РО!: 10.17816/РЕР9255-66
оценка адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом к занятиям в коррЕкционной школе
© О.П. Пономарёва, Г.А. Суслова
ФгБоУ Во «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Для цитирования: Пономарёва О.П., Суслова Г.А. Оценка адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом к занятиям в коррекционной школе // Педиатр. - 2018. - Т. 9. - № 2. - С. 55-66. doi: 10.17816/PED9255-66 Поступила в редакцию: 19.02.2018 Принята к печати: 06.04.2018
Формирование школьной зрелости у детей младшего школьного возраста является основной задачей современного образования. Особое внимание в последние десятилетия уделяется детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности, детям с детским церебральным параличом (ДЦП). Такие дети обучаются в специальных коррекционных школах, которые подготавливают своих учащихся к самостоятельной жизни и труду в обществе. Цель исследования: оценить адаптацию детей младшего школьного возраста с ДЦП к занятиям в коррекционной школе. Материалы и методы. Обследовано 75 детей с диагнозом: «ДЦП, спастическая диплегия легкой или средней степени тяжести, задержка психомоторного развития, псевдобульбарная дизартрия». Все дети обучались в государственном бюджетном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (IV вида) № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга (ГБОУ «Школа № 584 «Озерки»). Возраст детей составлял от 7 до 11 лет. Были оценены следующие показатели: качество жизни детей с помощью опросника PedsOL для категории детей 8-12 лет, показатели электроэнцефалограммы, неврологический статус, степень нарушения речи. Дети были осмотрены неврологом, психологом и логопедом. Результаты. 72 % детей имели средний и низкий уровни адаптации. Согласно классификации по Л.А. Вагнеру (1989) «низкий уровень» адаптации преобладал у мальчиков (42,2 %) (отрицательное отношение к школе, подавленное настроение, частые жалобы на нездоровье). «Высокий уровень» также доминировал у мальчиков (33,4 %), в то время как у девочек «высокий уровень» адаптации наблюдался только у 6 человек (20 %). Клиническое обследование выявило, что у детей преобладал синдром гипервозбудимости (у мальчиков - 51,2 %, у девочек - 63,3 %). Также было отмечено, что степень нарушения речи зависит от степени поражения ЦНС, а также от возрастно-половых особенностей. Качество жизни детей начальной школы было снижено. В шкалах опросника PedsOL «физическое функционирование», «эмоциональное функционирование», «жизнь в школе» баллы не превышали 50. Только в шкале «социальное функционирование» показатель составил более 70 баллов. Выводы. Детям начальной школы ГБОУ школы № 584 «Озерки» необходима комплексная реабилитация, включающая медицинскую, психолого-педагогическую и логопедическую помощь.
Ключевые слова: детский церебральный паралич; спастическая диплегия; дизартрия; специальная коррекционная школа; качество жизни; адаптация к школе; младший школьный возраст.
assessment of adaptation of children of younger school age with cerebral palsy to occupations at correctional school
© O.P. Ponomaryova, G.A. SusLova
St. Petersburg State Pediatric Medical University, Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Russia
For citation: Ponomaryova OP, Suslova GA. Assessment of adaptation of children of younger school age with cerebral palsy to occupations at correctional school. Pediatrician (St. Petersburg). 2018;9(2):55-66. doi: 10.17816/PED9255-66
received: 19.02.2018 Accepted: 06.04.2018
Formation of a school maturity at children of younger school age is the main objective of modern education. Special attention in the last decades is paid to children with disturbances of a musculoskeletal system, in particular, to children with the cerebral palsy (CP). Such children study at special correctional schools which prepare the pupils for independent life and work in society. Research objective: to estimate adaptation of children of younger school age with cerebral palsy to occupations at correctional school. Materials and methods. 75 children with the diagnosis are examined: Cerebral palsy, spastic diplegia mild or moderate severity, delay of psychomotor development, pseudobulbar dysarthtia. All children studied in state-funded educational institution for children with limited opportunities of health special (correctional) comprehensive school (the IV look) No. 584 "Ozerki" of Vyborgsky district of St. Petersburg (school No. 584 "Ozerki"). The age of children was from 7 to 11 years. The following indicators were estimated: quality of life of children by means of the questionnaire of
PedsOL for category of children of 8-12 years, electroencephalogram indicators, the neurologic status, extent of disturbance of the speech. Children were examined by the neurologist, the psychologist and the logopedist. Results. 72% of children had the average and low level of adaptation. According to classification by L.A. Wagner (1989), "the low level" of adaptation prevailed at boys (42.2%) (the negative relation to school, suppressed mood, frequent complaints to an illness). "High level" also dominated at boys (33.4%) while at girls "the high level" of adaptation was observed only at 6 people (20%). Clinical inspection taped that at children the hyper excitability syndrome prevailed (at boys - 51.2%, girls - 63.3%). Also it was noticed that extent of disturbance of the speech depends on degree of a lesion of the central nervous system and also on age and sex features. The quality of life of children of elementary school is reduced. In scales of the questionnaire of PedsOL "physical functioning", "emotional functioning", "life at school" points don't exceed 50. Only in a scale "social functioning" an indicator more than 70 points. Conclusions. The complex rehabilitation including the medical, psychology and pedagogical and logopedic care is necessary for children of elementary school of school No. 584 "Ozerki".
Keywords: cerebral palsy; spastic diplegia; dysarthtia; special correctional school; quality of life; adaptation to school; younger school age.
введение
В настоящее время в Российской Федерации проживает более 166 тыс. детей-инвалидов с нарушением когнитивных функций (32 % от общего числа детей-инвалидов) [3]. В 60 % случаев детская инвалидность по неврологическим заболеваниям связана с патологией перинатального периода, а 24 % из всех случаев детской инвалидности составляют дети с детским церебральным параличом [4].
Детский церебральный паралич (ДЦП) является сложным полиэтиологическим неврологическим заболеванием, которое выражается в нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, интеллекта. Детские церебральные параличи представляют собой резиду-альные состояния с непрогрессирующим течением. Однако по мере развития ребенка, особенно в раннем возрасте, клиническая симптоматика может видоизменяться. Это связано с возрастной динамикой морфофункциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга, нарастанием декомпенсации, обусловленным все большим несоответствием между возможностями нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей средой к растущему организму [2].
В настоящий период известно более 400 причин возникновения ДЦП. Причины заболевания могут возникать в период вынашивания плода, при патологическом течении родовой деятельности, в первые четыре недели жизни ребенка (в отдельных случаях срок проявления болезни продлевается до трехлетнего возраста) [4, 8, 14]. Согласно исследованиям именно во время внутриутробного развития в большинстве случаев наблюдаются нарушения мозговой активности плода [4, 14].
Ключевыми причинами, которые могут вызвать дисфункцию в работе развивающегося детского мозга, являются: недоношенность, хронические заболевания матери, инфекционные заболевания (мо-
гут протекать в скрытой форме), патология течения беременности (угроза прерывания беременности, хроническое невынашивание плода, токсикоз, нарушение кровообращения в плаценте и др.), гемолитическая болезнь у новорожденного, осложненные роды (преждевременные роды, неправильное положение плода и др.).
Трудности адаптации детей с ДЦП определяются тяжестью поражения центральной нервной системы (ЦНС). Проблемы в психофизическом развитии резко ограничивают самостоятельное взаимодействие ребенка с социумом. Такие дети тяжело адаптируются к условиям школы, в том числе и коррек-ционной, часто испытывают чувство беспокойства, тревоги или отказываются от контактов со взрослыми и ровесниками, уходят в мир собственных ощущений и переживаний [5-7]. Дети длительное время ориентируются на одобрение взрослого, на подтверждение правильности своих действий, расстраиваются в ответ на сделанные им замечания, иногда отказываются от выполнения задания или проявляют агрессию. Установление контактов с одноклассниками происходит достаточно напряженно и медленно [5, 7].
Одна из главных целей реабилитации детей с ДЦП — проведение мероприятий, направленных на достижение физической, психической, социальной и экономической полноценности, которую дети способны приобрести при существующем заболевании.
Цель исследования: оценить адаптацию детей младшего школьного возраста с ДЦП к занятиям в коррекционной школе.
материалы и методы
В исследовании принимали участие 75 детей с диагнозом: «ДЦП, спастическая диплегия легкой и средней степеней тяжести, задержка психомоторного развития, псевдобульбарная дизартрия». Все дети обучались в государственном бюджетном
образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья — специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (IV вида) № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 584 «Озерки»). Возраст детей составлял от 7 до 11 лет. В исследование не включали детей с любыми видами эпилепсии и эписиндромами.
Все дети до и после исследования проходили одинаковое обследование. Оно включало сбор анамнеза, консультации невролога, психолога, логопеда, ортопеда, снятие и интерпретацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
результаты
Распределение детей по полу представлено в табл. 1.
Также все дети были распределены по возрасту (табл. 2).
Большинство исследуемых находилось в возрасте 8-9 лет (56,7 %).
При сборе анамнеза были просмотрены выписки из медицинских карт матерей (табл. 3).
Таблица 1 (Table 1)
Распределение детей по полу Distribution of children on a gender
При обработке полученных данных выяснилось, что большинство детей рождены раньше срока беременности (недоношенные) (33 ребенка (44 %)). У 32 % (24 ребенка) матери находились в стационарах с угрозой прерывания беременности или имели в анамнезе выкидыши (хроническое невынашивание беременности).
Основными жалобами исследуемых детей и их родителей являлись периодические головные боли (48 детей (64 %)), тяжелая усвояемость «трудных» предметов, у первоклассников — тяжелая адаптация к учебному процессу
Силу головной боли оценивали по шкале Вон-га - Бейкера (1983) (рис. 1), где 0 — «не болит», 5 — «болит нестерпимо» [7]. 34 ребенка (45,4 %) оценивали силу головной боли как «немножко болит» и 14 детей (18,6 %) — как «болит сильнее». Данные представлены в табл. 4, 5.
Клиническое обследование детей включало неврологический и ортопедический осмотр, анализ показателей ЭЭГ (в частности, а- и Р-ритмы), психоэмоционального состояния, речевой функции. Клиническая характеристика детей в соответствии с распределением по полу представлена в табл. 6.
Среди диагностических неврологических синдромов преобладал синдром гипервозбудимости.
Ортопедический осмотр выявил пять синдромов нарушений движения, которые привели к формированию деформаций в суставах и позвоночнике: динамический эквинус, аддукторный синдром, hamstrmg-синдром, ге^ш-синдром, спастичность кисти. При динамическом эквинусе (26 детей (34,7 %)) у детей формировалась ходьба на носках,
Мальчики Boys Девочки Girls
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число| absolute number %
45 60 30 40
Таблица 2 (Table 2)
Распределение детей по возрасту Distribution of children on age
Возрастная группа, лет Age group, years Мальчики Boys Девочки Girls Всего Total
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number %
7 7 7 15,5 4 13,3 11 15,1
8 8 17 37,8 13 43,4 30 39,6
9 9 9 20 4 13,3 13 17,1
10 10 5 11,2 5 16,7 10 13,1
11 11 7 15,5 4 13,3 11 15,1
Итого Total 45 100 30 100 75 100
Таблица 3 (Table 3)
Этиология детского церебрального паралича Cerebral palsy etiology
Причина Cause Мальчики Boys Девочки Girls
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number %
Недоношенность Преждевременные роды Prematurity Premature birth 21 46,8 12 40
Хронические заболевания матери Chronic diseases of mother 10 22,2 5 16,7
Инфекционные заболевания матери (краснуха, герпес) Infectious diseases of mother (rubella, herp) 3 6,6 0 0
Угроза прерывания Хроническое невынашивание Discontinuing threat Chronic not incubation 11 24,4 13 43,3
Гемолитическая болезнь у новорожденного Hemolitic illness at the newborn 0 0 0 0
Неправильное положение плода Wrong provision of a fetus 0 0 0 0
Итого Total 45 100 30 100
Таблица 4 (Table 4)
Наличие жалобы «головная боль» Existence of the complaint "headache"
Головная боль Headache Мальчики Boys Девочки Girls Всего Total
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number %
Есть The headache is 30 66,4 18 60 48 64
Нет The headache is absent 15 33,4 12 40 27 36
Итого Total 45 100 30 100 75 100
oo
oo
oo
oo
Не болит No hurt
Немножко болит Hurts little bit
Рис. 1. Шкала Вонга - Бейкера (1983) Fig. 1. Wong-Baker scale (1983)
Болит сильнее Hurts little more
Болит значительно сильнее Hurts even more
Очень болит Hurts whole lot
Болит нестерпимо Hurts worse
Таблица 5 (Table 5)
Оценка головной боли по шкале Вонга - Бейкера (1983) Headache assessment on Wong-Baker scale (1983)
Пол Не болит No hurt 0 Немножко болит Hurts little bit 1 Болит сильнее Hurts little more 2 Болит значительно сильнее Hurts even more 3 Очень болит Hurts whole lot 4 Болит нестерпимо Hurts worse 5
Gender абсолютное число(%) аbsolute number (%) абсолютное число (%) аbsolute number (%) абсолютное число(%) аbsolute number (%) абсолютное число (%) аbsolute number (%) абсолютное число (%) аbsolute number (%) абсолютное число (%) аbsolute number (%)
Мальчики Boys 15 (33,4) 22 (48,8) 8 (17,8) 0 0 0
Девочки Girls 12 (40) 12 (40) 6 (20) 0 0 0
Всего Total 27 (36) 34 (45,4) 14 (18,6) 0 0 0
Таблица 6 (Table 6)
Клиническая характеристика детей Clinical characteristic of children
Синдромы Syndromes Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number %
Синдром тонусных нарушений Syndrome of disturbance of a tonus 6 13,3 2 6,7
Синдром гипервозбудимости Hyper excitability syndrome 23 51,2 19 63,3
Синдром угнетения центральной нервной системы Syndrome of oppression of the central nervous system 6 13,3 3 10
Синдром вегетовисцеральных нарушений Syndrome vegetovistseral of disturbances 10 22,2 6 20
Итого Total 45 100 30 100
Степень тяжести спастической диплегии Degree of a spastic diplegia Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number %
Легкая Mild 21 46,7 17 56,7
Средняя Average 24 53,3 13 43,3
Тяжелая Serious 0 0 0 0
Итого Total 45 100 30 100
Степень задержки психомоторного развития Degree of a delay of psychomotor development Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number %
Легкая Mild 28 62,2 17 56,7
Средняя Average 17 37,8 13 43,3
Тяжелая Serious 0 0 0 0
Окончание табл. 6 (Table 6 (continued))
Синдромы Syndromes Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number %
Без задержки No delay 0 0 0 0
Итого Total 45 100 30 100
Степень псевдобульбарной дизартрии Degree of a pseudobulbar dysarthtia Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Легкая (III ст.) Mild (III) 26 57,8 13 43,3
Средняя (II ст.) Average (II) 19 42,2 17 56,7
Тяжелая (I ст.) Serious (I) 0 0 0 0
Итого Total 45 100 30 100
Примечание. В графе «клинический синдром» представлен наиболее выраженный синдром у обследуемого ребенка. Note. The most expressed syndrome at the examined child is presented in the column "clinical syndrome"
коленный сустав находился в состоянии сгибания. Аддукторный синдром (21 ребенок (28 %)) был обусловлен спастической контрактурой приводящих мышц бедра. Такие дети передвигались по школе на инвалидных колясках либо ходунках. При hamstrmg-синдроме (11 детей (14,7 %)) у детей формировалась походка на согнутых в коленных суставах ногах, стопы — в положении эквину-са. Дети, которые имели ге^ш-синдром (8 детей (10,6 %)), передвигались на прямых ногах, имели
гиперлордоз в поясничном отделе с выраженным наклоном таза вперед. Спастичность кисти наблюдалась у 9 детей, что составило 12 % [11, 13].
При ЭЭГ-обследовании оценивали следующие показатели а- и Р-ритмов: частоту, амплитуду, индекс, форму волн, регулярность и симметричность ритма, наличие пароксизмальной активности (табл. 7-9). Параметры норм и отклонений от нее использовали для детей 6-12 лет [12].
У 7 детей (9,3 %) а-ритм не определялся. Ниже
Таблица 7 (Table 7)
Характеристика а-ритма The characteristic а-rhythm
Частота Frequency Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Не определяется Is not defined 4 8,9 3 10
Ниже нормы (до 7 Гц) Lower than norm (up to 7 Hz) 14 31,1 9 30
Норма (7-10 Гц) Normal (7-10 Hz) 27 60 18 60
Итого Total 45 100 30 100
Амплитуда Amplitude Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число аbsolute number % абсолютное число аbsolute number %
Не определяется Is not defined 4 8,9 3 10
Ниже нормы (до 70 мкВ) Lower than norm (up to 70 mcV) 31 68,9 20 66,7
Окончание табл. 7 (Table 7 (continued))
Частота Frequency Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Норма (70-100 мкВ) Normal (70-100 mcV) 8 17,8 5 16,7
Выше нормы (более 100 мкВ) Higher than norm (more than 100 mcV) 2 4,4 2 6,6
Итого Total 45 100 30 100
Индекс Index Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Не определяется Is not defined 4 8,9 3 10
Ниже нормы (до 35 %) Lower than norm (up to 35%) 7 15,5 4 13,3
Норма (35-60 %) Normal (35%-60%) 24 53,4 13 43,3
Выше нормы (более 60 %) Higher than norm (more than 60%) 10 22,2 10 33,4
Итого Total 45 100 30 100
Симметричность Symmetry Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Не определяется Is not defined 4 8,9 3 10
Симметричный Symmetric 15 33,3 14 46,7
Несимметричный Nonsymmetric 26 57,8 13 43,3
Итого Total 45 100 30 100
Форма волн Form of waves Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Не определяется Is not defined 4 8,9 3 10
Правильная форма Regular form 30 66,7 17 56,7
Заостренная форма The pointed form 11 24,4 10 33,3
Итого Total 45 100 30 100
Регулярность Regularity Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Не определяется Is not defined 4 8,9 3 10
Регулярный Regular 3 6,7 9 30
Нерегулярный Nonregular 38 84,4 18 60
Итого Total 45 100 30 100
Таблица 8 (Table 8)
Характеристика ß-ритма The characteristic ß-rhythm
Частота Frequency Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Ниже нормы (до 15 Гц) Lower than norm (up to 15 Hz) 35 77,8 27 90
Норма (15-35 Гц) Normal (15-35 Hz) 10 22,2 3 10
Выше нормы (более 35 Гц) Higher than norm (more than 35 Hz) 0 0 0 0
Итого Total 45 100 30 100
Амплитуда Amplitude Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Ниже нормы (до 15 мкВ) Lower than norm (up to 15 mcV) 12 26,7 6 20
Норма (15-20 мкВ) Normal (15-20 mcV) 7 15,5 2 6,7
Выше нормы (более 20 мкВ) Higher than norm (more than 20 mcV) 26 57,8 22 73,3
Итого Total 45 100 30 100
Индекс Index Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Ниже нормы (до 15 %) Lower than norm (up to 15%) 6 13,3 3 10
Норма (15-45 %) Normal (15%-45%) 29 64,5 20 66,7
Выше нормы (более 45 %) Higher than norm (more than 45%) 10 22,2 7 23,3
Итого Total 45 100 30 100
Таблица 9 (Table 9) Наличие пароксизмальной активности на электроэнцефалограмме Existence of paroxysmal activity on an EEG
Активность Activity Мальчики / Boys Девочки / Girls
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Есть активность There is an activity 16 35,5 9 30
Нет активности There is no activity 29 64,5 21 70
Итого Total 45 100 30 100
Таблица 10 (Table 10)
Качество жизни у детей с детским церебральным параличом по оценке самих пациентов Quality of life at children with a cerebral palsy according to patients
Пол Gender Шкалы опросника Questionnaire scales Общее General
физическое функционирование physical functioning эмоциональное функционирование emotional functioning социальное функционирование social functioning жизнь в школе life at school
Мальчики Boys 40,4 45,44 73,88 49,36 41,82
Девочки Girls 43,4 47,98 72,8 49,16 42,6
Качество жизни у детей по оценке родителей пациентов Quality of life at children according to parents of patients
нормы по частоте а-ритм наблюдался у 23 детей (30,7 %). По амплитуде и индексу а-ритм определялся в норме у 13 (17,3 %) и 37 (49,3 %) детей соответственно.
Р-Ритм по частоте ниже 15 Гц наблюдался у 52 детей (69,3 %). Большинство учащихся (48 детей (64 %)) имели Р-ритм выше нормы по амплитуде. В то же время индекс Р-ритма в норме наблюдался у 49 детей (65,3 %).
Наличие пароксизмальной активности наблюдали преимущественно у мальчиков (16 детей (35,5 %)).
Психоэмоциональное состояние детей (качество жизни) оценивали при помощи опросника PedsQL для детей 8-12 лет. Данный опросник обладает рядом преимуществ: им просто и удобно пользоваться при заполнении, статистической обработки и интерпретации результатов; предусмотрены параллельные формы для родителей [9]. Результаты представлены в табл. 10, 11.
Самые высокие баллы наблюдались в шкале «социальное функционирование» (более 70 баллов) как по оценке детей, так и по оценке их родителей.
В зависимости от уровня адаптации ребенка к школе все исследуемые дети были классифицированы по А.Л. Вагнеру (1989), где высокий уровень — ребенок положительно относится к школе, учебный материал воспринимает достаточно легко;
Таблица 11 (Table 11)
средний уровень — ребенок положительно относится к школе, выполняет задания под контролем взрослых; низкий уровень — ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, доминирует подавленное настроение, нередки жалобы на нездоровье (табл. 12, 13) [10].
Анализируя данные табл. 13, можно сделать вывод, что хуже всего адаптированы к школе дети в возрасте 8 лет.
Все данные, которые использовались в методе наблюдения при оценке школьной адаптации, заносили в «карту школьной адаптации». В такой карте учитывали учебную активность, усвоение программного материала, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоции. Каждый пункт оценивали по визуальной аналоговой шкале, где 0 — очень плохо, 5 — очень хорошо.
При обследовании логопедами было установлено, что исследуемые дети имели нарушение речи в виде легкой и средней степеней псевдобульбар-ной дизартрии. У детей с легкой степенью (39 чел. (52 %)) речь замедленная, смазанная и при произнесении звуков [ц], [ж], [ш], [р] и [ч] отмечалось недостаточное участие голоса, у некоторых отсутствовали звуки [ж], [ш] и [р]. При средней степени псевдобульбарной дизартрии (36 чел. (48 %)) отмечалась невнятная, смазанная, негромкая речь,
Пол Gender Шкалы опросника Questionnaire scales Общее General
физическое функционирование physical functioning эмоциональное функционирование emotional functioning социальное функционирование social functioning жизнь в школе life at school
Мальчики Boys 41,29 41 73,54 50,46 41,29
Девочки Girls 43,42 48,32 72,32 49,18 42,65
Таблица 12 (Table 12)
Адаптация по А.Л. Вагнеру (1989) Adaptation according to A.L. Wagner (1989)
Уровень Level Мальчики Boys Девочки Girls Всего Total
абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number % абсолютное число absolute number %
Высокий High 15 33,4 6 20 21 28
Средний Middle 11 24,4 14 46,7 25 33,3
Низкий Low 19 42,2 10 33,3 29 38,7
Итого Total 45 100 30 100 75 100
Таблица 13 (Table 13)
Адаптация детей по А.Л. Вагнеру (1989) с учетом возраста
Adaptation of children according to A.L. Wagner (1989) taking into account age
Возраст, лет Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Age, years High level Middle level Low level
7 2 5 4
8 8 9 13
9 4 2 7
10 3 4 3
11 3 4 4
звуки произносились с усиленным носовым выдохом, происходило смешение звуков [и] и [ы], отсутствовала четкость при произнесении звуков [а], [у], [ж], [ш], [щ], звонкие согласные звуки заменялись на глухие.
обсуждение
Все испытуемые дети относились к младшему школьному возрасту. Хуже всего к школе адаптированы дети в возрасте 8 лет. Согласно классификации по Л.А. Вагнеру (1989) «низкий уровень» адаптации преобладал у мальчиков (42,2 %) (отрицательное отношение к школе, подавленное настроение, частые жалобы на нездоровье). «Высокий уровень» также доминировал у мальчиков (33,4 %), в то время как у девочек «высокий уровень» адаптации наблюдался только у 6 человек (20 %).
По результатам обследования дети имели изменения на ЭЭГ. Доминировала а-активность, однако она была нерегулярная по частоте и амплитуде, могла включать острые волны, индекс ее составлял от 30 до 50 %, имела уровень нерегулярной медленноволновой активности. У 9,3 % детей а-активность отсутствовала, был значительно уве-
личен индекс (26,7 %) и амплитуда нерегулярных медленных колебаний. Колебания были различны по частоте, не имели ритма, их амплитуда средняя или высокая. На каждой третьей ЭЭГ наблюдалась пароксизмальная активность.
Качество детей, обучающихся в школе, было снижено. По оценке опросника PedsQL в графе «социальное функционирование» количество баллов превышало 70, в то время как в остальных («физическое функционирование», «эмоциональное функционирование», «жизнь в школе») — не превышало 50. Особенно низким качество жизни было по данным шкалы опросника «физическое функционирование» (по оценке детей — 41,9 балла, по оценке родителей — 42,4 балла). Эти данные указывают на то, что дети испытывали трудности при передвижении: 12 человек (16 %) передвигались на инвалидных колясках, 9 (12 %) — при помощи ходунков, остальные дети имели особенности в походке. Качество жизни у мальчиков было ниже, чем у девочек, как по оценке самих детей, так и их родителей.
Анализ «карт школьной адаптации» показал, что дети испытывали затруднения при выполнении заданий в школе.
Дети с заболеванием ДЦП относятся к категории «часто болеющих детей» (наличие неспецифических нарушений иммунологической реактивности) [1]. Они часто пропускают занятия (иногда длительно), что приводит к накоплению социальной дезадаптации.
Анализ нарушений речи при различных степенях псевдобульбарной дизартрии учащихся продемонстрировал, что степень выраженности нарушений речевого развития зависит от воз-растно-половых особенностей и степени поражения ЦНС. В речи часто отмечаются искажения, пропуски и замены слогов и звуков, близких по звучанию.
выводы
Повышение качества жизни и адаптации к школе детей с ДЦП возможно при условии интеграции образовательного, воспитательного, лечебно-оздоровительного и коррекционных процессов, включающих в себя оказание медицинской, психолого-педагогической и логопедической помощи.
Дети, обучающиеся в школе № 584 «Озерки», нуждаются в комплексной реабилитации.
литература
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. - Саратов: Саратовский университет, 1986. - 184 с. [Al'bickij VJu, Baranov AA. Chasto bolejushhie deti: Kliniko-social'nye aspekty. Puti oz-dorovlenija. Saratov: Saratovskij universitet; 1986. 184 p. (In Russ.)]
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФК, неврология. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 325 с. [Badaljan LO, Zhurba LT, Timonina OV. Detskie cerebral'nye paralichi: DCP, LFK, nevrologija. Moscow: Kniga po Trebovaniju; 2013. 325 p. (In Russ.)]
3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С., и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). - М., 2015. - 108 с. [Baranov AA, Kuchma VR, Namazova-Baranova LS, et al. Strategija "Zdorov'e i razvitie podrostkov Ros-sii" (garmonizacija evropejskih i rossijskih podhodov k teorii i praktike ohrany i ukreplenija zdorov'ja podrostkov). Moscow; 2015. 108 p. (In Russ.)]
4. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. - 2-е изд., доп. - М.: Триада-Х, 2011. - 672 с. [Barashnev Jul. Perinatal'naja nevrologija. 2nd ed. Moscow: Triada-H; 2011. 672 p. (In Russ.)]
5. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание школьников с церебральным параличом. - М.: Творческий центр «Сфера», 2007. - 144 с. [Krot-kova AV. Social'noe razvitie i vospitanie shkol'nikov s cerebral'nym paralichom. Moscow: Sfera; 2007. 144 p. (In Russ.)]
6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками. - М.: Книголюб, 2008. - 176 с. [Levchenko IJu, Prihod'ko OG, Gusejnova AA. Detskij cerebral'nyj para-lich: korrekcionno-razvivajushhaja rabota s mladshi-mi shkol'nikami. Moscow: Knigoljub; 2008. 176 p. (In Russ.)]
7. Мищук В.Р. Оценка болевого синдрома у детей. Современное состояние проблемы // Медицина неотложных состояний. - 2016. - T. 79. - № 8. - C. 134-139. [Mishhuk VR. Assessment of a pain syndrome at children. Current state of a problem. Emergency medicine. 2016;8(79):134-139. (In Russ.)]
8. Немкова С.А., Намазова-Баранова Л.С., Маслова О.И., и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учебно-методическое пособие. - М.: Союз педиатров России, 2014. - 45 с. [Nemkova SA, Namazova-Baranova LS, Maslova OI, et al. Detskij cerebral'nyj paralich: diag-nostika i korrekcija kognitivnyh narushenij. Uchebno-metodicheskoe posobie. Moscow: Sojuz pediatrov Ros-sii; 2014. 45 p. (In Russ.)]
9. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в педиатрии / под. ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. - М.: Рос. акад. естеств. наук, 2008. - 104 с. [Novik AA, Ionova TI. Issledovanie kachestva zhizni v pediatrii. Ed by Ju.L. Shevchenko. Moscow: Ros. akad. estestv. nauk; 2008. 104 p. (In Russ.)]
10. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология: онтогенез и дизонтогенез. -Ростов на/Д: Феникс, 2004. - 384 с. [Soldatova EL, Lavrova GN. Psihologija razvitija. Vozrastnaja psihologija. Rostov-on-Don: Feniks; 2004. 386 p. (In Russ.)]
11. Травматология и ортопедия: национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова, С.П. Миронова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Ме-диа, 2013. - 944 с. [Travmatologija i ortopedija: nacional'noe rukovodstvo. Ed by G.P. Kotel'nikova, S.P. Mironova. 2nd ed. Moscow: GEOTAR-Media; 2013. 944 p. (In Russ.)]
12. Электроэнцефалографический атлас эпилепсий и эпилептических синдромов у детей / Под ред. Н.В. Королева, С.И. Колесников, С.В. Воробьев. - М.: Литтерра, 2011. - C. 98-101. [Jelektrojencefalogra-ficheskij atlas jepilepsij i jepilepticheskih sindromov u detej. Ed by N.V. Koroleva, S.I. Kolesnikov, S.V. Vorob'ev. Moscow: Litterra; 2011. P. 98-101. (In Russ.)]
66
оригинальные статьи / original studies
13. AnceL P-Y, Livinec F, Larrogue B. Cerebral Palsy Among Very Preterm Children in Relation to Gestational Age and Neonatal Ultrasound Adnormalitis. Pediatrics. 2006;117(3):828-835.
14. Steillin M, Good M, Martin E, et al. Congenital hemiplegia: morphology of cerebral lesion and pathogenetic aspects from MRI. Neuropediatrics. 2003;24:224-229. doi: 10.1055/s-2008-1071545.
♦ Информация об авторах
Ольга Петровна Пономарёва - аспирант, кафедра реаби-литологии ФП и ДПО. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, Санкт-Петербург. E-mail: [email protected].
Галина Анатольевна Суслова - д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой реабилитологии ФП и ДПО. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, Санкт-Петербург. E-mail: [email protected].
♦ Information about the authors
Olga P. Ponomareva - Postgraduate Student, Department of Rehabilitation AF and DPO. St. Petersburg State Pediatric Medical University, Saint Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
Galina A. Suslova - MD, PhD, Dr Med Sci, Professor, Head. Department of Rehabilitation AF and DPO. St. Petersburg State Pediatric Medical University, Saint Petersburg, Russia. E-mail: [email protected].