ОТРАСЛЕВАЯ СТРАТЕГИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В.А. Семыкин, В.В. Сафронов, В.П. Терехов
Аннотация. Статья посвящена влиянию структуры отраслей на эффективность региональной экономики, ее трансформацию и оптимизациию в современных условиях.
Ключевые слова: отрасль, трансформационная экономика, отраслевая стратегия, диверсификация, импор-тозамещение, отраслевая политика.
Отрасль - распространенная и часто широко используемая категория. Возникновение охоты, земледелия, рыболовства, животноводства и других сфер производственной деятельности человека - первые шаги зарождения общественного разделения труда в ранней экономике, получившего впоследствии многообразное продолжение. Обычно отрасль определяется как совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или услугу для удовлетворения конкретной потребности. К этому следует добавить, что эта совокупность предприятий не простая, они находятся в состоянии внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции и пропорциональности.
Сущность отрасли наиболее полно проявляется в ее функциях: формировании пропорциональности развития; в устранении диспропорций; в обеспечении экономической безопасности и наполнении рынка определенной продукцией. В экономической теории отраслевые вопросы занимают достаточно солидное место, большое внимание им уделяется и в рыночном хозяйстве. С отраслевой структурой многие авторы справедливо связывают наполнение отраслевых рынков товарами и услугами, развитие экспорта, повышение темпов экономического роста, импортозамещение, формирование всех видов экономической безопасности, коммерческой и мультипликативной эффективности. Системы отраслей на различных уровнях экономики выступают не только в виде структуры материального производства, но и в широком смысле, включают в них еще и торговлю, транспорт, финансы, государственное управление, здравоохранение, образование, различные социальные услуги. Сфера материального производства, в свою очередь, подразделяется на многочисленные отрасли и подотрасли производства, продукция которых пользуется спросом, а развитие основывается на значительных инвестициях.
Актуальность проблем отраслевой структуры в рыночных условиях объясняется целым рядом причин: со временем более сложной становится система потребностей; отрасли оказывают заметное влияние на эффективность социально-экономического развития общества. В трансформационной экономике велики потребности в переструктуризации народного хозяйства, в преодолении диспропорций, их оптимизации. Экономическая и продовольственная безопасность требует диверсификации экономики, использования импортозамеще-ния, создания новых отраслей и производств. В условиях экономических кризисов, антикризисных мер все более очевидной становится зависимость цикличности экономики, денежного обращения от отраслевой структуры, от отраслевых особенностей протекания экономических циклов. Как свидетельствуют исследования экономических циклов, не только в строительстве, промышленном бизнесе, но и по другим отраслям, где они каждый раз носят специфический характер. Изучение экономики отраслей очень важно для понимания цикличности развития всего хозяйства.
Особенности отраслевой экономики и отраслевых рынков состоят и в том, что они включают множество предприятий самых различных размеров, социально-правовых форм, уровней конкурентоспособности и финансового благополучия, конкуренция между ними осуществляется практически по всем направлениям и за все ресурсы.
Проблемы отраслевой структуры, в том числе и в регионах делают актуальными и все большая открытость экономики, ее глобализация, что вызывает углубление международного разделения труда и требует оценки отраслей по регионам и странам с позиций их конкурентных преимуществ. Многие виды производств отличаются темпами концентрации производства, привлекательностью инвестиций.
Актуальность отраслевой проблематики исследований связана и с вступлением России в ВТО, прохождением ею адаптации к новым условиям международной конкуренции, необходимостью выработки нового социально-экономического механизма хозяйствования, определения оптимального места российских отраслей в международном разделении труда. Трансформационные этапы характерны и отраслевыми провалами, они зачастую способны создавать немалые межотраслевые трудности, характеризуются состояниями перепроизводства, дефицитностью, нестабильностью, социально-экономическими кризисами, экологическими коллапсами. Аналогичными процессами часто характерны и провалы государства. Одной из серьезных причин возрастания актуальности отраслевой тематики может стать и резкое обесценение национальной валюты. Например, производитель зерна в этой ситуации поспешит скорее экспортировать зерно, чем использовать его на корм скоту, что затормозит зерноперерабатывающие отрасли, а то и вовсе серьезно сократит их сырьевую базу.
Отрасли отличаются скоростью оборота и перелива авансированного капитала, конкурентоспособностью, состоянием и типом конкуренции, эффективностью мер государственного регулирования. В этих условиях необходима активная отраслевая политика как со стороны бизнеса, так и государства, отраслевых союзов и регионов.
Социально-экономическая эффективность отраслевой политики видится в том, что она позволит лучше использовать природно-экономические и климатические особенности территорий, их места расположения, трудовые ресурсы, инфраструктуру, производить продукцию с минимальными издержками производства и с наиболее высоким качеством, наполнять рынки товарами, обеспечивать экономику всеми видами сырья и новыми технологиями, делать производство более сбалансированным и конкурентоспособным, формировать экономическую и продовольственную безопасность.
В плановой экономике отраслевая политика основывалась на мобилизационной модели, централизованно определялись отраслевые задачи и направлялись ресурсы, в рыночной экономике, тем более в переходный период, формирование отраслевой структуры экономики осуществляется через механизмы рыночного инвестирования с учетом особенностей воспроизводства в каждой из отраслей. Бизнес определяет приоритетные отраслевые инвестиции на основе их рентабельности, массы и скорости получения прибыли. Это приводит к тому, что в первую очередь развиваются отрасли менее капиталоемкие, с высокой рентабельностью, быстрой прибылью. Эта закономерность рыночного раз-
вития отраслей подтверждается и в российской экономике, в том числе в экономике Курской области (таблица 1).
Таблица 1 - Структура выпуска валового регионального продукта по отраслям экономической дея-
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в регионе наблюдается тенденция снижения в валовом региональном продукте доли материального производства (с 68,5 до 62,4%) и одновременно идет рост доли оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, финансовой деятельности, затрат в госуправление, образование, здравоохранение и сфере социальных и персональных услуг. Эта закономерность подтверждается и данными структуры валовой добавленной стоимости (валовой региональный продукт) по видам экономической деятельности в Центральном Федеральном округе. В нём тоже наблюдается тенденция застоя в сфере материального производства и высокий уровень регионального продукта в оптовой и розничной торговле, транспорте и связи, в финансовой деятельности, государственном управлении, образовании, здравоохранении, в области социальных и персональных услуг (таблица 2).
В годы перехода к рыночной экономике российский бизнес предпочтение отдает тем отраслям, которые более доходны, это оптовая и розничная торговля, транспорт, финансы, госуправление, коммерческое образование, услуги, хотя, особенно в условиях применяемых против России санкций, может вырасти ее зависимость от импорта сельскохозяйственной и целого ряда промышленной продукции, необходим прогресс в
целом ряде материальных производств и отраслей. Недостатки долгое время используемой отраслевой политики видятся в том, что она не учитывает требований экономической и продовольственной безопасности, упрощает мотивы внешнеэкономических отношений отдельных групп стран, исходит из того, что рынок сам решит эти проблемы и решит более эффективно, так как он обладает свойством саморегулирования. Как показывает 2014 г., это не получается, экономика фактически переживает мощный отраслевой кризис, ведущий к спаду.
Рынок, несомненно, весомый механизм формирования структуры отраслей, но он может иметь и солидные провалы: некоторые отрасли оказываются не конкурентоспособными на мировом уровне и требуют времени для своего развития; нужны значительные капиталовложения; квалифицированные кадры; имеются экологические провалы, возникают диспропорции и высокая импортозависимость; многие отрасли нуждаются в государственной поддержке, регулирующей роли государства, сбалансированном импорте и экспорте, высокой конкурентоспособности по всем видам продукции и услуг.
Серьезной особенностью формирования структуры отраслей в современной российской экономике является и усиление дифференциации регионов в части состояния материального производства. Есть регионы, где материальное производство - промышленность, сельское хозяйство за последние годы существенно уступило свои позиции торговле, финансам, транспорту, управленческой сфере (таблица 3).
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что, перелив капиталов во многих регионах ЦФО все эти годы формировался в пользу розничной и оптовой торговли, транспорта, финансов, госуправления, социальных услуг и в меньшей степени в пользу материального производства. В отдельных регионах округа эта сфера сократилась до минимума. Это означает, что многие регионы испытывают недостаток собственных товаров, в том числе потребительских, рассчитывают на большие поступления из госфондов, массированный импорт, хотя и сами могли бы организовать производство во многих отраслях, сделать их конкурентоспособными.
В условиях экономических санкций, дороговизны импорта, обвального ослабления национальной валюты экономика регионов может испытывать и уже переживает трудности с получением многих промышленных, сельскохозяйственных и продовольственных товаров, их дефицитом, в том числе по причине сужения импортной линейки целого ряда товаров.
Таблица 2 - Структура валовой добавленной стоимости (валовой региональный продукт) по видам экономической деятельности в Центральном Федеральном округе, в %_
Отрасли и сферы Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Материальное производство (сельское хозяйство, охота, рыболовство, лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, электроэнергетика, газ, вода, строительство) 29,8 28,2 30,1 29,7 29,1 28,7 29,5 28,8
Оптовая и розничная торговля, ремонт, гостиницы, рестораны 36,4 36,6 33,4 33,7 28,7 31,5 31,7 27,9
Транспорт и связь 8,7 9,1 9,2 8,8 9,4 10,0 9,8 10,5
Финансовая деятельность, операции с недвижимостью, аренда, предоставление услуг 15,7 15,4 16,2 16,4 18,8 17,2 16,9 18,6
Государственное управление, социальное страхование 2,5 3,4 3,5 3,8 4,8 4,4 4,1 5,6
Образование, здравоохранение, социальные и персональные услуги 6,9 7,3 7,6 7,6 9,2 8,2 8,0 8,6
ИТОГО 100 100 100 100 100 100 100 100
тельности в хозяйстве Курской области, в %
Отрасли и сферы Годы
2005 г. 2012 г.
Материальное производство (сельское хозяйство, охота, рыболовство, лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, электроэнергетика, газ, вода, строительство) 68,5 62,4
Оптовая и розничная торговля, ремонт, гостиницы, рестораны 11,5 11,8
Транспорт и связь 8,0 9,0
Финансовая деятельность, операции с недвижимостью, аренда, предоставление услуг 3,2 5,7
Государственное управление, социальное страхование 2,8 4,8
Образование, здравоохранение, социальные и персональные услуги 6,0 6,3
Таблица 3 - Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности (валовой региональный продукт) в субъектах Центрального Федерального округа РФ, 2012 г. в % __
Субъекты ЦФО Материаль- Оптовая и рознич- Транс- Финансовая. дея- Гос. управ- Образование, Итого
ное произ- ная торговля, ре- порт и тельность, операции ление, соц. здравоохра-
водство монт, гостиницы, рестораны связь с недвижимостью, аренда, услуги страхование нение, социальные услуги
Белгородская область 63,1 15,6 5,5 5,7 3,8 6,3 100,0
Воронежская область 39,4 19,3 10,7 16,5 6,0 8,1 100,0
Курская область 58,2 10,0 8,9 7,0 6,8 9,1 100,0
Орловская область 43,3 14,7 14,3 6,9 9,0 11,8 100,0
Тамбовская область 46,6 19,9 10,6 5,5 8,4 9,0 100,0
Брянская область 34,5 24,8 14,1 8,2 8,5 9,9 100,0
Владимирская область 46,7 14,9 9,2 12,3 7,3 9,6 100,0
Калужская область 57,3 12,6 5,1 10,0 6,2 8,8 100,0
Костромская область 46,5 18,3 7,7 7,9 9,6 10,1 100,0
Липецкая область 57,1 13,9 6,2 9,5 5,4 7,9 100,0
Московская область 31,1 27,1 11,3 16,1 6,0 8,4 100,0
Рязанская область 45,6 17,8 10,0 8,5 7,6 10,5 100,0
Смоленская область 46,2 19,7 9,5 7,3 7,8 9,5 100,0
Тульская область 50,0 14,7 7,5 11,0 6,9 9,9 100,0
г. Москва 20,0 33,0 10,9 22,8 4,9 8,4 100,0
Всего по ЦФО 28,8 27,9 10,5 18,6 5,6 8,6 100,0
В этих крайне сложных внешнеэкономических условиях, большой импортной зависимости российской экономики, отраслям и регионам необходима принципиально новая отраслевая политика. Она должна разрабатываться на следующих принципах: отраслевая структура должна быть достаточно гибкой и восприимчивой ко всем внешним и внутренним условиям. Ее несовершенство видится в том, что она в последние годы основывалась на большом импорте промышленной и продовольственной продукции, недооценке собственных товаров, что требовало значительных валютных расходов, а в условиях ослабления национальной валюты, приводит к удорожанию международной валюты и импорта. При развитии международной торговли, экспорте и импорте продукции очень важно учитывать и вопросы оптимального формирования экономической, продовольственной и технологической безопасности. Из-за шокового недостатка ряда видов сельскохозяйственной и промышленной продукции, получаемой по импорту, могут недоиспользоваться производственные мощности, снижаться темпы экономического и социального развития, возникать диспропорции. Отказ зарубежных поставщиков от импорта продукции может еще более приводить к экономическим рискам и убыткам. Поэтому отраслевую экономику важно отслеживать не только с позиций коммерческих, но и безопасности.
Отраслевая структура экономики страны, региона зависит от множества факторов как природно-экономических, месторасположения территории, так и от многочисленных институциональных условий. На структуру отраслей большое влияние оказывают и глобальные процессы, рентабельность и состояние конкуренции, возможные экономические риски, способность общества к оказанию поддержки, наличие компетентной рабочей силы, науки, эффективных форм помощи определяющим секторам экономики в регионах, комплексности хозяйств территорий. Она зависит и от обеспеченности регионов энергоносителями, рабочей силой, водой, инфраструктурой, развитости международных связей (рисунок 1).
Отраслевая структура региональной экономики зависит и от таких факторов, как масштабы экономики, включенность ее в мировую экономику. Однако эти связи и зависимости не только подчиняются общим экономическим правилам, но и очень индивидуальны, нуждаются в конкретных формах и методах освоения.
Природно- Наличие Развитость Характер
климатические и требуемой торговли, совокупного
экономические рабочей силы и и нфраструктуры, спроса на товары
условия топ-менеджеров финансовой и услуги
системы
Масштабы и Уровень
характер экспор- экономической и
та и импорта. Факторы, формирующие структуру продовольствен-
Политические отраслей в региональной экономике ной безопасности
факторы
Эффективность Государственные Размеры
управления субсидии и Развитие науки, резервных
экономикой на преференции, образования, средств.
всех уровнях налоговая на- культуры Экономические
грузка на бизнес риски
Рисунок 1 - Факторы, формирующие структуры отраслей в региональной экономике
Серьезным недостатком, долгое время сохранявшейся отраслевой политики регионов является и отсутствие ее связей с конечными результатами, сосредоточение решающей части инвестиций на самых верхних этажах управления, что очень ослабляет в этом отношении позиции эффективных регионов, плохо и то, что большая часть инвестиций в регионах формируется за счет трансфертов из федерального уровня, и мало за счет эффективного бизнеса. Это приводит к застою и недостатку инвестиций, а то и к упадку в целом ряде производств и отраслей. Например, в агропромышленном комплексе многих регионов длительный кризис наблюдается в семеноводстве, скотоводстве, овощеводстве, садоводстве, сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях АПК. Важно тщательно отслеживать состояние отраслей, изучать опыт их развития в передовых странах, использовать достижения науки и способствовать ее востребованности практикой, улучшать информационное обеспечение экономики и подготовку соответствующего кадрового потенциала. Импортозамещению зарубежной продукции может мешать и коррумпированность международных связей.
Опыт российских регионов, развитых стран ЕС, указывает на то, что отраслевая стратегия становится эффективной, тогда, когда она основывается на использовании не одного какого-то важного фактора, а целой их системы (рисунок 2).
Задачи регионов видятся в том, чтобы, прежде всего восстанавливались и развивались полезные, необхо-
димые, но в силу различных причин (отсутствия достаточного уровня глобальной конкурентоспособности; допущения ошибок при их реформировании или в силу обычного головотяпства; неучета государственной ориентации на определенные уровни технологической и продовольственной безопасности; отсутствия обоснованной региональной отраслевой политики) потерянные отрасли и производства, способные на выгодных условиях заменить собственной продукцией основную часть импорта, сделать экономику безопасной.
Рисунок 2 - Основные направления отраслевой стратегии региона и государства в рыночной экономике
Некоторые специалисты считают, что это делать не нужно. Например, были же заявления некоторых горе-специалистов, что «российское сельское хозяйство нам не нужно, что это «черная дыра», достаточно пробурить еще одну-две нефтяные скважины и всех можно накормить за счет импорта». На практике это не получилось, эффективность российской экономики всегда будет зависеть от состояния собственного аграрного сектора. Импорт оборудования, продукции, несомненно необходимо использовать, но в пределах экономической целесообразности, эффективности и безопасности, из мирового рынка завозить следует только то, что производить по объективным причинам внутри страны нецелесообразно, или импортный товар действительно очень выгоден. В современных условиях важно настойчиво осуществлять курс на импортозамещение. Он доказал свою эффективность в самых разных условиях, особенно для более полного использования производственных ресурсов, формирования экономической безопасности, снижения издержек производства, освоения новых технологий, для снижения рисков, компенсации дорогого импорта.
В агропромышленном производстве важно осуществить импортозамещение по всему комплексу основных отраслей агропромышленного комплекса, особенно по таким видам продукции, как мясо, молоко и молочная продукция, овощи, зелень, фрукты. Не случайно министр сельского хозяйства Российской Федерации Н. Федоров заявил, что задача состоит в том, чтобы уже в 2020 г. снизить российский импорт мяса - до 7,7% от объема потребления, молока и молочных продуктов до 16,6%, фруктов - до 20%, овощей - до 10%. Импорто-замещение возможно и целесообразно на всех уровнях экономики: на уровне предприятия, компании, регионов, государства, домашних хозяйств и даже занятости и потребления отдельного человека. Нужны как эксклюзивные товары, так и товары для всего населения, как сырье, так и готовые к употреблению продукты, экологически чистые, с длительными и короткими сроками хранения. Особое место в политике импортоза-мещения должна занимать ассортиментная политика, способная сформировать производство для всех слоев населения, практически по всем видам продукции.
В условиях объективного сокращения импорта, необходимости использования импортозамещения, возможного отставания производства и торговой инфраструктуры в отдаленных регионах важно активизировать и диверсифицировать межрегиональные поставки жизненно важных продуктов. Это будет выгодно не только новым потребителям, но и производящим регионам, где те или иные виды продукции производятся в избытке. В России немало территорий, которые регулярно нуждаются в промышленной и пищевой продукции и в тоже время немало регионов, где их производится в избытке. Так, например, Курская область сегодня производит на душу населения более 3,5 т зерна, 363 кг молока, 440 кг сахара, из которых можно производить самые различные высококачественные продукты. Наличие таких связей между регионами позволит в целом ряде территорий импорт заменить собственной продукцией, а также создать стимулы для расширения производства в производящих регионах.
Важным направлением отраслевой политики регионов должен стать и курс на диверсификацию экономики предприятий, регионов, субъектов импорта. Эффективность диверсификации экономики доказана опытом как российских, так и зарубежных хозяйств, итогами исследований целого ряда авторов, опубликованных в ряде российских изданий. Оптимизация отраслевой политики в регионах в широком смысле должна включать и меры по повышению эффективности государственного управления, образования, здравоохранения, оказания социальных услуг, развитию транспортного комплекса, розничной и оптовой торговли, финансовой сферы. В настоящее время они часто недостаточно эффективны, о чем, в частности, свидетельствуют сегодняшние межрегиональные различия в производительности и условиях труда. Необходим принципиально новый социально-экономический и институциональный механизм государственного регулирования структуры отраслей. Доверять совершенствование отраслевой структуры региональной экономики только рыночной конъюнктуре вряд ли можно, учитывая, что эти процессы зависят от множества факторов и целей, необходим более комплексный подход, включающий не только экономические, но и институциональные критерии и инструменты их оптимизации. Это позволит избегать еще часто встречающихся провалов отраслевой политики, сделать ее более эффективной. Обобщение мировой практики осуществления отраслевой политики в условиях рынка указывает на то, что она должна включать: подробный анализ и оценку сложившейся структуры отраслей и ее эффективности; анализ состояния и роли внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, наличия монополизма; четко сформированные предложения по перспективам их развития, а так же рекомендации по стимулированию импортозамещения, диверсификации экономики, созданию новых производств, развитию межрегиональных связей, по преодолению диспропорций, особенно в части отставания от переработки сырьевых отраслей, ассортимента товаров и услуг, развития экспортного производства. Направления структурной политики в периоды ее совершенствования важно подкрепить налоговыми льготами, субсидиями в аграрном секторе, защитить институционально. В современных условиях особенно важно в качестве приоритета сделать материальное производство - промышленность, строительство, сельское хозяйство, с обязательным выполнением ими требований по обеспечению экономической безопасности. Это позволит наполнить региональную экономику самыми различными, востребованными товарами и сырьем, сделать ее устойчивой. Современное состояние их трендов нельзя считать перспективным и это скорее всего тренды первоначального накопления, важно развивать материальное
производство, его доля в совокупной экономике должна серьезно повышаться.
Список использованных источников
1 Региональные счета. Курская область (2015-2012 гг). Статистический сборник. - Курск, 2014.
2 Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. Перев. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997.
3 Информационно-аналитический бюллетень Главного управления банка России по Курской области. - Курск, 2013.
Информация об авторах
Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Сафронов Вячеслав Васильевич, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Терехов Вадим Павлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».