Научная статья на тему 'Оценка безопасности эксплуатации железнодорожных вагонов с нефтепродуктами'

Оценка безопасности эксплуатации железнодорожных вагонов с нефтепродуктами Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Самофалова А. С., Вербицкая М. В., Звягинцева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка безопасности эксплуатации железнодорожных вагонов с нефтепродуктами»

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ВАГОНОВ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ

А.С. Самофалова, М.В. Вербицкая, А.В. Звягинцева, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В России в период с 2003 по 2014 год продолжилась тенденция роста объема перевозок опасных грузов. Происходит увеличение количества нарушений в безопасности движения, в том числе с утратой опасного груза: в 80-85 % случаев происходит утрата цистерн с бензином (в количествах от 2 до 900 тонн) сырой нефти и газовых конденсатов [1, 2].

В качестве объектов исследования при товарных перевозках ЖД транспортом нами были выбраны нефть и нефтепродукты. Источником аварий чаще всего является железнодорожный транспорт (более 80 % случаев). Важнейшей эколого-аналитической задачей является контроль качества воздуха в случае аварийных выбросов токсических веществ. В этой связи необходимо проводить расчет приземных концентраций ЗВ от аварийных источников, в том числе их валового выброса.

Таблица 1

Исходные данные для расчета массы аварийных выбросов

Вещество Расход топлива. В. т. г/с Низшая температура сгорания. н в МДж/кг Зольность топлива. Ар. Коэффициенты. к, х, Л %

125 3000 2

СН;0 78.1 2900 1,6

С'Ш; 833.3 30 0.021

С-Н3 1 062.5 40 0.014

Суммарные угл еъодороды 625 20 ОЛ 1

Расчет выполнен по «Методике проведения инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу для ЖД предприятий» [1, 3]. Массу аварийного выброса при взрыве или разгерметизации цистерны с нефтепродуктами, рассчитывали по формуле (1):

М = 0,001 • В • Кн^ • Qн, (1)

где В - расход топлива, г/с; КН2 5 - коэффициент, характеризующий выброс, на 1 МДж теплоты, кг/МДж; QН - низшая температура сгорания, МДж/кг. Проведем расчеты массы выброса сероводорода по формуле (1):

Мн2в = 0,001- В • Кн^Н = 75 г/с Аналогично рассчитывается масса выброса формальдегида:

Мсн20 = 0,01 • В • Ксн20 • QН = 36,75 г/с Массу аварийного выброса бензола рассчитываем по формуле (2):

МСбНб = В ■ АР ■ /, (2)

где В - расход топлива, г/с; АР - зольность топлива на рабочую массу, %; / - коэффициент учитывающий скорость трансформации ароматических углеводородов в воздухе. Подставим имеющиеся данные в формулу (2):

Аналогично рассчитаем массу толуола:

Мс7не = В ■ АР ■/ = 595 г/с

Масса выброса суммарного количества углеводородов рассчитывается по

формуле (3):

Мсу«.Угл. П1-Х, (3)

где g - зольность топлива, %; т - расход топлива, г/с; х - коэффициент.

Подставим имеющиеся значения в формулу (3):

МСум.Угл. = g■ ш-х = 1375 г/с

После расчета массы аварийного выброса ЗВ, образующихся при взрыве или разгерметизации цистерны с нефтепродуктами, проводят расчет рассеивания данных токсических веществ атмосферным воздухом. При расчете рассеивания ЗВ от аварийного источника проводят расчет приземных концентраций. Аварийный источник - источник с кратковременным выбросом большого количества загрязняющих веществ. Загрязнение воздушного бассейна от таких источников рассчитывается по формуле (4):

А-М-т

^ = —(4)

где СА - приземная концентрация, мг/м3 (в зоне жизнедеятельности населения); А - безразмерный коэффициент: А = 110; М - масса выброшенных веществ, г/с; т - продолжительность выброса для всех веществ примем равную 10 с; х3 - расстояние от источника до расчетной точки, м. Проведены расчеты приземных концентраций для сероводорода (^Б), формальдегида (СН2О), бензола (СбНб), толуола (С7Н8), а также содержание суммарного количества углеводородов. Сравнивая полученные в ходе расчетов значений СА со значением ПДК, имеющихся для этих веществ, можно сделать вывод о том, что по всем направлениям света ПДК веществ достигается только на расстоянии более 1000 м. Графически полученные данные представим в виде карт-схем распространения ЗВ по всем направлениям света (рис.).

Карта-схема распространения бензола при разрушении или взрыве цистернс

нефтепродуктами

- объект, для которого в случае аварии Сл>ПДК в 300 раз: ^^ объект, для которого в случае аварии СА > ПДК в 100 раз: [ \ объект, для которого в случае аварии СА > ПДК в 50 раз:( ) - объект, для которого в случае аварии Сл> ПДК в 10 ра( ] - объект, для которого в случае аварии СА > ПДК в 2 раз; I ] объект, для которого в случае аварии СА = ПДК;* - место временной стоянки ЖД цистерн с нефтепродуктами; ЩИ - соответствует 300 м от места стоянки цистерны:

- соответствует 995 м

Ш,

- соответствует 650 м от места стоянки цистерны: от места стоя неси цистерны

По результатам расчета можно сделать вывод о том, что в случае разрушения цистерн с нефтепродуктами, от 90 до 95 % объектов хозяйственной деятельности окажутся в зоне значительного превышения ПДК (от 2 - 300 раз превышения ПДК).

Таблица 2

Исходные данные для расчета валового выброса

Вид Наименовани ЗВ Площадь Числ Врем

выполняемы е Наименовани м2 моечной о я

х работ применяемог е территори моек мойк

о вещества и, м2 в год, часы и в день, часы

Мойка Керосин Керосин 0,043 500 2000 8

цистерн 3

Мойка Лабомид 101, №2003 0,001 500 2000 8

подводящих 202, 203, 6

патрубков и Темп 100Д и

передвижны т.д.

х узлов

Произведен расчет валовых выбросов загрязняющих веществ при мойке и дегазации восьмиосных ЖД цистерн Мм т/год по формуле:

где g - удельное выделение ЗВ, г/с-м2; F - площадь моечной территории, м2; п - число моек в год, часы; t - время мойки в день, часы.

Мм1 = 0.0433 ■ 500 ■ 2000 ■ 8 ■ 3600 ■ 10"6 = 1247.04 т/го д

Мм2 = 0.0016 ■ 500 ■ 2000 ■ 8 ■ 3600 ■ 10"6 = 46.08 т/год

Ми = Мм1 + Мм2 = 1247.04+ 46.08 = 1293 т/год

Получили, что суммарный выброс Мм при мойке ЖД цистерн составляет 1293,12 т/год для г. Воронеж. Мы предлагаем способ дегазации восьмиосных цистерн, позволяющий повысить диспергирующую и моющую способность промывных растворов. Способ основан на использовании патентованной смеси неионогенных поверхностно-активных веществ, карбоната натрия и хлорной извести.Очищающую способность дегазатора (Х), т.е. смытое количество загрязнителя, в процентах, рассчитывают по формуле:

А - А Х = • 100%

А - А

где А - масса чистой пластинки, г; Ai - масса пластинки с загрязнителем, г;

А2 - масса пластинки после удаления загрязнителя, г.

Деэмульгирующую способность (Д) предложенного раствора рассчитывали по формуле:

Д = V • 100%

V

где V1- объем мазута, взятого для анализа, мл; V2- объем выделенного обводненного мазута, мл.

Таблица 3

Новый способ эффективной очистки восьмиосных цистерн

Метод отмывания Время контакта с раствором, мин Температура, °С Степень очистки, %

Погружением с барботажем 15 55 ± 5 96

Следовательно, в рамках обеспечения безопасности и качества атмосферного воздуха города Воронежа целесообразно не проводить временную и постоянную дислокацию ЖД цистерн, перевозящих нефтепродукты на территории города. Суммарный выброс Мм при мойке ЖД цистерн в Воронеже составляет 1293,12 т/год.

Список использованной литературы

1. ГОСТ Р 22109-2005. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг аварий на железной дороге». Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 25 мая 2005. - 181 с.

2. Обеспечение безопасности по транспортировкам нефтепродуктов на железнодорожном транспорте [Текст] /А.В. Звягинцева, А.С. Самофалова //Proceeding soft he Fifth International Environmental Congress (Seventh International Scientific Technical Conference) "Ecology and Life Protection of Industrial-Transport Complexes" ELPIT 2015 16-20 September, 2015 Samara-Togliatti, Russia: Publishing House of Samara Scientific Centre, 2015.V. 5 Scientific symposium "Urban Ecology. Ecological Risks of Urban Territories" - 307 p. С. 149-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.