№ 3 - 2012 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 37-003.96:612.014.5
ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ С ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
Е.С. Зайцева
ГБОУВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития
России (г. Иваново)
Оценка адаптации детей к школьному обучению показала, что наиболее благоприятно этот период протекает у центровертов, экстраверты адаптируются к школьным факторам «ценой» здоровья, а у интровертов чаще выявляется полная дезадаптация (ухудшение состояния здоровья сочетается с неудачным приспособлением к учебе и коллективу).
Ключевые слова: первоклассники, адаптация, психосоматическая конституция.
Зайцева Екатерина Сергеевна — аспирант очной формы обучения кафедры поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Иваново, рабочий телефон: 8 (4932) 30-02-28, e-mail: [email protected]
Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует о его неуклонном ухудшении в течение последних десятилетий [1, 5]. При этом одним из критических периодов является этап обучения в первом классе, когда происходит приспособление ребенка к новой микросоциальной среде [3, 4]. Не вызывает сомнения тот факт, что процесс адаптации к школе во многом определяется индивидуальными особенностями детей, и внешние воздействия соответственно будут вызывать неоднозначные изменения в организме и разные ответные реакции [5]. Одним из наиболее перспективных на сегодняшний день вариантов учета индивидуальных типологических свойств ребенка является методологический подход, разработанный И. Е. Бобошко [2], предполагающий разделение детей по базовому свойству — типу направленности психической активности на интро- (направленность во внутрь), центро- (баланс направленности) и экстравертов (направленность во вне). Сопряженность этого качества с морфологическими, моторными и регуляторными свойствами организма позволила создать системные портреты детей трех конституциональных типов.
В связи с тем, что для каждого конституционального типа характер функционирования отделов вегетативной нервной системы является устойчивым индивидуальным свойством, а в возникновении тех или иных вариантов биологической и социальной дезадаптации существенную роль играет вегетативное обеспечение организма, можно предположить, что процесс адаптации к школьному обучению у детей разных типов психосоматической
конституции будет протекать неодинаково. Учитывая вышесказанное, мы поставили перед собой цель — дать интегральную медико-психологическую оценку адаптации к началу школьного обучения детей с различной психосоматической организацией.
Материалы и методы. Проанализировано течение адаптации к школе ста первоклассников, разделенных в зависимости от типа психосоматической конституции на группы: первая группа (51 ребенок) — имела центровертивный, вторая (24 ребенка) — экстравертивный и третья (25 детей) — интровертивный конституциональные типы. Конституциональная принадлежность ребенка определялась путем анкетирования родителей и учителей по специальной анкете «Шкала оценки направленности психической активности» (ШОНПА) [5].
Контроль за адаптацией к образовательному учреждению осуществлялся с учетом медицинских и психолого-педагогических критериев [4]. С медицинской точки зрения оценивались динамика массы тела учащихся, острота зрения, состояние осанки, уровень артериального давления. Кроме того, выявлялись случаи учащения острой заболеваемости и наличие невротических реакций. Психолого-педагогические критерии включали оценку эмоционально-поведенческих реакций, успеваемости и социометрического статуса школьников.
Результаты исследования. Оценка в целом эмоционально-поведенческих реакций учащихся показала позитивную динамику на протяжении учебного года во всех трех группах, однако, наименьшие значения суммарного показателя были свойственны интровертам (рис. 1).
70 ,
о
10 -| А экстра
О -I--------1---------1---------1---------1---------1---------1---------.
2 4 6 недели 18 29 -10
Рис. 1. Динамика суммарного показателя эмоционально-поведенческих реакций в баллах (достоверность различий: * — с центровертами, Л — между интро- и экстравертами, * — р
< 0,05, *** — р < 0,001, ллл — р < 0,001)
При анализе отдельных эмоциональных реакций были выявлены существенные конституциональные различия. У интровертов отмечалась склонность к снижению настроения и выраженности страха, а у экстравертов — к агрессии. Различия установлены и в характере поведенческих реакций. Так, интровертам, наряду с высокими показателями познавательной деятельности и дисциплины, было свойственно снижение двигательной и игровой активности, ограничение социальных контактов. Экстравертам, напротив, был присущ высокий уровень социальной, игровой и двигательной активности, однако, у них нередко отмечалось снижение дисциплины. Центроверты по всем параметрам эмоционально-поведенческих реакций занимали промежуточное положение.
Конституциональные особенности адаптации детей прослежены и в частоте
возникновения синдромов пограничных нервно-психических расстройств. Так, в группе интровертов невротические реакции в конце первой учебной четверти выявлялись у всех
школьников (100,0 %) и к концу учебного года сохранялись у 48,0 % детей, что было достоверно чаще, чем у центровертов (в 58,8 и 17,6 % случаев, р < 0,001 и р <
0,01 соответственно) и экстравертов (в 79,2 и 33,3 % случаев, р < 0,05). При этом сохранение двух и более синдромов невротических расстройств к концу учебного года было свойственно в большей степени интровертам (40,0 % случаев против 7,8 % в группе центровертов, р < 0,01, и против 29,1 % в группе экстравертов, р > 0,05). Однако следует отметить, что в сравнении с центровертами у экстравертов также достоверно чаще выявлялось наличие более, чем одного синдрома (р < 0,05). У интровертов в структуре невротических реакций на протяжении всего учебного года доминировал астенический синдром, кроме того, детям этого типа было свойственно возникновение либо усугубление имевших место до поступления школу синдрома навязчивых движений и фобического синдрома. У экстравертов в период адаптации достоверно чаще отмечалось появление или усиление выраженности наблюдавшегося ранее гипердинамического синдрома. Среди центровертов выявлена наименьшая частота встречаемости всех указанных синдромов (рис. 2).
гкг»?дт1’.:кчк1;га! н^^зчзееье; десиий гсчио-БетептЕЕЮ.п'
СИНДРОМЫ
Рис. 2. Частота выявления невротических реакций к концу учебного года (достоверность различий: * — с центровертами, Л — между интро- и экстравертами, * — р < 0,05, ** — р
< 0,01, л — р < 0,05, лл — р < 0,01)
Недостаточная прибавка массы тела за первый год обучения в школе выявлялась у большинства интровертов (72,0 %) и половины экстравертов (50,0 %), что было достоверно чаще, чем в группе центровертов (25,5 %, р < 0,001 и р < 0,05 соответственно). Достоверное увеличение числа острых респираторных заболеваний за учебный год в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года было установлено только в группе интровертов (р < 0,05). Впервые выявленные случаи нарушения осанки и снижения остроты зрения были свойственны преимущественно интровертам. Контроль за уровнем артериального давления в исследуемых группах не выявил отклонений от возрастных норм.
По данным социометрии, установлено, что большинство центро- и экстравертов к концу учебного года имели благоприятный социометрический статус (74,5 и 83,3 % соответственно). При этом более половины интровертов остались непринятыми в коллективе или изолированными (56,0 % против 24,5 % в группе центровертов, р < 0,01, и против 16,7 % в группе экстравертов, р < 0,001).
Анализ школьной успеваемости не выявил достоверных различий в группах. Однако, несмотря на характерные для интровертов высокие показатели познавательной деятельности и дисциплины, учеников со сниженной успеваемостью среди них было несколько больше (28,0 % против 19,6 % в группе центровертов и 25,0 % в группе экстравертов).
Резюмируя полученные данные, мы провели интегральную медико-психологическую оценку адаптации детей к школе, включающую в себя и состояние здоровья (З), и успешность приспособления к школьным факторам (коллективу и учебе (А)) (см. табл.).
Интегральная медико-психологическая оценка адаптации к школе
Варианты интегральной оценки Интроверты (%) Центроверты (%) Экстраверты (%)
А+З+ 8*** 45,1 20,8*
А±З+ 4 15,7 12,5
А+З— 28 19,6 41,7
А±З— * * со 9,8 20,8
А—З— 20 5,9 4,2
+ З 4 3,9 0
Примечание: «З+» — отсутствие отклонений в состоянии здоровья, «З—» — их наличие, «А+» — успешная адаптация к коллективу и учебе, «А±» — удачная адаптация либо к коллективу, либо к учебе, «А—» — неуспешная адаптация и к коллективу, и к учебе; достоверность различий: * — с центровертами, * — р < 0,05, ** — р < 0,01, *** — р <
0,001
Таким образом, установлено, что сохраняя высокий уровень здоровья, успешно адаптируются к школьной среде преимущественно центроверты (45,1 % против 20,8 % в группе экстравертов, р < 0,05, и против 8,0 % в группе интровертов, р < 0,001). Дети, имеющие такой вариант интегральной оценки, могут обучаться по программе повышенной сложности. Высокую «цену» успешного приспособления к школьным факторам (учебе и коллективу) чаще демонстрировали экстраверты (41,7 % случаев против 19,6 % в группе центровертов, р > 0,05, и 28,0 % в группе интровертов, р > 0,05), что требовало оказания соответствующей медицинской и психологической помощи. Полная дезадаптация (ухудшение состояния здоровья и неудачная адаптация к школьной среде) наиболее часто выявлялась у интровертов (в 20,0 % случаев против 3,9 и 4,0 % в группе центро- и экстравертов соответственно, р > 0,05). Очевидно, таким детям может понадобиться перевод на обучение по программе меньшей сложности.
Мы полагаем, что связь типа психосоматической конституции с характером течения адаптации обусловлена различиями в состоянии регуляторных механизмов и гомеостатических систем у детей с различной психосоматической организацией. Наиболее благоприятную адаптацию к школе детей-центровертов можно объяснить равновесием корково-подкорковых взаимодействий и балансом симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Преобладание же подкоркового компонента регуляции и симпатического отдела вегетативной нервной системы у экстравертов либо коркового компонента и асимпатикотонической реактивности у интровертов создают функциональные предпосылки для осложненного течения адаптации [2].
Выявленные конституциональные особенности послужили основой для разработки дифференцированной программы медико-социального сопровождения первоклассников, призванной нивелировать негативные реакции течения адаптационного периода, свойственные детям с различной психосоматической организацией. В программе представлены индивидуальные модули рекомендаций для первоклассников, их родителей, педагогов и школьного врача.
1. Баранов А. А. Здоровье детей России : научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Рос. педиатр. журн. —1999. — № 4. — С. 5-7.
2. Бобошко И. Е. Характеристика психосоматического статуса детей трехлетнего возраста : автореф. дис ... канд. мед. наук. — Иваново, 2001. — 20 с.
3. Звездина И. В. Приоритетные факторы риска в формировании отклонений в состоянии здоровья школьников / И. В. Звездина // Школа здоровья. — 2009. — № 2. — С. 22-37.
4. Медико-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к образовательным учреждениям : учебное пособие / Л. А. Жданова [и др.]. — Иваново, 2008. — 60 с.
5. Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста : пособие для врачей / Л. А. Жданова [и др.]. — Иваново, 2005. —91 с.
ASSESSMENT OF ADAPTATION OF FIRST-GRADERS TO TRAINING ACCORDING TO CONSTITUTIONAL APPROACH
E.S. Zaytseva
SEIHPE «Ivanovo State Medical Academy Minhealthsocdevelopment» (Ivanovo c.)
The assessment of children adaptation to school training showed that most favorably this period proceeds at centroverts, extroverts adapt for school factors «with the price of health», and introverts more often have full disadaptation (the aggravation of symptoms of health is combined with unsuccessful adaptation to studies and collective).
Keywords: first-graders, adaptation, psychosomatic constitution.
About authors:
Zaytseva Ekaterina Sergeevna — post-graduate student of full-time course of study of chair of polyclinic pediatrics with course of healthy child and the general children care at SEI HPE «Ivanovo State Medical Academy Minhealthsocdevelopment», office number: 8 (4932) 30-0228, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Baranov A. A. Health of Russian children: scientific and organizational priorities / A. A. Baranov // Rus. pediatrist. jour.—1999. — №. 4. — P. 5-7.
2. Boboshko I. E. Characteristic of psychosomatic status of three-year aged children: autoref. dis ... cand. medical sciences. — Ivanovo, 2001. — 20 P.
3. Zvezdina I. V. Priority risk factors in formation of deviations in state of health of school students / I. V. Zvezdina // Health School. — 2009. — № 2. — P. 22-37.
4. Medico-pedagogical support of children in the course of adaptation to educational institutions: manual / L. A. Zhdanova [etc.]. — Ivanovo, 2008. — 60 P.
5. Interdepartmental integration in health protection of children of school age: manual for doctors / L. A. Zhdanova [etc.]. — Ivanovo, 2005. — 91 P.