ОТРАСЛИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ*
Логинов В.Г.
В статье рассмотрены проблемы и перспективы функционирования отраслей традиционного природопользования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данные отрасли в экономике региона в настоящее время играют незначительную роль, в то же время они являются градообразующими для национальных сел и социально-экономической базой сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера (КМНС). В рыночных условиях, как и все сельскохозяйственные отрасли, отрасли традиционного природопользования нуждаются в государственной или муниципальной поддержке.
Северные районы страны с давних пор являлись зоной экстенсивного ведения традиционного хозяйства. Здесь получил развитие весь комплекс промысловых отраслей - от оленеводства, рыболовства и охоты до собирательства дикоросов. Только комплексное использование земельных и биологических ресурсов, а также сохранение обычаев и привычек, неявного знания коренных малочисленных народов Севера способствовали выживанию здесь населения. Природные ресурсы были в свою очередь регуляторами численности населения и обусловили его простое воспроизводство, так как рост последнего был ограничен ресурсной емкостью территории. Соответственно, ограничены и рабочие места в традиционном секторе. В связи с этим увеличение занятости коренного населения в настоящее время связано с созданием предприятий по переработке рыбных, дикорастущих и других ресурсов.
Хозяйствующие субъекты традиционной экономики являются ядром развития экономики национальных сел. По направлениям производственной деятельности можно выделить территории, где имеются условия для развития полного комплекса традиционных отраслей: оленеводства, рыболовства, охотничьего промысла, сбора дикоросов. В ХМАО-Югре к ним относятся Казымская и Саранпаульская территории, северные части Сургутского, Нижневартовского и Ханты-Мансийского районов. Вдоль магистрали рек Обь и Иртыш, а также их крупных притоков, ведущее место занимает рыболовство. Роль охотничьего промысла наиболее значительна в верховьях крупных притоков р.Обь (южная часть Сургутского и восток Нижневартовского района).
В настоящее время отрасли традиционного хозяйствования остаются основой жизнеобеспечения домохозяйств коренного населения, независимо от того, обеспечивают они поступление товарной продукции на рынок или нет. Значительная часть домохозяйств, особенно в глубинке, занята "экономикой выживания". Данные отрасли, являясь основной материальной базой развития северных этносов, позволяют сохранить национальную культуру и повысить реальные доходы коренного населения.
Реформирование в рыночных условиях хозяйственной структуры, появление новых организационных форм обусловили длительный процесс адаптации домохозяйств коренных малочисленных народов Севера к изменившимся условиям.
Исследование выполнено при поддержке интеграционного проекта с СО РАН, гранта РГНФ № 08-02-18016е
Медленное развитие предпринимательства среди коренного населения в России связано с недостаточным опытом по организации бизнеса, по ведению необходимого бухгалтерского, финансового, налогового учета и отчетности, по организации грамотного сбыта продукции, а также с отсутствием стартового капитала.
Это относится и к национальным общинам и предприятиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, развитие которых требуют грамотного менеджмента и финансовой поддержки со стороны окружного и муниципальных бюджетов. В рыночных условиях они пытаются найти стратегии, более адаптированные к местным институциональным особенностям, и приемлемые и эффективные формы организации малого бизнеса.
В автономном округе исторически сложились две формы ведения традиционного хозяйства: индивидуальные родовые угодья (территории традиционного природопользования) в восточной части округа (ханты) и общинное землевладение в западной части (манси).
В отличие от зарубежного Севера, где сельские общины выполняют разнообразные задачи по экономическому, социальному и культурному развитию и самоуправлению аборигенного населения, в ХМАО-Югре они являются хозяйствующими субъектами традиционных отраслей.
Ретроспективный анализ развития национальных общин свидетельствует об их финансовой неустойчивости в современных условиях. За период становления рыночных отношений, несмотря на значительные финансовые вливания, только единицы смогли выжить и постоянно работать в рыночных условиях. К ним относятся общины, возникшие в первой половине 1990-х гг. благодаря значительной безвозмездной финансовой поддержке, оказанной им из окружного бюджета через созданный для этих целей Северный фонд, существовавший до начала 2000-х гг.
В настоящее время в автономном округе в области традиционного природопользования осуществляют деятельность около 30 национальных предприятий с различной формой собственности и более 50 общин. Из них 57 входят в Реестр предприятий, заготавливающих и принимающих продукцию охотничьего промысла, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, утвержденный постановлением Правительства автономного округа, продукция которых дотируется из бюджета. Но только половина их более или менее успешно работают. Идет постоянный процесс создания новых общин и ликвидации тех, которые не смогли приспособиться к рыночным условиям.
В основном деятельность общин сводится к добыче рыбы, сбору дикоросов, то есть к деятельности, которая, чтобы быть рентабельной, требует постоянной государственной финансовой поддержки. Причинами ликвидации общин являются или отсутствие этой поддержки, или - при ее наличии - некомпетентность руководства.
Главной задачей их развития на первоначальных этапах является не рентабельность производства, а расширение числа рабочих мест для коренных жителей, особенно в поселках с этнически смешанным населением, где представители КМНС испытывают конкуренцию в новых для них отраслях со стороны более подготовленного пришлого населения. Поэтому развитие традиционных отраслей необходимо дотировать со стороны государства, но дотировать результаты человеческого труда, а подачки в виде льгот в силу отношения данной группы населения к титульной национальности не только развращают представителей коренных народов, но и создают прецедент негативного отношения к ним остального населения.
Основным направлением реформирования и развития традиционного сектора экономики на 2007 - 2015 гг. и на дальнейшую перспективу до 2020 г. является расширение производства на основе модернизации существующих и развития новых производств.
В целях повышения товарности производства особое внимание уделяется углублению переработки продукции традиционного сектора экономики, качеству и привлекательности выпускаемых товаров.
Развитие производственных мощностей перерабатывающего сектора ограничено возможностями сырьевой базы. Это связано не только с воздействием транспортно-промышленного освоения, но и с количеством общих запасов природных ресурсов (например, вылов рыбы может составлять порядка 15 тыс. т в год, поголовье оленей не может превышать ресурсную базу пастбищ - около 50 тыс.гол., это касается также пушнины и других охотничьих ресурсов). Урожаи дикоросов значительны, но очень колеблются по годам, сбор их носит кратковременный характер - до двух месяцев. Все это ограничивает число рабочих мест в традиционном секторе, на которые претендуют не только КМНС, но и другие представители коренного и старожильческого населения. Вследствие этого расширение рабочих мест возможно лишь при создании циклов переработки сырья с целью реализации конечного продукта на рынке.
Имеющиеся перспективы развития традиционных отраслей ХМАО-Югры связаны с возможностями ресурсной базы, уровнем господдержки и степенью переработки сырья.
Развитие оленеводства является одним из важнейших условий сохранения этноса северных народов, т.к. в этой отрасли занято преимущественно национальное население. Самой важной функцией кочевого оленеводческого хозяйства является сохранение и трансляция поколениям уникальной этнокультуры малочисленных северных народов. В автономном округе получили развитие общественная и частная формы оленеводства.
Перспективы развития отрасли в ХМАО были рассмотрены в двух вариантах: инерционном, на основе сложившейся тенденции динамики оленепоголовья последних лет, и инновационном, прогнозная оценка которого приведена в табл. 1.
Таблица 1
Прогнозная оценка динамики поголовья оленей ХМАО-Югры, гол.
Годы Белоярский р-н Березовский р-н Нижневартовский р-н Сургутский р-н Ханты-Мансийский р-н Всего
Общественные хозяйства
2007* 5830 7846 - - 274 13950
2015 9300 10800 - - 400 20500
2020 12300 17200 - - 500 25100
Частный сектор
2007** 3330 2430 2088 6190 129 14167
2015 5140 3200 3850 7900 765 20855
2020 5150 3250 4440 7900 780 21520
Всего по автономному округу
2007 9130 10324 2088 6190 403 281117
2015 14440 14000 3850 7900 1165 41355
2020 16550 16450 4440 7900 1280 46620
* Данные Управления АПК.
**Данные Департамента по вопросам малочисленных народов Севера ХМАО-Югры.
В лесотундровой зоне (северо-западная часть автономного округа) в перспективе нужно предусмотреть создание забойных пунктов с соответствующей материально-технической базой (склады, кораль-загоны, жилые дома).
В целях повышения доходности оленеводческих хозяйств необходима не только организация переработки их продукции, ее лицензирование и реализация через создание специализированных магазинов в населенных пунктах со значительным числом коренного населения, но и обеспечение хозяйств кадрами управленцев-профессионалов.
В соответствии с региональным законом "О развитии северного оленеводства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" региональные власти осуществляют финансовую поддержку отрасли (покрытие части текущих затрат, выделение единовременных субсидий). Так, Департаментом государственной собственности через лизинговую компанию оказывается ежегодная помощь оленеводческим предприятиям (Саранпаульское и Казымское); в 2005 и 2006 гг. она составила 10 млн.руб. Для стабилизации финансово-экономического состояния ГУОП "Саранпаульское" предусмотрен закуп 1000 гол., в Казымском - 300 гол. оленей на Ямале.
В последние годы реализация оленины остается рентабельной благодаря дотациям из окружного бюджета. В 2007 г. рентабельность хозяйства должна вырасти в связи с увеличением государственной поддержки. Вновь, после ее отмены в 2004 г., будет оказываться федеральная помощь в виде субсидий на единицу поголовья в размере 252 руб., почти в два раза повысились дотации из регионального бюджета - 227 руб. на голову. Итого на каждую единицу поголовья оленеводы получат 479 руб. Помимо этого из окружного бюджета выделены финансовые ресурсы на развитие материально-технической базы двух основных общественных хозяйств в размере 15 млн руб. Оленеводство таежной зоны никогда не было товарным, это сохранится и в перспективе.
Общественное поголовье прогнозируется довести к 2015 г. до 20,5, к 2020 г. -25,1 тыс.гол. Таким образом, общее поголовье оленей в округе к 2020 г. и в последующие годы может достичь порядка 46 - 47 тыс.гол., т.е. соответствовать показателю конца 1980-х гг. Препятствием этому является деградация пастбищ в лесотундровой зоне, где расположены общественные хозяйства. В перспективе необходимо приведение поголовья оленей в ГОУП "Саранпаульское" в соответствие с оленеемкостью пастбищ.
Рыбным промыслом в автономном округе занимаются предприятия рыбной промышленности, сельскохозяйственные предприятия, национальные и родовые общины и др. организации.
Исходя из численности населения, проживающего на отдельных территориях, и общего вылова рыбы предприятиями различных форм собственности (без учета вылова рыбы населением для собственных нужд), можно констатировать, что в восточных районах округа рынок рыбной продукции имеет еще значительные резервы. На остальных территориях он уже насыщен, требуются новые районы сбыта продукции.
В 1990-е годы произошли значительные изменения в структуре уловов рыбы. С 1994 по 2000 гг. снизилась доля предприятий рыбной промышленности (на 16,3 пункта), вырос удельный вес национальных и родовых общин - в 2,7 раза (до 23,1% в 2000 г. и 25,5% - в 2004 г.).
В добывающем цикле рыбопромысловой отрасли, исходя из ресурсной базы автономного округа, возможно увеличение уловов к концу прогнозного периода до 13 тыс.т, так как в отдельные годы допустимые уловы рыбы могут составлять до 20 тыс.т (табл.2). Соответственно увеличится вылов рыбы, осуществляемый национальными предприятиями и общинами, доля которых составляла в последние годы до 30% от общих уловов.
Таблица 2
Прогнозная оценка динамики развития рыбного промысла в ХМАО-Югре
Показатели (среднегодовые) 2006-2010 гг. 2011 -2015 гг. 2016-2020 гг.
Национальные предприятия
1 вариант Улов, т 2900 3180 3200
Дотации, тыс.руб.* 20250 22260 22400
2 вариант Улов, т 2960 3725 3890
Дотации, тыс.руб. 20700 26100 27250
Всего по округу
1 вариант Улов, т 9400 10600 10700
Дотации, тыс.руб. 120500 132500 133750
2 вариант Улов, т 10300 12500 13000
Дотации, тыс.руб. 128500 156000 162500
* В ценах 2004 г.
На ежегодные уловы рыбы оказывают влияние не только экономические причины, но и природные циклы (маловодные и полноводные годы), в результате различия по отдельным годам между максимальными и минимальными уловами могут составлять значительную величину (в 1960-е гг. разрыв составлял 3,7 раза, в 1970-е - 1,7; в 1980-е гг.-2,8 раза).
Сохранение дотаций на рыбу будет способствовать инерционному развитию рыбного промысла в округе. Увеличение уловов возможно только при проведении рыбоводных работ, поэтому инновационный (второй) вариант подразумевает осуществление затрат на строительство рыбопитомников, рыбоводно-мелиоративных станций и ряда других объектов для воспроизводства рыбных ресурсов. Объем дотаций будет возрастать пропорционально вылову рыбы.
Охотничий промысел сохранит в перспективе свое значение для коренного населения, особенно для тех, кто проживает в глубинке и на родовых угодьях, удаленных от основных рыбопромысловых рек. На остальных территориях оно носит, главным образом, любительский характер, здесь идет процесс вытеснения народов Севера из охотничьего промысла любителями и штатными охотниками из приезжего населения, нередко оснащенными лучше, чем охотники-северяне.
По формам хозяйствования доминирующей тенденцией на перспективу является развитие общинно-родового хозяйства как основной формы традиционного жизнеобеспечения, а также развитие факторий, народных (национальных) предприятий и корпораций. Развитие товарного производства в традиционных отраслях возможно при условии создания производств по переработке. Доходы от реализации товарной продукции традиционных отраслей могут служить лишь некоторому снижению их дотационное™ к концу рассматриваемого периода.
Совершенствование организационных форм в традиционных отраслях должно происходить в направлении формирования многоотраслевых корпоративных структур, включающих весь производственный цикл от сырья до конечного продукта традиционных отраслей, а также объектов строительства, лесозаготовки и лесопереработки, торговли и др. В состав этих структур будут входить национальные предприятия и общины, имеющие набор различных видов промысловых и подсобных производств, чтобы обеспечить более полную загрузку оборудования и сохранить круглогодичный рабочий цикл.