Научная статья на тему 'Отношение власти к толстовству в России'

Отношение власти к толстовству в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛСТОВЦЫ / ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА / ОТДЕЛ ЮСТИЦИИ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ / РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО / THE FOLLOWERS OF TOLSTOY / THE DECREE ON THE SEPARATION OF THE CHURCH FROM THE STATE / THE DEPARTMENT OF JUSTICE OF THE PROVINCE OF TULA / THE RELIGIOUS-MORAL TEACHING OF TOLSTOY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудюшев Илья Сергеевич

В работе рассматривается толстовство и его взаимоотношения с властью, как царской, так и советской. Рассматривается количество толстовцев в Тульской губернии. Так же анализируются причины преследований толстовских организаций властями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF THE AUTHORITIES TO THE FOLLOWERS OF TOLSTOY IN RUSSIA

The work is devoted followers of Tolstoy and its relations with the authorities, both Tsar and Soviet. Looks at the number followers of Tolstoy in the province of Tula. As analyzes the reasons for the persecution of Tolstoy's organizations by the authorities.

Текст научной работы на тему «Отношение власти к толстовству в России»

УДК 179

И.С. Кудюшев (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого) 8-910-700-50-28, e-mail: iliakoodiushev @ mail.ru

ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ К ТОЛСТОВСТВУ В РОССИИ

В работе рассматривается толстовство и его взаимоотношения с властью, как царской, так и советской.

Рассматривается количество толстовцев в Тульской губернии. Так же анализируются причины преследований толстовских организаций властями.

Ключевые слова: толстовцы,

Декрет об отделении Церкви от государства, отдел юстиции Тульской Губернии, религиозно-нравственное

учение Л.Н. Толстого.

Толстовство возникло в эпоху народнического подъема в России. Общины, появившиеся в начале 80-х годов девятнадцатого века, включали в себя людей разных социальных слоев и вероисповеданий, но сочувствовавших учению Льва Толстого.

Толстой, с одной стороны, поддерживал толстовцев, следил за их деятельностью, встречался с руководителями толстовских организаций (например, Чертков), с другой стороны, он открещивался от них, стремясь показать свою незаинтересованность в этом.

Он считал, что «Никакого моего учения не было и нет, есть одно вечное, всеобщее, всемирное искание истины для меня и для нас, особенно ясно выраженное в Евангелиях... Как только человек понял это учение, он свободно вступает в непосредственное общение с Богом и спрашивать ему больше нечего и не у кого» [1, 149].

По его мнению «Вся разумная деятельность человека не могла не быть и всегда была в одном - в освещении разумом стремления к благу» [1, 149].

Идеалы Льва Николаевича Толстого его последователи пытались реализовать на практике.

В период царской власти толстовцы испытывали притеснения и гонения. Это было связано с тем, что учение графа Толстого противоречило учению официальной Церкви, за что его последователей объявили «вредной сектой». Так же Толстой не признавал и самого института Церкви, полагая,

что Церковь здравомыслящему человеку не нужна. Она годится «только для слабоумных», «плутов» и «для женщин» [1, 149].

После революции 1917 года политика нового государства в отношении религиозных организаций носила иной характер, нежели при царской власти. Появляется «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», и положение так называемых «сект» меняется.

Церковь также неоднозначно восприняла нововведения новой власти. Произошел раскол, назревавший уже долгое время. С одной стороны Поместный Собор издал «Соборное постановление по поводу декрета совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства», резко осуждающий Правительственный Декрет, считая, что он есть «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения...» [2], с другой стороны некоторые представители духовенства поддержали его (епископ Владимир фон-Вимпфен). Они высказывали, что Декрет отражает результаты давно назревших и самых больных вопросов во взаимоотношениях государства и Церкви, требующих полноценного утверждения свободы совести и освобождения Церкви от ложного положения.

В связи с изданным декретом многие религиозные организации и общества, которые до того времени были «урезаны» в правах, и испытывали на себе гонения от властей и официальной церкви, стали чувствовать себя более свободно. К этому списку можно отнести и толстовцев.

В Тульской губернии количество последователей учения Льва Толстого после установления советской власти увеличилось. Такой вывод можно сделать на основе архивных данных. Например, в одном из отчетов в Тульский губернский отдел юстиции говорилось, что толстовцев зарегистрировано 522.

Однако точное число толстовцев узнать невозможно ввиду того, что толстовские организации отличались «анархической направленностью их миропонимания. Внегосударственные тенденции мировоззрения привели к тому, что толстовские коллективы стремились свести контакты с государственными органами к минимуму» [4, 43], а также каждая отдельно взятая коммуна «представляет из себя организацию, объединяющую лиц, сочувствующих в большей или меньшей степени учению Толстого, сообразно разумению и совести каждого» [5, Ф. Р-263, Д.86].

Соответственно, никаких списков не велось. Таким образом, толстовцы представляли собой добровольные объединения людей, связанных схожими идеями, миропониманием и деятельностью.

Т.В. Петухова справедливо замечает, что «социальный состав толстовских земледельческих объединений, возникших после Октябрьской революции, существенно отличался от социального состава коллективов толстовцев дореволюционного этапа развития толстовского земледельческого движения, когда главным инициатором этого движения

являлась интеллигенция, В 1920-е гг. в толстовских земледельческих поселениях жили представители самых разных социальных слоев» [4, 45].

Однако в тульских толстовских организациях «последователи принадлежат в большинстве к крестьянству, при том к более зажиточному... Буржуазного элемента среди. толстовцев нет» [5, Ф. Р-263, Д.86].

Представители советской власти считали, что «отношение к советской власти явно отрицательное, вплоть до выступления» [5, Ф. Р-263, Д.86].

Однако если анализировать правила, по которым жили толстовцы, то данное утверждение кажется абсурдным.

Во-первых, толстовцы строили свою жизнь на религиознонравственном учении Толстого, где главным был принцип непротивления злому.

Во-вторых, одним из постулатов жизни толстовских коммун был принцип ненасилия. Так же толстовцы отказывались служить в армии. Главным же был общинный труд на добровольной основе.

Главной целью толстовцев было «в слиянии всех членов в одно общество, братство, без коего они не выносят жизни и в совершенном отрицании вражды убийства» [5, Ф. Р-263, Д.86], что еще раз подтверждает невозможность вооруженного сопротивления советской власти.

Конечно, если провести параллели, то можно увидеть, что толстовцы и руководители большевиков имели общую цель: построение идеального общества, без границ, основанное на определенных морально-этических качествах каждого члена общества. Различия были лишь в том, что большевики предполагали определенную иерархию в «светлом будущем», у толстовцев же все были равноправны, никакой иерархии не предполагалось, так как все люди - братья; а так же большая разница была в методах достижения поставленной цели: большевики путем силовых методов, в том числе и террора и «зачисток» по социальному принципу, толстовцы же считали ненасильственные методы самыми лучшими и эффективными.

Литература:

1. Толстой Л.Н. О толстовстве // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 24 т. Т.

18. М., 1913. - 321 с.

2. Фомин А.М. Русская православная церковь в 1917-1927 годах

[Электронный ресурс] - иЯЬ - http://lib.rus.ec/b/211530/read (дата

обращения 30.09.2012 г.)

3. Петухова Т.В. Коммуны и артели толстовцев в России (1917-1929 гг.)

Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 124 с.

4. Архивные материалы // ГАУТО. Ф. Р-263, Д.86

I.S. Koodiushev

THE ATTITUDE OF THE AUTHORITIES TO THE FOLLOWERS OF TOLSTOY IN RUSSIA

The work is devoted followers of Tolstoy and its relations with the authorities, both Tsar and Soviet. Looks at the number followers of Tolstoy in the province of Tula. As analyzes the reasons for the persecution of Tolstoy's organizations by the authorities.

Keywords: the followers of Tolstoy, the Decree on the separation of the Church from the state, the Department of justice of the province of Tula, the religious-moral teaching of Tolstoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.