УДК 614.23:61-057.875:378
Э01: 10.17238/РшД609-1175.2016.3.96-98
Отношение студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности
Д.С. Люкшина, Ю.И. Петрова
Тихоокеанский государственный медицинский университет (690950, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2)
Формирование профессиональной компетентности медицинского работника, эффективного психологического сопровождения образовательного процесса, усовершенствования профессионального обучения наиболее актуально в период реализации компетентностного подхода в системе непрерывного профессионального образования. Исследование, проведенное с выпускниками лечебного факультета медицинского университета, свидетельствует о сформированном образе профессии, ценностном отношении к ней, доминирующей внешней положительной мотивации и ощущении чувства нерешительности и робости в собственных знаниях и силах. Для успешной профессионализации возможно проведение психологического тренинга для снятия напряжения и повышения чувства уверенности в себе и своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессия, когнитивный компонент, мотивационный компонент, эмоциональный компонент.
Для формирования профессиональной компетентности медицинского работника - социально-психологической, медицинской, организаторской, информационной - необходимо целенаправленное профессиональное обучение и подготовка молодых специалистов в системе непрерывного профессионального образования [3]. Для эффективного психологического сопровождения образовательного процесса и возможности усовершенствовать профессиональное обучение, нами было проведено исследование отношения к профессиональной деятельности выпускников лечебного факультета ТГМУ
Отношение личности - это активная сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте ее связь с различными сторонами действительности [8]. Для отношения к профессии характерна трех-компонентная структура. Когнитивный компонент представляет собой устойчивую систему представлений о профессии, особенностях профессиональной деятельности, рисках, сохранению и поддержанию профессионального здоровья [5, 9]. Мотивационный компонент состоит из мотивации и ценностей, которыми руководствуется студент при получении образования. Эмоциональный компонент включает в себя испытываемые эмоции и чувства по отношению к работе [10]. Для формирования позитивного отношения к профессии необходима профессиональная рефлексия, умение грамотно анализировать себя и свою деятельность для самосовершенствования и саморазвития [6]. Сознательный выбор рода деятельности определяется личной мотивацией - для профессии врача характерно преобладание внутренних социальных мотивов [1]. Наиболее часто исследования в этой области ориентированы на выявление особенностей мотивации труда лиц одного возраста (старше 50 лет), или при сопоставлении молодых и зрелых работников [12].
У студентов медицинского вуза существует положительное отношение к профессии, негативное - к врачу и нейтральное - к больному [2]. За время обучения полноценного принятия предстоящей профессиональной деятельности не происходит. И.С. Лабынцева [7]
Люкшина Дарья Сергеевна - ст. преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин ТГМУ; e-mail: [email protected]
утверждала, что у студентов с доминирующей учебной активностью выше уровень уверенности в выборе профессии, а Н.А. Клоктунова [4], наоборот, говорила о сформированном мотивационном компоненте отношения к профессии у студентов-медиков. При выборе будущей профессии у студентов медицинского вуза доминирует внутренняя мотивация, присутствует внешне положительная и внешне отрицательная. К завершению обучения в вузе внешняя мотивация снижается. А.А. Фитьмова [11] выделила группы мотивов при выборе профессии врача. В 1-й группе доминирует мотив социальной роли врача в обществе (83,2 %), во 2-й -содержание деятельности врача (13,6 %), в 3-й - выбор профессии врача был случайным (3,2 %). Данные факты подтверждает мнение Н.А. Клоктуновой о доминировании внутренней мотивации у студентов медиков [4].
Материал и методы
Программа работы состояла в исследовании когнитивного, мотивационного и эмоционального компонентов отношения к профессиональной деятельности у студентов лечебного факультета ТГМУ. В исследовании приняли участие 100 выпускников вуза в возрасте от 21 года до 45 лет. Использовалась мотивационная анкета и проективная методика - рисунок профессии.
Результаты исследования
Когнитивный компонент. У студентов были сформированы образы профессии, профессиональных обязанностей и действий. Большинство респондентов знали, чем будут заниматься, получив образование: проводить осмотр и обследования, выявлять патологии, ставить диагноз, проводить операции, назначать лечение, заниматься профилактикой, пропагандировать здоровый образ жизни. Встречались выпускники, которые неточно понимали будущие обязанности, о профессиональной деятельности судили обобщенно, как о работе в каком-либо медучреждении или как о работе с какой-либо категорией пациентов. Вероятно, данные респонденты не имели достаточного опыта
PMJ 2016 No. 3
Pedagogics
97
в практическом здравоохранении и оказании медицинской помощи. Они демонстрировали высокий уровень тревожности перед предстоящим трудоустройством из-за неуверенности в своих способностях. 71 респондент знал о вредных факторах производственной среды, пять респондентов не задумывались об этом и один не знал о них вообще. Студенты имели представление о факторах риска будущей профессии, принимали меры для профилактики возможных заболеваний и снижения риска профессионального выгорания. Они дифференцировали личностные и профессиональные качества врача: ответственность, терпение, доброту, внимательность, аккуратность, знание, профессионализм, самосовершенствование, сдержанность. Профессиональные качества называли реже, вероятно, из-за неполного вхождения в профессиональную деятельность и незнания всего спектра обязанностей. На личностных же качествах внимание акцентировалось.
Мотивационный компонент. Выпускники определялись с будущей специализацией. Среди предпочитаемых можно выделить хирургию, гинекологию, терапию, дерматовенерологию, неврологию, офтальмологию, травматологию, эндокринологию. Наиболее востребованными были специальности, обладающие как возможностью узкой направленности, так и всей специализации. Без внимания не остались и радиология, и функциональная и лучевая терапия. При выборе специальности в большинстве случаев доминировала внешняя положительная мотивация: интерес, возникший во время учебы, знакомство с высококвалифицированными врачами, стабильность, престижность, большое разнообразие специализаций, востребованность, возможность карьерного роста, удобный график работы, материальное благополучие, длинные отпуска. На выбор профессии оказала влияние внутренняя мотивация - альтруистические мотивы: желание помочь больным, сделать их счастливыми. Выпускников можно было охарактеризовать как специалистов, желающих профессионализироваться сначала из-за социальной привлекательности и возможных льгот, а затем - из-за потребности быть нужным, значимым, помогающим.
Специальность привлекала необходимостью знать большое количество теоретического и практического материала, сложностью применения знаний на практике, мыслительной и практической деятельностью. Респонденты оказались интеллектуально развиты, стремились к самосовершенствованию, личностному и профессиональному росту. У половины опрошенных интерес к конкретной специальности возник во время работы младшим медицинским персоналом и посещения студенческого научного общества. Непосредственное знакомство с практической деятельностью, оказание помощи пациентам, возможность увидеть результаты своей работы, изучение современных научных достижений и готовность к их применению способствовали развитию студента как профессионала.
Внешняя положительная мотивация подкреплялась внутренней, внешняя отрицательная мотивация на выбор профессии практически не влияла. Очевидно,
что выбранная профессия служила ценностью, сохранялось желание развития и самосовершенствования в выбранной специализации.
Эмоциональный компонент. Проективная методика продемонстрировала, что большинство рисунков располагалось в центре листа, они были нарисованы тонкими, слабыми, паутинообразными, прерывистыми, раздробленными линиями. Нажим карандаша был слабым. Из этого можно сделать вывод, что студенты испытывали чувство неприспособленности к будущей профессии. Возможно, респонденты не были уверенны в своих силах, нерешительны в действиях, скованы в поведении, робки. Будущие врачи нуждались в жесткой и неукоснительной сторонней систематизации. У 56 опрошенных по отношению к будущей работе наблюдались ярко выраженное беспокойство, нервозность, тревожность, эмоциональное напряжение, неуверенность в себе. У 14 респондентов линии рисунка часто меняли направление, наблюдался то сильный, то слабый нажим, что, вероятно, говорило о боязни положиться на собственные силы и допустить оплошность.
У 35 выпускников нажим карандаша был сильным, линии - стабильными (без разрывов и рывков), уверенными, твердыми. Наличие прямолинейной, вертикальной штриховки прослеживалось на 29 рисунках, 23 человека демонстрировали ритмичные и энергичные штрихи. Можно сказать, что у данных опрошенных сформировались уверенность в себе (как в профессионалах), амбициозность, решительный, полный достоинств характер. Эти студенты были энергичны, гипер-активны, настойчивы и даже упрямы. Они стремидись все предвидеть и спланировать. Возможно, данные респонденты находились в хорошем эмоциональном состоянии, им были не чужды чувствительность и сочувствие другим людям. Однако сильный нажим, яркие жирные линии, энергичная штриховка могут также свидетельствовать об излишней импульсивности, грубости, дерзости, а иногда и агрессивности опрошенных.
66 рисунков были конкретными, на них изображались конкретные предметы. Подобным респондентам, как правило, свойственно конкретно-действенное мышление, оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами, решение частных конкретных практических задач. Для опрошенных, создавших сюжетные и метафорические рисунки (47 человек), характерно образное мышление, наличие творческих художественных способностей. А вот студенты, чьи рисунки были знаково-символическими или абстрактными (41 человек), возможно, стремились к систематизации информации, обобщению знаний. У них преобладало абстрактно-логическое мышление.
По ответам пострисуночного опроса 56 респондентов идентифицировали себя с профессией, в большинстве случаев испытывали к ней положительные чувства (удовлетворение, спокойствие, радость, гордость, воодушевление). Они отмечали любовь к будущей специальности, говорили о желании приступить к работе, дать надежду и оказать помощь больным. Однако среди выпускников встречались те, которые находились
в состоянии напряжения, отчаяния, и в тоже время -смирения, испытывали грусть, печаль и скуку по отношению к профессии.
Эмоциональный компонент отношения к профессии был окрашен отрицательно. Две трети респондентов негативно относились к будущей профессии, испыты-ваюли чувства неприспособленности, нерешительности, боялись положиться на собственные знания и силы. Возможно, эти чувства были обусловлены стрессовым состоянием из-за предстоящего окончания обучения, выбора места работы, официального трудоустройства, отсутствия продолжительного практического опыта, высокого уровня ответственности за жизни пациентов и возможных ошибок в профессиональной деятельности. Треть опрошенных находилась в состоянии хорошего эмоционального равновесия, имела решительный характер и была готова приступить к работе. Возможно, что в будущей деятельности половина опрошенных будет творчески добиваться поставленных целей, что приведет к новым неординарным решениям, а вторая половина - конкретно-логически подходить к возникшей проблеме, традиционно решать задачи.
Обсуждение полученных данных
Когнитивный и мотивационный компоненты отношения к профессиональной деятельности у выпускников медицинского вуза были окрашены положительно. Выбранная профессия служила ценностью. Студенты имели сформированные представления о профессии и обязанностях, понимали факторы риска медицинской специальности. Делался акцент на личностных достоинствах и учитывались профессиональные качества врача, что может способствовать повышению уровня комплаентности. Доминировала внешняя положительная мотивация, подкрепленная внутренней, а внешняя отрицательная мотивация на выбор профессии практически не влияла. В эмоциональном компоненте отношения к профессиональной деятельности доминирующее количество респондентов испытывало отрицательные эмоции: чувство неприспособленности, нерешительности, страха за собственные знания и силы.
Заключение
Полученные данные могут быть использованы руководством вуза для усовершенствования профессионального обучения, применяться на занятиях по дисциплинам «психология и педагогика», «медицинская психология» с целью эффективного психологического сопровождения образовательного процесса.
Результаты исследования можно рекомендовать службе социально-психологической поддержки в консультативной и тренинговой работе со студентами для снятия напряжения и повышения чувства уверенности в себе и своей деятельности. Литература
1. Бортнюк О.А. Свобода выбора медицинской профессии: социологический анализ // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 3-10.
2. Денисова О.В. Особенности эмоционально-ценностного отношения студентов-медиков к своей будущей профессии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 2. С. 89-92.
3. Кадыров Р.В., Береговская Л.В., Боленкова Е.Ф. Социально-психологический тренинг как средство формирования у студентов медицинских вузов конструктивного взаимодействия и способов разрешения межличностных конфликтов: учебное пособие. Ульяновск: Зебра, 2015. 188 с.
4. Клоктунова Н.А. Динамика детерминирующих мотивов выбора профессии врача студентами медицинского вуза // Саратовский науч.-мед. журнал. 2013. № 2. С. 333-337.
5. Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения // Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. 2015. Т. 20, № 2. С. 55-62.
6. Кравцова Н.А. Формирование профессиональной рефлексии клинических психологов на додипломном этапе обучения // Психолого-педагогические аспекты высшего профессионального образования: проблемы, решения, перспективы: мат. 5-й межрегион. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2013. С. 114-119.
7. Лабынцева И.С. Отношение к будущей профессии студентов с разным уровнем учебной активности // Известия ЮФУ Технические науки. 2012. № 10. С. 226-231.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж: Институт практической психологии, 1995. 356 с.
9. Семенова Е.А. Формирование профессионального самосознания будущих инженеров в процессе вузовской подготовки // СПЖ. 2009. № 31. С. 18-22.
10. Суханова Г.И., Наумова И.В., Киняйкин М.Ф. [и др.]. Распространенность табакокурения среди студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета // Тихоокеанский медицинский журнал. 2013. № 4. С. 103-105.
11. Фитьмова А.А. Типологизация профессиональной мотивации будущих врачей на основе кластерного анализа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 129. С. 87-93.
12. Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 261.
Поступила в редакцию 14.03.2016.
the RATio of students of MEDiCAL college to pRoFEssioNAL work
D.S. Lukshina, U.I. Petrova
Pacific State Medical University (2 Ostryakova Ave. Vladivostok 690950 Russian Federation)
Objective. The developing of the professional competence of the future medical worker, the developing of effective psychological accompanying of educational process, the improving of professional education are the most relevant during the realization of competence-based approach in the system of continuing professional education.
methods. The research was held on the base of the Pacific state medical university of the Ministry of Health of the Russian Federation with one hundred students of the medical faculty at the age of 21-45 years.
The questionnaires on working career motives and the drawing projective technique "Draw the profession" reveal the causes of choosing this career, reflection of knowledge, feelings and emotions about the future of the profession.
Results. A study conducted with graduates of medical faculty , shows the image formed by the profession, evaluative attitude towards it , the dominant external positive motivation and feeling a sense of indecision and timidity in their own knowledge and abilities.
Conclusions. For the successful professionalization of possible psychological training to relieve tension and increase self-confidence and their professional activity.
Keywords:professional activity, cognitive component, motivational component, emotional component.
Pacific Medical Journal, 2016, No. 3, p. 96-98.