ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Отражение социальной и религиозной политики Бабура в его завещании Гафуров Б. А.1, Холназарова Д. М.2
'Гафуров Бахромжон Адхамович / Gafurov Вак^от]оп ЛйкЪашоуюЪ — преподаватель;
2Холназарова Дилдора Маматмуратовна /Kholnazarova Ой&ога МашаХшитаХоупа - преподаватель, кафедра национальной идеи, основ духовности и правового образования, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, РеспубликаУзбекистан
Аннотация: в статье анализируются произведения Бабура, отражающие социальную политику государства Бабура в Индии. В частности, рассматриваются завещание Бабура сыну Хумаюну и трактат «Мубайин».
Ключевые слова: социальная политика, религиозная политика, завещание, благодеяние, нравственный кодекс.
Захириддин Мухаммад Бабур - великий узбекский поэт, мыслитель, историк и государственный деятель, основоположник династии и империи Великих Моголов, первый император Индии, потомок Чингисхана, правнук Великого Амира Темура. Большой ценитель и покровитель науки, искусства и литературы Бабур за свою короткую 47-летнюю жизнь оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежат знаменитое «Бабурнаме», снискавшее ему мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения, содержательные трактаты по музыке, рифме, просодии, военному искусству [5].
Бабур уделял большое внимание системе взимания податей, то есть налогов. Как известно, на рубеже ХУ-ХУ1 вв., особенно в первой четверти XVI в., в Северной Индии полностью дестабилизировалась государственная налоговая система, в результате чего ухудшилось положение народных масс. Отсутствие земельно-налогового законодательства и некоторые другие социально-экономические факторы натолкнули Бабура на идею написать сочинение, где были бы изложены основные нормы мусульманского закона. Так появился его труд «Мубайин» (1521 г.), написанный в стихах на тюркском языке. Третья глава этой книги, озаглавленная «Китаб ат-закат», полностью посвящена налоговым системам Средней Азии, Афганистана и Индии [1, с. 55].
По мнению А. А. Алиева, Бабур рассматривал сочинение «Мубайин» как руководство для управления государством, положения которого должны были способствовать значительной стабилизации государственной системы, а также улучшить положение народных масс и оградить их от бесчинства феодалов. Это сочинение Бабур посвятил сыну Хумаюну - своему наследнику, будущему второму правителю Индии в 1530 - 1556 гг. [1, с. 55; 2, с. 18 - 19]. Это был своеобразный трактат по мусульманскому законоведению.
Как отмечает А. Хабиби, завещание Мирзы Бабура своему сыну и наследнику Мухаммаду Хумаюну («Васият», 1528 г.) является венцом успешной социальной политики государства Бабура и бабуридов, своеобразными законами и ценностями, оставленными потомкам. Этот документ по праву считается не только историческим источником по истории и философии государства Бабура и Бабуридов, но и нравственным кодексом, сводом законов и ценностей, который может быть использован в практике социального развития в современных многонациональных, поликонфессиональных государствах.
В своем «Завещании» Бабур указывает сыну и наследнику Хумаюну о необходимости обращать внимание на положение, безопасность, здоровье, заработок, условия труда различных слоев, прослоек и групп общества, не жалеть для них помощи, в политике и в государственных делах сохранять отношения справедливости, человечности, толерантности и терпения, обращая внимание на различные этнические, родоплеменные, внутренние религиозно-конфессиональные отношения внутри страны.
«Во-первых, - завещает Бабур, - всегда избегай сектантского фанатизма, имей в виду религиозные представления и обычаи народа. Берегись различного отношения к народу. Будь в добросовестном отношении к каждому сословию;
Во-вторых - откажись от убийства быка, найди себе место в душе народа. Пусть народ подчинится тебе по доброй воле, видя твои благодеяния;
В-третьих - не разрушай бога никакого рода или племени, для сохранения дружеских отношений между Шахом и подданными, относись по-человечески к представителям каждой религии. Если так будет, в стране воцарятся доверие и согласие;
В-четвертых - вместо угнетения лучше процветание ислама, вместо меча лучше благосклонность и благодеяние;
В-пятых - стой подальше от разделения суннитов и шиитов, произнесения слов сунна и шиа, эти слова могут стать причиной ослабления ислама;
В-шестых - всегда интересуйся положением своих подданных, имей ввиду их нужды и потребности, чтобы предупредить ослабление страны» [4, с. 105] (Перевод наш, произвольный. Завещание Бабура «Васият» написано в 1528 г. и как показывает А. Хабиби, не вошло в его произведение «Бабурнаме»).
В своем «Завещании» Бабур даёт советы о сохранении порядка во внутренней и внешней политике, в родоплеменных, межнациональных и межконфессиональных отношениях, о необходимости осуществлять добрые дела, сохранять справедливость и человеколюбие, быть в равном отношении к каждому сословию, ограждать себя от проявлений угнетения, неправоты, безнравственности и интриг.
В заключение следует сказать, что в настоящее время в Узбекистане уделяется большое внимание изучению наследия Бабура и Бабуридов. Члены международной научной экспедиции по изучению творчества Бабура обнаружили более 500 книг и документов, которые ныне хранятся в мемориальном музее Бабура [5].
Литература
1. Алиев А. А. Завещание Тимура и Мухаммед Бабур. // Вестник КРСУ, 2015. Том. 15. № 6. С. 53-56. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.krsu.edu.kg%2F vestnik%2F2015%2Fv6%2Fa12.pdf&name=a12.pdf&lang=ru&c=574452202745&page=3. (дата обращения: 24.05.2016).
2. Бабур-наме (Записки Бабура). /пер. М. Салье, под общ.ред. и дораб. С. А. Азимжановой. Ташкент: Ин-т востоковедения АН РУЗб, 1993.
3. Бобур ЗщириддинМууаммад. Бобурнома. Т.: Юлдузча, 1989.
4. %абибий А. Бобуршоу. Таржима ва изохдар А.Зохидийники. Таъиф, 1978.
5. Вдовина С. Правитель Индии, узбекский классик, основатель династии Великих Моголов // Бизнес-вестник Востока, 2006. 23 февраля. № 8 (734).