Научная статья на тему 'Отношение молодежи, исповедующей язычество, к представителям различных религиозных конфессий'

Отношение молодежи, исповедующей язычество, к представителям различных религиозных конфессий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
554
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / КОНФЕССИЯ / CONFESSION / ЯЗЫЧЕСТВО / PAGANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Погонцева Дарья Викторовна, Наседкина Юлия Владимировна

В статье приводится теоретический анализ работ по психологии, в которых затрагивается проблема религии в современном обществе, рассматривается феномен язычества в современном обществе. Приводятся эмпирические данные отношения современной молодежи к представителям основных религиозных конфессий. Делается вывод о неоднозначности представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitudes of young people professing paganism to the representatives of the various religious denominations

This paper presents a theoretical analysis of studies in psychology that address the problem of religion in modern society deals with the phenomenon of paganism in modern society. Provides empirical data relationships of today's youth to the representatives of the main religious denominations. It is concluded that the ambiguity of concepts.

Текст научной работы на тему «Отношение молодежи, исповедующей язычество, к представителям различных религиозных конфессий»

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ, ИСПОВЕДУЮЩЕЙ ЯЗЫЧЕСТВО, К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ

Погонцева Д. В., Наседкина Ю. В.

В статье приводится теоретический анализ работ по психологии, в которых затрагивается проблема религии в современном обществе, рассматривается феномен язычества в современном обществе. Приводятся эмпирические данные отношения современной молодежи к представителям основных религиозных конфессий. Делается вывод о неоднозначности представлений.

Ключевые слова: религия, молодежь, отношение, конфессия, язычество.

Одним из феноменов, который актуален во все времена, является религия. Вера в бога, богов -существовала во всех культурах, начиная с самых древних, а религиозные войны, крестовые походы, межнациональные и межэтнические конфликты, погромы и преследования на почве антисемитизма показывают, что религия формирует определенное отношение и влечет за собой те или иные поступки. Как отмечают некоторые авторы [3, 5, 11] необратимые процессы в современном мире - социалистическое переустройство общественной жизни, развитие международного рабочего движения, прогрессивные сдвиги в результате национально-освободительной борьбы народов, а также революционные изменения в науке, развертывание научно-технической революции - коренным образом преобразуют облик планеты, оказывают сильнейшее воздействие на религию.

В конституции практически каждой страны заложен пункт против дискриминации по религиозному признаку и свободе вероисповедания, существует Закон РСФСР от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий». А также Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. (в редакции от 01.07.2011), который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Как отмечает Я. Б. Амиров [1] «к началу 90-х гг. XX в. оно было представлено 15-20 конфессиями, тогда как к настоящему времени в стране зарегистрировано более 60 конфессий». Такое количество конфессий приводит к различного рода конфликтам, спорам, непониманию. Ежегодно регистрируются новые религиозные общины, различные варианты «церкви Христа», «свидетели Иеговы»; общины, исповедующие

шаманизм и язычество, при этом некоторые религиозные организации зарегистрированы как светские учреждения, например, центр Дианетики.

На современном этапе можно также отметить рост интереса к таким религиозным конфессиям как язычество, родноверие, неоязычество, которые по сути являются «современной субкультурой, которая удовлетворяет потребности определенных кругов наших современников и исполняет значимые функции в современном обществе, в объемлющей культуре» [16]. Так, как отмечает И. Б. Михеева, на современном этапе развития общества возникает целый «веер альтернативных построений, претендующих на достижение и поддержание традиционного духовно-нравственного равновесия человеческой и социальной жизни» [8]. Сам феномен язычества, неоязычества, как отмечает Р. В. Шиженский [15], стал появляться в России в 70-х гг. прошлого столетия, при этом ведущим, направляющим компонентом становится иерархическая сообщность людей, называемых «волхвами», «жрецами», «кобниками», «ведунами» и т. д. Определение неоязычества предлагает И. Б. Михеева: «неоязычество - это теория и практика реконструкции и использования архаических (аутентичных или сфальсифицированных) мировоззренческих схем и поведенческих моделей с целью обоснования и реализации альтернативных (религиозно-философских, фольклорно-этнических, историко-культурных, общественно-политических) и, как правило, контркультурных программ мышления и деятельности в ситуации социокультурной транзитивности и глобализации». Рассматривая современные аспекты неоязычества, А. В. Шанская [15] отмечает, что у древних славян в язычестве ярко выражена мировоззренческая функция: дать объяснения, а у современных - социальная: выделит-

зся, обособиться, отличиться. Однако неоязычество «искусственно создается городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью возрождения «национальной духовности» [цит. по 16]. И. Б. Михеева [8], рассматривая неоязычество, отмечает, что неоязыческие объединения и движения зачастую не просто реконструируют языческие традиции и обряды прошлого, но претендуют на создание весьма неоднозначных альтернативных мировоззренческих и идеологических проектов по переустройству социума, как правило, характеризующихся псевдонаучным и псевдорелигиозным содержанием, деструктивной направленностью, националистической и расистской тональностью. В зарубежных работах, как отмечает А. Б. Ярцев [16], в настоящее время употребляется термин «contemporary paganism» («современное язычество»), под которым понимается все новые политеистические религиозные движения. Данный аспект важен для понимания неоязычества / язычества как важного социокультурного феномена нашего времени, который формирует определенные установки и отношение к себе и Другому. В целом современное неоязычество О. В. Асеев [2] делит на пять групп: придерживающиеся славянской традиции; включающие в свой пантеон кельтских и индуистских божеств; полисинкретические; «очистительно-оздоровительные»; «экологические».

О роли религии в современном обществе говорит факт принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В рамках данного закона в образовательных учреждениях вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В то же время закон запрещает педагогам пропагандировать «исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов» (ч. 3, ст. 48). Данный закон важен и с точки зрения социализации современной молодежи, и формирования у нее представления о религии в целом и конкретных конфессиях. В нашей работе под конфессией мы понимаем совокупность религиозных общин, объединенных идентичностью вероучения и духовной практики.

Говоря о разработанности данной проблемы, можно отметить, что работы, в рамках психологи-

ческих исследований, посвященные религии, носят скорее фрагментарный характер. Так, В. О. Виценко [4] рассматривала образ времени у представителей различных религиозных конфессий, выделив характерные «конфессиональные» особенности отношения ко времени. М. В. Ефремова [6] изучала взаимосвязь религиозной идентичности представителей наиболее распространенных традиционных религий (православия и ислама) с особенностями экономического сознания. Так, М. В. Ефремовой [6] обнаружены различия во взаимосвязях религиозной идентичности с экономическими установками: у студентов-мусульман характеристики религиозной идентичности в целом взаимосвязаны с продуктивными экономическими установками и представлениями (позитивным прогнозом роста благосостояния в будущем, удовлетворенностью потребительских интересов, удовлетворенностью материальным благосостоянием, удовлетворенностью жизнью), а у студентов-христиан - как с продуктивными (позитивный прогноз роста благосостояния в будущем, выбор конкуренции с целью самореализации, установка на межличностное доверие), так и с непродуктивными (негативное отношение к конкуренции, низкая удовлетворенность собственным материальным благосостоянием, низкая значимость денег), экономическими установками и представлениями. О. В. Сучкова [12] изучала социально-психологические аспекты религиозности молодежи и отметила, что религиозность современной российской молодежи характеризуется преобладанием среднего уровня выраженности, рассогласованием реального уровня религиозности и религиозной идентификации (номинально), слабой связью между ее структурными компонентами. Е. В. Перевозникова [9], рассматривая психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации, отмечает: православная ориентация семьи опосредует особенности реакций подростков в ситуациях депривации структурных звеньев самосознания по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации. В первом случае преобладает корректный (адекватный лояльный и неадекватный лояльный) тип реагирования. У подростков из семей атеистической ориентации по сравнению с подростками из семей православной ориентации обнаруживается большая выраженность реакций фрустрации с агрессией. В. Г. Кирсанова [7] рассматривала психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций, таких как «Международное общество сознания Кришны», «Церковь Сайентологии» и «Свидетели Иеговы». Как отмечает автор, члены нетрадиционных религиозных организаций обладают рядом специфических личностных особенностей, имеющих отличия в зависимости от пола

и принадлежности к определенной религиознои группе. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организации находят отражение в области ценностных ориентации более, чем в области индивидуально-типологических свойств. Несформированность системы ценностных ориентации, которая находится в стадии становления или перестройки, является благоприятной психологической почвой для вовлечения в нетрадиционные религиозные организации, что обусловливает участие в подобных организациях преимущественно молодежи.

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств, различные авторы выделяют возрастные границы по-разному, однако можно говорить о том, что в целом это период между детством и взрослостью, и в нашем исследовании мы взяли широкие рамки от 16 до 30 лет. Таким образом, нынешнее положение в России, для населения которой характерен глубокий интерес к религии и к христианству в частности, дает Церкви уникальный шанс внести свой вклад в становление гражданского общества, однако на данный момент не существует работ, которые бы изучали влияние религии на формирование отношения к себе и Другому, и особенно важно изучать молодежь, как наиболее подверженную влиянию и манипуляциям группу. Мы уже рассматривали ранее различные аспекты формирования отношения к представителям различных конфессий [10, 11], однако в данной работе нас интересовали особенности молодых людей, которые описывали свою конфессиональную принадлежность к неоязычеству, неоведизму, родноверию и другим осовремененным формам языческих верований.

В нашем исследовании приняло участие 44 человека (13 молодых людей и 21 девушка) в возрасте от 17 до 28 лет, проживающих на территории Южного федерального округа, Российской Федерации. На первом этапе мы изучили отношение к представителям различных религиозных конфессий молодыми людьми. Участникам исследования было предложено заполнить авторскую анкету-фильтр, которая выявляла отношение молодежи к религии в целом и отнесении себя с некой конфессией, а также методика на выявление отношения (от дружелюбного до враждебного) к представителям различных религиозных конфессий. Важно отметить, что на вопрос «Какую религию вы исповедуете» - 55 % указали православие, 27 % - атеизм (или комментарий «не верю» - в пустой строке), 14 % - указали другую религию, при этом все участники исследования, выбравшие категорию «другая религия», указали

язычество или его формы (родноверие, паганизм, неоязычество), и 4 % исповедуют католицизм. Мы исключили из анализа анкеты участников исследования, исповедующих католицизм, и рассматривали только три группы испытуемых: православные, атеисты и лица, исповедующие язычество.

Анализ средних результатов (по всей выборке) показал, что наиболее позитивное отношение респонденты испытывают к католикам (М = 3,02), православным (М = 3,17), буддистам (М = 3,06) и индуистам (М = 3,26), в то время как к представителям других религиозных конфессий средний балл близок к категории «не испытываю никаких чувств» и демонстрирует полярность отношений от крайне позитивных (дружелюбно, с доверием, уважением) до крайне негативных (неуважительно, с неприязнью, враждебно), в эту группу входят представители протестантизма (М = 3,69), иудеи (М = 4,08), язычники (М = 4,21) и мусульмане (М = 4,86).

Далее мы поделили выборку на три группы по принадлежности к различным религиозным конфессиям (православие, язычество) или не соотнесением себя с какой либо конфессией (не верю, атеизм и т. д.) (таб. 1).

Таблица 1

Отношение к представителям различных религиозных конфессий (средний балл)

ш т

в ГО к ан Е на а ГС а к ГС

о в а р п О та к то р п яе _а ч ч V© н У ы з я ч н

православные 2,19 2,57 3,42 3,37 4,53 3,15 4,26 2,96

аттеисты 4,66 4,25 4,41 4,33 5,83 3,25 5,41 4

язычники 5,16 3,16 4,33 6,16 5,66 3 2,66 3,82

В данной методике, чем ниже балл, тем более позитивное отношение к представителям религиозной конфессии. Исходя из анализа таблицы 1, мы можем говорить о том, что наиболее позитивное отношение к представителям всех религиозных конфессий проявляют православная молодежь, в то время как атеисты и язычники проявляют более выраженное негативное отношение к представителям иных религиозных конфессий.

Также можно говорить, что наиболее положительное отношение православная молодежь проявляет к православным (М = 2,19), католикам (М = 2,57), индуистам (М = 2,96), буддистам (М = 3,15), иудеям (М = 3,37) и протестантам (М = 3,42), и более негативное к язычникам (М = 4,26) и мусульманам (М = 4,53).

Молодежь, исповедующая язычество, относится «дружелюбно» к представителям своей конфессии

(М = 2,66), буддистам (М = 3), католикам (М = 3,16), индуистам (М = 3,83) и проявляет негативное отношение к протестантам (М = 4,33), православным (М = 5,16); и почти враждебное отношение к мусульманам (М = 5,66) и иудеям (М = 6,16). Люди, не исповедующие никакую религию (атеисты), относятся скорее негативно к представителям всех религиозных конфессий, можно выделить только нейтральное отношение к буддистам (М = 3,25) и индуистам (М = 4). Отношение атеистов к католикам (М = 4,25), иудеям (М = 4,33), к протестантам (М = 4,41), православным (М = 4,66), язычникам (М = 5,41) и мусульманам (М = 5,83) скорее негативно-враждебное.

Корреляционный анализ Спирмена показал, что не существует зависимости между возрастом респондентов и их отношением к представителям различных религиозных конфессий, однако между выражением отношения существует зависимость. Так, существует прямая корреляционная связь между практически всеми представленными в вопросе конфессиями, что может говорить о неком общем отношении современной молодежи к религии с одной стороны, или желание продемонстрировать определенное, социально одобряемое поведение и отношение с другой стороны. В то же время данная корреляционная связь указывает лишь общую тенденцию к схожести оценок, однако не указывает на их модальность, т. к. изучение сырых баллов показало, что оценки однородные у каждого испытуемого, однако часть из них однородно положительная, а у других респондентов -однородно негативная.

В целом, исходя из теоретического анализа, можно отметить, что феномен неоязычества еще мало изучен и зачастую находится в поле зрения не науки, а газетно-журнальной публицистики. В отечественном религиоведении до сих пор не существует целостного и четкого представления об истоках и особенностях детерминации неоязычества, факторах роста его популярности, связи с этнополитическими процессами в обществе и т. д. Как отмечает М. X. Хаджаров [12] «и христианство, и ислам имеют одни общие корни - иудаизм. Многие идеи буддизма гармонируют с идеями христианства и ислама. В единстве они могли бы образовать общую аксиологически выраженную этическую доктрину, в которой наивысшими ценностями выступают конкретный индивид, принцип толерантности, согласия и взаимного уважения». Однако, как мы можем видеть, результаты нашего исследования показывают, что в представлениях современной молодежи каждая религиозная конфессия несет определенную оценку, а, соответственно, представители той или иной конфессии оцениваются либо «дружелюбно» и «с уважением», либо «враждебно». Полученные нами данные особенно важны для Юга

России, который представляет собой уникальное культурно-религиозное пространство, в котором испокон веков соседствовали народы, исповедующие православие, ислам, иудаизм, шаманизм, язычество, католицизм.

Таким образом, целью нашей дальнейшей работы мы видим увеличение выборки и проверки гипотезы о роли религиозных убеждений на формирование отношения к представителям своей и чужой религиозной конфессии. В связи с ростом неоязыческих групп в молодежной среде, на наш взгляд, было бы логично изучить именно эту группу и ее отличие от православной молодежи и молодежи, не имеющей религиозных убеждений и / или относящих себя к категории «атеист».

ЛИТЕРАТУРА

1. Амиров Я. Б. Конфессиональный портрет современной России // Вопросы гуманитарных наук. - 2009. - № 11.

2. Асеев О. В. Язычество в современной России: социальный и этнополитический аспект: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - М., 1999.

3. Булатова Т. А., Галашова Н. Б., Комарова Н. А. Проблема религиозной толерантности в томских СМИ // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 12 (127). -С. 208-214.

4. Виценко В. О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.

5. Вояковский Д. С. Молодежь и религия: проблема «исламского» экстремизма // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 1. -С. 273-276.

6. Ефремова М. В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010.

7. Кирсанова В. Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: автореф. дис____канд. психол. наук. - М., 2005.

8. Михеева И. Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции // Ценности и смыслы. - 2010. - № 1. -С. 80-90.

9. Перевозникова Е. В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000.

10. ПогонцеваД. В., Наседкина Ю. В. Влияние религиозных убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий // Гуманитарные научные исследования. - май 2013. - URL: http: // human. snauka.ru / ?p=3055

11. Погонцева Д. В., Наседкина Ю. В. Отношение молодежи к представителям различных религиозных конфессий // GESJ: Education Sciences and Psychology, 2013, no. 2(24), pp. 49-53.

12. Сучкова О. В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2009.

13. Хаджаров М. X. Социология конфессионально-культурных отношений: толерантность как основа диалога религиозных сознаний // Вестник ОГУ. 2011. - № 7 (126). - С. 144-151.

14. Шанская А. В. Возрождение традиций язычества // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - № 1. -С. 180-184.

15. Шиженский Р. В. Жречество в современном российском язычестве // Вестник Удмуртского университета. - 2008. - Вып. 2. - С. 139-148.

16. Ярцев А. Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2012. - № 5. - С. 151-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.