ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 117-133. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 1 (97). P. 117-133.
Научная статья УДК 37.01
doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-117-133
ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ В ЯКУТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Евгений Федотович Осипов
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, [email protected]
urn
Е. Ф. Осипов
Аннотация. Была поставлена цель изучить и охарактеризовать традиционные формы воспитания мальчиков в якутском фольклоре.
В данной статье освещаются традиционные нормы воспитания детей в семьях в Республике Саха (Якутия), а также их связь с национальным фольклором якутов; рассматривается проблема воспитания мальчиков на основе преемственности поколений, которые отражены в устном народном творчестве. Устное народное творчество — благодатный источник воспитания мальчиков. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней, знакомится с идеальным образом, олицетворением мужественных героев разных фольклорных жанров. В работе охарактеризованы подходы в определении понятий «фольклор», представлены классификации жанров устного народного творчества, таких как пословицы и поговорки, загадки, песни, легенды, предания и якутский героический эпос олонхо. Приведены краткие примеры по жанрам фольклора. В примерах отражены образцы нравственного и физического воспитания,
© Осипов Е. Ф., 2024
основополагающие устои воспитания мальчиков, необходимые в их дальнейшей жизни.
В результате проведенных исследований было определено, что жанры якутского фольклора могут быть вполне применимы в современной практике образования, и их можно и нужно адаптировать в семейном воспитании ребенка и в школе. Изучение устного народного творчества несет в себе огромную пользу для духовно-нравственного формирования личностей юношей. Создание этнопедагогической воспитательной среды в семье и школе позволяет детям развивать также и патриотические чувства к своей Родине.
Ключевые слова: воспитание, фольклор, устное народное творчество, традиция, мужественность, этнопедагогика, воспитание детей
Для цитирования: Осипов Е. Ф. Отражение традиционных форм воспитания в якутском фольклоре // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 117-133. doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-117-133
Original article
REFLECTION OF TRADITIONAL FORMS OF EDUCATION IN YAKUT FOLKLORE
Evgeny F. Osipov
Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia, evgeniy_osipov_86@ mail.ru
Abstract. The goal was to study and characterize the traditional forms of raising boys in the Yakut folklore.
This article highlights the traditional norms of raising children in families in the Republic of Sakha (Yakutia). Also here we can notice the connection with the national folklore of the Yakut people. This article considers the problem of raising boys on the basis of the continuity of generations, which is reflected in folklore. Oral folk art is a fertile source of education for boys. Through oral folk art, the child doesn't only master his native language, but also joins the culture of his people, gets the first ideas about it, gets acquainted with the ideal image, the personification of courageous heroes of various folklore genres. The work characterizes the approaches to the definition of the concepts of "folklore", presents the classification of genres of oral folk art such as: proverbs and sayings, riddles, songs, legends, legends and the Yakut heroic epic olonkho. Brief examples of folklore genres are given. The examples reflect examples of moral and physical education, the fundamental foundations of raising boys, which are necessary in his later life.
As a result of the research, it was determined that the genres of Yakut
folklore can be quite applicable in modern educational practice, and they can and should be adapted in the family upbringing of the child and at school. The study of oral folk art is of great benefit for the spiritual and moral formation of the personalities of young men. The creation of an ethno-pedagogical educational environment in the family and school allows children to develop patriotic feelings for their homeland as well.
Keywords: upbringing, folklore, oral folk art, tradition, masculinity, eth-nopedagogy, child rearing
For citation: Osipov E. F. Reflection of traditional forms of education in yakut folklore. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(1):117-133. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-117-133
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем фактом, что в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается важность традиционного воспитания ребенка, отмечается, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению. В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» отражено, что традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России[15]. А в Указе Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808», также отмечается, что надо сохранить культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, этнокультурного и языкового многообразия [16].
Методика воспитания детей, применяемая в Якутии в течение многих веков, до сих пор позволяет передавать молодежи бесценный жизненный
опыт прошлых поколений этого самобытного народа.
Традиционная педагогика якутов неразрывно связана с фольклором и богатейшим культурным наследием их мудрых предков. Во многом она основывается на уникальных старинных эпосах олонхо и легендах, сказках и загадках, поговорках и скороговорках, а также на образцах вокального творчества. Все это не только способствует правильному воспитанию детей, но и помогает им в полной мере узнавать окружающий мир. Именно поэтому такая метода до сих пор сохраняет свою актуальность.
Постановка проблемы. Как известно, современный мир полон множества соблазнов, которые могут сбить детей с толку и направить их по ложному пути. Несмотря на совместные усилия семьи и школы, не до конца сформированные личности часто выходят из-под контроля и попадают под негативное влияние недостойных кумиров и разлагающих чужеродных культур.
Хотя мы и живем во времена, когда развитие цивилизации достигло своего пика, мы все же не можем обойтись без опыта предыдущих поколений. Воспитывая своих детей, наши предки сталкивались с теми же проблемами, что и мы сейчас. Однако, несмотря на суровые природные условия и бытовые трудности, им удавалось взращивать образцовых сынов своего народа, создавать и сохранять в веках образ настоящего мужчины — воина, добытчика и защитника.
Поэтому мы просто обязаны перенимать их драгоценный опыт, стараться применять его на практике и адаптировать в современную педагогическую систему.
Цель статьи. Изучить и охарактеризовать традиционные формы воспитания мальчиков в якутском фольклоре.
Методология исследования. Фольклор — народная мудрость, изначально предназначенная для хранения и передачи опыта поколений, подлинная сокровищница педагогических идей. Недаром со времен К. Д. Ушинского по сегодняшний день фольклорные произведения включаются в содержание школьного образования, обобщаются подходы к методике изучения основных его жанров (А. Н. Афанасьев, В. П. Аникин, Ф. И. Буслаев, В. В. Голубков, Г. М. Гогоберидзе, Б. Б. Оконов, М. А. Рыбникова). Первым из якутской интеллигенции собирательной деятельностью фольклора занимался А. Е. Кулаковский, в период конца XIX и начала XX века. Г. У Эргис разделил по классификации фольклорных
жанров, по каждому творческому жанру якутского фольклора. Собрана исчерпывающая информация о его характерных особенностях и разновидностях. Тщательно подбирались конкретные примеры образцов народного творчества, в которых просматривается воспитательный подтекст.
В трудах современных исследователей фольклор предстает как уникальное явление народной культуры, действенное средство народной педагогики, в различных аспектах раскрываются педагогические идеи жанров устного народного творчества. (В. Ф. Афанасьев, Г. Н. Волков, И. С. Портнягин, К. Д. Уткин, К. С. Чиряев — этнопедагогика); разрабатываются теория и практика использования отдельных жанров в воспитании учащихся (афористические средства — З. Б. Цаллагова, эстетическая функция изучения мифов — Н. А. Бражкина). В последнее время активизировалась работа по использованию возможностей фольклора для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данное направление освещено в трудах А. А. Григорьевой, М. И. Корякиной, Е. М. Поликарповой, Н. И. Филипповой, Е. П. Чехордуной, О. К. Павловой.
Известный якутский фольклорист Георгий Устинович Эргис (21 марта/ 3 апреля 1908 года — 9 июня 1968 года) делил весь якутский фольклор на несколько основных жанров:
Мифология, описывающая историю древних божеств народа саха и являющаяся культурным памятником прошлого.
Алгыс (обрядовая поэзия), то есть заклинания и заговоры на удачную охоту и изобильную жизнь.
Олонхо — эпическое искусство, запечатлевшее на века мужественные образы древних богатырей.
Сказки, повествующие детям о смелых и находчивых героях прошлого.
Исторические предания и легенды, рассказывающие о жизни, характерах и быте предшественников современных якутов.
Народные песни, прославляющие родную землю, природу, любовь и многое другое.
Чабыргах (скороговорки), являющиеся своеобразным собранием негативных примеров.
Пословицы и поговорки, заключившие в себе вековую мудрость и развернутое понятие о добродетели.
Таабырын (загадки), в которых может быть замаскировано что угодно — вещь, ремесло, животное или растение.
«Мифология — особый вид устного творчества, возникший на ранних ступенях развития человеческого общества. И у якутов в прошлом была по-своему богатая и своеобразная мифология» [17, с. 104].
В многочисленных якутских мифах нам удалось найти четкие следы опыта воспитания. Оно проявляется в наглядной демонстрации взаимосвязи людей с живой природой и окружающим их миром. Также мифы напоминают юным представителям этноса саха о необходимости соблюдать определенные, установленные старейшинами правила. В числе якутских мифов обучающего характера следует назвать следующие произведения: «Орлиное счастье», «Божество-ворон», «Божество-ястреб», «Предок-медведь», «Божество-волк» и многие другие.
К примеру, миф под названием «Орел — божество кангаласцев» рассказывает о том, почему эта гордая птица была так почитаема кан-галасцами. Дело в том, что когда-то пернатый хищник спас от голода их праотца. С тех пор его благодарные потомки боятся орлиной мести, а потому убийство этих птиц строго-настрого запрещено. А вот миф «Божество-ворон» повествует нам об обожествлении обычного черного ворона. Оказывается, когда-то, в далекие времена, ворон спас жизнь родоначальнику мегинцев, ниспослав ему сверху огниво. В свою очередь, миф «Предок-медведь» содержит информацию о том, как древние якуты начали превозносить медведей, а миф «Божество-волк» — о том, как волк стал священным животным для обитателей Бётюнского наслега Намского района. Предшественники этого народа оказались в безвыходном положении, застряв на островке посреди бурной реки, и наверняка бы погибли от голода, если бы случайно не наткнулись на волчьи припасы.
«Мифологическое мировоззрение обязывало совершать те или иные обряды. Так, миф и обряд, взаимосвязаны между собой и становятся основой для развития особого вида поэтического творчества — обрядовой поэзии» [17, с. 152].
Предки современных якутов разучивали со своими детьми алгысы, то есть заклинания, в которых человек просит благополучной жизни и удачной охоты у высших сил — духов иччи и айыы. Эти заклинания ребята старались заучить максимально осознанно, так, чтобы слова алгыса исходили от чистого сердца. Иначе заговор не подействует.
Для примера рассмотрим алгыс Алексея Елисеевича Кулаковского (2 марта 1877 года — 6 июня 1926 года), якутского поэта, ученого-про-
светителя, основоположника письменной якутской литературы, датируемой 1900 годом:
Благословение Байаная
Щедро богатый, Счастливый всегда ты, Всем владеешь один, Дедушка мой Господин.
Взгляни из меня старательно, Слушай меня внимательно!
Пригони мне из далей дальних, Нагони мне из речек хрустальных, Из укромных чащобин таежных Ниспошли мне зверей всевозможных,
Не нужны мне помехи-преграды, Я вас через священный огонь угощаю, Через синий огонь насыщаю, Кушайте вовсю, будьте рады! Это станет моей счастливой белой ворожбой, Пусть дорожные ухабы не мешают мне, Пусть всякие препоны не глумятся надо мной, Счастья и удачи мне!
Обратите внимание на слог. Можно с полной уверенностью сказать, что перед нами заклинание невиданной силы и, если вдумчиво его читать, можно действительно почувствовать себя сильнее.
Олонхо представляет собой наиболее значимый жанр традиционного якутского фольклора. Олонхо — это национальный героический эпос якутского народа, который является мировым шедевром устного и нематериального наследия человечества всемирной организации ЮНЕСКО. Основное его содержание составляют преимущественно устные сказания или поэмы о доблести древних богатырей и их выдающихся подвигах. Эти рассказы, именуемые олонхосутами, бережно передаются от одного
поколения к другому. Мальчики и юноши во все времена ждали новых повествований, впечатлялись ими, стремились быть похожими на главных персонажей и тоже стать богатырями.
О. К. Павлова отмечает, что центральной фигурой всех эпосов являлся богатырь из племени айыы. Он прославился многочисленными победоносными сражениями с воинами из других племен. А вот Платон Алексеевич Ойунский (30 октября/11 ноября 1893 года — 31 октября 1939 года), якутский советский писатель, ученый-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы, стал первым, кто сумел выделить главные характерные черты всех без исключения богатырей. Как правило, они выделялись высоким ростом, недюжинной физической силой, а также настойчивым и упрямым нравом. Они были довольно закрытыми, недоверчивыми и брезгливыми, но при этом весьма хитрыми и даже коварными! Обладали отличным зрением и превосходно стреляли из лука. Им было незнакомо чувство страха, а потому они всегда достойно принимали смерть на поле боя. Г. У Эргис видел эпических богатырей идеальными представителями своего общества, которые выделялись из большинства своей внешней красотой, впечатляющей физической силой и глубокой нравственностью. «Герой олонхо — знатный родоначальник, родовой вождь, но не хан и не феодал». Однако, несмотря на всю внешнюю безупречность и героизм, этим богатырям были не чужды такие человеческие качества, как спесивость, безжалостность и даже жестокость [9, с. 58]. В. В. Кириллина, М. И. Баишева обращают внимание, что самыми эффективными средствами духовной закалки детей являются гений народа саха олонхо и все жанры устного фольклора. В олонхо-эпосе и фольклоре отражен народный концепт о духовной красоте мужчин: внешний вид, стан богатыря, внутренняя суть его самодостаточности, смелость, мужественность. [3, с. 139].
Олонхо Элэс Боотур
Движением одним Неуловимо быстрым Развязал поводья коня своего Словно из солнечных лучей сотканные, К коновязи главной привязанные
Девятью распускными узлами, Набросил на руки повод подвижный, Оттолкнулся от стремени, Взлетел глухарем черным, Вскормленным тайгой щедрой, Оказался на хребте высоком, Опустился на седло искусное, Повернул коня навстречу Солнцу восходящему...
В этом отрывке олонхо показана сила и мощь персонажа, а также его великолепное владение своим телом, верховой ездой и боевыми искусствами.
Самым любимым жанром фольклорного творчества у представителей народа саха по праву является сказка. Сегодня, как и в стародавние времена, мамы принимаются рассказывать своим детям всевозможные сказки, как только те начнут понимать устную речь и произнесут свои первые слова [17, с. 212].
Наиболее распространенной и популярной является якутская сказка «Алаа Могус и Чаарчахаан». Ее главный герой по имени Чаарчахаан умен, предприимчив и невероятно ловок. Его пример способен научить ребят не унывать и находить выход даже из самых трудных обстоятельств, полагаясь на свою хитрость и удачу.
Слово «сказка» по-якутски звучит как «кэпсээн» или «остуоруйа». Ученые ХХ века заметили, что местное население употребляло два этих термина по-разному. Эдуард Карлович Пекарский считал первое определение исконно якутским. Так называли традиционные местные сказки с небольшими русскими заимствованиями. А вот второе, по его мнению, является не более чем производной от искаженного слова «история» [17, с. 210].
«Когда-то жил, говорят, Чаарчахаан, человек с острым умом, прославившийся своей смелостью. Говорят, он был честным человеком, никогда не воровал, не разорял. Как говорится, лежащую корову не трогал, жесткую траву не топтал. Такой он был покладистый. Вместе с тем он ничего не боялся, был бесстрашным, говорят».
При прочтении этого отрывка становится заметно некое сходство между якутскими сказками и русскими былинами. Оно проявляется
в манере изложения текста.
Обособленным и довольно разнообразным жанром являются исторические якутские предания. Они делятся на былыргы сэЬэн — старинные предания и eбYГэ сэhэнэ — рассказы про древних предков [17, с. 233].
Наиболее достойными примерами для подрастающего поколения старшие представители народности саха считали Омогой баая и Эллэй Боотура. Этих героев называли прародителями и охотно выделяли их выдающиеся личные качества. К примеру, Эллэй Ботур был весьма искусен и красноречив, но при этом очень смел и изобретателен. «Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище; изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны березки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развел дымокур для спасения скота от гнуса. Эллэй смастерил чороон, деревянную посуду, кожаный мех, мутовку» [12, с. 45].
Обратите внимание, сколько в этом отрывке из предания информации о быте и повседневной жизни якутов тех времен. По таким текстам можно изучать историю народа и восполнять пробелы в своих знаниях.
Эллэю приписывают устроение первого ысыаха и произнесение первых алгысов. «Эллэй впервые в этом краю, подняв чороон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйиэхсит и Айыысыт; кропя кумысом духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. Это значит, что Эллэй устроил ысыах, говорят».
Здесь мы можем видеть описания религиозных обрядов предков народа саха. Безусловно, такие предания имеют огромную историческую ценность.
Якутские песнопения представляют собой еще один жанр традиционного фольклора. Они называются словом «ырыа», отсюда произошли такие производные, как «ырыаЬыт» — певец, «ыллаа» — петь [17, с. 285].
Содержание текстов народных песен может быть и романтическим, и повествовательным, и хвалебным. Однако для воспитания юношей выбирались, как правило, песни военно-патриотической направленности. Родители и старейшины семей исполняли их, чтобы сформировать у детей правильный образ мужчины. В числе песнопений, рассказывающих о подвигах народных героев, необходимо отметить такие вокальные произведения, как «Омогой», «Эллэй», «Майагатта Бэрт Хара» «Манчаары» и т.д.
Персонаж последней песни заслуживает отдельного рассказа. «Василий Манчаары — национальный герой народа саха, выступавший против гнета местных баев, главный персонаж первых литературных произведений на якутском языке, широко известный в народе олонхосут (сказитель) и той-уксут (запевала). Василий Федоров по прозвищу Манчаары — реальный человек, живший в XIX веке. Родился в июне 1805 года в Нерюктейском наслеге Кангаласского (ныне Мегино-Кангаласского) района Якутии». «Известно, что Манчаары славился быстротой своих ног, ловкостью и проворностью. Еще ребенком Василий обладал не по годам развитой силой, мог настигнуть жеребенка на бегу и схватить его за хвост, а юношей голыми руками останавливал кобылу на скаку. На традиционном празднике встречи лета Василий не упускал случая поучаствовать в зрелищных состязаниях, в которых удальцы стремятся показать силу и красоту человеческих способностей,— бегал, прыгал, боролся. Он всегда оставался победителем и награждался ценным призом мюсэ (мясными лытками). Даже в преклонном возрасте бегал по глубокому снегу и прыгал по верхушкам столбов изгороди, удивляя своей удалью».
Песня о народном герое Манчаары
Кто великих богачей черным замыслам Шел наперекор,
Кто муку злую переносьем своим разрезал
И страданье лютое голенями своими переходил,
У кого мускулы бедер окрепли
И, как лось-самец, быстрым он стал.
У кого мускулы предплечья налились
И отважным, мощным он стал.
Как звезды ясные, глаза кто имел,
От упорной воли жесткие и черные волосы имел,
Кто малых бедных крыльями был -
Тот удалой Василий Манчаары.
Своеобразная манера подачи информации и исполнения делает якутские песни очень узнаваемыми. Они, как правило, напоминают собой короткие, но очень содержательные легенды, положенные на музыку.
Не менее уникальным образцом фольклорного творчества якутов
являются скороговорки или, как их называют, чабыргах. Этим словом объединены совсем непохожие между собой поэтические произведения. Однако их общей характерной чертой является манера их исполнения. Традиционно они произносятся речитативом или своеобразным напевом. Особенно заметно это становится ближе к концу скороговорки [17, с. 324].
Обычно чабыргах обличали негативные качества человеческой натуры, такие как хвастовство, жадность, лень, трусость, лживость и т.д. Их декламировали, чтобы научить детей отличать хороших персонажей от плохих и не быть похожими на последних. Для примера рассмотрим скороговорку под названием «^ех Кеппе»:
Мозг ватный,
Человек костлявый
Лентяй-балбес,
Мешает росту труда,
Загораживает начало работы,
Не интересуется полезными делами,
Не решает нужные проблемы,
Радостный к веселью,
Ему только лишь смеяться,
Очень легкомысленный,
Ходит как черепаха,
Каждое утро
Читает болячки,
Для виду ходит туда-сюда,
Коса шелковая,
Вилы соседские,
Молящий божеству
Лентяй-балбес.
^ех Кеппе.
С.Зверев (автор: Г. М. Васильев, собственный перевод) [8].
Этот народный герой выглядит истинным воплощением зла, хотя понятно, что персонаж он собирательный, соединивший в себе максимум негатива для большей наглядности.
Якутские пословицы именуются словосочетанием «ес хо^оно», где слово «ес» (от общетюркского «сос»/«сос», «суз») значит речь, а слово «хоИоон» значит смысл или содержание. То есть словосочетание «ес хо^оно» в буквальном переводе звучит как содержательная речь, речь со смыслом или высказывание. Как отмечает В. Ф. Афанасьев, немаловажное значение в воспитании детей и юношества в якутских семьях имели и имеют, в частности, пословицы и поговорки, в которых отражены богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды [1, с. 15].
Традиционные пословицы учили подрастающее поколение мужеству, смелости, прививали чувство собственного достоинства. Вот лишь некоторые из них:
- Муж сердцем, медведь когтем (Эр сурэ^инэн, эhэ тьщыра^ынан);
- Мужчина дальнозоркий, терпеливый (Эр киьи уИун санаалаах, киэц кевдстээх);
- Мужское мужество в его облике (Эр дьYhYHYГэр баар);
- Мужская доблесть возвышает его имя (Саха саарбата, к^и аата);
- Сильный мужик, везде проворный (Эр бэрдэ, элик YTYетэ);
- Лучший бегун, лошадиный крепыш (Кус быЛый, ат бе$е);
- С богатырской силой, с многогранным талантом ^с ергестеех, а^ыс кырыылаах к^и);
- Мужчина с бесстрашным сердцем ни отчего не отчаивается (Хацыл CYрэхтээх к^и ханныктан да хаалбат);
- Бесстрашный не подчиняется правителю закона, бесстрашный послушается бесстрашного (Харса суохха суут-сокуон тойон буолбатах, харса суохха харса суох тойон);
- Один раз сказал, не изменить задуманное (Эппит тыл биир, сана-абыт санаа телерYЙбэт);
- Человек, который не истекает кровью и не бывает израненным (Тохтор хаана суох, быстар этэ суох киhи).
Отрывистое и лаконичное звучание якутских пословиц дает возможность сразу концентрироваться на их сути. Они составлены очень по-мужски, без лишних слов. Простота и краткость этих изречений позволяет легко их запоминать и использовать в качестве жизненных установок.
Неотъемлемой частью фольклора народа саха являются загадки, или
по-якутски таабырын (от гл. «таай» — разгадывать) [17, с. 351].
С древности загадки использовали для развития у детей интеллекта и способности логически мыслить. Отгадывая уже существующие загадки, мальчики на ходу придумывали все новые и соревновались между собой в ловкости ума.
Традиционные якутские загадки были весьма разнообразны. В них могли быть зашифрованы явления природы, название стихии, растения или животного, птицы или насекомого, предметы быта, охоты или рыбалки. Старшие члены семьи часто заполняли загадками досуг подрастающего поколения, чтобы сделать молодежь всесторонне развитой и сообразительной.
Ниже перечислены загадки педагогической направленности для мальчиков:
- Говорят, железный человек рвет огненным пламенем — ружье (Тимир киhи уотунан хотуолуур YhY — саа).
- Говорят, не дающий спуску меткий стрелок — ружье (Эркиннэ эр хоhуун турар YhY — саа).
- Говорят, на стене находится мужчина-богатырь — капкан (Таарыттарбат татыр бэргэн баар YhY — иитиллибит айа).
- Говорят, средь мелколесья блещет колечко удилы — силки (Ойуур ортотугар уун тиэрбэhэ эрилийэ сытар YhY — туЬах).
- Говорят, на головке палки (шеста виден узор — сетка сак (Ура^ас тeбeтYГэр ойуу-бичик баар YhY — куйуур).
Это лишь малая часть образовательных и воспитательных загадок. Все они идеально подходят для занятий с мальчиками и расширения их познаний о традиционном укладе жизни предков.
В каждом из вышеперечисленных творческих жанров в той или иной мере затронута тема воспитания будущих поколений, которая, бесспорно, очень беспокоила и интересовала людей во все времена. Их ценности, взгляды на жизнь и личный опыт нашли свое отражение в национальном фольклоре и дошли до нас в полной сохранности, чтобы мы могли делиться этим богатством с нашими подрастающими детьми.
Результаты исследования. В результате проведенных исследований было установлено, что элементы якутского фольклора могут быть вполне применимы в современной практике образования и их можно и нужно адаптировать в образовательный процесс.
Изучение народного творчества несет в себе огромную пользу для
духовно-нравственного формирования личностей юношей. Причем это касается абсолютно всех его жанров.
Так, мифы способствуют изучению истории своего этноса, помогают детям познавать окружающий мир. Эпосы олонхо и старинные якутские пословицы выстраивают в сознании ребят правильный образ мужчины, в них перечисляются положительные качества, которые нужно в себе развивать. Сказки научат школьников всегда сохранять оптимизм, веру в добро, искать выходы даже из самых трудных ситуаций. Исторические предания, как и эпос, призваны подать молодежи хороший пример и указать верные ориентиры в жизни, песни — привить патриотизм и любовь к Отечеству. В свою очередь, скороговорки дают представление о плохих чертах человеческой натуры и всевозможных пороках. Кроме того, их заучивание даст возможность параллельно развивать грамотную и четкую устную речь. Что касается загадок, они тренируют память, воображение и логическое мышление.
Заключение. Традиционное народное творчество этноса саха представляет собой кладезь вековой мудрости предков и позволяет воспитывать современных мальчиков, сохраняя преемственность поколений и прививая им вечные человеческие ценности. Это необходимо для гармоничного личностного становления юношей и обеспечения условий их дальнейшего духовного роста.
В качестве важнейших аспектов развития этнокультурных компетенций подростков необходимо отметить понятия духовности и морали, жизненных ценностей, национальной самоидентификации, патриотизма, любви к труду, уважения к старшим и т.д. Все вышеперечисленное способствует формированию мощных положительных ориентиров для детей и отлично мотивирует их учиться и адаптироваться в обществе. Создание комфортной этнопедагогической воспитательной среды позволяет детям гармонично развиваться, грамотно выстраивать отношения с окружающим миром, родителями и сверстниками, а также осознавать свое место в социуме и свои обязанности по отношению к нему.
В заключение хочется отметить особую актуальность проделанной нами работы. Потому как одной из ключевых задач современной педагогики является формирование условий для развития детей в ключе духовности, нравственности, воспитания в них патриотизма, правильного мировоззрения и системы жизненных принципов.
Список источников
1. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / ред.: проф. Г. П. Башарин; Якут. гос. ун-т. Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. 344 с.
2. Борисова А. А., Протопопова Т. А., Николаева Н. А. Этнокультурные особенности воспитания в якутской семье // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-2. С. 594-603.
3. Кириллина В. В., Баишева М. И. Этнокультурные ценности народа саха в воспитании духовной безопасности мальчиков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 138-140.
4. Корякина А. Ф., Герасимова Л. Н. Семейные ценности якутского народа в эпосе олонхо. Филологические науки // Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 11. С. 91-96.
5. Красильников В. П. Этнопедагогические основы традиционного физического воспитания коренных малочисленных народов Сибири. М. Берлин, 2015. 223 с.
6. Куницына В. Н., Оконешникова А. П. Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантной личности // Актуальные проблемы современной социальной психологии. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2007. С. 96-102.
7. Ларионова А. Г., Иванова А. Д. Роль этнопедагогических ценностей якутского народа в воспитании младших школьников // Научный электронный журнал Меридиан. 2018. № 4 (15). С. 252-254.
8. Научное сознание и мир науки [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.sakhatyla.ru/wiki/ %D0%A7%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D1%80%D2%95%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0%D1%80 (дата обращения: 02.03.2023).
9. Павлова О. К. Образы главных героев олонхо северо-восточной традиции якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова. Серия «Эпосоведение». 2017. № 3 (07). С. 57-67.
10. Попов Б. Н. Семейная культура народов Севера-Востока России традиции и инновации / отв. ред. В. И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1993. 253 с.
11. Попова Л. В. Воспитание личностных качеств мальчиков на этнокультурных традициях народа саха. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 59-60.
12. Предания, легенды и мифы саха (якутов). Сост. Н. А. Алексеев, Н. В. Емельянов,
B. Т. Петров. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. 394 с.
13. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Т. 1. СПб., 1896. 713 с.
14. Стручков А. Г. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях Крайнего Севера (на примере Республики Саха (Якутия). В сборнике «Педагогика, психология, общество: новая реальность». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары, 2021.
C. 97-99.
15. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
16. Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808».
17. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974. С. 230-231.
References
1. Afanasev V.F. Shkola i razvitie pedagogicheskoj mysli v Jakutii / red.: prof. G. P. Basharin; Jakut. gos. un-t. Jakutsk: Jakutknigoizdat, 1966. 344 s. [In Rus].
2. Borisova A. A., Protopopova T. A., Nikolaeva N. A. Jetnokul'turnye osobennosti vospitanija v jakutskoj sem'e // Pedagogicheskij zhurnal. 2019. T. 9. № 5-2. S. 594-603. [In Rus].
3. Kirillina V. V., BaishevaM. I. Jetnokul'turnye cennosti naroda saha v vospitanii duhovnoj bezopasnosti mal'chikov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2021. № 72-4. S. 138-140.
[In Rus].
4. Korjakina A. F., Gerasimova L. N. Semejnye cennosti jakutskogo naroda v jepose olonho. Filologicheskie nauki // Voprosy teorii i praktiki. 2020. T. 13, № 11. S. 91-96. [In Rus].
5. Krasilnikov V.P. Jetnopedagogicheskie osnovy tradicionnogo fizicheskogo vospitanija korennyh malochislennyh narodov Sibiri. M. Berlin, 2015. 223 s. [In Rus].
6. Kunicyna V. N., Okoneshnikova A. P. Struktura sem'i i semejnyh privjazannostej kak faktor formirovanija tolerantnoj lichnosti // Aktual'nye problemy sovremennoj social'noj psihologii. Jakutsk: Izd-vo Jakutskogo gosuniversiteta, 2007. S. 96-102. [In Rus].
7. Larionova A. G., Ivanova A. D. Rol' jetnopedagogicheskih cennostej jakutskogo naroda v vospitanii mladshih shkol'nikov // Nauchnyj jelektronnyj zhurnal Meridian. 2018. № 4 (15). S. 252-254. [In Rus].
8. Nauchnoe soznanie i mir nauki [Jelektronnyj resurs]. URL: http://wiki.sakhatyla.ru/wiki/%D0%A7 %D0%B0%D0%B1%D1%8B%D1%80%D2%95%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0%D1%80 (data obrashhenija: 02.03.2023). [In Rus].
9. Pavlova O. K. Obrazy glavnyh geroev olonho severo-vostochnoj tradicii jakutov // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Amosova. Serija «Jeposovedenie». 2017. № 3 (07). S. 57-67. [In Rus].
10. Popov B. N. Semejnaja kul'tura narodov Severa-Vostoka Rossii tradicii i innovacii / otv. red. V. I. Bojko. Novosibirsk: Nauka, 1993. 253 s. [In Rus].
11. Popova L. V. Vospitanie lichnostnyh kachestv mal'chikov na jetnokul'turnyh tradicijah naroda saha. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 59-60. [In Rus].
12. Predanija, legendy i mify saha (jakutov). Sost. N. A. Alekseev, N. V. Emel'janov, V. T. Petrov. Novosibirsk: Nauka. Sibirskaja izdatel'skaja firma RAN, 1995. 394 s. [In Rus].
13. Seroshevskij V.L. Jakuty. Opyt jetnograficheskogo issledovanija. T. 1. SPb., 1896. 713 s. [In Rus].
14. Struchkov A. G. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v uslovijah Krajnego Severa (na primere Respubliki Saha (Jakutija). V sbornike «Pedagogika, psihologija, obshhestvo: novaja real'nost'». Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. BU ChR DPO «Chuvashskij respublikanskij institut obrazovanija» Ministerstva obra-zovanija i molodezhnoj politiki Chuvashskoj Respubliki. Cheboksary, 2021. S. 97-99. [In Rus].
15. Ukaz Prezidenta RF ot 9 nojabrja 2022 goda № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej».[In Rus].
16. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.01.2023 № 35 «O vnesenii izmenenij v Osnovy gosudarst-vennoj kul'turnoj politiki, utverzhdennye Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrja 2014 g. № 808».[In Rus].
17. Jergis G. U. Ocherki po jakutskomu fol'kloru. M., 1974. S. 230-231. [In Rus].
Информация об авторе
Е. Ф.Осипов—аспирант
Information about the author
E. F. Osipov—Graduate student
Статья поступила в редакцию 06.03.2023; одобрена после рецензирования 31.08.2023; принята к публикации 16.01.2024. The article was submitted 06.03.2023; approved after reviewing 31.08.2023; accepted for publication 16.01.2024.