Ф^РУ M
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http : //forummn.ru/article -2.5.4. html
Отношение к межнациональным бракам в современном
российском обществе
Овсепян С.К.,
snowkaramel@mail. ru
Кубанский государственный
университет
(г. Краснодар, Россия)
УДК 316.356.4-058.8
Аннотация. В статье рассматриваются отношение к межнациональным бракам в современной России среди современной молодежи. Россия - государство, в котором существует множество наций. На протяжении всей истории многонациональной страны получает свое развитие поликультура, как социокультурный феномен. Народы и народности, путем освоения новых территорий, приобретали относительную русификацию, что, воспринималось данными народами весьма положительно. Поликультурное российское развитие всячески поддерживало этническое начало нерусского населения и стремилось развить и обогатить его. В постсоветское время число межэтнических браков продолжает расти. Цель работы: рассмотреть актуальные проблемы и тенденции, связанные с современным статусом проблем межнациональных браков. Также, проанализировать общие факторы и характеристики культурного взаимодействия в межнациональных браках. Методы и объекты исследования: объектом исследования выступают межнациональные браки. При написании статьи использовался анализ документов. Выводы. Межэтнические браки - довольно сложное явление, имеющее ряд плюсов и минусов. С одной стороны - это укрепление социальных связей между народами и сплочение общества, которое создает положительный эффект в социально-политической сфере. С другой стороны, есть много противников, выступающих за сохранение генофонда и национальной идентичности определенной страны.
Ключевые слова: межнациональный брак, межнациональные отношения, национальность, свобода, выбор, брачно-семейные отношения.
Attitude to international marriage in modern Russian society
Hovsepyan S.K.,
Kuban State University (Krasnodar, Russia)
UDC 316.356.4-058.8
Annotation. The article examines the attitude towards interethnic marriages in modern Russia among modern youth. Russia is a state in which there are many nations. Throughout the history of a multinational country, polyculture has been developing as a socio-cultural phenomenon. Peoples and nationalities, through the development of new territories, acquired a relative Russification, which was perceived by these peoples very positively. The multicultural Russian development in every possible way supported the ethnic origin of the non-Russian population and sought to develop and enrich it. In the post-Soviet
ISSN 2687-086X
18 www.forummn.ru
http : //forummn.ru/article -2.5.4. html
era, the number of interethnic marriages continues to grow. Purpose of the work: to consider current problems and trends associated with the current status of problems of interethnic marriages. Also, analyze the general factors and characteristics of cultural interaction in interethnic marriages. Methods and objects of research: the object of research is interethnic marriages. When writing the article, the analysis of documents was used. Conclusions. Interethnic marriages are a rather complex phenomenon with a number of pluses and minuses. On the one hand, this is the strengthening of social ties between peoples and the cohesion of society, which creates a positive effect in the sociopolitical sphere. On the other hand, there are many opponents who are in favor of preserving the gene pool and national identity of a particular country.
Keywords: interethnic marriage, interethnic relations, nationality, freedom, choice, marriage and family relations .
Введение
Межнациональные браки являются объектом повышенного интереса социальных и психологических наук, так как их изучение затрагивает два аспекта, имеющие большое значение в современном обществе. Первый аспект затрагивает изучение семьи в целом, поскольку данный объект играет в обществе ключевую роль, стабилизирует его, а также способствует преодолению социальной напряженности. Второй аспект затрагивает психологию этносов и кросс-культурный аспект социальных отношений не только в России, но и во всем мире.
В современном обществе существуют две противоположные стороны, имеющие свое отношение к заключению межэтнических браков. С одной стороны, говорится о вымирании этноса и его культуры, что является одним из проявлений нетерпимости к непривычному и незнакомому укладу чужой культуры, так называемой ксенофобии.
Представители другой точки зрения, напротив, считают заключение браков между людьми разных этносов и национальностей скорее положительной тенденцией современного общества, нежели отрицательной. В процессе объединения двух партнеров разных этнических групп приводит в обществе к такому явлению как диалог культур и традиций.
Основная часть
В статье А.Г. Атоян «Отношение к межнациональным бракам в современном обществе» приведено описание и результаты проведенного исследования, в котором приняли участие 50 межнациональных семей. В процессе данного исследования автор пишет о следующих выводах. Большая часть опрошенных, а именно 62%, недовольны своими брачными отношениями и хотели бы изменить свою судьбу. Этот показатель говорит скорее о негативности вступления в межнациональный брак. Причиной этому явились такие вопросы, как непринятие традиций партнера по браку, остро встающие вопросы о воспитании детей, а также неприятие родителями выбора своих детей. Тем не менее, остальные 38% удовлетворены своим браком, несмотря на ряд возникающих трудностей.
Также в данном исследовании приняли участие респонденты, не состоящие в браке. Результаты опроса таких респондентов имеют разнородные показатели. Мнения опрошенных разделились следующим образом: 41% скептично относятся к заключению межнациональных браков, считая их недолговечными, 29% респондентов положительно относятся к такого рода
Ф^РУ м
молодёжной науки
Youth Science Forum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 19 www.forummn.ru
Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.5.4.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
союзам, и еще 30% респондентов ответили, что независимо от того, какой именно брак заключен, для них первостепенное значение имеет факт сохранения семьи. [1]
В большинстве случаев межнациональный брак проходит этап непонимания и осуждения близкого окружения и родственников. В ряде случаев именно родители, а не дальние родственники и знакомые семьи, высказывают негативные настроения по поводу заключения брака между представителями разных национальностей. Именно родители чаще всего влияют на решение молодых брачующихся, от них ждут понимания и поддержки, которую, к сожалению, чаще всего, получить не удается. Данный факт имеет важное социально-психологическое значение для молодых людей, потому как вступление в брак с представителем другой культуры становится напряженным и тяжелым процессом в целом.
Процесс смешивания культур является результатом культурно-экономических процессов глобализации. В отношении социально-психологических характеристик такого рода взаимодействия этносов существует влияние группы факторов, таких как:
— Социально-профессиональная мобильность людей;
— Наличие уровня социального контроля в этнической группе;
— Особенности образа жизни этносов.
Благодаря смешению культур, все чаще поднимаются важные общественные вопросы терпимости и толерантности, улучшению межнациональных отношений в обществе. Благодаря межнациональным бракам увеличился рост обсуждения и разрешения правовых вопросов среди государств, а также увеличивается взаимный интерес между культурами наций, улучшается социальное сотрудничество. [2]
В статье И.Б. Балюковой «Представления о межнациональном браке у современных юношей и девушек» говорится о следующих результатах исследования. Исследовательская работа имела целью изучить представления девушек и юношей в возрасте 19-25 лет о межнациональном браке и сравнить их. Респондентами явились 70 сотрудников опытного завода «Микрон» в г. Великие Луки Псковской области в возрасте 19-25 лет, из которых 35 девушек и 35 юношей. Респонденты не состоят в браке и не имеют детей. Результаты исследовния имеют интересные выводы, сформулированные автором статьи. Понятие «межнациональный брак» среди респондентов ассоциируется с получением гражданства в другой стране, при этом ведущим мотивом респонденты выделяют фактор «любовь», а затем уже - «выгода».
Среди возможных причин отказа от вступления в межнациональный брак респонденты женского пола выделяют психологическую неготовность к совместной жизни, в то время как у юношей данный вопрос ассоциируется, прежде всего, с общественны неприятием и осуждением, таким как несогласие родителей или друзей, а уже потом отсутствие готовности к вступлению в брак в целом.
Среди общих результатов, касаемо осведомленности о понятии межнационального брака, респонденты считают, что прежде чем вступить в такой брачный союз, необходимо четко знать и понимать традиции и обычаи в культуре избранника.
Негативными аспектами межнационального брака по мнению опрошенных девушек может стать вопрос религиозного различия, а среди юношей - непонимание и упреки со стороны общества, а также различие в воспитании и культуре партнеров.
Данное исследование не исчерпывает всей полноты содержания изученной проблемы и открывает перспективные пути для дальнейшего научного поиска. [3]
Все межнациональные семьи находятся на пересечении культур, что внутри семьи приводит к их тесному взаимодействию и даже изменению, которое чаще всего проявляется на бытовом уровне языковых практик, норм поведения и традиций. Им присуща менее сложная, чем для гомогенных семей структура поколений.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 20 www.forummn.ru
Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.5.4.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Для взрослых и детей, как правило, характерно двуязычие, которое не обязательно связано с владением языком этносов родителей, поскольку одним из языков становится язык этнического большинства места жительства семьи.
Совместное проживание представителей разных этносов в одной семье и на одной территории влияет на изменение этнического самосознания. Это отражается на социальном поведении личности, поскольку, усваивая культуру разных этносов на уровне семьи и ее этнического окружения, молодая личность зачастую ориентируется и усваивает как культурные ценности этнического большинства, так и этносов своих родителей, становясь посредником в передаче этих ценностей.
Существует два направления, которые характеризуются степенью влияния межнациональной семьи на состояние и характер этнической социализации личности в современном российском обществе.
Первое направление, именуемое внутрисемейным, определяется одной из функций межнациональной семьи - этносоциализацией личности. С данным аспектом связано формирование социализации личности как способа принятия этнодругого.
Для межнациональных семей этносоциализация - необходимая функция, обеспечивающая их стабильность и оптимизирующая межличностные и межгрупповые коммуникации с внешней средой. Агентами этносоциализации выступают семья, школа, СМИ, этнические общественные организации, которые в настоящее время активно функционируют как на общероссийском, так и на региональном уровнях. [4]
Научно значимым для социально-антропологического изучения является брачно-семейная ситуация на Северном Кавказе. Северный Кавказ по своему этническому и социально-политическому устройству является уникальным. Эта социально-этническая особенность и строгие взгляды на собственную национальную идентичность формировались на протяжении многих веков сосуществования народов рядом друг с другом.
В основе статьи О.С. Еремеевой «К вопросу об межнациональных браках в СКФО» лежит социологический опрос молодежи в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих на территории Северо-Кавказского Федерального округа и представителей кавказских национальностей в других регионах нашей страны. Для сравнения были опрошены так же русские молодые люди от 18 до 35 лет. В опросе приняли участие 128 человек, из которых 52 проживают на Северном Кавказе, 44 представителя кавказских национальностей, проживающие в центральных регионах (Москва и Московская область) и 32 русских молодых человека, проживающих в Москве и Московской области.
На основе анализа собранных с респондентов данных можно составить общую картину того, насколько молодые люди готовы или не готовы вступать в брак с людьми других национальностей.
Большинство опрошенных лиц мужского пола, живущих на территории Северного Кавказа, не согласились с утверждением, что могли бы вступить в брак с представителем другой национальности - данный показатель насчитывает 55% респондентов. Гораздо более лояльны оказались девушки: количество тех, кто не согласился с данным утверждением значительно меньше - 22% респондентов. Причем категорически не согласными оказались представители Чеченской Республики и Республики Ингушетия, а «скорее не согласными» оказались жители Северной Осетии и Дагестана обоих полов.
На открытый вопрос «Что для вас является препятствием для заключения межнационального брака?» большинство опрошенных обоих полов выделили иное вероисповедание как причину не вступать в брак, а также языковой барьер, различия в обычаях и традициях. Для 26% респондентов религия оказалась не важна. Помимо этого, среди представителей вайнахских
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 21 www.forummn.ru
Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.5.4.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
регионов были респонденты, обозначившие, что для них приоритетно сохранить чистокровную ветку.
На второй открытый вопрос «Что бы могло стать для Вас аргументом для заключения межнационального брака?», респонденты отметили смешение крови и обновление генетического фонда как плюс, даже если сами не согласны вступать в брак с человеком другой национальности. Почти для 80% всех опрошенных Северного Кавказа, даже если они согласны вступить в межнациональный брак, серьезным препятствием являются аспекты, связанные с семьей, такие как несогласие родителей невесты или жениха, или проявление со стороны невесты или жениха неуважения к семье респондента.
При этом только 16% опрошенных отметили, что скорее не согласны с утверждением «Я положительно отношусь к межнациональным бракам». Это можно трактовать как то, что они признают это явление как факт, но не для своей жизни. Также 95% опрошенных не испытывают дискомфорта при общении с людьми других национальностей, оставшиеся 5% - скорее не испытывают, и этот показатель можно считать положительным.
Респонденты так же считают, что межнациональные браки могут быть крепкими и стабильными. Только 16% из всех респондентов высказали отрицательное отношение к данному вопросу.
Результаты, полученные среди молодежи кавказских национальностей, которые проживают в центральной России, являются отличными от предыдущих. Лишь 16% категорически не согласны с утверждением, что смогли бы вступить в межнациональный брак: это в основном представители ингушского и чеченского народов.
При этом 56% респондентов согласились с тем, что положительно относятся к межнациональным бракам, оставшиеся 44% - скорее согласны. Также 100% опрошенных имеют родственников или близких друзей, состоящих в межнациональном браке.
Большая часть всех опрошенных, а именно 60%, утверждают, что для них не важна религия будущего супруга или супруги, однако на открытый вопрос о препятствиях для заключения брака респонденты отмечали, что при излишней или даже фанатичной традиционности, религиозности, навязывании других ценностей они не готовы вступить в брак.
Опрошенные обоих полов считают взаимопонимание, уважение и любовь основным аргументом для заключения брака, но мнение семьи остается для них важным - если семья будет против, то бракосочетания не произойдет.
29% опрошенных респондентов женского пола не согласны вступить в межнациональный брак. При этом у 52% опрошенных есть родственники и друзья, состоящие в браке с человеком другой национальности.
Количество людей, испытывающих дискомфорт при общении с людьми другой национальности в Москве и Московской области оказался выше, чем на Северном Кавказе: 19% русских молодых людей чувствуют себя некомфортно, при том, что на Кавказе этот процент почти нулевой. 14% не имеют, или имеют мало друзей и знакомых других национальностей.
Среди представителей народов Северного Кавказа отношение к духовности совершенно иное: религия с детства присутствует в жизни человека, что способствует более высокому уровню толерантности во взрослой жизни.
Заключение
Межэтнические браки - довольно сложное явление, имеющее ряд плюсов и минусов. С одной стороны - это укрепление социальных связей между народами и сплочение общества, которое создает положительный эффект в социально-политической сфере. С другой стороны, есть много противников, выступающих за сохранение генофонда и национальной идентичности определенной страны, или как в нашем случае, Республики Северного Кавказа.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 22 www.forummn.ru
Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.5.4.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Создавать подобный брак нужно осознанно, взвешивая все «за» и «против», учитывая не только чувства и желание жениха и невесты, но и множество культурных тонкостей: готовность идти на уступки друг другу. Ведь взаимное понимание потребностей партнеров помогает создать гармоничную семью без разногласий, которые зачастую пагубно влияют на психику будущих детей.[5]
Библиографический список
1. Атоян А.Г. Отношение к межнациональным бракам в современном обществе // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества: Материалы Международного электронного Симпозиума, Махачкала, 28 ноября 2014 года. Махачкала: Автономная некоммерческая образовательная организация "Махачкалинский центр повышения квалификации", 2014. С. 40-45.
2. Балюкова И.Б. Представления о межнациональном браке у современных юношей и девушек // Диалог культур в глобализирующемся мире. Диалог культур и культура диалога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Махачкала, 24-25 апреля 2019 года / Под редакцией В.Э. Манаповой, О.С. Мутиевой. Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2019. С. 27-29.
3. Джабер Хасан М.А. Психологические особенности межнациональных браков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 7. С. 65-67.
4. Джабер Хасан М.А. Социализация личности в межнациональных браках // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №49. С. 113-116.
5. Еремеева О.С. К вопросу об межнациональных браках в СКФО // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: Сборник статей VIII-ой Международной конференции, Магас, 10-14 июня 2020 года. - Магас: ООО "КЕП", 2020. С. 197202.