Научная статья на тему 'Отражение вопроса о связи риторики и психологии в материалах международных конференций по ораторскому искусству (2009-2015 гг. )'

Отражение вопроса о связи риторики и психологии в материалах международных конференций по ораторскому искусству (2009-2015 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
879
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / ПСИХОЛОГИЯ / СВЯЗЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / RHETORIC / PSYCHOLOGY / RELATION / INTERNATIONAL CONFERENCES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваджибов М. Д.

В статье отражен вопрос о связи риторики и психологии в материалах международных конференций по ораторскому искусству. Отмечены разные аспекты красноречия, в которых применяются элементы психологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of issue of rhetoric and psychology of in the proceedings of international conferences on rhetoric (2009-2015)

The article reflects the problem of the relation of rhetoric and psychology in the proceedings of international conferences on public speaking. The various aspects of eloquence used elements of psychological science are noted.

Текст научной работы на тему «Отражение вопроса о связи риторики и психологии в материалах международных конференций по ораторскому искусству (2009-2015 гг. )»

Психологические науки

УДК 81*38: 159.9

ОТРАЖЕНИЕ ВОПРОСА О СВЯЗИ РИТОРИКИ И ПСИХОЛОГИИ В МАТЕРИАЛАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ПО ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ (2009-2015 ГГ.)

М. Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия), e-mail: malikvad@yandex.ru.

Резюме. В статье отражен вопрос о связи риторики и психологии в материалах международных конференций по ораторскому искусству. Отмечены разные аспекты красноречия, в которых применяются элементы психологической науки.

Ключевые слова: риторика, психология, связь, международные конференции.

Тесную связь риторики и психологии мы подчеркивали в ряде статей [6]. Если мы обсуждали риторические вопросы, то, естественно, обязательно затрагивали и психологические проблемы.

Речь является средством достижения цели при использовании обоих предметов. Рассмотрим, при обращении к каким аспектам красноречия ученые-филологи и педагоги прибегали к психологии в материалах международных конференций по риторике 2009-2015 годов [10; 14; 15; 16; 17; 18; 21].

Во всех материалах отмечено, что психология и риторика взаимосвязаны, взаимозависимы, дополняют друг друга. Мы вкратце укажем некоторые случаи отражения использования психологии в риторике через публикации по итогам международных конференций, которые проходили в Москве, Астрахани, Санкт-Петербурге, Ярославле, Рязани.

Н.А. Амельченкова в статье «Обучение младших школьников спору

как речевой деятельности», опубликованной в материалах 2009 г., знакомит нас с информацией о том, что многоаспектный процесс обучения спору включает и психологическую составляющую [2, с. 21]. Поскольку спор мы рассматриваем как одну из разновидностей риторики, которую называют эристикой, мы в данном выше предложении видим очевидную связь красноречия и науки о душе.

Нег необходимости доказывать, что вести лекции без ораторских способностей невозможно. В материалах же 2009 г. дана мысль о том, что лекционно-практический курс включает в себя изучение фундаментальных разработок ряда предметов, среди которых выделена и психология [4, с.71], что подчеркивает ее востребованность в ораторском искусстве.

По нашему мнению, интересно высказывание С.А. Минеевой, изложенное в материалах 2009 г. и имеющее право на существование, как и любое другое аргументированное выражение: «Разная предметность риторики как науки объясняется тем, что исследователи выбирают истину, которая постигается в рамках того научного познания, которое исходно связано либо с философией, либо с психологией, либо с лингвистикой и т.п.» [13, с. 308]. Это дает нам основание считать, что интегративная риторика характеризуется многогранностью, универсальностью, поскольку опирается на различные науки, в том числе и на психологию, на ее законы и правила.

Стремительно развивается в последнее время политическая риторика, частью которой является и политическая реклама. В материалах 2009 г. читаем: «Политическая реклама, отражая суть политической платформы определенных политических сил, настраивая избирателей на их поддержку, формируя и внедряя в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование» [24, с. 484]. Это говорит о том, что психология, на наш взгляд, используя свои приемы в ораторском искусстве, выполняет важнейшую функцию в общественной и политической жизни граждан - формирует психологически, риторически и политически грамотную личность.

В материалах 2010 г. представлена мысль о том, что слово защитника в прениях является предметом особого раздела юриспруденции, называемого юридической риторикой, которая

взаимосвязана с красноречием, психологией и с другими науками [5, с. 22].

Особую ценность представляет в материалах 2010 г. статья С.В. Меньшениной «Тренинг как эффективная форма повышения риторической грамотности» [12, с. 133-136]. Мы по опыту работы знаем, как непосредственно организуются психологические тренинги, в которых используются риторические законы, правила, приемы и средства. В вышеназванной же статье читаем, что «...тренинги часто проводят представители актерской профессии, психологи, включающие в работу психологические, сценические методики, которые направлены на отработку формальных методов и приемов в публичном выступлении» [12, с. 134].

Тесно связанной с риторикой и психологией считаем тему выступления Г.Я. Селезневой «Способы активизации учащихся при изучении речеведческих дисциплин» [19, с. 298-299], данную в материалах 2011 г. Автор пишет о необходимости активной деятельности учащихся при изучении, например, предмета «Русский язык и культура речи», что невозможно без знаний психологических основ. Правда, Г.Я. Селезнева в материалах специально не обращается к психологии, но прибегает к таким сквозным понятиям, как внимание, эксперимент, заинтересованность, активизация и др.

В материалах 2012 г. дана статья Е.В. Атаевой «Теоретические и практические аспекты риторики в свете современной образовательной парадигмы» [3, с. 46-50]. В ней мы находим такое высказывание: «В плане преподавания риторики мы исходим из понимания её как предмета, обучающего в широком смысле культуре мыслеречевой деятельности в разных жизненных ситуациях, т.е. предмета, интегрирующего в себе знания и умения из области практически всех гуманитарных наук: философии и социологии, истории и культурологии, психологии и педагогики, этики и эстетики, культуры речи и стилистики, прагматики и логики, семантики и семиотики. Данный предмет ориентирован не только на речевую педагогику -формирование языковой личности, но и на развитие творческой активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы при помощи речи», что, естественно, подчеркивает связь риторики и психологии.

Интересно и другое высказывание в статье материалов 2012 г.

«Музыкальная метафора как риторический прием», автором которой является Д.Е. Хохонин: «Музыкальная метафора как риторический прием находит широкое распространение в разных дискурсах. Это связано с тем, что в XX веке музыка становится неотъемлемой частью человеческой жизни, и музыкальные метафоры проникают в психологию, живопись, публицистику, политику и литературу» [23, с. 124], что налицо влияние частной риторики, возникшей относительно недавно, на психологию.

Вопрос о связи риторики и психологии поднимает Е.Н. Абрашина в своей статье «Конкурс ораторов в школе и вузе», опубликованной в материалах 2012 г. В ней читаем: «Тесная связь риторики со смежными науками (логикой, психологией, психолингвистикой, культурой речи, лексикологией и фразеологией, стилистикой и др.) позволяет интегрировать, закреплять, активизировать все аспекты имеющихся у учащихся гуманитарных знаний, раскрывать функциональную направленность этих знаний» [1, с. 196]. Это очень важно в современном обществе, в котором все взаимосвязано и взаимозависимо.

В материалах 2012 г. С.В. Меньшенина в статье «Обучение коммуникативным дисциплинам в школе (из опыта работы)» рассуждает о том, что в основу программы преподавания риторики в школе были положены теоретические труды В.В. Виноградова, Ю.В. Рождественского, А.А. Волкова, В.И. Аннушкина и др., работы которых восходят к классической риторике, обогащенной знаниями современных смежных наук, среди которых дается и психология общения [11, с. 220], что также актуально в настоящее время.

Не менее востребованной является проблема приобретения риторических и психологических знаний педагогом в XXI веке, что нашло отражение в материалах 2012 г.: «В XXI веке преподаватель не только транслятор и комментатор знаний и информации, но и педагог, психолог, артист и оратор! Нужно принимать во внимание профессиональные потребности сегодняшнего дня...» [20, с. 294], - констатирует И.А. Смирнова в публикации «Профессионально ориентированная риторика как главный фактор речевой компетентности будущего специалиста».

Одним словом, материалы международной конференции по риторике 2012 г. изобилуют информацией о различных связях риторики и психологии.

Однако наиболее полно, на наш взгляд, вопрос о связи риторики и психологии отразила Н.А. Ипполитова в материалах 2013 г. В статье «Методика преподавания риторики как науки» автором подробно изложено, каким образом связаны между собой указанные дисциплины. Подчеркнуто: «Методика риторики, как и любая другая методика, опирается на психологию, которая изучает закономерности психики, обеспечивающие взаимодействие человека со средой» [9, с. 197].

Поскольку эвристику как творческий элемент, вероятно, можно рассматривать в качестве эвристической риторики, считаем необходимым обратиться к статье в материалах 2014 г. под названием «Эвристический метаязык как инструмент представления научного знания», автором которой является Р.И. Стеванович. В данной статье изложена мысль о том, что эвристика родилась на стыке психологии и других наук [23, с.286]. «Большую часть своей терминологии эвристика заимствует у психологии творческого мышления. Например, «воображение» - imagination -психологический термин, но в эвристике - это особое воображение, нацеленное на решение творческих задач, или «память» - memory - также психологический термин, но в эвристике - это «эвристическая память» [21, с. 288], - рассуждает исследователь.

Заслуживает особого внимания статья Ю.А. Елсуковой «Интеграция риторики, психологии, философии в изучении проблем и вопросов речевой культуры и эффективного общения» [8, с. 124-128] в материалах 2015 г., в названии которой уже дана связь риторики и психологии. Автор отмечает ряд психологических основ риторики и заявляет о наличии множества аспектов, взаимодействующих с риторикой [8, с. 125-126].

Таким образом, в настоящей статье мы дали маленький обзор с некоторыми комментариями об освещении вопроса о связи риторики и психологии в материалах международных конференций по ораторскому искусству.

Литература:

1. Абрашина Е.Н. Конкурс ораторов в школе и вузе // Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный

институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012. - С. 14.

2. Амельченкова Н.А. Обучение младших школьников спору как речевой деятельности // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21-23 января 2009 г. / Под ред. В.И. Аннушкина. - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. - С. 9.

3. Атаева Е.В. Теоретические и практические аспекты риторики в свете современной образовательной парадигмы // Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012. - С. 14.

4. Бруссер А.М. Место «техники речи» в рамках повышения квалификации преподавателя речеведческих дисциплин // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21-23 января 2009 г. / Под ред. В.И. Аннушкина. - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. - С. 9.

5. Булгакова Е.С. Теоретические аспекты исследования судебной речи // Риторика и культура речи: наука, образование, практика: материалы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Гпинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. -С. 17.

6. Ваджибов М.Д. О некоторых психологических аспектах в риторике // Вестник Дагестанского государственного университета. Гуманитарные науки. История. Педагогика. - Выпуск 3. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. - С. 42-45;

7. Ваджибов М.Д. Отражение некоторых аспектов психологической культуры оратора в современной отечественной риторике // Вестник Дагестанского Научного Центра Российской Академии Образования. Ежеквартальный научный журнал. - Махачкала, 2011. - № 2. - С. 25-29 и др.

7. Епсукова Ю.А. Интеграция риторики, психологии, философии в изучении проблем и вопросов речевой культуры и эффективного общения // Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, 29-31 января 2015 года / отв. ред. И.Ю. Нефедова: Рязанский государственный университет им. С.А.

Есенина. - Рязань, 2015. - С. 13.

8. Ипполитова Н.А. Методика преподавания риторики как науки // «Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике», междунар.науч.-практ. конф. (XVII; 2013; Москва). Материалы XVII Международной научно-практической конференции, 30 января - 1 февраля 2013 г.) /ред.-сост. В.И. Аннушкин. - М.; Ярославль: Ремдер. 2013. -С. 20.

9. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21-23 января 2009 г. / Под ред. В.И. Аннушкина. - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. - 512 с.

10. Меньшенина С.В. Обучение коммуникативным дисциплинам в школе (из опыта работы) // Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012. - С. 14.

11. Меньшенина С.В. Тренинг как эффективная форма повышения риторической грамотности // Риторика и культура речи: наука, образование, практика: материалы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Гпинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - С. 17.

12. Минеева С.А. Риторика: единство науки и педагогической практики // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21-23 января 2009 г. / Под ред. В.И. Аннушкина. - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. - С. 9.

13. Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, 29-31 января 2015 года / отв. ред. И.Ю. Нефедова: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань, 2015. - 384 с.

14. Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012. -340 с.

15. Риторика в современной России: традиции и новые задачи.

Материалы XVIII Международной научной конференции. Ярославль, 30 января - 1 февраля 2014 г. - Ярославль: Издательство «Канцлер», 2014. -302 с.

16. Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Международной научной конференции (1-3 февраля 2011 г.). - М.: МПГУ, 2011. - 396 с.

17. Риторика и культура речи: наука, образование, практика: материалы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010 г.) / под ред. Г.Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - 209 с.

18. Селезнева Г.Я. Способы активизации учащихся при изучении речеведческих дисциплин // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Международной научной конференции (1-3 февраля 2011 г.). - М.: МПГУ, 2011. - С. 16.

19. Смирнова И.А. Профессионально ориентированная риторика как главный фактор речевой компетентности будущего специалиста // Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012. - С. 14.

20. «Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике», междунар.науч.-практ. конф. (XVII; 2013; Москва). Материалы XVII Международной научно-практической конференции, 30 января - 1 февраля 2013 г.) /ред.-сост. В.И. Аннушкин. - М.; Ярославль: Ремдер. 2013. - 512 с.

21. Стеванович Р.И. Эвристический метаязык как инструмент представления научного знания // Риторика в современной России: традиции и новые задачи. Материалы XVIII Международной научной конференции. Ярославль, 30 января - 1 февраля 2014 г. - Ярославль: Издательство «Канцлер», 2014. - С. 15.

22. Хохонин Д.Е. Музыкальная метафора как риторический прием // Риторика в новом образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научной конференции (Санкт-Петербургский государственный горный институт, 1-3 февраля 2012 г.). - СПб., 2012. - С. 14.

23. Чубай С.А. О триединой задаче средств внешней диалогичности в текстах современной политической рекламы // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21-23 января 2009 г. / Под ред. В.И. Аннушкина. - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. - С. 9.

Vadzhibov M.D. Otrazhenie voprosa o svjazi ritoriki i psihologii v materialah mezhdunarodnyh konferencij po oratorskomu iskusstvu / M.D. Vadzhibov II Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 4, 2015.

— • —

Abstract. The article reflects the problem of the relation of rhetoric and psychology in the proceedings of international conferences on public speaking. The various aspects of eloquence used elements of psychological science are noted.

Keywords: rhetoric, psychology, relation, international conferences.

Сведения об авторе

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

© М.Д. Ваджибов, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Подписано в печать 20.01.2016.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.