ОТОБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В.М. ШУКШИНА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Тихомирова Наталья Федоровна, Академия Матусовского, г. Луганск
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируются музыкальные произведения, отражающие литературное творчество В.М. Шукшина, получившее всенародное признание и ставшее выдающимся явлением в нашей духовной жизни. Рассматриваются сочинения В. Гаврилина «Перезвоны» и А. Ларина «До третьих петухов».
Ключевые слова: творчество, произведение, композитор, жанр, драматургия.
В народности искусства Василия Макаровича Шукшина заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В его творчестве, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в период 40 - 70-х годов. Сильную сторону творчества В.М. Шукшина составляет исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами XX века.
Непросто говорить о Шукшине,
Живое слово подобрать непросто.
Все это происходит оттого,
Что сам бывал раним слепым зарядом,
Что бунтари и «чудики» его
По всей земле со мною жили рядом.
Еще держу связующую нить,
Но и о спуске думаю отлогом... О Шукшине непросто говорить, О нем бы петь и петь высоким слогом.
Эти замечательные строки принадлежат поэту Михаилу Борисову.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Творчество Шукшина нашло отражение в музыкальном искусстве, послужило основой современных музыкальных сочинений. Композиторы видели в Шукшине яркого драматурга, а потому музыкальные произведения, созданные на основе его сюжетов, связаны в жанровом отношении с влиянием театрального искусства.
Так, произведение Валерия Гаврилина «Перезвоны» (1982) при внешней простоте содержит подлинную духовность и глубину. В сочинении присутствует многоплановость: «массовые сцены» с элементами хорового театра и театральный монолог, сольные вокальные номера, дуэты и трио с хором, хоры a capella и в сопровождении инструментального ансамбля, одинокое звучание дудочки.
В. Гаврилин сопроводил «Перезвоны» подзаголовком «По прочтении Шукшина». А. Тевосян отмечает: «Есть какая-то глубинная, независящая от вида искусства близость взглядов, отношений к людям и жизни, нравственность позиций - близость художественных миров, в основе которых правда, добро и красота» [4, с. 240].
Важно, что композитор обращается к писателю-современнику, исследователю нравственных ценностей человека, утверждавшего, что «нравственность есть Правда». Подзаголовок является не только ключом к образному миру музыкального произведения, но и предопределением жанра и композиции. Автор обозначил сочинение как хоровую симфонию-действо, тем самым выделил древние хоровые истоки и симфонию как знак высоты жанра. Однако композитор пошел не от жанра, а от прочтения Шукшина, от правды, от противоречивой сложности жизни. Поэтому неизбежно пришел к соединению многих жанров и ретроспективной драматургии.
В названном сочинении сохраняется архетип симфонии, обогащенный образностью и стилистикой духовных, фольклорных и массово-бытовых жанров. С одной стороны, развиваются художественные традиции русской классики, с другой стороны, преломляются актуальные воздействия культуры наших дней, выраженные в воплощении нового образно-смыслового содержания [2, с. 53].
В «Перезвонах» рассматривается целостная концепция Человека, в которой он выступает как Homo agens (Человек деятельный), Homo sapiens (Человек мыслящий), Homo ludens (Человек играющий), Homo communis (Человек общественный) [1, с. 24]. Указанная концепция, как отмечает М. Арановский, «... реализовалась как система отношения Человека к Действительности, что служило поводом для проникновения в мир отвлеченных симфонических идей, примет и признаков самой реальности в виде пейзажных образов, жанрово-бытовых сцен, конкретных массовых движений или звуковых символов тех или иных конкретных явлений» [1, с. 36].
Действие начинается с высшей, итоговой точки («Весело на душе», «Смерть разбойника»). Обрамляющие номера («Весело на душе» (№1) и «Дорога» (№16) - подобны переплету Книги Жизни, содержащей множество причудливых картин. Притча о смерти благородного разбойника начинается с
»
11
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
конца, на пороге смерти героя, который в свой последний час вспоминает о своей жизни. «Жизнь начата и кончена, и вся мудрость ее уложилась в сделанное людям добро, посаженное дерево, спетую песню, в немудреные поговорки, пословицы, считалки - одну притчу о жизни благородного разбойника» [4, с. 245].
Но судьба героя - не просто жизнь и смерть где-нибудь в глухом тихом углу, а жизнь и смерть на дороге, в самой ее круговерти. В первой половине сочинения (№2-9: Начало, Свет, Утро, Весна, Детство, Праздник); во второй (№10-15: Ночь, Тьма, Зима, Старость, Смерть). Контрастен и образ лирического героя, странного шукшинского «чудика», грубого и нежного одновременно.
Хочется отметить в произведении органичное сочетание музыкальных средств выразительности с вербальными, соединившими устойчивое лексическое значение с ярко выраженной фоносемантикой.
Вначале композитором Алексеем Лариным была создана музыкально-сценическая композиция для чтеца и оркестра русских народных инструментов «До третьих петухов». В сюиту же вошли наиболее значимые с драматургической точки зрения номера из музыки к спектаклю: «В некотором царстве», «Ссора в библиотеке», «Русская песня», «Мировая чесотка», «Битва».
Партитуре сюиты предпослан эпиграф, кратко излагающий сюжет: «В некотором царстве, а точнее, в одной библиотеке, ночью ожили известные литературные герои и персонажи русских сказок. Ожили и заспорили, может ли в их благородном обществе находиться Иван-дурак. А если он не дурак, то должен представить об этом справку, да чтобы принес ее до третьих петухов.
И начались злоключения Ивана: побывал он на болоте у чертей, лихо отплясывающих новомодный танец, схватился в битве со Змеем Горынычем, но достал-таки не только справку, а саму печать. Пока искал справку Иван, он и на самом деле поумнел.
Успел, вернулся Ваня в библиотеку. Задумались классические персонажи, что с печатью делать, но в это время грянули третьи петухи. Тут и сказке конец» [3, с. 116].
Несмотря на отсутствие в сюитном варианте «До третьих петухов» партии чтеца, в этом сочинении преобладают принципы развития, характерные для музыкально-театральных жанров. Разнообразные приемы театрализации, обнаруженные в данном сочинении, обусловливаются особенностями литературного стиля В. Шукшина. В качестве ведущих театральных элементов выступают специфические приемы тембровой драматургии и система лейтмотивов [5, с.156].
Произведения В.М. Шукшина объединяет уникальный авторский почерк, нравственная проблематика, погруженность в заботы сельских жителей. Язык писателя стирает грань между литературным и разговорным языком народа. Писатель тонко чувствует самобытность народной речи, ее яркость и образность. Его произведения доступны пониманию, созвучны душевному настрою простых людей, при этом не теряют эстетической ценности. Вот почему его творчество актуально и привлекает внимание талантливых композиторов.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Арановский М. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: исслед. очерки / М. Арановский. - Л.: Сов. композитор, 1979. - 288 с.
2. Белик П.А. Симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина: к проблеме жанрового синтеза // Южно-российский музыкальный альманах. - № 2 (23). -2016. - С. 50-55.
3. Произведения советских композиторов [ноты]: для оркестра русских народных инструментов. - М.: Музыка, 1971. - Вып. 10. - 239 с.
4. Тевосян А. По прочтении Шукшина (Хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина) // Муз. России. - Вып.7. - М., 1988. - С. 238-255.
5. Торяник А.Г. Музыкально-сценическая композиция для чтеца и оркестра русских народных инструментов Алексея Ларина «До третьих петухов»: особенности жанрового воплощения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. - № 30. - С. 156-163.