Научная статья
УДК 94:78.01(430+410)
htlps://doi.org/10.24158/fik.2024.3.12
Отражение социально-политических процессов в период Второй мировой войны в музыке на примере тенденций Германии и Великобритании
Марина Николаевна Свинцова1, Дарья Александровна Дерябина2
■^Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
[email protected], http://orcid.org/0000-0002-9402-0816
Аннотация. Статья посвящена анализу отражения социально-политических процессов в период Второй мировой войны в музыкальных произведениях на примерах музыкальных тенденций Германии и Великобритании. Авторы на основе сравнения особенностей музыкальной культуры военного времени в этих странах приходят к выводу, что музыка как инструмент воздействия на общественное сознание со стороны государства использовалась в годы войны обеими сторонами конфликта. При этом обнаружены явные различия в значении музыки для общества и государства, методах и причинах трансформации музыкального направления культуры: использовании в качестве элемента пропаганды или символа протеста против насилия, отражении степени консолидации общества или эскапизма, трансформации аксиологического поля населения. Статья может быть полезна в научных исследованиях и учебном процессе в области отечественной истории и социальной философии.
Ключевые слова: Вторая мировая война, музыка, история музыки, пропаганда, отражение социально-политических процессов в культуре
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Свинцова М.Н., Дерябина Д.А. Отражение социально-политических процессов в период Второй мировой войны в музыке на примере тенденций Германии и Великобритании // Общество: философия, история, культура. 2024. № 3. С. 103-109. https://doi.org/10.24158/fik.2024.3.12.
Original article
Reflection of Socio-Political Processes during the World War II in Music on the Example of Trends of Germany and the UK
Marina N. Svintsova1, Darya A. Deryabina2
^Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
[email protected], http://orcid.org/0000-0002-9402-0816
Abstract. The article elaborates upon the analysis of the reflection of socio-political processes during the World War II in music on the examples of musical trends of Germany and the UK. Based on the comparison of the peculiarities of musical wartime culture in these countries, the authors come to the conclusion that music as a tool of governmental influence on public conscientiousness was used by both sides during the years of the World War II. In addition, evident disparities are revealed in the meaning of music for society and the state, in the methods and reasons for the transformation of the musical direction of culture: its use as an element of propaganda or a symbol of protest against violence, the reflection of consolidation level of society or escapism, the transformation of the axiological field of the population. The article may be useful in scientific studies and educational process in the field of domestic history and social philosophy.
Keywords: World War II, music, history of music, propaganda, reflection of socio-political processes in culture
Funding: Independent work.
For citation: Svintsova, M.N. & Deryabina, D.A. (2024) Reflection of Socio-Political Processes during the World War II in Music on the Example of Trends of Germany and the UK. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 103-109. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.3.12 (In Russian).
С начала самого кровопролитного события мировой истории - Второй мировой войны - прошло 85 лет, но ввиду сложности и влияния его итогов на мировую политику оно по-прежнему вызывает дискуссии и представляет интерес для исследователей специальных и междисциплинарной областей. Война проявила не только героизм и мужество человека, но и сильное стремление к власти, свободе, миру. Для получения более полной картины происходившего важно в числе прочего анализировать социально-культурный аспект. Музыка как составной элемент культуры на
© Свинцова М.Н., Дерябина Д.А., 2024
фоне критических исторических событий служит лакмусовой бумажкой состояния социума. Актуальность изучения ее истории определяется значимостью эффекта, производимого музыкальными произведениями на человека в зависимости от обстоятельств (например, как инструмента воздействия на сознание или противодействия насилию), исторического опыта и его трансляции в современную социальную реальность.
Целью данного исследования является анализ отражения социально-политических процессов в период Второй мировой войны в музыкальных произведениях на примерах музыкальных тенденций Германии и Великобритании.
Вопрос взаимосвязи музыки и состояния общества в годы Второй мировой войны стал объектом внимания отечественных и зарубежных ученых. Т.И. Курасова (2011), О.Ю. Пленков (2011), О.В. Бабенко (2019) и Д.Дж. Нойшвандер (Neuschwander, 2012) посвятили труды музыкальной культуре Третьего рейха, отдельным работам немецких композиторов, музыкантов, поэтов, а также музыке узников концентрационных лагерей. Произведениям английских авторов военного периода посвящены труды А.В. Грищука (2022) и Е.Ю. Юкиной (2019). Британские и американские исследователи К.-А. Эдинбург1, Л. Ботстайн (Botstein, 1995), Дж.В. Моррис2, П.М. Поттер, К.Л. Баадэ, Р.М. Мар-вин (Potter et al, 2020) рассматривали изменения в культуре Великобритании на протяжении войны, роль музыки в победе, способы транслирования произведений в Европе и Северной Африке, влияние музыки на состояние общества. Воздействие музыки на психику людей и их поведение стало объектом изучения К.Б. Холикова (2023), Т.И. Чупахиной (2009) и Е.В. Рочняк (2016).
Несмотря на то что тема хорошо изучена, существующие исследования чаще всего или представляют собой компаративный взгляд на ситуацию в СССР и какой-либо из стран Запада, или раскрывают тему на примере отдельного государства - участника войны. В связи с этим целесообразным видится выбрать для анализа значимые музыкальные произведения Германии и Великобритании - европейских государств, противостоявших друг другу в мировом конфликте и имевших различные цели в ходе него. Детальное сравнение поля музыкального искусства военной поры позволит определить функции и глубину отражения социально-политических процессов в музыке, а также выявить значение музыки как для государственной машины, так и для отдельного человека. Анализ и сопоставление развития содержательно-смыслового наполнения в динамике в годы войны даст возможность проследить эволюцию настроений социума через призму музыки.
Вторая мировая война надломила и без того неустойчивый образ жизни людей всех стран-участниц, вынудила общество к переоценке ценностей. Многие сферы общественной и государственной жизни пришли в упадок, другие были вынуждены перестраиваться в новых реалиях войны. Примером тому является культура, в частности музыка как один из ее основных компонентов. Изменились многие характеристики музыкальных произведений: ритм, тональность, тематика, главные образы. Музыка стала более глубоко отражать социально-политические условия, обострились ее значение и функции. Последние в большей степени зависели от того, какой характер имела война, которую вело государство (захватническая со стороны Германии, оборонительная со стороны Великобритании). Можно выделить некоторые из них.
Во-первых, музыка - мощный инструмент воздействия на общественное сознание в руках государственной машины, умело используемый сторонами для пропаганды в годы войны.
Во-вторых, это зеркало, в котором отражаются общественные настроения, позволяющие определить не только отношение к происходящему, но и степень единства общества, единомыслия, ценностный набор, приоритеты.
В-третьих, музыка - проявление протеста насилию, войне, стремления людей к миру и справедливости.
В-четвертых, это попытка эскапизма в тяжелых реалиях военного времени, реализация духовности через творчество.
Контраст в данном вопросе прослеживается на примере Германии и Великобритании.
С приходом к власти в 1933 г. в Германии национал-социалистов начались значительные преобразования в музыке как компоненте немецкой культуры. Она стала использоваться государством как инструмент пропаганды идеологии фашизма. Партия нацистов приняла решение объединить политику и музыку в целях создания «идеальной культуры», соответствовавшей ее взглядам (Neuschwander, 2012: 3). Изучая тему искусства Третьего рейха, историк О.Ю. Пленков отмечает, что для немецкой культуры в годы Второй мировой войны музыка была «венцом искусств, выражением самых больших глубин немецкой души» (2011: 99). Например, А. Гитлер был большим поклонником творчества Р. Вагнера. Считается, что многие взгляды фюрера сложились под влиянием произведений композитора, в том числе принижение евреев как расы (Neuschwander, 2012: 3).
1 Edinburgh K.-A. A study of the experience of listening to music in World War Two Britain : PhD thesis. Milton Keynes, 2018. 221 p.
2 Morris J.V. Battle for music: Music and British wartime propaganda 1935-1945 : PhD thesis. Exeter, 2011. 211 p.
По мнению Е.В. Рочняк, музыка является уникальным инструментом суггестии, так как обладает свойством глубокого воздействия на психику (2016: 42). В рамках военной пропаганды в Германии многие произведения либо были запрещены в силу того, что их авторы имели еврейское происхождение (симфонии № 3 и 4 Ф. Мендельсона-Бартольди), либо подверглись изменениям (оперетта «Веселая вдова» Ф. Легара) в той мере, насколько это соответствовало идеологическим задачам (Пленков, 2011: 101). Политическая трансформация была ощутима не только в классических произведениях, но и в марше как важном направлении немецкой музыки. Гимн нацистской Германии был сложен из первой строфы гимна Веймарской республики (Das Lied der Deutschen) и произведения «Песня Хорста Весселя» (Horst-Wessel-Lied). Марши использовались для внедрения в сознание солдат уверенности в победе и величии Третьего рейха. Музыка применялась для поднятия боевого духа перед сражением, в частности различные марши «задавали определенную тональность, созвучную биению сердца и строевого шага», можно сказать, «зомбировали» солдат (Холиков, 2023: 397-398). При этом одной из наиболее очевидных тенденций являлось и увеличение количества танцевальной и развлекательной музыки (также была под контролем государства), что выступало мерой, принимаемой властью, чтобы граждане не «устали» от военной пропаганды.
Для справедливости нужно заметить, что музыка - значительная часть немецкой культуры, музицирование, знание классической музыки являлись частью повседневной неполитизированной жизни. Примечателен случай, описанный в книге композитора Л. Ботстайна, который произошел во время одного из рейдов в варшавском гетто, организованных для того, чтобы согнать людей в концлагеря. Когда офицер СС зашел в один из домов и увидел фортепиано, он приказал отряду идти далее по домам без него. Зная, что в кладовке прятались женщины и дети, он сделал вид, что их не заметил, и начал играть на фортепиано. Очевидцы рассказывали, что офицер почти час исполнял произведения Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана. В тот момент казалось, что эсэсовец, который пришел, чтобы отправить их на верную смерть, благодаря музыке «превратился в обычного человека» (Botstein, 1995: 225).
Не только музыкальные произведения подверглись «чистке», но и количество немецких композиторов существенно уменьшилось за предвоенные годы. Те из них, кто был не согласен с нацистским режимом или связан с евреями, покинули Германию либо были отправлены в концлагеря и тюрьмы.
Т.И. Курасова пишет, что тогда в Германии почти не осталось противников фашистского режима (2011: 208). Однако даже в концлагерях музыканты и поэты, находясь в бараках и на каторжных работах, не переставали сочинять. Так, в 1933 г. благодаря узникам концлагеря Бёргермор (Северо-Запад Германии) И. Эссеру, В. Лангхоффу и Р. Гогуэлю вышла в свет песня «Болотные солдаты» (Die Moorsoldaten), которая в дальнейшем, несмотря на запрет, распространилась по концентрационным лагерям не только в Германии, но и во Франции и Польше1. Лагерь Бёргермор, в котором оказались авторы данного произведения, был создан преимущественно для политзаключенных и предполагал использование их как подневольных рабочих.
Это не единичный пример. В лагере Аушвиц-Биркенау (Освенцим II) - самом ужасном из всего комплекса Освенцим - за годы его существования было уничтожено более 1 млн человек (Бабенко, 2019: 133). У его узников надежды почти не было, однако в конце 1944 г. именно там К. Жувильская написала песню «Марш свободы» (Marsz o wolnosci) на мелодию популярной советской песни «Москва майская» братьев Покрассов (1937 г.)2. Это произведение часто исполнялось заключенными во время последнего пути. Вопреки ужасу происходившего оно не было символом отчаяния, наоборот, в нем заключалась «насмешка» над смертью.
Было большое количество других произведений, созданных узниками концлагерей с 1933 по 1945 г. Для самих заключенных они служили основой для консолидации, давали им надежду на выживание. Эти произведения имели влияние и за пределами концлагерей. Цитируя слова Р. Роллана, Т.И. Курасова пишет, что эти узники своей «верой в международную солидарность», стремлением к миру и свободе сдерживают расширение «тех массовых сил войны», которые накапливает А. Гитлер (Курасова, 2011: 208). Он смог заключить людей в тюрьмы и концлагеря, но ему никогда не удалось бы заглушить их голоса.
Произведения, которые исполнялись в странах антигитлеровской коалиции, отличались от композиций Третьего рейха. В качестве примера интересна Великобритания, так как она являлась страной - противницей нацизма и при этом не была оккупирована фашистами в годы войны. Социально-политические функции музыки в Великобритании в предвоенное и военное время формировались иначе.
1 Факлер Г. Болотные солдаты [Электронный ресурс] // Music and the Holocaust. URL: https://clck.ru/39NZS4 (дата обращения: 27.01.2024).
2 Марш свободы [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://holocaustmusic.ort.org/ru/places/camps/death-camps/auschwitz/zywulska-krystyna/marsz-o-wolnosci0/ (дата обращения: 27.01.2024).
В 1930-е гг. среди английской публики начали набирать популярность американские музыкальные жанры - джаз и свинг. Будучи обеспокоенной этим, британская интеллектуальная элита даже стала говорить об американизации рабочего класса1, музыка носила развлекательный характер. Тем не менее уже к началу Второй мировой войны развлекательная функция музыки отошла на второй план. Л. Ботстайн отмечает, что наиболее поразительной чертой произведений, написанных во время войны, является стремление стать более чем просто развлечением (Botstein, 1995: 230). Тексты и мелодии произведений обретали новый, более глубокий смысл.
Примечательно, что Великобритания, которая была большой колониальной империей к концу 1930-х гг., не имела в арсенале эффективных способов пропаганды. По утверждению Дж.В. Морриса, те же Германия и Италия в 1938 г. тратили в 10-12 раз больше на различные формы пропаганды (в том числе культурную), чем Великобритания2. Лишь после эвакуации британских войск из Дюнкерка и приближения немецких войск к границе английское правительство осознало необходимость привлечения ресурсов пропаганды (Малаховская, Малаховский, 2019: 67). Важно уточнить, что масштабы действий, которые проводились в этой сфере, далеки от реализуемых в Третьем рейхе. Главная цель пропаганды в Великобритании не заключалась в возвышении своей нации над другими. Наоборот, предполагалось, что она станет «кампанией правды и прямолинейности», благодаря чему политика страны предстанет перед внешним миром как честная, открытая и понятная, та, которой можно доверять3. Был исключен из репертуара радиовещания ряд произведений, но при этом продолжали играть композиции авторов немецкого происхождения, таких как Л. ван Бетховен и И.С. Бах.
Функция музыки как инструмента пропаганды в Великобритании проявлялась не напрямую, а преимущественно через контроль государственными органами того, что транслировалось на радио. Не было такого масштабного (как в Германии) специального создания произведений, которые были бы нацелены на формирование необходимой идеологии и настроения у населения. Многие английские песни, написанные как в годы Второй мировой войны, так и в предвоенный период, обретали известность за считанные недели или даже дни. В большинстве случаев это не было связано с пропагандой, люди слушали и исполняли песни, в которых находили отголоски того, что ощущали. Е.Ю. Юкина отмечает, что музыкальные произведения в те годы олицетворяли сильные эмоции людей (2019: 25). К.-А. Эдинбург приводит слова К. Кларка, который 10 октября 1939 г., в самом начале войны, посетил концерт М. Хесс. В тот момент, когда пианистка начала играть сонату № 23 Л. ван Бетховена, он почувствовал уверенность в том, что все тяготы жизни, которые принесла и еще принесет война, были не напрасны. Историк утверждал, что никогда раньше не видел, чтобы люди слушали и аплодировали с такой искренностью, классическая музыка оказывала сильнейшее воздействие на них4. По мнению Т.И. Чупахиной, в те моменты, когда нет возможности передать «сокровеннейшие, тончайшие стороны человеческой души» обычными словами, на помощь приходят музыкальные звуки (2009: 213).
Основной тематикой английских песен, согласно исследованию Дж. Маллена, выступали «надежда и предвкушение лучших времен, победы и мира» (Mullen, 2019). Кроме того, их характерной чертой являлось почти полное отсутствие темы смерти. Как подчеркивает А.В. Грищук, также присутствовал религиозный аспект, он проявлялся в том, что песни не просто были «полны веры в победу, а полны веры в Бога» (2022: 275).
Интересна динамика песенной культуры Великобритании времен Второй мировой войны с 1939 по 1945 г. Летом 1939 г. была выпущена песня Р. Паркера и Х. Чарльза «Англия будет всегда» (There'll Always Be an England) в исполнении В. Линн. Она обрела значительную популярность и стала символом патриотизма, что послужило результатом реакции британцев на нарастание военного напряжения в Европе. Чуть больше чем через месяц с начала Второй мировой войны, 11 октября 1939 г., состоялась премьера песни Н. Гайя и Р. Батлера «Беги, кролик, беги» (Run, Rabbit, Run). Популярность это произведение обрело благодаря версии, записанной комедийным дуэтом Б. Фланагана и Ч. Аллена, которая получила название «Беги, Адольф, Беги» (Run, Adolf, Run) и была создана для мультфильма с одноименным названием. Несмотря на разные посылы, патриотический и комедийный, обе песни выступали стимулом для веры в величие Великобритании, победу над врагом в лице нацистской Германии, а также для повышения силы воли британцев.
В январе 1940 г. вышла еще одна комедийная песня «Представь меня на линии Мажино» (Imagine Me in the Maginot Line) Дж. Формби, которая описывает жизнь солдат, воюющих на территории Франции, в веселом и позитивном ключе. Однако все изменилось, когда противник начал
1 Edinburgh K.-A. Op. cit. P. 33.
2 Morris J.V. Op. cit. P. 22.
3 Ibid.
4 Edinburgh K.-A. Op. cit. P. 3.
активно наступать во Франции, а французские и британские войска оказались в окружении1. Дюн-керкская операция (26 мая 1940 - 4 июня 1940 г.) стала поворотным моментом, который показал слишком наивное восприятие нацистской армии британцами. Это нашло отражение и в песнях. Например, в написанной в 1940 г. «Спокойной ночи, дети, повсюду» (Goodnight, Children, Everywhere) Дж. Лосса просматривается, как с комедийной тематики творчество переходит в более грустную и глубокую тему разлуки с семьей. Эта песня часто исполнялась при эвакуации детей из городов, которые находились под угрозой бомбардировок. 31 октября 1940 г. британцами была одержана победа в битве за Британию2.
В итоге после почти полугода активного участия Великобритании во Второй мировой войне произошли значительные изменения в моральном состоянии людей, которые прослеживаются в дальнейшем музыкальном творчестве. Песня 1941 г. «Они не могут затемнить луну» (They Can't Black out the Moon) Г. Роя в исполнении В. Клэр стала олицетворением ситуации, в которой находились города Великобритании. Жителями часто применялась светомаскировка, чтобы вражеским истребителям были незаметны города. Смысл песни кроется и в позитивном настрое главных героев: «...Кого волнует, что у нас нет света? Они не смогут затемнить луну...» Несмотря на то что в военных целях использовалось затемнение, города продолжали «жить», так как никто не мог «затемнить луну», что символизирует стойкость и энтузиазм британцев.
Следующие два года характеризовались значительным увеличением количества песен. В 1942 г. стала популярна написанная годом ранее песня У. Кента и Н. Бёртона «Белые утесы Дувра» (The White Cliffs of Dover) в исполнении В. Линн. В ней под синими птицами подразумеваются летчики Королевских ВВС. Для британцев они являются воплощением уверенности в том, что их страна находится под надежной защитой. 11 ноября 1942 г. была одержана победа над итало-немецкими войсками в битве у Эль-Аламейна, что стало существенным достижением для Великобритании и отразилось в тематике песен. В текстах появилась надежда на окончание войны, мирное небо над головой и воссоединение после долгой разлуки. Кроме того, в данном смысле песни выполняют функцию эскапизма, бегства от действительности, что помогало солдатам и тем, кто трудился в тылу, хотя бы на момент отвлечься от ужаса войны, это поддерживало их моральный настрой (Potter et al., 2020: 3). К таким композициям можно отнести одно из самых известных произведений Второй мировой войны - «Мы встретимся снова» (We'll Meet Again) Р. Паркера, Х. Чарльза и В. Линн. Песня вышла еще в 1939 г., но обрела известность только спустя три года, что говорит об определенном состоянии общества, когда люди находили отражение своих чувств в ней именно в 1942 г. Активно распространялись американские произведения разных лет создания: «Когда проходит время» (As Time Goes By, 1931 г.), «Не сиди под яблоневым деревом» (Don't Sit under the Apple Tree, 1942 г.) и многие другие.
В 1943 г. в основном актуальны те же темы. Набирала популярность американская песня Дж. Макхью «На одном крыле и на молитве» (Comin' in on a Wing and Prayer), в Великобритании она стала известна благодаря исполнению 15-летней А. Шелтон. Более того, эта композиция была официально переведена на русский язык Т. Сикорской и С. Болотиным под названием «Бомбардировщики». Как и «Белые утесы Дувра», песня прославляет подвиг летчиков.
Нельзя обойти стороной и еще одно всемирно известное произведение - «Лили Марлен» (Lili Marleen). Его авторами были немцы Г. Ляйп и Н. Шульц, а сама песня вышла в свет в 1938 г. В 1941 г. через радиостанцию в захваченном фашистами Белграде она была передана в корпус Вермахта, сражавшийся в Северной Африке3. Вскоре ее подхватили и британские войска, а в 1943 г. она была переведена на английский язык. После освобождения в 1943 г. Северной Африки от немецких и итальянских войск эта песня стала символом надежды британских солдат на воссоединение с близкими, которая, в свою очередь, мотивировала их продолжать сражаться и верить в светлое будущее.
Следующие два года были успешными для антигитлеровской коалиции. Британские и американские войска в 1944 г. высадились на побережье Нормандии, открыв Второй фронт против Германии. В тот же год англо-американской авиацией впервые были поражены цели в восточной части Германии. В 1945 г. происходило активное освобождение территорий как с запада, так и с востока, что закончилось капитуляцией Германии, а на Тихоокеанском фронте - капитуляцией Японии. С 1944 г., когда пришло понимание скорого окончания войны, в Великобритании начали откры-
1 Dunkirk evacuation [Электронный ресурс] // Britannica. URL: https://www.britannica.com/event/Dunkirk-evacuation (дата обращения: 28.01.2024).
2 Battle of Britain [Электронный ресурс] // Ibid. URL: https://www.britannica.com/event/Battle-of-Britain-Euro-pean-history-1940 (дата обращения: 28.01.2024).
3 Lili Marleen [Электронный ресурс] // Ibid. URL: https://www.britannica.com/topic/Lili-Marleen (дата обращения: 23.01.2024).
ваться ранее закрытые театры, оперы, джаз вновь набирал популярность, разбавляя тематику военных песен. Этому также способствовало постоянное нахождение американских войск на территории Великобритании. В числе популярных песен тех лет были «Я представляю себе» (I'm Making Believe) Э. Фицджеральд, «Долина Сан-Фернандо» (San Fernando Valley) Б. Кросби и др.
В процессе анализа музыкальной культуры Германии и Великобритании времен Второй мировой войны явно обнаруживается различие в значении музыки для общества.
В Германии музыка изначально рассматривалась как инструмент воздействия на сознание людей в целях идеологической работы с обществом. Музыка форматировалась для решения политических задач. Изменений не удалось избежать даже классической музыке, не говоря уже о маршах и произведениях, которые сочинялись и исполнялись немецкими музыкантами военной поры. Такая музыка преследовала четкую цель - мобилизовать сознание немцев, внушить мысль о превосходстве их расы над остальными, помочь А. Гитлеру создать армию, верящую в фашистскую идеологию и беспрекословно выполняющую указы фюрера. Однако эстрадная музыка отражала и другую сторону жизни немецкого общества - желание отстраниться от навязываемой войны и одновременно тенденции приобщения к популярной культуре Запада.
В Великобритании можно наблюдать обратную тенденцию развития музыкальной культуры. Политизация музыкального творчества происходит не как направленный регулируемый процесс, а как более поздняя реакция на военные события, ответ, вынужденная пропагандистская работа. Влияние надвигающейся мировой войны на музыку прослеживается только во второй половине 1930-х гг., когда авторы произведений начали задумываться о том, что назначение песен может не только быть связано с развлекательной функцией, но и нести практический смысл. Военная тематика прочно укрепилась в британских песнях, отводя такой жанр, как джаз, на второй план, только в годы войны. Как и в Германии, британцы использовали музыку в качестве инструмента пропаганды, но масштабы и цели этой пропаганды различались. Музыка давала понять британцам, что они не одиноки в сложившейся ситуации, а образы, запечатленные в песнях, консолидировали людей, вселяли веру, что война закончится и наступит мир. Это поднимало боевой дух британцев, заставляло их верить в силы своей страны и армии.
Таким образом, музыка как инструмент воздействия на общественное сознание со стороны государства использовалась в годы Второй мировой войны обеими сторонами конфликта ввиду универсальности, эффективности и «ненавязчивости» влияния на широкие массы населения. При этом наблюдается явное различие музыкальной культуры официального и неофициального порядка.
Популярная музыка, созданная в условиях военного времени, отражает общественные настроения, позволяющие определить не только отношение к происходящему, но и степень консолидации социума, его готовность к борьбе, защите интересов страны, степень осознанности участия в социально-политических процессах или, напротив, эмоционально-чувственное восприятие происходившего, ценностный набор, приоритеты. Музыка того периода отражала и протест насилию, служила символом сопротивления фашизму, крепости духа, веры в Бога и скорого окончания войны. Стремление к абстрагированию от ужасов военного времени делало музыку действенным способом ухода от реальности через творчество.
Существует еще немало ракурсов рассмотрения затронутой темы отражения исторических событий и состояния общества в культуре, позволяющих сформировать более объемную картину социальной реальности прошлого, в связи с чем тема имеет перспективы дальнейшего исследования.
Список источников:
Бабенко О.В. Шлосс Е. После Аушвица / пер. с англ. Е. Есениной. М.: АСТ, 2019. 320 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. 2020. № 2. С. 131-132.
Грищук А.В. Семантико-стилистические особенности текстов английских и русских песен периода Второй мировой войны // Современное педагогическое образование. 2022. № 12. С. 272-275.
Курасова Т.И. Музыкальная культура Германии в контексте времени (1933-1945 гг.) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6 (44). С. 20б-211.
Малаховская В.В., Малаховский А.К. Британские СМИ в период Второй мировой войны: особенности функционирования // Манускрипт. 2019. Т. 12, № 1. С. 66-72. https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.1.14.
Пленков О.Ю. Тайны Третьего рейха. Культура на службе вермахта. М., 2011. 468 с.
Рочняк Е. В. Миф и музыка как основополагающий компонент культуры // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 3. С. 41 -44.
Холиков К.Б. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства // Science and Education. 2023. Т. 4, № 7. С. 396-401.
Чупахина Т.И. О специфической природе музыкального искусства в пространстве духовной культуры // Омский научный вестник. 2009. № 2 (76). С. 210-214.
Юкина Е.Ю. Семантико-стилистические особенности текстов английских и русских песен периода Второй мировой войны // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 2. С. 194-205. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2019-2-956.
Botstein L. After fifty years: Thoughts on music and the end of World War II // The Musical Quarterly. 1995. Vol. 79, no. 2. P. 225-230. https://doi.org/10.1093/mq/79.2.225.
Mullen J. Popular songs in Britain during the Two World Wars // Arts of War and Peace. 2019. Vol. 2.
Neuschwander D.J. Music in the Third Reich // Musical Offerings. 2012. Vol. 3, no. 2. Article 3. https://doi.org/10.15385/jmo.2012.3.2.3.
Potter P.M., Baade C.L., Marvin R.M. Music in World War II: Coping with wartime Europe and the United States. Bloomington, 2020. 381 p. https://doi.org/10.2307/j.ctv16h2nhw.
References:
Babenko, O.V. (2020) Schloss E. After Auschwitz / trans. from English E. Yesenina. Moscow, AST, 2019. 320 p. Social Sciences and Humanities. Domestic and Foreign Literature. Series 5: History. (2), 131-132. (In Russian)
Botstein, L. (1995) After fifty years: Thoughts on music and the end of World War II. The Musical Quarterly. 79 (2), 225-230. Available from: doi:10.1093/mq/79.2.225.
Chupakhina, T.I. (2009) About specific nature of musical art in the sphere of spiritual culture. Omsk Scientific Bulletin. (2), 210-214. (In Russian)
Grischuk, A.V. (2022) Semantic and stylistic features of the texts of English and Russian songs of the period of the Second World War. Modern Pedagogical Education. (12), 272-275. (In Russian)
Kholikov, K.B. (2023) Models of information influence on the music control and confrontation. Science and Education. 4 (7), 396-401. (In Russian)
Kurasova, T.I. (2011) German musical culture in the context of time (1933-1945). Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. (6), 206-211. (In Russian)
Malakhovskaya, V.V. & Malakhovskii, A.K. (2019) The British media during the Second World War: Features of functioning. Manuscript. 12 (1), 66-72. Available from: doi:10.30853/manuscript.2019.1.14. (In Russian)
Mullen, J. (2019) Popular songs in Britain during the Two World Wars. Arts of War and Peace. 2.
Neuschwander, D.J. (2012) Music in the Third Reich. Musical Offerings. 3 (2). Article 3. Available from: doi:10.15385/jmo.2012.3.2.3.
Plenkov, O.Yu. (2011) Secrets of the Third Reich. Culture at the service of the Wehrmacht. Moscow, OLMA Media Group. (In Russian) Potter, P.M., Baade, C.L. & Marvin, R.M. (2020) Music in World War II: Coping with wartime Europe and the United States. Bloomington, Indiana University Press. Available from: doi:10.2307/j.ctv16h2nhw.
Rochnyak, E.V. (2016) Myth and music as a fundamental component of culture. Society. Environment. Development. (3), 41 -44. (In Russian)
Yukina, E.Yu. (2019) Semantic and stylistic features of English and Russian song lyrics of World War II. Bulletin of Moscow Region State University. (2), 194-205. Available from: doi:10.18384/2224-0209-2019-2-956. (In Russian)
Информация об авторах М.Н. Свинцова - кандидат исторических наук, доцент, доцент Кафедры гуманитарных наук Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=820526
Д.А. Дерябина - студентка Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=883625
Вклад авторов:
авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors M.N. Svintsova - PhD in History, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Humanities, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=820526
D.A. Deryabina - Student, Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=883625
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.02.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.03.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 19.03.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.