Учет и отчетность бюджетных учреждений
ОТРАЖЕНИЕ ДОНАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ УЧРЕЖДЕНИЕМ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА НЕПРИНЯТЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ЗАЧЕТУ СУММЫ
А. Л. СЕМЕНЮК, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Страховые взносы. Право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации, предоставлено страховщику подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N° 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному
социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: ^ не могут рассматриваться в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ; ^ подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Законом № 212-ФЗ на общих основаниях (см. также письмо Минздравсоц-развития России от 30.08.2011 № 3035-19). Пример. Территориальным органом ФСС РФ по результатам проверки учреждения не принята к зачету часть сумм выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Должностные лица Пенсионного фонда РФ требуют доначислить и уплатить страховые взносы за 2012г. на не принятые к зачету суммы, причем отразить это нужно по коду 211 Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Законно ли это? Если да, то как внести исправления в бухгалтерский учет в марте 2013г., если отчетность за 2012г. уже сдана?
Требования должностных лиц Пенсионного фонда РФ (ПФР) о доначислении и уплате страховых взносов за 2012 г. в рассматриваемом в примере случае имеют под собой определенные основания.
Поскольку специалистами по данному вопросу высказывается и противоположное мнение, то правомерность подобной «иной» позиции учреждение будет вынуждено доказывать в суде. Однако оценить перспективы судебного разбирательства в настоящее время затруднительно, так как арбитражная практика по рассматриваемой ситуации еще не сложилась.
Бухгалтерский учет. В рассматриваемом случае в бухгалтерском учете следует отразить соответствующие корректировки начисления выплат (пособий) и страховых взносов, руководствуясь при этом порядком, установленным п. 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
В частности, ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью с датой обнаружения ошибки.
Соответствующие дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» следует оформить справкой (ф. 0504833), в которой делаются ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
В соответствии с письмом Федерального казначейства от 05.09.2011 № 42-7.4-05/2.1-589 «Об особенностях использования справки ф. 0504833», согласованным с Департаментом бюджетной политики и методологии Минфина России, Федеральное казначейство в связи с возникающими вопросами органов Федерального казначейства направляет разъяснения по порядку применения справки (ф. 0504833) при отражении операций по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных организаций органами Федерального казначейства.
В соответствии с приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной
власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» справка (ф. 0504833) предназначена для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, а также операций, осуществляемых органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом, не требующих документов от плательщиков, субъектов учета.
Кроме того, на основании справки (ф. 0504833) производятся бухгалтерские записи, связанные с исправлением ошибок, выявленных субъектом учета. При этом исправления записываются соответствующей корреспонденцией по счетам бухгалтерского учета, и делается ссылка на номер и дату исправляемого документа и (или) документа, являющегося основанием для внесения исправлений.
В связи с этим органы Федерального казначейства оформляют справку (ф. 0504833) на следующие операции:
— по внесению исправительных записей;
— со средствами в пути;
— при заключении счетов текущего финансового года;
— переноса показателей санкционирования расходов бюджета, сформированных по итогам отчетного финансового года.
В целях отражения в бюджетном учете вышеуказанных операций главным бухгалтером органа Федерального казначейства (или лицом, им уполномоченным) проставляется отметка о принятии справки (ф. 0504833) к учету с одновременным отражением бухгалтерских записей в соответствующих регистрах бюджетного учета.
Вместе с тем нормативными документами предусмотрено формирование справки (ф. 0504833) к документам клиентов при проведении внебанков-ских операций. В бюджетном учете бухгалтерские записи по указанным операциям отражаются на основании документов клиента (уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809), заявки на кассовый расход (ф. 0531801) по внебан-ковской операции) с отражением их в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071), который ежедневно подписывается главным бухгалтером. В связи с чем отметка о принятии справки (ф. 0504833) к учету в справках, формируемых к указанным документам клиентов, главным бухгалтером органа Федерально-
го казначейства (или лицом, им уполномоченным) не заполняется.
Кроме того, не проставляется отметка о принятии справки (ф. 0504833) к учету главным бухгалтером органа Федерального казначейства (или лицом, им уполномоченным) в справках, формируемых в соответствии с:
— Порядком доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденным приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня», по аннулированию расходного расписания (ф. 0531722);
— Правилами обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденных приказом Минфина России от 31.12.2010 № 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства», для подтверждения представления информации клиентам об отражении операций на лицевых счетах.
Учитывая то, что в соответствии с принятым в бюджетном учреждении решением суммы выплат (пособий), не принятые территориальным органом ФСС РФ, в рассматриваемом случае не будут взыскиваться с получателей и (или) виновных лиц, а будут отнесены за счет основной деятельности учреждения, а также то, что у учреждения не возникает обязательств (в том числе и из условий соглашения о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания) по перечислению данных сумм в бюджет, в бухгалтерском учете в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», могут быть отражены следующие бухгалтерские записи (условно сумма
выплат за 2012 г., не принятых ФСС РФ, составила
1 000 руб.):
способом «Красное сторно» отражены суммы выплат, не принятые ФСС РФ.
1) сумма выплат, произведенных сотруднику, отнесена за счет основной деятельности учреждения:
Д-т сч. 4 303 02 830 К-т сч. 4 302 13 730 — (сторно) 1 000 руб.,
Д-т сч. 4 401 20 211 (4 109 00 211) К-т сч. 4 302 11 730 — 1 000 руб.;
2) откорректирован налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по видам доходов:
Д-т сч. 4 302 13 830 К-т сч. 4 303 01 730 — (сторно) 130 руб.,
Д-т сч. 4 302 11 830 К-т сч. 4 303 01 730 — 130 руб.;
3) с сумм выплат, не принятых ФСС РФ, доначислены страховые взносы за 2012г.:
Д-т сч. 4 401 20 213 (4 109 00 213) К-т сч. 4 303
02 730 — 29 руб. в ФСС РФ,
Д-т сч. 4 401 20 213 (4 109 00 213) К-т сч. 4 303 07 730 — 51 руб. в ФФОМС,
Д-т сч. 4 401 20 213 (4 109 00 213) К-т сч. 4 303
10 730 (4 303 11 730) — 220 руб. в ПФР;
4) представлены «корректирующие»расчеты по страховым взносам в ПФР и ФСС РФ;
5) отражено уточнение кассовых расходов на лицевом счете путем оформления учреждением Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код ф. по КФД 0531809) с одновременным отражением уменьшения в сумме 1 000 руб. (по коду 213 КОСГУ):
Д-т сч. 4 302 13 830 К-т сч. 4 201 11 610 — (сторно) 870руб.,
Д-т сч. 4 302 11 830 К-т сч. 4 201 11 610 — 870 руб.,
Д-т сч. 4 303 01 830 К-т сч. 4 201 11 610 —
(сторно) 130 руб.,
Д-т сч. 4 303 01 830 К-т сч. 4 201 11 610 —
130 руб. (увеличение по коду 211 КОСГУ на забалансовом счете 18 — 1 000 руб.);
6) исполнены обязательства учреждения перед внебюджетными фондами по платежам за 2012г., одновременно отражено увеличение на забалансовом счете 18 по коду 213 КОСГУ:
Д-т сч. 4 303 02 830 К-т сч. 4 201 11 610 — 1 029 руб. в ФСС РФ,
Д-т сч. 4 303 07 830 К-т сч. 4 201 11 610 — 51 руб. в ФФОМС,
Д-т сч. 4 303 10 830 (4 303 11 830) К-т сч. 4 201
11 610 — 220 руб. в ПФР.
К сведению. Согласно п. 18 Положения о ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994№ 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации», расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Данное положение зачастую рассматривается как возмещение в установленном порядке за счет страхователя (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
17.11.2009 № 13АП-12667/2009).
Вместе с тем согласно положениям ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Поэтому решение о выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности полностью за счет фонда оплаты труда (в том числе за счет использования его экономии) в рамках использования субсидии на выполнение муниципального задания должно, по крайней мере, не противоречить положениям вышеуказанных документов.
В то же время, в случае если нарушения порядка выдачи больничного листа связаны с его неправильным заполнением (являются устранимыми), после их устранения страхователь вправе повторно предъявить этот лист в орган ФСС РФ (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от
09.08.2010 по делу № А27-25351/2009 и определение ВАС РФ от 13.12.2010 № ВАС-16111/10).
Список литературы
1. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
2. О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня: приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н.
3. О Фонде социального страхования Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101.
4. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ.
5. Об особенностях использования Справки ф. 0504833: письмо Федерального казначейства от 05.09.2011 № 42-7.4-05/2.1-589.
6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
7. Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства: приказ Минфина России от 31.12.2010 № 199н.
8. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.
9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.12.2010 № ВАС-16111/10.
10. Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 № 3035-19.
11. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 № 13АП-12667/2009.
12. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.08.2010 по делу № А27-25351/2009.
13. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.