Б01 10.15593/2224-9354/2018.3.12 УДК 316.334.5:352.075
Е.А. Лазукова
ОТНОШЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА
Рассмотрены особенности социального портрета муниципальных служащих, негативно влияющие на отношения чиновников с группами местного сообщества. Приведены данные социологического опроса 2017 года в г. Перми. Отношения между муниципальными служащими и представителями местного сообщества населению представляются в более негативном свете, чем чиновникам. Социальный портрет чиновников во многом влияет на социальные характеристики муниципальных служащих, имеющих различные отношения с местным сообществом. Группа пермских муниципальных служащих в основном состоит из женщин; большинство находится в возрасте до 40 лет; многие состоят в официальном или неофициальном браке; доминируют обладатели высшего образования; большинство имеет заработок до 20 тыс. руб. (что ниже средней зарплаты по региону). Среди чиновников испытывают трудности в работе с клиентами и называют негативным отношение органов муниципальной власти к посетителям чаще женщины; муниципальные служащие с доходами ниже среднего по региону; сотрудники от 30 лет; состоящие в браке; а также обладатели высшего образования. Социальный портрет респондентов, имеющих личные негативные контакты с посетителями, отличается от данного портрета по полу, возрасту и семейному положению. Это чиновники в возрасте до 29 лет; мужчины; не имеющие семью; обладатели высшего образования; имеющие доход ниже среднего.
Ключевые слова: социальные отношения, социальные контакты, чиновники, муниципальная служба, местное сообщество, социальный портрет, анкетный опрос.
Взаимодействия населения с представителями местной власти нередко носят конфликтный характер [1, с. 167; 2, с. 15; 3, с. 47; 4, с. 36; 5, с. 13-14]. Отношения между чиновниками и населением - та среда, в которой представителями власти оказываются услуги населению, это те условия, от которых зависит решение проблем отдельных представителей или целых социальных групп местного сообщества [6, с. 157; 7, с. 183].
Модернизация функционирования органов государственной и местной власти призвана сделать услуги для населения более доступными, а значит, снизить уровень недовольства населения работой чиновников.
Каковы отношения местного сообщества с муниципальными служащими в г. Перми на данный момент, чем характеризуется группа чиновников, имеющих конструктивные взаимодействия, а чем - группа имеющих деструктивные взаимодействия - вот те вопросы, на которые призвано ответить данное исследование. Будут рассмотрены и субъективные оценки этих отношений обеими сторонами.
© Лазукова Е.А., 2018
Лазукова Евгения Андреевна - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
В рамках нашего проекта, связанного с исследованием муниципальной службы [8, с. 118-129] и поддержанного РФФИ, мы исходим из гипотезы, предполагающей, что проблематичнее складываются отношения с гражданами у молодых муниципальных служащих, у чиновников женского пола, чиновников с более низким уровнем образования, с низким уровнем дохода, а также у несемейных.
Для начала необходимо представить себе состав муниципальных служащих в целом. Преобладание женщин среди чиновников - явление не специфичное для изучаемого региона; подобные факты известны российским социологам [9, с. 272; 10, с. 128; 11, с. 39; 12, с. 45; 13, с. 147]. Социально-профессиональная группа пермских муниципальных служащих [6, с. 157-163; 14, с. 191] почти на 3/4 состоит из женщин; около 2/3 среди них в возрасте до 40 лет; более 60 % состоят в официальном или неофициальном браке; заметно превалируют обладатели высшего образования (почти 94 %); 2/3 имеют заработок до 20 тыс. руб. (при средней зарплате по региону более 32 тыс. руб. [15]).
Среди возможных трудностей, возникающих у чиновников при работе с населением, нами исследовались отсутствие юридической грамотности населения, неумение граждан формулировать причину обращения в учреждение, оскорбление сотрудника посетителем. Ключевой трудностью из них является отсутствие правовой грамотности населения (более 60 % чиновников отметили, что «гражданин не знал законов»).
По большому счету чиновники, описывая отношение к населению, рисуют благостную картину. Отношение муниципальных органов власти к своим посетителям оценивают как «положительное» большинство опрошенных (более 90 %), как «скорее отрицательное» - менее 7 %. В довершение к этому с уверенностью данное отношение отрицательным не назвал никто.
Еще позитивнее ответы респондентов, когда речь идет о них самих. Свои собственные контакты с посетителями называет «отрицательными» незначительная часть чиновников (менее 2 %), в той или иной мере «положительными» - доминирующее большинство (почти 97 %).
Однако представления населения и чиновников нередко расходятся [16, с. 175; 17, с. 78-82; 18; 19, с. 13-18]. Не стали исключением и оценки рассматриваемой нами ситуации. В той или иной мере положительными контакты с представителями местных органов власти считает менее половины обывателей (около 49 %). Уважительным к себе назвала отношение персонала органов местной власти лишь четверть имеющих опыт обращения в подобные организации (почти 26 %); большинство населения среди обращавшихся в органы муниципальной власти встретило к себе равнодушное отношение со стороны персонала (более 62 %), а некоторые даже негативное (около 7 %).
Выявлены некоторые особенности социального портрета муниципальных служащих в связи с их отношением к группам местного сообщества.
Доминирование женщин в выборке предопределяет выбор каждой из встречающихся трудностей преимущественно женщинами (табл. 1). При этом значительно чаще женщины-чиновники сталкиваются с такой проблемой, как повышение тона со стороны обратившегося к ним лица (более 71 %).
Таблица 1
Социальный портрет муниципальных служащих, сталкивающихся с трудностями в практике работы с населением (в %)
Характеристики муниципальных служащих Гражданин не мог объяснить суть вопроса (проблемы) Гражданин оскорблял, вел разговор на повышенных тонах Гражданин заблуждался, поскольку не знал законов
Пол:
мужской 36,0 28,6 33,8
женский 64,0 71,4 66,2
Возраст:
до 29 лет 27,6 44,0 32,1
30 лет и старше 72,4 56,0 67,9
Семейное положение:
имеют супруга(у) 67,5 62,0 64,3
не имеют супруга(у) 32,5 38,0 35,7
Уровень образования:
среднее 1,3 0,0 0,0
среднее специальное 7,9 4,1 5,4
высшее и незаконченное высшее 90,8 95,9 94,6
Доход:
до 10 000 руб. 20,8 22,0 21,6
10 001-20 000 руб. 42,9 44,0 41,4
20 001-30 000 руб. 14,3 16,0 19,8
свыше 30 000 руб. 22,1 18,0 17,1
Молодые муниципальные служащие обычно реже своих старших коллег признаются в наличии каких-либо проблем с посетителями администрации, 2/3 чиновников, имеющих те или иные трудности при работе с населением, -это чиновники, имеющие семью. Чаще других со сложностями при работе с населением сталкиваются чиновники с доходом от 10 до 20 тыс. руб. (таковых более 40 %).
Все рассмотренные трудности встречаются чаще у обладателей высшего образования, что согласуется с общим портретом муниципального служащего, который зависит от общих «правил игры» - в соответствии с законодательством некоторые вакансии на муниципальной службе можно занимать лишь при наличии высшего образования [20] - и от общего роста уровня образования в стране.
В исследовании выяснялось, как оценивают чиновники отношение органов муниципальной власти к собственным клиентам. Эти оценки были сгруппированы в 2 варианта ответа: в той или иной мере положительное и в той или иной мере отрицательное; определялись социально-демографические характеристики чиновников, позитивно и негативно оценивающих данное отношение (табл. 2).
Таблица 2
Социальный портрет муниципальных служащих, по-разному оценивающих отношение муниципальных органов власти к своим посетителям (в %)
Характеристики муниципальных служащих Отношение муниципальных органов оценивают...
.. .позитивно ... негативно
Пол:
мужской 26,7 41,7
женский 73,3 58,3
Возраст:
до 29 лет 30,6 33,3
30 лет и старше 69,4 66,7
Семейное положение:
имеют супруга(у) 60,9 66,7
не имеют супруга(у) 39,1 33,3
Уровень образования:
среднее 0,6 0,0
среднее специальное 4,4 8,3
Высшее и незаконченное высшее 95,0 91,7
Доход:
до 10 000 руб. 20,0 33,3
10 001-20 000 руб. 44,4 50,0
20 001-30 000 руб. 18,8 16,7
свыше 30 000 руб. 16,9 0,0
Факт преобладания женщин в выборке влияет на портрет позитивно и негативно оценивающих отношение органов власти к населению. Несмотря на это, среди называющих такое отношение отрицательным чуть больше мужчин (соответственно меньше женщин), чем в группе муниципальных служащих, считающих данное отношение в той или иной мере положительным.
По возрастному и образовательному составу эти группы почти не различаются: в обеих группах преобладают чиновники от 30 лет и имеющие минимум один документ о высшем образовании.
По семейному положению есть небольшой «перекос» в сторону имеющих супруга (супругу) среди негативно оценивающих отношение муниципальных органов власти к своим посетителям (почти 67 против 71 %).
Чиновники, негативно оценивающие отношение органов местной власти к посетителям, чаще имеют доходы до 20 тыс. руб. (в сравнении с позитивно оценивающими).
Социальный портрет негативно оценивающих свои контакты с посетителями разительно отличается от портрета чиновников, считающих негативным отношение органов местной власти к ним (табл. 3).
Таблица 3
Социальный портрет муниципальных служащих, по-разному оценивающих собственные контакты с посетителями (в %)
Характеристики муниципальных служащих Личные контакты с посетителями оценивают ...
... позитивно ... негативно
Пол:
мужской 26,7 66,7
женский 73,3 33,3
Возраст:
до 29 лет 29,2 66,7
30 лет и старше 70,8 33,3
Семейное положение:
имеют супруга(у) 62,8 33,3
не имеют супруга(у) 37,2 66,7
Уровень образования:
среднее 0,6 0,0
среднее специальное 4,7 0,0
высшее и незаконченное высшее 94,7 100,0
Доход:
до 10 000 руб. 22,2 0,0
10 001-20 000 руб. 43,3 100,0
20 001-30 000 руб. 18,1 0,0
свыше 30 000 руб. 16,4 0,0
Напомним, муниципальные служащие, отрицательно оценивающие отношение муниципальных органов власти к своим посетителям, - это обычно женщины; 30 лет и старше; имеющие супруга(у). При этом те, кто негативно оценивает свои личные контакты с посетителями, - это, как правило, мужчины; чиновники в возрасте до 30 лет; не имеющие супруга(у). По уровню образования и доходу они в целом совпадают (имеют уровень образования не ниже высшего и доходы от 10 до 20 тыс. руб.), однако в случае с группой чиновников, отрицательно оценивающих собственные контакты с посетителями, речь идет не просто о преобладании данных групп, а об их абсолютном доминировании.
Таким образом, отношения между муниципальными служащими и представителями местного сообщества населению представляются в более негативном свете, чем чиновникам. Наша гипотеза о том, у кого из муниципальных служащих проблематичнее складываются отношения с гражданами, под-
твердилась лишь отчасти. На самом деле среди чиновников испытывают трудности в работе с клиентами и называют негативным отношение органов муниципальной власти к посетителям чаще женщины; муниципальные служащие с доходами ниже среднего по региону (10-20 тыс. руб. в месяц), однако обычно это не молодежь, а сотрудники от 30 лет; не одинокие, а имеющие супруга (или супругу); а также обладатели высшего образования. Социальный портрет имеющих личные негативные контакты с посетителями отличается от данного портрета по полу, возрасту и семейному положению. Иными словами, это чиновники в возрасте до 29 лет; мужчины; не имеющие семью.
Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта № 17-13-59001/ОГОН, финансируемого Российским фондом фундаментальных исследований.
Список литературы
1. Порохова М.В. Эффективность муниципальной власти как имиджевый показатель (на примере Московской области) // Власть. - 2017. - № 7. -С. 165-167.
2. Киселева А.М. Роль доверия местных сообществ в социально-управленческих процессах // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2010. - № 5. - С. 15-18.
3. Голик В. Информационные технологии в государственном управлении // Наука и инновации. - 2011. - Т. 9, № 103. - С. 46-47.
4. Суслопарова П.С. Образ чиновника в представлениях студентов // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: сб. науч. тр. студ., асп. и препод. Финансового университета при Правительстве Рос. Федерации. - М.: СВИВТ, 2016. - С. 36-39.
5. Шлеверда И.Н. Эволюция феномена политического имиджа государственной службы // Актуальные проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России: сб. тр. - Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2016. - С. 11-17.
6. Лазукова Е.А. Внимание чиновников к информации о своем городе // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: материалы XVI (заоч.) Всерос. науч. конф., посвящ. памяти проф. З.И. Файнбурга. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017.- С. 157-163.
7. Лазукова Е.А. Факторы интереса чиновников к жизни города // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 4. - С. 183-189.
8. Антипьев К.А., Лазукова Е.А., Разинский Г.В. Муниципальная власть и местные сообщества: особенности взаимоотношений (к постановке социологического исследования) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -2017. - № 2. - С. 118-129.
9. Рочева Я.С. Социальный портрет муниципальных служащих в Санкт-Петербурге // Социология. - 2009. - № 18. - С. 270-275.
10. Илларионова Н.Г. Методологические и методические основы исследования социального портрета государственного гражданского служащего в Российской Федерации // Социальная политика и социология. - 2015. - Т. 14, № 4 (111). - С. 121-130.
11. Астахов Ю.В., Ткачев А.А, Трапезников С.В. Муниципальная кадровая политика: социологический анализ (на примере г. Белгорода) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 18. - С. 38-43.
12. Михайличенко А.Я. Женщины на государственной и муниципальной службе // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2013. - № 2. - С. 44-47. - URL: http://www.rsei.ru (дата обращения: 14.01.2018).
13. Лазукова Е.А. Трудовая карьера государственных и муниципальных служащих современной России: дис. ...канд. социол. наук. - Нижний Новгород, 2016. - 241 с.
14. Разинский Г.В. Местное сообщество и муниципальные служащие: pro или contra // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. -№ 4.- С. 190-199.
15. Сведения о заработной плате работников предприятий Пермского края по видам экономической деятельности за май 2017 года [Электронный ресурс] / Пермстат. - URL: http://permstat.gks.ru (дата обращения: 13.01.2018).
16. Антипьев К.А. Муниципальные служащие о проблемах местного сообщества // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 4. -С. 172-180.
17. Лазукова Е.А. Оценка государственной службы чиновниками и населением // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2014. - № 1. -С. 77-84.
18. Киселева О.В., Сурцева Ю.А. Население и госслужба: проблемы взаимоотношений и привлекательности госслужбы для населения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13177 (дата обращения: 12.01.2018).
19. Горобцова А.В. Проблема диалога между властью и обществом в современной России (по результатам социологического исследования) // Государственное управление. - 2013. - № 41. - С. 5-28.
20. О муниципальной службе в Пермском крае [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/911519515 (дата обращения: 13.01.2018).
References
1. Porokhova M.V. Effektivnost' munitsipal'noi vlasti kak imidzhevyi pokazatel' (na primere Moskovskoi oblasti) [Efficiency of municipal authority as an indicator of public image (on the example of the Moscow region)]. Vlast', 2017, no. 7, pp.165-167.
2. Kiseleva A.M. Rol' doveriia mestnykh soobshchestv v sotsial'no-upravlencheskikh protsessakh [The role of trust of local communities in social and management processes]. News from Higher Education Institutions. Sociology. Economics. Politics, 2010, no. 5, pp. 15-18.
3. Golik V. Informatsionnye tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii [Information technologies in public administration]. The Science and Innovations, 2011, vol. 9, no. 103, pp. 46-47.
4. Susloparova P.S. Obraz chinovnika v predstavleniiakh studentov [The image of the official in the views of students]. Formirovanie obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsii finansista. Мoscow, SVIVT, 2016, pp. 36-39.
5. Shleverda I.N. Evoliutsiia fenomena politicheskogo imidzha gosudarstvennoi sluzhby [The evolution of the phenomenon of the civil service political image]. Aktual'nye problemy povysheniia effektivnosti gosudarstvennoi vlasti i upravleniia v sovremennoi Rossii. Rostov-on-Don, 2016, South Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 92 p.
6. Lazukova E.A. Vnimanie chinovnikov k informatsii o svoem gorode [Officials' attention to information about their city]. Sovremennoe obshchestvo: voprosy teorii, metodologii, metody sotsial'nykh issledovanii: materialy XVI vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. Perm, Perm National Research Polytechnic University, 2017, pp.157-163.
7. Lazukova E.A. Faktory interesa chinovnikov k zhizni goroda [Factors of interest of officials to city life]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 4, pp.183-189.
8. Antip'ev K.A., Lazukova E.A., Razinskii G.V. Munitsipal'naia vlast' i mestnye soobshchestva: osobennosti vzaimootnoshenii (k postanovke sotsiologicheskogo issledovaniia) [Municipal authorities and local communities: special features of their relations (setting the problem of sociological research)]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 2, pp. 118-129.
9. Rocheva Ia.S. Sotsial'nyi portret munitsipal'nykh sluzhashchikh v Sankt-Peterburge [Social image of local government employees in Saint-Petersburg]. Sociology, 2009, no. 18, pp. 270-275.
10. Illarionova N.G. Metodologicheskie i metodicheskie osnovy issledovaniia sotsial'nogo portreta gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego v Rossiiskoi Federatsii [Methodological and methodical bases of research of a social portrait of the civil servant in the Russian Federation]. Social Policy and Sociology, 2015, vol. 14, no. 4(111), pp. 121-130.
11. Astakhov Iu.V., Tkachev A.A, Trapeznikov S.V. Munitsipal'naia kadrovaia politika: sotsiologicheskii analiz (na primere g. Belgoroda) [Municipal personnel policy: a sociological analysis (case study of Belgorod)]. Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 18, pp. 38-43.
12. Mikhailichenko A.Ia. Zhenshchiny na gosudarstvennoi i munitsipal'noi sluzhbe [The woman on the state and municipal service]. Elektronnyi vestnik Rostovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituta, 2013, no. 2, pp. 44-47.
13. Lazukova E.A. Trudovaia kar'era gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh sovremennoi Rossii [Career of state and municipal employees of modern Russia]. PhD thesis. Nizhny Novgorod, 2016, 241 p.
14. Razinskii G.V. Mestnoe soobshchestvo i munitsipal'nye sluzhashchie: pro ili contra [Local community and municipal officials: pro vs contra]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 4, pp. 190-199.
15. Svedeniia o zarabotnoi plate rabotnikov predpriiatii Permskogo kraia po vidam ekonomicheskoi deiatel'nosti za mai 2017 goda [Information on the salary of Perm region enterprises' employees sorted by type of economic activity, May 2017], available at: http://permstat.gks.ru (accessed 13 January 2018).
16. Antip'ev K.A. Munitsipal'nye sluzhashchie o problemakh mestnogo soobshchestva [Municipal officer's view on the problems of local community]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 4, pp. 172-180.
17. Lazukova E.A. Otsenka gosudarstvennoi sluzhby chinovnikami i naseleniem [Evaluation of the civil service by government officials and the public]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2014, no. 1, pp. 77-84.
18. Kiseleva O.V., Surtseva Iu.A. Naselenie i gossluzhba: problemy vzaimootnoshenii i privlekatel'nosti gossluzhby dlia naseleniia [Population and civil service: relationship problems and the atractivness of the civil service to the population]. Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13177 (accessed 12 January 2018).
19. Gorobtsova A.V. Problema dialoga mezhdu vlast'iu i obshchestvom v sovremennoi Rossii (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniia) [Interaction between government and society in modern Russia (based on the results of sociological studies]. Public Administration, 2013, no. 41, pp. 5-28.
20. Zakon Permskogo kraia ot 04.05.2008 № 228-PK "O munitsipal'noi sluzhbe v Permskom krae" [On municipal service in Perm region. Law of the Perm region dated 14 May 2008, no. 228-PK], available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/911519515 (accessed 13 January 2018).
Оригинальность 88 %
Получено 02.02.2018 Принято 02.03.2018 Опубликовано 28.09.2018
E.A. Lazukova
RELATIONS OF MUNICIPAL EMPLOYEES AND THE LOCAL COMMUNITY
The article describes the features of a social portrait of municipal employees, which negatively affect the relationship of the officials with the local community groups. The article presents a 2017 poll carried out in the city of Perm. Relations between the municipal officials and the representatives of the local community population are in a more negative light compared to what the officials think. The social background of officials is largely influenced by social characteristics of municipal employees having different relations with the local community. The group of Perm municipal employees consists mainly of women; their majority has the age of under 40, many formally married or in informal partnerships, dominated by holders of academic degrees; the majority has the earnings up to 20 thousand rubles (which is below the average salary in the region). More often women among the officials experience difficulties in working with clients and consider the attitude of the municipal authorities towards visitors negative; municipal employees with incomes below the regional average; employees over 30 years old; married; and holders of academic degrees. A social portrait of respondents having personal negative contacts with visitors, differ from the one above by gender, age and marital status. These are officials at the age of 29, male, single, having an academic degree with income below the average.
Keywords: social relation, social contacts, officials, municipal service, local community, social portrait, survey.
Evgeniya A. Lazukova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Politology, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].
Received 02.02.2018 Accepted 02.03.2018 Published 28.09.2018