ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Мотивация, физическая культура, студенты.
Организм человека - единая, сложная, саморегулирующаяся и саморазвива-ющаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации. Мышечная деятельность является непременным условием отправления двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его развития. Отношение студентов к физической культуре и спорту — одна из актуальных социально-педагогических проблем современного общества.
Многочисленные исследования последних лет [Агаджанян и др., 1997; Вишневский, Шапко, 2000; Степанова, 2003] свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес личности.
Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека [Здоровье студентов, 2000]. Со стороны педагогов должно исходить желание приобщить студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, привить им потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. В структуре общей физической культуры личности студента значительное место должно отводиться «совершенствованию личных способностей, развитию самовоспитательной и образовательной функции студента» [Сысоев, 2003].
Основной целью при обучении и воспитании студентов должно стать формирование потребности в «конструировании здоровья» [Воронцов, 1990].
В настоящее время процесс формирования у студенческой молодежи потребности к физическому самосовершенствованию актуален и должен стать долгосрочным позитивным результатом всей работы по физическому воспитанию. Наиболее важным в структуре личной физической культуры студента должен являться мотивационный компонент.
В статье рассматриваются вопросы мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой у современных студентов. В ходе нашего исследования были выявлены: мотивы самостоятельных занятий физической культурой и спортом; формы активного отношения юношей и девушек к занятиям физическими упражнениями; их интерес к различным видам спорта; факторы формирования физкультурных и спортивных интересов; причины, которые препятствуют регулярным занятиям физической культурой и спортом; различия в мотивах занятий физическими упражнениями юношей и девушек.
В результате проведенного нами анализа научно-методической литературы было установлено, что мужчины всегда с большей активностью относились к занятиям физкультурой и спортом, чем женщины. Социологическое исследование П.А. Виноградова с соавторами выявило, что распространенность занятий утрен-
ней гимнастикой составляла среди мужчин 65,2 %, а среди женщин 34,3 % [Виноградов и др., 1996].
Чаще всего называемыми причинами нежелания заниматься спортом являются: отсутствие спортивных объектов, отсутствие пропаганды здорового образа жизни, высокая стоимость услуг, предоставляемых сферой физической культуры [Виленский, 1996].
Одними из важнейших компонентов, составляющих структуру активности занятий физической культурой и спортом, являются внутреннее желание и интерес к занятиям у каждого студента. Большую роль при этом будет играть осознание студентами подлинного уровня своего физического развития и необходимости в его совершенствовании [Реан и др., 1999].
На сегодняшний день проведено достаточно исследований, посвященных мотивации студенчества [Виленский, 1996; Коник и др., 2006; Коноплева, 2008 и др.]. Однако особенности мотивации в контексте половых различий освещены, на наш взгляд, еще недостаточно, что свидетельствует об актуальности такого рода исследования. В связи с тем что в определении репродуктивного здоровья населения ведущее место отводится девушкам, повышение их физической активности позволит осуществлять мероприятия по профилактике и коррекции имеющихся у них нарушений.
Известно, что занятия физической культурой способствуют нормализации репродуктивной функции, оказывают общеукрепляющее действие, активизируют кровообращение во всем организме, уменьшая застойные явления в органах малого таза [СЬос1ого\¥, 1989; Шушунова, 2000]. В связи с вышеизложенным занятия физическими упражнениями являются одним из средств профилактики нарушения репродуктивного здоровья девушек. Занятия физической культурой призваны вызывать у студенток интерес к проблеме репродуктивного здоровья, повышать уровень их мотивации к физической активности как на занятиях в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и во время самостоятельных занятий специальной направленности [СЬоскичт, 1989; БгогсЬувк!, 1999].
Таким образом, мотивация студентов неоднородна, она зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Научные исследования доказывают [Виленский, 1996; Коник и др., 2006], что для студентов младших курсов спорт и физическая культура являются только учебной дисциплиной в ссузе. Со временем студенты-старшекурсники начинают оценивать и понимать нравственные и эмоциональные аспекты спорта.
В ходе нашего исследования выяснилось, что заинтересованность студентов спортом проявляется следующим образом: 5 % опрошенных читают спортивные газеты, 46 % смотрят спортивные передачи, 24 % посещают спортивные мероприятия и 25 % ничем не интересуются.
При проведении исследования, опираясь на концепцию Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова [Баламутова и др., 2005], мы выделили три блока мотивов для исследования мотивации к занятиям физической культурой: мотивы укрепления здоровья, мотивы развития двигательных и волевых качеств, эмоциональные мотивы.
Целью нашего исследования стало определение мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Методы и организация исследования. В ходе нашего исследования были использованы такие традиционные методы, как анализ научно-методической литературы и анкетирование. Нами использовались анкета, основанная на концеп-
ции Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова, для оценки мотивов укрепления здоровья, мотивов развития двигательных и волевых качеств, эмоциональных мотивов [Баламутова и др., 2005]; процентный ^критерий Стьюдента для статистической обработки данных.
Выборка юношей-студентов Красноярского техникума железнодорожного транспорта составила 145 чел., а девушек — 155 чел. Общая величина выборочной совокупности — 300 студентов I — III курсов.
Результаты изучения у студентов мотивов укрепления здоровья, развития двигательных и волевых качеств, эмоциональных мотивов представлены в таблице.
Таблица
Мотивация к занятиям физической культурой у студентов мужского и женского пола (в % к числу опрошенных)
Мотивы Студенты Студентки Критерий разности і Уровень значимости р
Стремление к укреплению и поддержанию здоровья 58 46 2,10 р<0,05
Хорошее физическое самочувствие после занятий 53 51 0,35 Незнач.
Развитие силы 86 77 2,03 р<0,05
Развитие выносливости 6 56 1,79 Незнач.
Развитие скорости 49 41 1,40 Незнач.
Удовольствие от занятий 39 35 0,72 Незнач.
Хорошее настроение во время и после занятий 44 36 1,42 Незнач.
Из полученных результатов следует, что в блоке мотивов укрепления здоровья наиболее значимыми являются мотивы стремления к укреплению и поддержанию здоровья (студенты — 58 % и студентки — 46 %), т. е. юноши достоверно (р<0,05) более положительно по сравнению с девушками относятся к занятиям физической культурой как к важному фактору укрепления здоровья. При сравнении мотива «хорошее физическое самочувствие после занятий» не обнаружены значимые различия в оценках студентов и студенток (студенты — 53 % и студентки — 51 %).
В группе мотивов развития двигательных и волевых качеств наибольшую значимость имеют мотивы развития силы и развития выносливости. Результаты сравнительного исследования мотивов развития силы показывают, что эти мотивы студентов достоверно (р<0,05) отличаются от мотивов студенток. Больший удельный вес в мотивационной структуре студентов имеют и мотивы развития выносливости (студенты — 66 % и студентки — 56 %). Если студенты проявляют больший интерес к развитию двигательных и морально-волевых качеств, то для студенток занятия физическими упражнениями уже менее привлекательны с этой точки зрения.
Результаты исследования показывают, что эмоциональные мотивы (удовольствие от занятий, хорошее настроение во время и после занятий) не имеют особого значения для мотивации учебной деятельности к занятиям физической культурой. Лишь третья часть опрошенных студентов указали на положительное значение эмоциональных мотивов.
По данным проведенного нами исследования, среди 300 проинтервьюированных нами студентов занимались физкультурой и спортом до поступления в ссуз 41,8 % юношей и 20,4 % девушек. При этом девушки делали утреннюю зарядку и
занимались фитнесом и танцами, а юноши занимались спортом самостоятельно и в спортивных секциях. Представители мужского пола отводили значительно больше времени, чем девушки, на самостоятельные занятия физическими упражнениями. Следовательно, и спортивные разрядные нормативы гораздо чаще были у молодых людей, чем у девушек (соответственно 45,8 и 20,6 %).
Имеются и существенные различия в проявлении девушками и юношами интереса к различным видам спорта. Наше исследование показало, что в последние годы резко возрос интерес девушек к таким видам спорта, как аэробика и ее разновидности (степ, слайд, фанк), калланетика, шейпинг. В то же время заметный интерес девушки стали проявлять и к спортивным, и к восточным единоборствам. Юноши стали больше уделять внимания таким видам спорта, как пауэрлифтинг, армспорт, бодибилдинг, все виды единоборств.
Также нами было установлено, что основными факторами формирования для возникновения спортивных интересов у современной молодежи являются: у юношей — просмотр спортивных телепередач и поддержание хорошей физической формы, у девушек — желание добиться идеального внешнего вида путем работы над своей фигурой.
Результаты показали, что юноши-студенты проявляют больший интерес к развитию двигательных и волевых качеств, тогда как для студенток занятия физическими упражнениями уже менее привлекательны с этой точки зрения. Юноши достоверно (р<0,05) более положительно по сравнению с девушками относятся к занятиям физической культурой как к важному фактору укрепления здоровья.
Существенные половые отличия у студентов имеются и в выборе видов спорта для самостоятельных занятий. Девушек-студенток стали интересовать аэробика, шейпинг и их разновидности, тогда как юношей — силовые виды спорта и все виды единоборств.
Значительных половых различий в причинах, препятствующих регулярным занятиям физической культу!)ой и спортом, выявлено не было. Самыми распространенными причинами были обозначены: отсутствие свободного времени, финансовая несостоятельность, наличие других интересов.
Процесс совершенствования системы физического воспитания студентов основан на широком использовании научных достижений в области социальных, педагогических и естественных наук. Он достаточно сложен и обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой.
Необходимо, чтобы возникла тенденция возрастания роли физической культуры и спорта в жизни студентов, повышался уровень положительной мотивации к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет повышен уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой.
Библиографический список
1. Агаджанян Н.А., Дегтярев В.П., Русанова Е.И. и др. Здоровье студентов. М., 1997.
2. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию // Теория и практика физической культуры. 2005. № 1.
3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1.
4. Виноградов П.А., Жодцак В.И., Нифонтова JI.H. Утренняя гимнастика в жизни современного человека // Теория и практика физической культуры. 1977. № 6. С. 37—40.
5. Виноградов П.А., Дунашин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996.
6. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х — социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12.
7. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж: У, 1990.
8. Здоровье студентов: сб. науч. тр. / под ред. B.C. Богатырева. Киров: Вятский гос. пед. ун-т, 2000.
9. Коник Г.А., Темченко В.В., Усова Т.Е. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006. № 4.
10. Коноплева Е.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов нефизкультурных вузов посредством лекционных занятий по теории и методике ФК // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2008. № 3.
Н.Реан А.А. и др. О ценностно-мотвационной сфере студентов университетов / А.А. Реан, Т.В. Андреева, Н.П. Киреева, H.JL Москвичева // Ананьевские чтения-99: тезисы науч,-практич. конф.. СПб., 1999.
12. Степанова Г.Б. Репродуктивное здоровье и образ жизни студенческой молодежи // Тезисы докл. и выступл. на II Всерос. социолог, конгр. «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». М., 2003.
13. Сысоев В.В. Формирование у студентов непрофильных педагогических специальностей потребности в физическом самосовершенствовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2003.
14. Храмогина М.М., Грахольская Ю.Ю., Киреева А.В. Мотивация к занятиям физической культурой первокурсников разных лет (1987, 2007 гг.). Саратов: Саратов, гос. аграр. ун-т им.Н. И. Вавилова, 2007.
15. Шушунова М.С. Нетрадиционные методы лечения гинекологических заболеваний у девочек и девочек-подростков. М.: Триада-Х, 2000. 210 с.
16. Chodorow N. J. Feminism and psychoanalytic theory. New Haven, CT: Yale University Press, 1989.
17.Drozdovski Z. Sports activity women Poland// Theory and Practice of Physical Culture. 1999. №6. S. 8-11.