ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ В ВОЗЗРЕНИЯХ ДЖАДИДОВ
ТУРКЕСТАНА Джураева Н.Д.
Джураева Нилуфар Далибаевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, 1-й факультет английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье были научно проанализированы вопросы женщины, семьи и общества, продвинутые джадидами, посвященные решению общечеловеческих проблем и даже на сегодняшний день представляющие собой огромное значение.
Ключевые слова: Туркестан, политика, общество, джадиды, свобода, колонизация, женщины, неграмотность, культура, религия, реформа, просвещения, образования.
К началу ХХ века процесс колонизации Россией Туркестана был заменён большевистским игом, что явилось причиной возникновения новой волны борьбы народов края за свободу. В этом движении джадиды являлись духовными предводителями и их основной девиз содержал в себе идею: «бороться с колонизацией и насилием путём просветительства».
Широкое распространение джадидами просветительских идей культурно -духовного содержания явилось причиной серьезных изменений в общественно -политической и духовной жизни Туркестана. В годы колонизации края русским царизмом наблюдалось преобладание одной культуры над другой, внедрялись жизненные принципы, не отвечающие устоям местного населения. Эти и подобные им факторы привели, в конце концов, к тому, что ускорилось национальное самосознание населения. В этом, в первую очередь, великую роль сыграла передовая часть населения, в частности, джадиды, осознавшие сущность отсталости с точки зрения интересов народа. Джадиды основной причиной этого считали неграмотность и низкую культуру народа. В связи с этим они ввели в свои националистические идеи такие преобразования, как борьба с отсталостью, консерватизмом, создание новых форм культуры и искусства, религиозных взглядов, просвещения и образования, воспитание у населения исторического самосознания.
Главным вопросом, составляющим основу джадидов, была реформа в научно -просветительской системе. Об этом упоминал один из основателей - теоретиков движения джадидов Махмудходжа Бехбудий: «В первую очередь реформы нужно начинать со школ и медресе, так как жизненный уровень нации определяется достигнутыми успехами в учебно-воспитательной сфере» [1. С. 174].
Джадиды считали себя ответственными за то, чтобы распространять среди населения просвещение и знания, сделать его образованным на основе жизненных
32
знаний, возродить в людях чувство национального самосознания. Всё это, в конце концов, привело к пониманию необходимости проведения политических преобразований и того, что для выполнения поставленных задач необходимо добиться независимости [2. С. 215-216].
И в самом деле, для удержания народов Туркестана в колониальной зависимости русское правительство считало необходимым держать народ вдали от духовности и просвещения.
Особое внимание уделялось привлечению в сферу духовности и просветительства женщин и девушек, являющихся опорой нации.
В статье «Просвещение женщин и девушек», опубликованной 17 октября 1922 года в Туркестанской газете, было сказано: «Давно пришло время серьезно отнестись к проблеме научной необходимости просвещения и воспитания женщин и девушек. Замятие этой важной проблемы может явиться в будущем причиной весьма печальных и трагических последствий. Одной из нерешенных задач является вопрос о полном возвращении женщинам их прав. Были предприняты действия по вопросам воспитания и просвещения женщин со стороны интеллигентных и просвещенных людей. Эти действия, рожденные во времена изменений, происходивших в России, похоже, сейчас наполнились новыми силами. Примером этому является учебное заведение для женщин и девушек, действующее в старом Ташкенте с 1919 года» [3].
Творчество и деятельность женщин-просветителей, появившихся в первой половине XIX - начале XX века при непосредственной поддержке джадидов, несомненно является эпохой пробуждения женщин Востока от долгого сна. Так как во времена ханской Средней Азии существовавшие в стране политическая нестабильность, экономическая отсталость, борьба за власть, напрасные кровопролития лишали женщин возможности получения ими знаний и приобретения житейского опыта. Такие представители джадидского движения, как М. Бехбудий, А. Фитрат, А. Авлоний, А. Чулпан и другие, возглавляли движение по просвещению женщин и получению ими полноправного права в участии в общественно-политических и экономических процессах [4. С. 102]. Они считали, что интеллектуальный уровень общества определяется тем, какое место занимают в нём женщины. Исходя из этого, они считали, что общество можно в корне поменять или заново построить в том случае, если, в первую очередь, изменить отношение к месту и роли женщин в мусульманском мире и провести реформы в культурно-просветительской и бытовой сферах [5. С. 651].
Они считали, что в проблеме отношений к женщинам нужно особо обратить внимание на следующее:
• знаний у женщин должно быть не меньше, чем у мужчин;
• будущее нового поколения зависит от уровня знаний женщин - воспитателей нации;
• женщины достойны почета и уважения;
• взаимосвязь равноправия и правильного распределения домашних обязанностей;
• мужчина - снабженец, женщина - домохозяйка, а воспитание детей - общая обязанность.
В конце XIX - начале XX веков в Туркестане приобрело особое значение распространение джадидами идеи гендеровского равенства.
Джадиды были сторонниками новых реформ во всех сферах деятельности. Актуальной задачей явилось определение ими методов борьбы с гендеровским неравенством, например таких, как преодоление средневековых феодальных пережитков, освобождение от политической отсталости и недальновидности, а также прав женщин на получение знаний для дальнейшего выхода на путь национального развития [6. С. 52-53].
Джадидское движение не переросло из культурно-просветительского движения в общественно-политическое, как это отмечалось в некоторых исторических изданиях. Согласно своим целям и смыслу с первых дней создания это было общественно-политическим, культурно-просветительским и реформистским движением. Однако, для и освобождения и благоустройства Родины, для достижения нацией и народом независимости, достатка, благополучия и высокой культуры джадиды особое внимание уделяли в первую очередь культурно-просветительским делам. Подчеркивая первостепенную необходимость духовного возрождения, джадиды отмечали, что этот процесс должен начинаться с семьи и семейных отношений, культуры, воспитания детей, просвещения женщин.
Следовательно, они считали, что решение жизненно важного вопроса связано с женщинами, составляющими половину общества. Вместе с тем, они учитывали и то, что на протяжении многих веков в Туркестане своеобразное положение женщин определялось сложившимися традициями и законами шариата и, поэтому, предлагали решить этот вопрос на основе сохранения лучших из этих традиций и использования наиболее приемлемых просветительских подходов на основе использования опыта запада и востока. Достойно внимания то, что джадиды не ограничились пределами одной нации. Они широко пропагандировали научно-просветительские и культурные достижения других стран народов.
Джадиды выступали против угнетения женщин, выступали в их защиту и признавали в них ЛИЧНОСТЬ. В частности, Махмудходжа Бехбудий писал: «Женщина - это личность, связанная с человечеством. Женщина рожает, воспитывает и доводит до уровня великой личности мудрецов. Женщины достойны самого глубокого уважения. Им нужно дать свободу, предоставить возможность для получения образования, а для этого надо поддерживать их как материально, так и духовно. Шариат не запрещает женщинам получать знания, а, наоборот, всячески поддерживает это» [7. С. 16].
Особое значение имеет деятельность женщин-просветителей в рядах джадидского движения в Туркестане, поднявших вопрос о правах женщин и их равноправии. Одна из женщин-джадидов, боровшаяся за права и свободу женщин - это Назимахоним, считавшаяся высококультурной женщиной своего времени, обладающей новым, передовым мировоззрением. Назимахоним, дочь Муллы Саид Ахмада, родилась в 1869 году в Ташкенте. Она была первой поэтессой-демократом, первой узбекской женщиной-журналисткой. Нозимахоним сначала обучалась в старой школе, а затем получила образование в русской школе, открытой для местных женщин и девушек. Она хорошо владела фарси, арабским, татарским, русским языками, была знакома с их культурой и искусством. С 1900 года она начала издавать в прессе свои стихотворения и статьи. В частности, изданная в 1904 году в «Туркестанской областной газете» статья называлась «Сколько человеку потребно свободы?». После этого на страницах местных изданий появились статьи «Относительно прав женщин», «Поздравление подругам», «Ёр-ёр», «Несколько слов о науке и просвещении». В статьях вроде вышеназванных автор призывала женщин воспользоваться наукой и просвещением, высказывала передовые мысли о защите прав женщин, об их месте и роли в «застойном» обществе [8. С. 213].
Сторонники развития, какими являлись представители узбекского народа Мунаввар Кори, Махмудходжа Бехбудий, А. Кодирий, Х.Х. Ниёзий, А. Фитрат, А. Чулпан, в своих произведениях выдвигали идею защиты прав женщин, их равноправия.
Основной лозунг джадидов - «Свобода, равенство, справедливость» и этот лозунг подразумевал воспитательную задачу, направленную на всестороннее становление личности и усвоения политических нормативов, жизненных ценностей, правового сознания, интереса к политической жизни.
Эти задачи, разработанные джадидами, служили росту политической культуры членов общества, в частности, женщин.
Один из руководителей движения джадидов Махмудходжа Бехбудий единственным путем избавления от отсталости считал подготовку новой национальной интеллигенции, обогащенной опытом и знаниями передовых государств, способной распространить их среди своего народа и сам очень активно участвовал в этом [9. С. 16].
В качестве заключения можно отметить, что «джадиды считали невозможным проводить реформу общества, направлять его развитие по пути прогресса без правильного решения вопроса семьи, без полноправного участия женщин в общественной жизни, без правильного воспитания молодого поколения» [10. С. 375]. Джадиды на протяжении всей своей деятельности боролись за претворение в жизнь следующих идей:
• повысить роль женщин в обществе, обеспечить их равноправное участие в религиозных и светских делах посредством определения их места в семье;
• обеспечить просвещение женщин, исходя из того, что они являются опорой нации и несут ответственность за социальное, моральное и трудовое воспитание молодого поколения;
• так как культурно-духовный уровень любого общества определяется отношением в нем к женщинам, нужно изменить существующее к ним негативное отношение [11. С. 27].
Идеи джадидов по вопросам женщин, семьи, общества были направлены на решение общечеловеческих проблем. Эти идеи и в наши дни имеют важное значение.
Список литературы
1. Джумабаев Й. Из истории философии и нравственных мышлений в Узбекистане. Ташкент: «Учитель» - "ЗИЁ НОШИР", 1997 г. 174 стр.
2. Алимова Д. Первоначальные страницы история независимого Узбекистана. Национальная идеология и исторические символы. Ташкент: Шарк, 2000 г. 215216 стр.
3. Женское просвещение // Газета «Туркестан», 7 октября 1922 г. № 11.
4. Сафаева С. Женский вопрос: общесоциальные и национальные черты. Ташкент: Узбекистан, 2003 г. 102 стр.
5. Алимова Д. Существует ли гендерная система в историографии Центральной Азии (колониальное, советское и настоящее время). // История Узбекистана, 2008 г. № 2. 651 стр.
6. Шарипов Р. Просветители в Туркестане и Исмаил Гаспирали // Государство и право. № 2. 52-53 стр.
7. Бехбудий М. Избранные произведения. Ташкент: 1997 г. 16 стр.
8. Ташкент. Энциклопедия. Ташкент: Главная редакция Конституции, 1992 г. 213 стр.
9. Бехбудий М. Избранные произведения. Ташкент, 1997 г. 16 стр.
10. Новая история Узбекистана. Узбекистан при советском колониализме. Вторая книга. Ташкент: Шарк, 2000 г. 375 стр.
11. Ражабова Д.Н. Проблемы молодёжи и женщин в воззрениях джадидов Туркестана (конец Х1Х-начало ХХ вв.). Автореф.дис....к.и.н. Т., 2003. С. 27.