ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ / PUBLIC LAW (STATE LAW)
SCIENCES
ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ
Научная статья
Чеботарева И.Ю.1, *, Удычак Ф.Н.2, Савина С.В.3
1 ORCID : 0000-0001-5166-6441;
2 ORCID : 0000-0001-7404-2076;
1 3 Белореченский филиал Адыгейского государственного университета, Белореченск, Российская Федерация 2 Адыгейский государственный университет, Майкоп, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (vetal_01[at]list.ru)
Аннотация
Высшая норма в государстве создает юридические формулы выбора, фиксируя приемлемую систему ценностей. Конституционные основы духовно-нравственного развития общества представлены как выражение философии права современной нам эпохи. В целях обеспечения реализации человеком своих прав и свобод, существующее государство обязано создать условия для волеизъявления каждого, исходя из утверждения Конституции России.
Духовно-нравственные ценности современной России актуальны для нынешнего этапа развития российского общества. Духовно-нравственные ценности построены на основе цивилизационной культуры, культивировавшейся в народе на протяжении всей его предыдущей истории и заложенной в его носителях строго определенным их набором. Каждая нация выработала свои собственные ценности, часто в корне отличающиеся от ценностей других наций. Никогда перед нами так остро не стояла проблема духовности, как сегодня. Духовные и нравственные ценности играют важнейшую роль в формировании личности молодого человека.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, государство, нормы, ценности, духовно-нравственное единство.
REFLECTION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN THE CONSTITUTIONAL LAW OF RUSSIA
Research article
Chebotareva I.Y.1' *, Udichak F.N.2, Savina S.V.3
1 ORCID : 0000-0001-5166-6441;
2 ORCID : 0000-0001-7404-2076;
1 3 Belorechensk Branch of Adygei State University, Belorechensk, Russian Federation 2 Adygei State University, Maykop, Russian Federation
* Corresponding author (vetal_01[at]list.ru)
Abstract
The supreme norm in the state creates legal formulas of choice, fixing the acceptable system of values. The constitutional foundations of the spiritual and moral development of society are presented as an expression of the philosophy of law of the modern era. In order to ensure the implementation of human rights and freedoms, the existing state is obliged to create conditions for the will of everyone, based on the statement of the Constitution of Russia.
Spiritual and moral values of modern Russia are relevant for the current stage of development of Russian society. Spiritual and moral values are built on the basis of civilizational culture, cultivated in the people throughout its previous history and embedded in their bearers by a strictly defined set of them. Each nation has developed its own values, often fundamentally different from those of other nations. The problem of spirituality has never been more pressing than it is today. Spiritual and moral values play a crucial role in the formation of a young individual's personality.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, state, norms, values, spiritual and moral unity.
Введение
Духовно-нравственные ценности современной России актуальны для нынешнего этапа развития российского общества. Духовно-нравственные ценности построены на основе цивилизационной культуры, культивировавшейся в народе на протяжении всей его предыдущей истории и заложенной в его носителях строго определенным их набором. Каждая нация выработала свои собственные ценности, часто в корне отличающиеся от ценностей других наций. Никогда перед нами так остро не стояла проблема духовности, как сегодня. Духовные и нравственные ценности играют важнейшую роль в формировании личности молодого человека.
Духовно-нравственные ценности - это изменчивые общественные ожидания, которые нельзя использовать в качестве нормативных основ современного общества. Изучение духовно-нравственных ценностей общества становится одним из самых актуальных и злободневных вопросов сегодняшнего дня, поскольку в современной России происходят значительные изменения во всех сферах общественной жизни в связи с процессами модернизации.
К истокам формирования духовно-нравственных ценностей относятся: наличие нравственного сознания; стремление к самореализации; стремление к самовоспитанию; сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и духовным ценностями.
Духовно-нравственные ценности, свидетельствующие об определенной степени общественного развития, охватывают сферу сознания, интеллектуального производства и становятся наглядным показателем существующей реальности. В этом контексте переоценка духовно-нравственных и социальных ценностей в процессе развития гражданского общества и рыночных отношений в Российской Федерации необходима.
Актуальность исследования вопросов духовности в современных условиях обусловлена состоянием современной общественной жизни, для которого наиболее подходит определение «кризис».
Основные результаты
В рамках данной статьи обозначим основные принципы воспроизводства духовных ценностей общества: принцип гуманизации ценностей, принцип самостоятельного формирования проблемно-ориентированного мышления, принцип редукции, принцип эмоционального переживания ценностей и принцип идентификации универсальных ценностей. Они обусловлены нравственной основой правового государства, которые образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.
Таким образом, русский народ выработал свою собственную ценностную базу, основанную на традиционных духовных и нравственных ценностях. Чем это объясняется? Причиной является глобализационный процесс отчуждения, который пронизывает все сферы человеческой деятельности. Изменение нашего поиска смысла ценностных ориентаций повлияло на основы нашего духа. К сожалению, нищета духа все больше охватывает пространство нашего общества, о чем свидетельствуют средства массовой информации и контент сетей Интернет.
Духовно-нравственные ценности русского народа, формировавшиеся на протяжении многих поколений, продолжают оставаться актуальными в современном российском обществе, но в условиях социально-исторических, политических и экономических изменений они претерпевают социальную и культурную трансформацию.
Духовные ценности, которые составляют ядро менталитета, на подсознательном уровне формируют определенные социальные и одобряющие модели поведения и мышления, которые становятся основой для дальнейшего изменения и развития духовных аспектов жизни индивидов.
Следовательно, духовные ценности могут составлять ядро ментальных конструкций, определяющих особое мировоззрение, отношение и идентичность живой единицы. Ценностное мировосприятие, выраженное в виде установок и правил, культивируемых многими поколениями, передается по культурному архетипу в подсознании и проявляется как реакция на определенные ситуации.
К числу таких традиционных российских духовно-нравственных ценностей могут быть отнесены следующие (включенные в предложенный Минкультом перечень, закрепленные в Конституции РФ и охраняемые законодательством): жизнь и здоровье; права и свободы человека, достоинство личности; достойная жизнь и свободное развитие человека; равенство (независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств); законность; справедливость; равенство всех форм собственности, их признание и защита; поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности при единстве экономического пространства; нравственность, свобода совести, свобода вероисповедания (вкл. положения ст. 67.1 Конституции РФ); светский характер государства; историческая память и преемственность поколений; исторически сложившееся государственное единство; единство народов России (гражданский мир и согласие); российская нация как носитель суверенитета и единственный источник власти (публичный характер власти); семья и дети (поддержка семьи, материнства, отцовства и детства); безопасность, благополучие и процветание России.
Оглядываясь на эволюцию духовно-нравственных ценностей в мире, можно в исторической ретроспективе проследить закрепление этих ценностей в конституциях различных государств. Так, конституции постсоциалистических стран, включая Россию, отказались от декларирования своей всеобъемлющей классовой сущности, присягнув правам человека и общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. Например, Конституция Болгарии 1991 г. в ст. 32 предусматривает «право на защиту... от посягательств на честь, достоинство и репутацию»; в ст. 37 гарантирует, что «свобода совести и религии не могут быть направлены на подрыв... нравственности населения...». Конституция Македонии 1991 г. в ст. 11 утверждает, что «физическая и моральная целостность человека неприкосновенна». Конституция Чехии 1992 г. в ст. 16 и 19 предполагает, что «осуществление прав может быть ограничено законом, если такие меры необходимы в демократическом обществе для охраны общественной безопасности и порядка, здоровья и нравственности либо прав и свобод других лиц». Конституция Словакии 1992 г. в ст. 24 также предусматривает ограничения «осуществления прав законом... для охраны... нравственности либо прав и свобод других лиц». В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 г. говорится о «вере в добро и справедливость»; в ч. 3 ст. 55 законное ограничение прав и свобод ставится в зависимость от целей защиты нравственности и т. д.10 Конституция Польши 1997 г. в ст. 53 гарантирует родителям право «обеспечивать детям моральное воспитание... согласно своим убеждениям».
В XXI веке, веке прав человека, как ожидают многие, мы не можем использовать концепцию конституционных ценностей для обозначения произвольного оценочного суждения, с которым сталкивается составитель конституционных документов. Больше не разрешается узаконивать дискриминационное и бесчеловечное обращение с людьми во имя конституционных ценностей. Поэтому, если говорить о конституционных ценностях, то принимаем как должное определенную систему отсчета относительно того, что относится к этим ценностям.
Конституционные ценности должны рассматривать различие между моральными ценностями в праве и правом как моральной ценностью. Конституционные процессы переоценки ценностей представляют собой сложные формы общественных ожиданий, в которых понимание, консенсус и соответствие должны приниматься во внимание в такой же степени, как путаница, инакомыслие и девиантность.
В юридической литературе одной из актуальных тем и проблематик выступает вопрос духовно-нравственного развития общества. Защита нравственности как цели правового ограничения привлекает внимание тем, что данный аспект выступает одним из охраняемых ценностей Конституции Российской Федерации.
Конституции в первую очередь рассматриваются как правовое сооружение, которое предписывает фундаментальные принципы и правила, имеющие решающее значение для управления нацией. Например, Конституция Индии, как почитаемый руководящий документ для управления постколониальной независимой нацией, состоит из предписаний, заявлений и положений, которые придали форму индийской политико-правовой системе управления. Однако, помимо юридических директив и положений, документ отражает набор нормативных этических ценностей.
Согласно нашему Основному закону, все граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и ценность других людей. Формирование правосознания и правовой культуры в обществе, воспитание подрастающего поколения, прежде всего, напрямую связано с воспитанием и окружающей средой [4, С. 28].
В Конституции указано, что жизнь государства и общества, гарантия его устойчивого развития, единство и гармония нации, права и обязанности каждого гражданина, основа построения гуманного правового демократического государства и гражданского общества.
Конституция определяет структуру государства, систему органов власти и управления, их компетенцию и процедуры формирования, избирательную систему, права, свободы и обязанности граждан, взаимоотношения общества и личности, а также взаимоотношения между судом, государством и обществом.
9 ноября 2022 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее - Указ). Принятие Указа является важным этапом развития российской государственности и правовой системы с учетом ее социокультурной, цивилизационной самобытности [3. С. 99].
Документом определяются понятия традиционных ценностей и ее составляющих.
Права и свободы человека - это самая яркая масонская модель современного законодательства в конституциях Российской Федерации и других демократических стран. Эта фраза впервые появилась во французской Декларации прав человека и гражданина, принятой после кровавой революции и созданной по образцу американской декларации, но американская декларация называлась Декларацией независимости. Позже эти права и свободы начали находить свое отражение в революционных конституциях, которые собрали неизмеримые вещи в одно целое и дали им одно и то же название. Постепенно эти права и свободы, к сожалению, были окружены огромным количеством теорий и практически стали религиозной нормой для современного демократического законодателя.
Поэтому было бы странно не видеть их в списке традиционных российских ценностей. Более того, они присутствуют в нашей Конституции.
Однако, повторимся, поскольку законодатель одновременно назвал эти права и свободы «традиционными российскими духовными и нравственными ценностями», они сразу же приобрели иное качество. Они перестали быть гуманистическими правами и свободами от имени отдельного человека.
На современном этапе развития, когда духовные угрозы (опасности) и моральная развращенность растут в глобальном масштабе, существует острая необходимость в развитии у людей духовного иммунитета, нравственных качеств и эффективном использовании духовного наследия восточных философов, поскольку в трудах восточных мыслителей можем найти универсальные критерии для достижение духовной и нравственной зрелости человека применимо к любому социальному пространству и времени. Возможно, необходимо выдержать паузу для переоценки ценностей, ослабления насильственного внедрения новых цивилизационных ценностей, для переосмысления реальной действительности и принципов существования разных народов и народностей, что только усилит процесс развития общества в целом и отдельного человека в частности. Нравственный выбор общества в условиях глобализации должен быть основан на принципе культуры жизни, нового типа мышления, преследующего ненасильственный синтез человека и природы путем накопления духовной культуры для дальнейшего его нравственного самосовершенствования.
В условиях модернизации рост национального самосознания народа привел к попыткам возрождения традиционных для народов духовно-нравственных норм, идеалов, ценностей. Все это, так или иначе, влияет на систему мышления, видения мира представителями всех национальностей, проживающих в России.
Следует отметить, что при нынешнем состоянии международной политики уделяется особое внимание возрождению духовных ценностей и традиций, поддержке всех народов, начиная от титульной нации и заканчивая малочисленными этническими группами. Духовно-нравственные ценности являются своеобразной этнокультурной основой в социокультурном пространстве общества, на которой решаются, с одной стороны, важнейшие задачи ценностных аспектов традиции, а с другой - традиционные аспекты ценностей [2, С. 53].
Основополагающие нормативные духовно-нравственные ценности, свободы, братства, равенства и социальной справедливости, заложенные в основу Конституцию РФ, привели к консолидации существенных аспектов демократии.
Таким образом, неразрывно связанные с конституционной моралью ценности сыграли ключевую роль в укреплении этического видения демократии, несмотря на трудности, что еще больше повысило устойчивость демократии.
Заключение
Итак, в понятие духовно-нравственных ценностей вкладываем следующий смысл: это социально одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры и моральных норм, личностно значимые и регулирующие поведение человека, запечатленные в моральном облике личности, в культурных образцах жизни и межпоколенческом взаимодействии, в образовательных отношениях, в теориях и методах деятельности и поведения. Основной вывод заключается в том, что для того, чтобы ценностные ориентации были жизнеспособными, необходимо, чтобы они соответствовали текущим жизненным ценностям молодого поколения и прогрессивному развитию общества в целом.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) : офиц. текст // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — Ст. 4398.
2. Мчедлова Е.М. Трансформации в духовно-нравственной в сфере / Е.М. Мчедлова // Вызовы цифрового будущего и устойчивое развития России. — М.: ПЕРСПЕКТИВА, 2018.
3. Прокошева Е.А. К вопросу о формулировке национальной идеи в проекте Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» / Е.А. Прокошева // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. — 2022. — № 3. — С. 51-56.
4. Саудаханов М.В. Духовно-нравственные права и свободы человека и их роль в укреплении межнационального и межконфессионального согласия в России: конституционно-правовой анализ / М.В. Саудаханов // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2021. — № 4. — С. 26-29.
5. Фоминская М.Д. Достоинство личности и права человека как традиционные российские духовно-нравственные ценности / М.Д. Фоминская // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. — № 47(4). — С. 819-829.
6. Овчинникова А.И. Традиционные духовно-нравственные ценности как основа категории «публичной порядок» в современном правовом регулировании / А.И. Овчинникова // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. — 2022. — № 4. — С. 45-55.
7. Бондарь Н.С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. — 2013. — № 11.
8. Четвернин В.А. Российская конституционная концепция правопонимания / В.А. Четвернин // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 2003. — № 4.
9. Галяшина Е.И. Понятие «традиционные российские духовно-нравственные ценности» в контексте обеспечения медиабезопасности в интернет-среде / Е.И. Галяшина, К.М. Богатырев // Lex Russica. — 2022. — № 10. — С. 138-151.
10. Посадский А.В. Дискурс традиционных ценностей в пространстве российского конституционализма / А.В. Посадкский // Культурологический журнал. — 2021. — № 2(44).
11. Пещеров Г.И. Проблема нравственности в условиях глобализации в современном мире / Г.И. Пещеров // Административное право и процесс. — 2021. — № 4. — С. 33-35.
12. Цечоев В.К. Теория государства и права / В.К. Цечоев, А.Р. Швандерова. — М.: Прометей, 2017. — 330 с.
13. Левакин И.В. Исторические закономерности конституционное нравственности / И.В. Левакин // Журнал российского права. — 2017. — № 3. — С. 21-28.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Rossijskaja Federacija. Konstitucija (1993). Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 01.07.2020 № 11-FKZ) [Russian Federation. Constitution (1993). Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (with amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FCL, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FCL, of 01.07.2020 No. 11-FCL)] : official text // Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation]. — 2020. — № 31. — Art. 4398. [in Russian]
2. Mchedlova E.M. Transformacii v duhovno-nravstvennoj v sfere [Transformations in the spiritual and moral sphere] / E.M. Mchedlova // Vyzovy cifrovogo budushhego i ustojchivoe razvitija Rossii [Challenges of the digital future and sustainable development of Russia]. — M.: PERSPEKTIVA, 2018. [in Russian]
3. Prokosheva E.A. K voprosu o formulirovke nacional'noj idei v proekte Ukaza Prezidenta RF «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [On the issue of the formulation of the national idea in the draft Decree of the President of the Russian Federation "On Approval of the Principles of State Policy on Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values"] / E.A. Prokosheva // Vestnik juridicheskogo fakul'teta Juzhnogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the Law Faculty of the Southern Federal University]. — 2022. — № 3. — P. 51-56. [in Russian]
4. Saudahanov M.V. Duhovno-nravstvennye prava i svobody cheloveka i ih rol' v ukreplenii mezhnacional'nogo i mezhkonfessional'nogo soglasija v Rossii: konstitucionno-pravovoj analiz [Spiritual and moral human rights and freedoms and their role in strengthening inter-ethnic and inter-confessional harmony in Russia: constitutional and legal analysis] / M.V. Saudahanov // Rassledovanie prestuplenij: problemy i puti ih reshenija [Investigating crime: problems and ways of solving them]. — 2021. — № 4. — P. 26-29. [in Russian]
5. Fominskaja M.D. Dostoinstvo lichnosti i prava cheloveka kak tradicionnye rossijskie duhovno-nravstvennye cennosti [Individual dignity and human rights as traditional Russian spiritual and moral values] / M.D. Fominskaja. NOMOTHETIKA: Filosofija. Sociologija. Pravo [NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law]. — № 47(4). — P. 819-829. [in Russian]
6. Ovchinnikova A.I. Tradicionnye duhovno-nravstvennye cennosti kak osnova kategorii «publichnoj porjadok» v sovremennom pravovom regulirovanii [Traditional spiritual and moral values as the basis for the category of "public order" in modern legal regulation] / A.I. Ovchinnikova // Vestnik juridicheskogo fakul'teta Juzhnogo federal'nogo universiteta [Bulletin of the Law Faculty of the Southern Federal University]. — 2022. — № 4. — P. 45-55. [in Russian]
7. Bondar' N.S. Bukva i duh rossijskoj Konstitucii: 20-letnij opyt garmonizacii v svete konstitucionnogo pravosudija [The letter and spirit of the Russian Constitution: 20 years of harmonization in the light of constitutional justice] / N.S. Bondar' // Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law]. — 2013. — № 11. [in Russian]
8. Chetvernin V.A. Rossijskaja konstitucionnaja koncepcija pravoponimanija [Russian constitutional concept of legal understanding] / V.A. Chetvernin // Konstitucionnoe pravo: vostochnoevropejskoe obozrenie [Constitutional Law: Eastern European Review]. — 2003. — № 4. [in Russian]
9. Galjashina E.I. Ponjatie «tradicionnye rossijskie duhovno-nravstvennye cennosti» v kontekste obespechenija mediabezopasnosti v internet-srede [The concept of "traditional Russian spiritual and moral values" in the context of media safety in the Internet environment] / E.I. Galjashina, K.M. Bogatyrev // Lex Russica. — 2022. — № 10. — P. 138-151. [in Russian]
10. Posadskij A.V. Diskurs tradicionnyh cennostej v prostranstve rossijskogo konstitucionalizma [Discourse of traditional values in the space of Russian constitutionalism] / A.V. Posadskij // Kul'turologicheskij zhurnal [Culturological Journal]. — 2021. — № 2(44). [in Russian]
11. Peshherov G.I. Problema nravstvennosti v uslovijah globalizacii v sovremennom mire [The problem of morality in the context of globalization in the modern world] / G.I. Peshherov // Administrativnoe pravo i process [Administrative law and process]. — 2021. — № 4. — P. 33-35. [in Russian]
12. Cechoev V.K., Shvanderova A.R. Teorija gosudarstva i prava [Theory of State and Law] / V.K. Cechoev, A.R. Shvanderova. — M.: Prometej, 2017. — 330 p. [in Russian]
13. Levakin I.V. Istoricheskie zakonomernosti konstitucionnoe nravstvennosti [Historical patterns of constitutional morality] / I.V. Levakin // Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law]. — 2017. — № 3. — P. 21-28. [in Russian]