Территория науки. 2015. № 5
образования на основе сетевого взаимодействия// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 121-124.
2. Иголкин С.Л. Опыт инновационного развития научнообразовательных структур в современных условиях// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы II Международной научно-практической конференции.
2014. С. 5-9.
3. Никитина А.В. Характеристики системы инфоком-
муникационного взаимодействия субъектов образовательного
процесса // Синергия. 2015. № 1. С. 21-25.
4. Руднева Н.В. Студенческое самоуправление как фактор развития личности при формировании правовой культуры студентов вуза // Территория науки. 2015. № 2. С.65-69.
5. Тридцаткин Д.П., Теплов А.К. Реализация принципов
педагогического менеджмента в организации микроциклов
спортсменов-единоборцев// Успехи современной науки и образования.
2015. № 3. С. 69-70
Глухих П.Л.
ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ
Институт экономики Уральского отделения РАН
Ключевые слова: молодежное предпринимательство, бизнес,
факторы предпринимательства
Keywords: youth entrepreneurship, business, factors of
entrepreneurship.
Аннотация: В статье анализируется возможность взаимосвязи предпринимательской культуры молодежи и степени развития предпринимательства. Обосновывается необходимость пересмотра технологий и содержания обучения основам бизнеса как меры поддержки предпринимательства. Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-32-01281 "Управление ценностно-ориентированными факторами развития
предпринимательской культуры молодежи в муниципальных
11
Территория науки. 2015. № 5
образованиях".
Abstract: The article analyzes the possibility of the relationship of entrepreneurial culture of young people and the degree of development of entrepreneurship. The necessity of revision of technology and content learning the basics of business as measures to support entrepreneurship.
В результате изменения условий хозяйствования усиливается активизация источников саморазвития муниципальных образований. Всего лишь около 2,5% муниципалитетов могут обеспечить свои расходные бюджетные обязательства полностью за счет собственных доходов, что является фундаментальным ограничением развития. В связи с этим создается необходимость пересмотра традиционных (незаслуженно забытых) и поиска новых источников роста на муниципальном уровне. Поэтому, с одной стороны, в хозяйственной практике предпринимательство остается недостаточно реализованным и перспективным источником для территории, с другой стороны, такие положения недостаточно подкреплены соответствующим теоретическим и методическим обоснованием.
Нет однозначного ответана вопрос, сдерживающим или развивающим фактором предпринимательства выступает существующая степень предпринимательской культуры. Таким образом, это сложившееся противоречие между практикой и теорией обуславливает необходимость выявления и оценки ценностноориентированных факторов развития предпринимательской культуры.
Актуальность проблемы отражает возможность оценки влияния степени развития предпринимательской культуры молодежи на степень развития предпринимательства муниципального образования, оказывающего положительные эффекты на субъекты хозяйствования (население, органы власти и др.). Сокращение числа субъектов малого предпринимательства, происходящее вследствие непоследовательной экономической политики государства, требует повышения интереса со стороны научного сообщества к данной деятельности как источнику развития экономики, в том числе расширения благоприятного влияния субъектов предпринимательства на территорию муниципалитета. Потенциальным и действующим предпринимателям необходимы дополнительные условия для функционирования, в том числе обусловленные культурными особенностями населения муниципального образования.
Неоднозначным является влияние ценностно-ориентированных факторов предпринимателя на его активность. Для выявления таких факторов влияния потребуется комплексная оценка степени развития
12
Территория науки. 2015. № 5
предпринимательской культуры молодежи в муниципальных образованиях и ее взаимосвязи с ростом степени развития предпринимательства. Развитие ценностно-ориентированных факторов предпринимательской культуры молодежи и оценка ее роли в формировании предпринимательства недостаточно раскрыты в теоретическом и методическом плане. Необходимость безотлагательного решения и сглаживания негативных последствий от сокращения количества субъектов предпринимательства, с одной стороны, и выделение особой роли предпринимательской культуры молодежи как источника развития предпринимательства территории муниципального образования, создающего положительные эффекты на муниципальном уровне, с другой.
Таким образом, устойчивое сокращение количества субъектов предпринимательства, сопровождаемое ростом негативного отношения к предпринимательству среди населения, в том числе в молодежной среде, вследствие процессов спонтанной трансформации предпринимательской культуры.
С целью увеличения положительного влияния предпринимательства требуется снятие целого ряда существующих ограничений. Важное стратегическое значение заключается в комплексном развитии по следующим направлениям: улучшение условий для предпринимательства в муниципалитете, формирование предпринимательской активности населения и развитие действующих субъектов предпринимательства.
Не ограничивая значение других способов развития, следует отметить, что обучение, как мера поддержки предпринимательства, положительно действует на все три направления развития. Разнообразные исследования (GEM, ВЦИОМ, авторские исследования [2, с. 61-75] и др.) показывают, что многие проблемы, препятствующие созданию нового субъекта, могут быть решены посредством обучения предпринимательству.
Но отвечает ли существующая практика обучения предпринимательству современным требованиям? К сожалению, приходится констатировать, что форма и содержание обучения предпринимательству отстает от рыночных запросов, практически на всех уровнях и видах образования (основное и дополнительное; общее и профессиональное).
Авторский подход предполагает выделение практических действий индивида, готовящегося к осуществлению предпринимательства, в виде следующих этапов:
1) оценка своего предпринимательского потенциала и принятие
13
Территория науки. 2015. № 5
решения;
2) поиск бизнес-идей и их предварительный отбор;
3) составление и анализ бизнес-модели;
4) исследование рыночного сегмента и анализ бизнес-идеи;
5) проверка гипотезы проекта;
6) составление и анализ финансовой модели проекта;
7) разработка бизнес-плана;
8) поиск источников финансирования бизнес-плана (в т.ч. презентация бизнес-проекта);
9) подготовка и осуществление государственной регистрации субъекта предпринимательства;
10) подбор факторов производства, «запуск» операционных и бизнес-процессов;
11) маркетинговое продвижение;
12) оптимизация операционных и бизнес-процессов;
13) масштабирование бизнеса.
Это далеко не полный перечень этапов, компетенции по которым понадобятся предпринимателю или современному экономически грамотному человеку. Меняющаяся внешняя среда создает спрос со стороны потенциальных и действующих предпринимателей на новые компетенции. Практика создания и функционирования множества успешных бизнес-проектов подтвердила эффективность применения одних методик и отклонила другие. К числу методик, положительно зарекомендовавших себя при создании бизнеса в развитых странах, и набирающих популярность в развивающихся странах, в том числе и в России, можно отнести:
1. Lean Canvas - один из инструментов стратегического управления для предпринимателей, который позволяет кратко описать новую бизнес-идею, проект и т.д. Используется для описания и анализа бизнес-модели с целью поиска недостатков и перспектив развития [4]. Канва бизнес-модели включает 9 блоков, описывающих следующие части бизнеса: ключевые партнеры, ключевые активности, достоинства и предложения, отношения с заказчиком, пользовательские сегменты, ключевые ресурсы, каналы поставки, структура затрат и источники доходов [3, с. 124-131].
2. Customer Development (создатель методологии Steve Blank) предполагает особый методологический подход к созданию и развитию нового бизнеса (проекта, стартапа и т.д.), который сводится к следующим принципам [5]:
- главное внимание клиенту (клиент тот, чью проблему («боль») мы можем решить своим продуктом);
14
Территория науки. 2015. № 5
- все что знает или ожидает предприниматель - это не подтвержденные галлюцинации и гипотезы, поэтому необходимо правильно их сформулировать, подтвердить или опровергнуть;
- «В офисе нет фактов», то есть нужно напрямую обращаться к потенциальным потребителям и проверять гипотезы с первых шагов проекта;
- развитие происходит через оценку реакции клиентов на изменение формы и содержания коммерческого предложения (сначала поиск и подтверждение потребности покупателя, затем его привлечение и удержание путем создания/развития/масштабирования компании);
- нужно учитывать человеческую психологию, находить повторяющееся поведение клиентов и его первоистоки.
3. Бережливый стартап - это подход к созданию компаний, разработке и выведению на рынок новых товаров и услуг, который основывается на использование методики гибкой разработки продукта (создается минимальный жизнеспособный продукт), его тестировании, итеративном выпуске для сокращения цикла разработки, отслеживании результата и сбора обратной связи от покупателей [1].
Международный опыт по применению описанных подходов, в том числе успешно апробированный и в российских реалиях, создает запрос на следующие компетенции предпринимателя:
- составление гипотез бизнес-идей;
- обобщение гипотезы в бизнес-модели;
- тестирование гипотез на основе подхода «выйди за пределы офиса» (лендинг пейдж (посадочные страницы) и др.);
- измерение ключевых метрик проекта (когортный анализ и др.);
- принятие решений в условиях глобальной неопределенности;
- презентация бизнес-проекта и др.
Встраивание этих и других востребованных компетенций в систему обучения будет способствовать адаптации будущих и действующих предпринимателей к современной практике бизнес-процессов. Результатом такого внедрения может стать активизация развития предпринимательства (повышение адекватности ожиданий от занятий предпринимательством, сокращение убыточных проектов, улучшение финансового результата действующих предпринимателей и т.д.). Как следствие - взаимовыгодное слияние интересов населения и субъектов предпринимательства с интересами социально-экономического развития территории.
15
Территория науки. 2015. № 5
Список литературы
1. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Эрик Рис. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 256 с.
2. Глухих П.Л. Основы предпринимательства [Текст] : учебное пособие / П. Л. Глухих ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. -140 с.
3. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. Альпина Паблишер. 2013. -288 с.
4. Стратегическая канва - инструмент поиска прорывных бизнес-моделей стартапа [Электронный ресурс]. URL: http://startuplean.ru/2013/08/13/strategicheskaya-kanva-instrument-poiska-proryvnyx-biznes-modelej-startapa/ (доступ: 02.04.2015).
5. Customer development [Электронный ресурс]. URL: http://dimaslennikov.ru/services/customer-development-2/
Денисова А.Б.
ВЛИЯНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Московский технический университет связи и информатики
Ключевые слова: рынок труда, трудоустройство, социальная компетентность.
Keywords: the labour market, employment, and social competence
Аннотация: В условиях общедоступности высшего образования трудоустройство - важнейший фактор социализации выпускника, поэтому проекция требований современного рынка к молодому специалисту детерминирует требования к образовательному процессу.
Abstract: In terms of accessibility of higher education employment is the most important factor in the socialization of the graduate, so the projection of the requirements of the modern market to the young specialist determines the requirements to the educational process.
Успешное трудоустройство выпускников образовательного учреждения как оценка предприятиями подготавливаемых специалистов является единственной объективной оценкой качества образовательных услуг. Поэтому со стороны будущих абитуриентов повышенное внимание уделяется именно вопросам трудоустройства и
16