Научная статья на тему 'Отношение московской молодежи к добрачному целомудрию: тезаурусный подход'

Отношение московской молодежи к добрачному целомудрию: тезаурусный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
455
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ДОБРАЧНОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНАЯ КОНСТАНТА / YOUTH / PREMARITAL CHASTITY / THESAURUS APPROACH / CULTURAL CONSTANT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихомиров Дмитрий Андреевич

В статье на основании результатов проведенных автором в период 2009-2018 гг. эмпирических исследований рассматривается динамика отношения московской молодежи к добрачному целомудрию. Раскрываются содержательные особенности его субъективного восприятия в тезаурусах молодых людей. Показывается, что ценность добрачного целомудрия присутствует в тезаурусах некоторых групп молодых людей. Подчеркивается роль религии и связанных с ней традиций в воспроизводстве и поддержании этой ценности, что в большей степени характерно для мусульманской молодежи. В работе отмечается существование гендерной асимметрии в отношении к добрачному целомудрию. Проведенный анализ показал, что в тезаурусах молодых людей воспроизводятся некоторые традиционные представления, связанные с добрачным целомудрием, на основании которых формируется социальная идентичность и выстраиваются отношения в пространстве «свой чужой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow Youth’s Attitude to Premarital Chastity: Thesaurus Approach

In the article, the dynamics of Moscow youth’s attitude to premarital chastity is considered on the basis of the results of empirical studies conducted by the author in the period 2009-2018. The author reveals the specific features of the subjective perception of this phenomenon in young people’s thesauri. It is shown that the value of premarital chastity is present in thesauri of some groups of young people. The role of religion and related traditions in the reproduction and maintenance of this value is emphasized. This is more typical of Muslim youth. The article notes the existence of gender asymmetry in relation to premarital chastity. The conducted analysis has shown that some traditional perceptions associated with premarital chastity are reproduced in youth’s thesauri. Social identity is formed and relationships are built in the space of “us or them” on the basis of these perceptions.

Текст научной работы на тему «Отношение московской молодежи к добрачному целомудрию: тезаурусный подход»

DOI: 10.17805/ggz.2018.3.3

Отношение московской молодежи к добрачному целомудрию:

тезаурусный подход

Д. А. Тихомиров

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

В статье на основании результатов проведенных автором в период 2009-2018 гг. эмпирических исследований рассматривается динамика отношения московской молодежи к добрачному целомудрию. Раскрываются содержательные особенности его субъективного восприятия в тезаурусах молодых людей. Показывается, что ценность добрачного целомудрия присутствует в тезаурусах некоторых групп молодых людей. Подчеркивается роль религии и связанных с ней традиций в воспроизводстве и поддержании этой ценности, что в большей степени характерно для мусульманской молодежи. В работе отмечается существование гендерной асимметрии в отношении к добрачному целомудрию. Проведенный анализ показал, что в тезаурусах молодых людей воспроизводятся некоторые традиционные представления, связанные с добрачным целомудрием, на основании которых формируется социальная идентичность и выстраиваются отношения в пространстве «свой — чужой».

Ключевые слова: молодежь; добрачное целомудрие; тезаурусный подход; культурная константа

Moscow Youth's Attitude to Premarital Chastity: Thesaurus Approach

D. A. Tikhomirov Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

In the article, the dynamics of Moscow youth's attitude to premarital chastity is considered on the basis of the results of empirical studies conducted by the author in the period 2009-2018. The author reveals the specific features of the subjective perception of this phenomenon in young people's thesauri. It is shown that the value ofpremarital chastity is present in thesauri of some groups of young people. The role of religion and related traditions in the reproduction and maintenance of this value is emphasized. This is more typical of Muslim youth. The article notes the existence of gender asymmetry in relation to premarital chastity. The conducted analysis has shown that some traditional perceptions associated with

premarital chastity are reproduced in youth's thesauri. Social identity is formed and relationships are built in the space of "us or them " on the basis of these perceptions.

Keywords: youth; premarital chastity; thesaurus approach; cultural constant

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация половой морали, развертывающаяся в странах Запада, затронула и Россию, размыла основы традиционных ценностей и норм, что привело к ослаблению социальной регуляции поведения индивидов в семей-но-брачной сфере. Широкое распространение получили добрачные сексуальные связи молодежи, которые стали восприниматься в качестве социальной нормы, девальвируя ценность добрачного целомудрия. Причем значительные изменения общественного мнения по этому вопросу произошли довольно быстро, о чем свидетельствуют мониторинговые опросы ВЦИОМ периода 1992-2015 гг. (О семье ... , 2000: Электронный ресурс; Добрачный ... , 2015: Электронный ресурс). Но об окончательном распаде ценностно-нормативной системы говорить пока преждевременно. И вот почему. Постоянный риск сползания в демографическую яму фокусирует внимание общества на семей-но-брачной проблематике. Все чаще высшими органами государственной власти артикулируется необходимость воссоздания традиционных семейно-брачных ценностей, что находит отражение в различных нормативных документах, определяющих направление государственной семейной и молодежной политики (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р ... , 2014: Электронный ресурс; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р ... , 2014: Электронный ресурс). В этом контексте можно отметить некоторые изменения в освещении средствами массовой информации проблемы добрачных сексуальных отношений молодежи. В последние годы нередко можно увидеть различные ток-шоу на центральных телевизионных каналах, привлекающие внимание аудитории скандальными сюжетами о нелегитимных сексуальных практиках российской молодежи. Примечательно то, что знаменитости, принимающие участие в этих ток-шоу, в своих оценках нередко опираются на традиционные семейно-брачные ценности, в том числе артикулируя ценность добрачного целомудрия.

Вместе с тем, нельзя не отметить и культурный фактор, который поддерживает существование традиционных для российской культуры ценностно-нормативных структур. Речь идет о том, что в условиях размывания нор-

мативной системы и дисфункции многих социальных институтов в вопросах трансляции традиционного семейно-брачного опыта в российской культуре сохраняются некоторые культурные константы, представленные в тезаурусе человека как ориентирующей конструкции (Луков В., Вл., 2008, 2013). Одной из таких культурных констант, по нашему мнению, является добрачное целомудрие, воспроизводство которой в тезаурусах молодого поколения мы и попытаемся показать в рамках данной статьи, опираясь на тезаурусный подход (Луков В., Луков Вл., 2008, 2013; Луков, 2018).

ДОБРАЧНОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ КАК КОНЦЕПТ

Объясним используемые в статье основные понятия. Добрачное целомудрие и девственность в работе рассматриваются в качестве синонимов и понимаются как характеристика человека, не имеющего сексуального опыта, что соответствует принятой лексике русского языка. В толковом словаре В. И. Даля девственность («девство») определяется как «целомудренное состояние или непорочность», девственный — «целомудренный, чистый, непорочный, свойственный девству, нравственной чистоте», целомудренный (це-ломудрый) — «сохранивший себя в девственной или в брачной чистоте, непорочный», а целомудренность (целомудрие) — «добродетель эта, плотская чистота» (Даль, 2004: 168). В словаре С. И. Ожегова, целомудрие в первом значении трактуется так же, как девственность (которая определяется по первому значению прилагательного «девственный» — «не имеющий половых сношений, целомудренный»), а во втором — как «строгая нравственность, чистота» (Ожегов, Шведова, 2003: 156, 873). Приведенные трактовки понятий «целомудрие» и «девственность» показывают, что они в языке связаны не только с нормативным сексуальным поведением, но и наполнены нравственным содержанием. Первое понятие в сексуальном контексте шире второго. Если девственность охватывает только сферу добрачного поведения, то целомудрие распространяется в том числе на сферы брачного и после брачного поведения, т. е. может быть целомудрие супругов и вдовства. Поскольку в работе рассматривается добрачное поведение, то используется понятие «добрачное целомудрие».

Отметим, что обозначенные понятия приобрели нравственный оттенок, характеризующий их в ценностном аспекте, благодаря христианству, которое служило основой нормативного порядка в России на протяжении столетий (в советский период истории этот порядок базировался на других основаниях). В христианской традиции понятие «целомудрие» связано с воздержанием от любых нелегитимных сексуальных практик (до, вне или после брака) и

помыслов (которые приравниваются к греху). Другими словами, оно охватывает как поведение, так и сознание индивида. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых в 2000 г., отмечается, что «добродетель целомудрия... является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью» (Основы. , 2008: Электронный ресурс).

В тезаурусном плане добрачное целомудрие и девственность — это не просто понятия, а концепты, поскольку они наполнены нравственным содержанием, имеющим определенную значимость для субъекта, порождая соответствующие смыслы, чувственные отношения и образы.

Добрачное целомудрие представляет особую проблематику в социально-гуманитарном знании, что во многом опосредовано сложностью ее изучения, поскольку она затрагивает интимную сторону повседневной жизни, чаще всего обсуждаемую только с самыми близкими людьми. Более того, эта тема воспринимается в моральном контексте, затрагивающим ценностное ядро социальной идентичности человека, что может создавать дополнительные трудности в ее изучении. Тем не менее обозначенная проблематика нашла отражение в исследовательской практике. Ей посвящены работы И. С. Кона, С. И. Голода, М. Б. Денисенко, С. В. Захарова и др. отечественных ученых, фиксирующие существенные сдвиги как в добрачном сексуальном поведении молодежи, так и в отношении к нему. Определенный вклад в изучение данной темы внесли Вал. А. Луков и Д. А. Тихомиров, рассмотревшие добрачные сексуальные отношения через призму нормы и отклонения и показавшие распад нормативности в вопросах половой морали в разрезе поколений (Луков, Тихомиров, 2012).

ОТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ДОБРАЧНОМУ ЦЕЛОМУДРИЮ

Рассмотрим динамику отношения московского студенчества к добрачному целомудрию, используя результаты авторских эмпирических исследований 2009 и 2017 г. В ходе первого опроса (N=536 молодых москвичей, выборка квотная по полу и возрасту) 57 % столичной молодежи в возрасте до 24 лет (большинство из которых — студенты) одобряли добрачный секс, тогда как менее 9 % ратовали за добрачное целомудрие, а остальные не имели однозначной позиции (там же). Второй опрос (N=605 московских студентов, выборка квотная по полу и возрасту) продемонстрировал схожую картину

(важно отметить, что в нем была изменена шкала с трехзвенной на пятизвен-ную), которая отличается от предыдущей тем, что доля сторонников добрачного целомудрия незначительно увеличилась (+ 2,5 %). Для большинства (54 %) московских юношей и девушек сохранение девственности до брака не представляется важным (скорее не важно — 29 %, совсем не важно — 25 %). Однако треть (34 %) опрошенных молодых людей все еще подчеркивают важность добрачного целомудрия (очень важно — 11 %, скорее важно — 23 %). Обратим внимание на последние цифры, показывающие сохранение девственности в качестве культурной ценности для определенных групп молодежи. Эти группы немногочисленны (особенно если учитывать только тех, кто, выбирая крайнее значение шкалы, придерживается наиболее четко выраженной традиционной позиции по данному вопросу), но они есть. В основном это группы религиозных людей.

Проведенное исследование показало, что определяющее влияние на дифференциацию восприятия добрачного целомудрия как социальной нормы или отклонения оказывает религиозный фактор (46 % опрошенных студентов, верящих в Бога и причисливших себя к той или иной религии, отметили важность девственности, тогда как 42 % не считают ее важной; среди верующих, но не относящих себя к какой-либо религии — 19 % и 69 %; среди атеистов — 15 % и 77 %). Особое значение в данном вопросе имеют тип исповедуемой религии и степень религиозности. Наиболее четкую позицию в восприятии девственности как социальной нормы проявляют мусульмане, наименее четкую — православные. Добрачное целомудрие важно для 72 % мусульман (не важно — 14 %) и только для 36 % православных (не важно — 52 %). Позиция последних значительно различается в зависимости от степени их религиозности: восприятие добрачного целомудрия в качестве однозначной нормы для воцерковленных православных студентов (доля которых составляет всего несколько процентов) и отклонения для невоцерковленных. Так, среди тех, кто исповедуется и причащается один раз в неделю, важно сохранение невинности до брака для 100 %, один раз в месяц — для 60 %, несколько раз в год — для 44 %, в исключительных случаях — для 34 %, никогда — для 26% (Тихомиров, 2017).

Итак, традиционная для русской культуры установка на добрачное целомудрие утратила свое былое значение, но не исчезла вовсе. Целомудрие все еще остается культурной ценностью для представителей различных социальных групп российского общества. Поэтому ее можно отнести к культурной константе, которая приобретает свою специфику на фоне развертывающейся либерализации половой морали (Тихомиров, 2015). В этой связи воз-

никает вопрос о содержательных характеристиках этой культурной константы, которая может приобретать новые смыслы в условиях размывания нормативности половой морали.

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В качестве теоретико-методологического аспекта изучения данной проблемы используется тезаурусный подход, основанный на субъектной организации гуманитарного знания, что позволяет прояснить сохранение и воспроизводство некоторых элементов традиционной половой морали. Получение глубинной информации о содержательном аспекте личностного восприятия добрачного целомудрия предполагает использование качественной стратегии социологического исследования. В данной методологической перспективе одним из наиболее приемлемых методов является фокус-группа (Тихомиров, 2018). Использование автором этого метода позволило получить необходимый материал для прояснения поставленной проблемы. Фокус-групповое исследование было проведено в 2018 г. со студентами 1-2 курсов московских вузов (4 группы по 6 человек в каждой в возрасте 18-19 лет, среди них 15 девушек и 9 юношей). Студенты первых курсов выбраны в качестве объекта исследования не случайно, поскольку именно в этом возрасте значительная часть молодых людей приобщается к сексуальной жизни.

Исследование было направлено на решение следующих основных задач: выявление особенностей понимания молодыми людьми сущности добрачного целомудрия, рассмотрение их отношения к целомудренным сверстникам и определение причин целомудренного поведения в восприятии молодежи.

ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Целомудрие для юношей и девушек имеет разный социальный смысл. В восприятии молодежи целомудрие дифференцируется по гендерному основанию: для мужчин целомудрие в основном сводится к физиологии, для женщин — к моральной добродетели.

«Для меня, как для парня, это понятие несет лишь физический смысл и не более. Предположу, что для большинства девушек целомудрие будет иметь духовную ценность» (Иван, м., 18 лет, русский). Но и среди юношей встречаются иные взгляды: «Целомудрие — это преданность будущему мужу и наоборот. Для меня, на самом деле, это важно» (Дилнур, м., 18 лет, казах). «Целомудрие — это некая моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Раньше это ценилось, замуж выдавали целомудренных

девушек, а сейчас это обыденность, что есть, что нет» (Егор, м., 18 лет, русский).

Позиция девушек в восприятии целомудрия отличается меньшей определенностью. Одни видят в целомудрии только физиологическое качество и негативно относятся к оцениванию девушки через призму его наличия.

«По сути, это физиологическое качество и немного странно придавать ему значение моральной ценности. С одной стороны, это говорит о степени развитости человека, но, с другой стороны, наделять это какими-либо моральными привилегиями довольно странно» (Дарья П., ж., 18 лет, русская). «В самом наличии девственной плевы ценности не вижу. Это своеобразная патология — ценить девушку по этому признаку. Не вижу ничего плохого, если у девушки все случается до брака по любви. Непонятные связи — уже другой вопрос» (Татьяна, ж., 18 лет, русская).

Другие же видят в целомудрии нечто большее, нежели физиологическое качество, акцентируя его важную роль в жизни человека.

«Для меня это прежде всего духовное понятие, важная традиция моей культуры» (Дилбар, ж., 18 лет, азербайджанка). «Для общества в целом девственность сегодня не ставится во главу угла. Но я бы не сказала, что невинность стала уже пережитком прошлого. Для жизни каждого конкретного юноши и девушки девственность, когда и как, в какой обстановке, с кем и при каких обстоятельствах с нею расставаться — имеют большое, если не сказать, огромное значение. И во многом этот момент может определять в дальнейшем, по жизни, отношение женщины или мужчины к интимным отношениям, которые являются основой счастливого или несчастливого брака. Поэтому девственность, невинность, по-моему мнению, в личной жизни человека играют большую роль» (Малика, ж., 18 лет, татарка).

Подобные взгляды характерны не только для молодых девушек, принадлежащих к исламской культуре, но встречаются и среди русских девушек, выражающих сожаление о девальвации ценности добрачного целомудрия. «В наше время это уже не ценится, и я плохо отношусь к тому, что это не ценится. Раньше всегда ценилось, и из-за этого институт брака был крепче» (Дарья Е., ж., 18 лет, русская). «Очень печальная действительность. Мне кажется, целомудрие показывает, насколько серьезно человек относится к своему партнеру» (Диана, ж., 18 лет, русская). «Хотя телегония — лженаучное учение, стоит задуматься, кому отдавать себя в первый раз — любому встречному или человеку, с которым проживешь жизнь и родишь детей. Но что точно доказано, что с каждым последующим половым партнером, дама теряет свое

женское здоровье. Дело в том, что вся женская система долго и кропотливо подстраивается под одного мужчину» (Юлия, ж., 18 лет, русская).

Отношение респондентов к юношам и девушкам, сохраняющим добрачное целомудрие, дифференцируется социальной дистанцией в пространстве «свой — чужой», отделяющим ближайшее, отдаленное и дальнее социальное окружение. Говоря о сверстниках, входящих в их ближайшее окружение, оценки молодых людей целомудренного поведения их знакомых, особенно это заметно в высказываниях юношей, становятся более определенными и приобретают более выраженную эмоциональную окраску. Оценки, даваемые респондентами целомудренным молодым людям, образующих дальнее социальное окружение, отличаются высокой степенью неопределенности, подчас граничат с безразличием (особенно у юношей), хотя и располагаются в диапазоне нейтральных и положительных значений.

«Нормально отношусь к целомудренным людям, может, даже в какой-то степени хорошо» (Дарья П., ж., 18 лет, русская). «Я хорошо к этому отношусь. В принципе, это хорошо» (Дарья Е., ж., 18 лет, русская). «Ну, это положительная характеристика. Все остальное — это лишь стереотипы. Для девушки это неплохо и для парня тоже» (Диана, ж., 18 лет, русская).

Отношение респондентов к девственникам в своем ближайшем социальном окружении более определенное и имеет гендерную специфику. Среди юношей отношение к невинным друзьям скорее неодобрительное, подкрепляемое различными высказываниями, акцентирующими статус этого юноши, и шутками в его адрес, что дает основание воспринимать добрачное целомудрие мужчины скорее как стигму, нежели ценность.

«В случае с парнями, отношение к девственникам не очень, так как это является неким соревнованием» (Игорь, м., 18 лет, русский). «Отношение в целом нейтральное, конечно, иногда могут прозвучать шутки в адрес парней-девственников» (Иван, м., 18 лет, русский).

Среди девушек отношение к целомудрию подруги иное, более лояльное, хотя оно иногда и вызывает удивление, но в основном не подлежит высмеиванию. «Если девушка невинна, то многие удивляются» (Сантина, ж., 18 лет, русская). «Я в своей компании самая целомудренная, они уже лет с 16 начали, у некоторых уже было по 19 половых партнеров. Это повлияло на их моральное взросление, но это не влияет на мое мнение о них, и их отношение ко мне» (Дарья П., ж., 18 лет, русская).

Отношение к целомудрию меняется по мере взросления и появления молодого человека. «В моей ближней компании мы считали, что если девушка не сохраняет целомудрие, то это плохо. Но, когда у них появились парни,

мнение поменялось» (Дарья Е., ж., 18 лет, русская). Обратим внимание на это высказывание, в котором прослеживается изменение тезауруса девушек по мере расширения их личного опыта. Но в данном случае важно другое. В тезаурусах подрастающих индивидов воспроизводится ценность добрачного целомудрия (пусть, она и неустойчива), несмотря на то, что, как мы покажем ниже, родители практически не затрагивают эту проблематику в рамках семейного воспитания.

Отношение респондентов к сохранению юношами и девушками невинности до брака дифференцируется по гендерному основанию. Если для девушек, рассматриваемых в роли невесты, это чаще всего воспринимается как положительное качество, то для юношей — отрицательное. Другими словами, девушки хотели бы иметь сексуально опытного жениха, тогда как юноши — целомудренную невесту, хотя они и отмечают, что найти такую будет довольно сложно.

«Для меня важно, чтобы моя невеста была целомудренной. Но, если полюблю, могу сделать исключение» (Дилнур, м., 18 лет, казах). «Для меня целомудрие невесты, по сути, важно, но сейчас это один случай на миллион, поэтому сложно будет найти» (Егор, м., 18 лет, русский).

Определяющим основанием легитимации сексуального опыта у девушки, рассматриваемой в качестве невесты, является любовь и небольшое число половых партнеров. Репутация девушки все еще остается важной для юношей, которая служит им маркером для конструирования с девушкой определенных отношений: свободных или серьезных.

«Для меня это важно, не смогу вступить в брак с девушкой, у которой были беспорядочные половые связи» (Иван, м., 18 лет, русский). «Не особо важно, если девушка не гуляла, конечно же. Если до этого все было по любви, то это нормально» (Николай, м., 18 лет, русский). «В принципе, важно. Гулящая девушка для брака не очень годится, она подходит для других дел» (Игорь, м., 18 лет, русский).

Различия во взглядах юношей и девушек касаются не только добрачного целомудрия, но и сексуального опыта. Если женщины от мужчин сегодня уже ожидают наличие сексуального опыта, то мужчины от женщин — отсутствие оного или только «приемлемый» опыт, включающий в себя интимные отношения с небольшим количеством партнеров и исключительно по любви. Мужчины, в отличие от женщин, характеризовали репутацию женщины исходя из ее сексуального опыта. Итак, установка мужчин на добрачное целомудрие невесты все еще сохраняется.

Акцентируя гендерную асимметрию в общественном восприятии добрачного целомудрия, одна из участниц фокус-группы не только озвучила желание встретить целомудренного молодого человека, но и отметила наличие таких юношей в ее ближайшем социальном окружении. «Сейчас в обществе большая разница между мужским и женским целомудрием, в обществе мужское целомудрие вообще не ценится. Я бы хотела и была бы рада, если бы встретила такого молодого человека, который был бы целомудренным. И не просто так получилось, а чтобы у него были принципы такие по жизни. Знаю многих молодых людей, которые вот с такими жизненными принципами» (Дарья Е., ж., 18 лет, русская).

Но эта позиция является довольно редкой, гораздо чаще встречаются иные взгляды. «Не важно, главное чтобы любил, и я была бы у него единственной» (Дилбар, ж., 18 лет, азербайджанка). «Для меня это не важно. Сейчас разве встретишь молодого человека, который хранит целомудрие!» (Дарья, ж., 18 лет, русская). «В современном мире для девушек важнее, чтобы будущий избранник наоборот имел подобный опыт» (Ксения, ж., 18 лет, русская). «Важно, чтобы парень был опытным» (Юлия, ж., 18 лет, русская и Малика, ж., 18 лет, татарка).

Сексуальный опыт юноши связывается с успешностью брака. Молодые люди сегодня предъявляют высокие требования к браку, сексуальная сторона которого рассматривается в качестве определяющего компонента его стабильности, поэтому девушки ожидают от юношей приобретение сексуального опыта до брака.

«Я вот думаю, не помешает ли мне целомудрие жениха? Честно говоря, я склонна думать, что мне это помешает. Я не подписывалась на брак, в котором кого-то чему-то учить. Поэтому, чтобы вступить в брак, мне нужна какая-то база» (Дарья П., ж., 18 лет, русская). «Я считаю, что секс — важная часть отношений. И если у людей до свадьбы не было близости, а после свадьбы случилось так, что они друг друга не устраивают в сексуальном плане, то это приведет к разводу, брак окажется неудачным» (Татьяна, ж., 18 лет, русская).

Сексуальность является важной составляющей добрачного поведения молодежи. Большинство участников дискуссии не готовы выстраивать отношения с человеком, имеющим установку на добрачное целомудрие. «Нет, поскольку в таком случае будет повышаться риск измены, а это уже некрасивая история» (Иван, м., 18 лет, русский). Но есть и те, кто считают иначе, мотивируя это любовью. «Если я полюблю такого человека, то, конечно, я готова

ждать до свадьбы. Это большой плюс» (Дарья Е., ж., 18 лет, русская). «Если девушка стоит того» (Влад, м., 18 лет, русский).

Заметим, что все участники исследования совсем молодые люди, пока не собирающиеся вступать в брак, предпочтительный возраст которого ими видится в диапазоне 25-30 лет. Поэтому добрачные отношения с человеком, имеющим установку на добрачное целомудрие, в основном не вызывают поддержку опрошенных юношей и девушек. Сексуальность, освобожденная от брака и репродукции, стала неотъемлемой (за исключением определенных групп верующих молодых людей) частью добрачного поведения молодежи, что отражается на институте брака, в т. ч. на возрасте его оформления. Учитывая средний возраст вступления в брак современных российских мужчин и женщин, приближающийся к тридцати годам, и довольно ранний возраст начала сексуальной жизни, можно отметить появление длительной добрачной сексуальной истории у многих молодых людей, включающей разнообразный опыт и эксперименты по обретению собственной сексуальной идентичности.

Предпочтительным возрастом начала половой жизни молодые люди считают 17-18 лет (т. е. именно тот возраст, в котором они находятся), связывая с ним не только физиологическое становление личности, но и моральное, заключающееся в понимании ответственности за свои социальные действия. «Возраст, когда вы осознаете и готовы принять всю ответственность и возможные последствия. Если по цифрам, то 17-18 лет» (Малика, ж., 18 лет, татарка). Причем этот возраст не одинаков для представителей разных полов: для девушек он несколько выше, нежели для юношей. «Шестнадцать лет для молодого человека, для девушки — также или чуть старше» (Иван, м., 18 лет, русский). «Для парня — 16 лет, для девушки — 18 лет» (Николай, м., 18 лет, русский). «Для парня — 16-17 лет, а для девушки — после 18 лет» (Влад, м., 18 лет, русский). «Для парней, чем раньше, тем лучше, для девушек, конечно, лучше после 18 лет» (Сантина, ж., 18 лет, русская).

Любовь рассматривается в качестве основного мотива начала сексуальной жизни и оправдания ее в раннем возрасте. «В 16 лет нормально как для девушки, так и для парня, главное, чтобы все было по любви и взаимно» (Марина, ж., 18 лет, русская). «Можно и в 16 лет для обоих. Если сильная любовь, то почему бы и нет? Как говорится: "Любви все возрасты покорны"» (Дарья, ж., 18 лет, русская).

Значительно реже встречаются мнения о предпочтительности вступления в сексуальные отношения после 20 лет. «Я понимаю, что сейчас чаще всего это 17-18 лет, но все равно я считаю, что это подростковый возраст.

Раньше считалось, что 21 год — это год мудрости, поэтому я думаю примерно в этом возрасте. Это было бы идеально» (Дарья Е., ж., 18 лет, русская).

Но не все могут назвать предпочтительный возраст начала половой жизни, акцентируя внимание на других основаниях для этого решения. «Первый сексуальный опыт играет большую роль в дальнейшей жизни и не только в интимной сфере. Поэтому очень важно то, каким он будет, важно, готовы ли вы к освоению этой сферы, какие условия сопутствуют новому начинанию, и очень важно отношения с партнером, и с кем вы начнете этот путь. Возраст тут отходит на второй план» (Ксения, ж., 18 лет, русская).

Результаты исследования еще раз подтвердили, что добрачные сексуальные отношения стали восприниматься российскими юношами и девушками в качестве социальной нормы. Несмотря на то, что около 40 % участников исследования на момент опроса не имели сексуального опыта, хранить невинность до брака намерены не более 15 %.

Молодые представители обоих полов относятся к добрачным половым связям как вполне нормальному явлению, обосновывая их необходимость разными мотивами.

Юноши чаще всего сводят их к естественным потребностям. «Я отношусь положительно, потому что это естественная человеческая потребность, которую необходимо удовлетворять» (Игорь, м., 18 лет, русский). «Я лично планирую не вступать в брак примерно до 25 лет, но я чисто физически не продержусь без интимных отношений до этого возраста» (Иван, м., 18 лет, русский). «Для любого человека сексуальный опыт — это необходимый опыт, у каждого человека есть такие потребности. И если человек состоит в отношениях или даже не будучи в отношениях удовлетворяет свои потребности — это нормально» (Николай, м., 18 лет, русский).

Девушки в основном объясняют необходимость добрачных сексуальных отношений любовью. «Мое отношение нейтральное, так как в любом возрасте можно влюбиться и под воздействием чувств вступить в сексуальные отношения с партнером» (Сантина, ж., 18 лет, русская).

Встречается и более рациональный мотив, связанный с желанием проверить партнера для более взвешенного решения о вступлении с ним в брак. «Отношусь абсолютно нормально, так как человеку необходимо понять, каков его партнер в интимном плане прежде, чем вступать в брак. Вдруг партнеры выяснят лишь в первую брачную ночь, что совершенно не совместимы в сексуальных отношениях, и что тогда?» (Ксения, ж., 18 лет, русская).

Нередко молодые люди не могут объяснить необходимость вступления в добрачные сексуальные отношения, но при этом акцентируют свободу вы-

бора индивида и независимость его от каких-либо внешних ограничений. «Я отношусь к сексу до брака абсолютно нейтрально, так как решение, когда именно вступать в близкие половые отношения с партнером, это личное дело каждого человека. Никто не вправе указывать совершеннолетнему парню или девушке, когда и с кем заниматься сексом» (Татьяна, ж., 18 лет, русская).

Есть и те, кто пока окончательно не определился со своим отношением к добрачным половым связям. «Определенные верующие люди считают занятие сексом до брака грехом и для них это табу. Некоторым традиционно прививается в семье вступать в близкие интимные отношения лишь с мужем. Другие же не считают секс до брака чем-то предосудительным. А я пока не могу точно определиться с отношением к данному явлению» (Анастасия, ж., 19 лет, русская).

И только несколько молодых людей, в основном принадлежащих к исламской культуре, выразили негативное отношение к сексу до брака. Ценность добрачного целомудрия все еще сохраняется, составляя ядро национально-культурной идентичности. Даже не самая верующая девушка (по самоидентификации) в своих высказываниях ориентировалась на традиционную позицию по вопросам половой морали, заботясь о своем образе. Показательно высказывание этой девушки в группе русских молодых людей, одобряющих добрачные сексуальные связи: «Я не могу сказать, что отношусь к этому вопросу положительно, поскольку это будет звучать слишком странно» (Гюльнара, ж., 19 лет, азербайджанка).

Особый интерес вызывают мнения участников исследования об основных причинах существования добрачного целомудрия в современном российском обществе. В восприятии опрошенных молодых людей сохранение добрачного целомудрия некоторыми юношами и девушками связывается прежде всего с влиянием религии и семьи. «Религия, многовековые традиции и устои. Ну и, конечно, все зависит от того, как человек воспитывался» (Кристина, ж., 18 лет, русская). «Личная установка, религия, воспитание — "старая школа"» (Надежда, ж., 18 лет, русская). «Для меня в большей степени личные убеждения, т. е. как сам решишь. Ну и, конечно, религия играет небольшую роль в этом» (Марина, ж., 18 лет, русская). «Ключевым фактором здесь выступает воспитание. Если с детства в семье проводились беседы о важности и ответственности, связанные с этим событием в жизни девушки или молодого человека, то, безусловно, это может послужить причиной сохранения девственности до свадьбы» (Иван, м., 18 лет, русский).

А некоторые респонденты видят в этом «отголосок старины, поскольку невинные девушки раньше являлись наиболее привлекательными» (Игорь,

м., 18 лет, русский) или просто «отсутствие настоящей любви» (Диана, ж., 18 лет, русская). Звучали также более возвышенные мотивы, объясняющие сохранение невинности молодым человеком: «Стараюсь себя сохранять для своей будущей жены. Хочу одну единственную» (Дилнур, м., 18 лет, казах).

Молодые люди акцентируют важную роль полового воспитания в семье, при том сами не имеют такого опыта, поскольку вопросы половой морали практически не входили в проблематику их семейного воспитания. Родители крайне редко затрагивали тему добрачного целомудрия в беседах с детьми. Только три респондента из двадцати четырех, принявших участие в исследовании, отметили, что их родители говорили с ними по этому поводу. «Ну, было пару раз, разговаривали, в легкой форме разве что» (Дарья, ж., 18 лет, русская). Некоторые слышали от родителей иного рода советы: «найти себе парня» (Дарья П., ж., 18 лет, русская) или «не спешить жениться и быть аккуратнее с женщинами» (Иван, м., 18 лет, русский).

Отмечая важность полового воспитания, большинство опрошенных молодых людей полагают, что оно должно ориентировать подрастающее поколение не на добрачное целомудрие, а на более ответственное отношение к сексу, в том числе и к добрачному.

Итак, несмотря на то, ценность добрачного целомудрия практически выпала из проблематики полового воспитания во многих российских семьях, она продолжает воспроизводиться, хотя далеко не в полной мере, что проявляется как в представлениях, так и в поведении современной молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный эмпирический анализ восприятия московской молодежью добрачного целомудрия позволяет сделать несколько выводов, уточняющих некоторые аспекты данной проблематики в тезаурусном ключе. Во-первых, ценность добрачного целомудрия, несмотря на размывание нормативного порядка и нарушения механизма передачи традиционного опыта в вопросах половой морали, присутствует в тезаурусах значительной части молодого поколения, что характеризует ее как культурную константу. Однако эта ценность неустойчива, слабо поддерживается ценностно-нормативной системой, поэтому не только не актуализируется, но и оттесняется на задний план вследствие взросления и расширения жизненного опыта индивида. Во-вторых, религия и связанные с ней традиции ныне являются определяющими основаниями для воспроизводства и поддержания этой ценности в тезаурусах молодых людей, особенно это касается мусульман. В-третьих, добрачное целомудрие связывается респондентами, принадлежащими к различным соци-

альным группам (как к этническим, так и конфессиональным), с традицией своей культуры. Русские молодые люди отмечают распад этой традиции, при этом нередко выражая сожаление по этому поводу. В-четвертых, в тезаурусах молодых людей воспроизводятся некоторые традиционные представления, связанные с добрачным целомудрием, на основании которых формируется социальная идентичность и выстраиваются отношения в пространстве «свой — чужой», особенно это характерно для мужчин. Обращает на себя внимание существование гендерной асимметрии в вопросах половой морали. Юноши, хотя и относятся лояльно к добрачным сексуальным практикам сверстниц, все еще определяют репутацию девушки, исходя из ее сексуального поведения, и хотели бы иметь целомудренную невесту, тогда как девушки — сексуально опытного жениха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Даль, В. И. (2004) Толковый словарь живого великорусского языка : избранное / сост. Л. В. Беловинский. М. : ОЛМА-Пресс Образование. 949, [1] с.

Добрачный секс: табу или норма? (2015) // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2863. 26 июня. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115299 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.05.2018).

Луков, В. А. (2018) Тезаурусная социология : в 4 т. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 608 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Тихомиров, Д. А. (2012) Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.

О семье и браке (2000) [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 24 июня. URL: http://old2.wciom.ru/index.php?id=459&uid=479 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.05.2018).

Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. (2003) Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. М. : ООО «ИТИ Технологии». 939, [4] с.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. (2008) // Официальный сайт Русской Православной Церкви. 9 июня. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.05.2018).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в Россий-

ской Федерации до 2025 года» (2014) [Электронный ресурс] // Российская газета. 29 августа. URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.05.2018).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2014) [Электронный ресурс] // Российская газета. 8 декабря. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.05.2018).

Тихомиров, Д. А. (2015) Либерализация половой морали в современном мире // Знание. Понимание Умение. № 3. С. 93-108.

Тихомиров, Д. А. (2017) Половая мораль московских студентов: религиозный аспект // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 210-220.

Тихомиров, Д. А. (2018) Прикладная социология в политической сфере [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 1. С. 91-112. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/704 (дата обращения: 02.05. 2018). DOI: 10.17805/ggz.2018.1.6

Дата поступления: 5.05.2018 г.

Тихомиров Дмитрий Андреевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Адрес: 117997, г. Москва, Стремянный пер., 28, корп. 1. Тел.: +7 (495) 958-23-27. Эл. адрес: dat1983@yandex.ru

Tikhomirov Dmitry Andreevich, Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Political Science and Sociology, Plekhanov Russian University of Economics. Postal address: Bldg. 1, 28 Stremyannaya Lane, 117997 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 958-23-27. E-mail: dat1983@yandex.ru

Для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тихомиров Д. А. Отношение московской молодежи к добрачному целомудрию: тезаурусный подход [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 3. С. 46-61. URL: http: //j ournals. mosgu.ru/ggz/article/ view/797 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2018.3.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.