Вестник Томского государственного университета. 2015. № 397. С. 193-196. DOI: 10.17223/15617793/397/29
УДК 008:39; 008:351.858
Е.В. Чигрина
ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СЕМЕЙНОЙ ОБРЯДНОСТИ ТОМСКИХ ТАТАР
Рассмотрена идентичность татар, проживающих на территории Томской области. Анализируются формирование мусульманской идентичности и её трансформация с течением времени. Ставится вопрос о том, какое влияние ислам оказал на формирование комплекса семейной обрядности. Прослежено проявление религиозной идентичности томских татар в проведении родильного, свадебного и похоронного обрядов.
Ключевые слова: томские татары; религиозная идентичность; родильный обряд; свадебный обряд; похоронный обряд.
Актуальность работы заключается в выяснении того, как в условиях глобализации, разнообразия социальных связей и создания новых форм социализации современной России сохраняется религиозная идентичность одной из этнических групп Сибири -томских татар.
Религия ислам - одна из главных идентификационных характеристик современного татарского этноса в Российской Федерации. В Томской области, по данным переписи населения 2010 г., проживает 17 029 татар.
Процесс исламизации у тюрков шёл с конца XIV в. На формирование мусульманской идентичности татар оказывали влияние многие факторы: миссионерская деятельность проповедников из Средней Азии, миграция поволжских татар, которые проникали в Сибирь для торговли с купцами с Востока начиная с XVI в. [1. С. 199]. Распространение ислама у сибирских татар знаменовало собой важные изменения в их политической и этнической структурах. Во второй половине XVI в. Сибирское ханство превратилось в самостоятельное государство. В этот период происходит и формирование самостоятельных татарских этнических групп [2. С. 17].
В процессе этногенеза томских татар шла трансформация их этнической идентичности. Сначала они существовали как мелкие тюркские группы: эуштин-цы, басандайцы, евагинцы. Затем на эту территорию подкочевали чаты и калмаки, постепенно они консолидировались под общим названием «томские люди» (этим термином их называли русские), позднее -«томские татары».
Центром духовной жизни томских магометан была мечеть, которая выполняла не только духовную, но и социализирующую функцию [1. С. 200]. На протяжении XIX - начала XX вв. шло стремительное умножение мечетей в самых населённых центрах чатов, эуш-тинцев, телеутов (калмаков), что свидетельствовало об усиленной их исламизации к первой половине XIX в. [3. C. 210-211]. В 1883 г. в Томской губернии было 38 деревянных мечетей, а в начале XX в. их количество кратно увеличилось. Одновременно началось строительство каменных мечетей. В Томске в этот период было построено две мечети в 1904 и 1915 гг. Строительство мечетей и молитвенных домов говорило как об увеличении численности мусульманского населения, так и об устойчивых позициях ислама [1. C. 200-201]. Государственная внутренняя поли-
тика невольно ускоряла исламизацию томскотатарского населения, облегчая консолидацию трёх разнородных основных групп томских тюрков (эуш-тинцев, чатов и калмаков) в единую этническую общность, куда неизбежно включались рассеянные по юртам бухарцы и татары-переселенцы - сначала уголовные ссыльные, потом добровольно покинувшие Поволжье, Приуралье и в целом Европейскую Россию [3. C. 210-211]. Ислам послужил фактором, объединившим эти разрозненные группы, но до конца консолидации не произошло. Современные томские татары знают, что есть группа калмаков, которая сегодня территориально расположена в соседней Кемеровской области.
Ислам играл определяющую роль в духовной сфере и быте томских татар, формируя образцы поведения в семейной и общинной жизни мусульман [1.
C. 201]. Однако известно, что до обращения в мусульманство на данной территории был распространён шаманизм. Языческие верования бытовали среди томских татар ещё в конце XIX - начале XX в. Смешанный характер религиозных представлений проявился и в том, что частично язычество вошло в их мусульманские воззрения [4. C. 174].
В рамках анализа влияния факторов духовной жизни на этническую идентичность татар Томской области И.Г. Комарова (Поправко) выделила три основных аспекта: религиозный, моральный и культурно-коммуникативный.
Одним из способов проявления идентичности являются семейные обряды, на формирование современного облика которых оказал влияние ислам. Согласимся с И.Г. Комаровой (Поправко) в том, что главным фактором духовной жизни, повлиявшим и до сих пор влияющим на формирование, функционирование и трансляцию татарской этнической идентичности, является религия (для подавляющего большинства - ислам) [5. C. 98].
В ХХ и начале XXI в. ислам был и остается основной религией томских татар. Проведённый опрос в 2005 г. показал, что в вопросах выбора брачного партнера и сегодня остается актуальной религиозная принадлежность татар и русских: 53% татар выступают против браков с русскими по причине несходства религии, 37% относятся лояльно к таким бракам [6. C. 51].
В жизни каждого человека наступают события, такие как свадьба, похороны или рождение ребенка. И чтобы
193
соблюсти традиции, появляется необходимость в обращении либо к знающим людям, либо непосредственно в мечети или центры культуры для совершения таинства обрядов.
Родильный обряд. XX в. внёс существенные коррективы во все сферы жизни. Формирование общесоветских форм быта, сближение с русскими, оказали влияние на изменения в обрядах родильном и наречении именем. Часть обрядов отошла сама собой, поскольку роды стали принимать в больнице. Сейчас не проводятся такие обряды, как карын цац - первое сбривание волос новорождённого на седьмой день, праздник бала туе - «праздник колыбели» [4. C. 73]. На сегодняшний день сохранился обряд наречения ребёнка именем - исем кушу. Для его проведения приглашается небольшое количество гостей, а также мулла, который читает молитву. Как правило, наречение именем проводится после 40 дней с момента рождения ребёнка, так как в последние годы утвердилось поверье, что показывать ребёнка до 40 дней нежелательно, «чтобы не сглазили» [7]. Числу 40 приписывался сакральный смысл, эти дни женщина после родов и её ребёнок переживали процесс перехода из духовного мира в земной. Магическим смыслом наделялось число 7, поскольку за 7 дней Аллах создал Землю. В течение этого срока ребёнку нужно было дать имя [8. C. 33].
Свадебный обряд. Ценность семьи значима в татарской культуре, а вступление в брак считалось естественной необходимостью. В XX в. свадебный обряд подвергся сильной трансформации. Основной элемент, который претерпел изменения начиная с 1920-х гг., -это выбор спутника жизни, он стал обоюдным желанием молодых. Жених и невеста - главные действующие лица, и этот принципиальный момент свадебного обряда к концу XX в. только усилился. Возникнув как инновация, сейчас это стало нормой жизни.
В свадебном обряде произошли существенные изменения. Исчезли такие моменты, как сватовство, совет, сговор, подготовка калыма и приданного, обряд знакомства невесты с её новыми родственниками.
Многие послесвадебные обряды также были утрачены. Это и подготовка к брачной ночи («брачное ложе»), развязывание невестой пояса жениха, проверка «честности» невесты.
При этом к концу XX в. свадебные обряды значительно обогатились нововведениями. Появились совершенно новые обряды и традиции - торжественная регистрация брака в ЗАГСе, свадебный картеж из машин, украшение свадебного помещения, фото- и видеосъёмка. Многие обряды несут в себе шутливоигровые элементы, например выкуп невесты, заимствованный, по мнению информантов, из свадебной обрядности русских [9. C. 117].
Несмотря на то что многие обряды и традиции отошли в прошлое (были утрачены) татарский свадебный обрядовый комплекс демонстрирует преемственность традиций. Например, также происходит оповещение родителей о намерении вступить в брак, обязательным является знакомство с родителями.
Важным остаётся и религиозный компонент в проведении свадьбы: никах - мусульманский религиозный обряд бракосочетания.
А.А. Ильина обращает внимание на то, что в сохранении татарского культурного наследия, как и татарской национальной идентичности, особая роль принадлежит Республике Татарстан, которая не представляет всех российских татар, но справедливо претендует на консолидирующую роль татарского этноса в российском обществе [10. C. 257].
В г. Томске существует Областное государственное автономное учреждение культуры «Центр татарской культуры», основным направлением работы которого является сохранение и развитие культурного наследия татарского народа. В условиях глобализации, когда происходит нивелирование национальных и культурных особенностей и исчезают многие традиционные элементы, национально-культурные объединения выполняют важную миссию. В первую очередь, хотелось бы отметить, что Центр татарской культуры делает все для сохранения татарского языка, поэтому татары г. Томска говорят на литературном казанско-татарском языке. Сельские жители в значительной мере сохраняют местные диалекты, но, по нашему мнению, это происходит, пока живы носители этих говоров.
В Центр обращаются будущие молодожены, чтобы им «провели свадьбу» по традиционным обрядам, существовавшим прежде в татарской среде. Молодым интересно узнать, какие мероприятия проводились во время свадебного обряда. Были случаи проведения свадьбы в татарском центре. Так, в 2011-2012 гг. дважды свадьба проходила в центре. Жених и невеста были одеты в нарядные свадебные костюмы, в которых подчеркивалась этническая специфика. Никах начинался с обряда встречи молодых угощением. Это мёд с маслом. Приглашался мулла, который зачитывал молитву, в ней говорится о значении семьи, ответственности супругов друг перед другом. Обязательным элементом был обряд одаривания молодых подарками. Никах завершается выступлением художественных коллективов центра. Иногда в традиционный сценарий свадьбы проникает современная плясовая музыка. В основном свадьбу проводят на татарском языке, но не все знают свой язык, и в этом случае фразу говорят как на татарском, так и на русском языках. В Центре не отказывают в проведении свадьбы и смешанным парам.
Бывали случаи, когда представителя(лей) татарского центра приглашали на свадьбу для проведения конкурсов, выноса чак-чака (за 2011-2012 гг. таких случаев было два) либо просто просили на время свадебной церемонии традиционные свадебные костюмы.
Центр поддерживает и помогает молодым людям, которые обращаются с просьбой научиться правильно произносить татарскую речь. Например, молодая невеста (не татарского происхождения), желая произвести впечатление на жениха (татарина), решила прочитать стихотворение. Другой случай обращения в центр - это желание выучить песню на татарском языке для мамы [11].
194
В нашем современном мире принято обращаться за помощью к Интернету, ведь там можно найти самые разнообразные сценарии проведения свадьбы. Достоверность информации, получаемой таким путём, всегда оценивается по степени авторитетности источника. Интернет-источники особенно трудно оценить с этой точки зрения, тем более пользователю, который не разбирается в тонкостях. Центр татарской культуры - это «дом» для большой семьи, в котором помогут разобраться в устоявшихся традициях свадебного обряда, а также в нововведениях, появившихся в XX в.
Из этих небольших по количеству, но важных по значению обращений в центр видно, что свадьба - это то событие, которое подталкивает людей обратиться к традициям, узнавать обычаи и обряды, правила поведения во время свадебного обряда.
Похоронный обряд. В настоящее время похоронный обряд томских татар во многом сохранил черты, сложившиеся в прошлом, хотя и подвергся некоторым изменениям. И сегодня обязательным остаётся совершение религиозного обряда по исламским канонам, с приглашением муллы и чтением молитв. Трансформация похоронного обряда во многом является следствием контактов с русским окружением и результатом тех социально-политических и идеологических изменений, которыми был богат ХХ в. К современным элементам обряда можно отнести то, что умершего одевают в обычную одежду, а потом заворачивают в саван. На городских и сельских татарских кладбищах можно встретить на памятниках таблички,
фотографии, рисунки, изображение лица. Могилы огораживаются оградками.
Обряды семейного цикла томских татар характеризуются достаточно выраженными исламскими чертами. В результате не только сохраняется, но и воспроизводится мусульманско-татарская идентичность всех групп татар, проживающих в Томской области, независимо от времени их появления, особенностей диалектов и сохраняющейся некоторой культурной специфики.
В настоящее время ислам - одна из главных идентификационных характеристик татар. Большое влияние эта религия оказала на формирование комплекса семейной обрядности, который в целом сохранился в настоящее время, хотя и претерпел некоторые изменения под действием русского населения и общемировых тенденций.
Центр татарской культуры - это хорошая основа для сохранения и возрождения национальных традиций. Он поддерживает и институализирует татарскомусульманскую идентичность.
Татары по-разному интерпретируют для себя ислам. Самое главное - соблюдать все устои, посещать мечеть, чтить традиции. Но есть случаи, когда татары не считают себя в полном смысле слова мусульманами, «лишь соблюдают некоторые традиции». Между тем хотелось бы отметить, что у большинства представителей татарского населения дома содержатся предметы для посещения мечети - тюбетейка, чётки, что является подтверждением тезиса о важности ислама как этно-консолирующего фактора томских татар.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркова М.Ф. Идентичность томских татар на рубеже XIX-XX веков // Дефиниции культуры : сб. трудов участников Всерос. семинара
молодых ученых. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. Вып. VII. С. 198-202.
2. Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск : Изд-во Института
археологии и этнографии СО РАН, 2004. 72 с.
3. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала XX века.
Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 312 с.
4. ТомиловН.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1983. 216 с.
5. Комарова И.Г. Социокультурные грани этнической идентичности татар томской области // Вестник Томского государственного универ-
ситета. 2007. № 302. С. 96-100.
6. Картасова Д.А. Современная языковая и религиозная ситуация у томских татар // Археология и этнография Приобья: Материалы и ис-
следования : сб. трудов кафедры археологии и этнологии. Вып. 3. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. С. 47-55.
7. ПМА - ПМ Чигриной Е.В. «Беседы с представителями татарского этноса». 2009-2010 гг. г. Томск.
8. Маркова М. Ф. Семейные традиции и обычаи татар-мусульман Томской губернии на рубеже XIX-XX веков // Духовные ценности ислама
и образование: историко-культурная традиция и современность. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008. (Сер. Монографии. Вып. 23). С. 25-37.
9. Чигрина Е.В. О влиянии русского свадебного обряда на свадебную обрядность татар // Материалы I Всероссийского фестиваля науки
XV Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2011 г.). Томск, 2012. С. 110-118.
10. Ильина А.А. Национально-культурные объединения татар и сохранение татарского языкового, культурного и духовного наследия //
Этническая история и культура тюркских народов Евразии : сб. науч. трудов. Омск : Издатель-Полиграфист, 2011. С. 255-257.
11. ПМА - ПМ Чигриной Е.В. «Беседы с представителями ОГАУК “Центра татарской культуры”». 2013 г. г. Томск.
Статья представлена научной редакцией «История» 26 апреля 2015 г.
REFLECTION OF RELIGIOUS IDENTITY IN FAMILY CEREMONIALISM OF TOMSK TATARS
Tomsk State University Journal, 2015, 397, 193-196. DOI: 10.17223/15617793/397/29
Chigrina Elena V. Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: Tomsk Tatars; religious identity; maternity rituals wedding rituals; funeral rituals.
The article analyzes how religious identity of one of the ethnic groups of Siberia, Tomsk Tatars, is preserved in the conditions of globalization, a variety of social connections and new forms of socialization in modern Russia. Islam is one of the main identification characteristics of modern Tatar ethnos in the Russian Federation. 17 029 Tatars live in Tomsk Oblast according to the population census of 2010. The transformation of ethnic identity of Tomsk Tatars occurred in the course of their ethnogenesis. At first, they existed as small Turkic groups: Eushta, Basandaika and Evagino groups. Then Chats and Kalmaks migrated to this territory. Gradual-
195
ly, they all were called “Tomsk people” by Russians, later they became Tomsk Tatars. Islam played the defining role in the spiritual sphere and life of Tomsk Tatars, forming examples of behavior in the family and communal life of Muslims. However, it is known that before conversion to Islam,the population of the territory practiced Shamanism. Tomsk Tatars had pagan beliefs in late 19th and early 20th centuries. The mixed nature of the religious ideas showed in the fact that paganism was part of their Muslim views. A way to manifest an identity is family ceremonies; Islam had an impact on their modern state. Each person has some events, such as wedding, funeral or birth, in his/her life. To observe traditions, there is a need to either ask people who know or go directly to a mosque or to a center of culture to make the sacred ceremonies. The 20th century introduced essential amendments in all spheres of life. Formation of the all-Soviet forms of life and rapprochement with Russians had an impact on the changes in the ceremonies of maternity and naming. A number of ceremonies disappeared as women began to deliver in hospitals. The value of a family is significant in the Tatar culture, and marriage was considered a natural need. In the 20 th century the wedding ceremony underwent strong transformation. The basic element that changed since the 1920s is the choice of the partner in life: it became the mutual desire of the young. The groom and the bride became the main characters, and this key moment of the wedding ceremony only amplified by the end of the 20th century. Having appeared as an innovation, now it has become a norm of life. The structure of the wedding changed essentially. Many ceremonies were lost. Yet, by the end of the 20th century the wedding complex was considerably enriched with innovations. The funeral ceremony of Tomsk Tatars followed the traditions of the past in many respects, still it also underwent some changes. Transformation of the funeral ceremony is largely a consequence of contacts with the Russian environment and result of the numerous socio-political and ideological changes of the 20th century.
REFERENCES
1. Markova, M.F. (2007) [The identity of Tomsk Tatars at the turn of the 19th and 20th centuries]. Definitsii kul’tury [Definitions of culture].Proc. of
the participants of the All-Russian seminar of young scientists. 14th to 15th October. Is. 7. Tomsk: Tomsk State University. pp. 198-202. (In Russian).
2. Seleznev, A.G. & Selezneva, I.A. (2004) Sibirskiy islam: regional’nyy variant religioznogo sinkretizma [Siberian Islam: a regional variant of
religious syncretism]. Novosibirsk : Izd-vo Instituta arkheologii i etnografii SO RAN.
3. Sherstova, L.I. (2005) Tyurki i russkie v Yuzhnoy Sibiri: etnopoliticheskie protsessy i etnokulturnaya dinamika XVII — nachala XX veka [Turks and
Russians in Southern Siberia: ethno-political and ethno-cultural dynamics of the processes of the 17th - early 20th centuries]. Novosibirsk: IAET SO RAN.
4. Tomilov, N.A. (1983) Ocherki etnografii tyurkskogo naseleniya Tomskogo Priob’ya [Essays on ethnography of the Turkic population of Tomsk Ob
area]. Tomsk: Tomsk State University.
5. Komarova, I.G. (2007) Sociocultural sides of Tomsk Tatars ethnic identity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State
University Journal. 302. pp. 96-100. (In Russian).
6. Kartasova, D.A. (2009) Sovremennaya yazykovaya i religioznaya situatsiya u tomskikh tatar [Modern linguistic and religious situation of Tomsk
Tatars]. In: Arkheologiya i etnografiya Priob’ya. Materialy i issledovaniya [Archaeology and Ethnography of the Ob area. Materials and Research]. Is. 3. Tomsk: Tomsk state Pedagogial University.
7. Chigrina, E. V. (2009-2010) Besedy s predstavitelyami tatarskogo etnosa [Talks with the representatives of the Tatar ethnic group]. Tomsk.
8. Markova, M.F. (2008) Semeynye traditsii i obychai tatar-musul’man Tomskoy gubernii na rubezhe XIX-XX vekov [Family traditions and customs
of Muslim Tatars of Tomsk province at the turn of the 19th and 20th centuries]. In: Avanesov, S.S. & Kostyukova, T.A. (eds.) Dukhovnye tsennosti islama i obrazovanie: istoriko-kul’turnaya traditsiya i sovremennost’ [Spiritual values of Islam and education: historical and cultural tradition and modernity]. Tomsk: Tomsk State University.
9. Chigrina, E.V (2012) [The influence of Russian wedding ceremony on the wedding rituals of Tatars]. Nauka i obrazovanie [Science and
Education]. Proc. of I All-Russian Science Festival of XV All-Russian conference of students, graduate students and young scientists. 25th to 29th April 2011. Tomsk. pp. 110-118. (In Russian).
10. Il’ina, A.A. (2011) Natsional’no-kurturnye ob”edineniya tatar i sokhranenie tatarskogo yazykovogo, kul’turnogo i dukhovnogo naslediya [National-cultural associations of Tatars and preservation of the Tatar language, cultural and spiritual heritage]. In: Etnicheskaya istoriya i kultura tyurkskikh narodovEvrazii [Ethnic history and culture of the Turkic peoples of Eurasia]. Omsk: Izdatel’-Poligrafist.
11. Chigrina, E.V. (2013) Besedy s predstavitelyami OGAUK “Tsentra tatarskoy kul’tury ” [Conversations with representatives of the Center of Tatar Culture]. Tomsk.
Received: 26 April 2015
196