Научная статья на тему 'Отраслевая и территориальная трансформация строительного комплекса региона (методические аспекты)'

Отраслевая и территориальная трансформация строительного комплекса региона (методические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ / TRANSFORMATION / ECONOMIC PROGRESS / BUILDING ACTIVITY / BRANCH ASPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Лариса Сергеевна

Определяется необходимость структурирования регионального экономического пространства с учетом происходящих трансформаций в общественном разделении труда и его обобществлении. Раскрывается содержание основных направлений исследования экономики региона во взаимосвязи отраслевых и территориальных аспектов. Особое внимание уделяется территориальному разделению труда как важнейшему фактору экономического прогресса и как основе территориальной экономической интеграции. Исследуются процессы появления новых отраслевых образований в строительстве и возможности формирования эффективных форм территориально-отраслевого взаимодействия субъектов строительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructing complex of region: sectoral and territorial transformations that affect the economical stability

The necessity for region economic area structuring is fixed taking into account the transformations that appear in division of labour and in its socialization. The main directions of region economics inquiry are explained in interconnection with branch and territorial aspects. The special attention is given to a territorial division of labour as a major factor of economic progress and as a basis of territorial economic integration. The processes of new sectoral units appearance are researched in construction together with opportunities of effective ways for territorial-sectoral interaction between subject of building activity

Текст научной работы на тему «Отраслевая и территориальная трансформация строительного комплекса региона (методические аспекты)»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Л.С. БЕЛОУСОВА

Лариса Сергеевна Белоусова — кандидат экономических наук, доцент.

В 1975 г. окончила ЛФЭИ им. Н.А. Вознесенского, в 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию, доцент Курского государственного технического университета, соискатель СПбГУЭФ.

Автор более 90 публикаций.

Сфера научных интересов — экономика строительства, региональная экономика, устойчивое развитие.

^ ^ ^

ОТРАСЛЕВАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА (методические аспекты)

Теория, методология и практика регионального развития показывают, что основной целью управления отраслями и территориями является удовлетворение широкого спектра растущих потребностей населения в жилье, питании, образовании, быте, отдыхе и др. Степень удовлетворения этих потребностей определяет качество жизни населения и является исходной предпосылкой для оценки достижений определенного этапа социально-экономического развития региона и выработки будущей стратегии.

Как справедливо отмечает А.Г. Гранберг [2, с. 351], чтобы определить задачи региональной экономической политики и средства их решения, необходимо выявить основные дисбалансы и их причины. Отсюда, по нашему мнению, следуют три направления экономических исследований в этой сфере:

1) исследование особенностей конкретного региона (оценка стартовых возможностей — точек конкурентных преимуществ);

2) исследование накопленного потенциала (оценка произошедших с начала перестройки трансформаций);

3) разработка и поэтапная реализация механизма устойчивого развития региона в целом и региональных производственных комплексов в частности.

Сложность реализации указанных направлений заключается в том, что региональные пропорции воспроизводства (общеэкономические, структурные, социальные, демографические, экологические) взаимообусловленны. Изменение, например, демографических пропорций оказывает воздействие на структуру занятости, на потребность в услугах социальной сферы и т. д. Региональные воспроизводственные пропорции порождены сочетанием многочисленных процессов, которые протекают на территории региона. Им присущ различный уровень локализации: одни из них формируются под значительным воздействием внешних факторов, и управление ими не является прямой функцией региональных органов власти, другие пропорции связаны преимущественно с решением внутрирегиональных социальных и экономических задач.

Региональная организация хозяйства требует, таким образом, для своего поддержания и функционирования особых экономических условий и механизмов. Соединение экономики и региональной организации на основе рыночных отношений возможно лишь в рамках системного подхода. В основе механизма устойчивого развития региона как системы должен лежать, по нашему мнению, учет особенностей проявления законов общественного воспроизводства на уровне региона. Суть регионального воспроизводственного процесса состоит в непрерыв-

ГРНТИ 67.01.19 © Л. С. Белоусова, 2010

ном возобновлении ресурсов региона (материально-вещественных, трудовых, финансовых), необходимых как для создания условий воспроизводства, так и для обеспечения самого процесса воспроизводства.

В последние годы наблюдается относительная стабилизация социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов. Отмечается среднесрочная положительная динамика основных показателей уровня жизни населения, выраженная в росте доходов и заработной платы в реальном выражении, замедлении темпов инфляции, высоком темпе роста потребительского спроса. В то же время сохраняются достаточно высокие межрегиональные различия по доходам на душу населения, уровню заработной платы, уровню безработицы, бюджетной обеспеченности. В связи с этим примечательно замечание Н. Дорогова о том, что региональное хозяйство как мезоуровень, в отличие от предприятия, не может быть обречено на ликвидацию, на механическое прекращение функций [3]. Невозможность обеспечить нормальное воспроизводство всех составных элементов региональной системы в их единстве и постоянном взаимодействии порождает состояние депрессивности, приводит к потере региональным хозяйственным комплексом (РХК) и его важнейшей интегрирующей подсистемой — строительным комплексом — экономической устойчивости. Более того, сам факт наличия депрессивности противодействует реализации конституционных прав людей, проживающих на такой территории, на получение благ, соответствующих нормальным стандартам жизненного уровня.

Строительству как части инвестиционно-строительного комплекса, выполняющего в общественном производстве функцию воспроизводства основных фондов всех отраслей народного хозяйства, принадлежит особая роль в структурной перестройке материальной базы производственного потенциала России [8]. Инвестирование в капитальное строительство как процесс создания и воспроизводства основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. С точки зрения строительной деятельности рыночные отношения в инвестиционно-строительном комплексе — это отношения субъектов данного комплекса по поводу производства и продажи товара в виде полностью законченных строительством и подготовленных к производству продукции или оказания услуг предприятий, зданий, сооружений различного назначения. После введения в действие и постановки на учет они становятся объектами основных фондов в самых разных сферах и отраслях национальной экономики. Товаром являются также промежуточные и относительно самостоятельные результаты отдельных технологических этапов процесса производства конечной продукции, т. е. работы и услуги разного вида и назначения (строительно-монтажные работы, транспортировка, комплектация и т. д.). Строительство, таким образом, создает материальные условия, обеспечивающие возможность функционирования средств производства. К функциям строительного комплекса, помимо создания основных фондов, относятся расширение, реконструкция и техническое перевооружение уже действующих основных фондов, что особенно актуально в условиях высокой степени изношенности основных производственных фондов российских предприятий, жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры. Таким образом, основной задачей строительства являются расширенное воспроизводство и качественное обновление основных фондов предприятий разной отраслевой принадлежности, объектов производственной инфраструктуры, жилых домов и зданий социально-бытового, культурного и другого назначения, размещенных на конкретной территории [1].

Особое место в стабилизации и улучшении социально-экономического положения региона (проблемного в особенности) принадлежит региональному строительному комплексу (РСК), который реализует инвестиционно-строительные программы и проекты с учетом общегосударственных и региональных интересов. РСК можно охарактеризовать как сложное межотраслевое территориальное единство предприятий и организаций, определенным образом организованных для производства строительной продукции. Деятельность участников строительного комплекса регламентируется законодательными актами и разработанными в их развитие нормативными документами, суть которых состоит в государственном (федеральном и региональном) регулировании в рамках децентрализованной экономики основных факторов производства, составляющих основу всякой хозяйственной деятельности.

Если принять за основу тот факт, что инвестиционно-строительная деятельность обеспечивает осуществление расширенного воспроизводства производственного потенциала территории, то в сфере государственного регулирования эта деятельность должна быть признана приоритетной. Большое количество участников создания строительной продукции, сложность взаимных связей требуют четкой организации их работы и координации деятельности. Система организации и управления строительством должна предусматривать эффективную систему регуляторов, обеспечивающую надежность связей взаимодействия и придание им максимально возможной степени устойчивости.

Для нормального функционирования воспроизводственного процесса необходимо взаимодействие в регионе строительных организаций, инвестиционно-строительных посреднических фирм и всей инфраструктуры. Взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками строятся на договорной основе, при этом оговариваются цены на строительную продукцию, сроки строительства, взаимные обязательства и т. д. Свободная конкуренция в инвестиционной деятельности создает экономические предпосылки для сокращения продолжительности инвестиционного цикла, повышения качества работ, снижения рыночных цен. В условиях рынка право на заключение договора строительного подряда предоставляется на условиях конкурсов или подрядных торгов, в процессе

которых устанавливаются цены на строительную продукцию с учетом спроса и предложения, сложившихся в регионе. Аналогично предоставляется право получения государственного заказа, который в новых условиях становится выгодным для подрядных организаций.

Наибольшее влияние на развитие строительной деятельности в регионе оказывают: отраслевая структура инвестиций, соотношение между инвестициями в простое и расширенное воспроизводство, технологическая структура инвестиций, внутрирайонная их структура. В свою очередь формирование инвестиций определяется: капиталоемкостью совокупного общественного продукта региона; пространственными особенностями развития производительных сил; природно-климатическими факторами, влияющими на региональный инвестиционный процесс; социально-демографическими факторами, влияющими на развитие социальной инфраструктуры и др. Формирование инвестиционно-строительного процесса во многом зависит от соотношения спроса на финансово-кредитные ресурсы и их предложения, экономического механизма регулирования инвестиционной деятельности, наличия рыночных структур, способствующих проведению региональной инвестиционной политики.

С переходом к рыночным отношениям меняется структура источников финансирования: бюджетные ассигнования вытесняются средствами акционерных и частных предприятий, иностранных фирм, которые инвестируют наиболее рентабельные проекты. За счет государственного бюджета финансируются социально значимые объекты, обеспечивающие решение важнейших государственных задач и связанные с использованием современной техники и технологии, а также с решением социальных и экологических проблем. Основной формой бюджетного финансирования капиталовложений становятся долгосрочные государственные кредиты, размещаемые на конкурсной или безвозмездной основе. Возрастает роль инвестиционных и коммерческих банков: они становятся непосредственными участниками инвестиционного процесса, экономически заинтересованными в сокращении его продолжительности. Аккумулируя свободные ресурсы одних клиентов и предоставляя их другим для реализации инвестиционных программ, банки формируют финансово-экономическую базу воспроизводственного инвестиционно-строительного цикла.

Теоретически формирование источников финансирования инвестиционного процесса представляет собой трансформацию сбережений в инвестиционные ресурсы. В практике инвестирования решение этой проблемы всегда сопряжено с созданием организационно-экономического механизма, адекватно отражающего риски, доходы и стимулы всех участников данного процесса. В последние годы в стране наметилась тенденция незначительного роста доли привлеченных средств и снижения доли собственных инвестиционных ресурсов. Произошло ощутимое уменьшение доли прибыли в финансировании капиталовложений, что, как можно предположить, стало следствием отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль, а также устойчивой тенденции к снижению уровня рентабельности в последние годы. Одновременно в финансировании инвестиций существенно возросло значение амортизации. В то же время, несмотря на увеличение доли заемных средств, роль финансового сектора как источника инвестиционных ресурсов по-прежнему остается небольшой.

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал Курской области имеет аналогичные, но более выраженные тенденции в соотношении собственных и заемных средств, доли прибыли в реальных инвестициях. В то же время в последние годы отмечается снижение роли амортизационных отчислений как важнейшего источника простого воспроизводства основного капитала. Очевидно, что без реформирования строительства, опосредующего воспроизводство основных фондов во всех без исключения отраслях экономики, повышения инвестиционной активности невозможно достичь стабилизации региональной экономики и обеспечить устойчивый экономический рост.

Определяя развитие других отраслей, строительство в то же время во многом зависит от них. Это касается, в первую очередь, промышленности строительных материалов, строительного и транспортного машиностроения, электроэнергетики. Однако демонтаж системы централизованного планирования, разукрупнение и приватизация строительных объединений привели к практически полному исчезновению прежних организационных форм управления в строительном комплексе. Необходимость межотраслевого взаимодействия на практике неизбежно формирует разные способы сотрудничества предприятий и различные модели инвестиционно-строительной интеграции. Но эта проблема решается не системно, а по большей части ситуативно, и не позволяет выявить рациональный вид отношений применительно к конкретным условиям хозяйствования. В настоящее время процессы взаимодействия предприятий строительного комплекса в едином экономическом пространстве региона недостаточно изучены и обоснованы. Не определены факторы, влияющие на выбор того или иного способа отношений, не установлена область действия каждой модели интеграции участников РСК, направленной на реализацию их экономических интересов. Таким образом, развитие строительного комплекса сопряжено с внесистемными проблемами, решение которых зависит и обеспечивается в рамках общей экономической политики государства, и внутрисистемными, которые должны решаться непосредственно в рамках функционирования данного комплекса.

Требования рынка диктуют принципиально новые подходы к теории и практике эффективного функционирования строительного комплекса, от которого во многом зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность отечественной экономики. В то же время в современных экономических исследованиях недооце-

нивается роль строительства в модернизации российской экономики. Не прослеживается четкая связь программ развития строительства с программами развития других участников строительной деятельности в регионе, прежде всего предприятий промышленности строительных материалов. Мало работ, в которых исследуются проблемы строительной сферы в пространственной (территориальной) привязке. Также недостаточно определены направления поиска условий, обеспечивающих устойчивое развитие на уровне административно-территориальных единиц. Открытым остается вопрос системной реконструкции самой строительной отрасли, придающей ей способность эффективно решать задачи по реализации капитальных вложений. Практически отсутствует четкая политика стимулирования инвестиционно-строительной деятельности как в производственном, так и в непроизводственном строительстве.

Для уяснения сущности РСК как объекта управления и поиска путей его устойчивого развития необходимо раскрыть не только место и роль строительства в современной российской экономике, исходя из специфики строительной деятельности в региональном воспроизводственном цикле, но и особенности формирования новых видов отраслевых образований (в том числе в строительной сфере), наиболее отчетливо проявляющиеся в процессе углубления общественного разделения труда.

В настоящее время важнейшими и малоизученными направлениями поиска внутренних резервов устойчивого развития строительного комплекса являются: размерная структура отрасли, ее динамика и тенденции; диалектика процесса формирования новых видов производств, отраслей, комплексов, строительных кластеров; мотивы интеграции и укрупнения производств; сосредоточение (концентрация) объемов строительной деятельности на территории и формирование перспективных строительных площадок; ресурсная база строительной отрасли. В связи с этим не теряют своей актуальности работы отечественных ученых-экономистов советского периода, занимавшихся проблемами отраслевого и территориально-производственного планирования и управления (А.Г. Аганбегяна, М.К. Бандмана, А.П. Градова, В.И. Громова, Е.М. Карлика, Н.Н. Колоссовского, В.В. Косова, В.Ф. Павленко, А.Е. Пробста, Б.М. Штульберга и др.).

Развитие современной теории и практики управления строительством на макро-, мезо-, микроуровнях должно учитывать результаты анализа негативных и позитивных последствий различных трансформаций в экономике, влияние территориальных и отраслевых факторов на потерю строительным комплексом региона экономической устойчивости. Алгоритм такого анализа представлен на рисунке.

Рис. Взаимосвязь отраслевых и территориальных аспектов исследования экономики региона

Дадим необходимые пояснения. Экономика региона — сложная динамичная система, имеющая свой «стиль» социального и экономического поведения, взаимодействия производительных сил и производственных

отношений, свою структуру организации. Это единый хозяйственный комплекс (РХК), возникший на базе общественного разделения труда и специализации в пределах территориальных границ и межрегионального сотрудничества, с одной стороны, и процессов кооперации и интеграции — с другой. РХК имеет сложную многоуровневую структуру, особые отраслевые, территориальные, воспроизводственные и иные характеристики. Структура отражает строение региональной экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними, охватывает все звенья общественного производства, распределения и обмена на соответствующей территории.

Известно, что уровень зрелости общественного производства определяется уровнем общественного разделения труда (здесь под общественным производством понимается коллективный труд людей в процессе создания и реализации материальных благ и услуг). При этом общественное разделение труда выступает и развивается в двух основных формах: отраслевой и территориальной. Поскольку развитие производства всегда совершается на определенной территории, отраслевое разделение труда неизбежно переходит в территориальное. Следовательно, как указывает В.Ф. Павленко, территориальное разделение труда является непременной формой общественного разделения труда, неразрывно связанной с отраслевой его формой [5, с. 7].

Экономика на любом уровне административно-территориальной единицы (в нашем исследовании — региона как субъекта РФ) основана на сочетании этих двух форм разделения труда, которые нередко вступают в противоречия друг с другом. Это, например, противоречия между размещением природных ресурсов в регионе и его отраслевой структурой, между отраслевой специализацией региона и необходимостью его комплексного развития, между экономическими интересами отраслей и социальными потребностями региона и т. д. Развитие производительных сил является главным фактором общественного разделения труда в системе национальной экономики. Организационно-экономическое содержание процесса разделения труда на уровне региона состоит в том, что в процессе развития материально-технической базы производства происходит обособление отдельных элементов РХК по признаку общности профиля экономической деятельности. Под профилем понимается совокупность ключевых параметров, характеризующих предназначение данного элемента РХК. Профиль отражает определенным образом организованную совокупность ресурсов (входных факторов) и способов их преобразования в конечный продукт деятельности (выходных факторов), позволяющих качественно и эффективно удовлетворять определенные общественные потребности. В зависимости от формы общественного разделения труда (общее, частное, единичное) состав и величина этих ресурсов существенно различаются. Процесс выделения новых или прекращения существования старых отраслей всех уровней и есть отраслевая дифференциация.

Под отраслью в привычном ее толковании понимается группа качественно однородных хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций коммерческого и некоммерческого типа), объединенных общностью специфических функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда. Е.М. Карлик пишет: «Производство той или иной продукции может быть обособлено в самостоятельную отрасль производства, если имеется ряд предприятий, специально занятых изготовлением какой-то определенной продукции» [9, с. 17]. Если первичным звеном рыночной экономики, ее основной хозяйствующей единицей, является предприятие, то основным структурным подразделением — отрасль. Именно отрасли составляют базовую структуру экономики и объединяют те ее звенья, которые однотипны по видам продукции и, следовательно, технологическим условиям, средствам производства и предметам труда. По международной статистике, экономика подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. Первая группа представлена промышленностью, сельским хозяйством, строительством и другими отраслями материального производства. Ко второй группе отраслей относятся: образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др. Таким образом, сфера материального производства и непроизводственная сфера экономики представлены специализированными отраслями.

Основными характеристиками такого специализированного отраслевого образования, как строительство, являются общность экономического назначения производимой продукции и услуг, однородность потребляемого сырья, материалов и энергии, а также общность технической базы и технологических процессов, особый профессиональный состав кадров и специфические условия труда. Специализированные отрасли РХК, в свою очередь, дифференцированы по видам производств (например, промышленное, жилищное, специальное и др. строительство). Наиболее высокой степенью дифференциации отличается промышленность.

Отраслевая дифференциация экономики — непрерывный процесс: экономическое обособление элемента РХК и затем его переход на более высокий уровень отраслевой дифференциации происходят в результате накопления достаточного количества мелких количественных признаков, формирующих новое качество, характерное для определенной совокупности (общности) хозяйствующих субъектов, возникающих и развивающихся в связи с развитием общественного разделения труда. В этом непрерывном процессе можно выделить три этапа: зарождение в рамках существующей отрасли новых видов экономической деятельности; постепенное наращивание масштабов этой деятельности и усиление ее влияния на уровень развития экономики; созревание новых отраслей, их экономическое обособление в качественно новые направления экономической деятельности.

В строительстве, как и в других отраслях народного хозяйства, имеются виды деятельности, обладающие той или иной общностью признаков, характеризующих отрасль. Однако не всегда они достигают соответствующего развития, необходимого для превращения в качественно новое отраслевое ответвление общественного производства.

В целом же процессы отраслевой дифференциации отражают движение более глубоких социально-экономических процессов — расширения потребностей общества в продуктах и услугах производственного и индивидуального назначения. Поэтому своевременное обнаружение нового отраслевого образования и управление его развитием могут оказать серьезное влияние на социально-экономическое положение региона и его локальных подсистем.

Наряду с отраслевой дифференциацией существует и другое проявление общественного разделения труда — специализация, сосредоточение в отрасли, на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции (выполнения работ, оказания услуг) или выполнения отдельных стадий технологического процесса. Таким образом, специализацию можно определить как концентрацию однородного производства. Концентрация в рамках того или иного строительного предприятия (или группы предприятий) некоторых объемов экономической деятельности предполагает сосредоточение определенных объемов ресурсов и продуктов экономической деятельности.

Если отраслевая дифференциация выражается в обособлении группы предприятий, объединенных общностью требований, предъявляемых к продукции сферой ее потребления, то отраслевая специализация происходит на основе производственно-технической общности продукции, изготовляемой предприятиями отрасли. Результатом отраслевой специализации является повышение продуктивности использования ресурсов не только отдельным предприятием, но и целым кластером предприятий или отраслей, связанных друг с другом кооперированными поставками взаимодополняющих товаров (работ, услуг) или их отдельных частей.

Важным является вопрос о соотношении между общим и частным (отраслевым, как его называет В.Ф. Павленко [5]) разделением труда, с одной стороны, и территориальным разделением труда — с другой. По мере развития общего и частного разделения труда происходят усиление отраслевой дифференциации народного хозяйства, дробление существующих отраслей на новые подотрасли и производства, возникновение все большего числа предприятий, специализирующихся на определенных видах продукции. «Если большое количество таких предприятий размещается в пределах одной и той же территории, то при известной степени пространственной концентрации могут произойти сдвиги в сложившемся территориальном разделении труда. Важнейшим проявлением их являются изменения специализации данного района (пункта). Таким образом, прослеживается определенная «цепочка» связей — от специализации предприятий до специализации района (пункта), несмотря на качественные различия между ними, от углубления отраслевого разделения труда, к аналогичным последствиям в территориальном разделении труда [там же, с. 10].

Процесс специализации предприятий может развиваться до определенного момента в границах отрасли без дальнейшей ее дифференциации и образования новых отраслей. Однако развитие специализированного производства обеспечивает высшую производительность труда только в сочетании с четким кооперированием. Кооперирование в строительстве осуществляется как в сфере поставок продукции и оказания услуг (предусматривает обязательные поставки материалов определенного качества и комплектности в сроки, определенные графиками производства работ), так и в сфере производства, т. е. непосредственно на объекте строительства путем разделения единого технологического процесса на взаимосвязанные элементы, выполнение которых производится различными исполнителями. Это обстоятельство требует согласования во времени, пространстве, по видам применяемых средств механизации, степени готовности отдельных элементов зданий и сооружений для продолжения работ другими исполнителями. Совокупность кооперирующихся субъектов формирует устойчивые связи взаимодействия и представляет собой систему (кластер), в которой проявляются все известные закономерности систем. Отрасли кластера связаны между собой общими требованиями к поставщикам, технологиям, сырью и материалам, что способствует возникновению во всем кластере синергического эффекта, обусловленного взаимодействием кооперирующихся производств: успех в производстве конечного продукта, производстве и использовании средств производства для изготовления этого продукта, а также специализированных ресурсов во всех родственных производствах. Не случайно повсеместное распространение кластеров считается главной отличительной чертой всех высокоразвитых национальных экономик.

Итак, совершенствование структуры управления строительной отраслью напрямую зависит от развития и использования преимуществ концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования. Эти формы взаимосвязаны и представляют различные стороны единого процесса организации производства, основанного на общественном разделении труда и его обобществлении.

Дальнейшее углубление специализации производства формирует новые отрасли и виды производств. Наряду со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства. Возникновение устойчивых производственных связей как внутри отдельной отрасли, так и между различными отраслями экономики приводит к созданию смешанных производств. В результате формируются межотраслевые комплексы.

В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются транспортный, агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли экономики. Таким образом, межотраслевой комплекс — интеграционная структура, характеризующаяся взаимодействием различных отраслей и их элементов, включающая разные стадии производства и распределения продукта. Межотраслевая структура — это соотношение, пропорции и взаимосвязи между совокупностями взаимообусловленных групп отраслей, сформировавшихся в процессе интеграции под влиянием углубления общественного разделения труда, кооперирования, концентрации. Причем для каждой части территории нередко имеется своя специфическая отраслевая структура производственной и непроизводственной сфер и своя особая пропорциональность между обеими сферами, как и между всей совокупностью производственных и непроизводственных отраслей и трудовыми ресурсами и всем проживающим здесь населением.

В экономических исследованиях межотраслевые народнохозяйственные комплексы иногда условно подразделяют на целевые и функциональные. При этом за основу выделения целевых межотраслевых комплексов принимают воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта (например, машиностроительный, топливно-энергетический, строительный комплексы), а функциональных комплексов — критерий специализации на определенной функции (например, инвестиционный, научно-технический и др. межотраслевые комплексы).

В современных условиях строительство все в большей мере привязывается к проблемам и задачам развития отдельных регионов, поэтому возрастает роль территориального планирования и управления, которые позволяют учесть местные особенности организации строительства и обеспечить эффективное использование капитальных вложений. По мнению Б.М. Штульберга, взаимосвязи развития производства с использованием трудовых и природных ресурсов, решением социальных проблем, с уровнем развития инфраструктуры в территориальных комплексных планах проявляются более конкретно, чем в отраслевых [6, с. 56].

Смещение акцентов в проведении социально-экономических преобразований на уровень субъектов федерации выдвигает на первый план задачу поиска резервов роста региональной экономики, опираясь на исследования отраслевых и территориальных процессов в их единстве. Особое место в управлении развитием экономики занимает территориально-отраслевое взаимодействие в форме горизонтальной дифференциации производства, связанной с формированием на территории региона специализированных территориально-производственных объединений (ТПО) и территориально-производственных комплексов (ТПК).

По определению И.Г. Попова, ТПК — «устойчивое сочетание производственных предприятий и населения, сосредоточенных на локальной территории и объединяемых существенными экономическими связями. Важнейшими чертами, позволяющими персонифицировать территориально-производственные комплексы, являются: наличие взаимосвязанной системы производств, имеющих определенную специализацию в масштабах народного хозяйства; общность и ограниченность территории; возможность комплексного использования местных ресурсов (природных, трудовых, производственных); единство производственной и социальной инфраструктуры» [4, с. 304]. Ценность данного определения для цели нашего исследования состоит в следующем:

во-первых, оно вполне применимо к региональному уровню;

во-вторых, указывает на экономические преимущества концентрации специализированных производств на конкретной территории с точки зрения вовлечения в хозяйственный оборот определенных ресурсов или использования тех или иных территориальных особенностей (например, географических или транспортных преимуществ), позволяющих снижать совокупные издержки на производство продукции;

в-третьих, позволяет рассматривать территориальное разделение труда как важнейший фактор экономического прогресса и как основу территориальной экономической интеграции.

Последнее обстоятельство представляется нам наиболее значимым с точки зрения влияния отраслевой дифференциации на возможность появления новых отраслевых образований в строительстве и формирование эффективных форм территориально-отраслевого взаимодействия субъектов строительной деятельности. Действительно, рост и усложнение территориальных экономических связей ведут к усилению и укреплению интеграционных тенденций. Как подчеркивает А.Е. Пробст, специфика экономических условий отдельных частей территории страны влечет за собой концентрацию в каждой из них, в первую очередь, соответствующих производственных отраслей, определяющих их производственную специализацию. Развитие на определенных частях территории отраслей их производственной специализации требует синхронного и пропорционального развития ряда других производственных отраслей, сопряженных как с ними, так и с обслуживанием населения данной территории. В результате образуются территориально-производственные комплексы различных масштабов (рангов) и разной производственно-отраслевой структуры в соответствии с их спецификой [7, с. 188].

Ядром ТПК И.Г. Попов справедливо считает комплекс производственных предприятий различных отраслей, которые подразделяются на отрасли специализации, определяющие характер данного комплекса, и «комплекси-рующие производства», в свою очередь, делящиеся на вспомогательные и обслуживающие. Производственная сфера ТПК дополняется инфраструктурой, в которой выделяются две части: производственная (строительная

и энергетическая база, транспорт, инженерные коммуникации и т. д.) и социальная (культурно-просветительные, медицинские, торговые учреждения, пассажирский транспорт, жилой фонд и т. д.) [4, с. 304].

Авторская позиция по результатам проведенного исследования состоит в следующем. В силу специфики строительной продукции и особого характера развертывания строительного производства по созданию продукции, прежде всего привязки к конкретной территории, решение проблемы устойчивого развития строительного комплекса предполагает выделение потенциальных зон строительной деятельности (ЗСД), т. е. формирование инвестиционно-строительных площадок.

ЗСД (площадка) — конкретная территория, в рамках которой разворачивается деятельность по подготовке к созданию нового объекта, собственно строительство или реконструкция и сдача завершенного строительством (реконструкцией) объекта в эксплуатацию. Применительно к понятию «строительный комплекс» границы строительных площадок в их пространственной привязке могут быть различными: можно говорить о строительном комплексе страны, федерального округа, региона, города, муниципального района. Можно рассматривать строительство как отрасль или как вид деятельности на конкретной территории в рамках существующих административно-территориальных границ. В любом случае принципиальным является вопрос формирования соответствующей информационной (статистической) базы, являющейся основой экономических исследований, прогнозных расчетов, решения тактических и стратегических задач. Такой подход позволяет проводить системную диагностику строительного сектора, например в федеральном округе, регионе, муниципальном районе конкретного региона или ином муниципальном образовании: определять объемы и характер вводимых производственных мощностей, жилья, дорог, инженерных коммуникаций, аккумулировать средства и осуществлять комплексную застройку территории и т. д.

Число ЗСД (площадок) в регионе может быть определено путем кластеризации локальных территорий региона (в рамках их административных границ) по критерию близости уровня социально-экономического развития. Данный критерий позволяет определить точки роста строительной деятельности в увязке с точками роста отраслей специализации локальной территории, поскольку строительные программы, соответственно, объемы инвестиционных, человеческих, материальных и других ресурсов во многом обусловлены программами развития экономического потенциала соответствующих территорий. Конечная цель формирования ЗСД заключается:

— в создании условий для реализации с наибольшей полнотой преимуществ концентрации, интегрирования и комбинирования производства;

— в развитии местной производственной базы экономического роста;

— в устранении чрезмерной асимметрии социально-экономического развития территорий;

— в консолидации усилий местных администраций по перспективной комплексной застройке территорий (жилье, дороги, школы, больницы, очистные сооружения, водозаборы и др.), отвечающей современным требованиям градостроительных, экологических и социальных норм.

Совокупность кооперирующихся в ЗСД субъектов инвестиционно-строительного цикла образует новую систему, например строительный комплекс кластера муниципальных районов региона — СКК МР, в которой проявляются все известные закономерности систем. Представляется, что новые виды территориально-отраслевых образований типа СКК МР могут быть объектами территориального планирования и статистического наблюдения экономической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова Л.С. Строительный комплекс региона: направления устойчивого развития и оценка эффекта их реализации // Экономика и управление. 2009. № 12. С. 60-64.

2. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.

3. Дорогов Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 66-70.

4. Математические методы в планировании отраслей и предприятий / под ред. И.Г. Попова. М.: Экономика, 1973. 376 с.

5. Павленко В.Ф. Планирование территориального развития (территориальный аспект планирования). М.: Экономика, 1984. 267 с.

6. Планирование экономического и социального развития области / под ред. Б.М. Штульберга. М.: Экономика, 1983. 160 с.

7. Пробст А.Е. Проблемы размещения социалистической промышленности. М.: Экономика, 1982. 216 с.

8. Феклистов И.И. Реализация инновационного ресурсного потенциала в строительном комплексе // Известия СПбУЭФ. 2009. № 3. С. 58-62.

9. Экономика машиностроения / под ред. Е.М. Карлика. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-е), 1977. 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.