Научная статья на тему 'ОТРАСЛЕВАЯ ОСОБЕННОСТЬ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ'

ОТРАСЛЕВАЯ ОСОБЕННОСТЬ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / НИОКР / ПРОДУКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева Марина Дмитриевна

Национальная безопасность Российской Федерации напрямую зависит от состояния развития оборонно-промышленного комплекса (далее по тексту - ОПК). Начиная с 2014 г. США и страны ЕС прилагают немало усилий для ослабления военно-промышленного комплекса (далее по тексту - ВПК). В современных реалиях негативного воздействия санкционной политики предприятиям ОПК необходимо реализовать весь свой научно-производственный потенциал для сохранения позиций России на мировой арене и пресечения всевозможных угроз национальной безопасности нашей страны. В статье изучены предпосылки отраслевых изменений в ОПК (переориентирование отрасли на производство продукции гражданского назначения), спровоцированные введением антироссийских санкций. Проанализированы особенности, состав и проблемы использования научно-производственного потенциала в ОПК. Представлены основные направления развития научно-производственного потенциала ОПК. Систематизированные проблемы характерны в целом для отрасли. Следовательно, рассматриваемый вопрос актуален не только для предприятий ОПК, способных диверсифицировать производство, но и для предприятий, не способных осуществить даже частичное изменение ассортиментной и производственной политики. В настоящее время основная задача ОПК состоит в концентрации сил и средств на максимальном использовании научно-производственного потенциала, решение которой возможно лишь при комплексном подходе в использовании ресурсов предприятий отрасли и государственном регулировании процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеева Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECTORAL SPECIFICITIES OF SCIENTIFIC AND PRODUCTION POTENTIAL IN THE DEFENSE INDUSTRIAL COMPLEX

The national security of the Russian Federation directly depends on the state of development of the defense industrial complex. Since 2014, the United States and EU countries have been making a lot of efforts to weaken the military industrial complex. In the current realities of the negative impact of the sanctions policy, defense industry enterprises need to realize all their scientific and production potential to preserve Russia's position in the world arena and to prevent all kinds of threats to the national security. The article examines the prerequisites for sectoral changes in the defense industry (reorientation of the industry to the production of civilian products), provoked by the introduction of anti-Russian sanctions. The features, composition and problems of scientific and production potential in the defense industry are analyzed. The main directions of the development of the scientific and industrial potential of the defense industry are presented. The systematized problems are characteristic of the industry as a whole. Consequently, the issue under consideration is relevant not only for defense industry enterprises that are able to diversify production, but also for enterprises that are unable to implement even a partial change in assortment and production policy. Currently, the main task of the defense industry is to concentrate forces and resources on the maximum use of scientific and production potential, the solution of which is possible only with an integrated approach in the use of resources of industry enterprises and state regulation.

Текст научной работы на тему «ОТРАСЛЕВАЯ ОСОБЕННОСТЬ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ»

Елисеева М.Д. 1

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

Отраслевая особенность научно-производственного потенциала в оборонно-промышленном комплексе

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Елисеева М.Д. Отраслевая особенность научно-производственного потенциала в оборонно-промышленном комплексе // Креативная экономика. -2021. - Том 15. - № 10. - С. 3839-3850. Сот 10.18334/се.15.10.1 13685

АННОТАЦИЯ:

Е о с о

и

Национальная безопасность Российской Федерации напрямую зависит от состояния развития оборонно-промышленного комплекса (далее по тексту - ОПК). Начиная с 2014 г США и страны ЕС прилагают немало усилий для ослабления военно-промышленного комплекса (далее по тексту - ВПК). В современных реалиях негативного воздействия санкционной политики предприятиям ОПК необходимо реализовать весь свой научно-производственный потенциал для сохранения позиций России на мировой арене и пресечения всевозможных угроз национальной безопасности нашей страны. В статье изучены предпосылки отраслевых изменений в ОПК (переориентирование отрасли на производство продукции гражданского назначения), спровоцированные введением антироссийских санкций. Проанализированы особенности, состав и проблемы использования научно-производственного потенциала в ОПК. Представлены основные направления развития научно-производственного потенциала ОПК. Систематизированные проблемы характерны в целом для отрасли. Следовательно, рассматриваемый вопрос актуален не только для предприятий ОПК, способных диверсифицировать производство, но и для предприятий, не способных осуществить даже частичное изменение ассортиментной и производственной политики. В настоящее время основная задача ОПК состоит в концентрации сил и средств на максимальном использовании научно-производственного потенциала, решение которой возможно лишь при комплексном подходе в использовании ресурсов предприятий отрасли и государственном регулировании процессов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оборонно-промышленный комплекс, научно-производственный потенциал, диверсификация, инновации, НИОКР, продукция гражданского и двойного назначения

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

ОБ АВТОРЕ_

Елисеева Марина Дмитриевна, аспирант кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами (1_уи1оеуа. [email protected])

- 3839 -

Eliseeva M.D. 1

1 Saint Petersburg State University of Economics, Russia

<n

IN

o>

lO

o>

<J\

Sectoral specificities of scientific and production potential in the defense £ industrial complex

CITE AS:_

Eliseeva M.D. (2021 ) Otraslevaya osobennost nauchno-proizvodstvennogo po-tentsiala v oboronno-promyshlennom komplekse [Sectoral specificities of scientific and production potential in the defense industrial complex]. Kreativnaya ekono-mika. 15. (10). - 3839-3850. doi: 10.18334/ce.1 5.10.1 13685

ABSTRACT:_

The national security of the Russian Federation directly depends on the state of development of the defense industrial complex. Since 2014, the United States and EU countries have been making a lot of efforts to weaken the military industrial complex. In the current realities of the negative impact of the sanctions policy, defense industry enterprises need to realize all their scientific and production potential to preserve Russia's position in the world arena and to prevent all kinds of threats to the national security. The article examines the prerequisites for sectoral changes in the defense industry (reorientation of the industry to the production of civilian products), provoked by the introduction of anti-Russian sanctions. The features, composition and problems of scientific and production potential in the defense industry are analyzed. The main directions of the development of the scientific and industrial potential of the defense industry are presented. The systematized problems are characteristic of the industry as a whole. Consequently, the issue under consideration is relevant not only for defense industry enterprises that are able to diversify production, but also for enterprises that are unable to implement even a partial change in assortment and production policy. Currently, the main task of the defense industry is to concentrate forces and resources on the maximum use of scientific and production potential, the solution of which is possible only with an integrated approach in the use of resources of industry enterprises and state regulation.

KEYWORDS: defense industrial complex, scientific and production potential, diversification, innovation, R&D, civil and dual-use products

JEL Classification: H56, O31, O33, L64

Received: 05.10.2021 / Published: 31.10.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Eliseeva M.D. ( [email protected])

- 3840 -

Введение

Сегодня Россия сталкивается с колоссальным политическим и экономическим давлением со стороны США и Евросоюза, сопоставимое по силе воздействия с холодной войной. Жесткие экономические санкции ограничили масштаб экспорта и импорта продукции, комплектующих, технологий отечественного ОПК, что привело к необходимости внесения конструктивных изменений в отрасль: расширение возможностей самостоятельного обеспечения производств необходимыми ресурсами и технологиями, увеличение загрузки высвободившихся производственных мощностей посредством частичной смены ассортиментной политики с переориентацией производств на внутренний рынок сбыта продукции гражданского назначения и др. ОПК обладает соответствующим научно-производственным потенциалом, но в процессе трансформации сталкивается с рядом проблем.

Современное состояние научно-производственного потенциала ОПК и его составляющих достаточно часто оценивается в исследованиях ученых. Изучению вопросов диверсификации, недостатков и проблем ОПК посвя- та щены научные труды многих авторов.

Так, например, А.М. Батьковский, В.В. Клочков во главу угла ставят оптимизацию использования и совершенствование материально-технической базы путем проведения обоснованных расчетов затрат на содержание и эксплуатацию производственных мощностей [2] (Б^коузЫу, Юоеккоу, 2020).

А.И. Лотов, В.Н. Прокудин в качестве основного препятствия для достижения намеченных целей предприятий ОПК отмечают старение персонала [6] (Ьо^у, Ртокыйт, 2021).

С.В. Ештокин в качестве проблем, препятствующих переводу ОПК в гражданский сектор, выделяет множественность звеньев отрасли; планирование производства продукции гражданского назначения по остаточному принципу и концентрация внимания на государственном оборонном заказе; акцентирование стратегии развития на производстве продукции, не отвечающей современным реалиям [4] (Б$Ыокт, 2021).

По мнению Л.И. Лугачевой, Е.А. Соломенниковой, основной проблемой ОПК является несовершенство финансовой стратегии, что проявляется в существенной закредитованности предприятий, отсутствии гибкости ценообразования, контрактной системы, государственного целевого финансирования [3] (УагвпШа, Ктуаву, Astashev, УагвпШа, Ошву, Ошву, 2018).

О.Н. Мельников, Д.А. Есипенко, Д.С. Алабужев акцентируют внимание на необходимости мягкого перевода предприятий на рыночные механизмы

- 3841 -

и проведения трансформации отрасли с учетом социально-психологического климата, так как при дифференциации производств, по мнению авторов, существует угроза утраты специалистов с «государственно-ориентированным мышлением» и неприобретения «высококвалифицированных специалистов

ю

с преобладанием рыночного мышления» [8] (Melnikov, Esipenko, Alabuzhev, 2020).

И.А. Толочко в своих исследованиях отмечает проблему отсутствия стра-¡Я тегического планирования как на уровне отдельных предприятий ОПК, так и на уровне государства - отсутствие комплексного подхода к ОПК как к системе [13, 14] (^Ь^Ь, 2020).

По мнению Е.А. Полевского, наиболее перспективное направление трансформации ОПК - диверсификация производств отрасли с приоритетным уклоном на нанотехнологии [10] (Polevskiy, 2012).

Таким образом, происходящие отраслевые изменения требуют мобилизации научно-производственного потенциала ОПК и совершенствования процессов и порядка использования имеющихся ресурсов.

Целью исследования является выявление недостатков и приоритетных направлений совершенствования использования научно-производственного потенциала ОПК.

Результаты исследования

В оборонно-промышленный комплекс входят субъекты хозяйствования, которые разрабатывают, производят или осуществляют поставки военного оборудования, техники и прочих видов продукции военного назначения. В настоящее время основным заказчиком продукции и услуг ОПК выступают вооруженные силы и силовые структуры Российской Федерации. Часть продукции ОПК экспортируется.

С момента присоединения Крыма к России весной 2014 г. экспорт продукции ОПК существенно сократился по причине того, что в отношении экономики нашей страны применяется санкционная политика Евросоюза и США, основной целью которой является повышение угроз национальной безопасности РФ, ослабление ВПК и научно-производственного потенциала ОПК.

В санкционный список попали крупнейшие предприятия ОПК: АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Концерн «Калашников», ОАО «Концерн «Ижмаш», АО «НПО «Базальт», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», АО «Концерн «Радиоэлектронные Технологии», АО «Концерн «Созвездие», АО «Конструкторское Бюро Приборостроения им. Академика А. Г. Шипунова», АО «ВПК «НПО маши-

- 3842 -

ностроения», ОАО «Тульский оружейный завод», АО «Сириус», Ассоциация «Станкоинструмент», АО «РТ-Химкомпозит» и др. [9].

Ресурсные поставки и импорт технологий из стран НАТО, коснувшиеся, прежде всего, поставок программного обеспечения и продукции двойного назначения, были приостановлены; часть рынка сбыта предприятий ОПК (Европа, США) была потеряна также по причине проводимой санкционной политики. Негативными последствиями санкций стало нарушение сроков экспортных поставок. Но санкционное влияние также имело и позитивный характер, заключающийся в инициализации отечественных разработок, реанимации предприятий, находящихся на грани банкротства, более полной загрузке производственных мощностей предприятий ОПК, увеличении финансирования НИОКР, что позволило ослабить негативные изменения в

отрасли.

тической обстановки и макроэкономики руководство нашей страны сменило

В условиях налагаемых на Россию санкций, нестабильности мировой поли-

курс развития ОПК. 31 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон № 488 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [1], предусма- щ тривающий деформацию ОПК согласно стратегии промышленного развития - частичное переориентирование производств ОПК с военной продукции на продукцию гражданского и двойного назначения. Согласно поручению президента Правительству РФ, доля высокотехнологичной продукции гражданского назначения к 2025 г. должна быть обеспечена на уровне 30%, а к 2030 г. - 50% [11].

Специфика каждого предприятия обуславливает возможности диверсификации производства: если одни предприятия с легкостью способны переориентироваться на гражданский сектор экономики (например, производство радиоэлектроники, самолето- и судостроение и др.), то другие (например, производство ядерного оружия, ракетостроение и т.п.) не способны трансформировать свое производство.

Для достижения отраслью показателей, обозначенных стратегией промышленного развития, предприятиям ОПК, поддающимся диверсификации, требуется реализовать весь свой научно-производственный потенциал, состоящий из конкретного перечня ресурсов:

- материально-технологических ресурсов,

- трудовых ресурсов,

- финансовых ресурсов.

Рассмотрим каждый вид ресурсов в отдельности.

- 3843 -

<n

1. Материально-технологическая база включает в себя имеющиеся в распоряжении производственные мощности (здания, эксплуатируемое оборудование), технологии (как существующие, так и потенциально возможные для внедрения) и всю разрешительную документацию и права на их использование (патенты, сертификаты, техническую документацию). В связи с исторически сложившейся стратегической важностью отрасли предприятия обладают огромными производственными мощностями, закрепленными за ОПК еще с советских времен. Основной проблемой использования материально-технической базы является простаивание оборудования. Если оборудование большинства предприятий возможно перенастроить на выпуск гражданской продукции, то технологическая база требует проведения НИОКР, из которых вытекает последующая необходимость зачастую длительного этапа согласования, получения разрешений и закрепления соответствующих прав на производство, что и приводит к простаиванию оборудования.

К сфере ОПК относятся научно-исследовательские институты, испытательные лаборатории, производственные предприятия. Согласно приказу Минпромторга России от 03.07.2015 г. № 1828, по состоянию на 23 марта 2021 г. в сводный реестр включены 1355 организаций ОПК [12] (Stepanov, 2021). Следует отметить, что в реестр включены лишь крупнейшие «игроки» ОПК, осуществляющие поставки в рамках государственного оборонного заказа. Поставщики комплектующих, а также подрядчики и субподрядчики, привлекаемые для выполнения государственного оборонного заказа, в указанный реестр не включаются. Их общее количество неизвестно. Все предприятия ОПК, как включенные, так и не включенные в реестр, являются потенциальными конкурентами друг другу. Отсутствие сотрудничества между предприятиями ОПК ведет к тому, что исследования, результаты которых будут идентичны, проводятся каждым субъектом хозяйствования обособленно, что в последующем создает конкуренцию за покупателя при реализации продукции/технологий, схожих по своим свойствам и предназначению.

Также нельзя не отметить, что немалая часть используемых в ОПК технологий и комплектующих по-прежнему имеет иностранное происхождение [5].

2. Трудовые ресурсы имеют важнейшее значение в раскрытии потенциала предприятий ОПК. В настоящее время в ОПК занято около 2 млн человек [12] (Stepanov, 2021). Доля работающих в ОПК человек составляет около 3% всего занятого экономической деятельностью населения страны. Но количественный аспект трудовых ресурсов не является определяющим в реализации потенциала ОПК. Ориентация на наращивание доли продукции гражданского назначения, отвечающей современным требованиям общества, предпола-

- 3844 -

гает наличие высококвалифицированных кадров, обладающих обширными знаниями и опытом работы. В настоящее время основной проблемой ОПК является старение персонала, что обусловлено низким уровнем оплаты труда. Сложившаяся система материального стимулирования снижает приток молодежи в отрасль, из чего следует ряд проблем: старшему поколению некому передавать накопленный опыт работы, возрастные работники зачастую не способны вникать в современные технологии, усваивать и применять современную информацию цифрового и иного инновационного формата.

Производства ОПК остро нуждаются не только в узких специалистах с высшим образованием, но и в выпускниках сузов технических профессий, но в условиях снижения престижа рабочих профессий предприятия испытывают дефицит соответствующих специалистов.

Также нельзя не отметить, что за короткий промежуток времени (за последние два десятилетия) произошел разрыв бесценных связей ОПК с

вузами и сузами страны, сформированных предыдущими поколениями и спо-

собствующих формированию кадрового резерва во времена СССР. Для вос становления утраченных связей государству потребуется приложить огром- щ ные усилия.

3. Происходящие в отрасли деформации сводятся к ограничению финансовых ресурсов. Большинство предприятий ОПК функционируют в условиях самофинансирования, что создает необходимость окупаемости затрат, вложенных в новые направления производств. В настоящее время общая задолженность по кредитам предприятий ОПК измеряется триллионами рублей. Государство выделяет из бюджета средства, но данная поддержка существенно не изменила ситуации закредитованности предприятий. Отрасль требует новых форм финансирования: сторонних инвестиций, сложных схем финансовой государственной поддержки в различных вариантах (выделение субсидий, беспроцентных целевых кредитов, имеющих четкое направление на развитие и требующих отчета о потраченных средствах) и др.

Помимо перечисленных видов ресурсов реализацию научно-производственного потенциала ОПК невозможно представить без качественной и четко налаженной работы системы менеджмента и маркетинга. Неизвестность новых отечественных брендов, необходимость больших финансовых вложений для продвижения продукции на рынок и недоверие к отечественным технологиям, сформированные в общественных массах, усложняют работу менеджеров и маркетологов отрасли. Предприятию должно быть четко понятно не только, что, как и с использованием каких видов ресурсов производить, но и как продвигать произведенную продукцию на рынок, как управ-

- 3845 -

<n

IN

o>

Ю

o>

<J\

лять предприятием в комплексе и отдельными процессами, повышая имидж и конкурентоспособность продукции, предприятия и отечественного ОПК в целом.

Заключение

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что для максимально полной реализации научно-производственного потенциала руководству страны и предприятий ОПК следует акцентировать внимание на следующих направлениях:

- ориентир на выпуск продукции гражданского и двойного назначения с одновременным сохранением позиций и повышением доли инновационных решений производства продукции для ВПК;

- минимизация импорта комплектующих и технологий посредством развития и увеличения финансирования отечественных НИОКР;

- выработка государством единой стратегии развития предприятий и рассмотрение ОПК - как системного государственного комплекса, что предполагает создание условий сотрудничества, а не конкуренции отдельных предприятий ОПК для снижения объемов финансирования отдельных научных исследований;

- сокращение бюрократических преград согласования результатов НИОКР;

- создание конкурентоспособной системы мотивации и стимулирования персонала для привлечения высококвалифицированных кадров и снижения «утечки мозгов»;

- налаживание связей с учебными заведениями, выявление, а также информационное и финансовое сопровождение обучения талантливых студентов;

- обеспечение комфортных условий финансирования предприятий ОПК, снижение их кредитной нагрузки;

- применение современных методов управления и маркетинга. Только грамотное и комплексное использование имеющихся ресурсов и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потенциальных возможностей с одновременной государственной поддержкой и четкой проработкой стратегии развития отрасли способно привести реализацию научно-производственного потенциала предприятий ОПК к успеху.

- 3846 -

го ш

ИСТОЧНИКИ:

1. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (в ред. от 20.07.2020). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173119/ (дата обращения: 06.10.2021).

2. Батьковский А. М., Клочков В. В. Управление материально-технической базой предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях их диверсификации // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 1. -c. 363-374.

3. Вареница Ю. И., Кимяев Д. И., Асташев М. Г., Вареница Г. Ю., Гусев В. А., Гусев О. А. Мобильная система удаленного мониторинга последнего поколения как инновационное решение задач оптимизации контроля за произ- □ водством на предприятии оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - № 2. - c. 327-334.

4. Ештокин С. В. Диффузия высоких технологий оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор экономики: стратегические шаги к им-портозамещению // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 1. -c. 257-278.

5. Зубарев Д. Патрушев признал зависимость российского ОПК от импорта. Деловая газета Взгляд, 9 июня 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/ news/2020/6/9/1044021.html (дата обращения: 06.10.2021).

6. Лотов А. И., Прокудин В. Н. Значимость целевого обучения при подготовке кадров оборонно-промышленного комплекса // Экономика высокотехнологичных производств. - 2021. - № 2. - c. 81-92.

7. Лугачева Л. И., Соломенникова Е. А. Финансово-хозяйственные дисбалансы компаний оборонно-промышленного комплекса и функциональная поддержка государства // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. -№ 12. - c. 3249-3268.

8. Мельников О. Н., Есипенко Д. А., Алабужев Д. С. Расширение подходов к процессу управления жизненным циклом продукции при диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 3. - c. 1301-1310.

9. Оверченко М., Кравченко Е., Поливанов А., Серов М., Климентьева Л. США добавили в санкционный список «Роснефть», ВЭБ, «Новатэк» и Газпромбанк. Газета «Ведомости», 17 июля 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www. vedomosti.ru/politics/articles/2014/07/17/ssha-dobavili-v-sankcionnyj-spisok-rosneft-veb-i-novatek (дата обращения: 06.10.2021).

10. Полевский Е. А. Технологическое лидерство оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. - 2012. - № 3. - c. 27-31.

- 3847 -

Путин поручил довести долю продукции гражданского назначения в ОПК до 50% к 2030 г. Информационное агентство «ТАСС». [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/3847493 (дата обращения: 06.10.2021). Степанов А. Оборонные предприятия готовы занять свою нишу в создании гражданской продукции // Интернет-портал «Российской газеты». - 2021. -№ 61 (8412).

Толочко И. А. Отраслевые особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса в организации рискозащищенной технологии планирования // Лидерство и менеджмент. - 2020. - № 2. - с. 379-392. Толочко И. А. Рискозащищенная технология планирования для предприятий оборонно-промышленного комплекса: вертикальная интеграция и трансфертные цены // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. -№ 3. - с. 741-752.

Тулембаев А. Н., А. М. Адилова, А. Серикбекулы Интеграция системы управления проектами на предприятии оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. -№ 7. - с. 2029-2044.

REFERENCES:

Batkovskiy A. M., Klochkov V. V. (2020). Upravlenie materialno-tekhnicheskoy bazoy predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa v usloviyakh ikh di-versifikatsii [Management of material and technical base of enterprises of the military-industrial complex in the conditions of their diversification]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 363-374. (in Russian).

Eshtokin S. V. (2021). Diffuziya vysokikh tekhnologiy oboronno-promyshlennogo kompleksa v grazhdanskiy sektor ekonomiki: strategicheskie shagi k impor-tozameshcheniyu [Diffusion of high technologies of the military-industrial complex into the civilian sector of the economy: strategic steps towards import substitution]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 257-278. (in Russian).

Lotov A. I., Prokudin V. N. (2021). Znachimost tselevogo obucheniya pri podgot-ovke kadrov oboronno-promyshlennogo kompleksa [The importance of targeted training of the military-industrial complex personnel]. Ekonomika vysokotekhnologichnyh proizvodstv. (2). 81-92. (in Russian).

Lugacheva L. I., Solomennikova E. A. (2020). Finansovo-khozyaystvennye dis-balansy kompaniy oboronno-promyshlennogo kompleksa i funktsionalnaya podderzhka gosudarstva [Financial and economic imbalances of military-industrial complex companies and functional support of the state]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (12). 3249-3268. (in Russian).

- 3848 -

Melnikov O. N., Esipenko D. A., Alabuzhev D. S. (2020). Rasshireniepodkhodov k protsessu upravleniya zhiznennym tsiklom produktsii pri diversifikatsii pred-priyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa [Enhancement of approaches to the process of product lifecycle management when diversifying enterprises of the military industrial complex]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1301-1310. (in Russian).

Polevskiy E. A. (2012). Tekhnologicheskoe liderstvo oboronno-promyshlennogo kompleksa [Technological leadership of military-industrial complex]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 27-31. (in Russian).

Stepanov A. (2021). Oboronnyepredpriyatiya gotovy zanyat svoyu nishu v sozdanii grazhdanskoy produktsii [Defense companies are ready to occupy their niche in the creation of civilian products]. Internet-portal «Rossiyskoy gazety». (61 (8412)). (in Russian).

Tolochko I. A. (2020). Otraslevye osobennosti predpriyatiy oboronno-promyshlen-nogo kompleksa v organizatsii riskozashchishchennoy tekhnologiiplanirovani-ya [Industry features of the military-industrial complex enterprises in the organization of risk-protected planning technology]. Leadership and management. (2). 379-392. (in Russian).

Tolochko I. A. (2020). Riskozashchishchennaya tekhnologiya planirovaniya dlya predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa: vertikalnaya integratsiya i transfertnye tseny [Risk-protected planning technology for the enterprises of the defense and industrial complex: vertical integration and transfer prices]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 741-752. (in Russian).

Tulembaev A. N., A. M. Adilova, A. Serikbekuly (2020). Integratsiya sistemy upravleniya proektami na predpriyatii oboronno-promyshlennogo kompleksa Respubliki Kazakhstan [Integration of the project management system at the enterprise of the military industrial complex of the Republic of Kazakhstan]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (7). 2029-2044. (in Russian).

Varenitsa Yu. I., Kimyaev D. I., Astashev M. G., Varenitsa G. Yu., Gusev V. A., Gusev O. A. (2018). Mobilnaya sistema udalennogo monitoringa poslednego pokoleniya kak innovatsionnoe reshenie zadach optimizatsii kontrolya za proizvodstvom na predpriyatii oboronno-promyshlennogo kompleksa [Mobile remote monitoring system of the latest generation as an innovative solution to the problems of optimization of production control at the enterprise of the military-industrial complex]. Voprosy innova-tsionnoy ekonomiki. (2). 327-334. (in Russian).

- 3849 -

- 3850 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.