Научная статья на тему 'Отражение этнических ценностей в произведениях фортепианного искусства Китая'

Отражение этнических ценностей в произведениях фортепианного искусства Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнические ценности / воспитательный потенциал фортепианного искусства Китая / ethnic values / educational potential of Chinese piano art

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лу Вэньчжу

Представлены результаты анализа философской и психолого-педагогической литературы, приводятся определения понятий «ценность», «этническая ценность». Рассматриваются роль этнических ценностей в воспитании подрастающих поколений. Выделены периоды развития фортепианного искусства в Китае. Определен воспитательный потенциал произведений китайской фортепианной музыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the analysis of philosophical and psychological-pedagogical literature are presented, defi nitions of the concepts of “value”, “ethnic value” are given. The role of ethnic values in the upbringing of the younger generations is considered. The periods of development of piano art in China are highlighted. The educational potential of the works of Chinese piano music has been determined

Текст научной работы на тему «Отражение этнических ценностей в произведениях фортепианного искусства Китая»

DOI: 10.18137ZRNU.HET.23.03.R130

УДК 7.011

Лу Вэньчжу,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Отражение этнических ценностей в произведениях фортепианного искусства Китая

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Активно протекающие в современном мире процессы, приводящие к существенным изменениям в сферах науки и техники, международных отношений, культуры требуют реформирования всех аспектов жизни любой страны. Не является исключением и Китайская народная республика (далее - КНР). Проводимые в стране реформы, политика открытости привели к значительным изменениям в социальной структуре Китая, еще недавно характеризовав-

шейся как традиционалистическое общество. В эпоху социальной мобильности, социальной дифференциации, диверсификации интересов и идей, конкуренции ценностей сохранение самобытности, культуры страны как никогда зависит от базовых традиционных этнических ценностей. Интенсивное формационные у подрастающих поколений независимого мышления в среде дифференцированной информации, становление инновационной культуры актуализируют

задачи противостояния деформации общества. Ключом к их решению, обеспечению духовной независимости страны и нации являются этнические ценности.

Для каждого направления деятельности гражданина, патриота актуальным становится поиск возможностей приобщения подрастающих поколений к этническим ценностям родной страны. В этой связи в рамках проводимого нами исследования предпринята попытка определить воспитательный потенциал ценностных основ фортепианного искусства Китая. Данная работа связана с решением комплекса задач:

• анализ философской и психолого-педагогической литературы с целью определения основных понятий исследования;

• выявление роли этнических ценностей в воспитании подрастающих поколений;

• определение этнических ценностей, лежащих в основе произведений фортепианного искусства Китая.

В рамках решения первой задачи нами было выявлено, что ценности рассматриваются исследователями как понимание и оценка субъектом смысла, заключенного во внешних вещах или явлениях, исходя из собственных потребностей, проявляющаяся в виде убеждений, идеалов, стремлений. Ценности относятся к разряду социальной идеологии, связаны с некоторыми социально-

© Лу Вэньчжу, 2023

ЛУВЭНЬЧЖУ I

ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФОРТЕПИАННОГО

ИСКУССТВА КИТАЯ

ЛУ ВЭНЬЧЖУ

Российская Федерация, Санкт-Петербург

аспирант кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Сфера научных интересов: фортепианное образование молодежи и его влияние на процесс формирования системы этнических ценностей. Электронная почта: [email protected]

LU WENCHU

Saint Petersburg, Russian Federation

Postgraduate at the Department of Musical Education and Education, Institute of Music, Theater and Choreography, Herzen State Pedagogical University of Russia. Research interests: piano education of youth and its influence on the process of formation of the system of ethnic values. E-mail address: [email protected]

Аннотация. Представлены результаты анализа философской и психолого-педагогической литературы, приводятся определения понятий «ценность», «этническая ценность». Рассматриваются роль этнических ценностей в воспитании подрастающих поколений. Выделены периоды развития фортепианного искусства в Китае. Определен воспитательный потенциал произведений китайской фортепианной музыки.

Ключевые слова: этнические ценности, воспитательный потенциал фортепианного искусства Китая.

Abstract. The results of the analysis of philosophical and psychological-pedagogical literature are presented, definitions of the concepts of "value", "ethnic value" are given. The role of ethnic values in the upbringing of the younger generations is considered. The periods of development of piano art in China are highlighted. The educational potential of the works of Chinese piano music has been determined. Keywords: ethnic values, educational potential of Chinese piano art.

экономическим основаниями и ограничениями, являются отражением интересов и потребностей людей, определяют мировоззренческие установки и поведение личности и общества.

Опираясь на работу С.С. Цорое-ва, среди многообразия подходов можно выделить основные направления понимания ценности как:

• объективного феномена, усматриваемого или усваиваемого субъектом в процессе практической, познавательной, нравственной или эстетической деятельности;

• субъективного феномена, имеющего своим источником совокупность интеллектуальных, психологических, нравственных особенностей личности проявляющихся вовне;

• субъектно-объектного феномена, имеющего свою природу и проявляющегося только в отношениях между субъектом и объективным бытием [1].

Классификация ценностей во всех философских концепциях опирается на иерархию ценностей Платона, на сопоставление абстрактного и конкретного, всеобщего и осо-

бенного, реального и идеального. Аристотель идентифицировал ценности с целями деятельности личности: «то, что принято», «то, что заслуживает похвалы», «безотносительное благо». Одной из составляющих системы ценностей индивида и общества являются этнические ценности. Они формируются в ходе многолетней истории развития нации - постепенно возникают ценностные принципы, нормы, идеалы, отражающие ее особенности, являющиеся ядром культурных традиций. Этнические ценности, как философско-культуроло-гическая категория, представляют собой систему понятий и представлений, сложившуюся в истории философской мысли и в индивидуальной идентичности каждого отдельно взятого народа, национальности, этноса. Данная система представляет собой совокупность социальных ценностей и идеологии, основанную на базовой политической и экономической системе общества. Она функционирует в истории, общественной жизни, культуре и в каждую эпоху имеет свою специфику.

Этнические ценности отражают уникальный этос нации, вокруг ядра базовых ценностей сконцентрированы ценности, находящиеся в подчиненном положении - этические, политические, экономические, социальные. Этнические ценности представляют собой внутренний механизм жизни социума, его строй, определяющий модель его развития, институциональную систему, цели и задачи. Система этнических ценностей определяет общественный запрос на воспитание человека, воплощение в нем идеалов, к которым человечество в целом и определенная нация, в частности, стремились на протяжении тысячелетий.

Ценности оказывают выраженное влияние на деятельность личности, определяют различия в оценке явлений, событий, когнитивные различия и предпочтения, направленность в деятельности людей. Руководящей является роль ценностей в миропонимании, жизненном выборе и построении жизненного пути отдельной личности и общества, этноса в целом.

Китайские мудрецы традиционно придавали большое значение

| ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

приобщению подрастающих поколений к этническим ценностям в процессе воспитания. Основными способами формирования ценностной сферы в традиционном обществе являются интеграция индивида в его культуру, усвоение ценностей как составляющей уклада его жизни, становление этнической идентичности человека. На основе социальной практики и ценностных представлений у субъекта формируются определенные ценностные суждения и представления. Затем происходит дальнейшее концентрирование, абстрагирование и сублимация понимания ценностей, формирование общего взгляда, фундаментальной точки зрения на ценность и ценностные отношения. Внешне это будет проявляться как относительно устойчивая позиция, занимаемая при построении общественных отношений.

Ценности каждого народа находят свое отражение в искусстве. Развитие любого национального искусства - это естественно-исторический процесс. Фортепианное искусство, несмотря на его не столь долгую историю развития в Китае - немногим более столетия - представляет собой сформировавшуюся систему, в которой отражены этнические особенности и ценности китайского народа. Фортепианные произведения китайских композиторов построены на основе китайской народной музыки, мировоззрения нации, ее эмоционально-чувственных особенностей, эстетики традиционной музыки.

Традиционная культура гармонична и относительно устойчива, в основе ее заложена естественная и простая эстетика народной музыки. В процессе развития китайская фортепианная музыка вобрала в себя традиционные народные

эстетические концепции, основанные на стремлении к совершенству. Так сформировались «неповторимый стиль китайской фортепианной музыки, уникальная система фортепианного искусства, имеющая определенные отличительные черты как в творчестве, так и в исполнительской практике» [2]. Фортепианное искусство КНР отражает национальный темперамент и характер, народные культурные традиции, «культурный ген нации».

Мировоззренческая и ценностная составляющие фортепианных произведений как продукта определенной эпохи, имеющего ярко выраженные черты времени, менялись в разные периоды. На начальном этапе формирования и развития фортепианной музыки в Китае (до 1949 года) ее особенностью было использование народных мелодий в качестве основы произведений. Период с 1949 по 1976 год отмечался динамичным развитием китайской фортепианной музыки. В качестве основного средства воссоздания национального колорита в фортепианных произведениях было использовано цитирование традиционных китайских народных мелодий и создание мелодий с использованием национальных средств музыкальной выразительности. После 1977 года, когда культура в целом и процесс создания фортепианной музыки, в частности, избавились от идеологической диктатуры, началось формирование непосредственно национального композиторского музыкального искусства.

По словам Ван Лидан и Сунь Сянген, современная музыкальная культура отражает черты времени, эпохи, изменения в экономике, политике, общественной жизни. Эта закономерность справед-

лива для фортепианной музыки. Каждое без исключения произведение, отражая неповторимый национальный колорит китайской музыки [3], создано композиторами Китая посредством сочетания западных техник с особенностями китайского музыкального искусства, тональной системы с пентатоникой, классической западноевропейской гармонии с текстурой национальных гармонических схем. Музыкально-образный строй фортепианных произведений связан с использованием элементов национальной музыкальной культуры, произведений литературы, которым в творчестве современных композиторов уделяется все больше внимания.

Таким образом, произведения современных китайских композиторов сочетают стремление к национальной самобытности, сохранению национального колорита и современные тенденции развития фортепианного искусства. Сегодня китайская фортепианная музыка отражает содержание национальной культуры и соответствует западноевропейским стандартам фортепианного искусства.

В условиях интенсивного развития фортепианного искусства остро встает вопрос о сохранении им воспитательной функции, об эффективном решении задач приобщения подрастающих поколений к этническим ценностям. Поиск ответов на этот вопрос - необходимое условие эффективности проводимых в КНР реформ, нахождения адекватных средств реагирования на вызовы современности. Фортепьянная музыка должна отражать вечные общечеловеческие и этнические ценности, гуманистические ценности общественного бытия и общественной жизни современности, ярко выраженные черты времени.

_ЛУВЭНЬЧЖУ И

ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФОРТЕПИАННОГО

ИСКУССТВА КИТАЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Цороев С.С. Ценности в культуре обновляющегося общества как философско-культурологическая проблема: дис. ... канд. фил. наук. Майкоп, 2011. 153 с.

2. ^Яо ФНМ^^ШМйШ^'й / ЙШ // 2012. (9). [Си Юэ. Национальные особенности произведений китайской фортепианной музыки // Молодежь. 2012. № 9. С. 71-78] (на китайском языке).

3. / гжжшш // ШММ№» 2014. (4). [Ван Лидан, Сунь Сянген. Исследование и анализ национального колорита и духа времени китайской фортепианной музыки // Музыкальное творчество. 2014. № 4. С. 56-57] (на китайском языке).

REFERENCES

1. Coroev S.S. Cennosti v kul'ture obnovlyayushchegosya obshchestva kak filosofsko-kul'turologicheskaya problema: dis. ... kand. fil. nauk [Values in the culture of a renewing society as a philosophical and cultural problem: Ph.D. of Philosophical Sciences Thesis]. Majkop, 2011. 153 p. (in Russian).

2. ^HiH^^eM^fe / SH // 2012. (9). [Xi Yue. National features of Chinese piano music. Youth. 2012. No. 9. P. 71-78] (in Chinese).

3. MW^fo&M&MnnftMWWftnfttfi / // 2014. (4). [Wang Lidan, Sun Xian-gen. Research and analysis of the national color and the spirit of the times in Chinese piano music. Musical creativity. 2014. No. 4. P. 56-57] (in Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.