УДК 378(94)
ОТРУКТУРД СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ АВСТРАЛИИ
В статье рассмотрены особенности высшего педагогического образования в Австралии, в частности раскрыт механизм отбора выпускников школ в университеты, система финансовой поддержки студентов со стороны правительства в виде стипендий и льгот; охарактеризованы сущность и содержание моделей подготовки будущих учителей.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, модели подготовки учителей, АТАР, стипендии на обучение.
e-mail:
Поддержание имиджа надежного внешнеэкономического партнера и в то же время высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке, обеспечение социально-политической стабильности в стране, укрепление духовного и интеллектуального потенциала государства, воспитание компетентных профессионалов информационного общества австралийская нация связывает с образованием как основным движущим фактором прогресса человечества. На современном этапе Австралия считается одной из самых безопасных и стабильных стран мира, культура и образование которой, пройдя через столетний период стагнации, в течение следующих ста лет смогли достичь мировых стандартов качества образования. Именно поэтому проблема высшего образования в Австралии, в частности профессионального педагогического, является актуальной для образовательной практики и педагогической науки.
Анализ диссертационных работ, посвященных исследованию вопросов образования в Австралии, показал, что российскими учеными были рассмотрены, в частности управление качеством профессионального педагогического образования (С. Голерова), особенности методики преподавания английского языка (В. Гарова), работа с талантливыми детьми (А. Переверзев), тенденции развития образования и воспитания коренного населения (И. Майорова), поликультурное образований (И. Балицкая), тенденции и инновации развития школьного образования (А. Волкова). Однако проблема профессиональной подготовки учителей в Австралии не была исследована в полной мере.
На основе анализа научных работ российских и австралийских ученых и сбора информации во время стажировки в университете Сиднея на факультете образования и социальной работы проведено научное исследование, задачей которого было раскрыть сущность и охарактеризовать содержание профессиональной подготовки учителей в Австралии.
ЦЕЛЬ СТАТЬИ: рассмотреть особенности высшего педагогического образования и образовательно-квалификационных уровней программ подготовки будущих учителей, охарактеризовать модели подготовки будущих учителей.
Систему высшего образования Австралии составляют профессиональнотехнические колледжи и университеты, при этом колледжи осуществляют подготовку младших специалистов, а университеты - бакалавров и магистров. Все высшие учебные заведения подразделяются на заведения государственного, частного или католического управления. Право готовить будущих учителей имеют только факультеты образования университетов.
Возможность поступления в университет зависит от успеваемости учеников в старшей средней школе (11 - 12 класс). Приемные комиссии университетов устанавливают для каждой специальности отдельно необходимый балл, который называется «балл рейтинга для поступления в высшие учебные заведения» (AustraHanTertially-
Т. А. Семенченко
Харьковский
национальный
педагогический
университет
им. Г. С. Сковороды,
Украина
AdmisssionRank) - АТАР. Определение АТАРа происходит по такому алгоритму: подсчитывается средний балл самых высоких итоговых оценок аттестата старшей средней школы по 10 предметам для каждого ученика отдельно, далее составляется рейтинг этих средних баллов среди всех выпускников всех школ Австралии за определенный год. За единицу максимального балла рейтинга принимают 99.95, с учетом погрешности 0.05 [1]. Самые высокие баллы университеты устанавливают для специальностей космическая инженерия - 99, право - 99.70, иностранные языки - 98.50, физиотерапия - 98.35.
Некоторые школы предоставляют ученикам возможность в старшей средней школе обучаться по программе «международныйбакалаврат», которая готовит учеников непосредственно к поступлению в вузы. Преимуществом такой программы является то, что из итоговых баллов аттестата«международного бакалаврата» не составляется рейтинг успеваемости всех учеников страны, а учитываются индивидуальные достижения учеников, так как университеты, параллельно с АТАРом, устанавливают проходной балл «международного бакалаврата» для каждой из специальностей.
Приемные комиссии университетов составляют рейтинг успеваемости абитуриентов, которые подали документы, и отбирают учеников с высшим баллом в зависимости от количества мест.
Для таких специальностей, как медицина, стоматология, музыка, рисование, фотография, дизайн, хореография установлены дополнительные критерии отбора: комиссии учитывают результаты практического выполнения задания, портфолио, собеседования. Абитуриенты, для которых английский не является родным или вторым языком, должны предоставить сертификат, удостоверяющий уровень достаточного владения языком. Обычно сдают международные экзамены 1ЕЬТ8 или ТОЕБЬ, тестирующие умения говорить, понимать на слух, читать и писать. Университеты требуют высший балл по говорению и аудированию по сравнению с чтением и письмом - 8 и 7 соответственно из максимально возможных 9 баллов.
Обучение в университетах осуществляется на контрактной основе, за исключением случаев, когда студенты получают гранты или льготы. Стоимость обучения для иностранных студентов и студентов Австралии и Новой Зеландии существенно отличается. Так, в университете Сиднея один год дневной формы обучения квалификации «бакалавр образования и искусств» стоит 6 000 австралийских долларов для граждан Австралии и Новой Зеландии и 35 000 - для иностранных студентов.
Государство, университеты и профессиональные организации (например, объединение учителей) предоставляют гранты на обучение. Также финансовая поддержка студентов осуществляется благодаря программам федеративного правительства, которые позволяют взять беспроцентный кредит на обучение в университете и выплачивать его после того, как размер суммарной заработной платы составит 49 000 австралийских долларов (данные 2012 - 2013 годов), или получить 10-ти процентную скидку на обучение. Указанная программа распространяется только на австралийских и новозеландских студентов и студентов, пребывающих на территории Австралии по гуманитарным визам, которые выдаются беженцам и жертвам политических преследований.
Существует несколько видов стипендий, наиболее распространенные из которых рассмотрим на примере университета Сиднея:
- стипендии за отличные успехи в учебе в школе. Такие стипендии составляют 10 000 австралийских долларов на год на весь курс обучения. Они присваиваются выпускникам школ с баллом АТАР 99.5.Университет сам высылает приглашение таким ученикам, как только школы определили рейтинг АТАРа;
- стипендии за успехи в учебе. Размер стипендии в 6 000 австралийских долларов выплачивается единоразово выпускникам школ с баллом АТАР выше 95;
- стипендии университета Сиднея. Стипендии выплачиваются талантливым социально незащищенным детям, или талантливым детям, проживающим в отдален-
ной от города местности, или детям-инвалидам. Стипендия оставляет 6 000 австралийских долларов и устанавливается на весь курс обучения;
- стипендии для коренных жителей Австралии - от 2 000 до 5 000 австралийских долларов на один год обучения;
- стипендии за достижения в спорте. Стипендия в 15 000 долларов присваивается студентам-победителям соревнований по регби;
- стипендии факультетов университета и школ штатов [5].
Научно-методическая поддержка развития высшего, в том числе и профессионального педагогического образования осуществляется под руководством Австралийского совета деканов факультетов образования - высшего федеративного отраслевого учреждения, основанного в 1991 году. Совет занимается решением актуальных вопросов высшего педагогического образования относительно повышения и поддержания качества профессиональной подготовки учителей, обучения на протяжении всей жизни, обеспечения финансирования программ подготовки учителей в университетах, проведения научных исследований в области педагогики и т. д.
В системе профессионального педагогического образования Австралии выделяют три модели подготовки учителей:
1. Параллельная, которая предусматривает обучение по двум специальностя-модного образовательно-квалификационного уровня: бакалавра образования и бакалавра искусств или бакалавра образования и бакалавра наук;
2. Последовательная, предназначенная для студентов, у которых уже есть степень бакалавра наук или искусств, но которые хотят получить еще и педагогическое образование;
3. Модель подготовки учителей дошкольного и начального образования.
Согласно параллельной модели подготовки на протяжении первых трех лет на
факультетах искусств или наук студенты проходят подготовку по дисциплинам специализации, которые будущий учитель будет преподавать в школе. Далее студенты продолжают обучение, длительностью два года, на факультетах педагогики. На факультетах искусств или наук студенты изучают непосредственно тот предмет, который будут преподавать в школе, а на факультете педагогики студенты знакомятся с методикой преподавания этих предметов, кроме того курс подготовки дополняется предметами психолого-педагогического цикла. Учитывая разделение на факультеты, следует отметить, что курс подготовки бакалавров образования и наук или искусств не состоит из двух отдельных частей, а скорее представляет собой интегрированный блок, так как педагогические дисциплины есть частью учебных программ в течение всех лет обучения, а предметы специализации появляются и на последних курсах.
В Австралии каждый студент, будущий учитель, должен быть специалистом как минимум в двух учебных отраслях, поскольку правительство страны считает экономически нерациональным подготовку учителей средней школы по одной специальности. Например, университет Сиднея предлагает такие направления подготовки учителей:
- бакалавр наук / бакалавр среднего образования (специализация: математика);
- бакалавр наук / бакалавр среднего образования (специализации: биология, химия, физика, геология и геофизика);
- бакалавр искусств / бакалавр среднего образования (специализации: история древнего мира, современная история, арабский, китайский, французский, немецкий, итальянский, японский, корейский, современный греческий, испанский, индонезийский, древнееврейский язык и литература, латынь, экономика, музыкальнодраматическое искусство);
- бакалавр среднего образования (специализация: физическая культура, здоровье и реабилитация) [4].
Отрасль знаний, указанная как специализация, является основной учебной дисциплиной на протяжении всего курса подготовки. Кроме основной студенты выбирают вторую дисциплину специализации из перечня возможных дисциплин, предлагаемых программами подготовки бакалавров наук или искусств - это география, математика, экономика, английский как второй язык. В Австралии к дисциплинам цикла
искусств относят гуманитарные, а цикла наук - точные и естественные науки. Освоение дисциплины предполагает изучение ряда учебных модулей, которые раскрывают ее в полном объеме. Понятие «модуль» в австралийской педагогике отличается от принятого в европейской практике, так как под модулем в Австралии понимают определенный учебный курс. Для каждой дисциплины университеты составляют перечень обязательных и элективных учебных модулей.
Например, компонентами программ подготовки учителей-филологов являются следующие:
1) лингвистические модули (от 4 до 6 модулей в семестр для каждого иностранного языка);
2) модули по педагогике (количество и содержание зависит от специализации);
3) модули по методике преподавания языка (от 1 до 3 в семестр);
4) модули гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, общеобразовательного циклов в зависимости от дисциплин специализации;
5) педагогическая практика (от 45 до 1000 дней в зависимости от курса) [3, с. 32].
Последовательная модель подготовки будущих учителей рассчитана на выпускников непедагогических факультетов, которые заинтересованы в получении диплома учителя. На протяжении полутора - двух лет магистратуры студенты приобретают профессиональные педагогические знания и умения, изучая предметы психоло-го-педагогического цикла и приобретая навыки работы в школе в процессе педагогической практики.
Университеты осуществляют подготовку магистров дошкольного, начального и среднего образования. Будущие учителя средней школы проходят обучение по двум специальностям, но в случаях, если студенты выбирают специализацией математику, иностранный язык или предмет из цикла естественнонаучных, то они изучают только одну дисциплину. Магистратура представлена двумя видами: на основе проведения и защиты научного исследования и на основе прохождения учебного курса.
Факультет образования и социальной работы университета Сиднея обучает магистров по таким специальностям: английский как иностранный; науки (биология, химия, физика, экология); математика; иностранные языки (арабский, китайский, немецкий, французский, индонезийский, итальянский, японский, корейский, латынь, испанский, древнееврейский); история; география; английский язык; экономика; драма; бизнес; культурные традиции коренного населения; право; торговые отношения.
Архитектуру учебной программы подготовки магистров первых трех семестров в университете Сиднея составляют педагогические модули «Общая педагогика», «Инклюзивная педагогика», «Теория обучения и воспитания», «Введение в школоведение», педагогическая практика и модули по методике преподавания предметов специализации (по три на каждую специализацию). В четвертом семестре студенты проходят вторую педагогическую практику в течение 45-ти дней и работают над написанием и подготовкой к защите научного исследования.
Факультет образования университета Сиднея предлагает проведение магистерских исследований в таких сферах:
1) История педагогики, социология и философия образования;
2) Системы образования: дошкольное, начальное и среднее образование, высшее образование, международный опыт в сфере образования (компаративистика);
3) Здоровье и спорт: история и социология спорта; формирование здорового способа жизни;
4) Теории обучения: оценивание; образовательные технологии и мультимедиа; мотивационный компонент в обучении;
5) Методика обучения: дошкольное образование, английский язык, физическое воспитание, математика,биология, химия, физика, экология, социальные науки, инклюзивная педагогика, музыка, драма, обучение в высшей школе.
6) Обучение английскому как иностранному языку [2].
Основными требованиями, предъявляемыми к магистерским работам, являются наличие новизны, личного вклада исследователя, соответствие академическому стилю написания, ссылки на научную литературу, объем до 25 000 слов.
Отдельно можно выделить модель подготовки учителей начального и дошкольного образования. Согласно этой модели студенты поступают на факультет образования образовательно-квалификационного уровня бакалавра начального или дошкольного образования, где академический курс длится четыре года. В течение первых трех лет обучения студенты изучают предметы психолого-педагогического цикла, а на четвертом году выбирают две дисциплины специализации.
Параллельно с программами, предоставляющими полное высшее образование, университеты предлагают курсы педагогического образования, окончание которых не предусматривает получение образовательно-квалификационного уровня, но являются необходимыми для студентов непедагогических факультетов, которые выбирают модули по педагогике среди элективных дисциплин или модулей. Кроме того, такие курсы дают возможность всем, кто интересуется педагогикой, получить фундаментальные знания и умения на уровне университетского образования.
В систему высшего образования Австралии входят профессиональнотехнические колледжи и университеты, причем право готовить будущих учителей имеют только факультеты образования университетов. Научно-методическая поддержка развития высшего в целом и профессионального педагогического образования в частности осуществляется под руководством Австралийского совета деканов факультетов образования. В системе профессионального педагогического образования Австралии выделяют три модели подготовки учителей: а) параллельная, которая предусматривает обучение по двум специальностям одного образовательноквалификационного уровня: бакалавра образования и бакалавра искусств или бакалавра образования и бакалавра наук; б) последовательная, предназначенная для студентов, у которых уже есть степень бакалавра наук или искусств, но которые хотят получить еще и педагогическое образование; в) модель подготовки учителей дошкольного и начального образования. Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение особенностей функционирования института непрерывного образования в Австралии.
Список литературы
1. All about your ATAR. Universities admission centre [Electronic resourse]. - Prepared by UAC. - Pty Ltd. - 2012. - 22 р. Mode of Access: http://www.uac.edu.au/documents/atar/All-About-Your-ATAR.pdf
2. Postgraduate course work research [Electronic resourse]. - Mode of Access: http://sydney.edu.au/education_social_work/future_students/postgraduate/med/index.shtml
3. Tognini R. A survey of pre-service education for language teachers / Rita Tognini // Babel. - 2006. - Vol. 40 Issue 3. - P. 31 - 38.
4. Undergraduateprograms [Electronic resourse]. - Mode of Access:
http:/ / sydney.edu.au/education_social_work/future_students/undergraduate/index.shtml
5. Year 12 students [Electronic resourse]. - Mode of Access:
http://sydney.edu.au/scholarships/prospective/hsc_ib.shtml
STRUCTURE OF THE SYSTEM OF TEACHER HIGHER EDUCATION IN AUSTRALIA
This article reveals the peculiarities of higher teacher education in Australia, notably it views the university admission procedure, the system of governmental financial support of the students by means of scholarships and discounts; characterizes the nature and the contents of the language teacher education models.
Keywords: higher teacher education, the models of language teacher education, ATAR, scholarships.
T. Semenchenko
Kharkov National Pedagogical University named after G. S. Skovoroda, Ukraine
e-mail: [email protected]