети рассматриваемого участка, с нанесением опасных участков и матрицы выходов автобусов с начальных остановочных пунктов. Для учета отклонения времени выхода автобусов с начального остановочного пункта от заявленного в расписаниях в программе формируются графики выхода автобусов из этих начальных остановочных пунктов. Составлены совмещенные матрицы подхода к остановочному пункту «Рынок Валентина». На основании данных, полученных при формировании матрицы совмещенного подхода автобусов к остановочному пункту «Рынок Валентина», программа строит графики, с помощью которых возможно оценить степень загруженности данного остановочного пункта в конкретный период времени.

Ключевые слова: остановочный пункт, контролируемые факторы, матрица подхода автобусов, режим работы остановочного пункта.

SAFETY EVALUATION OF PASSENGER FORMS A STOPPING POINT IN VOLZHSK CITY

Chernova G., Velikanova M.

Volzhsky Polytechnical Institute

Abstract

The allowing program to estimate loading of stopping points taking into account influence of controlled factors is developed. The program allows to define quantity of the buses which are at the same time on a stopping point on each route and the state number.

The card of a street road network of a considered site, with drawing dangerous sites and matrixes of exits of buses from starting stopping points is made. For the accounting of a deviation of time of an exit of buses from a starting stopping point from declared in schedules in the program schedules of an exit of buses are formed of these starting stopping points. The combined matrixes of approach to a stopping point "Valentin's Market" are made. On the basis of the data received at formation of a matrix of combined approach of buses to a stopping point "Valentin's Market" builds schedules by means of which it becomes possible to estimate degree of load of this stopping point at the concrete period of time.

Key words: stopping point, controlled factors, matrix of approach of buses, operating mode of a stopping point.

Увеличение числа частных перевозчиков пассажиров в г. Волжском привело к увеличению количества маршрутов, интенсивности транспортных потоков, ухудшению показателей улично-дорожной сети, ухудшению экологии. Перенасыщение улиц автобусами особо малой вместимости, необоснованное дублирование маршрутов приводит к заторам, на остановках автобусы останавливаются в несколько рядов. Для оценки влияния такого увеличения количества общественного транспорта на безопасный режим работы остановочных пунктов была разработана компьютерная программа.

Разработанная программа позволяет учесть отклонение от расписания выхода автобусов с начального остановочного пункта, влияние контролируемых факторов и рассчитывает количество автобусов, одновременно находящихся на остановочном пункте. В следствие этого становится возможным определение степени загруженности исследуемого остановочного пункта.

Алгоритм работы программы представлен на рис. 1. Программа разработана средствами языка Visual Basic™ программы Microsoft Excel™, которая входит в состав офисного пакета Microsoft Office™.

Программа разрабатывалась для оценки работы остановочного пункта «Рынок Валентина» в прямом направлении на участке улицы Мира. Начальным остановочным пунктом является «37 микрорайон». В программе также учитывался входящий поток параллельных маршрутов, выходящих из остановочных пунктов «37 микрорайон» на улице Мира и Пушкина и «27 микрорайон» на улице Карбышева.

Составлена карта улично-дорожной сети с «37 микрорайона» по улице Мира, Пушкина, «27 микрорайон» по улице Карбышева до остановочного пункта «Рынок Валентина» с нанесением остановочных пунктов с длинами и расстояниями между ними. На карте показываются номера маршрутов; максимальная интенсивность входящего потока, авт/час.

Следующим этапом является составление программы выхода автобусов в рассматриваемый период времени. Исходными данными для составления программы являются:

• номера маршрутов;

• государственные номера автобусов;

• выбор буднего или выходного дня: будний день;

• выбор времени суток: период времени с 8:00 до 8:30;

• техническая скорость автобусов по результатам хронометража скоростей;

• время обслуживания: маршрутные такси - 20 с, автобусы -29 с;

• время выхода автобуса из начального остановочного пункта «37 микрорайон»: по расписанию и фактическое;

• количество перекрёстков на участке;

• количество пешеходных переходов на участке;

• количество светофоров на участке.

Сформирована матрица выхода автобусов к определенным остановочным пунктам с начального остановочного пункта «37 микрорайон» и остановочного пункта «27 микрорайон». В табл. 1 представлен пример матрицы выхода автобусов с начального остановочного пункта «37 микрорайон» по улице Мира.

Для учета отклонения фактического времени выхода автобусов с начального остановочного пункта от заявленного в расписания программа формирует графики выхода автобусов из исследуемых начальных остановочных пунктов.

Входными данными для составления графиков являются: время выхода автобуса: заявленное в расписании; фактическое время выхода автобуса; государственный номера автобуса; номер маршрута.

Графики выхода автобусов с 8-00 до 8-30 часов из начальных остановочных пунктов «37 микрорайон» по улице Мира, «37 микрорайон» по улице Пушкина, «27 микрорайон» по улице Карбышева, для удобства разбиты на периоды времени с интервалами времени равными 10 минут. Пример такого графика в период времени с 8-20 до 830 часов представлен на рис. 2.

Начало

/ Исходные данные: / • Номер маршрута; / • Государственный номер автобуса; / • Техническая скорость на участке; / • Длины остановочных пунктов; / • Время отправления автобуса; ¿__• Время обслуживания_

о

Рис. 1. Алгоритм программы оценки работы остановочных пунктов

Таблица 1

Матрица выхода автобусов с начального пункта «37микрорайон».

№ маршрута Гос. номер Время выхода

Теоретическое Фактическое

24т а532не 8:00:00 8:00:00

14ат е328ок 8:00:00 8:00:00

24ат ам613 8:00:00 8:00:00

6т к473ас 8:00:00 8:01:00

16т р027ек 8:00:00 8:00:00

14т м411ео 8:00:00 8:00:00

30Ав м210ка 8:00:00 8:00:00

14ат р297км 8:03:00 8:00:00

24ат р226ее 8:03:00 8:02:00

16т р418ст 8:03:00 8:03:00

6т 8:03:00

24т 8:03:00

14т 8:03:00

105ат 8:03:00

14Ав р451тн 8:06:00 8:06:00

14ат к847ту 8:06:00 8:07:00

В результаты анализа полученных графиков были сведены в табл.2,3,4.

Таблица 2

Выход автобусов с остановочного пункта 37 микрорайон по улице Мира

Время Плановый Фактический Не вышли на Отклонение

выход по выход на линию линию от расписания

расписанию, ед МУП М.т. МУП М.т. МУП М.т.

800-810 17 4 7 - 6 - 1

810-820 17 5 7 2 3 - -

820-830 20 4 9 2 5 - 1

Таблица 3

Выход автобусов с остановочного пункта 37 микрорайон по улице Пушкина

Время Плановый Фактический Не вышли на Отклонение

выход по выход на линию линию от расписания

расписанию, МУП М.т. МУП М.т. МУП М.т.

ед

800-810 9 - 7 - 2 - 1

810-820 9 - 7 - 2 - -

820-830 9 - 10 - - - 1

Таблица 4

Выход автобусов с остановочного пункта 27 микрорайон по улице Карбышева

Время

8°°-810

Плановый выход по расписанию, ед

Фактический выход на линию

МУП

М.т.

Не вышли на линию

МУП

М.т.

Отклонение от расписания

МУП

М.т.

-8ТГ5-8Ж-

19

17

4

820-830

15

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16

15

2

5

3

1

1

Время выхода

8:32:00

♦ ♦

8:31:00 8:30:00 8:29:00 8:28:00 8:27:00 8:26:00 8:25:00 8:24:00 8:23:00 8:22:00 8:21:00 8:20:00

6т 14т ЗОАв 6т 14т 14Лп 6т 105аг 24т 14т

Автобусы

■ теоретическое ♦фактическое

Рис. 2. График выхода автобусов из начального остановочного пункта «37 микрорайон» по улице Мира с 8-20 до 8-30

Полученные значения технической скорости, а также матрицы выхода автобусов из начальных остановочных пунктов «37 микрорайон» по улице Мира, «37 микрорайон» по улице Пушкина и «27 микрорайон» используются для составления совмещенной матрицы подхода автобусов к остановочному пункту «Рынок Валентина». Данные сведены в пять таблиц. Пример матрицы приведен в табл. 5.

Таблица 5

Матрица подхода в будний день автобусов и маршрутных такси с 37

микрорайона к остановочному пункту «ТЦ Красный»

№ мар шру та Гос. Номер Время выхода Длина участ ка 1м, м Факторы задержки Уг, км/ч Уг, м/с гдв1, с Время подхода к ТЦ «Красный»

теоре тичес кое факт ическ ое перекр есток пешеход ный переход све тоф оры

24т а532не 8:00 8:00 800 3 3 2 33,5 9,31 86 08:01:26

14ат е328ок 8:00 8:00 800 3 1 0 33,5 9,31 86 08:01:26

24ат ам613 8:00 8:00 800 3 1 0 33,5 9,31 86 08:01:26

6т к473ас 8:00 8:01 800 3 3 2 33,5 9,31 86 08:02:26

16т р027ек 8:00 8:00 1570 5 5 2 33,5 9,31 169 08:02:49

14т м411ео 8:00 8:00 800 3 3 2 33,5 9,31 86 08:01:26

30А м210ка 8:00 8:00 800 3 3 2 24,9 6,92 116 08:01:56

14ат р297км 8:03 8:00 800 3 1 0 33,5 9,31 86 08:01:26

24ат р226ее 8:03 8:02 800 3 1 0 33,5 9,31 86 08:03:26

16т р418ст 8:03 8:03 1570 5 5 2 33,5 9,31 169 08:05:49

6т 8:03 800 3 3 2 33,5 9,31 86 08:04:26

24т 8:03 800 3 3 2 33,5 9,31 86 08:04:26

14т 8:03 800 3 3 2 33,5 9,31 86 08:04:26

На основании данных, полученных при формировании матрицы совмещенного подхода автобусов к остановочному пункту «Рынок Валентина», строятся графики, с помощью которых оценивается степень загруженности остановочного пункта в конкретный период времени.

По результатам расчета построены графики двух видов:

1. График, отображающий расчетное и фактическое время подхода конкретного автобуса к остановочному пункту;

2. График, отображающий количество одновременно находящихся на остановочном пункте автобусов в определенные интервалы времени.

По первому графику ведется анализ отклонения фактического времени прибытия конкретного автобуса от расчетного. Входными данными для данного графика являются: фактическое и расчетное время прибытия автобуса на остановочный пункт «Рынок Валентина»; государственный номер автобуса; номер маршрута.

По второму графику проводится оценка загруженности конкретного остановочного пункта в определенные интервалы времени. Оценка производится путем сравнения количества одновременно находящихся на остановочном пункте автобусов с максимально допустимым числом машино-мест для конкретного остановочного пункта. Максимально допустимое число машино- мест определяется по [3] для определенного входящего потока автобусов.

Входными данными для второго графика являются: число одновременно находящихся на остановочном пункте автобусов: расчетное, фактическое и интервалы времени с интервалов в одну минуту.

Полученный график загрузки остановочного пункта «Рынок Валентина» для удобства был разбит на отдельные графики подхода автобусов с 8-05 до 8-45 часов в интервале времени равном 10 минутам. График в интервале времени с 8-05 до 8-15 представлен на рис. 3.

8:15:00 8:14:00 8:13:00 8:12:00 8:11:00 8:10:00 8:09:00 8:08:00 8:07:00 8:06:00 8:05:00

24т 24эт 16т ЗОАв 15т баг 24пг 6г 14т 406 г 15т бэт 24т 40бт ■ Теоретическое ♦Фактическое

Рис. 3. Подход автобусов к остановочному пункту «Рынок Валентина» в интервале времени с 8-05 до 8-15

Загрузка остановочного пункта «Рынок Валентина» определена в период с 8-00 до 8-45 часов. На рис. 4 представлена загрузка остановоч-

ного пункта «Рынок Валентина» с 8-15 до 8-25 часов. На остановочном пункте обеспечивается безопасная постановка пяти автобусов.

Рис. 4. Загрузка остановочного пункта «Рынок Валентина» в интервале времени

с 8-15 до 8-25

На основании полученных графиков можно сделать вывод о том, что на исследуемом остановочном пункте «Рынок Валентина» возникают ситуации, когда не обеспечивается безопасная работа данного остановочного пункта. В частности, при максимально допустимом числе машино-мест на остановочном пункте «Рынок Валентина», равном 5, и его длине, равной 45 м с 8-12 до 8-13, в будний день число одновременно находящихся на данном остановочном пункте автобусов равно 7 единицам, с 8-16 до 8-17 - 6 единицам, с 8-18 до 8-19 - 6 единицам, с 8-22 до 823 - 6 единицам, с 8-26 до 8-27 - 6 единицам, с 8-32 до 8-33 - 6 единицам, с 8-33 до 8-34 - 7 единицам.

Для организации безопасной работы остановочных пунктов по улице Мира предлагается увеличить длину остановочного пункта с 45 м до 60 м в соответствии с интенсивностью входящего потока. При невозможности выполнения этой рекомендации необходимо скорректировать время выхода частных и муниципальных автобусов с начальных остановок.

Библиографический список

1. Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. - М.: Изд-во Транспорт, 1997. - 255 с.

2. Чернова Г.А., Власова М.В. Применение многофакторного анализа в организации автобусных маршрутов // Современная наука: теория

и практика: II междунар. научно-практич. конф. СЕВКАВГТУ, 22 декабря 2011. - 2011. - С. 47- 50.

3. Чернова Г. А. Организация безопасной перевозки пассажиров с учетом эксплуатационной и экологический составляющих: дис. ... канд. техн. наук. - Волгоград, 2005. - 168 с.

УДК 621.331

ЭКВИВАЛЕНТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВНЕШНЕГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НА ОСНОВЕ ON LINE МОДЕЛЕЙ

Вторушин Д.П., Крюков А.В.

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения» (ИрГУПС), 664074, Иркутск, Чернышевского 15, кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта», [email protected]

Аннотация

Предложен метод построения модели системы внешнего электроснабжения железной дороги переменного тока. Модель строится на основе векторных измерений, получаемых при помощи устройств PMU

Ключевые слова: on-line модель, система внешнего электроснабжения железной дороги переменного тока.

EQUIVALENTING OF EXTERNAL POWER RAIL AC BASED ON LINE MODELS Vtorushin D., Kryukov А.

Irkutsk State University of Railway Transport

This paper proposes a method of constructing a model of the system of the external power supply railway AC. This model is based on the use of vector measurements, which were obtained using the device PMU WAMS. Key words: on-line model, external railway electric system.

Введение. Система тягового электроснабжения (СТЭ) железной дороги переменного тока может быть отнесена к классу сложных, так как она состоит из большого числа элементов разных типов и обладает разнородными связями между ними. Кроме того, СТЭ неразрывно связана с двумя не менее сложными динамическими объектами: питающей электроэнергетической системой (ЭЭС) и железнодорожной магистралью (ЖДМ). Часть ЭЭС, непосредственно примыкающая к опорным тяговым

WAMS.

Abstract

Эквивалентирование систем внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока на основе on line моделей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.