Научная статья на тему 'Отношения бизнеса и власти в региональном измерении (анализ результатов социологического опроса)'

Отношения бизнеса и власти в региональном измерении (анализ результатов социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
243
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / SOCIAL INTERACTION / BUSINESS / GOVERNMENT / PUBLIC POLL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гомыдов Михаил Сергеевич

В статье анализируются результаты социологического опроса по проблеме отношения бизнеса и власти как равноправных партнеров, делаются выводы об актуальности вопроса, приводится и анализируется мнение предпринимателей по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the results of the poll on relations between business and government as equal partners, drawing the conclusions about the state of the issue, and the business position on that.

Текст научной работы на тему «Отношения бизнеса и власти в региональном измерении (анализ результатов социологического опроса)»

ф

Социология

Михаил ГОМЫДОВ

отношения бизнеса и власти в региональном измерении (анализ результатов социологического опроса)

В статье анализируются результаты социологического опроса по проблеме отношения бизнеса и власти как равноправных партнеров, делаются выводы об актуальности вопроса, приводится и анализируется мнение предпринимателей по данной проблематике.

The article analyzes the results of the poll on relations between business and government as equal partners, drawing the conclusions about the state of the issue, and the business position on that.

Ключевые слова:

социальное взаимодействие, бизнес, государственная власть, социологический опрос; social interaction, business, government, public poll.

ГОМЫДОВ Михаил Сергеевич — аспирант ВВАГС, г. Нижний Новгород [email protected]

В современном российском обществе сегодня существует проблема взаимодействия бизнеса и власти как равноправных партнеров. Наиболее важным сдвигом в сфере взаимодействия этих институтов, который произошел за последние несколько лет, следует признать почти полный уход проблематики «бизнес и власть» на региональный и местный уровень. Региональные средства массовой информации уделяют значительно больше места теме «бизнес и власть», чем СМИ федеральные. Более того, информируя читателя о федеральных мероприятиях, местные издания главным образом пишут о делах в своем регионе. Соответственно, все более значимой темой взаимодействия бизнеса и власти становятся, наряду с общими (региональными) правилами отношений названных двух сторон, также и конкретные совместные инвестиционные и социальные проекты1.

Вместе с этим государство устанавливает свой политический контроль не только над государственными, но и над частными активами. Взаимодействие власти и бизнеса осуществляется путем согласования наиболее существенных позиций, отстаиваемых обеими сторонами. Однако контроль, который реализует власть, превращает это согласование не во взаимодействие равноправных партнеров, а в отношения, в чем-то близкие отношениям между патроном и клиентом2. Государство во взаимоотношениях с бизнесом постепенно становится доминирующим.

Отсюда возникает противоречие в тех ситуациях, где от властных структур не требуется проявления властности (в отношениях с предпринимательством — при реализации госзаказов, тендеров, где требуются, в первую очередь, партнерские отношения).

Чтобы понять видение и готовность предпринимателей к партнерским отношениям с властью, необходим качественный анализ мнений и ожиданий деловых кругов.

Такой анализ отношения предпринимателей к значению различных видов деловых отношений был проведен в ходе глубинных интервью с предпринимателями Нижегородской, Самарской, Саратовской обл., а также Марийской и Мордовской респуб-

1 Вите О. Взаимодействие бизнеса и власти в России в преддверии большого избирательного года // http://www.tomchin.ru/tomchin/smi/5857.html

2 Бизнес и бюрократия в России: динамика взаимодействия // Россия реформирующаяся : ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. — М. : ИС РАН, 2007, вып. 6, с. 229.

Таблица 1

Распределение голосов при ответе на приведенные высказывания

Высказывания Количество ответивших, чел.

Совершенно не согласен Не согласен Наполовину согласен Согласен Полностью согласен

1 2 3 4 5

1. Бизнесу не нужно такое партнерство 37 11 13 10 6

2. Власти не нужно такое партнерство 28 8 17 9 14

3. Власти понимают под «партнерством» «подчинение», а бизнесу это не нравится 6 2 22 15 33

4. Отсутствует опыт партнерства на уровне публичного обсуждения региональных проектов 6 8 32 16 16

лик. Интервьюирование проводилось на основе формализованного опросного листа с закрытыми и открытыми вопросами. Опрос проводился в сентябре—декабре 2008 г. и феврале-марте 2009 г., всего было опрошено 80 человек, из которых 56% — владельцы бизнеса с численностью наемных рабочих до 50 чел., 13% — владельцы бизнеса с численностью наемных работников от 50 до 100 чел., остальные — топ-менеджеры и представители администрации частных предприятий.

Распределение ответов по блоку вопросов о развитии взаимодействия между бизнесом и региональной властью позволяет прояснить ситуацию на поле этого партнерства.

Для анализа были взяты следующие типичные высказывания: «Бизнесу не нужно такое партнерство», «Власти не нужно такое партнерство», «Власти понимают под „партнерством" „подчинение", а бизнесу это не нравится» и «Отсутствует опыт партнерства на уровне публичного обсуждения региональных проектов».

Результаты опроса приведены в табл. 1.

По первому высказыванию большинство респондентов выбрали оценку 1 (совершенно не согласен). Они не согласны с утверждением, что бизнесу не нужно партнерство с властью. Представители бизнеса сознают необходимость сотрудничества. МСБ желал бы видеть властные

структуры в качестве своих равноправных партнеров. Остальные ответы распределились примерно поровну между другими вариантами, что свидетельствует о некотором безразличии остальной массы предпринимателей. Можно сказать, что имеется ярко выраженное противопоставление мнений, что «бизнесу нужно партнерство с властью» и «бизнес безразличен к партнерству с властью».

По второму высказыванию большинство респондентов также выбрали вариант 1 (Совершенно не согласен). Однако высок процент высказавшихся против необходимости для власти такого партнерства и нейтральных ответов. Можно говорить о том, что большинство ответивших считает, что власть заинтересована в партнерстве и желает видеть предпринимателей в своих поставщиках, контрагентах. Но все же существует определенная масса бизнесменов, которые считают, что власти такое сотрудничество ни к чему — необходимо минимизировать контакты. Определенная группа также придерживается нейтрального мнения.

Большинство респондентов согласны с третьим утверждением. Для власти не может существовать равноправных партнеров. В той или иной ситуации представители госорганов могут повести себя «властно» по отношению к партне-рам-предпринимателям, даже если это равноправное партнерство. Почти все

респонденты выбрали варианты ответа 3 (Наполовину согласен), 4 (Согласен) и 5 (Полностью согласен). Это своеобразное единое ядро ответов показывает, что нормальное равноправное партнерство пока невозможно в существующих условиях.

По четвертому высказыванию большинство респондентов выбрали среднюю оценку — 3 (Наполовину согласен). Это означает, что предприниматели не в курсе того, существует ли практика публичных обсуждений региональных проектов. В связи с этим они не могут дать положительную или отрицательную оценку ситуации. Даже если обсуждения и проходят, то они достаточно закрыты (проходят только для «своих»), информация в открытом доступе отсутствует, либо очень скудна.

Также стоит отметить, что среди предпринимателей нет точного понимания путей взаимодействия. Во время работы с фокус-группой, проведенной в г. Балахне (Нижегородская обл.) в июле 2008 г., респонденты из числа предпринимателей не смогли дать однозначный ответ на вопрос об участии в региональных, муниципальных партнерских программах. «А что за программы? Я ведь не знаю ни одной программы, которая бы у нас выполнялась», «...я, пожалуйста, между своими сотрудниками распространю, готов предоставить, пусть придут, расскажут. Если государственная программа по лечению ребятишек, то, пожалуйста, ребятишек сотрудников отправим куда-то полечиться». Само слово «программа» воспринимается односторонне. Если — «програм-

ма», то это либо вакцинация, либо озеленение.

Отсутствует понимание того, что можно оказывать услуги (реализовывать продукт) не только населению, но и органам власти и получать за это деньги. Такие партнерские отношения возможны в различных формах, начиная с участия в проектах развития территорий (стройки, поставка, разработка) и заканчивая различными тендерами. Все это свидетельствует, в первую очередь, о правовой малограмотности и некой апатичности в среде малого бизнеса, особенно на фоне перемены делового климата, вызванного финансовым кризисом.

С одной стороны, предприниматели хотят видеть в числе своих партнеров властные структуры и готовы к этому. Вместе с тем у них существуют достаточно сильные опасения по поводу того, что власть, даже при декларации партнерства, начнет предъявлять завышенные требования и устанавливать свои порядки.

Предприниматели в целом готовы к сотрудничеству, но они готовы прийти только в готовую инфраструктуру. Что-то обсуждать и делать самим у них выраженного желания нет. Также можно сказать, что некоторая часть бизнес-сообщества на данном этапе удовлетворена существующими неизбежными контактами с властью (налоги, лицензии и т.д.).

Материал подготовлен в рамках проекта, поддержанного РГНФ, № 08-03-00621а, № 09-03-00616а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.