Региональные проблемы. 2013. Том 16, № 2. С. 124-130.
УДК 316.4
ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВУЗОВСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В.Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: [email protected]
В статье отражены аналитические результаты сощологического опроса студентов вузов с целью выявления их отношений к вузовскому образованию. Определены наиболее значимые для абитуриентов источники информации о вузах, мотивы их выбора. Выявлена динамика отношений студентов к вузам за время обучения в них. Сформулированы выводы о необходимости расширения спектра ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вузов.
Ключевые слова: вузовское образование, отношения, ценностные ориентации.
По имеющимся статистическим данным, в пореформенной России количество вузов практически удвоилось, а обучающихся в них студентов стало почти в 3 раза больше [2]. На первый взгляд, такая ситуация представляется парадоксальной на фоне распада многих учреждений и организаций, существовавших в стране в советский период. Рост количества вузов в стране в основном обусловлен тем, что Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 г. закрепил право создавать образовательные учреждения не только за государственными, но и негосударственными организациями, предприятиями и даже частными лицами. По данным исследований Московского гуманитарного университета, со времени появления негосударственных учреждений высшего образования отношение обучающихся в них студентов к учебе, их «базовые ценности, удовлетворенность студенческой жизнью, включенность в жизнь вуза, уровень материальной обеспеченности, представление о перспективах и жизненных планах имеют сходную (с государственными В.Н.) конфигурацию» [4].
В условиях социальных, культурных и экономических преобразований в России в конце XX - начале XXI вв. система высшего образования оставалась востребованной и не только не распалась, а даже количественно прибавила, чего нельзя сказать о её качестве. Увеличение контингента студентов в вузах обусловлено тем, что у граждан России появилась возможность поступать в них не только по конкурсу на ограниченное ранее количество бюджетных мест, но и на условиях оплаты обучения из разных финансовых источников
Не составляет исключения в этом плане и образовательная система Еврейской автономной области (ЕАО), где почти весь советский период не существовало учреждений высшего профессионального образования. В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия были учреждены Биробиджанский государственный педагогический институт (ныне Приамурский госуниверситет им. Шолом-Алейхема), 3 филиала благовещенских, хабаровского государственных и 1 московского негосударственного вузов. Многие жители области, не покидая её пре-
делов, стали активно использовать возможности для получения высшего образования.
Студенты биробиджанских вузов связывают своё поступление в них и последующее обучение с разными обстоятельствами, по-разному относятся к своему учению, строят различные планы на перспективу после окончания учёбы. На выявление этих обстоятельств, отношений и планов направлено социологическое исследование, результаты которого представлены в данной статье. Результаты исследования имеют значение для характеристики происходящих в области социальных трансформаций, в том числе и обусловленных стремлением её жителей к высшему образованию. В свою очередь, эти трансформации значимы и для динамики экономики, и проводимых в области образовательной политики и культурных преобразований.
Базовой категорией и предметом проводимых исследований являются отношения студентов к вузам, в которых они обучаются, и учению в них.
Отношение (в самом общем его понимании) есть характеристика взаимозависимости составляющих определённой системы. Иначе говоря, отношения проявляются лишь тогда и там, когда и где есть некоторое множество и его части можно сопоставить. В теории различаются отношения пространственные, временные, причинно-след-ственные, части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего, «отношения к ...», «отношения с ...» и др.
В данной статье речь идёт о системе «вуз». Студенты в этой системе - важнейшие социальные субъекты, ради которых вузы и существуют. Отношения студентов к вузу и происходящим в нём процессам во многом обусловливают успешность или неуспешность их учения, последующую профессиональную и другие виды деятельности. Выявление отношений в системе «студент-вуз» актуально также для решения проблемы удовлетворения потребностей населения в высшем образовании и потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах, способных эффективно решать социально значимые задачи. В этой связи проблема отношений
студентов и уже окончивших вузы к вузовскому образованию стала активно обсуждаться и в печати, и на Интер-нет-форумах. При этом об отношениях к высшему образованию высказываются самые разные, нередко противоположные позиции. Одни считают его необходимым условием для развития личностного потенциала человека, его самоутверждения в обществе и карьерного роста, другие - бесполезной тратой времени, в течение которого и без того можно стать успешным человеком в жизни. Для одних высшее образование само по себе представляет личностную ценность, для других доминирующими являются ценности потребительского характера, для обладания которыми не обязательно учиться в вузе.
О многообразии отношений к высшему образованию свидетельствуют и опубликованные на Интернет-сайтах результаты социологических опросов, проведённых Левад а-Центром [3]. В этих исследованиях выявлено, что более половины опрошенных предполагают после окончания вузов найти работу с более высокими заработками. Значительная часть из них связывает своё вузовское образование с возможностью достижения после его окончания более высокого общественного статуса, со стремлением к обогащению знаниями, общим личностным развитием и более интересной работой в будущем. Некоторая часть обучающихся в вузах или окончивших их отмечает, что они стремятся к получению высшего образования потому, что так принято, чтоб интересно провести молодые годы. Часть юношей поступили в вузы для того, чтобы получить отсрочку от призыва в армию. Также среди опрошенных выявлены и такие, кто вообще не считает нужным получать высшее образование, хотя в вузах учатся или уже их окончили.
Система высшего образования в ЕАО пока ещё относительно молодая, тем не менее она востребована и осуществляет обучение студентов в очной и заочной формах. В ранее проведённых сотрудниками ИКАРП ДВО РАН исследованиях было выявлено соотношение между индивидуальными и корпоративными запросами в высшем образовании и возможностями их удовлетворения в вузах области [5], между имеющимся у работающих граждан уровнем образования и их социальным статусом. Вы с око статусные позиции занимают около 78% опрошенных. При этом формально высшее профессиональное образование среди них имеют 45,4%, среднее профессиональное - 26,4% [1].
Установлено, что индивидуальные стремления граждан к высшему образованию того или иного профиля не соответствуют запросам большинства потенциальных работодателей, особенно в сфере бизнеса, которые больше нуждаются в работниках с начальным и средним профессиональным или даже общим образованием.
В условиях рыночной экономики также получило распространение такое явление, когда работодатели предпочитают принимать на работу лиц с избыточно высоким уровнем образования, хотя фактически выполняемая работа этого не требует. Например, в сфере торговли и других сферах обслуживания нередко работают люди с высшим образованием по профилю, не имеющему ничего общего с выполняемой ими работой.
В представленной статье отражены результаты исследования «социологического портрета» студентов учреждений высшего профессионального образования Биробиджана, которые обучаются в настоящее время, и оценка ими отношений к вузам и обучению в них.
Для проведения социологических опросов было отобрано по 300 студентов очной и заочной форм обучения в вузах г. Биробиджана. В первой части социологического опроса определялись исходные социологические характеристики контингента студентов, которые представлены в табл.
Данные, приведённые в табл., позволяют заключить, что выборка в достаточном приближении отражает генеральную совокупность студенчества Биробиджана и является репрезентативной, то есть позволяющей делать выводы относительно всего студенческого сообщества города.
В выборке представлены в соответствующих пропорциях студенты обеих гендерных групп, имеющие различные виды довузовского образования, обучающиеся во всех учреждениях высшего образования города и по основным направлениям профессиональной подготовки, очной и заочной формам обучения, по семейному положению, жилищным условиям.
Естественно, что отношение к получению высшего образования для многих предопределяется ещё на этапе довузовского образования. Как видно из табл., абсолютное число студентов очной формы обучения окончили городские и сельские общеобразовательные школы, а значительная часть заочников - учреждения начального и среднего профессионального образования (п. 5 табл.). Получаемые заочниками вузовские специальности в основном коррелируют с профессиями, которые они получили ранее, и обучение в вузах необходимо многим из них для дальнейших успехов в профессиональной карьере (пп. 9.1, 9.2 табл.).
Обучение в вузах во многом обусловливает и жилищные условия студентов, особенно очной формы обучения. Естественно, что иногородние нуждаются на время обучения в студенческом общежитии или съёмном жилье. Таковых среди опрошенных студентов-очников 46%. Столько же проживают в родительском жилье, и это понятно, ибо большая часть поступивших в вузы города Биробиджана и ранее проживали с родителями и учились в этом городе. Для некоторой части студентов очной формы обучения (7%), как городских, так и иногородних, особенно создавших собственные семьи, наиболее состоятельные родители приобрели жильё в их собственность.
Среди заочников имеют собственное жильё (и не только в Биробиджане, а по месту постоянного проживания) более 46%, снимают жильё более 34% и живут в студенческих и муниципальных общежитиях немногим более 5% (п. 12 табл.). Для иногородних стуцентов-заочников жилищная проблема остаётся острой, и многие из них высказали пожелания в адрес вузов по поводу участия их администраций в обеспечении жильём в городе на приемлемых условиях, хотя бы на время установочных и зачётно-экзаменационных сессий.
Характеристики выборки контингента студентов для опроса
№ п/п Характеристики Формы обучения в вузах
очн. заочн.
КОЛ-ВО I % кол-во | %
1. Всего опрошенных 300 I 100 300 I 100
2. Гендерный состав:
2.1 юноши и мужчины 120 40 156 52
2.2 девушки и женщины 180 60 144 48
3. Возраст
3.1 от 17 до 23 лет 264 88 23 7,7
3.2 от 23 до 30 лет 36 12 154 51,3
3.3 свыше 30 лет 123 41
4. Курс обучения
4.1 1-й 57 19 37 12,3
4.2 2.Й 64 21,3 67 22,3
4.3 3-й 67 22,3 61 20,4
4.4 4-й 65 21,7 85 28,3
4.5 5-й 47 15,7 50 16,7
5. Довузовское образование
5.1 городские общеобразовательные школы 165 55 44 14,5
5.2 сельские общеобразовательные школы 91 30,3 49 16,3
5.3 учреждения начального профобразования (НПО) 16 5,3 94 31,4
5.4 учреждения среднего профобразования (СПО) 28 9,4 113 37,8
6. Основания для зачисления в вузы
6.1 результаты ЕГЭ: 288 96 187 62,3
6.1.1 подавали в 1 вуз 136 45,3 127 42,3
6.1.2 подавали в 2 вуза 65 21,7 23 7,7
6.1.3 подавали в 3 вуза 57 19 24 8
6.1.4 подавали в 4 вуз 21 7 13 4,3
6.1.5 подавали в 5 вузов 9 3
6.2 результаты вступительных экзаменов 12 4 27 9
6.3 результаты отборочного собеседования 86 28,7
7. Рассредоточенность по вузам:
7.1 ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема» 238 79,3 31 10,3
7.2 ФГБОУ ВПО «БФ АмГУ» 62 20,7 77 25,6
7.3 ФГБОУ ВПО «БФ ДальГАУ» 137 45,7
7.4 ФГБОУ ВПО «БФ ХГАЭиП» 35 11,7
7.5 НОУ ВПО «СГА» 20 6,7
8. Обучаются по специальностям:
8.1 социология 19 6,3 7 2,3
8.2 социальная работа 29 9,73 30 10
8.3 психология, педагогика 31 10,3 29 9,7
8.4 менеджмент 43 14,3 50 16,7
8.5 программирование и компьютерные технологии 25 8,3 10 3,3
8.6 механизация сельского хозяйства 35 11,7
8.7 электрификация сельского хозяйства 33 11
8.8 промышленное и гражданское строительство 22 7,3
8.9 экономика 41 13,7 19 6,3
8.10 экология 15 5
8.11 бухгалтерское дело, финансы и кредит 8 2,7 22 7,3
8.12 государственное и муниципальное управление 30 10 14 4,7
8.13 таможенное дело 28 9,3 12 4
8.14 юриспруденция 31 10,3 17 5,7
9. Совмещают учёбу с работой: 56 18,7 273 91
9.1 соответствующей профилю получаемой специальности (от кол-ва совмещающих) 17 30,4 158 57,9
9.2 не соответствующей профилю получаемой специальности (от кол-ва совмещающих) 39 69,6 115 42,1
10. Стаж работы до поступления в вузы:
10.1 менее 1 года 15 5 23 7,7
10.2 от 1 до 3 лет 11 3,7 25 8,3
10.3 от 3 до 5 лет 3 1 39 13
10.4 от 5 до 10 лет 49 16,3
10.5 свыше 10 лет 164 54,7
11. Семейное положение:
11.1 женатые (замужние) 12 4 211 70,3
11.2 из них: имеют детей 6 2 170 56,7
12. Жилищные условия:
12.1 проживают с родителями 141 47 41 14
12.2 студенческое или муниципальное общежитие 94 31,3 16 5,2
12.3 снимают жильё 44 14,7 103 34,3
12.4 имеют жильё в собственности 21 7 140 46,5
Во второй части социологического опроса преследовалась цель выявить характер и динамику отношений студентов к вузовскому образованию, начиная с этапа поиска информации о вузах и принятия решения о выборе для поступления в них и заканчивая завершением учёбы. Эти отношения определялись в следующих бинарных связях: абитуриенты - ориентировочная информация о вузах; студенты - причины выбора вузов; студенты - цели получения вузовского образования; ожидания студентов от вузовского образования - степень их удовлетворения в вузе; студенты - испытываемые ими трудности в учении; студенты - их намерения после окончания вуза.
Результаты второй части социологического опроса приведены на рис. 1-6.
Как известно, отношения студентов к вузам начинают складываться ещё в довузовский период, когда абитуриенты решают вопрос «Куца пойти учиться?». При этом они используют различные источники информации о вузах.
На рис. 1-3 отражено относительное количество отмеченных студентами ответов в анкете; некоторая часть из них отмечала несколько ответов.
Представленные на рис. 1 данные свидетельствуют о том, что для большинства студентов очной и заочной форм обучения источниками информации являются их родители, знакомые студенты вузов и сверстники, средства массовой информации (СМИ). Такие формы информирования абитуриентов, как «день открытых дверей» и «ярмарка профессий», проводимые по инициативе вузов и служб занятости населения, более значимы для студентов очной формы обучения, чем заочной. От своих учителей получили соответствующую информацию только около 10% студентов обеих форм обучения (заочников несколько больше), что свидетельствует о том, что далеко не все педагоги и не всегда в содержание проводимой ими профориентационной работы включают
□ очн. ■ заочн.
Рис. 1. Источники информации о вузах
информирование о вузах Биробиджана.
Решение о выборе того или иного вуза и поступлении в него абитуриенты принимают на основе полученной информации о вузах. В ситуации выбора существенное значение имеют стимулы (внешние побудители) и мотивы (внутренние психологические побудители) для принятия решения о предпочтениях к тому или иному вузу.
Студенты - это контингент, уже сделавший выбор вуза. Во время вузовского обучения они уже способны сделать ретроспективный анализ того, какие стимулы и мотивы повлияли на их выбор. Результаты опроса студентов относительно стимулов и мотивов выбора вузов отражены на рис. 2.
Как видно, для большинства студентов очной формы обучения наиболее значимыми мотивами и стимулами для выбора вуза являлись «нравится специальность», «близко к дому», «по советам родных, знакомых, учителей». Более 10% студентов отметили, что выбор вуза был сделан потому, что они знали о нём больше, чем о дру-
Рис. 2. Стимулы и мотивы выбора вузов
по луч. для карьеры для расшир. для иное
диплом проф .деят. кругозор отсрочки от
приз.в
армию
0очн. Изаочн.
Рис. 3. Цели получения высшего образования
гих, а также «за компанию с друзьями». Последний мотив является значимым для большей части студентов очной формы обучения, чем заочной.
Среди студентов заочной формы обучения гораздо больше тех, кто выбрал вуз, потому что «нравится специальность». И это понятно, ибо значительная часть из них уже работает по выбранным специальностям, имеет положительное отношение к профессии и желает повысить своё образование именно в этом направлении.
Парадоксально на фоне данных, приведённых на рис. 1, выглядит относительное количество стуцентов-за-очников, отметивших мотив «вуз был лучше других представлен на ярмарке профессий», ибо большая часть из них не называла этот источник информации значимым для себя. Очевидно, что выбравшие этот ответ скорее всего «выдавали желаемое за действительное», руководствовались сложившимся у них позитивным отношением к вузу и хотели бы, чтоб именно он был лучше других представлен на ярмарке профессий.
Поступая в учреждения высшего профессионального образования, абитуриенты, несомненно, руководствуются теми или иными целями, связанными с предстоящим учением в вузах. То есть, предполагают, во имя чего они намерены получать высшее образование. Став студентами, они уже в большей степени осознают эти цели и в ответах на вопросы анкеты делают соответствующий выбор из предложенных вариантов или предлагают свои. На рис. 3 приведены выявленные целевые установки студентов относительно получаемого ими высшего образования. Как видно, большинство студентов учатся в вузах для того, чтобы в итоге «получить диплом о высшем образовании» и «для успехов в последующей карьере».
Более 28% студентов очной формы обучения и 22% -заочной рассматривают своё учение в вузах как подготовку к профессиональной деятельности. Более 15% сту-дентов-очников и 42% заочников отметили, что они учатся в вузах для того, чтобы «расширить свой кругозор». Иначе говоря, большинство студентов руководствуются прагматическими целями, и меньшая часть из них проявляет аксиологический подход к высшему образованию, то есть рассматривают его само по себе как ценность. Причём, такое ценностное отношение к высшему образованию свойственно большей части студентов заочной формы обучения, чем очной. И это понятно, ибо заочники име-
70 -60 50 40 30 20 10 0
О
у до в л.полностью частич.удовл.
не удовл.
□ очн. ■ заоч.
Рис. 4. Степень удовлетворённости ожиданий студентов
ют больший жизненный опыт, позволяющий им осознать образование не только как средство для подготовки к профессии и труду, но и как условие для личного саморазвития и духовного обогащения.
Существенным показателем отношений студентов к вузовскому образованию является степень удовлетворённости ожиданий, которые были у них на этапе выбора вуза. Этот показатель определялся путём оценки студентами степени их удовлетворённости вузами. Результаты таких самооценок отражены на рис. 4. Полностью удовлетворены почти 57% опрошенных студентов очной формы обучения и 64% - заочной, удовлетворены частично соответственно более 36 и 28%, испытывают неудовлетворение - 7 и 8%. Дополнительно выявлено, что почти все студенты, испытывающие удовлетворение от вузовского образования, при случае будут рекомендовать поступать в эти вузы своим друзьям, знакомым и родным, которые пока в вузах не учатся. Те же, кто не удовлетворён учением в вузе, отметили, что не будут этого делать ни при каких обстоятельствах. Иначе говоря, для абсолютного большинства студентов вузы Биробиджана содержательно и организационно отвечают их ожиданиям, но наличие среди них неудовлетворённых обозначает проблему поиска причин такой неудовлетворённости и способов их преодоления.
Среди причин неудовлетворённости студентов учением в вузах некоторая часть из них назвала более высокие по сравнению с довузовским этапом образования трудности в учении. На них указали 65 студентов очной и 143 -заочной формы обучения. Соответственно, имели задолженности по итогам зачётно-экзаменационных сессий по одной или нескольким дисциплинам 72 и 137 студентов.
Изменения отношения студентов к вузовскому образованию за время их учёбы представлены на рис. 5.
Наконец, интегральным показателем отношений студентов к вузовскому образованию является то, какие намерения у них складываются на период после окончания вузов. В этом плане 70% стуцентов-очников и около 73% заочников намерены в дальнейшем работать по специальностям, полученным в вузах (рис. 6).
Более 4% очников и 9% заочников получают высшее образование, а затем намерены «работать неважно где и кем». Более 14% студентов очной формы обучения и
■ и [
1 :
, ■ , ГЬ Г“1_ гп
работать по работать не получать поступать в другое получ.спец. важно щей др.спец. асп.
кем
■ очн. Изаочн.
50
40
30
20
10
0
Рис 5. Динамика отношений студентов к вузовскому образованию
не изменилось стало лучше стало хуже
□ очн. Изаочн.
10% - заочной имеют намерение после окончания вузов получать другие специальности. Намерение продолжать образование в аспирантуре присуще большей части студентов очной формы обучения, чем заочной, хотя количество таковых невелико. Очевидно, к ним относятся те студенты, которые рассматривают вузовское образование не только с прагматической точки зрения, а как самоценность, как путь к интеллектуальному развитию и творчеству.
Кроме выбора ответов из анкеты закрытого типа, студенты имели возможность дописать частные мнения-пожелания относительно усовершенствования действующей в Биробиджане системы высшего профессионального образования. Среди них были высказаны следующие суждения: расширить спектр инженерных специальностей; больше привлекать преподавателей с высшей квалификацией; наряду с академическими практиковать публичные лекции профессоров на мировоззренческие темы; увеличить приём на бюджетные места; абсолютная бесплатность обучения для поступивших в вузы по конкурсу; снизить размеры платы за обучение на внебюджетной основе; предоставлять нуждающимся студентам общежитие на время учения и зачётно-экзаменаци-онных сессий за умеренную плату; улучшить учебноматериальную базу вузов, в том числе библиотечных и лабораторных фондов, учитывая специфику получаемых специальностей; улучшить организацию питания стуцен-тов-заочников во время установочных и зачётно-экзаме-национных сессий; преподавателям различных учебных дисциплин согласовывать объёмы учебных требований к студентам; уменьшить учебную нагрузку для студентов; преподавателям и учебно-вспомогательному персоналу быть более вежливыми со студентами; расширять приём по востребованным специальностям с гарантией трудоустройства; улучшить ГОС в сторону расширения общего кругозора; расширить приём в вузы по заказам работодателей; больше рекламы о высшем образовании в ЕАО; не закрывать существующие филиалы вузов, а повысить эффективность их работы.
Было высказано даже одно пожелание экзотического характера: «Отменить все виды экзаменов в вузах!».
Рис 6. Намерения студентов после вуза
Анализ результатов социологического опроса студентов биробиджанских вузов об их отношении к высшему образованию позволяет сделать следующие выводы: отношения студентов к получаемому ими образованию имеют «сходную конфигурацию» с подобными отношениями во всей системе высшего образования России; «конфигурация» и динамика отношений к образованию студентов очной и заочной форм обучения также сходны между собой по большинству параметров, исключения составляют целевые установки студентов: среди заочников больше тех, кто своё образование связывает с карьерным ростом и расширением своего кругозора (рис. 3).
С учётом выявленных «конфигурации» и динамики отношений студентов к высшему образованию целесообразны следующие преобразования, направленные на улучшение отношений студентов к учению в вузах: для расширения ориентировочной основы для выбора абитуриентами вуза или других учреждений для продолжения образования необходимо полнее использовать потенциал проводимой в учреждениях довузовского образования профориентационной работы; в воспитании молодёжи необходимо акцентировать внимание не только на подготовку к поступлению в вузы для получения той или иной профессии, а на образование как самостоятельной ценности, необходимой для обретения образа личности современного человека; высшее образование должно являться для каждого студента не только школой для усвоения «образовательных стандартов» и «дидактических единиц» или способом получения диплома и подготовки к профессии, а средством для более глубокой интеграции с миром и развития творческого потенциала личности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Воронина М.А., Кутовая С.В., Никитенко В.Н. Социальный статус и отношения к знаниям среди населения Еврейской автономной области // Региональные проблемы. 2010. Т. 13, № 1. С. 111 -114.
2. Высшее образование в России: правила и реальность / авт. колл.: А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королёв, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин, отв. ред. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. 405 с.
3. Зачем люди получают высшее образование? (результаты социологического опроса, проведённого Лева-
да-Центром) / http://www.hotjob.ru/blog/598.html [электронный ресурс].
4. Ильинский И. М., Луков В. А. Московский вуз глазами студентов: по материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы,
март-апрель 2004 г. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.64 с.
Никитенко В.Н. Образование в социально-территори-альных системах. Владивосток: Дальнаука, 2006. 151 с.
Analytical results of sociological survey of students are reflected in the article. The purpose of the survey was to reveal students’ attitude to university education. The most significant sources of information for students about universities have been identified, as well as motivation for their choice. At the same time, the dynamics of students ’ attitude to the universities during their studies at them have been elicited. The conclusions about the possibility of extending the range of values for students in the educational process have been
Keywords: university education, attitude, values