САВРУЦКАЯ Елизавета Петровна — д.филос.н., профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета (ННГЛУ) им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; savrutsk@ lunn.ru)
УСТИНКИН Сергей Васильевич — д.и.н., декан факультета международных отношений, экономики и управления ННГЛУ им. Н.А. Добролюбова (sv.ustinkin@gmail.com)
ФЕДОРОВА Марина Владимировна — к.филос.н., доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации ННГЛУ им. Н.А. Добролюбова (marafed2204@mail.ru)
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К РЕЛИГИИ
Аннотация. В настоящей статье представлены данные, полученные в ходе проведенного в 2014 г. социологического исследования религиозных ориентаций молодежи. Исследование проводилось в контексте фундаментального многолетнего изучения ценностных приоритетов молодого поколения нашей страны. Основными задачами исследования были: анализ уровня и характера религиозности учащейся молодежи, выявление тенденций изменения отношения к различным конфессиям и определение специфики формирования этноконфесссиональной идентичности в условиях быстро меняющегося мира. Ключевые слова: религиозные ориентации, этноконфессиональная идентичность, религиозность, суеверия, учащаяся молодежь
С конца 2005 по март 2014 г. по инициативе ученых Нижегородского государственного лингвистического университета осуществляется проект по исследованию динамики качественных характеристик ценностных ориентаций молодежи (руководитель проекта — д.филос.н. проф. Е.П. Савруцкая).
Данные исследований, проведенных в 2005—2006, 2011 и в 2014 гг., позволяют выявить динамику ценностных ориентаций молодежи в политическом, экономическом и этноконфессиональном аспектах, сравнить оценку респондентами их собственной политической активности с реальным положением дел, определить политические амбиции и уровень политической культуры молодых людей, а также понять, чего молодое поколение ждет от политиков [Ценностные ориентации молодежи 2007: 17-30].
В исследовании 2014 г. проводился анализ уровня и характера религиозности учащейся молодежи Нижегородской обл. Полученные результаты указывают на то, что в настоящее время 39,1% опрошенных молодых людей уверенно относят себя к верующим, 34,9% опрошенных — «сомневающиеся верующие». Доля неверующих составила 21,2% молодежи (см. табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком?»
Варианты ответов Доля респондентов,%
Да 39,1
Скорее да, чем нет 34,9
Скорее нет, чем да 11,0
Нет 10,2
Затрудняюсь ответить 4,8
Уровень религиозности среди юношей и девушек имеет определенные различия. Среди девушек доля тех, кто считает себя верующими, составила 40,7% по сравнению с 36,4% у юношей. Еще более эта разница заметна среди тех опрошенных, которые отнесли себя к неверующим, их доля у девушек составила 18,3%, в то время как у юношей — 26,2% (см. табл. 2).
Таблица 2
Уровень религиозности среди юношей и девушек, %
Пол Считаете ли Вы себя верующим человеком?
Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить
Юноши 36,4 32,6 11,9 14,3 4,7
Девушки 40,7 36,2 10,6 7,7 4,7
Дифференцирующим фактором уровня религиозности оказалось место проживания респондентов. Если среди жителей Нижнего Новгорода доля тех, кто твердо отнес себя к верующим, составила 37,4%, то среди сельской молодежи этот показатель возрастает до 48,4%. В Нижнем Новгороде 24,6% молодых людей не считают себя верующими, в то время как на селе доля такой молодежи составила всего 7,4% (см. табл. 3).
Таблица 3
Уровень религиозности в зависимости от места жительства молодых людей, %
Место проживания Считаете ли Вы себя верующим человеком?
Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затруднились ответить
Нижний Новгород 37,4 33,0 11,7 12,9 5,0
Города области 39,7 36,9 11,0 8,3 4,2
Село 48,4 36,3 7,6 3,8 3,8
Основная часть участников опроса определили свою конфессиональную принадлежность как православие — 70,1%. Другие ветви христианства (католицизм и протестантизм) представлены незначительно. 1,9% опрошенных идентифицировали себя как мусульман. По данным опроса 9,3% респондентов определили себя как атеистов. Атеизм молодежи во многом объясняется свойственными этому возрасту нигилистическими установками. Атеизм как осознанная мировоззренческая позиция в большей степени характерен для более взрослых людей (после 25 лет). Довольно большая группа опрошенной молодежи отнесла себя к представителям «восточных» направлений религий (буддизм — 0,5% и кришнаизм — 0,3%). А 2,1% отнесли себя к другим нетрадиционным религиям (это новые религиозные движения восточной, неоязыческой или эзотерической направленности) (см. табл. 4).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Какую религию Вы исповедуете?»
Варианты ответа Доля респондентов, %
Православие 70,1
Ислам 1,9
Католицизм 0,2
Протестантизм 0,8
Иудаизм 0,3
Буддизм 0,5
Кришнаизм 0,3
Другую (укажите, какую именно) 2,1
В Бога верю, но конкретного вероучения не исповедую 14,4
Я — атеист 9,3
Религиозная идентификация части молодежи с этими направлениями не могла сложиться под воздействием таких институтов социализации, как семья и образовательные учреждения. Она является следствием активного мировоззренческого поиска, характерного для всех молодых людей, но актуализированного под воздействием процессов глобализации, широкого и повсеместного распространения массовой культуры, формирования новых форм информационно-коммуникативного взаимодействия. Эти процессы в совокупности с ростом интереса к религии привели к тому, что наблюдается отход от традиционных форм религии и формирование нового типа религиозности, основанной на синкретизме.
Синкретизм, религиозная индивидуализация, плюрализм религий, появление множества различных вариантов самореализации — это основные факторы формирования религиозной идентичности современной молодежи.
Для более старших возрастных групп в религиозной идентичности превалирующим началом является не собственно факт веры, а принадлежность к религиозной организации, церкви. Это было подтверждено данными двух масштабных исследований религиозной ситуации в Европе и мире, проводимых фондом Бартельсманна (Германия) в 2008 г. [Religion Monitor... 2008] и 2013 г. [Religion Monitor... 2013]. Настоящее исследование сосредоточивается на молодежной возрастной группе (от 15 до 22 лет). Для современной молодежи, чья мировоззренческая направленность сформирована постсекулярными тенденциями, религиозная идентичность связана не столько с социальной реализацией, сколько с личностно-персональными переживаниями.
Важным показателем реального уровня религиозности общества и отдельных его групп является не столько декларативное отнесение себя к группе верующих, но и участие в религиозных службах и обрядах. Данное исследование зафиксировало существенный разрыв между этими показателями (см. табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы участвуете в религиозных обрядах?»
Варианты ответа Доля респондентов, %
Каждую неделю 3,5
Раз в месяц 5,3
Несколько раз в год 17,9
Раз в год и реже 18,3
Не посещаю религиозных служб 38,6
Затрудняюсь ответить 16,5
С одной стороны, 39,1% опрошенной молодежи уверенно отнесли себя к верующим людям, а с другой — лишь 8,8% молодых людей посещают религиозные службы хотя бы раз в месяц. При этом, как свидетельствуют результаты опроса, даже для многих верующих молодых людей посещение религиозных служб и соблюдение обрядов не является важной стороной их религиозной жизни (см. табл. 6).
Таблица 6
Частота участия в религиозных обрядах групп молодежи с различным уровнем религиозности
Считаете ли Вы себя верующим человеком? Частота участия в религиозных обрядах, %
Каждую неделю Раз в месяц Несколько раз в год Раз в год и реже Не посещаю религиозные службы Затрудняюсь ответить
Да 6,0 11,0 28,7 18,9 17,7 17,8
Скорее да, чем нет 1,9 2,6 17,3 24,9 37,3 16,0
Скорее нет, чем да 2,6 0,4 4,9 14,3 64,2 13,6
Нет 0,4 — 0,4 2,0 87,8 9,4
Затрудняюсь ответить 1,7 0,9 1,7 7,0 58,3 30,4
Реальность нынешнего религиозного состояния молодежи такова, что даже среди твердых верующих 36,6% либо вообще не участвуют в религиозных обрядах, либо делают это раз в год и реже. Если исходить из показателя их участия в религиозных обрядах, то из 39,1% молодых людей, отнесших себя к верующим, лишь 17,0% можно отнести к тем, кто не только декларирует свою веру, но и реально участвует в ее отправлении.
В настоящее время в духовной картине мира молодых людей доминирует эклектика, отсутствие стройной системы убеждений. Это видно из данных, приведенных в табл. 7.
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Верите ли Вы в следующие религиозные догмы?»
Варианты ответов Доля респондентов, %
Верую в Бога 62,3
В жизнь после смерти 29,9
В существование рая и ада 30,1
В существование греха 34,6
Не верю ни в одно из перечисленных 10,6
Затрудняюсь ответить 15,3
Таким образом, в сознании молодежи вполне уживается вера в существование Бога, в чем убеждены 62,3% опрошенных, и неверие в жизнь после смерти — в бессмертную душу, что отметили 70,1% опрошенных молодых людей, а верят в жизнь после смерти лишь 29,9%. Самое удивительное, что подобная картина наблюдается и среди той части молодежи, которая считает себя верующей (см. табл. 8).
Таблица 8
Доля верующих в основные религиозные догмы в группах молодежи с различным уровнем религиозности, %
Религиозные догмы Считаете ли Вы себя верующим человеком?
Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затруднились ответить
Верят в Бога 86,6 71,0 22,5 6,9 23,3
Верят в жизнь после смерти 35,3 31,6 24,7 15,8 18,1
Верят в существование рая и ада 44,2 30,7 11,6 6,5 10,3
Верят в существование греха 46,9 39,1 14,6 8,1 13,8
Не верят в основные догмы 1,3 3,4 21,3 60,7 11,2
Затруднились ответить 7,7 14,9 27,3 14,6 52,6
Особое внимание следует обратить на то, что среди верующих молодых людей лишь 35,3% верят в жизнь после смерти, т.е. в бессмертие души. При этом в посмертной жизни уверены 15,8% опрошенных из числа неверующей молодежи. Судя по этим данным, вера в бессмертие души начала отделяться от религиозного сознания, и теперь атеизм может вполне соседствовать с уверенностью, что и после физической смерти человека его жизнь продолжается. Интересно отметить, что менее половины верующей молодежи разделяют учение основных религий о существовании греха, рая и ада. Вполне возможно, что в настоящее время в массовом сознании, по крайней мере у молодежи, происходит процесс дезинтеграции монолитной системы религиозных норм, ценностей и убеждений.
Одним из свидетельств подобного процесса являются данные о степени распространенности в молодежной среде элементов обыденного суеверия. Вот как распределена вера в различные приметы, сглаз, магические амулеты в группах молодежи с различным уровнем религиозности (см. табл. 9).
Таблица 9
Доля разделяющих различные суеверия в группах молодежи с различным уровнем религиозности, %
Считаете ли Вы себя верующим человеком? Вера в приметы, сглаз, порчу, амулеты, обереги и т.д.
Безусловно верю Скорее верю Скорее не верю Совсем не верю Затрудняюсь ответить
Да 15,9 41,3 19,3 13,2 10,3
Скорее да, чем нет 8,4 44,8 25,9 11,9 8,9
Скорее нет, чем да 8,3 25,4 29,5 25,0 11,7
Нет 4,5 13,4 18,3 53,3 10,6
Затрудняюсь ответить 6,0 19,8 19,0 18,1 37,1
Интересно отметить, что неверующая молодежь демонстрирует более цельное мировоззрение, чем молодежь верующая. Самая высокая доля опрошенных, не разделяющих никаких суеверий (53,3%), наблюдается именно среди неверующей части молодежи. В этой группе доля верующих в различные суеверия составляет всего 17,9%, в то время как среди верующих она достигает 57,2%.
Приведенные данные позволяют увидеть парадоксальную на первый взгляд картину: то, что молодой человек считает себя верующим, во многих случаях не мешает ему верить в сглаз, порчу и тому подобные суеверия (см. табл. 10).
Таблица 10
Доля разделяющих различные суеверия в группе молодежи, которая относит себя к православным, %
Конфессиональная принадлежность Вера в приметы, сглаз, порчу, амулеты, обереги и т.д.
Безусловно верят Скорее верят Скорее не верят Совсем не верят Затруднились ответить
Православные 12,0 41,3 22,2 13,4 11,0
Таким образом, среди той части молодежи, которая считает себя православной, 53,3% разделяют различные виды суеверий. Существенно меньшая доля — 35,6% — придерживаются вероучительной позиции своей церкви в этом вопросе и отвергают соблазн суеверия.
В ходе исследования 2014 г. был проведен замер отношения молодежи к роли Русской православной церкви в жизни современной России. Его результаты приводятся в табл. 11.
Таблица 11
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете роль Русской православной церкви в жизни современной России?»
Варианты ответов Доля респондентов, %
Однозначно положительно 30,4
Скорее положительно, чем нет 32,9
Скорее отрицательно 10,3
Отрицательно 6,6
Затрудняюсь ответить 19,8
Для 63,3% опрошенной молодежи православная церковь выполняет важную положительную миссию в обществе. Отрицательно к ее роли в обществе отнеслись лишь 16,9% молодых людей.
Вместе с тем исследование позволило выявить латентный раскол молодежного сознания по отношению к этому вопросу. Его наглядно можно проиллюстрировать данными, приведенными в табл. 12.
Таблица 12
Оценка роли Русской православной церкви в жизни современной России в зависимости от конфессиональной принадлежности молодежи, %
Конфессиональная принадлежность Какова роль Русской православной церкви в жизни современной России?
Однозначно положительна Скорее положительна, чем нет Скорее отрицательна Отрицательна Затруднились ответить
Православные 39,7 37,4 6,0 1,5 15,3
Другие конфессии 15,1 21,9 19,2 19,2 24,7
Внеконфессиональные верующие 11,3 30,7 18,6 9,6 29,9
Атеисты 2,7 12,9 23,6 30,2 30,7
Вполне естественно, что 80% православной молодежи считают, что их церковь играет положительную роль в обществе. Достаточно высока доля положительных оценок (42,0%) и среди тех молодых людей, которые считают себя верующими, но не относят к какой-либо церкви. Однако уже среди атеистов большинство (53,8%), считают, что православная церковь играет отрицательную роль в обществе, и лишь 15,6% этой молодежи положительно оценивают ее роль.
Особую проблему представляют члены других религиозных конфессий. Если в случае с атеистами имеет место неприятие влияния на общество религиозных организаций вообще, то в случае с представителями других конфессий речь идет о противостоянии именно православной церкви. Среди той части молодежи, которая отнесла себя к неправославным конфессиям, положительно оценили роль православной церкви 37,0% опрошенных, а отрицательно — 38,4%.
Таким образом, результаты опроса 2014 г. продемонстрировали, что в настоящее время молодежь находится в напряженном духовном поиске. Зачастую ее мировоззрение носит эклектичный, парадоксальный характер. Духовная картина мира молодого человека и понимание своего места в нем еще не обрели цельности и системной замкнутости. Современная молодежь открыта духовным поискам и устремлена к новым горизонтам своего бытия.
Статья выполнена в рамках госзадания на проведение НИР № 552 «Концептуальное и кадровое обеспечение этноконфессиональной политики в Приволжском федеральном округе».
Список литературы
Ценностные ориентации молодежи. Итоги социологического исследования (под ред. Е.П. Савруцкой). 2007. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. 246 с.
Religion Monitor 2008. EUROPE Overview of Religious Attitudes and Practices. URL: http://www.bertelsmann.stiftung.de/bst/de/media/xcms_bst_dms_25789_25790_2.pdf (accessed 01.09.2014).
Religion Monitor Understanding Common Ground. An International Comparison of Religious Belief. 2013. URL: http://www.religionsmonitor.de/pdf/Religionsmonitor_IntVergleich_ Englisch.pdf (accessed 01.09.2014).
SAVRUTSKAYA Elizaveta Petrovna, Dr.Sci.(Philos.), Professor of the Chair of Philosophy, Sociology and Social Communication Theory, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (Minina str, 31a, Nizhny Novgorod, Russia, 603155; savrutsk@lunn.ru)
USTINKIN Sergey Vasiljevich, Dr.Sci.(Hist.), Dean of the Faculty of International Relations, Economics and Management, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (sv.ustinkin@gmail.com)
FEDOROVA Marina Vladimirovna, Cand.Sci.(Philos.), Associate Professor of the Chair of Philosophy, Sociology and Social Communication Theory, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (marafed2204@mail.ru)
THE ATTITUDE OF YOUNG PEOPLE TO RELIGION
Abstract. This paper presents the results of the sociological study of the youth religious orientations. The study was held in 2014. The attitude of young people to religion was studied in the context of the fundamental long-term research of the Russian youth value priorities. The main goal of the research was the analysis of the level and nature of religiosity of students, the study of the main trends of identification of the students in various denominations. The research was also oriented to the definition of the specificity of formation of the ethno-confessional identity in intensively changing conditions. Keywords: religious orientations, ethnic and confessional identity, religiousness, superstitions, school and university youth
УДК 32.019.5
ДЕГАЛЬЦЕВА Екатерина Александровна — д.и.н., профессор кафедры гуманитарных наук Бийского технологического института — филиала Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (БТИ АлтГТУ) (659305, Россия, Алтайский край, г. Бийск, ул. Трофимова, 27; katerina3310@yandex.ru)
РАЗГОНЯЕВА Екатерина Васильевна — к.псих.н., доцент кафедры гуманитарных наук БТИ АлтГТУ (rev@bti.secna.ru)
ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ О СОБЫТИЯХ В УКРАИНЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу восприятия современной молодежью политической информации о событиях в Украине в 2014 г. в сети Интернет. Рассмотрена природа политической коммуникации на основе восприятия виртуального политического дискурса, преломление политического конфликта посредством информационной войны. Полученные результаты указывают на ситуационное, неустойчивое повышение у студентов интереса к политике, связанное с событиями в Украине, положительную оценку присоединения Крыма, высокий рейтинг президента Путина. Компонентами рассмотренных политических дискурсов, воспринимаемыми молодежью через Интернет, явились имиджи российских, украинских, американских и европейских политиков, выборы, векторы политики вовлеченных в конфликт сторон. Ключевые слова: Интернет, Украина, президент, политическая коммуникация, восприятие, дискурс
Природа политической коммуникации не имеет очерченных исследовательских границ. Теория коммуникативного действия, как и практика интерактивного участия индивидов в процессе политической коммуникации, стали предметом исследования многих современных ученых [Тормошева 2014; Смирнова 2014; Иванов 2014]. Тема интернет-коммуникаций в современном политическом процессе также достаточно разработана [Пономарев 2012; Волочаева 2012; Абдуллаев, Рыхтик 2014; Разгоняева, Дегальцева 2014], изучено их влияние на развитие радикальных молодежных настроений [Дегальцева 2013]. Данное исследование имеет не только методологический, но и практический интерес, связанный с эскалацией политического конфликта в Украине.
Охват населения Интернетом в России составляет 50%. Среди них более половины — молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, представляющие студенческую