Health and Society
© Коллектив авторов,2021 УДК 614.2
Абольян Л. В., Лазарева О. Д., Гараева А. С., Хвостунов О. К.
ОТНОШЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ВОПРОСАМ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И ПРЕГРАВИДАРНОЙ ПОДГОТОВКИ С ПОЗИЦИЙ «МЕДИЦИНЫ 4П»
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский
Университет), 119991, г. Москва
Молодое поколение в возрасте 16—24 лет составляет основной демографический резерв страны на ближайшие десятилетия. В связи с этим большой интерес представляет отношение современной молодежи к созданию семьи, ее отношение к браку и рождению детей, а также информированность по вопросам репродуктивного здоровья и подготовки пары к рождению здорового потомства с учетом современных подходов персонифицированной «Медицины 4П». Цель исследования — оценить отношение студентов медицинского вуза к созданию семьи, браку и рождению детей, а также их информированность по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиции «Медицины 4П». Проведен опрос 193 студентов II и V курсов медицинского вуза. Исследование проведено в период с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. Обработку данных осуществляли с использованием статистического пакета для персонального компьютера IBM SPSS.21. Вычисляли показатели описательной и аналитической статистики.
Выявлена низкая осведомленность студентов медицинского вуза по вопросам прегравидарной подготовки и современных подходов персонифицированной «Медицины 4П». Несмотря на то что значительная часть студентов осознают важность повышения своей информированности по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Медицины 4П», около % еще не задумывались об этом. Большинство опрошенных студентов ведут здоровый образ жизни и понимают его важность для своего здоровья, включая репродуктивное. Студенты имеют положительные установки на создание семьи и рождение детей. Несмотря на все изменения в современном обществе, они смогли сохранить основополагающие жизненные ценности, перенять положительный опыт поколений. Необходимо повышать информированность студентов медицинского вуза по вопросам репродуктивного здоровья, прегравидарной подготовки и основополагающим принципам «Медицины 4П», формировать у них мотивацию к профилактическому подходу в отношении здоровья.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье; прегравидарная подготовка; «Медицина 4П»; студенты медицинского вуза; репродуктивные установки; отношение; информированность.
Для цитирования: Абольян Л. В., Лазарева О. Д., Гараева А. С., Хвостунов О. К. Отношение и информированность студентов медицинского вуза по вопросам репродуктивнго здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Медицины 4П». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1):96—102. DOI: http:/ /dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-96-102
Для корреспонденции: Абольян Любовь Викторовна, д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко Сеченовского Университета, е-mail: [email protected]
Aboliyan L. V., Lazareva O. D., Garaeva A. S., Khvostunov O. K. THE ATTITUDE AND AWARENESS OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY CONCERNING ISSUES OF REPRODUCTIVE HEALTH AND PREGRAVID TRAINING FROM POSITIONS OF "4P MEDICINE"
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University» (Sechenov University) of Minzdrav of Russia, 119991, Moscow, Russia
The young generation aged 16—24 years is the main demographic national reserve for coming decades. Hence, the purpose of the study is to investigate attitude of modern youth exemplified by students of medical university to establishing family, marriage and birth of children, and also their awareness about issues of reproductive health and training of couple to birth of healthy progeny considering modern approaches of personalized "4P Medicine".
The survey of medical students was carried out on the basis of sampling of 193 students in November 2019 to February 2020. The survey data was processed using software SPSS 21. The indices of descriptive and analytical statistics were calculated to analyze study results.
The low awareness of medical students on issues of pregravid training and modern approaches of personalized «4P Medicine» was established. Despite the fact that significant number of students understand importance of improving their awareness of reproductive health and pregravid training from positions of "4P Medicine", about quarter of all respondents never pondered about these issues. The majority of respondents lead healthy life-style and understand its importance for their health, including reproductive health. The students have positive attitudes to establishment of family and birth of children.
It is necessary to improve awareness of medical students of reproductive health, pregravid training and main principles of personalized "4P Medicine".
Keywords: reproductive health; preconception care; "4P Medicine"; medical student; pregravid training; attitude; awareness.
For citation: Aboliyan L. V., Lazareva O. D., Garaeva A. S., Khvostunov O. K. The attitude and awareness of students of medical university concerning issues of reproductive health and pregravid training from positions of "4P Medicine". Problemi so-cialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(1):96—102 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-96-102
For correspondence: Aboliyan L. V., doctor of medical sciences, professor of the N. A. Semashko Chair of Public Health and
Health Care of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow
State Medical University". e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.
Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Здоровье и общество
Received 03.08.2020 Accepted 29.10.2020
Введение
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. направлена на укрепление репродуктивного здоровья и института семьи в качестве приоритетных направлений государственной политики. Молодое поколение в возрасте 16—24 лет составляет основной демографический резерв страны на ближайшие десятилетия [1— 3]. Большой интерес представляет изучение репродуктивных установок современной молодежи, ее отношение к браку и рождению детей, а также информированность по вопросам репродуктивного здоровья и подготовки пары к рождению здорового потомства с учетом современных подходов персонифицированной «Медицины 4П».
Репродуктивное просвещение молодежи включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение информированности о правах, возможностях и наиболее целесообразных тактиках в области сохранения здоровья при реализации сексуальной и репродуктивной функции. Информирование молодежи о важности прегравидарной подготовки к зачатию и рождению здорового ребенка является составной частью репродуктивного просвещения [4]. Прегравидарная подготовка (лат. gravida — беременная, pre — предшествующий) — это комплекс диагностических, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на оценку состояния здоровья и подготовку половых партнеров к зачатию, последующему вынашиванию беременности и рождению здорового ребенка. В зарубежной литературе используется термин «преконцепционная помощь/ preconceptual care», или «преконцепция/preconcep-tion» (англ. conceptus — оплодтворенное яйцо, продукт зачатия). Подготовка пары к зачатию необходима обоим будущим родителям, поскольку и мужчина, и женщина в равной мере обеспечивают эмбрион генетическим материалом и совместно несут ответственность за здоровье будущего ребенка [4—6].
В последнее время все большее распространение получает абсолютно новая модель здравоохранения — «Медицина 4П». Это медицина будущего, в основе которой лежат четыре основополагающих принципа: персонализация, предикция, превентив-ность и партисипативность [7]. «Медицина 4П» как новое направление медицины ориентирована на индивидуальное здоровье, способна реально стабилизировать показатели заболеваемости и снизить ин-валидизацию трудоспособного населения, существенно сократив традиционно высокие расходы на лечение уже заболевших людей [8—14]. Внедрение в практику современного здравоохранения предик-тивно-превентивного и персонифицированного подхода имеет прямое отношение к сохранению и укреплению репродуктивного здоровья, включая прегравидарную подготовку.
Цель настоящего исследования заключалась в оценке отношения студентов к созданию семьи, браку и рождению детей, а также их информированности по вопросам репродуктивного здоровья и пре-гравидарной подготовки с современных позиций «Медицины 4П».
Материалы и методы
Проведен опрос студентов II и V курсов Сеченовского Университета с помощью разработанной нами анкеты. Анкета включала 50 вопросов, объединенных в 5 блоков: общие сведения о студенте, медико-социальная характеристика семьи родителей, здоровье и образ жизни студента, его отношение к браку и рождению детей, информированность студента по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидар-ной подготовки с позиций «Медицины 4П». Всего опрошено 193 студента, распределение респондентов по полу, факультету и курсу обучения представлено в табл. 1. Выборка формировалась случайным образом из студентов, проходивших обучение на одной из кафедр медицинского вуза в период с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. Объем выборки определялся с помощью формулы для относительных величин [15].
Обработку данных осуществляли с использованием статистического пакета для персонального компьютера IBM SPSS.21. Вычисляли показатели описательной (распределение признака, оценка равномерности распределения признака по Колмогорову—Смирнову, средняя и среднеквадратическое отклонение M+d) и аналитической (коэффициент корреляции r, критерий Стьюдента для оценки достоверности различий t, достоверными считались различия при значении p<0,05) статистики.
Результаты исследования
Социальный портрет опрошенных студентов характеризовался следующими параметрами. Большинство из них (83,4%) — москвичи, из полных семей — 71,5%, с числом детей, включая самого сту-
Таблица 1
Распределение опрошенных студентов медицинского вуза по полу, факультету и курсу обучения
Характеристика
Опрошенные
абс. число %
Пол: 37 19,2
мужской
женский 156 80,8
Факультет: 18 9,3
лечебный
медико-профилактический 149 77,2
фармацевтический 26 13,5
Курс обучения:
II 131 67,9
V 62 32,1
Всего... 193 100
дента, 1—2 ребенка — 79,9%, средним достатком в семье — 70,5%. Имели высшее образование 59% родителей студентов, среднее специальное — 25—31%.
Здоровье и образ жизни студентов
Самооценка студентами состояния здоровья показала, что 39,4% оценивают свое здоровье как удовлетворительное, 29,5% считают себя абсолютно здоровыми, 28% отмечают частые простудные заболевания и лишь 3,1% считают свое здоровье плохим, имеют хронические заболевания и состоят на диспансерном учете в поликлинике. Не выявлено достовер-
Таблица 2
Самооценка здоровья и характеристика образа жизни студентов в зависимости от пола
Девушки Юноши Всего
Характеристика (ni= 156) (n =37) (n= 193)
абс. % абс. % абс. %
Самооценка здоровья студентами:
абсолютно здоров 46 29,5 11 29,8 57 29,5
частые простудные заболевания 46 29,5 9 24,3 54 28,0
удовлетворительное 59 37,8 17 45,9 76 39,4
плохое 4 2,6 0 0 4 2,1
входит в группу диспансерного на-
блюдения 1 0,6 0 0 2 1,0
Индекс массы тела:
ниже нормы 31 19,9 1 2,7** 31 16,0
норма 119 76,3 28 75,7 147 76,2
выше выше нормы (предожирение) 6 3,8 8 21,6* 15 7,8
Курение:
курит регулярно 15 9,6 13 35,1** 28 14,5
курит иногда в компании 17 10,9 2 5,4 19 9,8
не курит 124 78,8 22 59,5** 145 75,1
нет ответа 1 0,7 — — 1 0,6
Употребление алкоголя:
употребляет регулярно 4 2,6 3 8,1 7 3,6
употребляет иногда в компании 84 53,8 22 59,5 106 54,9
не употребляет 65 41,7 10 27,0 75 38,9
другое 3 1,9 2 5,4 5 2,6
Сон:
менее 7 ч в сутки 82 52,6 13 35,1* 94 48,7
7—8 ч 66 42,3 20 54,1 87 45,1
9 ч и более 8 5,1 4 10,8 12 6,2
Питание:
регулярное здоровое питание 22 14,1 5 13,5 27 14,0
питание не регулярное, но стараюсь
употреблять здоровую пищу 102 65,4 25 67,6 127 65,8
нерегулярное и нездоровое 24 15,4 5 13,5 29 15,0
нездоровое питание независимо от
частоты приема пищи 5 3,2 1 2,7 6 3,1
другое 3 1,9 1 2,7 4 2,1
Двигательная активность:
утренняя зарядка не менее 3 раз в не-
делю 14 9,0 6 16,2 20 10,4
ежедневные пешие прогулки не ме-
нее 30 мин 71 45,6 17 45,9 88 45,6
занятия бегом 2—3 раза в неделю 1 0,6 3 8,1 4 2,1
занятия спортом 2—3 раза в неделю 23 14,7 7 18,9 30 15,5
предпочитает пассивный отдых 38 24,3 2 5,4* 40 20,7
другое 9 5,8 2 5,5 11 5,7
Важность соблюдения принципов
ЗОЖ:
важно 141 90,4 33 89,2 174 90,2
не важно 4 2,6 0 2,7 4 2,1
затрудняюсь с ответом 11 7,0 4 10,8 15 7,7
Считает ли студент, что соблюдение
ЗОЖ важно для сохранения репродук-
тивного здоровья:
важно 141 90,4 32 86,5 173 89,6
не важно 6 3,8 2 5,4 8 4,1
затрудняюсь с ответом 9 5,8 3 8,1 12 6,3
Примечание. *p<0,5; **p<0,01.
Health and Society
ных различий в состоянии здоровья юношей и девушек, а также среди студентов II и V курсов.
Большинство (89,6%) студентов придерживаются здорового образа жизни (ЗОЖ) и считают, что его соблюдение является важным для сохранения и укрепления здоровья, включая репродуктивное здоровье. Основные характеристики образа жизни студентов могут быть представлены следующими показателями: не курят 75,1%, спят не менее 7 ч 51,3%, не употребляют алкоголь или употребляют иногда в компании 93,8%, при нерегулярном питании стараются употреблять здоровую пищу 65,8%, ежедневно совершают пешие прогулки не менее 30 мин 45,8% , занимаются спортом 2—3 раза в неделю 15,6%, имеют нормальную массу тела около 80% (табл. 2). Выявлены достоверные различия в соблюдении основ здорового образа жизни между девушками и юношами по некоторым характеристикам: регулярно курят 9,6% девушек и 35,1% юношей (p<0,01), предпочитают пассивный отдых 24,3% девушек и 5,4% юношей (p<0,01), имеют дефицит массы тела 19,9% девушек и 2,7% юношей (p<0,01), превышение массы тела — 3,8 и 21,6% (p<0,05) девушек и юношей соответственно, спят менее 7 ч 52,6% девушек и 35,1% юношей (p<0,05).
Отношение студентов к созданию семьи, браку и рождению детей
Состояли в браке 4,7% опрошенных студентов , имели детей 3,1%. Характеризуя репродуктивные установки студентов, следует отметить, что большинство (90,7%) настроено на рождение детей в своих семьях. Планируют иметь двух детей 49,7%, одного ребенка хотели бы иметь 18,1%, трех детей — 19,2%, более трех — лишь 3,7%. Выявлена достоверная корреляционная связь между числом планируемых детей, полом студентов и числом детей в семье родителей. Больше детей планируют девушки по сравнению с юношами (r=+0,16; p<0,05), а также студенты из многодетных семей (r=+0,25; p<0,01).
Считают оптимальным возрастом для создания семьи и рождения детей 25—29 лет 56 и 54,4% студентов соответственно. Следует отметить, что по мере обучения студентов в медицинском вузе смещаются их представления об оптимальном возрасте рождения детей в сторону его увеличения с 20— 24 лет (25,2 и 9,5%; p<0,01; доля ответов среди студентов II и V курсов соответственно) на более старшие возрастные группы 25—29 лет и 30—34 года. Большинство студентов отмечают важность регистрации брака, поскольку это повышает ответственность перед партнером и является важным для совместного воспитания детей. Основными мотивами при выборе партнера для вступления в брак, по мнению студентов, являются любовь, уважение и забота близкого человека, на материальное благополучие указали около 73 студентов.
Информированность студентов по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Медицины 4П»
Здоровье и общество
Таблица 3
Оценка информированности студентов II и V курсов по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций
«Медицины 4П»
Результат
№ Показатель II курс, V курс, Оба курса,
(П1 = 131) ("2 62) N = 193)
абс. % абс. % абс. %
1. Знаком ли студент с термином «репродуктивное здоровье»?
1 — может дать полное определение 41 31,3 27 42,9 68 35,2
2 — имеет общие представления 81 61,8 33 52,4 113 58,5
3 — нет, это определение видит впервые 9 6,9 3 4,7 12 6,3
2. Знает ли студент о термине «прегравидарная подготовка» (зарубежный аналог — «преконцептуальная подготовка» или «преконцепция»)?
1 — может дать полное определение 7 5,3 3 4,8 10 5,2
2 — имеет общие представления 43 32,8 19 30,2 62 32,1
3 — нет, это определение видит впервые 81 61,9 41 65,1 121 62,7
3. Знает ли студент о современной модели здравоохранения — «Медицине 4П», или превентивной медицине, и ее основополагающих принципах (персонализация, предикция, превентивность и партисипативность)?
1 — да, имеет полное представление 7 5,3 9 14,3 16 8,3
2 — имеет общие представления 44 33,6 18 28,6 62 32,1
3 — об этой модели слышит впервые 80 61,1 36 57,1 115 59,6
4. Мнение студента о важности учета 4П принципов превентивной медицины в прегравидарной подготовке:
1 — обязательно надо учитывать 84 64,1 35 55,6 119 61,7
2 — не обязательно учитывать 7 5,3 3 4,8 10 5,2
3 — затрудняется с ответом 40 30,6 25 39,6 64 33,1
5. Оценка студентом его осведомленности об основном содержании прегравидарной подготовки
1 — имеет полное представление 7 5,3 5 7,9 12 6,2
2 — имеет представления по отдельным разделам прегравидарной подготовки 24 18,3 11 17,5 35 18,1
3 — имеет поверхностные представления 42 32,1 16 25,4 58 30,1
4 — не интересовался(-лась) этим вопросом 45 34,4 27 42,9 71 36,8
5 — не имеет никакого представления 13 9,9 3 4,8 16 8,3
6 — другое 0 0 1 1,5 1 0,5
6. Хотел бы студент получать информацию о репродуктивном здоровье?
1 — да 78 59,5 31 49,2 108 56,0
2 — нет 13 9,9 7 11,1 20 10,4
3 — еще не задумывался(-лась) 35 26,7 16 25,4 51 26,4
4 — затрудняется с ответом 5 3,8 9 14,3 14 7,2
7. Хотел бы студент получать информацию о прегравидарной подготовке?
1 — да 74 56,5 30 47,6 103 53,4
2 — нет 12 9,2 6 9,5 18 9,3
3 — еще не задумывался(-лась) 34 26,0 16 25,4 50 25,9
4 — затрудняюсь ответить 11 8,4 11 17,5 22 11,4
Большинство студентов знакомы с термином «репродуктивное здоровье», более 1/3 могут дать его полное определение (табл. 3). Однако лишь 32,1% из них знакомы с термином «прегравидарная подготовка», и 5,2% могут дать его полное определение. Около 40% студентов знают о «Медицине 4П» (могут дать полное определение — 8,3% и имеют общие представления 32,1%), а остальные об этой модели медицины слышат впервые, но 61,7% считают, что эти принципы важно учитывать при прегравидар-ной подготовке пары к рождению здорового ребенка (после ознакомления с определениями этих терминов). Не выявлено достоверных различий в ответах студентов II и V курсов (р> 0,05).
Основными источниками информации по вопросам репродуктивного здоровья студенты назвали электронные ресурсы: интернет-сайты (57,5%), научно-популярные журналы и газеты (18,1%). Студенты V курса среди значимых источников информации назвали также занятия на профильных кафедрах в университете: урологии (22,2%), акушерства и гинекологии (15,9%), инфекционных болезней (14,3%).
Более половины студентов хотели бы получить информацию по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Меди-
цины 4П», но около четверти студентов II и V курсов еще не задумывались над данными вопросами. По мнению студентов, информирование молодежи о прегравидарной подготовке с позиций «Медицины 4П» нужно начинать уже в старших классах школы (46,6%) и на первых курсах средних и высших учебных заведений (23,3%).
Оценка студентами приемлемости и привлекательности различных источников информации по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидар-ной подготовки позволила ранжировать эти источники по степени их значимости, исходя из полученного среднего балла (по 5-балльной шкале; М+$). Наиболее привлекательными для студентов являлись сайты в интернете, занятия на профильных кафедрах в университете и индивидуальные беседы с медицинским работником.
Обсуждение
Охрана репродуктивного здоровья лиц молодого возраста является одним из приоритетных направлений деятельности в здравоохранении. Формирование репродуктивных установок молодежи — это сложный процесс, на который влияет множество различных факторов, среди которых большое значе-
ние имеет информирование по вопросам репродуктивного здоровья, включая прегравидарную подготовку с современных позиций «Медицины 4П». Пре-концепционная оценка факторов риска и коррекция выявленных нарушений — наилучший доказанный способ снижения акушерских и перинатальных осложнений, а также социальных и экономических последствий для общества, связанных с выхаживанием и реабилитацией недоношенных детей и детей-инвалидов [16—19]. В 2016 г. в России был опубликован клинический протокол «Прегравидарная подготовка» [4], отражающий консенсус российских экспертов по вопросам подготовки супружеской пары к беременности. Согласно этому документу, репродуктивное просвещение и прегравидарное консультирование — безальтернативные методы повышения информированности населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, профилактики абортов и приверженности планированию и подготовке беременности. Персонифицированная «Медицина 4П» применительно к репродуктивному здоровью и прегравидарной подготовке предполагает прежде всего не выявление уже имеющихся заболеваний и их лечение, а проведение превентивно-профилактических мероприятий для предупреждения их развития у будущих родителей.
Период до зачатия часто определяется как 3 мес до зачатия, возможно, потому что это среднее время до зачатия для фертильных пар. С точки зрения общественного здравоохранения период преконцеп-ции может быть отнесен к такой чувствительной фазе жизненного цикла («окно возможностей»), как подростковый возраст, когда здоровое поведение, влияющее на диету, физическую активность и ожирение, наряду с курением и употреблением алкоголя, устанавливается еще до первой беременности [20]. С этих позиций для нас представляло интерес изучение состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи, имеющих важное значение для формирования репродуктивного здоровья.
В целом можно охарактеризовать здоровье студентов как хорошее без существенных изменений на протяжении обучения в вузе, за исключением частых простудных заболеваний (3—4 раза в год), которые отмечали около 73 опрошенных. Это согласуется с данными мультицентрового исследования среди студентов 8 российских медицинских вузов [21]. Большинство студентов придерживаются здорового образа жизни и считают, что его соблюдение является важным для сохранения и укрепления здоровья, включая репродуктивное (89,6%). Тем не менее выявлено, что регулярно курят 35,1% юношей, 24,3% опрошенных девушек предпочитают пассивный отдых, 19,9% девушек имеют дефицит массы тела, превышение массы тела отмечено у 21,6% юношей. На выявление факторов риска в поведении студентов и их профилактику следует обращать внимание при прохождении студентами ежегодной диспансеризации в университетской поликлинике.
Репродуктивные установки молодежи в значительной степени предопределяют тенденции показа-
Health and Society
телей рождаемости. Полученные нами данные о репродуктивных установках студентов согласуются с результатами исследований других авторов [2, 3, 22] и характеризуются тем, что большинство (90,7%) опрошенных хотят в будущем иметь детей, 68,9% студентов планируют иметь двоих-троих детей и 54,4%считают оптимальным возрастом для рождения первого ребенка 25—29 лет. Большинство студентов отмечают важность регистрации брака, поскольку это повышает ответственность перед партнером и является важным для совместного воспитания детей.
Выявлена низкая информированность студентов медицинского вуза II и V курсов по вопросам пре-гравидарной подготовки и «Медицины 4П». Впервые во время опроса столкнулись с терминами «пре-гравидарная подготовка» 62,7% студентов, персонифицированная «Медицина 4П» — 59,6%. Тем не менее 61,7% отметили важность учета принципов «Медицины 4П» при проведении прегравидарного консультирования. Обращает на себя внимание тот факт, что около 74 опрошенных еще не задумывались о том, нужно ли им получать информацию по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидар-ной подготовки, что также может быть результатом их низкой осведомленности по данным вопросам . Полученные нами данные согласуются с данными российских и зарубежных исследователей, подтверждающих, что население еще мало осведомлено о важности и возможности получения прегравидар-ной консультации до зачатия, а у медицинских работников не хватает профессиональных знаний для ее оказания [1, 5, 23—26]. В ведущих европейских странах отсутствуют единые подходы к подготовке пары к зачатию [27], и для популяризации прекон-цепционной подготовки важно проведение информационно-просветительных мероприятий и рекламных кампаний [28—30]. Основными препятствиями для развития относительно персонализированной медицины наряду с пока еще высокой стоимостью необходимых исследований являются недостаточная подготовленность специалистов, большой разрыв между предоставляемыми ею новыми ценными диагностическими и терапевтическими возможностями и способностью практических врачей оценить их и применить на практике [31].
Полученные нами данные о предпочитаемых и приемлемых для студентов медицинского вуза источниках информации по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки, среди которых сайты в интернете, занятия на профильных кафедрах в университете и индивидуальные беседы с врачом, следует учитывать при планировании мероприятий по повышению информированности студентов по данным вопросам.
Заключение
Выявлена низкая осведомленность студентов медицинского вуза по вопросам прегравидарной подготовки и современных подходов персонифицированной, предиктивно-профилактической и партиси-
Здоровье и общество
пативной «Медицины 4П» применительно к этому разделу медицины. Несмотря на то что значительная часть студентов осознают важность повышения информированности по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Медицины 4П», около 74 из них еще не задумывались над данным вопросом. Все это связано с тем , что прегравидарная подготовка пары к зачатию и «Медицина 4П» являются принципиально новыми подходами в современном российском и зарубежном здравоохранении и еще не вошли в повседневную практику врачей, также они не являются обязательной частью образовательных программ медицинских вузов. Большинство опрошенных студентов ведут здоровый образ жизни и понимают его важность для своего здоровья, включая репродуктивное здоровье. Студенты имеют положительные установки на создание семьи и рождение детей. Несмотря на все изменения в современном обществе, они смогли сохранить для себя основополагающие жизненные ценности, перенять положительный опыт поколений.
Повышение информированности студентов медицинского вуза по вопросам репродуктивного здоровья, прегравидарной подготовки и основополагающих принципов «Медицины 4П», формирование у них мотивации к профилактическому подходу к сво-му здоровью важно не только потому, что студенты представляют репродуктивный потенциал страны, но и потому, что это будущие врачи, от знаний и профессиональный компетенций которых в значительной степени зависит здоровьесберегающее поведение и здоровье их пациентов.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каваева Н. Ю., ВяткинаК. О., Росюк Е. А. Оценка степени готовности студентов медицинских вузов к беременности. Журнал акушерства и женских болезней. 2016;65(Спец. вып.):65—6.
2. Миронова Ю. Г. Факторы формирования репродуктивных установок современной студенческой молодежи в Российском регионе (на примере г. Астрахани). Общество: социология, психология, педагогика. 2018;12(56):56—9.
3. Шевченко К. С., Ковалева Г. А. Репродуктивные установки молодежи (на примере студентов Череповецкого государственного университета). В кн.: Материалы Международной научно-практической конференции «Ломоносов-2018». Череповец: Секция «Социология семьи и демографии»; 2018. С. 1—2.
4. Радзинский В. Е., ред. Прегравидарная подготовка: клинический протокол. М.: StatusPraesens; 2016. 80 с.
5. Березовская К. Е., Федорова К. Ю., Колбина А. П., Краснопер-ва А. И., Дударева В. А., Дядикова И. Г. Изучение информированности населения о необходимости подготовки к беременности: факты, реалии, перспективы. В кн.: Сборник I Межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные концепции профилактической медицины». Ростов-на-Дону; 2018. С. 49—52.
6. Shishcanu D., Marianian A. Y., Iliadi-Tulbure C. Preconceptional care: Opportunities and challenges. Acta Biomed. Scient. 2018;3:69— 74.
7. Hood L., Balling R., Auffray C. Revolutionizing medicine in the 21st century through systems approaches. Biotechnol. J. 2012;7(8):992— 1001.
8. Аполихин О. И., Катибов М. И., Шадеркин И. А., Просянни-ков М. Ю. Принципы «Медицины 4D» в организации медицин-
ской помощи на примере урологических заболеваний. Экспериментальная и клиническая урология. 2017;(1):4—8.
9. Белушкина Н. Н., Чемезов А. С., Пальцев М. А. Персонализированная медицина: от идеи до внедрение в практическое здравоохранение. Молекулярная медицина. 2018;16(3):9—15.
10. Дедов И. И. Персонализированная медицина: на пороге новой эпохи. В кн.: Современные достижения в лечении социально-значимых заболеваний. М.; 2018. С. 105—11.
11. Просянников М. Ю., Константинова О. В., Войтко Д. А., Анохин Н. В., Кураева В. М., Аполихин О. И. Медицина 4П на примере ведения пациентов с мочекаменной болезнью. Экспериментальная и клиническая урология. 2019;(4):19—24.
12. Di Sanzo M., Cipolloni L., Borro M., La Russa R., Santurro A., Sco-petti M. Clinical Applications of Personalized Medicine: A New Paradigm and Challenge. Curr. Pharm. Biotechnol. 2017;18(3):194— 203.
13. SagnerM., McNeil A., Puska P., Auffray C., Price N. D., Hood L The P4 Health Spectrum — A Predictive, Preventive, Personalized and Participatory Continuum for Promoting Healthspan. Prog. Car-diovasc. Dis. 2017;59(5):506—21.
14. Grigorescu S., Cazan A. M., Grigorescu O. D., Rogozea L. M. The role of the personality traits and work characteristics in the prediction of the burnout syndrome among nurses — a new approach within predictive, preventive, and personalized medicine concept. EPMA J. 2018;9(4):355—65.
15. Решетников В. А., ред. Основы статистического анализа в медицине: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство»; 2020. 176 с.
16. Preconception care: Maximizing the gains for maternal and child health. Geneva: WHO; 2013.
17. Пустотина О. А. Прегравидарная подготовка. Медицинский совет. 2017;13:64—70.
18. Dorney E., Black K. I. Preconception care. AJGP. 2018;47(7):424—9.
19. Simon C. Introduction: Preconceptional Care: Do We Have to Care? Fertil. Steril. 2019;112(4):611—2.
20. Stephenson J. Europe PMC Funders Group Lancet. Before the beginning: nutrition and lifestyle in the preconception period and its importance for future health. Lancet. 2018;391(10132):1830—41.
21. Решетников А. В., Ачкасов Е. Е., Решетников В. А. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. М.: ТПС Принт; 2017. 296 с.
22. Тарченко В. С., Бийжанова Э. К. Исследование брачно-семей-ных представлений студенческой молодежи: обзор российских работ. Общество: социология, педагогика, психология. 2018;(12):50—5.
23. Прохорова О. В., Обоскалова Т. А., Воронцова А. В., Киселева М. К. Оценка осведомленности первородящих пациенток об особенностях прегравидарной подготовки. Уральский медицинский журнал. 2017;6(150):36—9.
24. Declore L., Lacoursiere D. Y. Preconception Care of the Obese Woman. Clin. Obstet. Gynecol. 2016;59(1):129—39.
25. Bortolus R., Oprandi N. C., Morassutti F. R., Marchetto L., Filippi-ni F., Agricola E. Why women do not ask for information on preconception health? A qualitative study. BMC Pregn. Childbirth. 2017;17:5.
26. Goodfellow A., Frank J., McAteer J., Rankin J. Improving preconception health and care: a situation analysis. BMC Health Serv. Res. 2017;17:595.
27. Hemsing N., Greaves L., Poole N. Preconception health care interventions: A scoping review. Sex. Reproduct. Healthcare. 2017;14:24— 32.
28. Poels M., van Stel H. F., Franx A., Koster M. P. H. The Effect of a Local Promotional Campaign on Preconceptional Lifestyle Changes and the Use of Preconception Care. Eur. J. Contracept. Reprod. Health Care. 2018;23(1):38—44.
29. Sijpkens M. K., van Voorst S. F., de Jong-Potjer L. C., Denkta§ S., Verhoeff A. P., Bertens L. C. M. The effect of a preconception care outreach strategy: the Healthy Pregnancy 4 All study. BMC Health Serv. Res. 2019;19:60.
30. Skogsdala Y., Fadlb H., Caoc Y., Karlssond J., Tyd A. An intervention in contraceptive counseling increased the knowledge about fertility and awareness of preconception health — a randomized controlled trial. Upsala J. Med. Sci. 2019;124(3):203—12.
31. Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Чехонин В. П., Баклаушев В. П., Арчаков А. И., Мошковский С. А. Персонализированная медицина: современное состояние и перспективы. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012;67(12):4—12.
Поступила 03.08.2020 Принята в печать 29.10.2020
REFERENCES
1. Kavaeva N. Yu., Vyatkina K. O., Rosyuk E. A. Assessment of the degree of readiness of medical students for pregnancy. Zhurnal akush-erstva i zhenskikh bolezney = Journal of Obstetrics and Women's Diseases. 2016;65(S1):65—6 (in Russian).
2. Mironova Yu. G. Factors in the development of reproductive attitudes among Russian regional students (a case study of Astrakhan). Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2018;12(56):56—9 (in Russian).
3. Shevchenko K. S., Kovaleva G. A. Reproductive attitudes of youth (on the example of students of Cherepovets state University). International conference «Lomonosov-2018» [Mezhdunarodnaya konfer-enciya «Lomonosov-2018»]. Cherepovets: Section «Sociology of family and demography»; 2018. P. 1—2 (in Russian).
4. Radzinskij V. E., ed. Preconception care: clinical protocol [Pregrav-idarnayapodgotovka: klinicheskijprotokol]. Moscow: StatusPraesens; 2016. 80 p. (in Russian).
5. Berezovskaya K. E., Fedorova K. Yu., Kolbina A. P., Krasnopero-va A. I., Dudareva V. A., Dyadikova I. G. Studying public awareness of the need to prepare for pregnancy: facts, realities, prospects. In: First Interregional conference of students and young scientists «Modern concepts of preventive medicine» [Pervaya Mezhregion-alnaya conferenciya "Sovremennye concepcii profilacticheskoi mediciny"]. Rostov-na-Donu; 2018. P. 49—52 (in Russian).
6. Shishcanu D., Marianian A. Y., Iliadi-Tulbure C. Preconceptional care: Opportunities and challenges. Acta Biomed. Scient. 2018;3:69— 74.
7. Hood L., Balling R., Auffray C. Revolutionizing medicine in the 21st century through systems approaches. Biotechnol. J. 2012;7(8):992— 1001.
8. Apolihin O. I., Katibov M. I., Shaderkin I. A., Prosyannikov M. Yu . Principles of "4P medicine" in the organization care in the context of urological diseases. Eksperimentalnaya i klinicheskaya urologiya = Experimental and Clinical Urology. 2017;(1):4—8 (in Russian).
9. Belushkina N. N., Chemezova A. S., Paltsev M. A. Personalized medicine: from idea to implementation in practical health. Molekul-yarnaya medicina. 2018;16(3):9—15 (in Russian).
10. Dedov I. I. Personalized medicine: on the threshold of a new era. In: Modern achievements in the treatment of socially significant diseases [Sovremennye dostizheniya v lechenii socialno-znachimyh zabole-vanij]. Moscow; 2018. P. 105—11 (in Russian).
11. Prosyannikov M. Yu., Konstantinova O. V., Voitko D. A., Anokh-in N. V., Kuraeva V. M., Apolikhin O. I., Sivkov A. V. «Medicine 4P» on the example of managing patients with urolithiasis. Eksperimen-talnaya i klinicheskaya urologiya = Experimental and Clinical Urology. 2019;(4):19—24 (in Russian).
12. Di Sanzo M., Cipolloni L., Borro M., La Russa R., Santurro A., Sco-petti M. Clinical Applications of Personalized Medicine: A New Paradigm and Challenge. Curr. Pharm. Biotechnol. 2017;18(3):194— 203.
13. SagnerM., McNeil A., Puska P., Auffray C., Price N. D., Hood L. The P4 Health Spectrum — A Predictive, Preventive, Personalized and Participatory Continuum for Promoting Healthspan. Prog. Car-diovasc. Dis. 2017;59(5):506—21.
14. Grigorescu S., Cazan A. M., Grigorescu O. D., Rogozea L. M. The role of the personality traits and work characteristics in the prediction of the burnout syndrome among nurses — a new approach
Health and Society
within predictive, preventive, and personalized medicine concept. EPMA J. 2018;9(4):355—65.
15. Reshetnikov V. A. The basics of statistical analysis in medicine: Textbook [ Osnovy statisticheskogo analiza v medicine: Uchebnoe posibie]. Moscow: Publishing house "Medical information Agency"; 2020. 176 p. (in Russian).
16. Preconception care: Maximizing the gains for maternal and child health. Geneva: WHO; 2013.
17. Pustotina O. A. Preconceptual care. Meditsinskij sovet. 2017;13:64— 70 (in Russian).
18. Dorney E., Black K. I. Preconception care. AJGP. 2018;47(7):424—9.
19. Simon C. Introduction: Preconceptional Care: Do We Have to Care? Fertil. Steril. 2019;112(4):611—2.
20. Stephenson J. Europe PMC Funders Group Lancet. Before the beginning: nutrition and lifestyle in the preconception period and its importance for future health. Lancet. 2018;391(10132):1830—41.
21. Reshetnikov A. V., Achkasov E. E., Reshetnikov V. A. Building of a healthy life style of students [Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi]. Moscow: TPS Print; 2017. 296 p. (in Russian).
22. Tarchenko V. S., Biyzhanova E. K. Views of students on marriage and family: a review of Russian studies. Obshchestvo: sotsiologiya, pedagogika, psikhologiya = Society: Sociology, Pedagogy, Psychology. 2018;(12):50—5 (in Russian).
23. Prokhorova O. V., Oboskalova T. A., Vorontsova A. V., Kisele-va M. K. Assessment of awareness of primiparous patients about the features of preconceptual care. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal = Ural Medical Journal. 2017;6(150):36—9 (in Russian).
24. Declore L., Lacoursiere D. Y. Preconception Care of the Obese Woman. Clin. Obstet. Gynecol. 2016;59(1):129—39.
25. Bortolus R., Oprandi N. C., Morassutti F. R., Marchetto L., Filippi-ni F., Agricola E. Why women do not ask for information on preconception health? A qualitative study. BMC Pregn. Childbirth. 2017;17:5.
26. Goodfellow A., Frank J., McAteer J., Rankin J. Improving preconception health and care: a situation analysis. BMC Health Serv. Res. 2017;17:595.
27. Hemsing N., Greaves L., Poole N. Preconception health care interventions: A scoping review. Sex. Reproduct. Healthcare. 2017;14:24— 32.
28. Poels M., van Stel H. F., Franx A., Koster M. P. H. The Effect of a Local Promotional Campaign on Preconceptional Lifestyle Changes and the Use of Preconception Care. Eur. J. Contracept. Reprod. Health Care. 2018;23(1):38—44.
29. Sijpkens M. K., van Voorst S. F., de Jong-Potjer L. C., Denkta§ S., Verhoeff A. P., Bertens L. C. M. The effect of a preconception care outreach strategy: the Healthy Pregnancy 4 All study. BMC Health Serv. Res. 2019;19:60.
30. Skogsdala Y., Fadlb H., Caoc Y., Karlssond J., Tyd A. An intervention in contraceptive counseling increased the knowledge about fertility and awareness of preconception health — a randomized controlled trial. Upsala J. Med. Sci. 2019;124(3):203—12.
31. Dedov I. I., Tyul'pakov A. N., Chekhonin V. P., Baklaushev V. P., Ar-chakov A. I., Moshkovskij S. A. Personalized medicine: State-of-the-art and prospects. Vestnik RAMN. 2012;67(12):4—12 (in Russian).