Научная статья на тему 'Отношение к собственному прошлому: ретромания в современной британской популярной музыке'

Отношение к собственному прошлому: ретромания в современной британской популярной музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
696
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артикульт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА / СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОШЛОЕ / НОСТАЛЬГИЯ / РЕТРО / MASS CULTURE / POPULAR MUSIC / CONTEMPORARY BRITISH CULTURE / THE PAST / NOSTALGIA / RETRO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колесник Александра Сергеевна

Статья посвящена анализу состояния современной британской популярной музыки, емко названное известным британским музыкальным критиком Саймоном Рейнольдсом «ретроманией». Автор рассматривает такую модель обращения с прошлым, ее составляющие и особенности культурной формы. В плоскости исследования находятся процессы, переориентирующие и коренным образом меняющие структуру самого музыкального высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION TO ITS OWN PAST: RETROMANIA IN CONTEMPORARY BRITISH POPULAR MUSIC

This article is dedicated to analysis of current state of British popular music that was capaciously named as ‘Retromania’ by famous English music critic Simon Reynolds. The author explores a model of the referencing with the Past, its components and features of cultural forms. In the focus of research are processes that redirect and radically change the structure of musical statement.

Текст научной работы на тему «Отношение к собственному прошлому: ретромания в современной британской популярной музыке»

1Л

чо

fS fS

fS fc

сл сл

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГТУ научный электронный журнал

АРТИКУЛЬТ

A.C. Колесник

магистрант программы «История знания в сравнительной перспективе»,

факультет истории НИУ Высшая школа экономики, стажер-исследователь ИГИТИ НИУ Высшая школа экономики

[email protected]

ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ПРОШЛОМУ: РЕТРОМАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНСКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ

Статья посвящена анализу состояния современной британской популярной музыки, емко названное известным британским музыкальным критиком Саймоном Рейнольдсом «ретроманией». Автор рассматривает такую модель обращения с прошлым, ее составляющие и особенности культурной формы. В плоскости исследования находятся процессы, переориентирующие и коренным образом меняющие структуру самого музыкального высказывания.

This article is dedicated to analysis of current state of British popular music that was capaciously named as 'Retromania' by famous English music critic Simon Reynolds. The author explores a model of the referencing with the Past, its components and features of cultural forms. In the focus of research are processes that redirect and radically change the structure of musical statement.

r*>

Г4

r>.

*

Й

s

H

Он

<

*

>S

£ *

*

о &

§

>s

£ *

й> j*

Ключевые слова: массовая культура, популярная музыка, современная британская культура, прошлое, ностальгия, ретро

Keywords: mass culture, popular music, contemporary British culture, the Past, nostalgia, retro

После расцвета в Великобритании в первой половине девяностых годов рэйв-культуры, ставшей впоследствии новым глобальным явлением, конец 1990-х и 2000-е годы оказались кардинально отличными от предыдущих периодов в истории британской популярной музыки. Прежде всего, это связано с массовым обращением и переработкой собственного прошлого, что не просто отобразилось в тематике песен, а коренным образом изменило структуру самой популярной музыки. Известный британский музыкальный критик Саймон Рейнольде в вышедшей в 2011 году одноименной книге назвал это явление «ретроманией»1.

Стремительные изменения в музыкальной индустрии, каналах дистрибуции, техниках и технологиях звукозаписи, моде, молодежных движениях и т.д. - все эти факторы с самого момента появления популярной музыки неуклонно влияют на изменения и развитие ее содержания, жанровые и стилистические особенности. Тревожные статьи о «смерти рок-н-ролла», а с появлением новых медиа и о смерти самой музыкальной индустрии, безусловно, всегда служили здравой критикой и выступали в качестве стимула для поисков новых музыкальных решений и коммерческих ходов. Однако за последние тринадцать лет в рок-музыке фактически не появилось ни одного крупного жанра. В какой-то степени этот «жанровый кризис» был компенсирован возрождением и последующим развитием ряда поджанров альтернативного рока - в первую очередь, гаражного рока, пост-панка и брит-попа. Базирующиеся в своей основе на стилистике предыдущих декад (блюзе и поп-роке шестидесятых, панке семидесятых, т.д.) «новые-старые» поджанры в музыкальной литературе получили подстрочное название revival, предлагая слушателям разные музыкальные

© Колесник А.С, 2013

1 Reynolds S. Retromania: Pop Culture's Addiction to its Own Past. L., 2011.

А.Колесник Отношение к собственному прошлому:

ретромания в современной британской популярной музыке 5а

«возрождения». Как отмечает С. Рейнольде, «в 2000-е годы поп-настоящее как никогда ранее стало ^

заполнено прошлым, будь то форма заархивированной памяти вчерашнего дня или же ретро-рок, ы

ы

"эксплуатирующий" прошлые стили»2. Историк Джером де Грот, исследуя разные способы 71

9s

«потребления» истории в современной популярной культуре, описывает такую эксплуатацию ^ предыдущих периодов ее истории через понятие «re-enactment»3, т.е. восстановление, что в различных вариациях можно наблюдать в современной британской популярной музыке.

Суммируя общие тенденции, можно выделить несколько элементов, характеризующих явление ретромании как формы обращения с прошлым.

Первым, что следует отметить, это «ретро-образы» современных групп: звучание и принципы создания и функционирования новых британских рок-групп. Если в прошлом музыканты старались предлагать новые музыкальные и концептуальные идеи, что было всеобщим модернистским идеалом длительного периода в популярной музыке, особенно рок-музыке шестидесятых годов, но также и постпанковской эры и электронного техно девяностых, то в основе возникновения и существования любой новой группы настоящего времени лежат несколько иные принципы. Современная британская популярная музыка - это ярко выраженный гитарный рок со звучанием, зачастую максимально приближенным к музыкальным шаблонам 1960-х или 1970-х годов. Так, например, британские группы « Kinky Machine », атакже образованная на ее основе группа «Rialto», сформировавшиеся в конце 1990-х годов, буквально воспроизводили образ, звучание и атмосферу «ливерпульской» четверки, а фронтмен и вокалист обеих групп Луи Элиот (Louis Eliot) активно эксплуатировал свое сходство с Джоном Ленноном4. Подобная тенденция присутствовала и в обыгрывании схожести вокалиста североирландской группы «The Answer» Кормака Нисона (Cormac Neeson) с Робертом Плантомз наряду с возрождением «классического» хард-рока.

Не просто использование прошлого в качестве основы музыкального стиля или имиджа группы, а полное его копирование и воспроизведение являются главными составляющими ретромании. Как отмечает С. Рэйнольдс: «Вместо того, чтобы быть собой, 2000-е пытаются быть каждой из предшествующих декад, причем всеми ими одновременно: это синхронность поп-времени, ¡5« упраздняющая историю и отгрызающая куски от настоящего, от его самоощущения как эпохи с определенной идентичностью»6. Музыканты настоящего стараются воспроизвести именно тот звук g барабана или именно то звучание гитары. Некоторые исследователи7 называют эту тенденцию

«а

формой археологии, когда музыканты вместо того, чтобы быть пионерами и новаторами, 5

превращаются в археологов, откапывающих слои за слоем музыкальную историю, и архивистов,

хранящих эту историю. Примечательно, что главными инициаторами этой тенденции являются §

именно молодые музыканты. Ярким примером такого обращения к прошлому и помещения его в g эпицентртворческойактивностиявляетсяноваяирландскаягруппа«ТЬе8йуре8»8, сформированная

в 2008 году в г. Каван и на настоящее время являющаяся одной из ключевых молодых популярных ^

рок-групп в Англии. Группа, состоящая из подростков от 14 до 16 лет, довольно точно воссоздают ?

звук, который делали «The Beatles» пятьдесят лет назад - это скиффл и ритм-энд-блюз, то есть, ^

иными словами, это музыка их бабушек и дедушек. Как замечает музыкальный критик The Guardian 2

Пол Лестер, музыка «The Strypes» - это аналог так называемого «фетишизма "The White Stripes" по S

1963-1965 годам»®, что проявляется в полном воспроизведении американского блюза начала Q

2 Ibid. P. X-XI. |ч

3 Groot de J. Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture. L., 2008. P. 124. H

4 См, например, клип группы «Rialto» на песню «Monday Morning», 1997 г. (альбом «Rialto», 1997 г.): Rialto. Monday JgJ Morning [Элект. ресурс], 2007. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=9eyN2I-TlyA, свободный.

5 См, например, клип группы «The Answer» на песню «Under The Sky», 2006 г. (альбом «Rise», 2006 г.): The Answer. Under The Sky [Элект. ресурс], 2006. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=JL3gI0624X8, свободный.

6 Reynolds S. Retromania: Pop Culture's Addiction to its Own Past. L., 2011. P. XI. _

7 См., например: Guffey E.E. Retro: The Culture of Revival. L., 2006. P. 23; Leonard M. Constructing Histories Through Material u> Culture // Popular Music History. 2007. № 2. Vol. 2. P. 151.

8 The Strypes. Official website. [Элект. ресурс], 2013. Режим доступа: http://thestrypes.com/, свободный.

9 Lester P. The Strypes (No 1,396) // The Guardian [Элект. ресурс], 2012. November 15. Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/music/2012/nov/15/new-band-strypes, свободный.

ю' h-k h-k

Ы

1Л «

факультет Истории искусства РГГУ шестидесятых и британских групп периода Британского вторжения (British Invasion)10.

рч Следующей характеристикой ретромании можно выделить стремление современных

Г4!

N музыкантов в условиях существования цифрового формата к тактильным, аналоговым Z _

ей переживаниям прошлого. С этим связана не только новая в настоящее время после движения 1—1 лоу-фай популярность аналоговой звукозаписи, приобретение или аренда и использование музыкантами винтажных музыкальных инструментов, пультов и усилителей, ной тяготение к некой «материальности» самой музыки. Так, музыканты британской группы «The Libertines», главным образом, гитаристы Карл Барат и Пит Доэрти, во время записи и концертных выступлений использовали винтажные редкие гитары, продолжая и на данный момент эту практику. Пит Доэрти использует гитару Epiphone Coronet 1960-х годов торговой марки Gibson и гитару Gibson ES-330 этого же периода, которые в настоящее время являются чрезвычайно дорогими и их крайне сложно найти на рынке музыкальных инструментов, а только среди антикварщиков11 и коллекционеров музыкального оборудования. Также мощной тенденцией последних полутора лет является стремление продемонстрировать и сыграть музыку своими руками на живых инструментах, в том числе и электронную музыку. Так, например, в чрезмерной «студийности» и «медиатизации» обвиняли первое время британскую группу «Radiohead», поскольку группа всегда использует большое количество разнообразных звуковых эффектов, которые существуют только в пространстве студии. Эти «обвинения», как отмечает исследовательница Марианн Леттс12, были сняты с группы после выступлений на Madison Square Garden и на фестивале Гластонбери в 2003 году, когда музыканты показали способность воспроизвести сыгранное в студии.

Далее следует сказать о целой серии мемориальных процессов с приставками «пере-»

и «ре-»: переиздания (ремастеринг) и издания бутлегов, перерождения (реюнионы), ремейки,

реконструкции. 2000-е годы стали настоящим бумом возвращения легенд британской популярной

музыки. Так, в 2007 году группа «Led Zeppelin» дала грандиозный реюнион-концерт в 02 Arena

(Лондон), группа «The Police» организовала реюнион-тур в 2007-2008 годах, а в 2012 году было

анонсировано о подобном реюнине и выпуске нового альбома группой «Black Sabbath»^.

Примечательно, что подобные акции касаются не только «старичков рок-н-ролла», но и новых рок-

групп, часто с масштабным привлечением первых. Так, в 2010 году о реюнионе объявила группа

гн «The Libertines», дав масштабную пресс-конференцию14 и отыграв несколько сетов на фестивалях

«Bramham Park» в Лидсе и «Little John's Farm» в Рединге.

Ц Подобные акции сопровождаются активным переизданием музыкальной продукции с учетом

К последних достижений в звукозаписывающей индустрии. Так, группа «Genesis» и ее продюсер Ник

Дэвис в течение 2007 года переиздали в трех томах значительную часть своей дискографии15. DVD-

Р диски содержат различные дополнительные материалы, такие как промо-клипы, концертные

^ выступления и новые интервью, в которых группа обсуждает период, когда создавался каждый

S альбом. В 2008 году «Genesis» дали свое официальное разрешение группе «The Musical Box» на

^ проведение мемориального концерта. Когда эта группа готовилась к исполнению альбома «The Lamb

s1 Lies Down on Broadway» 1974 года, музыканты «Genesis» предоставила ей слайды и другие

'S фотоматериалы, которые группа использовала во время своего тура в поддержку альбома в 1974-ï2

* 1975 годах, дав благословение на создание абсолютной копии своего концертного тура 1970-х годов.

^ 10 Термин, обозначающий музыкальное явление середины — второй половины 1960-х гг., когда британская рок-музыка 5 начала доминировать как в национальных, так и в международных (в основном американских) чартах.

3 11 The Sound Of The Libertines [Электронный ресурс] // Guitar Player. 2007. October, 26. Режим доступа: ^ http://guitarplayer.wordpress.com/2007/10/26/the-sound-of-the-libertines/, свободный.

'S 12 Letts M. Back to Save the Universe The Reception of OK Computer and Kid A // Letts M. Radiohead and the Resistant Concept

Album: How to Disappear Completely. Bloomington, 2010. P. 29. J* 1319 апреля 2013 вышел первый синга с предстоящего альбома «God is Dead?» (Vertigo Records) и летом 2013 года группа даст первые концерты: The Official Black Sabbath Website [Элект. ресурс], 2013. Режим доступа: ^ http://www.blacksabbath.com/, свободный.

14 The Libertines Reunion for 2010 Reading and Leeds Festivals - Exclusive First Interview // New Musical Express. 2010. March, 10. Режим доступа: http://www.nme.com/news/the-libertines/50432, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Official Genesis Website [Элект. ресурс], 2013. Режим доступа: http://www.genesis-music.com/, свободный.

г*>

ГЦ

Г>

А.Колесник Отношение к собственному прошлому:

ретромания в современной британской популярной музыке 5а

На данном примере можно говорить о возникновении системы франшиз, когда легендарная группа

становится слишком старой, чтобы самостоятельно исполнять свою музыку. Они Moiyr обзавестись ы

франшизами во всех странах - в Северной Америке и Латинской Америке, в Австралии и Новой

Зеландии, как это сейчас происходит с такими широко известными группами, вошедшими во все ^

анналы мировой рок-музыки, как «Pink Floyd», «Queen» или «The Rolling Stones». ^

По замечанию Дж. де Грота16, в настоящее время приобретает новый статус такой существующий

и ранее музыкальный формат, как кавер-версия (cover), т.е. «пере-игранная» или «пере-деланная»

другой группой или исполнителем песня. Новая версия песни приобретает легитимность на

существование как отдельный музыкальный продукт, занимая при этом крайне востребованную

нишу на музыкальном рынке. Переработку и мимикрию (в понимании Ф. Джеймисона), как отмечает

далее Дж. де Грот17, предлагают и трибьют-группы18, целью которых является повторное исполнение

песни с максимально точным подражанием оригиналу и возврат к исходным стандартным опциям.

В настоящее время такие группы составляют достаточно существенную часть музыкальной

индустрии. Социолог Ян Инглиса19, исследуя явление трибьют-групп, приходит к заключению, что

за последние двадцать лет такие группы достигли уровня собственных фестивалей и значительного

презентационного успеха. Как утверждает музыковед Аллан Мур20, такая ситуация ставит под

сомнение само понятие «аутентичности» в популярной музыке.

Отдельно следует сказать и о документации и музеификации современной британской

популярной музыки. Практически любая новая британская группа буквально через несколько лет

после своего появления уже имеет собственную биографию, видео из студии с рассказом о том, как

происходит запись и сведение того или иного альбома, изданные бутлеги. Более того, открытость

архивных сервисов, таких как YouTube, Wikipedia и Tumblr позволяют документировать истории

этих групп в режиме он-лайн.

Вторым важным аспектом является создание музеев, посвященных популярной музыке. Как

отмечает британская исследовательница Марион Леонард21, после открытия в 1988 году Музея «The

Beatles»22 в Ливерпуле, а в особенности с середины 1990-х годов, в научном сообществе ведутся Ц)

S

дискуссии о том, как «схватить» такое эфемерное явление, как популярная музыка, и превратить ^

его в музейный экспонат. Созданные музеи и организованные, и проведенные на протяжении g девяностых годов выставки истории популярной музыки представляют собой не просто коллекции

музыкальных артефактов (виниловых пластинок, инструментов, одежды музыкантов и т.д.), что л

было важной составляющей музыкальной культуры восьмидесятых, это попытка рассказа целого ^

ряда историй через эти артефакты. Так, в 2006 году в Ливерпуле была организована выставка, §

посвященная музыкальной истории города, в подготовке которой участвовали как историки и g музейные работники, так и непосредственно сами музыканты города. Как указывает М. Леонард23,

такие выставки приобретают статус event-выставок, в рамках которых кураторы стремятся воссоздать ^

атмосферу экспонируемого сюжета и времени. Так, например, в 2007 году в одном из крупнейших ?

в мире музеев декоративно-прикладного искусства и дизайна Музее Виктории и Альберта в Лондоне ^ проводилась выставка «Beatlemanial America Meets The Beatles, 1964», a также выставки,

посвященные конкретным концертам таких групп, как «Oasis» или «U2». В настоящее время в S

данном музее проводится выставка, посвященная Дэвиду Боуи, подготовленная по материалам Q

*—I

архива известного британского певца24. Следует также сказать и о серии документальных фильмов ^

16 Groot de J. Consuming History: Historians and Héritage in Contemporary Popular Culture. L., 2008. P. 126-127. H

17 Groot de J. Consuming History: Historians and Héritage in Contemporary Popular Culture. L., 2008. P. 125-127. ¡^

18 Трибьют-группа — музыкальная группа, исполняющая исключительно кавер-версии той или иной известной группы.

19 Inglis I. Fabricating the Fab Four: Pastiche and Parody // Access Ail Eras: Tribute Bands and Global Pop Culture / Homan S. (éd.). Maidenhead, 2006. P. 121.

20 Moore A. Authenticity as Authentication // Popular Music. 2002. Vol. 21. № 2. P. 209-223.

21 Léonard M. Constructing Historiés Through Material Culture // Popular Music History. 2007. № 2. Vol. 2. P. 153-154.

22 The Beatles Story [Элект. ресурс], 2013. Режим доступа: http://www.beatlesstory.com/, свободный.

23 Léonard M. Constructing Historiés Through Material Culture // Popular Music History. 2007. № 2. Vol. 2 P. 154-155.

24 David Bowie is: About the Exhibition // Victoria and Albert Muséum [Элект. ресурс], 2013. Режим доступа: http://www.vam.ac.uk/content/exhibitions/david-bowie-is/about-the-exhibition/, свободный.

S<

ю' h-k h-k

Ъ

Ы

чо

факультет Истории искусства РГГУ

3 «Britannia»25, которые с 2001 года и до настоящего времени готовит телеканал ВВС, и в создании рч которых активно принимают участие музыканты многих популярных британских групп, а также

Г4!

^ известные британские музыкальные критики. В фильмах повествуется о различных музыкальных

ей направлениях, жанрах и стилях разных периодов истории британской популярной музыки.

1—1 Таким образом, ретро как модель работы с прошлым обладает следующими характеристиками:

- ретро привлекает относительно недавнее или даже моментальное прошлое, те события, которые на «живой памяти»;

- ретро привлекает артефакты популярной культуры;

- ретро привлекает элементы точного воспоминания, для этой модели характерна сиюминутная доступность архивных материалов (фотографий, видео, музыки, т.д.) с целью копирования предыдущих стилей.

В условиях кардинальных изменений в структуре современной музыкальной индустрии, системе

производства, распространения и потребления популярной музыки, связанных с возникновением

и развитием новых медиа, появились и новые способы хранения и передачи информации, что

повлияло на само отношение к прошлому и способы работы с ним. Стремление к уплотнению или

сжатию вместе с возможностью сортировки и быстрого доступа информации являются

неотъемлемым свойством цифровых медиа. Коллекции цифровых файлов на жестком диске

становятся тем, что исследователь новых медиа Том МакКурт называет «океан возможностей,

благодаря которому повседневная жизнь получает различные саундтреки, бесконечно изменяемые

и мгновенно реконфи1урируемые»26. В этих условиях, как уже неоднократно отмечалось многими

исследователями2?, появление цифровых файлообменников и архивов задает новые режимы

восприятия и работы с историей и прошлым. Когда культурная информация фактически

дематериализована, то возможности по хранению, сортировке и доступу к ней невероятно

возрастают. Компрессия текста, изображений и аудиофайлов свела на нет факторы места и цены,

что создает оптимальные условия для «коллекционирования» истории.

В целом же, прошлое используется как архив материалов, которые затем подвергаются

переработке и рекомбинации (получается бриколлаж или то, что Фредерик Джемисон называет

nacmuiLt28). Н.В. Самутина, обсуждая кни1у Рейнолдса, замечает, что «ретромания является

ч-н закономерным итогом нашей постмодерной современности, принявшей форму тотального

¡Щ ностальгического пастиша»29, когда на место напряженного чувства прошлого, свойственного

Н модернизму, приходит утрата чувства истории как памяти и возникают суррогаты темпорального, hfl

К выражающиеся в ретро-стилях и образах. Возможно, ретроманию можно считать ностальгией в том ^

специфическом смысле, который придает понятию «ностальгия» Джеймисон - она создает пастиш, оперирует фрагментами различных «прошлых», встроенными в современную реальность и ^ существующими по ее коммерческим и медийным законам (цифровые медиа играют тут

2 принципиальную роль). Но это все же не сентиментально-романтическая ностальгия атмосферного j)^ кино о прошлом и не замкнутые утопические режимы телевизионных каналов типа «Ностальгии», а* создающие острова тоски по прошлому, призванные подчеркнуть несостоятельность современности. >а

3 _

*

§ 25 Long P., Wall Т. Constructing the Histories Through Popular Music: The Britannia Series // Popular Music and Television in & Britain / Inglis I. (ed.). Aldershot, 2010. P. 11 -26.

§ 26 McCourt T. Collecting Music in the Digital Realm // Popular Music and Society. 2005. Vol. 28. № 2. P. 250. с» 27 См., например: Tagg Ph. Music 2017. A British Dystopia [Электронный ресурс]. Электрон, дан. 1996. Режим доступа: http://www.tagg.org/texts.html, свободный; Guffey Е.Е. Retro: The Culture of Revival. L., 2006. P. 32-34; Groot de J. Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture. L., 2008. P. 8-9; Moore R. Sells Like Teen К Spirit: Music, Youth Culture, and Social Crisis. N.Y., 2009. P. 156-157; Reynolds S. Retromania: Pop Culture's Addiction to

Its Own Past. L., 2011; Самутина H. Пластиковый остров Утопия: Мультимедийный проект Gorillaz и современная ¡jj музыкальная культура // Неприкосновенный запас. 2012. № 81 (1). С. 171-172.

28 Jameson F. Postmodernism, or, the Cultural Logic of Late Capitalism. L.-NY, Verso, 1991. P.17.

[ 88 ] 29 Самутина H. Пластиковый остров Утопия: Мультимедийный проект Gorillaz и современная музыкальная культура // Неприкосновенный запас. 2012. № 81 (1). С. 173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГГ)

ГЦ

Г>

А.Колесник Отношение к собственному прошлому:

ретромания в современной британской популярной музыке 53

§

ИСТОЧНИКИ Ы

ы

1. «Rialto», клип на песню «Monday Morning», 1997 г. (альбом «Rialto», 1997 г.): Rialto. Monday Morning [Электронный ресурс],

2007. - Режим доступа: http://www.youtabe.com/watch?v=9eyN2l-TlyA, свободный.

2. «The Answer», клип на песню «Under The Sky», 2006 г. (альбом «Rise», 2006 г.): The Answer. Under The Sky [Электронный 5J ресурс], 2006. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=JL3gI0624X8, свободный.

3. David Bowie is: About the Exhibition // Victoria and Albert Museum [Электронный ресурс], 2013. - Режим доступа: http://www.vam.ac.uk/content/exhibitions/david-bowie-is/about-the-exhibition/, свободный.

4. Official Genesis Website [Электронный ресурс], 2013. - Режим доступа: http://www.genesis-music.com/, свободный.

5. The Beatles Stoiy [Электронный ресурс], 2013. - Режим доступа: http://www.beatlesstoiy.com/, свободный.

6. The Libertines Reunion for 2010 Reading and Leeds Festivals - Exclusive First Interview // New Musical Express. - 2010. - March, 10. - Режим доступа: http://www.nme.c0m/news/the-libertines/50432, свободный.

7. The Official Black Sabbath Website [Электронный ресурс], 2013. - Режим доступа: http://www.blacksabbath.com/, свободный.

8. The Sound Of The Libertines [Электронный ресурс] // Guitar Player. - 2007. - October, 26. - Режим доступа: http://guitarplayer.w0rdpress.c0m/2007/10/26/the-s0und-0f-the-libertines/, свободный.

9. The Strypes. Official website. [Электронный ресурс], 2013. - Режим доступа: http://thestiypes.com/, свободный.

ЛИТЕРАТУРА

1. СамутинаН. Пластиковый остров Утопия: Мультимедийный проект Gorillaz и современная музыкальная культура / Наталья

Самутина // Неприкосновенный запас. - 2012. - № 81 (1). - С. 171-191.

2. Groot de J. Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture / Jerome de Groot. - L.: Routledge,

2008. - 304 p.

3. Guffey E.E. Retro: The Culture of Revival / Elizabeth E. Guffey. - L.: Reaktion Books, 2006. - 187 p.

4. Inglis I. Fabricating the Fab Four: Pastiche and Parody / Ian Inglis // Access All Eras: Tribute Bands and Global Pop Culture / Shane Homan (ed.). - Maidenhead: McGraw-Hill International, 2006. - P. 121-135.

5. Jameson F. Postmodernism, or, the Cultural Logic of Late Capitalism / Fredric Jameson. - L.: Duke University Press, 1991. - 438 p. .

6. Leonard M. Constructing Histories Through Material Culture / Marion Leonard // Popular Music History. - 2007. - № 2. Vol. 2.

- P. 147-167. a

£

7. Lester P. The Strypes (No 1,396) / Paul Lester // The Guardian [Электронный ресурс], 2012. - November, 15. - Режим доступа: ц,

http://www.guardian.c0.uk/music/2012/n0v/15/new-band-st1ypes, свободный. Ja

Л

8. Letts М. Back to Save the Universe The Reception of «0К Computer» and «Kid А» / Marianne Tatom Letts // Radiohead and the § Resistant Concept Album: How to Disappear Completely. - Bloomington: Indiana University Press, 2010. - P. 28-44.

© jg

9. Long P., Wall T. Constructing the Histories Through Popular Music: The Britannia Series / Paul Long, Tim Wall // Popular Music 5«

£

and Television in Britain / Inglis I. (ed.). - Aldershot: Ashgate, 2010. - P. 11-26. jg,

10. Longhurst B. Popular Music and Society / Brian Longhurst. - Cambridge: Polity, 2007. - 304 p.

11. McCourtT. CollectingMusicin the Digital Realm/TomMcCourt // Popular Music and Society. - 2005. - Vol. 28. -№ 2. - P. 249-152.

12. Moore A. Authenticity as Authentication / Allan Moore // Popular Music. - 2002. - Vol. 21. - № 2. - P. 209-223.

13. Moore R. Sells Like Teen Spirit: Music, Youth Culture, and Social Crisis / Ryan Moore. - N.Y.: NYU Press, 2009. - 296 p.

%

14. Reynolds S. Retromania: Pop Culture's Addiction to its Own Past / Simon Reynolds. - L.: Faber and Faber, 2011. - 458 p. H

Я

15. Shuker R. Popular Music: The Key Concepts / Roy Shuker. - L.: Routledge, 2005. - 324 p. pi

16. Tagg Ph. Music 2017. A British Dystopia / Philip Tagg [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - 1996. - Режим доступа:

ж

http://www.tagg.org/texts.html, свободный/

г h-k

h-k ?

Ы О

h-k W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.