ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 5, № 4 (61). С. 157-165.
Научная статья. Исторические науки
УДК 327(593+73)
DOI: 10.31696/2072-8271-2023-5-4-61-157-165
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТАИЛАНДОМ И США В РАМКАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ БАЙДЕНА
Григорий Николаевич КУЧЕРЕНКО 1
1 Институт Китая и современной Азии РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8160-1662
Аннотация: После выборов 2020 г. в США президентом стал Джозеф Байден, взявший на вооружение лозунг «Америка вернулась!», подразумевавший обновление и развитие традиционных связей США с союзниками. Данный подход был призван компенсировать изоляционистские меры администрации Трампа, которые привели к ослаблению присутствия США в международных организациях и поставили под удар взаимодействие даже с такими традиционными союзниками Вашингтона как европейские страны. В то же время, в отношении стран Юго-Восточной Азии, в частности, Таиланда, уже при Трампе делался упор на экономическое сотрудничество без акцента на продвижение демократии, что позволило возобновить общение после проседания, вызванного переворотом 2014 г. При Бай-дене рациональный подход не только сохранился, но и получил своё развитие в интенсификации взаимных визитов на высоком уровне и подписании важных документов, институционализирующих дальнейшее укрепление связей между странами.
Ключевые слова: база, сотрудничество, флот, КНР, США
Для цитирования: Кучеренко Г.Н. Отношения между Таиландом и США в рамках внешней политики администрации Байдена // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 5, № 4 (61). С. 157-165. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-5-4-61-157-165
Original article. Historical science
RELATIONS BETWEEN THAILAND AND THE US IN THE FRAMEWORK OF THE BIDEN ADMINISTRATION'S FOREIGN POLICY
Grigory N. KUCHERENKO 1
1 Institute of China and Modern Asia RAS, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8160-1662
© Кучеренко Г.Н., 2023
Abstract: After the 2020 elections, Joseph Biden became president of the United States, adopting the slogan "America is back!", which implied the renewal and development of traditional US ties with allies. This approach was intended to compensate for the isolationist measures of the Trump administration, which led to a weakening of the US presence in international organizations and jeopardized interaction even with such traditional allies of Washington as European countries. At the same time, with regard to Southeast Asian countries, particularly Thailand, there has already been an emphasis on economic cooperation without a focus on democracy promotion under Trump, which allowed for a resumption of communication after the slippage caused by the 2014 coup. Under Biden, the rational approach has not only been preserved, but also developed in the intensification of high-level reciprocal visits and the signing of important documents institutionalizing further strengthening of ties between the countries.
Keywords: Thailand, USA, China, APR, ITEC, ASEAN
For citation: Kucherenko G.N. Relations between Thailand and the US in the Framework of the Biden Administration's Foreign Policy. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 5, № 4 (61). Pp. 157-165. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-5-4-61-157-165
Состояние отношений между Таиландом и США после 2014 г.
В 2014 г. в Таиланде произошёл вооружённый переворот, в результате которого к власти пришёл генерал Прают Чан-Оча, что вызвало негативную реакцию со стороны Запада. Американский аналитический центр CSIS отмечает, что администрация Обамы отреагировала на переворот достаточно мягко, ограничившись санкциями в сфере безопасности, отменив учения CARAT и исключив тайских военных из участия в учениях RIMPAC. Однако даже это привело к тому, что тайцы ограничили доступ американских военных к базе Ута-пао, которую армия США использовала ещё со времён Холодной войны и сделали упор на расширение взаимодействия с Китаем1.
В 2016 г. стороны возобновили диалог на высоком уровне, глава военного правительства Таиланда посетил США дважды, в рамках саммита лидеров АСЕАН и саммита по ядерной безопасности, однако в апреле президент Дональд Трамп пригласил его на двусторонние переговоры, которые прошли в октябре 2017 г.
Совместное заявление сторон по итогам встречи включало в себя намерения дальнейшего укрепления сотрудничества в сфере без-
опасности, которое пострадало в результате реакции на переворот, признание ведущей роли Таиланда в обеспечении мира и безопасности в регионе. Были также согласованы позиции по ЮжноКитайскому морю, ракетным испытаниям Северной Кореи и проблеме беженцев рохинджа2. Наиболее важным в заявлении является пункт, касающийся возобновления сотрудничества в сфере безопасности, которое началось ещё при завершении сроков полномочий администрации Обамы, однако, было озвучено на столь высоком уровне уже при его преемнике. Сам факт встречи позволяет сделать вывод о наступлении оттепели в отношениях между Вашингтоном и Бангкоком, однако о полном преодолении недоверия на тот момент говорить не приходилось.
К 2021 г. подход американской дипломатии в отношении Юго-Восточной Азии оставлял желать лучшего: новая администрация изначально не имела единого подхода в отношении региона, последствия пандемии ещё не были преодолены, не позволяя политикам общаться вживую, послы были назначены не во всех странах ЮВА, что неизбежно сказывалось на уровне взаимодействия. Таиланд был одной из таких проблемных стран, американский посол изначально не был назначен при завершении срока Трампа, затем при начале работы Байдена, таким образом, посольство США было вынуждено работать без возможности обеспечивать должный уровень взаимодействия с местными властями с января 2021 по август 2022 г.
Тайские исследователи утверждают, что в этот период произошло сокращение сроков пребывания сотрудников Госдепартамента в зарубежных командировках с 4-5 лет до 2, что негативно сказалось на возможностях американских сотрудников по созданию полезных связей в тайском обществе3. Ещё одной проблемой было то, что американцы не владели тайским языком на должном уровне и плохо понимали принципы функционирования тайского общества, в то время как китайцы направляли в Таиланд сотрудников с высоким знанием языка и пониманием культуры страны пребывания, обеспечивая себе преимущество.
Формирование стратегии США в отношении АТР
В 2022 г. ситуация кардинально изменилась. В феврале США приняли программный документ «Индо-Тихоокеанская стратегия Соединенных Штатов», который прямо называл АТР ключевым регионом для внешней политики США и предполагал ряд конкретных мер: открытие новых консульств и посольств, особенно в странах ЮВА,
создание Индо-Тихоокеанской экономической структуры (ИТЭС), увеличение контингента американских военных, поддержка экономического роста Индии и многое другое4. Принятие документа стало ответом на растущее влияние Китая в АТР и придавало позиции США чёткие контуры, на которые страны АТР в целом и ЮВА в частности могли ориентироваться. Специфика документа заключается и в новом подходе к соперничеству с Китаем, США сознательно уводят разговор от этой темы, которая негативным образом сказывается на взаимодействии со странами региона, заставляя их выбирать между двумя сверхдержавами. Вместо этого стратегия фокусируется на развитии двустороннего сотрудничества, направленного на «укрепление безопасности здоровья, решение морских проблем, расширение коммуникаций и углубление связей между людьми»5. С точки зрения США, Вашингтон может оказать большую помощь, чем Китай, в решении этих вопросов.
Здесь стоит отметить то, что Таиланд упоминается в этом документе трижды, однако исключительно в связке с прочими союзниками США в регионе: Австралией, Японией, Кореей и Филиппинами. Это позволяет говорить о том, что Вашингтон хоть и стал уделять АТР больше внимания при новой администрации, чем раньше, но Бангкок не вошёл в список приоритетов, тем самым усугубляя положение дел, сложившееся после 2014 г.
В октябре 2022 г. была принята новая стратегия национальной безопасности США, которая также придавала большое значение положению дел в АТР. В документе фигурировало положение об обновлении союзнических обязательств США с традиционными партнёрами: «Мы подтверждаем свои твёрдые обязательства перед нашими союзниками по Индо-Тихоокеанскому региону - Австралией, Японией, Республикой Корея, Филиппинами и Таиландом - и будем продолжать обновление этих альянсов»6. В данном документе Таиланд упоминается лишь единожды, что вновь свидетельствует о нежелании США включать королевство в список своих приоритетов.
В ноябре 2022 г. прошёл 10-й ежегодный саммит АСЕАН-США в Камбодже, на котором Вашингтон, представленный лично Байде-ном, объявил о запуске всеобъемлющего стратегического партнёрства со странами АСЕАН. В рамках партнёрства предполагались инвестиции в устойчивую инфраструктуру, в развитие цифровой экономики и цифровые торговые стандарты, а также в академию малого и среднего бизнеса АСЕАН 2.0. В апреле 2022 г. ^АГО в сотрудничестве с Деловым советом США-АСЕАН запустил Академию малого и среднего
бизнеса АСЕАН 2.0. Теперь ^АГО расширит поддержку малого и среднего бизнеса в регионе АСЕАН, чтобы ускорить восстановление экономики после пандемии COVID-19 и решить проблему роста стоимости жизни. В 2023 г. на четырех языках (английском, тайском, индонезийском и вьетнамском) будут доступны новые ресурсы по восстановлению малого бизнеса. С помощью модернизированной платформы «Академия МСП» малые и средние предприятия будут лучше подготовлены к управлению денежными потоками, увеличению выручки и использованию цифровых технологий для роста.
Несмотря на фактическое игнорирование Таиланда в ключевых программных документах, администрация Байдена всё же сделала свой вклад в попытку укрепления связей между странами, результатом чего стала интенсификация обмена делегациями на высоком уровне, в Таиланд с рабочими визитами прибыли госсекретарь Энтони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин. Визиты высокопоставленных американских чиновников произошли в ответ на жалобы тайской стороны об отсутствии внимания со стороны США, высказанные тай-цами в частном порядке7. Ещё одним поводом послужил 190-летний юбилей установления отношений между странами.
В рамках июньского визита министра обороны США стороны обменялись мнениями по вопросам региональной безопасности и обсудили возможности укрепления американо-таиландского альянса. Госсекретарь Остин подчеркнул давние дружеские отношения США с Таиландом и особо отметил стремление США увеличить число тайских студентов, получающих профессиональное военное образование в Соединенных Штатах. Госсекретарь Остин и премьер-министр Пра-ют приветствовали недавние усилия по расширению двусторонних тренировок и учений, в том числе путем создания новой рабочей группы по взаимному доступу и тренировкам. Госсекретарь Остин подтвердил стремление США укреплять оперативную совместимость между американскими и тайскими вооруженными силами и поддерживать потребности Таиланда в модернизации.
В то же время США ответили отказом на запрос тайских вооружённых сил о приобретении истребителей Б-35, мотивируя это тем, что Таиланд не имел достаточно развитую инфраструктуру, опыта и систем безопасности, необходимых для использования данных самолётов. В то же время эксперты утверждают, что неназванной причиной могли послужить укрепившиеся связи между вооружёнными силами Таиланда и Китая. США не стали полностью развеивать надежды ВВС Таиланда. Вашингтон заявил, что готов пересмотреть свое
решение через 5-10 лет, предоставив тайским ВВС время для исправления выявленных США недостатков. Пока же Америка с удовольствием продает ВВС Таиланда самолеты поколения 4,5, такие как новейшие версии F-16 Falcon и F-15EX Eagle II. Если читать между строк, то это означает, что США будут готовы поставлять ВВС Таиланда самолеты F-35 только в том случае, если тайские вооруженные силы в течение ближайшего десятилетия разрядят свои отношения с НОАК8.
В ходе визита Энтони Блинкена в июле 2022 г. было подписано американо-таиландское коммюнике о стратегическом союзе и партнёрстве, ставшее первым документом такого уровня с 1962 г.9.
В рамках коммюнике стороны договорились об укреплении торгово-экономического сотрудничества, совместной борьбе с изменениями климата, регионального сотрудничества и, что немаловажно, традиционного союза между странами. Всё это предполагается достичь путём обмена технологиями, расширения взаимодействия в области
умного сельского хозяйства, развития цифровой экономики и сов-
10
местных экологических инициатив . Эти инициативы соответствуют тайской концепции био-циркулярной зелёной экономики, призванной преодолеть последствия пандемии и вывести Таиланд на новый уровень экономического развития.
В настоящее время в Таиланде разрабатывается Национальный энергетический план, который заменит действующий План развития альтернативной энергетики, устанавливающий 20-процентный целевой показатель использования возобновляемых источников энергии к 2037 г. Ожидается, что пересмотренные планы увеличат целевые показатели по экологически чистой энергии в соответствии с заявлением премьер-министра, сделанным в ноябре 2021 г. на COP26, о том, что Таиланд повысит свои целевые показатели по борьбе с изменением климата, а также в соответствии с внутренней политикой, ориентированной на устойчивое развитие, включая модель «биоциркулярной зелёной экономики».
Несмотря на то, что соглашение было принято достаточно своевременно и во многом отвечало чаяниям Таиланда, качественного перехода отношений на новый уровень не произошло по ряду причин. Во-первых, Бангкок по-прежнему относился к действиям Вашингтона с определённой настороженностью, не забывая о реакции своего западного союзника на произошедший государственный переворот. Во-вторых, каких-либо активных мер по реализации положений, прописанных в документе, не последовало.
Приезд очередного высокопоставленного гостя в ноябре сопровождался противоречиями. С одной стороны, присутствие вице-президента Камалы Харрис на встрече Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) можно было расценить только как квинтэссенцию американской ошибки, которую она совершала в Таиланде на протяжении 25 лет. После того как Бангкок согласился изменить первоначальные сроки проведения АТЭС в связи с промежуточными выборами в Конгресс США, Байден все же предпочел принять участие в подвижном празднике свадьбы своей внучки, а не в собрании 15 глав правительств других стран. Тайцы устроили председателю КНР Си Цзиньпину пышный приём, однако действия главы Белого дома не повлияли на отношения конструктивно11.
Развитие экономических связей между партнёрами
В мае 2022 г. США запустили новый экономический формат, получивший название Экономической инициативы в Индо-Тихоокеанском регионе (Indo-Pacific Economic Framework, IPEF), которая была изначально предложена американским президентом. При подписании соглашения Таиланд был представлен Праютом Чан-Оча. IPEF включает в себя четыре основных направления сотрудничества: торговля, цепочки поставок, чистая экономика и справедливая экономика. IPEF нацелена на расширение экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества между странами-партнерами в регионе. Рамочная программа также поддерживает взаимные экономические интересы партнеров IPEF и в теории способствует наращиванию потенциала для решения возникающих проблем. Программа получила смешанные отзывы, из положительных сторон было отмечено то, что США смогли объединить группу стран региона под своим началом с целью продвижения своих экономических интересов. С другой стороны, в программе не реализованы такие пункты как снижение тарифов и ликвидация торговых барьеров, что по мнению американских промышленных групп делает всё соглашение бессмысленным.
Соединенные Штаты являются крупнейшим экспортным рынком Таиланда, закупив в 2021 г. товаров на сумму более 47 млрд долл. В 2021 г. общий объём двусторонней торговли составил 63,7 млрд долл. В 2020 г. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Таиланд составил 17,5 млрд долларов, что делает США третьим по величине иностранным инвестором.
Экономическое сотрудничество между Таиландом и США также испытывает рост, в 2020 г. США инвестировали в Таиланд 5,6 млрд долларов, что составило 11% от общих ПИИ, уступив только Японии (12%) и Китаю (17%) (Chumroentaweesup, 2021). При этом объём американских инвестиций вырос на 49% по сравнению с предыдущим годом, в то время как объём китайских вырос лишь на 2%, а японских сократился на 27%.
В начале августа 2023 г в Таиланд прибыла делегация Бюджетного комитета Палаты представителей Конгресса США. Стороны обсудили пути укрепления сотрудничества в таких приоритетных областях, как развитие торговли и инвестиций, изучение возможностей торговли сельскохозяйственной продукцией, повышение устойчивости цепочек поставок, обеспечение энергетической безопасности, борьба с транснациональной преступностью, а также конкретизация сотрудничества в рамках существующих рамочных программ, включая Индо-Тихоокеанскую экономическую программу (ИТЭП)12.
Пять ведущих тайских инвесторов, включая Indorama Ventures, PTT Global Chemical, Thai Summit Group и Banpu Group, придали образу Таиланда позитивный флер в восприятии американцев. Объем двусторонней торговли в прошлом году достиг 60 млрд долларов США, или 12,53% роста. Кроме того, Таиланд получил огромное положительное сальдо торгового баланса в размере 20,34 млрд долларов США13.
В начале сентября в Таиланде будет проходить пятый раунд переговоров в формате IPEF, в рамках которого будут подготовлены проекты документов по всем четырём основным направлениям, а также будут проведены дополнительные сессии по юридической проработке проекта текста по второму направлению (цепочки поставок). Предполагается, что в ходе встречи в ходе встречи Таиланд сделает упор на необходимость сотрудничества в области наращивания потенциала и технического сотрудничества. Кроме того, Бангкок намерен обсудить взаимодействие между странами в производстве электромобилей, устойчивого авиационного топлива, развитии экологичной экономики и углеродного рынка.
Заключение
Несмотря на значительный прогресс во взаимодействии со странами региона, администрация Байдена всё же не смогла решить ряд проблем, характерных для текущих отношений между США и Таиландом. Американские исследователи отмечают, что двумя основны-
ми факторами, препятствующими обновлению связей на прежнем уровне, является отсутствие общего понимания угрозы и военное сотрудничество Таиланда с КНР14.
В отличие от таких стран ЮВА как Вьетнам или Филиппины, Таиланд не воспринимает экономический и военный рост Китая как непосредственную угрозу для себя, напротив, после 2014 г. Бангкок стал в большей степени полагаться на Пекин для поддержания своей экономики. Более того, идущее перевооружение тайской армии в основном полагается на дешёвую, по сравнению с американской, технику и вооружение из Китая и России.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
КУЧЕРЕНКО Григорий Николаевич, научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, Москва, Россия
Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 24.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Grigory N. KUCHERENKO, Researcher, Institute of China and Modern Asia RAS, Moscow, Russia
The article was submitted 14.11.2023;
approved 24.11.2023;
accepted to publication 30.11.2023.
1 URL: https://www.csis.org/analysis/prime-minister-prayuth-chan-ochas-visit-washington
2 URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/joint-statement-president-trump-and-prime-minister-prayut-chan-ocha-thailand
3 Monthienvichienchai, A. (2022). At the Crossroads: Thai-American Relations during the Time of Covid-19. CRMA Journal of Humanities and Social Science, 9: 82-94.
4 Indo-Pacific Strategy of the United States. February 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/ wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf#:~:text-%20ADVANCE%20A% 20FREE%20AND,STRATEGY%20of%20the%20United%20States
5 URL: https://foreignpolicy.com/2023/01/10/southeast-asia-asean-china-biden-us-policy/
6 National Security Strategy 2022. URL: https://nssarchive.us/national-security-strategy-2022/
7 URL: https://www.csis.org/analysis/united-states-makes-critical-terrain-thailand
8 URL: https://fulcrum.sg/post-election-thailands-next-government-faces-difficult-military-procurement-decisions/
9 URL: https://fulcrum.sg/post-election-thailands-next-government-faces-difficult-military-procurement-decisions/
10 URL: https://www.state.gov/united-states-thailand-communique-on-strategic-alliance-and-partnership/
11 URL: https://foreignpolicy.com/2023/05/12/united-states-thai-relations-alliance-china-problem/
12 URL: https://www.nationthailand.com/thailand/policies/40030057
13 URL:https://www.bangkokpost.com/opinion/opinion/2633439/deepening-of-thai-us-economic-links
14 URL: https://fulcrum.sg/why-is-the-u-s-thai-alliance-treading-water/