¡шштав!
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 94(47).084.9 ББК 63.3(2)635
М.Ф. Полынов
отношения с сшА во внешней политике М.С. ГОРБАЧЕВА В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. 1985-1991 гг.*
Показано, почему в годы Перестройки отношениям с США М.С. Горбачев придавал приоритетное значение. Огромное внимание в отношениях между двумя сверхдержавами советский лидер уделял проблеме ядерного разоружения. В этой области удалось подписать договоры о ликвидации ракет средней и малой дальности и сокращении стратегических ядерных ракет. Советско-американские отношения в годы Перестройки существенно улучшились, что способствовало преодолению Холодной войны. Отмечается, что эти изменения во многом произошли из-за крупных уступок со стороны СССР.
Ключевые слова:
Дж. Буш, Вашингтон, М.С. Горбачев, госсекретарь, министр иностранных дел, Москва, Р. Рейган, СССР, США, торговые отношения, ядерное разоружение.
Полынов М.Ф. Отношения с США во внешней политике М.С. Горбачева в годы Перестройки. 1985-1991 гг. // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 3. - С. 3-8.
© Полынов Матвей Федорович - доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: mfistoria@mail.ru
В январе 1989 г. новым президентом США стал Дж. Буш, который не торопился установить тесные контакты с советским руководством. В СССР и странах Восточной Европы шли перемены огромной важности. Новому президенту необходимо было определенное время для того, чтобы в этой ситуации выработать адекватную им стратегию и тактику. В советско-американских отношениях возникла» пауза», которая продолжалась около пяти месяцев.
Основы пострейгановской политики в отношении СССР были изложены в документе «Анализ национальной безопас-ности-3», подписанном Дж. Бушем 22 сентября 1989 г. В нем отмечалось: «Мы вступаем в переходный период, по важности не уступающий послевоенному». США должны пытаться придать «необратимый характер реформам» в Советском Союзе. Особо подчеркивалось, что «перестройка в наших интересах (США - М.П.). Новый подход Горбачева «дает нам в руки рычаги воздействия, которыми восемь лет назад
* Окончание. Начало см. в № 2'2016, с. 14-21.
мы не обладали». Политика США должна быть нацелена на то, чтобы «направить их действия в нужное нам русло» [5, с. 45].
Вот такие выводы сделала новая американская администрация Дж. Буша из «нового политического мышлении» Горбачева и его выступления в ООН.
Окружение Дж. Буша исходило из того, что Перестройка ведет к экономическому и военному ослаблению, поэтому добивалось, чтобы советско-американский диалог вышел за пределы «разоруженческой» тематики, и охватил бы значительно более широкий круг вопросов. Предполагалось сделать предметом переговоров не только процессы, происходящие в советском блоке - странах ОВД, но и непосредственно в самом Советском Союзе.
В это же время в Вашингтоне возникла идея «тестирования» Горбачева, то есть проверка, как он на практике претворяет в жизнь «новое политическое мышление», не является ли оно пропагандой для За- 0 пада, насколько он искренен в своих дейс- Р
о
3
ю О
о
твиях. 12 мая 1989 г. в своем выступлении в Техасском университете Буш сказал: «Новое отношение надо заслужить, одних обещаний здесь недостаточно», «искренность Советов должна быть выражена в конкретных действиях» [7, с. 59, 67].
С самого начала идея «тестирования» перекладывала ответственность за дальнейшее улучшение советско-американских отношений на СССР, а оценочные критерии таких улучшений устанавливались США. Фактически это означало, что Горбачев должен был доказывать, соответствует ли его политика представлениям и интересам США.
Визит нового госсекретаря Дж. Бей-кера 10-11 мая 1989 г. в Москву означал завершение этой «паузы». В сущности, с этого визита и началось «тестирование» Москвы. Он передал Горбачеву пожелания Буша «возобновить взаимодействие с Советским Союзом по всему спектру наших отношений» [24, с. 224]. Генсек, в свою очередь, проинформировал о процессах демократизации советского общества, выборах в марте 1989 г. в Верховный Совет СССР. Бейкер одобрительно заявил, что «мы рассматриваем происходящие в Советском Союзе перемены как действительно коренные, революционные изменения. Мы очень хотим, чтобы все задуманное у вас получилось» [24, с. 227].
Такая оценка со стороны госсекретаря США говорила о том, что первое тестирование Горбачев прошел на «отлично». Это означало, что содержание Перестройки в СССР соответствовало американскому пониманию.
Активизировались встречи руководителей внешнеполитических ведомств двух стран. Возник так называемый личный канал «Шеварднадзе-Бейкер». По словам А.Ф. Добрынина, «последний многого добился с помощью этого канала» [14, с. 662].
В сентябре 1989 г. Шеварднадзе посетил Вашингтон. Он объявил о согласии СССР на демонтаж радиолокационной станции в Красноярске, сооружение которой близилось к завершению. Американская сторона рассматривала ее строительство как нарушение условий Договора по ПРО 1972 г. Шеварднадзе отказался увязывать этот вопрос с демонтажем аналогичного класса радаров в Тузле (Гренландия), Фимигдейлсе (Великобритания), в Варде (Норвегия) [42, с. 452].
Ключевое значение как для советско-американских отношений, так и для мирового развития в целом, имела встреча Горбачева и Буша на Мальте 2-3 декабря 1989 г. Ее результаты были столь значительны,
что Горбачев и Буш на совместной пресс-конференции по итогам встречи заявили об окончании Холодной войны.
Действительно, во многом именно она предопределила ход развития мировых событий. На мальтийской встрече лидеры обсуждали перемены в Восточной Европе, германский вопрос, проблемы сокращения стратегических наступательных вооружений, региональные проблемы, двусторонние отношения и др.
Характеризуя положение Горбачева, посол США в СССР Дж. Мэтлок отметил: «Ему необходимо было, чтобы видели: он ведет дела с Бушем на равных, а не как побежденный противник» [41, с. 224]. Центральной темой переговоров стали перемены в Восточной Европе. Для Буша важно было понять, является ли Восточная Европа той красной чертой, через которую советский руководитель переступить не может и будет защищать ее дальше как зону своих особых интересов? Американский президент убедился, что союзники СССР по ОВД не являются такой чертой. Горбачев заверил Буша в том, что «мы за мирные перемены, мы не хотим вмешиваться и не вмешиваемся в идущие процессы» [25, с. 235]. По свидетельству А.С. Черняева, именно здесь в принципе был решен вопрос об объединении Германии [55, с. 309-310].
Существенный прогресс на этой встрече был достигнут при обсуждении Договора о СНВ и Договора о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ).
Значительное внимание было уделено проблемам внутреннего развития СССР. Буш поощрял Горбачева в проведении Перестройки и положительно высказался о ней. Он также поддержал необходимость улучшения торгово-экономических отношений между США и СССР: «Моя администрация намерена предпринять шаги, направленные на приостановку действия поправки Джексона-Вэника, которая препятствует предоставлению Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования» [30, с. 236]. Но этот вопрос он тут же увязал с политическими условиями: с необходимостью принятия закона о въезде и выезде, а также с отказом СССР от помощи Никарагуа и Кубе. Только с учетом такой перспективы «можно приступить к консультациям о заключении торгового договора» [29, с. 237].
По инициативе американской стороны обсуждалась ситуация в прибалтийских республиках. Буш заявил, что «... любые репрессивные меры (в отношении При-
балтики - М.П.) вызовут у нас (США - М.П.) обостренную реакцию, создадут проблемы, осложняющие отношения между нашими странами» [25, с. 249]. Горбачев вынужден был заверить Буша в том, что «ограничится в этом вопросе только ненасильственными методами» [7, с. 160].
После встречи на Мальте, позиция Горбачева могла строиться только на ее итогах, поскольку любое серьезное противодействие ее решениям рассматривалось США как отход от мальтийских договоренностей, от «нового мышления», от «правильной политики». Дальнейшее улучшение советско-американских отношений предполагало уступчивость советской политики.
На самостоятельность М.С. Горбачева в принятии решений не могло не оказать влияние его стремление получить кредиты у западных стран. «Примерно с середины 1990 года, - пишет К.Н. Брутенц, - все беседы Горбачева с иностранными деятелями содержат просьбы об экономической и финансовой помощи» [6, с. 425]. В завуалированной форме кредиты предоставлялись в обмен на политические решения. Подобная политика в литературе получила отражение в термине «политические кредиты» [10, с. 288-289].
Этот фактор сильно влиял на дальнейший характер советско-американских отношений, в которых американская сторона превращалась в доминирующую. Во время визита М.С. Горбачева в Вашингтон (30 мая - 2 июня 1990 г.) он дал окончательное согласие на объединение Германии на американских условиях, то есть на ее включение в НАТО [31, с. 475].
В качестве компенсации за уступку по Германии Буш согласился на подписание Торгового соглашения, которого Горбачев давно добивался. Но оно было увязано с требованиями в отношении Литвы. «Конгресс не ратифицирует соглашение, - заявил Дж. Буш, - из-за санкций, введенных руководством СССР в отношении Литвы» [26, с. 264]. Торговое соглашение по-прежнему не снимало ограничения на поставки высокотехнологичной техники.
С точки зрения количества подписанных соглашений визит был достаточно плодотворным - было подписано 24 документа. Среди них можно назвать Соглашение об уничтожении и производстве химического оружия; Соглашение о поставках зерна; Соглашение о воздушном сообщении и др.
Однако некоторые из них были не просто мало продуманными, но даже вредными. В частности, во время этого визита Ше-
варднадзе подписал соглашение с США о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях, в соответствии с которым СССР уступал обширную морскую акваторию в районе Берингова пролива (51 тыс. кв. км), бывшую предметом спора еще с конца XIX века.
СССР добывал в этом районе более 150 тыс. тонн ценных видов промысловых рыб, что составляло 10 процентов всего вылова Советского Союза [32, с. 87].
Серьезным испытанием политики Горбачева на сближение с США стал кризис в районе Персидского залива. В ночь с 1 на 2 августа 1990 г. Ирак оккупировал Кувейт. США взяли курс на военное освобождение Кувейта. Горбачев пытался решить этот вопрос дипломатическими средствами и стал играть роль посредника между Ираком и США, что не устраивало Дж. Буша.
Для начала военных действий против Ирака США необходима была политическая поддержка этой акции со стороны СССР. Для обсуждения этого вопроса Буш встретился с Горбачевым в Хельсинки 9 сентября 1990 г. Обсуждение этого вопроса он тонко увязал с перспективой развития двусторонних отношений, в особенности в области экономического сотрудничества. «Чем ближе окажутся наши позиции к концу сегодняшнего дня, - подчеркнул Буш, - тем более благоприятными будут перспективы развития советско-американских отношений». Или: «мы могли бы поговорить об экономической ситуации в Советском Союзе, еще раз посмотреть, чем мы может вам помочь» [27, с. 267-268]. Горбачев и сам использовал встречу в этих целях. «Нам нужна помощь, мы нуждаемся в дополнительных возможностях для маневра на этапе вхождения в рынок. Запад должен помочь нам товарами и в финансовом отношении» [27, с. 268].
Встреча в Хельсинки для Буша прошла успешно: он добился согласия советского лидера быть политическим союзником США в период этого кризиса. 29 ноября 1990 г. СБ ООН принял резолюцию № 678 (за нее проголосовал и СССР), позволявшую использовать «все необходимые средства» для освобождения Кувейта. Горбачев и после принятия этой резолюции продолжал добиваться мирного разрешения конфликта, но его позиция уже не влияла на происходящие процессы.
24 февраля 1991г. началась сухопутная операция многонациональных сил во главе с США против Ирака, армия которого была разгромлена за три дня, и Кувейт был освобожден.
о
Победоносная война в Персидском заливе превратила США в доминирующую державу на Ближнем Востоке, в то же время СССР утратил здесь свои позиции.
К концу 1980-х гг. СССР уже не мог сотрудничать с США на равноправной основе. В советско-американских отношениях он фактически играл роль младшего партнера. Это понимали и в Кремле. В феврале 1991 г. А.С. Черняев писал: «Обречены дружить с Америкой, что бы она ни делала: иначе опять изоляция и все кувырком» [56, с. 921].
Серьезные надежды М.С. Горбачев возлагал на переговоры во время встречи с лидерами «Большой семерки» в Лондоне 17-18 июля 1991 г., где он присутствовал в качестве неполноправного участника и не присутствовал на официальных заседаниях. Накануне саммита всем членам «семерки» он направил личное послание, в котором выражал надежду: «Есть все основания полагать, что она может стать поворотным пунктом в процессе органичного включения Советского Союза в мировое экономическое сообщество» [37]. Но первостепенной его задачей было получение финансовой помощи. 17 июля, встретившись с Дж. Бушем, Горбачев говорил о том, что СССР «нужны десятки миллиардов...» [8, с. 720].
Однако никакой реальной финансовой помощи он не получил. Было лишь обещано предоставить СССР статус ассоциированного члена в Международном валютном фонде.
Огромные изменения, произошедшие в мире к середине 1991 г., лишили смысла продолжение расточительной гонки вооружений. Преодоление конфронтации между двумя сверхдержавами позволило перейти к существенной ликвидации между ними стратегических наступательных вооружений. Первый официальный визит президента Дж. Буша 30-31 июля 1991 г. завершился подписанием 31 июля крупномасштабного Договора о сокращении и ограничении стратегических ядерных вооружений (СНВ-1). Сокращению подлежала вся триада стратегических ядерных сил: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР); баллистические ракеты на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелые бомбардировщики стратегической авиации (ТБ). По договору каждая сторона должна была сократить общее количество боезарядов и количество носителей почти вдвое в течение семи лет. Количество носителей ядерного оружия суммарно для каждой стороны определялось в 1600 единиц, а число боеголовок - не более 6000.
Это был последний договор по ядерным вооружениям, подписанным Горбачевым, который он назвал «звездным часом нового мышления».
На встрече М.С. Горбачев также поднимал вопрос об экономической помощи со стороны США: «Мы рассчитываем на реальную поддержку с вашей стороны... нам хотелось бы получить в точно рассчитанный момент товары, продовольствие, медикаменты» [28, с. 281]. Генсек также просил Буша ускорить принятие СССР в Международный валютный фонд: «Есть ли возможность обойтись без испытательного срока в Международном валютном фонде, чтобы можно было воспользоваться его услугами»? [28, с. 283]. Ответ американского президента был весьма расплывчатым: «Международные финансовые организации хотят содействовать вашим реформам» [28, с. 283].
Оба лидера обсуждали также широкий круг международных проблем. Среди них были такие, как ситуация в Восточной Европе и на Кубе, роль Европы и Китая в мировой политике, положение в Южной Африке и Анголе и другие вопросы.
Во второй половине 1991 г. стороны в одностороннем порядке предпринимали меры по уменьшению ядерной опасности. 27 сентября Дж. Буш объявил о снятии с боевого дежурства всего американского тактического ядерного оружия - в сухопутных войсках и ВМС, в том числе о снятии с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет. Он также заявил о прекращении состояния постоянной боевой готовности для всех американских стратегических бомбардировщиков, а также о прекращении программ создания мобильных межконтинентальных баллистических ракет [34, с. 435].
В ответ М.С. Горбачев уже 5 октября объявил о намерении уничтожить часть своих тактических ядерных средств (ядерные артиллерийские боезаряды, ядерные боеголовки для тактических ракет, все ядерные мины), а другую часть складировать. Снималось все тактическое ядерное оружие с подводных кораблей и многоцелевых подводных лодок. С боевого дежурства снимались тяжелые бомбардировщики; все железнодорожные МБР ставились в места их постоянного базирования; в течение 7 лет количество ядерных боезарядов должно было составить не 6000 единиц, как установлено по договору, а 5000 единиц; с 5 октября сроком на один год объявлялся односторонний мораторий на проведение ядерных испытаний [48].
Реализация политики нового полити- интересов над балансом силы. США же, в ческого мышления способствовала ради- отличие от СССР, руководствовались ре-кальному изменению отношений между альным прагматизмом, умело использова-двумя сверхдержавами: от конфронтации ли «новое политическое мышление» в свои противостояния они эволюционировали их собственных интересах, что способство-в сторону сотрудничества и партнерства. вало их превращению в доминирующую Но это произошло главным образом пото- державу. По мере изменения баланса сил му, что советский лидер слишком переоце- не в пользу СССР Москва вынуждена была нивал общечеловеческие ценности, баланс идти в фарватере политики Вашингтона.
Список литературы:
[1] Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата: критический взгляд на внешнюю и внутреннюю политику СССР до и после 1985 года. - М.: Международные отношения, 1992. - 318 с.
[2] Барсенков А.С. «Новое мышление» во внешней политике СССР (1985-1991) // Вестник Московского ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. - 2012, № 1. - С. 41-73; 2012, № 4. -С. 4-38.
[3] Барсенков А.С. Политика «нового мышления» и окончание холодной войны (1985-1990) // Российская история. - 2015, № 6. - С. 135-157.
[4] Беседа Горбачева с Дж. Бушем в Лондоне, 17 июля 1991 года // В Политбюро ЦК КПСС... По записям бесед Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991). - М.: Горбачев-Фонд, 2008. - С. 718-722.
[5] Бешлосс М., Тэлботт С. На самом высоком уровне. Закулисная история окончания «холодной войны» / Пер. с англ. - М.: АО «Все для вас», 1994. - 400 с.
[6] Брутенц К.Н. Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке. - М.: Международные отношения, 2005. - 656 с.
[7] Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим / Пер. с англ. - М.: Междунардные отношения, 2004. - 504 с.
[8] В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991). - М.: Горбачев-Фонд, 2008. - 800 с.
[9] Воротников В.И. А было это так... Из дневника члена Политбюро ЦК КПСС. - М.: Совет ветеранов книгоиздания SIMAR, 1995. - 473 с.
[10] Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. - М.: РОССПЭН, 2006. - 448 с.
[11] Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2. - М.: Новости, 1995. - 597 с.
[12] Горбачев М.С. Собрание сочинений. Т. 4. - М.: Весь Мир, 2008. - 618 с.
[13] Гриневский О.А. Перелом. От Брежнева к Горбачеву. - М.: Олма-Пресс. Образование, 2004. - 624 с.
[14] Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (19621968 гг.). - М.: Автор, 1997. - 688 с.
[15] Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности // Визит Генерального секретаря ЦК КПСС в Соединенных Штатах Америки. Документы и материалы. - М.: Политиздат, 1987. - 175 с.
[16] Дубинин Ю.В. Время перемен. Записка посла в США. - М.: АвиаРус - XXI, 2003. - 463 с.
[17] Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева о полной ликвидации ядерного оружия на земле за 15 лет - к 2000 году // Правда. - 1986, 16 января.
[18] Заявление Советского правительства // Правда. - 1986, 16 апреля.
[19] Зубок В.М. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. - М.: РОССПЭН, 2011. - 671 с.
[20] Из архива Горбачева (Беседы М.С. Горбачева с Р. Рейганом в Рейкьявике 11-12 октября 1986 г.). Вторая беседа (днем 11 октября 1986 г.) // Мировая экономика и международные отношения. - 1993, № 5. - С. 81-90.
[21] Из беседы с Джорджем Шульцем Москва, 14 апреля 1987 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 182-186.
[22] Из беседы с Ричардом Никсоном Москва, 18 июля 1986 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С.165-166.
[23] Из беседы с Рональдом Рейганом Москва, 31 мая 1988 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 212-215.
[24] Из беседы с госсекретарем Джеймсом Бейкером Москва 11 мая 1989 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 224-231.
[25] Из беседы с Бушем (один на один). Мальта. 2 декабря 1989 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 234-236.
[26] Из беседы с Джорджем Бушем 1 июня 1990 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 264-265.
о
[27] Из беседы с Джорджем Бушем Хельсинки, 9 сентября 1990 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 267-269.
[28] Из беседы с Джорджем Бушем Москва, 30 июля 1991 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 281-283.
[29] Из переговоров Джорджем Бушем (в расширенном составе). Мальта, 2 декабря 1989 г. // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 236-242.
[30] Из переговоров с Джорджем Бушем (один на один) Мальта, 3 декабря 1989 г. // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 248-249.
[31] Из второй беседы М.С. Горбачева с Дж.Бушем. Вашингтон, Белый дом, 31 мая 1990 года // Михаил Горбачев и германский вопрос. Сб. документов. 1986-1991. - М.: Весь Мир, 2006. С. 466-476.
[32] Ильин Н.Н. Позорная сделка (Советско-американское Соглашение о линии разграничения морских пространств в Беринговом море // Военно - исторический журнал. - 1992, № 10. - С. 86-91.
[33] История внешней политики СССР и России в 1985-1999 гг.: проблемы, решения, результаты / Под общ. ред. А.В. Торкунова. - М.: Фонд современной истории, 2010. - 368 с.
[34] История международных отношений / Под ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. Т. 3. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 552 с.
[35] Киссинджер Г. Дипломатия. - М.: Ладомир, 1997. - 847 с.
[36] Корниенко Г.М. Холодная война. Свидетельство ее участника. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 415 с.
[37] Личное послание Президента СССР Горбачева М.С. главам государств - участникам встречи «семерки» в Лондоне // Архив Горбачев-Фонда. - Ф. 2. Оп. 1. № карточки 8732.
[38] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - 1986. - 352 с.
[39] Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности // Визит Генерального секретаря ЦК КПСС в Соединенные Штаты Америки. Документы и материалы. - М.: Политиздат, 1987. - 175 с.
[40] Мэтлок Дж. Сверхдержавные иллюзии. Как мифы и ложные идеи завели Америку не в ту сторону - и как вернуться в реальность / Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 2011. - 384 с.
[41] Мэтлок Дж. Смерь империи. Взгляд американского послана распад Советского Союза / Пер. с англ. - М.: Рудимино, 2003. - 579 с.
[42] Очерки истории министерства иностранных дел России / Редкол.: А.В. Торкунов (отв. ред.), М.М. Наринский. Т.2. - М., 2002.
[43] Печатнов В.О., Маныкин А.С. История внешней политики США. - М.: Международные отношения, 2012. - 672 с.
[44] Полынов М.Ф. Внешняя политика Горбачева. 1985-1991 гг. - СПб.: Алетейя, 2014. - 504 с.
[45] Полынов М.Ф. Тайная встреча с большими последствиями. Переговоры М.С. Горбачева и Дж. Буша на Мальте 2-3 декабря 1989 года // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3. С.40-44.
[46] Правда. - 1982, 28 ноября.
[47] Правда. - 1988, 23 ноября.
[48] Правда. - 1991, 6 октября.
[49] Рейган Р. Жизнь по-мерикански / Пер. с англ. М.: Новости, 1992. - 749 с.
[50] Рейган Р. Откровенно горя. Избранные речи / Пер. с англ. - М.: Новости, 1990. - 398 с.
[51] Речь Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на встрече с парламентариями Франции // Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1985 год. Сб. документов. - М.: Международные отношения, 1986. - С. 199-205.
[52] Совместное советско-американское Заявление // Правда. - 1985, 22 ноября.
[53] «У Тэтчэр было определенно женское чувство к Горбачеву». Интервью Л.М. Замятина // Коммерсант-Власть. - 2005, № 16. - С.48-49.
[54] Урнов А.Ю. Внешняя политика СССР в годы «холодной войны» и «нового мышления». - М.: РФК-Имидж, 2014. - 683 с.
[55] Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. - 528 с.
[56] Черняев А.С. Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972 - 1991 годы. - М.: РОССПЭН, 2010. - 1047 с.
[57] Швейцер П. Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и распаде социалистического лагеря. - Минск: Авест, 1995. - 392 с.
[58] Шеварднадзе Э.А. Я 12 раз встречался с Рейганом один на один // Международная жизнь. - 2005, № 12. - С. 143-148.
[59] Baker J. The Politiks of Diplomatiky. Revolution Warand Peace. 1989-1992. - N.Y., 1995. - 687 p.
[60] La Faber W. America, Russia and the Cold War. 1945-1996. - N.Y., 1997. - 416 p.
[61] Thatcher M. The Downing Street Years. - London: HarperCollins 1993. - 832 p.
[62] Schulz G. Turmoil and Triumph: My Years as Secretary of State. - New York: Charles Scribner's Sons, 1993. -891 p.