а
в
а
&
A.A. Демичев, М.И. Русаков
ко
с
е
о
§
со
ия
I
е
ч
у
з
и
е
ходе
в
с
о
I
с
а
с
о
з
е
б
й
кой
с
е
о
і
s
со
е
£
0 &
е
и
1
I
а
р
в
саков
Руса
.А
А.
в
е
е
Д
Демичев Алексей Андреевич — профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии
МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Русаков Михаил Иванович — преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Отражение проблем экономической безопасности в ходе изучения экологического права (на примере Нижегородской академии МВД России)
В статье рассматривается проблема соотношения экологической и экономической безопасности,
анализируется опыт отражения проблем экономической безопасности в ходе изучения экологического права в Нижегородской академии МВД России.
The article deals with the problems of correlation of ecological and economic safety. The author analyses the experience of reflecting economic safety issues in the course of ecological law studies in Nizhny Novgorod academy of the interior of Russia.
Научный профиль Нижегородской академии МВД России предполагает исследование различных аспектов экономической безопасности. Такие исследования проводятся в деятельности целых кафедр и отдельных ученых. Однако научные достижения, оторванные от практики или, по крайней мере, от учебного процесса, вряд ли могут претендовать на актуальность и обладать большой значимостью.
За рамками этой статьи мы оставим чисто практические вопросы и сконцентрируем внимание на том, как отдельные аспекты проблемы экономической безопасности отражаются в ходе изучения учебной дисциплины «Экологическое право».
Однако прежде чем перейти к рассмотрению обозначенного выше вопроса, проанализируем, что именно представляет собой экономическая безопасность и как она соотносится с понятием «экологическая безопасность». Ни у кого не вызывает сомнения, что понятие «национальная безопасность» является более широким по отношению к прочим видам «безопасностей», в том числе и экономической.
В научной литературе существует немало различных определений экономической безопасности. Наиболее соответствующим объективной реальности нам представляется определение, данное Р.Ф. Исмагиловым, В.П. Сальниковым и С.В. Степашиным: экономическая безопасность — это «состояние национальной экономики, способной обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей или условий поддержания на достаточно высоком уровне социальнополитической и военной стабильности государства,
а также технико-экономическую независимость и неуязвимость от угроз»1.
Несомненно, природные ресурсы составляют сегодня значительную ценность для любого государства. Ихохрана, а также рациональное использование входят в экологическую функцию государства. Эффективная реализация названной функции является составной частью процесса обеспечения экологической безопасности.
Экологическая ситуация в России угрожает национальной безопасности в целом. Она может привести (и уже приводит) кнеобратимым последствиям не только в животном и растительном мире, но и к генетическим изменениям человека. Не случайно поэтому в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300, закреплено новое правовое понятие «национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере». Тем самым экологическая безопасность признается составной частью национальной безопасности. Неблагоприятная экологическая ситуация усугубляет и без того тяжелое экономическое положение России. Экономический ущерб от загрязнения природы равен примерно половине национального дохода нашей страны.
Таким образом, экологическую безопасность нужно рассматривать не только как составляющую национальной безопасности России в целом, но и каксоставляющую экономической безопасности.
Экологическая безопасность России представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государ-
130
Экономическая безопасность России.
ства от угроз со стороны природных объектов, загрязненных вследствие длительной промышленно-хозяйственной деятельности, техногенныхава-рий и катастроф, природных явлений и стихийных бедствий, диверсий экологического характера, а также от угроз нехватки природных ресурсов.
Указанное понимание правовой категории «экологическая безопасность» следует из фундаментального определения безопасности, закрепленного в ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года2, в нем выявлена общая для любого вида безопасности структура: защищенность жизненно важных интересов объекта; угрозы жизненно важным интересам; система мер обеспечения безопасности, включая государственную политику, региональную политику; комплекс мер правового, эко-лого-экономического, научно-методологического и иного характера, включая защиту от чрезвычайных ситуаций как одно из направлений обеспечения безопасности, нацеленных на предупреждение или снижение угроз.
Субъектами обеспечения безопасности (техногенной безопасности окружающей среды, экологической безопасности личности, общества, государства) российским законодательством определены государство, граждане, общественные и иные организации и объединения (ст. 2 Закона «О безопасности»).
На государственном уровне задача обеспечения экологической безопасности, а равно и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера3, решается прежде всего через проведение соответствующей (экологической) политики, реализуемой в виде принятия нормативных правовых актов, включая и те, которые принимаются на уровне законов4 и исполнение которых обеспечивается посредством применения к нарушителям экологического законодательства мер государственного принуждения.
Перейдем теперь к методическим аспектам данной статьи и проанализируем, как проблемы экономической и экологической безопасности отражаются в курсе экологического права, преподаваемом в Нижегородской академии МВД России.
Экологическое право представляет собой обязательную дисциплину федерального компонента Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 030505.65 — «Правоохранительная деятельность» и 030501.65 — «Юриспруденция». Учебные планы Нижегородской академии МВД России отводят на изучение экологического права по специальности «Юриспруденция» 60 аудиторных часов (из них — 36 лекционных), а по специальности «Правоохранительная деятельность» — 40 аудиторных часов (из них — 30 лекционных). При этом научный профиль академии в достаточной мере отражается в преподавании экологического права.
Конечно, можно было бы включить в программу изучаемой дисциплины отдельную тему с примерным названием «Проблемы обеспечения эко-
логической безопасности в Российской Федерации» или «Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации» или «Экологическая безопасность как аспект экономической безопасности», однако это нецелесообразно с дидактической точки зрения. В принципе, можно прочитать лекцию по данной проблеме, включить в экзаменационные билеты один или несколько соответствующих вопросов, но вряд ли это будет эффективно. Дело в том, что, с точки зрения педагогики и педагогической психологии, наиболее оптимально усвоение материала происходитв процессе многократного вариативного повторения одного и того же материала.
Другими словами, весьма специфические проблемы экологической (если брать шире — экономической) безопасности будут лучше усвоены курсантами и слушателями не в том случае, когда им будет прочитана отдельная лекция, а тогда, когда эти проблемы будут подниматься в разных темах курса и освещаться под разными углами.
Особенно эффективно этот процесс будет идти в условияхпрактической реализации межпредметных связей, когда одни и те же вопросы освещаются в ходе изучения разных дисциплин, читаемых на разных кафедрах, с позиции соответствующих наук. Такая многовариантность позволяет курсантам и слушателям научиться сопоставлять узнанные факты, касающиеся проблем экономической безопасности, выстраивать их иерархию, интерпретировать, критически оценивать.
Вернемся к изучению проблем экономической безопасности в преподавании экологического права. Естественно, не в каждой теме их освещение возможно. Преднамеренное «притягивание» определенного вопроса к каждой теме абсолютно неоправданно и вызывает лишь отторжение у аудитории.
Остановимся на темах, где затрагивание проблем экономической безопасности целесообразно и необходимо.
Интересующего нас вопроса имеет смысл коснуться уже в первой теме курса «Понятие, предмет и система экологического права» при обосновании необходимости и актуальности изучения экологического права. Акцент при этом делается на глобальность экологической проблемы, ее геополитический характер и экономическую составляющую. В том числе идет речь и о том, какова может быть угроза экономической безопасности России в той или иной ситуации, связанной с экологическими вопросами.
По второй теме «Источники экологического права» на семинаре, наряду с другими документами, анализируется «Экологическая доктрина РФ». При ее анализе также целесообразно «выйти» на проблемы экономической безопасности.
В теме 4 «Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды» раскрываются сущность, содержание и значение экономико-правового механизма природополь-
а
в
а
пра
ко
с
е
о
§
СО
К
и
I
е
ч
у
со
и
е
I
с
о
8
пас
о
со
е
ю
й
кой
с
е
о
I
8
со
е
£
о
про
е
и
I
1
а
р
в
саков
Руса
е
Д
ВестникНижегородской академии МВД России, 2009, № 1 (10)
\3\
а
в
а
пра
ко
с
е
о
§
со
§
I
е
ч
у
со
и
е
ходе
в
с
о
I
с
а
п
о
со
е
ю
й
кой
с
е
о
I
8
со
е
£
0 &
е
и
1
I
а
р
в
саков
Руса
е
Д
зования и охраны окружающей среды, в том числе в контексте обеспечения экономической безопасности.
Правоохранительные органы выполняют, наряду с другими функциями, и функцию экологическую. Это касается и защиты экономических интересов России в экологической сфере. Такие проблемы затрагиваются в теме 5 «Экологическая функция правоохранительных органов». Эффективная деятельность милиции и других правоохранительных органов приводит к тому, что правонарушитель привлекается за совершенные деяния к юридической ответственности. Эти вопросы изучаются в теме 6 «Юридическая ответственность за экологические правонарушения».
Особое внимание при изучении тем 5 и 6 обращается на то, что весьма актуальной проблемой в настоящее время остается воздействие теневой экономики на использование природных ресурсов.
Оно проявляет себя:
— в криминализации общественных отношений в экологической сфере, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и эколого-экономической деятельности;
— в росте экологических правонарушений;
— в преступных посягательствах на промышленные объекты.
В этой ситуации значительно возрастает роль юридической ответственности и правоохранительных органов в ее реализации.
Изучение Особенной части экологического права тоже дает немало выходов на проблемы экологического аспекта экономической безопасности. Особенно это касается таких тем, как«Пра-вовой режим охраны и использования недр» (тема 9), «Правовой режим охраны и использования лесов и вод» (тема 10), «Правовой режим охраны и использования животного мира» (тема 11) и, особенно, темы 12 «Правовая охрана окружающей среды в сфере обращения с отходами производства и потребления».
При изучении указанных выше тем необходимо акцентировать внимание на нижеследующем.
Сегодня как последствие роста социальных девиаций в отношении окружающей среды ряд ученых выделяет новый криминогенный феномен — незаконную коррумпированную торговлю окружающей средой, которая (торговля) рассматривается как часть экологической коррупционной преступности.
О.Л. Дубовик верно отмечает, что «ее социальная опасность, связана с расширением коррупционного поведения, повышением издержек, устранением конкуренции на рынке, незаконностью торговли именно природными ресурсами; предполагается, что субъект незаконной торговли (индивидуальный или корпоративный) совершает коррупционные деяния для того, чтобы избежать соблюдения экологическихнорм, стандартов, нормативов, либо делает это вынужденно даже для
обеспечения имеющихся у него прав»5. Подобное предположение исходит из очевидного факта, что коррумпированность увеличивает издержки незаконного субъекта торговли, которые и в нормальных условиях, хотя и перекладываются частично на покупателя, все же минимизируют доход продавца.
Одним из факторов появления коррупционной экологической преступности является формирование потребностей в коррупционных услугах. К ним можно отнести:
— получение права специального природопользования, являющегося, по общему правилу, платным и налагающего определенные обязанности на природопользователей, либо получение лицензий;
— обеспечение пересечения таможенной границы РФ; содействие в уклонении от уплаты таможенных платежей;
— обеспечение фактической возможности общего или специального природопользования за счет такназываемого административного ресурса;
— создание, предоставление льготных, законных и (или) незаконных условий природопользования;
— охрану нелегальной добычи природных ресурсов от природоохранительных и иных контрольно-надзорных мер,избавление от различных видов правовой ответственности;
— благоприятное разрешение споров и иных конфликтов, возникающих в процессе изъятия природных ресурсов, при предпродажной их подготовке и непосредственно в процессе торговли;
— выдачу фальшивых удостоверительных документов, включая документы о соответствии экологическим стандартам, о соблюдении нормативов санитарных и защитных зон, режиме водоохранных зон и пр.;
— признание достаточности документации при принятии различного рода экологических решений;
— использование различных способов влияния на окружающую среду, экологический аудит, экологическую экспертизу и пр.
При этом наибольших размеров достигает вознаграждение за услуги в процессе лицензирования и сертификации в местах продажи ресурсов, при пересечении таможенной границы, получении разрешений (квот) на добычу различных видов природных ресурсов6.
Итак, подведем некоторые итоги. Проблемы экономической безопасности в целом и такого ее аспекта, как экологическая безопасность, вполне успешно могут рассматриваться в ходе изучения учебной дисциплины «Экологическое право». При этом наиболее эффективным способом подачи материала является многократное вариативное повторение указанной проблематики в преподавании различных тем на лекционных, семинарских и практических занятиях с использованием различных примеров правоприменительной и социальной практики.
\32
Экономическая безопасность России.
Примечания
1. Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России: концепция — правовые основы — политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. — СПб., 2001.— С. 22.
2. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 769; 1993. — № 2. — Ст. 77; САПП. — 1993. — № 52. — Ст. 5086.
3. См.: Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 года № 1113 (с изм. от 22 апреля 1997 года № 462, от 10 апреля 2002 года № 227) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 46. — Ст. 4459.
4. См.: Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сель-
скохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ (с изм. от 10 января 2003 года № 15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 29. — Ст. 3399.
5. Дубовик О.Л. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконной торговлей окружающей средой // Экологическое право. — 2002. — № 5. — С. 29.
6. См.: Дубовик О.Л. Ответственность за экологические преступления // Журнал российского права. — 1997. — № 9. — С. 50; Жевлаков Э. Экологическая преступность в Российской Федерации в 1990—2000 гг. / Э. Жевлаков, Н. Суслова // Уголовное право. — 2000. — № 3. — С. 67—74; Виноградов В.П. Деятельность Волжской межрегиональной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в области охраны окружающей природной среды // Экологическое право. — 2002. — № 2. — С. 33—42; и др.
С.В. Петров
Петров Сергей Валентинович — старший преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Легализация преступно нажитых доходов: специфические причины и условия
В статье «Легализация преступно нажитых доходов: специфические причины и условия» проанализированы специфические причины, оказывающие наибольшее негативное влияние именно на тот круг общественных отношений, который охраняется нормами уголовного законодательства, предусматривающими ответственность за легализацию денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем. Раскрываются специфические особенности деятельности российских правоохранительных органов в сфере противодействия указанным преступлениям.
The article «Legalization of the Criminally Gained Profits: Specific Reasons and Conditions» analyses the specific reasons which most negatively influence the circle of public relations protected by the norms of the criminal legislation. These norms provide for the responsibility for legalization of monetary resources and other property gained by a criminal way. The article also reveals the specific characteristics of the activity of the Russian law machinery in the sphere of counteraction to the crimes mentioned.
В настоящее время экономическая преступность становится все более профессиональной. Анализ практики позволяет сделать вывод о быстрой адаптивности схем совершения преступлений к новым формам и методам функционирования хозяйствующих субъектов. Экономическая преступность приобретает ярко выраженный интеллектуальный характер. Об этом свидетельствует активное и весьма успешное использование преступниками пробелов в законодательстве, а также разнообразных приемов и методов совершения и сокрытия преступных актов.
Перечень угроз безопасности экономической сферы от преступных посягательств становится
все многообразнее. Обеспечение защищенности экономических институтов на высоком уровне возможно только при условии наличия научно обоснованной, максимально адаптированной к обстановке комплексной программы защиты экономики при задействовании как сил и средств государственных правоохранительных органов, так и возможностей самих хозяйствующихсубъектов. Очевидно, что обеспечение действенной уголовноправовой охраны общественных отношений в рассматриваемой сфере экономики является актуальной и неотложной задачей, требующей учета всех причин и условий, способствующих культивированию экономической преступности.
ВестникНижегородской академии МВД России, 2009, № 1 (10)
133
Петров С.В. Легализация преступно нажитых доходов: специфические причины и условия