УДК 316.346.32-053.9
отношения пожилыХ людей со Своими внуками (на примере республики Бурятия)
Е.И. Митанова,
старший преподаватель, [email protected],
Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой
The author discusses the relationship between senior citizens and their grandchildren—the impact of the older generation in the modern Buryat family. The article utilizes the results of a sociological study conducted by the author in April and May 2007in the Republic of Buryatia.
Рассматриваются взаимоотношения пожилых людей и их внуков, исследуется роль старшего поколения в современной бурятской семье в выполнении хозяйственно-бытовой, воспитательной и др. функций. Статья основана на результатах социологического исследования, проведенного автором в апреле—мае 2007года в Республике Бурятия.
Keywords: senior citizen, younger generation, relationship within family.
Ключевые слова: пожилые люди, младшее поколение, взаимоотношения в семье.
За последние десятилетия население Российской Федерации переживает период демографического старения, что выражается в увеличении доли граждан старшего поколения в структуре населения страны. Доля людей старше 60 лет — самая быстрорастущая группа населения. Существенные различия отмечаются в показателях старения городского и сельского населения. В городах доля пожилых людей составляет около 16%, в сельской местности — более 20% (по РФ около 30 млн человек). В результате уменьшения рождаемости и увеличения миграции сельской молодежи в города, доля жителей старше 60 лет на отдельных территориях возросла до 26—30%
[6]. Несмотря на то, что в России в отдельные периоды может наблюдаться снижение его темпов, генеральная тенденция старения все же сохранится.
В Республике Бурятия население в возрасте старше трудоспособного на 1 января 2007 года составило 145,2 тыс. человек. Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в Республике Бурятия составил 15,2% (в РФ — 20,6%), в столице республики г. Улан-Удэ — 16,1%, в сельской местности, например: Селенгинский район — 14,4%, Джидинский район — 11,4%, Кижингинский район — 13,4% [7]. В указанных районах автор проводил социологическое исследование. Эти районы
были выбраны не случайно, в них преобладают жители бурятской национальности. Таким образом, в сельской местности с преимущественно бурятским населением темп старения населения ниже, чем в городе.
За последние годы в Бурятии произошел резкий скачок по уровню рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости в 2006 г., по сравнению с уровнем кризисного 1999 года, возрос с 1,42 до 1,697 детей, рожденных одной женщиной, и остается выше среднероссийского (1,29). В январе—июне 2008 года родилось 8024 детей, или на 799 человек больше, чем в аналогичном периоде 2007 года. Коэффициент рождаемости вырос на 10,5% и составил 16,8 новорожденных на 1000 жителей. Последние годы характеризуются уменьшением численности населения старше трудоспособного возраста. Так, численность этой категории населения в республике с 2002 по 2007 год уменьшилась на 2,3% [7].
Среди лиц старше трудоспособного возраста преобладают женщины, которые составили в РБ в 2005 году 69% [2]. По мере увеличения возраста диспропорция в численности полов усиливается в связи с более высоким уровнем смертности мужчин и различием величины средней продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни
в Бурятии в 2007 году составила 62,4 года, у мужчин — 56,2 года, у женщин — 69,5 года
[7]. «Возрастной» фактор социальной защиты населения в современных российских условиях усиливается целым рядом иных социально значимых обстоятельств.
Последствиями старения населения в России и ее регионах стали падение уровня жизни, ухудшение качества питания, рост числа заболеваний, недоступность медицинских услуг и лекарств из-за высоких цен, стрессы, депрессия, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в обществе, неопределенность и непредсказуемость социальных процессов.
Трансформационные процессы в России и Бурятии изменили образ жизни населения во всех сферах общества, существенно увеличили адаптационную нагрузку социальных групп. Особенно негативно это отразилось на жизни людей пожилого возраста как социальной группы. Рыночные отношения в отличие от экономических условий социализма выстраивают иную систему приоритетов в обществе. Рыночный принцип взаимодействия провозглашает первичными интересы личности, индивида на основе приоритета личных интересов над общественными, поддержка пожилых людей остается на последнем месте. Забота о гражданах преклонного возраста, ветеранах труда, об их социальном, психологическом, медицинском и культурном обслуживании, возможность их участия в трудовой деятельности, общественной жизни и в воспитательной функции в семье является серьезным вопросом на сегодняшний день.
Положение пенсионеров усугубляется и изменениями института семьи: переход от большой патриархальной семьи к отдельной малой семье. Только в многопоколенной семье пожилой человек чувствовал себя уверенно и благополучно. Сегодня в социально-экономических условиях, в которых оказались престарелые россияне, в дополнение к пенсиям источником существования является помощь родственников (прежде всего детей).
Проблемы, которые появляются у пожилых после выхода на пенсию, имеют разную степень выраженности в зависимости от объективных и субъективных условий. И в этот период жизни индивида семья играет важную роль, оказывая ему экономическую, социальную и психологическую поддержку.
Семья приобретает в этих условиях особую значимость, становится «фактором страховки», эмоциональной и социальной поддержки пожилых людей. Через семью, общение с детьми и внуками пожилой человек пытается найти новое место в жизни. Семья и близкое социальное окружение оказывают своему старшему члену психологическую поддержку. Отношения с детьми — одна из наиболее значимых проблем для пожилых. Жизнь, судьба, проблемы детей и внуков являются предметом забот старшего поколения. Поэтому вовлеченность пожилого человека в проблемы близких весьма велика [8].
Нестабильность в нашей стране, направленность сознания людей на выживание и получение наивысших материальных благ, искажает восприятие пожилых людей молодым поколением. Молодежь часто с иронией относится к прошлому старшего поколения, драматизирует их социальное положение, и тем самым порождаются негативные взаимоотношения поколений.
Существует ряд факторов, влияющих на социальный статус пожилого человека:
1) разрушение патриархального многопоколенного клана;
2) распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в современном обществе;
3) обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.
Указанные факторы способствуют обесцениванию старости в глазах молодых и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.
Неприятие и отторжение социокультурных установок молодого поколения пожилыми людьми в публичной сфере может сосуществовать с солидарностью и взаимопомощью поколений в рамках отдельных семейных союзов (отношения поколения «отцов» и «детей» в рамках семьи). Семья — это один из фундаментальных институтов общества, обеспечивающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. При этом каждое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить необходимые социальные роли. Это определяет особую значимость функции социализации, формирования личности. Семья служит для личности первым
источником социальных идеалов и образцов поведения. Велико ее значение в организации потребления и совместного быта людей. Она имеет важное психологическое значение для удовлетворения потребности человека в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, признании и защите [1].
Происходит конфликт между поколениями, обусловленный разными взглядами на ценности современной жизни. Конфликт между поколениями сегодня можно увидеть во всех сферах жизни общества. Современная молодежь отрицает жизненные устои старшего поколения, и наоборот, пожилые люди негативно относятся к морали и поведению нового поколения. Социальные установки нынешних пожилых людей, характерные для советского периода, претерпели некоторые изменения. Сегодня у молодых людей преобладают такие жизненные установки, как «достижение наилучших материальных благ», а ориентир их жизненных устоев звучит так: «Благосостояние зависит только от самого себя».
В апреле—мае 2007 года было проведено социологическое исследование «Роль старшего поколения в бурятской семье». В качестве метода исследования был использован анкетный опрос пенсионеров по старости в Республике Бурятия.
Генеральную совокупность исследования составили все бурятские пенсионеры по старости, проживающие в Республике Бурятия, состоявшие или состоящие в браке, имеющие детей. Объем генеральной совокупности по данным Госкомстата Республики Бурятия на 1 января 2007 года составил около 90 тыс. человек.
В ходе исследования была произведена квотная выборка, объем которой составил 348 человек, с учетом отдельных критериев отбора респондентов — возраст, семейное поло-
жение, место проживания, национальность, пол, а также наличие детей и внуков.
Территориально, по принципу отбора типичных единиц, выборка включала большой город (столица республики Улан-Удэ), малый город (Гусиноозерск) и населенные пункты двух сельских районов республики с существенной долей бурятского населения. Инструментарием опроса послужила специально разработанная автором анкета.
Как показало исследование, больше всего среди респондентов тех, кто считает, что сейчас молодежь хуже, чем в годы их молодости; около 1/3 пожилых приравнивает современную молодежь к сверстникам в годы своей молодости. Каждый четвертый респондент дал ответ: «Сейчас молодежь лучше, чем тогда». Чем старше возраст, тем больше пожилых людей считают, что сейчас молодежь хуже, чем в годы их молодости (табл. 1).
Главными положительными качествами молодежи пенсионеры называют информированность (61,8%), предприимчивость (52,3%), целеустремленность (31,9%), самостоятельность (25,6%). Быстрое развитие науки, увеличение потока необходимой информации, стремление к достижению высоких результатов обучения требуют от молодежи чрезмерных усилий, иногда в ущерб духовному развитию, этическим, моральным нормам.
Как существенные недостатки современной молодежи пенсионеры выделили: алкоголизм (73,3%), наркоманию (62,1%), курение (60,6%), эгоизм (31,6%). Действительно, алкоголизм, особенно пивной, наркомания, табакокурение являются серьезными проблемами молодежи. За последние десятилетия данные явления достаточно сильно омолодились, что ведет к конфликтности в семье. Распространенный сегодня эгоизм, инфантильность среди совре-
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какого вы мнения о современной молодежи в целом, если сравнивать ее с юношами и девушками в годы вашей молодости?», по возрасту, %
50—59 лет 60—69 лет 70—79 лет В целом по выборке
Сейчас молодежь лучше, чем тогда 39,4 20,2 16,0 24,4
Сейчас молодежь такая же, как тогда 22,3 34,1 27,2 29,3
Сейчас молодежь хуже, чем тогда 36,2 43,4 49,4 42,8
Нет ответа 2,1 2,3 7,4 3,4
менной молодежи возмущают пожилых людей, так как сами пенсионеры не приемлют данный тип поведения.
Социально-экономическая нестабильность в стране приводит к трансформации характера общественных отношений и ценностных ориентаций. Современные условия осложняют процесс социализации, и, к сожалению, в российском обществе отсутствует единство принципов и подходов к воспитанию молодежи. Формирование современных ценностей, правил поведения, рост эгоцентризма не соответствуют общепринятым правам и свободам человека.
«Плавный» переход от одного поколения к другому можно представить себе только в традиционном обществе, где такой переход совершается в рамках семьи [3]. В семье представителями молодого поколения являются внуки пожилых людей.
Пенсионеры, проживающие совместно с внуками, составляют 45,1%. В г. Улан-Удэ и селах удельный вес пенсионеров, живущих вместе с внуками, почти одинаков. Остальные проживают отдельно от внуков в том же или ином населенном пункте.
Старшее поколение помогает своим детям в воспитании внуков. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи, может быть весьма многообразной. Часто она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Здесь есть и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни. В результате нашего исследования мы выяснили, что 80,9% сельских пенсионеров посвящают большую часть своего времени воспитанию внуков; в городе этот показатель ниже (61,4%). Это можно объяснить тем, что в селе занятость пожилых людей невысокая, по сравнению с городом. В Улан-Удэ из опрошенных респондентов работают 53,3%, а в селах — всего лишь 22,2%.
В настоящее время у многих молодых родителей, нуждающихся в помощи по воспитанию детей, повышенная профессиональная занятость. В прошлом столетии организация помощи молодым родителям в воспитании детей была более специализирована и доступна, нежели в настоящее время.
В годы советской власти существовала широкая сеть дошкольных учреждений (детские ясли, сады), которая играла важную роль
в социализации детей. Практически все дети дошкольного возраста были охвачены этими учреждениями. В результате реформирования общества многие из этих учреждений были закрыты, резко возросла плата за содержание в них детей. Так, если в Бурятии численность детей в дошкольных учреждениях в 1980 году составляла 65,5 тыс., в 1990 году — 80,9 тыс. то в 2001 г лишь 25,3 тыс. [4], а в 2006 году — 33 тыс. [5]. За последнее время число таких детей повысилось, но незначительно.
Таким образом, в современных условиях жизни роль бабушек и дедушек в оказании помощи молодым родителям в воспитании внуков заметно повысилась, особенно в городе. Тесные отношения в кругу семьи ярко выражены в оказании помощи старшим поколением среднему, т.е. своим детям.
Далее мы будем рассматривать только тех пенсионеров, которые проживают совместно с внуками.
Из опрошенных пенсионеров 43,9% постоянно покупают внукам за свои деньги одежду, обувь, книги, игрушки. Треть респондентов делают покупки своим внукам редко, только от случая к случаю. '/6 часть пожилых — практически никогда.
Доля тех, кто постоянно делает покупки внукам, в селах выше. Однако среди сельских пенсионеров в 2,5 раза больше тех, кто практически никогда не делает этого. Причиной здесь может служить высокая безработица в сельской местности, низкий размер пенсии, которой едва хватает на оплату земельного участка, коммунальных услуг, покупку необходимых продуктов. Чем старше возраст, тем реже пенсионеры покупают своим внукам одежду, книги, игрушки. Работающие пенсионеры в 1,3 раза чаще делают покупки своим внукам, чем неработающие. Безусловно, здесь играет роль платежеспособность.
Чем моложе пенсионер, тем чаще он занимается внуками, проводит с ними время. Очевидно, что с возрастом у пожилого человека из-за состояния здоровья меньше возможностей заниматься воспитанием маленьких детей.
На вопрос: «Какие у вас отношения со своими внуками?» абсолютное большинство опрошенных пенсионеров (89,9%) дали ответ «В целом хорошие». Каждый десятый ответил «В целом удовлетворительные». Плохие отношения не отметил ни один респондент в выборке.
Что касается конфликтности, то у большей части респондентов (59,5%) никогда не бывает размолвок с внуками, бывают изредка у 39,9% опрошенных. Частые конфликты практически отсутствуют (0,7%).
По мнению большинства пенсионеров (51,4%), для внуков главным авторитетом является их мать, для одной трети респондентов — их отец, для одной трети — бабушка, и для каждого пятого — дедушка. В селе в 4 раза чаще дедушка является главным авторитетом для внуков по сравнению с городом. Этот факт подтверждает то, что старшее поколение играет немаловажную роль в воспитании внуков. Традиционная патриархальность семьи сохраняется в селе.
На вопрос: «С кем ваши внуки предпочитают делиться своими радостями, печалями?» большинство пенсионеров (58,8%) ответили «С бабушкой, дедушкой». Около половины (46,6%) ответили «С матерью». 1/4 респондентов дали ответ: «С отцом и матерью в равной степени». Чем моложе возраст пенсионера, тем чаще внуки предпочитают с ними делить свою радость и печаль. Как мы уже выше говорили, «молодые» пенсионеры в большей степени занимаются воспитанием своих внуков, соответственно происходят более частые контакты, общение с ними.
В селе пенсионеры чаще считают, что внуки прежде всего доверяют своим бабушкам и дедушкам больше, чем в городе. Указанные результаты свидетельствуют о том, что в селах достаточно тесные и теплые взаимоотношения внуков и их прародителями по сравнению с городом.
В опросе респондентам было предложено оценить следующее высказывание: «Некоторые люди считают, что забота о внуках, их воспитание — это самое главное для пенсионера, что во внуках — весь смысл жизни после выхода на пенсию. Согласны ли вы с таким мнением?». Большинство пенсионеров (67,7%) ответили: «Да, согласен».
Четверть респондентов не согласились с таким суждением, и их оказалось больше среди работающих респондентов. Это можно объяснить тем, что работающие пенсионеры более активны и помимо домашних забот у них есть и другие интересы. Такие пенсионеры посвящают свою жизнь на пенсии интересной работе, активному отдыху, любимым занятиям.
Нашим респондентам был задан вопрос: «Часто можно услышать мнение, что дедушки и бабушки менее строги к дошкольникам и школьникам, чем отцы и матери, больше балуют, потакают им. Как вы думаете, так ли это на самом деле?». Большинство пенсионеров (63,1%) ответили: «Да, это верно». Каждый третий респондент считает неверным данное мнение. Чем старше возраст пенсионера, тем реже позитивный ответ. Горожане в большей степени, чем сельчане, считают данное мнение верным.
На следующий вопрос: «Если вы видели, что ваши внуки совершают проступки, то вам удавалось их остановить?» Большинство пенсионеров (60,1%) ответили: «Да, всегда» и 1/3 респондентов, что это удавалось только иногда. Ответ: «Нет, никогда» дали только 1,5% опрошенных. Если говорить о возрастном распределении, положительный ответ лидирует среди 50—59-летних пенсионеров. Ответ «Да, иногда» характерен для большинства 60—69-летних пенсионеров. Работающие пенсионеры чаще, чем неработающие, дали такой ответ.
Таким образом, в результате исследования выяснилось, что представители старшего поколения в Бурятии чувствуют свою необходимость в семье и воспитании внуков. Часто и охотно они проводят свое свободное время с внуками, оценивая взаимоотношения с ними как положительные. Молодым родителям необходима помощь пожилых людей не только в материальном плане, но и в семье. Несмотря на негативное отношение пенсионеров к современной молодежи, взаимоотношения с наиболее молодым поколением в семье хорошие.
Молодые пенсионеры (в большинстве случаев они продолжают работать) сохранили авторитарно-родительские функции во взаимоотношениях с внуками. Молодой и работающий пенсионер более активен, полноценен в плане материальных средств, имеет хорошее самочувствие и ощущает себя востребованным человеком в обществе.
Женщины охотнее занимаются воспитанием внуков, чем мужчины, потому что для многих женщин выход на заслуженный отдых ассоциируется с домашними обязанностями. Для мужчин же воспитание внуков стоит на второстепенном месте. Поэтому у бабушек наиболее доверительные отношения с внуками, чем у дедушек. Однако в селах авторитет дедушек достаточно высок, по сравнению с городом.
Афоризмы в познании творческой деятельности человека
В селе сохраняется традиционная патриархальная бурятская семья.
Среди бурятов, несмотря на столкновения взглядов, интересов между пожилыми и молодыми людьми, в целом межпоколенная трансмиссия сохраняется в семье, где передаются от старшего поколения к младшему знания семейных традиций, опыт в воспитании детей, навы-
ки ведения домашнего хозяйства. В межпоко-ленных взаимодействиях принимают участие все члены семьи, старшее, среднее, младшее поколения.
Традиционные ценности по-прежнему актуальны: отношение к семье, роду, уважение к родителям, к старшим родственникам, любовь к детям.
Литература
1. Вдовина М. Межпоколенные конфликты в семье // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 74.
2. Кожевников В.В., Занданов А.О., Будаев Б.С. и др. Организация медицинской помощи лицам пожилого возраста // Социально-демографическое развитие общества и проблемы постарения: Материалы международной научно-практической конференции (19—20 октября 2005 г.), Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. 2005. С. 73, 74.
3. Левада Ю.А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 40.
4. Осинский И.И., Гылыкова Э.В. Бурятская городская семья на рубеже XX—XXI веков. Социологический анализ. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2003. С. 221.
5. Осколкова О.Б., Белоконь О.В. Пожилое население современной России: ситуации и перспективы. М., 1997. С. 43.
6. Очиров В.М. Социально-демографическое развитие общества и проблемы постарения // Социальнодемографическое развитие общества и проблемы постарения: Материалы международной научно-
практической конференции (19—20 октября 2005 г.), Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 2005. С. 43—46.
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. Режим доступа: http:/ www.burstat.gks.ru.
8. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2004. C. 238.
УДК 165
афоризмы в познании творческой деятельности человека
Т. В. Сазбандян,
старший преподаватель, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Creativity is complex and latent by nature. It is a mental process associated with critical thinking and the ability to easily generate ideas, choose the best solutions and extrapolate information.
Творческая деятельность человека остается пока малоизученной в силу своей сложности и латентного характера развития. Многие мыслители творческую деятельность рассматривали как одну из разновидностей мыслительной деятельности, связанной с умением легко генерировать идеи, выбирать лучшие варианты решения проблем, критически подходить к своим и чужим мыслям, экстраполировать информацию.
Keywords: aphorism, folk art, activity, cognition.
Ключевые слова: афоризмы, народное творчество, деятельность, познание.
Творчество — высшая форма универсально изведению сущего посредством качественных
понимаемой креативности, имманентно при- трансформаций их структур.
сущая всем уровням иерархия бытия. Творче- В соответствии с взглядами К.А. Тимирязева,
ство способствует самосохранению и воспро- процесс создания человеком разнообразных про-