Научная статья на тему 'Отношение к проблеме допинга в спортивном сообществе'

Отношение к проблеме допинга в спортивном сообществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
допинг / антидопинговые права / спорт / физическая культура / фармакологические средства / информационное обеспечение / doping / anti-doping rights / sports / physical culture / pharmacological means / information support

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власова Татьяна Николаевна, Цуцаева Мария Владимировна, Зуб Лилия Ивановна, Кириллова Ирина Александровна

Актуальность исследования связана с проблемой применения допинга для повышения спортивных результатов в спорте и вопросами борьбы с допингом в фокусе общественного внимания современности. Целью работы являлось изучение информированности спортсменов и работающего с ними персонала в вопросах допинга и допинговых нарушений, а также выявление недостатков просветительской антидопинговой работы среди различных категорий и групп населения. В исследовании приняли участие 280 человек, среди которых руководители учреждений, организаций, представители региональных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, президенты федераций по видам спорта, инструкторы-методисты, тренеры по видам спорта, медицинские работники, преподаватели, студенты вузов и ссузов. Предполагается, что основная проблема недостаточной антидопинговой информированности может быть решена в средне-специальных и высших учебных заведениях только путем введения обязательных антидопинговых информационно-образовательных программ. Полученные данные свидетельствуют о необходимости незамедлительного вмешательства в происходящие процессы в молодежной студенческой среде. Комплекс мер должен включать в себя антидопинговую пропаганду в спортивных учебных учреждениях, организацию встреч со спортсменами, дисквалифицированными за употребление допинга, проведение информационно-образовательных мероприятий по антидопинговой тематике, ежегодное прохождение курсов повышения квалификации лицами, ответственными за организацию работы по предотвращению допинга в спорте, ежегодное прохождение дистанционной антидопинговой программы rusada.triagonal.net, ведение среди молодежи антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации региона, на официальном сайте каждой спортивной организации региона и в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Власова Татьяна Николаевна, Цуцаева Мария Владимировна, Зуб Лилия Ивановна, Кириллова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude to the problem of doping in the sports community

The relevance of the study is related to the problem of the use of doping to improve athletic performance in sports and the issues of combating doping in the focus of modern public attention. The aim of the work was to study the awareness of athletes and the staff working with them in matters of doping and doping violations, as well as to identify the shortcomings of anti-doping educational work among various categories and groups of the population. 280 people took part in the study, including heads of institutions, organizations, representatives of regional executive authorities in the field of physical culture and sports, presidents of sports federations, instructors, methodologists, sports coaches, medical workers, teachers, students of universities and colleges. It is assumed that the main problem of insufficient anti-doping awareness can be solved in secondary specialized and higher educational institutions only by introducing mandatory anti-doping information and educational programs. The data obtained indicate the need for immediate intervention in the ongoing processes in the youth student environment. The package of measures should include anti-doping propaganda in sports educational institutions, organizing meetings with athletes disqualified for doping, conducting information and educational events on antidoping topics, annual completion of advanced training courses by persons responsible for organizing work to prevent doping in sports, annual completion of a remote anti-doping program rusada.triagonal.net, conducting anti-doping propaganda among young people in the mass media of the region, on the official website of each sports organization of the region and on social networks.

Текст научной работы на тему «Отношение к проблеме допинга в спортивном сообществе»

СПОРТ И ОБЩЕСТВО

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 215-220 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 3, pp. 215-220

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.185 0 0/2782-459 4-2 023-2-3-215-220, EDN:XRFXIQ

Научная статья УДК 796.06:316.77

Отношение к проблеме допинга в спортивном

сообществе

Т. Н. Власова1 М. В. Цуцаева1, Л. И. Зуб1, И. А. Кириллова2

1 Волгоградский государственный аграрный университет, Россия, 400002, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26 2Волгоградская государственная академия физической культуры, Россия, 400005, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, д. 78

Власова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическая культура и здоровье», [email protected], https://orcid.org/0009-0003-8315-4936 Цуцаева Мария Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура и здоровье», [email protected]

Зуб Лилия Ивановна, старший преподаватель кафедры «Физическая культура и здоровье», [email protected], https://orcid.org/0009-0001-5958-3365

Кириллова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, проректор по молодёжной политике, [email protected], https://orcid.org/0009-0005-0145-2978

Аннотация. Актуальность исследования связана с проблемой применения допинга для повышения спортивных результатов в спорте и вопросами борьбы с допингом в фокусе общественного внимания современности. Целью работы являлось изучение информированности спортсменов и работающего с ними персонала в вопросах допинга и допинговых нарушений, а также выявление недостатков просветительской антидопинговой работы среди различных категорий и групп населения. В исследовании приняли участие 280 человек, среди которых руководители учреждений, организаций, представители региональных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, президенты федераций по видам спорта, инструкторы-методисты, тренеры по видам спорта, медицинские работники, преподаватели, студенты вузов и ссузов. Предполагается, что основная проблема недостаточной антидопинговой информированности может быть решена в средне-специальных и высших учебных заведениях только путем введения обязательных антидопинговых информационно-образовательных программ. Полученные данные свидетельствуют о необходимости незамедлительного вмешательства в происходящие процессы в молодежной студенческой среде. Комплекс мер должен включать в себя антидопинговую пропаганду в спортивных учебных учреждениях, организацию встреч со спортсменами, дисквалифицированными за употребление допинга, проведение информационно-образовательных мероприятий по антидопинговой тематике, ежегодное прохождение курсов повышения квалификации лицами, ответственными за организацию работы по предотвращению допинга в спорте, ежегодное прохождение дистанционной антидопинговой программы rusada.triagonal.net, ведение среди молодежи антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации региона, на официальном сайте каждой спортивной организации региона и в социальных сетях.

Ключевые слова: допинг, антидопинговые права, спорт, физическая культура, фармакологические средства, информационное обеспечение

Для цитирования: Власова Т. Н, Цуцаева М. В., Зуб Л. И., Кириллова И. А. Отношение к проблеме допинга в спортивном сообществе // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 215-220. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-3-215-220, EDN: XRFXIQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Attitude to the problem of doping in the sports community

T. N. Vlasova1H, M. V. Tsutsaeva1, L. I. Zub1, I. A. Kirillova2

Volgograd State Agrarian University, 26 Universitetsky Ave., Volgograd 400002, Russia 2"Volgograd State Physical Education Academy, 78 Lenin Ave., Volgograd 400005, Russia

Tatyana N.Vlasova, [email protected], https://orcid.org/0009-0003-83l5-4936

Maria V. Tsutsaeva, [email protected]

Liliya I. Zub, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-5958-3365

Irina A. Kirillova, [email protected], https://orcid.org/0009-0005-0145-2978

Abstract. The relevance of the study is related to the problem of the use of doping to improve athletic performance in sports and the issues of combating doping in the focus of modern public attention. The aim of the work was to study the awareness of athletes and the staff working with them in matters of doping and doping violations, as well as to identify the shortcomings of anti-doping educational work among various categories and groups of the population. 280 people took part in the study, including heads of institutions, organizations, representatives of regional executive authorities in the field of physical culture and sports, presidents of sports federations, instructors, methodologists, sports coaches, medical workers, teachers, students of universities and colleges. It is assumed that the main problem of insufficient anti-doping awareness can be solved in secondary specialized and higher educational institutions only by introducing mandatory anti-doping information and educational programs. The data obtained indicate the need for immediate intervention in the ongoing processes in the youth student environment. The package of measures should include anti-doping propaganda in sports educational institutions, organizing meetings with athletes disqualified for doping, conducting information and educational events on anti- doping topics, annual completion of advanced training courses by persons responsible for organizing work to prevent doping in sports, annual completion of a remote anti-doping program rusada.triagonal.net, conducting anti-doping propaganda among young people in the mass media of the region, on the official website of each sports organization of the region and on social networks.

Keywords: doping, anti-doping rights, sports, physical culture, pharmacological means, information support

For citation: Vlasova T. N., Tsutsaeva M. V., Zub L. I., Kirillova I. A. Attitude to the problem of doping in the sports community. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 3, pp. 215-220 (in Russian). https://doi.org/l0.185 0 0/2782-459 4-2 0232-3-215-220, EDN: XRFXIQ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Вопросы применения допинга для повышения спортивных результатов в спорте и проблемы борьбы с допингом являются актуальными в фокусе общественного внимания последних лет. С определенной очевидностью можно утверждать, что этому способствуют три фактора, а именно:

1) всевозрастающее общественное неприятие применения допинга как средства, влияющего на спортивные результаты, формирование этических норм в этой области как следствие обеспокоенности международной спортивной общественности;

2) достижения биомедицинской химии и фармакологии, расширение спектра и доступности медико-биологических субстанций и методов стимулирования спортивных достижений, проведение значимых медицинских и фармацевтических исследований в этой области;

3) прорывные достижения аналитической химии, появление высокочувствительных приборов и методов, позволяющих проводить качественное и количественное определение использования запрещенных веществ и методов или следов их применения с высокой достоверностью и крайне высокой чувствительностью.

Материалы и методы

В этой связи особого внимания заслуживает изучение вопроса о том, в какой степени и почему спортсмены и связанные с ними лица идут или готовы пойти на допинговые нарушения.

Мы предполагаем, что одной из основных причин является недостаточная информированность спортсменов и работающего с ними персонала, а также студентов в вопросах допинга и допинговых нарушений, также недостатки в просветительской и исследовательской работе

в этой области среди разных групп и категорий населения [1, 2].

Анализ различных источников убедительно доказывает, что еще одним важным фактором, способствующим допинговым нарушениям, является психологическая готовность некоторых спортсменов и обслуживающего персонала к употреблению допинга. В последние годы достаточно интенсивно изучается степень психологической готовности спортсменов к таким нарушениям. В ряде исследований для этого применяют как специальные методы социологии и психологии, например, RRT (randomized-response technique - техника рандомизированного ответа) и мета-анализ, так и традиционные методы опроса и анкетирования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2017 г. № 1456-р был утвержден комплекс мер по реализации Национального плана борьбы с допингом в российском спорте, принятый Независимой общественной антидопинговой комиссией 1 февраля 2017 г. [3]. В пункте 33 Плана предусмотрено проведение ежегодных социологических исследований по вопросам допинга в спорте среди сотрудников, связанных с подготовкой спортсменов, а также студентов физкультурных учебных заведений.

Результаты изучения отношения различных категорий и групп населения к проблемам допинга свидетельствуют о крайне малом числе доказательных и информативных работ. Преимущественно они направлены на изучение отношения к использованию допинга среди отдельных групп спортсменов, студентов, персонала и медицинских специалистов. Отсутствуют работы по изучению данной проблемы с включением сразу нескольких целевых групп. Большинство авторов, работающих по этой тематике, сходятся во мнении, что усиление наказаний и увеличение количества тестов менее эффективны, чем разработка и внедрение информационно-образовательных программ [4, 5].

ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» совместно с Комитетом физической культуры и спорта Волгоградской области при участии Российского антидопингового агентства «РУСАДА» 26 апреля 2021 г. был проведен семинар по ключевым аспектам антидопинговой деятельности и антидопингового обеспечения [3].

Цель семинара состояла в том, чтобы помочь федерациям по видам спорта, тренерам, спортсменам, студентам, административным работникам сферы физической культуры

и спорта приобщиться к практике в области антидопинговой деятельности для обеспечения чистого спорта.

До начала семинара со всеми участниками было проведено анкетирование. В нем приняли участие 280 человек, из них:

- 76 респондентов - руководители учреждений и организаций сферы физической культуры и спорта, в том числе президенты федераций по видам спорта и представители региональных органов исполнительной власти в сфере спорта и физической культуры;

- 43 - инструкторы-методисты спортивных организаций;

- 63 - тренеры по видам спорта;

- 18 - медицинские работники;

- 47 - студенты учебных заведений, в том числе студенты среднего профессионального образования, профессорско-преподавательский состав учебных заведений. Задачами нашего исследования являются

следующие:

1) определить отношение целевой аудитории к применению запрещенных препаратов;

2) выявить возможные причины применения допинга в спорте;

3) определить меры борьбы с применением допинга в спорте.

Результаты и их обсуждение

Результаты опроса участников семинара позволяют сделать вывод о том, что негативное отношение к допингу в спорте проявили подавляющее большинство опрошенных: они не поддерживают употребление запрещенных препаратов и уверены в их опасности для здоровья (77,8%). Около 13% респондентов считают, что допинг не соответствует принципам честной борьбы, но его использование настолько распространено, что отказаться от применения запрещенных препаратов практически невозможно. 9,2% опрошенных считают, что без запрещенных препаратов спорт невозможен, так как он поддерживает рост спортивных результатов. Они уверены, что в современном мире стоит вопрос не об отказе от допинга, а о разработке методов для сокрытия результатов его применения [5].

Общее интегральное значение уровня принятия применения допинга в спорте среди студенческой молодежи - участников семинара свидетельствует, что 18% из общего числа респондентов - студентов колледжей считают,

что без допинга невозможно достичь высоких результатов в спорте, а 32% студенческого сообщества вузов уверены в невозможности достижения высоких спортивных результатов без использования запрещенных фармакологических средств [6].

Третья часть опрошенных - обучающиеся вузов и сузов не имеет сформировавшегося представления о масштабах распространенности в стране употребления среди спортсменов запрещенных препаратов, что свидетельствует о низком уровне вовлеченности данной аудитории в институциональном контексте употребления допинга и отсутствии интереса к изучаемой проблеме. Более того, низкий уровень вовлеченности подтверждается неосведомленностью студентов об антидопинговых правилах, а именно: только один из трех участников семинара из молодежной студенческой среды знаком как минимум с одним антидопинговым правилом и в большинстве случаев ассоциирует допинг с употреблением запрещенных препаратов [2].

О самостоятельном употреблении запрещенных препаратов заявляют 4% респондентов среди обучающихся среднего профессионального образования и 5% студентов вузов. Однако поскольку самостоятельное применение запрещенных препаратов - нелегальная практика, есть основания предполагать, что масштабы распространенности допинга в студенческой среде могут отличаться от заявленных.

Результаты опроса руководителей образовательных организаций (федераций), тренеров, инструкторов-методистов и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений показали, что, по их мнению, решение об употреблении допинга принимают либо сами спортсмены (48%), либо их тренеры (44%) или спортивные врачи (9%), однако ответственность за употребление запрещенных препаратов в большинстве случаев ложится непосредственно на спортсменов (58%).

Необходимо обратить внимание, что среди всех участников семинара существует две точки зрения относительно взаимосвязи распространенности потребления допинга и профессионального уровня спортсмена в РФ [7, 8].

Более 60% считают, что использование допинга наиболее распространено среди спортсменов сборных регионов и начинающих спортсменов по причине недостаточной осведомленности и образованности региональных тренеров и медицинских работников о влиянии допинга и его последствиях, что не позволяют сформировать нулевую терпимость к допингу.

Более 40% респондентов считают, что употребление допинга в большей степени распространено среди спортсменов высокого класса, поскольку уровень демонстрируемых результатов находится на пределе человеческих возможностей, поэтому для высоких спортивных результатов необходима дополнительная поддержка физического состояния спортсмена. К применению допинга побуждает также высокая конкуренция, в частности, в индивидуальных видах спорта и недобросовестные методы борьбы со стороны конкурентов.

Свыше 58% всех опрошенных респондентов, в том числе и 49% из числа студенческой молодежи, указывают на необходимость знаний по вопросам антидопингового обеспечения в спорте и выражают готовность принимать участие в антидопинговых образовательных программах. Несмотря на это, большая часть опрошенных студентов (67%) не участвовали в антидопинговых образовательных программах. Возможно, это объясняется отсутствием программ, ориентированных на данный контингент. Об этом свидетельствуют и данные, полученные от руководителей образовательных организаций: в 50% спортивных образовательных учреждений никогда не проводились мероприятия по профилактике допинга (Стоп-допинг). Руководство 32,9% спортивных школ считает, что эти мероприятия не актуальны среди юных и молодых спортсменов, поскольку образовательные программы по профилактике допинга среди молодежи не принесут результата. 11,4% заявили, что среди учащихся детско-юношеских школ проблемы допинга вообще не существует. Только 55,7% руководителей считают необходимым инициировать в педагогический процесс информационно-образовательные программы по профилактике допинга как для молодых спортсменов, так и для тренерского и преподавательского состава [9].

Выводы

Данные, полученные в результате исследования, указывают на необходимость незамедлительного вмешательства в процессы антидопингового просвещения в молодежной среде, особенно студенческой. Это требует проведения соответствующих образовательных мероприятий, охватывающих спортивные школы, колледжи и вузы [10]. Антидопинговые информационно-образовательные программы должны предусматривать:

- антидопинговую пропаганду в спортивных

учебных заведениях путем организации

встреч со спортсменами, которые дисквалифицированы за употребление допинга;

- проведение информационно-образовательных мероприятий по антидопинговой тематике, ориентированных на данную целевую аудиторию, в соответствии с требованиями ФЗ № 329 - ФЗ [11, 12], рекомендациями «РУСАДА». Данные мероприятия должны включать проведение лекций, семинаров, занятий, конференций, круглых столов с целью ознакомления участников под подпись с Общероссийскими антидопинговыми правилами, нормами, утвержденными общероссийскими и международными спортивными федерациями, антидопинговыми правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, условиями договоров организаторами спортивных мероприятий в части, касающейся участия спортсменов в соответствующем соревновании, об ответственности за нарушение правил [13];

- организацию ежегодных курсов повышения квалификации лиц, ответственных за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним [14];

- организацию ежегодного прохождения дистанционной антидопинговой программы rusada.triagonal.net с последующим получением антидопингового сертификата спортсменами, тренерским персоналом, студентами высших и средних учебных заведений;

- проведение среди молодых спортсменов антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации региона, на официальном сайте каждой спортивной организации региона и в социальных сетях. Подробная информация по выстраиванию антидопингового обеспечения продиктована в «Инструкции по подготовке к вступлению в силу Всемирного антидопингового Кодекса 2021 для специалистов, ответственных за антидопинговое обеспечение в органах исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов РФ» [15].

Список литературы

1. Бадрак К. А. Первичная педагогическая профилактика нарушений антидопинговых правил среди спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 22 с.

2. Деревоедов А. А., Щербаль М. С., Рогатюк А. В., Загорский И. В., Зоренко А. В. Изучение отношения к проблеме допинга в спорте учащихся общеобразовательных учебных заведений и учебных заведений спортивной направленности // Спортивная медицина: наука и практика. 2019. № 4. С. 80-84. https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2019.4.80

3. Сборник официальных документов и материалов 1/2017: официальное издание / Министерство спорта РФ. М. : Спорт, 2017. 72 с.

4. Бадрак К. А. Образовательная компонента антидопинговой политики в России (анализ проблемы и возможные пути ее решения) // Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и странах ближнего зарубежья: сборник научных статей. Барнаул : Изд-во АлтГПА, 2010. С. 9-12.

5. Деревоедов А. А., Зоренко А. В., Брус Е. В., Загорский И. В. Изучение отношения к проблеме допинга спортивных журналистов, руководителей спортивных федераций/ассоциаций и представителей региональных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. 2018. № 6. С. 8-11.

6. Бадрак К. А. Первичная профилактика допинга среди молодых спортсменов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 7. С. 126-130.

7. Барабанова Е. А. Международно-правовое и внутригосударственное противодействие допингу в спорте: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2019. 28 с.

8. Бердникова Е. В. Общественный контроль в конституционно-правовом взаимодействии публичной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Саратов, 2021. 52 с.

9. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении комплекса мер по реализации национального плана борьбы с допингом в российском спорте» от 10 июля 2017 г. № 1456-р. URL: https://base.garant.ru/71715410/ (дата обращения: 17.03.2023).

10. Бадрак К. А. Проблема антидопингового образования в молодежной среде // Вестник спортивной науки. 2010. № 1. С. 55-57.

11. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017). URL: https://base.garant.ru/71715410/ (дата обращения: 17.03.2023).

12. Хлистун Ю. В., Братановский С. Н. Комментарий к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/57630302/ (дата обращения: 17.03.2023).

13. Дегтярев М. В. Зарубежный опыт административно-правового регулирования антидопинговых мер в спорте: дис. . канд. юрид. наук. М., 2020. 213 с.

14. Чеботарев А. В. Теоретические аспекты антидопинговых правил в международном и национальном регулировании // Правоведение. 2018. Т. 62, № 4. С. 765-778. https://doi.org/10.21638/spbu25.2018.411

15. Макарова В. А., Палий О. И. Особенности правового регулирования труда спортсменов // Политематический

сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 115. С. 798-818.

References

1. Badrak K. A. Primary pedagogical prevention of anti-doping rule violations among athletes. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Saint Petersburg, 2012. 22 p. (in Russian).

2. Derevoedov A. A., ShherbaT M. S., Rogatjuk A. V., Za-gorskij I. V., Zorenko A. V. Problem of doping in sport among students of secondary schools and sport oriented educational institutions. Sports Medicine: Research and Practice, 2019, no. 4, pp. 80-84 (in Russian). https://doi.org/10.17238/ ISSN2223- 2524.2019.4.80

3. Collection of official documents and materials 1/2017: official publication. Ministry of Sports of the Russian Federation. Moscow, Sport, 2017. 72 p. (in Russian).

4. Badrak K. A. Educational component of the anti-doping policy in Russia (analysis of the problem and possible solutions). In: Problemy i perspektivy razvitija fizicheskoj kul tury v Rossii i stranakh blizhnego zarubezh'ja: sb. nauch. st. [Problems and prospects for the development of physical culture in Russia and neighboring countries: a collection of scientific articles]. Barnaul, AltGPA Publishing House, 2010, pp. 9-12 (in Russian).

5. Derevoedov A. A., Zorenko A. V., Brus E. V., Zagor-skij I. V. Research of the attitude towards doping among sport federations leaders, regional government officials and sport journalists. Sports Science Bulletin, 2018, no. 6, pp. 8-11 (in Russian).

6. Badrak K. A. Primary prevention of doping among young athletes. Topical Problems of the Humanities and Natural Sciences, 2011, no. 7, pp. 126-130 (in Russian).

7. Barabanova E. A. International legal and domestic counteraction to doping in sports. Thesis Diss. Cand. Sci. (Law). Kazan, 2019. 28 p. (in Russian).

8. Berdnikova E. V. Public control in the constitutional and legal interaction of public authorities and civil society institutions in the Russian Federation. Thesis Diss. Cand. Sci. (Law). Saratov, 2021. 52 p. (in Russian).

9. On approval of a set of measures to implement the national plan to combat doping in Russian sports, Decree of the Government of the Russian Federation No. 1456-r dated July 10,2017 (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/71715410/ (accessed March 17, 2023).

10. Badrak K. A. The problem of anti-doping education in the youth environment. Sports Science Bulletin, 2010, no. 1, pp. 55-57 (in Russian).

11. About physical education and sports in the Russian Federation, Federal Law No. 329-FZ dated December 04, 2007 (as amended on July 26, 2017) (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/71715410/ (accessed March 17, 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Khlistun Yu. V., Bratanovsky S. N. Commentary to the Federal Law "About Physical Education and Sports in the Russian Federation" No. 329-FZ dated December 04, 2007 (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/57630302/ (accessed March 17, 2023).

13. Degtyarev M. V. Foreign experience of administrative and legal regulation of anti-doping measures in sports. Thesis Diss. Cand. Sci. (Law). Moscow, 2020. 213 p. (in Russian).

14. Chebotarev A. V. Theoretical aspects of anti-doping rules in international and national regulation. Pravovedenie, 2018, vol. 62, no. 4, pp. 765-778 (in Russian). https://doi.org/10. 21638/spbu25.2018.411

15. Makarova V. A., Paliy O. I. Peculiarities of legal regulation of the employment of athletes' work. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University], 2016, no. 115, pp. 798-818 (in Russian).

Поступила в редакцию 05.05.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 20.05.2023 The article was submitted 05.05.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 20.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.