Научная статья на тему '\ отрасль-лидер \ Электротяга'

\ отрасль-лидер \ Электротяга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ отрасль-лидер \ Электротяга»

\ ОТРАСЛЬ-ЛИДЕР \

Электротяг

Анна ТИХОМИРОВА

Производство электровозов в России в марте увеличилось на 60% по сравнению с февралем. И это не предел, учитывая рост заказов ОАО «РЖД» на этот вид продукции, а также модернизацию заводов-производителей.

а

1

Производство магистральных электровозов за март 2009 года по сравнению с февралем увеличилось в 1,6 раза, до 24 штук, так что эта отрасль по праву вышла в лидеры рейтинга «Натуральной статистики». Всего же в I квартале 2009 года производители увеличили выпуск магистральных электровозов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,4%, до 53 штук. Вообще, по данным Росстата, рост производства электровозов наблюдается ежегодно. Например, если в 2007 году было выпущено 166 единиц техники, то уже в 2008-м производство увеличилось на 57,2%, до 261 штуки.

Столь значительный подъем эксперты объясняют большим спросом на электровозы РЖД. Сегодня около 60% заказов монополии приходится на новые электровозы и тепловозы, а 40% — на модернизацию старого парка. Например, до 2012 года украинский Электротяж-маш, российские Трансмашхолдинг и группа «Синара» должны поставить для РЖД примерно 1200 новых тепловозов и 1200 электровозов.

Это вполне осуществимо, учитывая новое приобретение главного в стране производителя магистральных электровозов Трансмашхолдинга (ТМХ). Компания в этом году получила контрольный пакет акций (50,48%) ОАО «ВЭлНИИ», единственного в России института по проектированию и конструированию электровозов.

Страны-импортеры электровозов в Россию в 2008 году

страна количество, штук сумма, Млн. $

Украина 42 147,0

Латвия 14 3,3

Германия 3 1,6

Грузия 2 0,2

Эстония 2 0,2

ИТОГО 63 152,3

Страны-экспортеры электровозов в 2008 году

страна количество, штук сумма, млн. $

Казахстан 21 21,9

Украина 5 6,1

Польша 2 0,3

Латвия 2 0,2

Начальник департамента по связям с общественностью ТМХ Артем Леденев уточняет, что предприятия группы — основные заказчики «ВЭлНИИ» и вхождение института в холдинг позволит сократить сроки проектирования новой техники и быстрее исправлять недостатки электровозов.

По мнению многих экспертов, эта покупка способна увеличить производство магистральных электровозов в стране. Так, аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит: «Подобного актива в России больше нет. У ВЭлНИИ исторически сложились хорошие связи со странами Восточной Европы, а в последние годы и с западными государствами. ТМХ нужна научная база для разработки новой техники, сертификации и адаптации для России оборудования и технологий своих западных партнеров. Собственный НИИ также поможет Трансмашхолдингу участвовать в тендерах в азиатских странах». А пока холдинг показывает очень хорошие результаты по реализации продукции. Например, в 2008 году ее объем достиг почти 94 млрд. руб., что на 38% больше, чем в 2007-м (68 млрд. руб.). Магистральных электровозов в течение 2008 года было передано заказчикам на 66% больше, чем годом ранее — 392 штуки против 236.

На ОАО «Коломенский завод», который входит в состав ТМХ, начат выпуск первого российского пассажирского электровоза постоянного тока ЭП2К (одна из его конструктивных особенностей — автоматическая газовая система пожаротушения); на Новочеркасском электровозостроительном заводе выпускают первый российский грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС4К «Дончак» (с использованием отдельных элементов принципа единой платформы, полная реализация которого позволит сократить как цену самого тягового подвижного состава (на 15%), так и стоимость его эксплуатации).

Все это помогает удерживать динамику производства электровозов на сегодняшнем уровне и увеличивать объем зарубежных заказов. Сейчас импорт электровозов вдвое превышает российский экспорт, большая часть которого приходится на Брянский машиностроительный завод (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»). В прошлом году завод поставил за рубеж 17 магистральных электровозов.

40 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (85) 2009

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.