материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Регионы Казахстана: история, современность, перспективы», посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан и 80-летию Северо-Казахстанской области / Под ред. С. З. Маликовой. Петропавловск, 2016. С. 90 — 103.
18. ГИАОО. Ф. Р-1377. Оп. 1. Д. 3.
19. ГИАОО. Ф. 391. Оп. 2. Д. 91.
20. Забвению не подлежит. Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. Омск: Омское кн. изд-во, 2001. Т. 4. 429 с.
21. ГИАОО. Ф. Р-238. Оп. 3. Д. 893.
22. ГИАОО. Ф. Р-1839. Оп. 1. Д. 424.
23. ГИАОО. Ф. Р-235. Оп. 7. Д. 65.
24. ГИАОО. Ф. Р-235. Оп. 7. Д. 5.
25. ГИАОО. Ф. Р-235. Оп. 7. Д. 15.
26. ГИАОО. Ф. Р-235. Оп. 7. Д. 39.
27. Петин Д. И., Стельмак М. М. «Сибирь, союзники и Колчак». Восприятие военно-революционного периода 1917 —
1922 гг. современным обществом (В рамках работы Центра изучения истории Гражданской войны) // Гражданская война в России (1917 — 1922): историческая память и проблемы мемо-риализации «красного» и «белого» движения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 16 — 17 июня 2016 г.) / глав. ред.: Д. А. Алисов, Ю. А. Закунов; отв. ред.: О. В. Гефнер, И. А. Селезнева. М.: Институт наследия, 2016. С. 340 — 345.
ПЕТиН Дмитрий игоревич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Отечественная история» ОмГТУ; главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны (Исторический архив Омской области).
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.05.2017 г. © Д. и. Петин
удК 94(470+571):398.8
А. В. РычКоВ
Омский государственный технический университет, г. Омск
отражение ценностных ориентиров постсоветского общества в творчестве группы «motor-roller»
В статье рассматривается такой элемент исторического сознания, как ценностные ориентиры на постсоветском пространстве, нашедшие отражение в творчестве музыкальной группы «Motor-Roller». По мысли автора, творчество группы посвящено критике занимающих доминирующее положение потребительских ценностей, их влиянию на снижение культурного уровня населения, падение авторитета интеллигенции, переоценку исторического прошлого.
Ключевые слова: историческое сознание, ценностные ориентиры, культура, группа «Motor-Roller», постсоветское пространство.
В историческом сообществе признано, что современники не в силах всесторонне понять и оценить историческую ситуацию из-за своей «укорененности» в ней. Потомки, напротив, имеют больше возможностей для познания прошлого, понимания причинно-следственных связей исторических явлений [1]. Но при этом для исследователя возникает опасность «осовременивания» истории. Поэтому представляется необходимым и целесообразным, учитывая «ограниченность» характеристик очевидцев тех или иных исторических событий, все-таки обращать на них особое внимание. Именно эти оценки отражают стихийно формирующееся историческое сознание эпохи, ее дух и «нерв», без понимания которых историческая реконструкция невозможна.
Отметим, что данный взгляд лежит в русле антропологического подхода, делающего акцент на «человеческом измерении истории» [2], и одного из наиболее популярных направлений в современной исторической науке — истории повседнев-
ности, которое подразумевает исследование, в том числе ценностных ориентиров населения в различные эпохи и в различных странах и регионах.
Современный ресурсный кризис обостряет политические противоречия в современном мире, порождает новые войны, ведет к потере суверенитета богатых ресурсами стран. Важно понять, насколько современные ценностные ориентиры способны вдохновить наш народ, и объединенные общностью исторической судьбы братские народы на постсоветском пространстве, на трудовые свершения, на отстаивание своей независимости, насколько способны обеспечить единство действий.
Известно, что наиболее талантливыми «бытописателями» эпохи являются творческие деятели, в незабываемых и ярких образах представляющие свое время. Историки в последние годы все чаще обращаются к данной тематике.
Традиционными стали международные конференции, например, историки ОмГТУ провели конференции, посвященные 70-летию Победы
в Великой Отечественной войне [3], 100-летию Русской революции 1917 г. [4].
Одной из популярных музыкальных рок-групп, песни которой наполнены важным социальным смыслом, является казахстанская группа «MotorRoller». Творческая биография коллектива началась в 1993 г. Основателем, бессменным лидером, автором практически всех текстов и музыки коллектива является Ильяс Аутов. Тексты песен помещены на соответствующем сайте группы во «всемирной паутине» [5]. Если советский рок критиковался за «преклонение перед Западом», то у группы «Motor-Roller» — противоположная мировоззренческая платформа. Активная «социализация» творчества группы приходится на последнее десятилетие. В фокусе внимания группы ситуация на постсоветском пространстве. И. Аутов так характеризует свое творчество в одной из последних песен «Русский и азиат»:
Я вместе несу их Крест и Луну. Я — Скрепка на стыке миров. Упрямо разодранную страну Сшиваю я из кусков.
Существует ряд интерпретаций понятия «прогресс». По нашему мнению, наиболее емким и содержательным является подход, сформулированный советским композитором Г. В. Свиридовым. «Технический прогресс, — писал он, — это еще не прогресс человечества, путать эти понятия нельзя и, я бы сказал, вредно» [6, с. 341]. Иными словами, общественную эволюцию необходимо оценивать, прежде всего, в «человеческом измерении», количеством добра, милосердия, честности, порядочности, высотой помыслов и широтой кругозора, а не числом выпущенных машин, кубометров добытого газа, баррелей выкачанной нефти и пр. Именно такой подход характерен для группы «Motor-Roller».
Время после распада СССР характеризуется как «отравленная ядом эпоха» («Миллионы причин»). Основным содержанием этой эпохи является уход «от себя», потеря собственного пути и обретение ложных смыслов:
Кто же нас так опоил, что чужой черный ил Мы едим вместо нашего хлеба изо всех
своих сил.
Культивируем вшей чужеродных идей...
(«28 панфиловцев»). Как и всякое бездумное заимствование, отказ от собственного исторического опыта, его принижение, преклонение перед заграницей, ориентированной на собственные интересы и выгоды, губительны для страны и народа. Результаты деятельности заграницы показаны в песне «Брестские крепости»: Продолжая к нам в дом проникать, Многоопытная заграница Стала нас у корней подгрызать — Без корней проще договориться. Она сгрызла ученых, врачей, Придушила кинематограф, Обглодала учителей, И свой глобус пропил географ.
Главным в новой системе ценностей является ориентация на материальное потребление. Правда, основной «силой», формирующей потребительские ценности на постсоветском пространстве, показывается опять-таки «заграница», которая Прогрызала дыры в мозгах, Чтобы тряпки туда вконопатить. Наша воля лопалась в швах,
И совсем продырявилась память
(«Брестские крепости»). Следовательно, не учитываются внутренние причины «свертывания» советского проекта: нарастание экономических трудностей, формирование заинтересованных социальных групп (теневики, номенклатура, националистические элиты). Кстати, Г. В. Свиридов в своих дневниковых записях показал, как складывались «культурные» предпосылки будущей социальной трансформации. В частности, он указывал на то, что «происходит, как по команде, организованное, сознательное принижение культуры, опошление ценностей. Из великих произведений искусства и литературы умело вытравляется их сущность, их высокий нравственный смысл» [5, с. 157]. Результатом изменений в культурной парадигме, по мысли Свиридова, явилось появление нового «социального героя»: «...Пришел герой нового послевоенного поколения, «герой-ничтожество», благополучный, полусытый, чрезвычайно самодовольный нуль. Он развязен, нагл и низкопробен в художественном творчестве и развращен во всех смыслах как человек» [5, с. 126].
Нам уже приходилось писать о пропаганде потребительских ценностей и о следствии этой пропаганды — понижении культурных запросов — в условиях «позднего» СССР [7]. Но тогда это был только один сегмент, среди многих других, в советской культуре. В новых условиях этот сегмент стал господствующим, и пропаганда «удовлетворения потребностей» приобрела всеобъемлющий характер. Естественно, что это явление не могли не заметить музыканты из группы «Motor-Roller». Во многих песнях говорится как раз об этом. Герой «Песни о войне» слышит упрек от воображаемого деда, погибшего на Одере в 1945 г.:
Ты был талантлив, всех любил, но все в деньгах
похоронил, Искал разгадку смысла жизни, а теперь?! Ты ищешь баб на стороне, забыл о сыне и жене, И между миром и тобой стальная дверь. Неужто ради ваших склок за хлеб и зрелища
мешок
Мы погибали под огнем фашистских крыс, Эх, нету Гитлера на вас, тогда б вы поняли
за час
Всю ценность жизни, ее прелесть, ее смысл! Провозглашение материального благополучия целью и смыслом жизни автоматически суживает культурный горизонт человека, а конкуренция, как двигатель прогресса, разрушает общественную ткань:
Никого в облаках, все сидят в кабаках, Промывают вином следы от зубов своих
ближних.
Целый мир был в руках, в этих слабых,
дрожащих руках. Но все падает, падает из этих рук. А мы смотрим на это, скулим и сидим
неподвижно («Никого в облаках»). Судьбе культуры в «денежной цивилизации» посвящена песня «Служенье муз». Вот отрывок из нее:
Служенье муз не терпит суеты. И суета не терпит муз служенья. Они обречены всегда на пораженье В те дни, когда вокруг снуют кроты. Как трудно в мертвой глине прорастать, Как сложно в бурном прорастать потоке! О жизни не скорбеть, как о тюремном сроке.
И чистоты своей не предавать. Как нелегко пытаться говорить В стране, где люди слышат только мертвых! Стать лезвием ножа, о все страданья тертым, И не сломать себя, а заострить. Как это все созвучно и текстуально, и по смыслу пушкинскому «Служенье муз не терпит суеты; / Прекрасное должно быть величаво». Отказ от «большого стиля», стремление выдать за «большое» мелкое, ничтожное, незначительное — опасно для общества, это тревожный сигнал, предупреждающий о будущих государственных проблемах. Кризис и распад СССР имели не столько экономические причины, сколько это был кризис в головах, вызванный разочарованием населения в официальной идеологии и в конкретных лицах, олицетворяющих персонально эту идеологию. Наш омский поэт А. Кутилов, например, так охарактеризовал советское «общество» застойных времен: Жует, сопит и топчется, сморкается в кулак... Толпа — еще не общество, хоть над толпою — флаг [8].
Во время зарубежного путешествия, в июле 1922 г., С. Есенин писал из Западной Европы: «Сплошное кладбище. Все эти люди, которые снуют быстрей ящериц, не люди — а могильные черви, дома их гробы, а материк — склеп. Кто здесь жил, тот давно умер...» [9]. Почти столетие спустя о новых «мертвых», сделавших материальное преуспевание целью и смыслом жизни, но уже на постсоветском пространстве, заявили музыканты группы «Motor-Roller».
Любопытно, что именно разрушение «ментали-тетной сферы» СССР А. А. Зиновьев считал одной из главных причин проигрыша в «холодной войне» [10].
В творчестве рок-группы «Motor-Roller» большое место отводится проблеме ответственности творческой интеллигенции перед народом. Интеллигенция способна мобилизовать народ на трудовой и боевой подвиг, если сформулированные ею цели благородны и отвечают глубинным народным чаяниям. Но возможно и совершенно обратное, когда образованные слои, уверовав в потребительство и материальное преуспевание как в высший смысл, изменяют своей роли пробуждать добрые чувства. И тогда место добрых чувств занимают иные «ценности»:
Всюду слышалось «пиар», «Чес», «бабло» и «гонорар». Шоу-бизнеса базар Тряс кошельками. Продавался свежий хит, Рэпер, что с министром спит, Бэнд танцующих лолит
С большими грудями («Звезда прошлого века»). Трагизм ситуации, отражающей низведение роли интеллигенции до отрицательных величин, показан в «озарении» «звезды прошлого века»: И уже в глухом подпитии На звезду сошло наитие: Ведь она была любимицей страны, С голосом невероятной глубины! Она мир меняла песнею, А теперь связалась с плесенью. До дешевой славы жадная, Песнь народную на стадную Променяла и с эстрадными Пьет, поет, живет кастратами.
Знаменателен образ микрофона в одноименной песне, тоскующий и мечтающий:
А я так тоскую по песням с накалом! Я жду повелителя с мощным вокалом. Чтоб дрожь пробивала, как у Левитана, Чтоб билась, как парус, тугая мембрана. Чтоб взяли меня настоящие руки, Чтоб влили в меня настоящие звуки, Чтоб даже потом, если влепят мне вышку, Я правду усиливал, а не отрыжку. Музыканты группы «Motor-Roller» не обошли вниманием и историческую науку и проблему гражданской ответственности историков. Известно, что для человека, как члена социума, характерно нормативное поведение. Социальные нормы формируют действия и поведение людей в соответствии с определенными присущими данному обществу ценностями. Эти нормы складываются исторически, под влиянием социальных и иных факторов. Причем важную роль играют поступки выдающихся исторических личностей. Слом культурного кода нации облегчается, когда подвергаются сначала сомнению, а затем и осмеянию подвиги предков, когда искажается смысл содеянного национальными героями. Характерна в данном случае дискуссия, навязанная обществу по поводу подвига 28 панфиловцев: стали вести речь не о подвиге как таковом, подменяя его частностями — подсчетом подбитых танков фашистов и количества советских солдат [11]. Содержание «дискуссии» так отражено в песне «28 панфиловцев»:
Кто-то сытый изрек: «Этот подвиг подлог, Закопал настоящую правду пропаганды «совок». А ему подпевал хор предательских жал, Тех, кто кроме лечебной диеты, горше
страданий не знал. Профессиональные историки, конечно же, узнали своего «сытого» коллегу. Таким образом, ставится вопрос о качестве исторических исследований, о необходимости концентрации внимания профессионалов на самых важных, самых содержательных, определяющих аспектах нашего исторического прошлого, не подменяя его второстепенными частностями и конъюнктурными построениями.
Торжество массовой культуры ведет к снижению авторитета научного знания и его примитивизации, падению общекультурного уровня населения, формированию простых, но ложных в своей основе, социальных конструкций. Это явление у музыкантов представлено в образе «баранины»: Бараниной набиты телевизоры, Баранина официально признана Идеологией и достоянием, Дорогой, выводящей к процветанию. Баранина преподает историю, Кривые нам квартиры понастроила, Баранина в больнице оперирует, Баранина в суде казнит и милует
(«Песня городского сумасшедшего»). Чтобы не обижались коллеги-историки, отмечу, что только в Армении и Белоруссии в школьных учебниках отсутствуют сюжеты о российско-советской колонизации и оккупации. Вот такая вот «баранина».
Несмотря на трагизм ситуации в социально-культурной сфере, все-таки творчество рок-группы оптимистично. Эта вера базируется на том, что подвиги предков, их духовные свершения не могут не повлиять на мировоззрение потомков, их жизненный настрой. Потомки созидателей и творцов,
героев, мечтателей и ученых не могут довольствоваться только потребительскими благами, «Поняв, что нет пути обратного в долину / Увидевшему свет небесных льдин» («Служенье муз»). Показателен в этом плане отрывок из «28 панфиловцев»:
Так случалось не раз, в самый тягостный час
Полк бессмертный спешил на защиту,
загораживал нас.
Здесь шагают сыны столь великой страны.
Здесь Панфилов, Клочков и Доватор,
грозный Момыш-улы.
Человек в творчестве группы «Motor-Roller» не потребительский экспонат, лозунг которого «Я потребляю, следовательно, я существую», а личность, способная изменить мир к лучшему, сделать его более добрым и справедливым:
«Жизнь прожить — как поле перейти.
Поле, где кругом зарыты мины.
Ты солдат на войне Добра со Злом.
Ты солдат, остальное — потом.
У тебя есть особое задание — остаться собой»
(«Солдат»).
Важно сказать, что творчество группы «MotorRoller» востребовано современниками, что подтверждается количеством записанных альбомов и выпущенных клипов, в многочисленных интернет-форумах, нашло свою преданную аудиторию.
Таким образом, творчество группы «MotorRoller» отражает историческое сознание того сегмента общества, который признает искусственность «привития» потребительских ценностей на постсоветском пространстве. Восприятие «чужих» западных ценностей привело к кризисным явлениям в области культуры, к падению авторитета интеллигенции, к негативной переоценке исторического прошлого России. В противовес этому в последние годы все большую популярность приобретают идеи человеческой солидарности, государственного служения, осознания особой ответственности человека перед миром. Творчество группы «Motor-Roller» отражает дисперсность исторического сознания постсоветского пространства.
Библиографический список
1. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. 4-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. Л. П. Репиной. М.: Юрайт, 2016. С. 14.
2. Кром М. М. Историческая антропология. 3-е изд., испр. и доп. СПб.; М.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге: Квадрига, 2010. С. 186.
3. «Эхо русского народа»: Отражение истории России ХХ века в поэтическом и песенном творчестве: материалы
III Междунар. молодежн. науч.-практ. конф. Омск, 28 апреля 2015 г. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 160 с.
4. «Эхо русского народа»: Отражение истории России ХХ века в поэтическом и песенном творчестве: материалы
IV Междунар. молодежн. науч.-практ. конф. Омск, 25 апреля 2017 г. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. 168 с.
5. Клуб MOTOR-ROLLER MUSIC. https://vk.com/ club2812909 (дата обращения: 14.06.2017).
6. Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. 798 с.
7. Рычков А. В. «Бунт сытых»: Г. В. Свиридов о «позднем» СССР // Динамика систем, механизмов и машин. 2016. Т. 4. № 1. С. 397-399.
8. Кутилов А. П. Памятник моей усталости. Стихи. Записки. Рисунки. Омск: Полиграф, 2017. С. 255.
9. Есенин С. А. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Правда, 1970. Т. 3. С. 256.
10. Зиновьев А. А. Русская трагедия. М.: Алгоритм, 2017. 480 с. ISBN 978-5-906947-52-9, 9785906947529.
11. История России. ХХ век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. М.: Астрель; АСТ, 2009. Т. 2. С. 56.
РЫЧКОВ Александр Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Отечественная история». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.06.2017 г. © А. В. Рычков
Книжная полка
Осиновский, И. Н. История средних веков : учеб. / И. Н. Осиновский, Г. А. Ртищева, Н. В. Симонова. -М. : Юрайт, 2017. - 464 с. - ISBN 978-5-9916-2745-0.
Учебник содержит материал по истории Средних веков (от раннего до позднего Средневековья, включая начало Нового времени). Основное внимание уделено важнейшим процессам, характеризующим развитие общества (преобразование социума при переходе от Античности к Средневековью, феодализация, становление национальных государств, Реформация и др.), а также раскрытию специфики важнейших явлений эпохи (империи, средневековый город, церковь, Возрождение и т.п.). Методический аппарат и структура издания, в основе которой лежит проблемный принцип, нацелены на развитие самостоятельного мышления и умения анализировать исторический материал. Карты, многочисленные иллюстрации, хронологическая таблица и глоссарий должны способствовать качественному усвоению студентом насыщенного информацией учебного текста.
Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Т
Издание рассчитано на студентов вузов, обучающихся по направлениям: «Педагогическое образование» (профили «История», «Историческое образование»); «Педагогическое образование» (профили «История и обществознание», «История и иностранный язык», «История и право»); «История» (профиль «Историческая политология»). Кроме того, издание будет полезно магистрантам, аспирантам, учителям, преподавателям и всем тем, кто проявляет интерес к истории средневековой Европы.
о