Научная статья на тему 'Отражение классовой борьбы в литературе ТАССР периода строительства социализма как особенность формирования патриотизма'

Отражение классовой борьбы в литературе ТАССР периода строительства социализма как особенность формирования патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / КЛАССОВАЯ БОРЬБА / CLASS FIGHT / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / ПИСАТЕЛИ / WRITERS / СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА / SOCIALISM CONSTRUCTION / СОВЕТСКИЙ ГРАЖДАНИН / SOVIET CITIZEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайфутдинов Айрат Агдялович

В статье рассматриваются идейные основы формирования советского патриотизма, которые получили отражение в произведениях писателей Татарстана 30-х годов ХХ века. Классовая борьба и ее отражение в произведениях данного периода являлось ведущим направлением литературного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF CLASS FIGHT IN LITERATURE OF TASSR OF PERIOD OF CONSTRUCTION OF SOCIALISM AS FEATURE OF FORMING OF PATRIOTISM

This article considers the ideological bases of formation of the Soviet patriotism which have received a reflection in products of writers of Tatarstan of the 30th years of the XX-th century. Class fight and its reflection in works of this period was the leading direction of literary creativity.

Текст научной работы на тему «Отражение классовой борьбы в литературе ТАССР периода строительства социализма как особенность формирования патриотизма»

Э.И. Агапова

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ДУХОВНЫХ ...

SOCIO-PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING SPIRITUAL PRACTICES

© 2014

EI. Agapova, a senior lecturer in social - political sciences

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The article indicated by theoretical, methodological and praxiologic issues of socio-philosophical comprehension of the phenomenon of spiritual practices. The author is convinced that the constitution of the culture of spiritual practice allows each person to form his identity.

Keywords: spiritual practices, Hesychasm, antropoformatsiya, postsecular era.

УДК 94(470.51)

ОТРАЖЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ТАССР ПЕРИОДА СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА КАК ОСОБЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

© 2014

А.А. Гайфутдинов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических дисциплин

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются идейные основы формирования советского патриотизма, которые получили отражение в произведениях писателей Татарстана 30-х годов ХХ века. Классовая борьба и ее отражение в произведениях данного периода являлось ведущим направлением литературного творчества.

Ключевые слова: патриотизм, классовая борьба, литература, писатели, строительство социализма, советский гражданин.

В XX веке Россия пережила очень тяжелые испытания. В ходе Октябрьской революции и событий начала 1990-х годов сознание Россиян, образ жизни народа были дважды переломлены. Прежняя мировоззренче-ско-идеологическая система, на которой воспитывалось не одно поколение граждан, была демонтирована, а новая еще не создана. В нашей жизни чаще стали проявляться апатия и нигилизм, безответственность, индивидуализм, отчужденное отношение к обществу, государству, своему Отечеству.

Будущее России, как и любой другой страны, нельзя представить себе без четкой, ясной, доступной и понятной для всех ведущей национальной идеи, которая являлась бы определяющим вектором экономического, социально-политического, духовного и культурного развития всего, консолидированного этой же идеей, общества. Составной частью данной идеи должна стать система патриотического воспитания, которая призвана обеспечить устойчивое функционирование российского социума. На сегодняшний день данная проблема является весьма актуальной.

В последние десятилетия в новой России были написаны работы, посвященные трагическим событиям среди писательского корпуса. Данные работы наиболее объективно раскрывают социально-политическую ситуацию в стране и регионе, в стороне от которой не могли оставаться и писатели [1;2]. А.Д. Лопух, Ф.Г. Галимуллин, А.В. Новиков, О.А. Бровко и др. в своих работах раскрывают вопросы патриотического воспитания в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны. И.Г.Мухаметзянова [3] и Х.А.Гайнуллин [4] в своих диссертационных исследованиях рассмотрели наиболее важные аспекты развития писательских организаций, периодической печати в рамках социально-политической обстановки и культурной политики, сложившейся в стране в первые десятилетия советской власти.

Вместе с тем вопросы формирования патриотического сознания населения ТАССР в тридцатые годы не являлись предметом указанных выше исследований, что предполагает необходимость объективного и комплексного решения этой проблемы, изучения особенностей влияния творчества писателей Татарии тридцатых годов на формирование патриотического сознания населения Татарской АССР.

Определяющей тенденцией в сфере развития культуры в начале тридцатых годов XX века стала унификация и жёсткая регламентация деятельности всей творческой интеллигенции, проводимая партийно-советскими вла-

стями. Советская власть в этот период уже не воспринимала никакое инакомыслие. Об этом свидетельствует ряд архивных документов, в том числе и директивное письмо ЦК ВКП(б) от 18 марта 1930 года под грифом «строго секретно». В письме, адресованном Разумову, в частности, пишется: «По поручению т.Сталина посылаем Вам для сведения (не для печати) постановление ЦК ВКП (б) от 18 марта с.г. о редакции «Рабочей Москвы».

За напечатание в «Рабочей Москве» от 18 марта сообщения о массовом закрытии церквей (56 церквей), объявить выговор редактору газеты «Рабочая Москва» т.Лазьяну с предупреждением, что в случае допущения впредь таких сообщений, будет поставлен вопрос об его исключении из партии» [5].

Экспериментализм двадцатых годов, в силу усиления государственности, был заменен консерватизмом тридцатых годов. Это видно и из протокола литературного совещания при отделе культуры и пропаганды Татарского обкома ВКП(б) от 25 февраля 1930 года об итогах чистки членов общества Татарских советских писателей под председательством Касимова: «1) Чистка прошла под знаком широкой общественности и самокритики, с активным участием рабочей и учащийся молодежи. 2) Чистка способствовала дальнейшему углублению дифференциации среди татарских писателей». Также в документе говориться о выявленных данной чисткой отрицательных моментах в работе общества - недостаточность политического воспитания своих членов общества Татарских советских писателей. Далее в документе рас-смотривается вопрос о чистке рядов Татарской ассоциации пролетарских писателей. Совещание постановило: «Чистку начать в марте месяце. При обсуждении деятельности ТАППа обратить внимание на:

1) работу ассоциации среди своих членов с точки зрения политического и творческого их воспитания;

4) обеспечить во время чистки постоянной и систематической работы фракции и полное партийное руководство над чисткой.

При проверке отдельных членов - обратить главное внимание на идеологическую выдержанность, на их связь с рабочей общественностью» [6].

В тридцатые годы перед советской литературой Татарстана партийно-советское руководство ставило задачу еще более тесного сближения с жизнью народа. Как ответ на партийный заказ, появляются произведения, основанные на фактах действительности тех лет. В художественной литературе были запечатлены извест-

А.А. Гайфутдинов гуманитарное

ОТРАЖЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ... направление

ные результаты в развитии промышленности, колхозного строительства и успехи в развитии культуры. Все эти произведения проходили проверку со стороны партийно-государственных органов на предмет лояльности их авторов к советской власти. Так в письме секретаря Татобкома ВКП(б) Разумова начальнику политического управления Рабочее-крестьянской красной армии, копия которой была отправлена в ЦК ВКП(б) Гусеву говорится: «Ввиду сильного обострения за последний год классовой борьбы на фронте татарской литературы и раскрытия недавно контрреволюционной литературной организации «Джидеген», пришлось решительно перестроить работу в области литературы, провести чистку в Ассоциации пролетарских писателей Татарстана и обновить руководящее ядро Ассоциации» [7].

Также анализ развития татарской советской литературы между 16 и 17 съездами партии от 25 декабря 1933 года, данный в материалах ОК ВКП(б), раскрывает картину «обострения классовой борьбы», о чем говориться в разделе «Классовая борьба в литературе». Здесь указывается, что «рост строительства социализма, усиление наступления на капиталистические элементы неизбежно вызвали обострение классовой борьбы в стране со стороны кулацко-капиталистических элементов и попытку отчаянного сопротивления с их стороны» [8].

Идеологическая обработка населения шла вместе с усилением цензуры и давления со стороны партийно-государственного аппарата на писателей и деятелей культуры, что мы видим из постановления секретариата Областного комитета ВКП(б). В документе отмечается «ненужность, неактуальность темы этой книги (Ф.Сайфи «О двух татарских классиках» - от авт.) в данное время и политическую вредность ее содержания...

...Выпуск этой книги оказался возможным только благодаря занимаемому служебному положению Ф.Сайфи, считать не возможным дальнейшее оставление его на руководящих работах в области литературы и издательства - снять с должности редактора журнала «Яналиф» и с работы по издательству «Яналиф». В другом документе секретарь обкома ВКП(б) Абдуллин на совещании 9 марта 1933 года говорит о «вредительстве в писательской среде и в издательском деле» следующее:

«.Чем можно у нас вредить?...

Вот непонимание всей глубины, значимости указаний т.Сталина, указаний Пленума ЦК партии по вопросу о борьбе с классовыми врагами. А бороться, разоблачать, есть кого.

...Исанбет - этот один из участников контрреволюционной литературной организации .

.Все это плоды либерализма, гнилого либерализма, работников идеологического фронта.

.. .У нас имеет место, так называемое «старое наследство», наследство насыщенное насквозь буржуазно-националистическим духом» [9].

После 16 съезда партии начинаются активные поиски национальных уклонов в рядах партии. Это было сигналом к началу поисков отклонений в сторону местного и великодержавного шовинизма и в татарской литературе. Так писатели Д.Губайди, С.Сунчелей, Ф.Бурнаш, А.Кутуй, Н.Исанбет и другие были объявлены представителями «контрреволюционной султангалеевщины» в литературе. В документе речь заходит и о «буржуазной» организации «Жидегэн». Ряд членов советских литературных организаций (А.Кутуй, Н.Исанбет, Т.Ченекей, Н.Исанбет и др.) обвинялись в «протаскивании буржуазно-националистических взглядов в литературной критике». Под жесткую критику и даже политический разгром попали театральные рецензии А.Кутуя, критические статьи и фельетоны Н.Исанбета, «халтурно-порнографические» стихи Т.Ченекея, «буржуазно-индивидуалистические» стихи и пьесы А.Кутуя, «абстрактно символические» стихи и поэмы, а также «насыщенные идеей национал-демократизма» пьесы Н.Исанбета и другие.

«В 1922г. приехал в Казань и примкнул к литера-

турному объединению «Сулф» (Татарский «ЛЕФ»). В последующие годы, главным образом, занимался драматургией. Кутуй является типичным элементом, сочетавшим «левые» фразы с явно правыми творческими позициями (буржуазно-националистические и мещанско-упаднические пьесы - «Нянкя Джан», «Калфаклылар» и др.). В поэзии Кутуй также стремился сочетать явное подражание Маяковскому по форме с Есенинским упад-ническо-пессимистическими мотивами и содержанием. До последних лет, Кутуй считался одним из попутчиков в Татарской советской литературе, лишь осенью 1930г. после раскрытия подпольной литературной организации «Джидган», организованной в 1928г. и ставившей своей целью борьбу против политики партии в художественной литературе и борьбу против развивающейся Татарской пролетарской литературы, (было раскрыто истинное лицо А.Кутуя, как - авт.) враждебного к советской литературе политически двуличного элемента. Кутуй принимал активное участие в организации «Джидган» и в ее работе» - пишет Г.Гали в редакцию «Литературной энциклопедии» в Москву 9 декабря 1930 года [10].

В качестве примера «протаскивания классово-враждебных идей» указывается на статьи и литературные очерки А.Сагидуллина. Так, статья А.Сагидуллина о Г.Тукае разоблачается в «отрицании роли и значения татарской советской литературы и проведении идеи национал фашизма». В документе говорится о том, что, активно ведя борьбу под руководством партии против таких вылазок классового врага, советские писательские организации выросли и окрепли. Отмечается, что классовая борьба еще продолжается и что есть писатели, которые и поныне, т.е. в конце 1933 года, не изжили мелкобуржуазные взгляды, буржуазно-формалистические идеи, национальную ограниченность и т.д. «Много еще придется прорабатывать нашей критике и советским литературным организациям в деле воспитания, перевоспитания тех советских писателей, которые в основном стремились принять участие в социалистическом строительстве, но часто допускают большие ошибки в своих произведениях» - пишется далее в документе. Для примера приводят таких советских писателей, как Ф.Хусни с его романом «Жир тынлый» («Земля слушает»), где он «извращенно отображает классовую борьбу в деревне и неверно истолковывает роль и деятельность кулака при коллективизации», Г.Ильясова, с его романом «Штык», где он в отдельных главах «дает явно клеветническую троцкистскую оценку политико-воспитательной роли РККА», Ш.Маннура, А.Файзи и других.

Таким образом, в писательской среде в 30-е годы разворачивается «классовая борьба». Литература под руководством партийно-государственных органов должна была стать активным участником строительства новой жизни. Для нее отводилась очень важная роль в воспитании трудовых масс и подрастающего поколения. «Обострение классовой борьбы в городе и в деревне, развернутое пролетариатом в союзе с бедняцко-серед-няцким крестьянством, социалистическое наступление по всему фронту и усиление сопротивления со стороны капиталистических элементов - неизбежно сказывается во всех областях культурного строительства, в том числе и в области художественной литературы. В условиях ТР эта борьба на идеологическом фронте приобретает еще большую остроту вследствие оживления элементов великодержавного шовинизма и местного национализма, работы мусульманского духовенства в союзе с кулаком и нэпманом. Эта борьба ведет к интенсивному классовому расслоению в среде старой и новой татарской интеллигенции.

В этих условиях, в условиях исключительно обостренной классовой борьбы, от писательских организаций Татарии и, прежде всего, от ТАППа, как массовой литературной организации пролетариата, призванной неослабно проводить политику партии в области худо-Карельский научный журнал. 2014. № 1

А.А. Гайфутдинов

ОТРАЖЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ...

жественной литературы, требуется максимальная бдительность и четкость в работе, как в смысле организации и воспитания писательских кадров, так и в смысле постоянного и систематического отражения всяческих вылазок враждебных нам сил на литературном фронте.

...Учитывая громадную роль пролетарской художественной литературы в период социалистической реконструкции и культурной революции, - ОК считает необходимым оказание со стороны партийных, советских, профессиональных, комсомольских и др. общественных организаций такой поддержки пролетарской литературе и ее организации.» - говорится в постановлении ОК ВКП(б) от 6 октября 1930 года говорится по этому поводу [11].

Многочисленные объединения писателей и других деятелей культуры были ликвидированы постановлением Центрального комитета партии от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». В нем отразилось решение большевиков «единый союз писателей с коммунистической фракцией в нем» [12]. Так советским правительством был создан Союз писателей, просуществовавший несколько десятилетий.

«После исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23/^-32г. о литературно художественных организациях, значение этого журнала особенно возросло. Если во время РАППа силы советской литературы были распылены, существовала групповщина между различными отрядами советской литературы, то постановление ЦК положило решительный конец этой групповщине, оно ставило как одну из основных задач, задачу консолидации всех лучших сил советской литературы в одну единую организацию. Второй момент, который был непосредственно поставлен этим постановлением ЦК - это беспощадное вскрытие различных ошибочных установок по вопросам литературной политики и литературного творчества. Третий момент также непосредственно вытекающий из постановления ЦК - это, что советская литература должна усилить свою борьбу за дальнейшее повышение своего идейно-художественного качества. Лозунг о социалистическом реализме, непосредственно выдвинутый самим тов. Сталиным стал тем громадным рычагом в этом идейно-художественном подъеме советской литературы. Этот лозунг открыл громадные перспективы для развития советской литературы» - пишет Г.Галеев в своем докладе «Совет Адабияты» в 1934 году [13].

На основании постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (от 23 апреля 1932 года) создается Союз советских писателей Татарии, который подчинялся Союзу советских писателей СССР. Организационно он был оформлен в августе 1934 года на I съезде Союза писателей Татарии (первым председателем стал К.Наджми). Данный Союз был добровольной общественной организацией. Она объединяла татарских, русских и чувашских писателей. Главным принципом Союза писателей стал принцип социалистического реализма [14]. Писатели в этом направлении вели активную работу. Так, с 1-го января до 1-го ноября 1933 года Татгосиздатом было выпущено 170 печатных листов художественной и детской литературы из 42 названия книг, что видно из документа (докладная записка Г.Галеева секретарю ОК ВКП(б) Абдуллину от 21 ноября 1933 года).

Темы о боевом и трудовом подвигах советского народа, а также раскрытия вопросов формирования нового морального облика советского человека - строителя социализма стали ведущими в творчестве писателей ТАССР в тридцатые годы. Необходимо понимать, что этот процесс шел под руководством партийно-государственных органов, что подтверждается документами: «.За первую пятилетку выпущено свыше 400 названий книг на татарском языке по художественной литературе. Созданы ряд художественных произведений по по-

казу героической борьбы пролетариата за осуществление пятилетки в промышленности и социалистической переделки татарской деревни. Сделаны первые шаги по показу Красной Армии реконструктивного периода» [15]. Из документа также видно, что произведения писателей подвергаются тщательному анализу, критике, а перед самими писателями ставятся задачи, определяются основные направления тематики их произведений: «.у татарских писателей все еще чувствуется оторванность от современной жизни. Художественная литература, как и национальный театр, еще недостаточно подчиняют свою работу задачам социалистического строительства.

Наряду с этим, буржуазно-националистические конр-революционно-Султангалиевские элементы . всячески пытались использовать область художественной литературы для свих контрреволюционно-националистических идей (поэмы Ф.Бурнашева, песни Исянбята.)

Имели место такие произведения, как роман Фатиха Хусни - «Земля слушает» по кулацки освещающий положение современной деревни и роман Г.Ильясова - «Штык» являющийся троцкистской клеветой на Красную Армию.

ОК особо отмечает, что, несмотря на громадное значение драматургии в деле социалистического перевоспитания широких трудящихся масс, эта важнейшая область художественной литературы (остается - авт.) наиболее слабым участком. Литературные организации работали крайне слабо по созданию высоко художественных, классово выдержанных, драматических произведений, а многие из имеющихся сценических произведений страдают схематизмом. Большим недостатком является совершенно недостаточная работа по созданию массовых пьес для колхозных и рабочих сцен.

. Решение январского пленума ЦК и ЦКК программная речь вождя партии т.Сталина о работе в деревне и директивы Февральского Пленума ОК выдвигают перед советской литературой и писательской массой Татарии боевую задачу самого активного участия художественным способом в борьбе за социалистическое перевоспитание и за интернациональное сплочение трудящихся масс, умения разоблачать действующего тихой сапой классового врага на всех участках социалистического строительства, художественно показать борьбу рабочего класса и колхозников за успешное выполнение задач социалистического строительства.

Писатели должны художественно отобразить новые сдвиги в сознании трудящихся масс деревни, вступивших на колхозный путь, борющихся за организационно-хозяйственное укрепление колхозов и за высокий урожай колхозников.

Писатели должны показать в художественном произведении борьбу ударников рабочих и колхозников, за осуществление задачи второй пятилетки, за овладение передовой техникой, за большевистски образцовую постановку работы на предприятиях, новостройках Татарии».

Деятели литературы должны были в обязательном порядке участвовать своим творчеством в решении «политических задач современности», т.е. задач ускоренной модернизации страны и коллективизации. Это было главным условием для получения поддержки со стороны тоталитарного режима и более того, главным условием выживания. Сами писатели находились под бдительным контролем соответствующих органов. И слова из архивного документа 1936 года - «года-преддверия» начала политических репрессий звучат сегодня с некоторой иронией, но в то же время показывают трагичность судьбы писателей со всей глубиной: «.как много ждет от нас наша великая родина, мы как никогда почувствовали каким уважением и любовью трудящихся, каким почетом и повседневной заботой партии и правительства пользуется советский писатель».

А для более жесткого контроля творческой деятельности писателей и их организации решением бюро

A.A. Гайфутдинов

ОТРАЖЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ЛИТЕРАТУРЕ .

Бауманского РК ВКП(б) от 1 июля 1938г. была создана первичная парторганизация Союза писателей ТАССР. В то время на учете было 10 коммунистов. Первым секретарем партбюро стал поэт Н.Баян.

Многие писатели Татарстана указанного периода воспевали победы и достижения социализма, воспитывали ненависть к его противникам, формировали новое мировоззрение, то есть в меру своих талантов раскрывали самые животрепещущие темы, волновавшие общество и действительно были тогда любимы читателями: «из современной татарской советской поэзии нужно отметить творчество Такташа..., Туфана, Крымова, Ф.Каримова, Баяна и Мухаметшина...». Наиболее серьезной и важной книгой Г.Галеев докладной записке Абдуллину от 21 ноября 1933 года называет книгу Г.Ибрагимова «Глубокие корни». «Эта книга Ибрагимова продолжает еще оставаться наиболее лучшей книгой Ибрагимова и одной из видных произведений во всей татарской советской литературе» - пишет он.

Неоценимое влияние советской литературы на патриотическое воспитание советских граждан указывается в постановлении ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 года «Об издательской работе». в нем говорилось, что художественная литература должна глубоко и полно отобразить героизм социалистической стройки и «классовой борьбы», изменение общественных отношений и формирование новых советских людей [16:339-346].

Таким образом, писатели ТАССР создавали произведения, отражающие эпохальные события того времени: коллективизацию и индустриализацию страны [17]. Были созданы романы «Наши дни» Г.Ибрагимова, «Когда рождается прекрасное» Ш.Камала, «Мухаджиры» М.Галяу, повести «Светлая тропа» и «Первая весна» К.Наджми, «Сиваш» Г.Баширова, «Агидель» М.Амира, «Неотосланные письмам» А.Кутуя, «Дочь бакенщика» Г.Губая, «Катя Сорокина» И.Гази, рассказы Ф.Хусни, А.Шамова и других писателей. Писатели в своем творчестве показали народных героев: солдат революции и гражданской войны, ударников промышленных строек, организаторов и рядовых тружеников колхозов в годы «обострения классовой борьбы». В литературе утвердился новый герой - строитель со-

циализма. Так шел процесс формирования патриотического сознания населения страны, отстоявшего в годы Великой Отечественной войны независимость Родины. Этот опыт может быть востребован и в современных условиях развития России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Книга памяти жертв политических репрессий: Республика Татарстан / редкол.: З.Р. Валеева (пред.), А.А. Иванов (гл. ред.), М.В. Черепанов (зам. ред., рук. рабочей группы) и др. - Казань: Изд-во «Книга памяти». 2000-2006.

2. Распятые: Писатели - жертвы политических репрессий: в 2-х т. / авт.-сост. З. Дичаров. - СПб.: «Северо-Запад», 1993-1994.

3. Мухаметзянова, И.Г. Деятельность писательских организаций Татарии в контексте социокультурной политики в сфере художественной литературы (20-30 годы XX века): дис. ... канд. ист. наук / И.Г. Мухаметзянова. - Казань, 2007. - 229 с.

4. Гайнуллин, Х.А. Влияние периодической печати ТАССР на формирование и развитие историко-культурного менталитета населения в 20-80-е гг. XX в.: дис. ... канд. ист. наук / Х.А. Гайнуллин. - Казань, 2009. - 202 с.

5. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 2. Ед.хр. 762. Л. 50.

6. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 2. Ед.хр. 928. Л. 63.

7. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 2. Ед.хр. 913. Л. 57.

8. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 204. Л. 57.

9. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 204. Л. 8.

10. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 2. Ед.хр. 913. Л. 63.

11. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 2. Ед.хр. 916. Л. 72.

12. О перестройке литературно-художественных организаций // Правда. 24 апр. 1932. № 114 (5279).

13. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 864. Л. 23.

14. НА РТ. Фонд Р-7083. Оп. 5. Ед. хр. 1. Л.1.

15. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 204. Л. 19.

16. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - Изд. 9-ое. - М.: Политиздат. Т. 5. 1929-1932. 1984. - 494 с.

17. Гайфутдинов А.А. Партийное руководство творчеством писателей ТАССР в 30-е годы XX века // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 64-67.

REFLECTION OF CLASS FIGHT IN LITERATURE OF TASSR OF PERIOD OF CONSTRUCTION OF SOCIALISM AS FEATURE OF FORMING OF PATRIOTISM

© 2014

A.A. Gaifutdinov, candidate of history sciences, associate professor of socio-political disciplines

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: This article considers the ideological bases of formation of the Soviet patriotism which have received a reflection in products of writers of Tatarstan of the 30th years of the XX-th century. Class fight and its reflection in works of this period was the leading direction of literary creativity.

Keywords: patriotism, class fight, the literature, writers, socialism construction, Soviet citizen.

УДК 130.122

К ПРОБЛЕМЕ ПРИСУТСТВИЯ РЕКУРСИВНОГО ПРИНЦИПА В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

© 2014

М. А. Зайченко, кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается проблема рекурсивности смыслообразующих структур. Подобная закономерность в общем виде присутствует во фрактальной геометрии. Однако в настоящее время появилась возможность положить рекурсивный принцип в основу новых представлений в области гуманитарных наук. Движение рекурсивности оказывается конструктивным в плане становления синтетического взгляда, органически сопрягающего бытийную целостность и конкретику размерности человека, его трансцендентальные и эмпирические, онтологические и онтические ипостаси.

Ключевые слова: фрактал, рекурсия, зеркало, Internetреальность, гипертекст, интерпретация, текст.

Термин «рекурсия» (от латинского возвращение) алгоритму собственного разворачивания по аналогии.

заимствован философией из математической логики. Главное отличие такой системы заключается в способ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекурсивный принцип - это принцип самовоспроизве- ности к бесконечному усложнению по определенной

дения и одновременного усложнения системы согласно закономерности. Закономерность заключается в том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.