40
ЗНиСО
май №5 (230)
ОЦЕНКА АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КУРСА ВУЗА
Е.А. Рюмина, Н.В. Мищенко, Т.А. Трифонова
ASSESSMENT OF STUDENTS OF THE SECOND OPPORTUNITY OF ADAPTIVE RATE HIGHER
E.A. Rumina, N.V. Mischenko, T.A. Trifonova
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Высокие темпы жизни, постоянные информационные перегрузки и дефицит времени оказывают все возрастающее влияние на современного человека и часто являются причинами разнообразных отклонений в нормальной деятельности отдельных или многих систем организма. Обучение, особенно в высшей школе, предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям организма студентов: наряду с приобретением знаний и навыков научно-технического характера, в этот период формируются установки, интересы, ценности, социальные навыки, необходимые представителю соответствующей профессии. Ключевые слова: адаптивные возможности, стресс, адаптация.
High rates of life, the constant information overload and time constraints have had an increasing influence on modern man and is often caused by a variety of abnormalities in the normal activities of individual or multiple organ systems. Education, particularly higher education, placing increased demands on the body's adaptive capabilities of students - along with the acquisition of knowledge and skills for scientific and technical nature, are formed in this period setting, interests, values, social skills relevant professions. Keywords: adaptive capacity, stress, adaptation.
Социальные условия жизни современного человека часто ставят его в трудноразрешимые ситуации, порождающие психоэмоциональный стресс, который характеризуется широким спек-
тром нарушений различных физиологических функций и представляет собой широко разветвленную системную реакцию организма. Действие психоэмоциональных стрессорных нагрузок
май № (230)
41
в большей степени выражено у жителей больших городов, работников умственного труда, учащихся.
Цель данного исследования — оценка адаптационных возможностей организма посредством определения психоэмоционального статуса и психофизиологического стресса.
Объекты и методы. Объектом исследования явились 104 студента второго курса Факультета Химии и экологии Владимирского государственного университета.
Для достижения поставленной цели были использованы неинвазивные, «мобильные», при этом информативные, не требующие больших затрат времени, позволяющие легко регистрировать физиологические показатели организма методы оценки стресса, адаптационных реакций всего организма.
В качестве индивидуальных критериев психоэмоционального стресса, подверженности ему отдельных индивидов были предложены соотношения различных вегетативных показателей, в частности частотой сердечных сокращений и частотой дыхания, а так же психоэмоциональный статус, который отражает уровень тревожности, адаптивная реакция на внешние раздражители и личностная внутренняя мотивация.
Перечисленные выше методы реализовыва-лись посредством тестирования на ПАК «Пульс-Антистресс» и «НейрософтПсихотест»,позволя ющей точно и оперативно определить функциональное состояние и адаптационные возможности организма человека.
Тип проведенного исследования — экспериментальный. Способ создания выборки — нерандомизированный, открытый.
Результаты исследования и их обсуждение. Оценка функционального состояния. По результатам обследований на программно-аппаратном комплексе «Пульс-Антистресс» были определены индекс напряженности (норма 80—150), частота пульса (норма 60—80 ударов в минуту) и частота дыхания (норма 14—18 ударов в минуту).
Частота дыхания у студентов находится в норме, тогда как индекс напряженности и частота пульса немного повышены.
Анализ средних данных не характеризует индивидуальных особенностей студентов, поэтому проведен анализ процентного соотношения студентов с различными показателями для выявления отклонений в психофизиологическом развитии студентов и предрасположенности их к психосоматическим заболеваниям.
Адаптационная реакция отражает способность организма приспосабливаться к действию раздражителей.
Адаптационная реакция «стресс» наблюдается у 42,3 % студентов второго курса. У большей части студентов (43,3 %) отмечалась реакция «тренировка». У остальных обнаружены реакции «спокойная активация» и «повышенная активация».
В целом можно отметить, что способность организма исследуемых студентов приспосабливаться к действию раздражителей находится в норме.
По типу адаптационной реакции можно судить о том, как организм воспринимает силу раздражителя, который на него действует. На студентов одной группы могут действовать раздражители разной силы или даже раздражители одной силы, которые субъективно в зависимости от особенностей организма могут восприниматься по-разному. Для студентов, у которых обнаруживается стрессовая адаптационная реакция, обстановка, окружающая их во время учебного процесса в вузе, оказывается раздражителем большой силы. Следовательно, если их организм обладает низкой сопротивляемостью, могут возникнуть нарушения процессов адаптации. У остальных студентов процесс обучения в вузе не вызывает стрессовой реакции, это значит, что факторы, которые воздействуют на них, организм воспринимает как нормальные (обладающие слабой или средней силой).
Уровень реактивности — это количественная оценка реактивности (сопротивляемости) организма. Любая из адаптационных реакций по мере увеличения количества действующего фактора может повторяться на разных уровнях реактивности. Таким образом, уровень реактивности зависит от абсолютного количества раздражителя, который может меняться в широком диапазоне.
Высокими уровнями реактивности обладают 67,3 % студентов второго курса, у 29,8 % — средние уровни сопротивляемости. И у сравнительно малого процента студентов отмечены низкие и очень низкие уровни реактивности. Таким образом, большинство студентов имеют достаточную резистентность для того, чтобы их организм нормально адаптировался к обучению в вузе.
Сопоставив адаптивную реакцию и уровень реактивности, получили заключение о состоянии адаптационных механизмов.
У 1/3 студентов второго курса адаптационные механизмы находятся в норме. Половина исследуемых студентов находятся на начальной стадии срыва адаптации. У ряда студентов наблюдается состояние срыва адаптации, и даже ее срыв.
Состояние срыва адаптации может быть вызвано как воздействием раздражителя большой силы, так и низкой реактивностью организма. Наличие среди обследованных студентов лиц с состоянием срыва адаптации связано, в первую очередь, с низкой сопротивляемостью организма, а не с большой силой раздражителя. У студентов, чьи адаптационные реакции протекают нормально, организм обладает хорошим уровнем реактивности. Нарушение адаптационных механизмов также может быть связано с понижением сопротивляемости организма неблагоприятным факторам.
Индекс напряженности — показатель, характеризующий вариабельность кардиоинтервалов.
У большинства студентов индекс соответствует норме или немного ниже нормы. У 28,9 % студентов он не значительно повышен, что свидетельствует о невысоких физических или эмоциональных нагрузках, которые испытывают эти студенты. Студенты со срывом адаптации показывают индекс напряженности, увеличенный в несколько раз.
42
ЗНиСО
май №5 (230)
Среди объективных показателей состояния адаптационных систем организма важнейшими являются данные о деятельности сердечнососудистой системы.
У 6,7 % участвующих в исследовании частота пульса ниже нормы. Частота пульса, соответствующая норме, отмечена у половины. Это свидетельствует о хорошей тренированности сердечной мышцы. У 42,3 % обследованных студентов частота пульса выше нормы.
Существует определенная зависимость между состоянием сердечно-сосудистой системы, состоянием дыхательной системы и функционированием всех других органов и систем человеческого организма. Частота дыхания ниже нормы наблюдается у 68,3 % студентов. У 16,3 % она находится в норме, а у 15,4 % студентов второго курса частота дыхания выше нормы.
Оценка психофизиологического состояния. Проведен контроль статусных и функциональных характеристик ЦНС по результатам психологических и психофизиологических тестов («Физиологическая реакция на стресс» и «Шкала жизненных событий» Г.Е. Андерсона).
Большинство обследованных студентов имеют высокую степень стрессовой нагрузки. У 6,7 % обследуемых обнаружена пороговая степень стрессовой нагрузки; 24,1 % студентов имеют низкую степень, и в их жизни не происходит событий, дающих высокую стрессовую нагрузку.
Наличие в окружающей среде стрессовых факторов не обязательно приводит к развитию стрессовых реакций на физиологическом уровне. По результатам диагностики предрасположенности обследуемого к психосоматическим заболеваниям, вызываемым стрессовой нагрузкой было выявлено, что у большинства студентов второго курса отмечена низкая частота возникновения физиологических реакций на стресс. У них нет риска возникновения психосоматических заболеваний. У 1,9 % студентов отмечена частота возникновения физиологических реакций на стресс выше среднего и большая вероятность возникновения психосоматических заболеваний.
Психосоматический подход интерпретирует роль психологических факторов в происхождении и развитии болезней.
Была определена личностная позиция объектов исследования, их образ жизни и наличие психоэмоционального стресса. В качестве объекта для данного этапа исследования были взяты студенты одной учебной группы (тестовой) Факультета Химии и экологии.
В процессе исследования было выявлено, что по показателям тревоги и компенсации большинство анкетируемых подвержены психоэмоциональному стрессу. Преобладающая психоэмоциональная установка негативная. Эти данные свидетельствуют о наличии постоянного источника стресса, который ведет к формированию поведения компенсирующего типа, которое сопряжено с истощением ресурсов организма.
Превалирующее число студентов имеют высокие показатели уровня тревожности. Причем это в наибольшей мере проявляется у девушек.
Также, при факте превалирования доли студентов с психоэмоциональным стрессом, негативной установкой и высокими уровнями тревожности, отмечается преобладание доли лиц с удовлетворительным образом жизни.
Дополнительные исследования. Для полноты комплексного обследования была проведена сравнительная характеристика результатов обследования студентов двух учебных групп (направление — химия/экология и направления — экология) Факультета Химии и экологии.
Результаты обследования студентов в 2011 г. практически не изменились по сравнению с 2010 г.
Проведенные сравнения показали, что у большинства адаптационные механизмы находятся в норме как в 2010-м, так и в 2011 г.
За два года обследования у большей части студентов отмечена реакция «тренировка» и высокие уровни реактивности. В целом можно отметить, что способность организма исследуемых студентов приспосабливаться к действию раздражителей находится в норме.
Большая часть студентов имеет достаточную резистентность для того, чтобы их организм нормально адаптировался к обучению в вузе.
Данные психофизиологического тестирования как в 2010-м, так и в 2011 г. показывают у большинства студентов высокую степень стрессовой нагрузки. Обнаружена низкая частота возникновения физиологических реакций на стресс и отсутствие риска возникновения психосоматических заболеваний.
Заключение. Таким образом, обучение в вузе и связанные с этим изменения образа жизни дают высокий уровень стрессовой нагрузки на студентов. Однако физиологическая реакция на стресс невелика и не может на данном этапе привести к высокому риску психосоматических нарушений.
У большинства студентов адаптация к учебному процессу протекает нормально, вызывая адекватную степень активации всех систем организма.
Проведенное обследование позволило выявить группу риска студентов, у которых на данном этапе намечаются процессы срыва адаптации. За физиологическим состоянием этих студентов необходим дополнительный мониторинг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С., Ших-лярова А.И. Антистрессорные реакции и активаци-онная терапия. Екатеринбург, РИА «Филантроп», 2002. 194 с.
2. Гаркави Л.Х. Михайлов Н.Ю. Толмачев Г.Н., Шихлярова А.И., Верескунова Е.П. Программно-аппаратный комплекс пульсовой диагностики для определения типа адаптационной реакции. Электронный журнал «Исследовано в России». С. 2295—2303, 2003 г.
Контактная информация:
Рюмина Екатерина Александровна, тел.: 8 (920) 910-55-98, e-mail: [email protected] Contai information: Rumina Ekaterina, phone: 8 (920) 910-55-98, e-mail: [email protected]