ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ, ИСПОВЕДУЮЩЕЙ ЯЗЫЧЕСТВО, К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ
Погонцева Д. В., Наседкина Ю. В.
В статье приводится теоретический анализ работ по психологии, в которых затрагивается проблема религии в современном обществе, рассматривается феномен язычества в современном обществе. Приводятся эмпирические данные отношения современной молодежи к представителям основных религиозных конфессий. Делается вывод о неоднозначности представлений.
Ключевые слова: религия, молодежь, отношение, конфессия, язычество.
Одним из феноменов, который актуален во все времена, является религия. Вера в бога, богов -существовала во всех культурах, начиная с самых древних, а религиозные войны, крестовые походы, межнациональные и межэтнические конфликты, погромы и преследования на почве антисемитизма показывают, что религия формирует определенное отношение и влечет за собой те или иные поступки. Как отмечают некоторые авторы [3, 5, 11] необратимые процессы в современном мире - социалистическое переустройство общественной жизни, развитие международного рабочего движения, прогрессивные сдвиги в результате национально-освободительной борьбы народов, а также революционные изменения в науке, развертывание научно-технической революции - коренным образом преобразуют облик планеты, оказывают сильнейшее воздействие на религию.
В конституции практически каждой страны заложен пункт против дискриминации по религиозному признаку и свободе вероисповедания, существует Закон РСФСР от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий». А также Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. (в редакции от 01.07.2011), который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Как отмечает Я. Б. Амиров [1] «к началу 90-х гг. XX в. оно было представлено 15-20 конфессиями, тогда как к настоящему времени в стране зарегистрировано более 60 конфессий». Такое количество конфессий приводит к различного рода конфликтам, спорам, непониманию. Ежегодно регистрируются новые религиозные общины, различные варианты «церкви Христа», «свидетели Иеговы»; общины, исповедующие
шаманизм и язычество, при этом некоторые религиозные организации зарегистрированы как светские учреждения, например, центр Дианетики.
На современном этапе можно также отметить рост интереса к таким религиозным конфессиям как язычество, родноверие, неоязычество, которые по сути являются «современной субкультурой, которая удовлетворяет потребности определенных кругов наших современников и исполняет значимые функции в современном обществе, в объемлющей культуре» [16]. Так, как отмечает И. Б. Михеева, на современном этапе развития общества возникает целый «веер альтернативных построений, претендующих на достижение и поддержание традиционного духовно-нравственного равновесия человеческой и социальной жизни» [8]. Сам феномен язычества, неоязычества, как отмечает Р. В. Шиженский [15], стал появляться в России в 70-х гг. прошлого столетия, при этом ведущим, направляющим компонентом становится иерархическая сообщность людей, называемых «волхвами», «жрецами», «кобниками», «ведунами» и т. д. Определение неоязычества предлагает И. Б. Михеева: «неоязычество - это теория и практика реконструкции и использования архаических (аутентичных или сфальсифицированных) мировоззренческих схем и поведенческих моделей с целью обоснования и реализации альтернативных (религиозно-философских, фольклорно-этнических, историко-культурных, общественно-политических) и, как правило, контркультурных программ мышления и деятельности в ситуации социокультурной транзитивности и глобализации». Рассматривая современные аспекты неоязычества, А. В. Шанская [15] отмечает, что у древних славян в язычестве ярко выражена мировоззренческая функция: дать объяснения, а у современных - социальная: выделит-
зся, обособиться, отличиться. Однако неоязычество «искусственно создается городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью возрождения «национальной духовности» [цит. по 16]. И. Б. Михеева [8], рассматривая неоязычество, отмечает, что неоязыческие объединения и движения зачастую не просто реконструируют языческие традиции и обряды прошлого, но претендуют на создание весьма неоднозначных альтернативных мировоззренческих и идеологических проектов по переустройству социума, как правило, характеризующихся псевдонаучным и псевдорелигиозным содержанием, деструктивной направленностью, националистической и расистской тональностью. В зарубежных работах, как отмечает А. Б. Ярцев [16], в настоящее время употребляется термин «contemporary paganism» («современное язычество»), под которым понимается все новые политеистические религиозные движения. Данный аспект важен для понимания неоязычества / язычества как важного социокультурного феномена нашего времени, который формирует определенные установки и отношение к себе и Другому. В целом современное неоязычество О. В. Асеев [2] делит на пять групп: придерживающиеся славянской традиции; включающие в свой пантеон кельтских и индуистских божеств; полисинкретические; «очистительно-оздоровительные»; «экологические».
О роли религии в современном обществе говорит факт принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В рамках данного закона в образовательных учреждениях вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В то же время закон запрещает педагогам пропагандировать «исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов» (ч. 3, ст. 48). Данный закон важен и с точки зрения социализации современной молодежи, и формирования у нее представления о религии в целом и конкретных конфессиях. В нашей работе под конфессией мы понимаем совокупность религиозных общин, объединенных идентичностью вероучения и духовной практики.
Говоря о разработанности данной проблемы, можно отметить, что работы, в рамках психологи-
ческих исследований, посвященные религии, носят скорее фрагментарный характер. Так, В. О. Виценко [4] рассматривала образ времени у представителей различных религиозных конфессий, выделив характерные «конфессиональные» особенности отношения ко времени. М. В. Ефремова [6] изучала взаимосвязь религиозной идентичности представителей наиболее распространенных традиционных религий (православия и ислама) с особенностями экономического сознания. Так, М. В. Ефремовой [6] обнаружены различия во взаимосвязях религиозной идентичности с экономическими установками: у студентов-мусульман характеристики религиозной идентичности в целом взаимосвязаны с продуктивными экономическими установками и представлениями (позитивным прогнозом роста благосостояния в будущем, удовлетворенностью потребительских интересов, удовлетворенностью материальным благосостоянием, удовлетворенностью жизнью), а у студентов-христиан - как с продуктивными (позитивный прогноз роста благосостояния в будущем, выбор конкуренции с целью самореализации, установка на межличностное доверие), так и с непродуктивными (негативное отношение к конкуренции, низкая удовлетворенность собственным материальным благосостоянием, низкая значимость денег), экономическими установками и представлениями. О. В. Сучкова [12] изучала социально-психологические аспекты религиозности молодежи и отметила, что религиозность современной российской молодежи характеризуется преобладанием среднего уровня выраженности, рассогласованием реального уровня религиозности и религиозной идентификации (номинально), слабой связью между ее структурными компонентами. Е. В. Перевозникова [9], рассматривая психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации, отмечает: православная ориентация семьи опосредует особенности реакций подростков в ситуациях депривации структурных звеньев самосознания по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации. В первом случае преобладает корректный (адекватный лояльный и неадекватный лояльный) тип реагирования. У подростков из семей атеистической ориентации по сравнению с подростками из семей православной ориентации обнаруживается большая выраженность реакций фрустрации с агрессией. В. Г. Кирсанова [7] рассматривала психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций, таких как «Международное общество сознания Кришны», «Церковь Сайентологии» и «Свидетели Иеговы». Как отмечает автор, члены нетрадиционных религиозных организаций обладают рядом специфических личностных особенностей, имеющих отличия в зависимости от пола
и принадлежности к определенной религиознои группе. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организации находят отражение в области ценностных ориентации более, чем в области индивидуально-типологических свойств. Несформированность системы ценностных ориентации, которая находится в стадии становления или перестройки, является благоприятной психологической почвой для вовлечения в нетрадиционные религиозные организации, что обусловливает участие в подобных организациях преимущественно молодежи.
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств, различные авторы выделяют возрастные границы по-разному, однако можно говорить о том, что в целом это период между детством и взрослостью, и в нашем исследовании мы взяли широкие рамки от 16 до 30 лет. Таким образом, нынешнее положение в России, для населения которой характерен глубокий интерес к религии и к христианству в частности, дает Церкви уникальный шанс внести свой вклад в становление гражданского общества, однако на данный момент не существует работ, которые бы изучали влияние религии на формирование отношения к себе и Другому, и особенно важно изучать молодежь, как наиболее подверженную влиянию и манипуляциям группу. Мы уже рассматривали ранее различные аспекты формирования отношения к представителям различных конфессий [10, 11], однако в данной работе нас интересовали особенности молодых людей, которые описывали свою конфессиональную принадлежность к неоязычеству, неоведизму, родноверию и другим осовремененным формам языческих верований.
В нашем исследовании приняло участие 44 человека (13 молодых людей и 21 девушка) в возрасте от 17 до 28 лет, проживающих на территории Южного федерального округа, Российской Федерации. На первом этапе мы изучили отношение к представителям различных религиозных конфессий молодыми людьми. Участникам исследования было предложено заполнить авторскую анкету-фильтр, которая выявляла отношение молодежи к религии в целом и отнесении себя с некой конфессией, а также методика на выявление отношения (от дружелюбного до враждебного) к представителям различных религиозных конфессий. Важно отметить, что на вопрос «Какую религию вы исповедуете» - 55 % указали православие, 27 % - атеизм (или комментарий «не верю» - в пустой строке), 14 % - указали другую религию, при этом все участники исследования, выбравшие категорию «другая религия», указали
язычество или его формы (родноверие, паганизм, неоязычество), и 4 % исповедуют католицизм. Мы исключили из анализа анкеты участников исследования, исповедующих католицизм, и рассматривали только три группы испытуемых: православные, атеисты и лица, исповедующие язычество.
Анализ средних результатов (по всей выборке) показал, что наиболее позитивное отношение респонденты испытывают к католикам (М = 3,02), православным (М = 3,17), буддистам (М = 3,06) и индуистам (М = 3,26), в то время как к представителям других религиозных конфессий средний балл близок к категории «не испытываю никаких чувств» и демонстрирует полярность отношений от крайне позитивных (дружелюбно, с доверием, уважением) до крайне негативных (неуважительно, с неприязнью, враждебно), в эту группу входят представители протестантизма (М = 3,69), иудеи (М = 4,08), язычники (М = 4,21) и мусульмане (М = 4,86).
Далее мы поделили выборку на три группы по принадлежности к различным религиозным конфессиям (православие, язычество) или не соотнесением себя с какой либо конфессией (не верю, атеизм и т. д.) (таб. 1).
Таблица 1
Отношение к представителям различных религиозных конфессий (средний балл)
ш т
в ГО к ан Е на а ГС а к ГС
о в а р п О та к то р п яе _а ч ч V© н У ы з я ч н
православные 2,19 2,57 3,42 3,37 4,53 3,15 4,26 2,96
аттеисты 4,66 4,25 4,41 4,33 5,83 3,25 5,41 4
язычники 5,16 3,16 4,33 6,16 5,66 3 2,66 3,82
В данной методике, чем ниже балл, тем более позитивное отношение к представителям религиозной конфессии. Исходя из анализа таблицы 1, мы можем говорить о том, что наиболее позитивное отношение к представителям всех религиозных конфессий проявляют православная молодежь, в то время как атеисты и язычники проявляют более выраженное негативное отношение к представителям иных религиозных конфессий.
Также можно говорить, что наиболее положительное отношение православная молодежь проявляет к православным (М = 2,19), католикам (М = 2,57), индуистам (М = 2,96), буддистам (М = 3,15), иудеям (М = 3,37) и протестантам (М = 3,42), и более негативное к язычникам (М = 4,26) и мусульманам (М = 4,53).
Молодежь, исповедующая язычество, относится «дружелюбно» к представителям своей конфессии
(М = 2,66), буддистам (М = 3), католикам (М = 3,16), индуистам (М = 3,83) и проявляет негативное отношение к протестантам (М = 4,33), православным (М = 5,16); и почти враждебное отношение к мусульманам (М = 5,66) и иудеям (М = 6,16). Люди, не исповедующие никакую религию (атеисты), относятся скорее негативно к представителям всех религиозных конфессий, можно выделить только нейтральное отношение к буддистам (М = 3,25) и индуистам (М = 4). Отношение атеистов к католикам (М = 4,25), иудеям (М = 4,33), к протестантам (М = 4,41), православным (М = 4,66), язычникам (М = 5,41) и мусульманам (М = 5,83) скорее негативно-враждебное.
Корреляционный анализ Спирмена показал, что не существует зависимости между возрастом респондентов и их отношением к представителям различных религиозных конфессий, однако между выражением отношения существует зависимость. Так, существует прямая корреляционная связь между практически всеми представленными в вопросе конфессиями, что может говорить о неком общем отношении современной молодежи к религии с одной стороны, или желание продемонстрировать определенное, социально одобряемое поведение и отношение с другой стороны. В то же время данная корреляционная связь указывает лишь общую тенденцию к схожести оценок, однако не указывает на их модальность, т. к. изучение сырых баллов показало, что оценки однородные у каждого испытуемого, однако часть из них однородно положительная, а у других респондентов -однородно негативная.
В целом, исходя из теоретического анализа, можно отметить, что феномен неоязычества еще мало изучен и зачастую находится в поле зрения не науки, а газетно-журнальной публицистики. В отечественном религиоведении до сих пор не существует целостного и четкого представления об истоках и особенностях детерминации неоязычества, факторах роста его популярности, связи с этнополитическими процессами в обществе и т. д. Как отмечает М. X. Хаджаров [12] «и христианство, и ислам имеют одни общие корни - иудаизм. Многие идеи буддизма гармонируют с идеями христианства и ислама. В единстве они могли бы образовать общую аксиологически выраженную этическую доктрину, в которой наивысшими ценностями выступают конкретный индивид, принцип толерантности, согласия и взаимного уважения». Однако, как мы можем видеть, результаты нашего исследования показывают, что в представлениях современной молодежи каждая религиозная конфессия несет определенную оценку, а, соответственно, представители той или иной конфессии оцениваются либо «дружелюбно» и «с уважением», либо «враждебно». Полученные нами данные особенно важны для Юга
России, который представляет собой уникальное культурно-религиозное пространство, в котором испокон веков соседствовали народы, исповедующие православие, ислам, иудаизм, шаманизм, язычество, католицизм.
Таким образом, целью нашей дальнейшей работы мы видим увеличение выборки и проверки гипотезы о роли религиозных убеждений на формирование отношения к представителям своей и чужой религиозной конфессии. В связи с ростом неоязыческих групп в молодежной среде, на наш взгляд, было бы логично изучить именно эту группу и ее отличие от православной молодежи и молодежи, не имеющей религиозных убеждений и / или относящих себя к категории «атеист».
ЛИТЕРАТУРА
1. Амиров Я. Б. Конфессиональный портрет современной России // Вопросы гуманитарных наук. - 2009. - № 11.
2. Асеев О. В. Язычество в современной России: социальный и этнополитический аспект: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М., 1999.
3. Булатова Т. А., Галашова Н. Б., Комарова Н. А. Проблема религиозной толерантности в томских СМИ // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 12 (127). -С. 208-214.
4. Виценко В. О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.
5. Вояковский Д. С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 1. -С. 273-276.
6. Ефремова М. В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010.
7. Кирсанова В. Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: автореф. дис____канд. психол. наук. - М., 2005.
8. Михеева И. Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции // Ценности и смыслы. - 2010. - № 1. -С. 80-90.
9. Перевозникова Е. В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000.
10. ПогонцеваД. В., Наседкина Ю. В. Влияние религиозных убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий // Гуманитарные научные исследования. - май 2013. - URL: http: // human. snauka.ru / ?p=3055
11. Погонцева Д. В., Наседкина Ю. В. Отношение молодежи к представителям различных религиозных конфессий // GESJ: Education Sciences and Psychology, 2013, no. 2(24), pp. 49-53.
12. Сучкова О. В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2009.
13. Хаджаров М. X. Социология конфессионально-культурных отношений: толерантность как основа диалога религиозных сознаний // Вестник ОГУ. 2011. - № 7 (126). - С. 144-151.
14. Шанская А. В. Возрождение традиций язычества // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - № 1. -С. 180-184.
15. Шиженский Р. В. Жречество в современном российском язычестве // Вестник Удмуртского университета. - 2008. - Вып. 2. - С. 139-148.
16. Ярцев А. Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2012. - № 5. - С. 151-155.