Научная статья на тему 'Отношение будущих врачей к ВИЧ-инфицированным пациентам'

Отношение будущих врачей к ВИЧ-инфицированным пациентам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / HIV INFECTION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / PERSONS LIVING WITH HIV

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пузырева Лариса Владимировна, Осадчук Ольга Леонидовна, Мордык Анна Владимировна

Цель работы выявить различные психологические, профессиональные аспекты отношения будущих выпускников медицинского университета к пациентам с ВИЧ-инфекцией. Проведён социологический опрос студентов V курса медицинского университета об отношении к ВИЧ-инфицированным пациентам. Установлено, что у будущих врачей отсутствует негативное отношение к ВИЧ-инфицированным лицам. Выявлено нежелание в поддержании интимных отношений с ВИЧ-позитивным партнером, а также осознание необходимости мер личной защиты при выполнении профессиональных обязанностей при работе с соответствующим контингентом. При этом некоторые вопросы личностных взаимоотношений с лицами, живущими с ВИЧ, для студентовстаршекурсников остаются дискутабельными. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании основ медицинской психологии, а также в построении воспитательной работы со студентами на кафедрах медицинских вузов соответствующего профиля, инфекционных болезней, фтизиатрии, психологии и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пузырева Лариса Владимировна, Осадчук Ольга Леонидовна, Мордык Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE DOCTORS' RELATION TO HIV POSITIVE PATIENTS

The purpose of this article is to find out different aspects, psychological and professional, the attitude of future graduates of medical university to patients with HIV. The authors conduct the sociological survey according to the attitude estimates to HIV-positive patients among 100 respondents, the students of the V course of medical university. The survey is established that future doctors do not have anger, hatred, contempt and negative attitude to HIV-positive persons. According to the survey, it is revealed the unwillingness in sustention of sexual relationships with the HIV-positive partner and perception of necessity for keeping of personal protection measures during the work with the relevant cohort. At the same time, some questions of personal relationship with the persons living with HIV for senior students remain debatable. Results of the research can be used in teaching medical psychology basis as well as in creation of educational work with students at medical schools departments with the appropriate field, infectious diseases, phthisiology, psychology and others.

Текст научной работы на тему «Отношение будущих врачей к ВИЧ-инфицированным пациентам»

УДК 616.98(470.23-24) (476.2): 159.9.072 ГРНТИ 14.35.07

ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ К ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ ПАЦИЕНТАМ

Л.В. Пузырева, О.Л. Осадчук, А.В. Мордык

Омский государственный медицинский университет Минздрава РФ Россия, 644099, г. Омск, ул. Ленина, 12; e-mail: [email protected]

Цель работы - выявить различные психологические, профессиональные аспекты отношения будущих выпускников медицинского университета к пациентам с ВИЧ-инфекцией. Проведён социологический опрос студентов V курса медицинского университета об отношении к ВИЧ-инфицированным пациентам. Установлено, что у будущих врачей отсутствует негативное отношение к ВИЧ-инфицированным лицам. Выявлено нежелание в поддержании интимных отношений с ВИЧ-позитивным партнером, а также осознание необходимости мер личной защиты при выполнении профессиональных обязанностей при работе с соответствующим контингентом. При этом некоторые вопросы личностных взаимоотношений с лицами, живущими с ВИЧ, для студентов-старшекурсников остаются дискутабельными. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании основ медицинской психологии, а также в построении воспитательной работы со студентами на кафедрах медицинских вузов соответствующего профиля, инфекционных болезней, фтизиатрии, психологии и других.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, студенты, ВИЧ-инфицированные, психология, межличностные отношения, анкетирование, общество.

FUTURE DOCTORS' RELATION TO HIV POSITIVE PATIENTS

L. V. Puzyreva, O.L. Osadchuk, A. V. Mordyk

Omsk State Medical University of the Russian Ministry of Health

Russia, 644099, Omsk, ul. Lenina, 12, e-mail: [email protected]

The purpose of this article is to find out different aspects, psychological and professional, the attitude of future graduates of medical university to patients with HIV. The authors conduct the sociological survey according to the attitude estimates to HIV-positive patients among 100 respondents, the students of the V course of medical university. The survey is established that future doctors do not have anger, hatred, contempt and negative attitude to HIV-positive persons. According to the survey, it is revealed the unwillingness in sustention of sexual relationships with the HIV-positive partner and perception of necessity for keeping of personal protection measures during the work with the relevant cohort. At the same time, some questions of personal relationship with the persons living with HIV for senior students remain debatable. Results of the research can be used in teaching medical psychology basis as well as in creation of educational work with students at medical schools departments with the appropriate field, infectious diseases, phthisiology, psychology and others.

Keywords: HIV infection; students, persons living with HIV, psychology, interpersonal relations, a questionnaire; a society.

Введение

Проблема ВИЧ-инфекции в регионах России приобретает характер эпидемии, что говорит о сложности контролирования и ликвидации данной ситуации. В Омской области в 2015 г. заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила 123,3 на 100 тыс. населения с темпом прироста с 2009 г. 2580,4 % [1; 2; 3; 4; 5].

Пациенты с положительным ВИЧ-статусом находятся на лечении в различных медицинских учреждениях по ряду разнообразных причин: туберкулёза [6, 7], пневмонии [8], сепсиса, флегмон, менингитов [9] и т. д.

© Пузырева Л.В., Осадчук О.Л, Мордык А.В., 2017

Следовательно, контакт с больными ВИЧ-инфекцией у врачей возможен в любом медицинском учреждении, на поликлиническом, догоспитальном и стационарном уровнях [10], а также и в быту.

В практике врача, помимо приобретённых профессиональных навыков и знаний, присутствуют эмоциональные составляющие, проявление которых зависит от опыта, стажа, индивидуально-психологических особенностей специалиста. И если для психологической адаптации студентов в некоторых случаях можно использовать различные педагогические

подходы [11; 12; 13; 14], то очень трудно «запрограммировать» и предопределить личностное отношение врача [15] к ВИЧ-инфицированному пациенту.

Согласно теории В.Н. Мясищева, личностные отношения представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей человека с различными сторонами объективной действительности [16]. Опора на представления В.Н. Мясищева даёт основание осуществлять анализ личностного отношения будущих врачей к ВИЧ-инфицированному пациенту в четырёх смысловых ракурсах, которые соответствуют выделяемым в современной психологии сферам психического: когнитивной, эмоциональной, поведенческой. Исходя из этого личностное отношение будущих врачей к ВИЧ-инфицированному пациенту проявляется в суждениях, эмоциях и поступках.

Цель исследования - оценить личностное отношение будущих врачей - студентов 5 курса медицинского университета к пациентам с ВИЧ-инфекцией для реализации формирования правильного отношения в их последующей практической деятельности.

Материалы и методы

Было проведено сплошное анонимное анкетирование студентов 5 курса лечебного факультета Омского государственного медицинского университета в количестве 100 человек. Анкета состояла из 20 вопросов. В первых четырёх вопросах оценивались знания студентов по вопросам ВИЧ-инфекции, далее вопросы касались личностного отношения к пациентам с данным заболеванием. Необходимо отметить, что опрос студентов медицинского университета проводился до начала лекций и практических занятий по циклу «Инфекционные болезни». Выполненная работа не ущемляла прав, не подвергала опасности респондентов.

Результаты и обсуждение

Первые вопросы были посвящены общим моментам ВИЧ-инфекции, чтобы, во-первых, задать направление» в область нозологии, во-вторых, определить начальный уровень знаний респондентов. Все студенты медицинского университета уверены, что причиной ВИЧ-инфекции является вирус. Наибольшее количество участников анкетирования посчитали данную инфекцию неизлечи-

мой - 88,0 %, сомневались в этом - 6,0 %, и такое же количество студентов предположили, что ВИЧ-инфекция поддаётся лечению. Отрицали наличие вакцинации от ВИЧ-инфекции 90,0 % респондентов, однако 4,0 % утверждали обратное, не могли ответить на данный вопрос 6,0 % студентов. Уверены, что передача ВИЧ-инфекции возможна через расчёску и зубную щётку 32,0 % опрошенных, отрицали подобную возможность 64,0 %, сомневались - 4,0 % респондентов. На наличие восприимчивости людей к ВИЧ-инфекции указали лишь 46,0 % студентов, другая часть респондентов (54,0 %) имели противоположное мнение.

Далее вопросы касались выяснения личного отношения будущих врачей к больным ВИЧ-инфекцией. Боятся прикасаться к ВИЧ-инфицированным пациентам голыми руками 78,0 %, отрицали наличие страха 32,0 % студентов. При этом пользоваться одной авторучкой опасались только 30,0 % против 70,0 % респондентов.

Студенты медицинского университета намерены продолжать дружбу с близкими друзьями, независимо от их ВИЧ-статуса в 74,0 %, а 26,0 % будут стремиться прервать дружеские взаимоотношения. При этом на брак с ВИЧ-инфицированным партнёром согласились только 16,0 %, а на рождение ребенка - 8,0 % студентов. Соответственно, отказались от создания семьи с лицом, живущим с ВИЧ, 84,0 % опрошенных, от рождения совместных детей - 92,0 %.

При высокой распространённости ВИЧ-инфекции среди населения в настоящее время ежегодно отмечается рост числа новорождённых с данной патологией. Не исключено, что в ближайшее время дети с ВИЧ-инфекцией будут посещать не только детские дошкольные учреждения, но и школы. Но насколько готово к этому наше общество и, в частности, будущие врачи, мы решили уточнить в анкете. При возникновении данной ситуации 48,0 % респондентов предлагают ничего не менять и продолжат водить ребёнка в эту же группу детского сада. Поменяют детский сад на другой при наличии подобного ребенка в группе 38,0 % опрошенных, затрудняются в реакции на данную ситуацию 8,0 %, а 6,0 % респондентов предложили провести беседу с ребёнком о возможных способах передачи ВИЧ-инфекции. Данный ответ крайне сомнителен, складывается впечатление, что студенты

не опытны и не понимают, что ребенку от 2 до 4 лет очень сложно объяснить, что такое ВИЧ-инфекция, чем они отличаются от других или как предотвратить её распространение [17].

Наибольшее количество опрошенных студентов медицинского вуза чувствуют сожаление по поводу наличия ВИЧ-инфекции у другого человека (52,0 %); не испытывают гнева и ненависти к лицам, живущим с ВИЧ, все 100,0 % опрошенных; не испытывают к ним презрения 92,0 %, безразличия - 52,0 %; не осуждают их - 90,0 % респондентов. Однако у половины респондентов (50,0 %) ВИЧ-инфицированные вызывают опасение, недоверие, присутствует настороженность по отношению к ним.

В связи с высоким порогом заболеваемости и распространённости ВИЧ-инфекции среди населения, с целью акцентирования данной проблемы в анкету включены вопросы, касающиеся ВИЧ-статуса самих респондентов. Так, знают свой ВИЧ-статус 90,0 % студентов-медиков; не знают статус своего полового партнера - 32,0 %. При этом 34,0 % опрошенных будущих врачей не знают, где можно

пройти анонимное обследование на ВИЧ в городе Омске, что крайне настораживает.

При опросе студентов старших курсов медицинского вуза выявлено, что, с одной стороны, студенты обладают некоторыми знаниями о ВИЧ-инфекции, но их уровень поверхностный и, скорее, бытовой, но не медицинский. Несомненно, нужно учесть отсутствие практических занятий по теме «ВИЧ-инфекция», однако некоторые вопросы, связанные с ВИЧ-инфекцией, учащимся вуза преподают на других дисциплинах. Возбудителем ВИЧ-инфекции является вирус, который крайне неустойчив в окружающей среде, поэтому передача данного заболевания не может осуществляться через расчёску и зубную щётку. Вопрос о средствах личной гигиены возник в связи с частым общением с ВИЧ-инфицированными пациентами, которые, пытаясь изменить к себе отношение, придумывают нелепые отговорки своему заболеванию. Часто высказываются утверждения, что ВИЧ-инфекция возникла при использовании зубной щётки брата или матери, инфицированными ВИЧ, или пользованием общей расчёской в камере заключения и т. д.

Данные анкетирования студентов по вопросам отношения к ВИЧ-инфицированным лицам

Вопрос и вариант ответа Абс %

Вы испытываете безразличие к ВИЧ-инфицированным?

1 - Да 30 30,0

2 - Нет 52 52,0

3 - Не знаю 18 18,0

Вы испытываете сожаление к ВИЧ-инфицированным?

1 - Да 52 52,0

2 - Нет 48 48,0

Вы испытываете презрение к ВИЧ-инфицированным?

1 - Да 8 8,0

2 - Нет 92 92,0

Вы испытываете гнев и ненависть к ВИЧ-инфицированным?

2 - Нет 100 100,0

Вы испытываете опасение, недоверие и настороженность к ВИЧ-инфицированным?

1 - Да 50 50,0

2 - Нет 50 50,0

Вы осуждаете ВИЧ-инфицированных?

1 - Да 2 2,0

2 - Нет 90 90,0

3 - Не знаю 8 8,0

Знаете ли вы свой ВИЧ-статус?

1 - Да 90 90,0

2 - Нет 10 10,0

Знаете ли вы ВИЧ-статус своего партнёра?

1 - Да 68 68,0

2 -Нет 32 32,0

Знаете ли вы, где в Омске можно пройти анонимное обследование на ВИЧ?

1 - Да 66 66,0

2 - Нет 34 34,0

ВИЧ-инфекция сегодня лечится анти-ретровирусными препаратами, позволяющими замедлить размножение вируса и продлить жизнь лицу, живущему с ВИЧ. При этом не существует препаратов, позволяющих полностью излечиться от ВИЧ, так же, как отсутствуют меры по вакцинации от этой инфекции.

Сам факт даже психологического контакта с ВИЧ-инфицированным пациентом и страх заражения заставляет респондентов задуматься над тем, как оказывать медицинскую помощь подобным больным, более половины опрошенных согласны работать с больными ВИЧ-инфекцией при наличии перчаток. Этого правила придерживаются и врачи - специалисты практического здравоохранения.

Дружеские отношения с ВИЧ-инфицированными будущих врачей не пугают, однако совсем иная ситуация возникает при более интимных отношениях. Выбранное решение избегать браков с ВИЧ-инфицированными и рождения детей в подобной паре, вероятно, правильное с медицинской точки зрения, хотя по данному вопросу много различных противоречащих статей, направленных на поддержку людей, живущих с ВИЧ [18; 19]. Ещё более дискутабелен вопрос о посещении ВИЧ-инфицированными детьми дошкольных и школьных учреждений, к решению которого, по нашему мнению, не готово сегодняшнее общество в целом.

Отношение у студентов старшего курса медицинского вуза к ВИЧ-инфицированным лицам - достаточно гуманное, спокойное и да-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Довгополюк, Е.С., Левахина Л.И., Пузыре-ва Л.В. и др. Распространённость и исходы случаев сочетания туберкулёза и ВИЧ-инфекции на территории Сибирского федерального округа за период с 2010 по 2014 год. ВИЧ-инфекция и иммуносупрес-сии. 2016, 8(1): 89-93.

2. Довгополюк Е.С., Пузырева Л.В., Сафонов А.Д. и др. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Сибирском федеральном округе в 2014 году. ЖМЭИ. 2016, (2): 37-41.

3. Калачева Г.А., Тюменцев А.Т., Довгополюк Е.С. и др. Аналитический обзор эпидемии ВИЧ-инфекции в Сибирском федеральном округе в 2014 г. Омск, 2015.

4. Мордык А.В., Пузырева Л.В., Аксюти-на Л.П. Современные международные и национальные концепции борьбы с туберкулёзом. Дальнево-

же позитивное, однако наличие недоверия и опасения вполне объяснимы. При этом настораживает, что около 70,0 % молодых людей не интересуются ВИЧ-статусом своего партнёра и 1/3 часть не владеет информацией о возможности анонимного обследования на ВИЧ.

Заключение

Перед лицом очевидного и неминуемого исхода ВИЧ-инфекции большинство людей испытывает страх, и студенты-медики не являются исключением. В целом будущие врачи относятся с пониманием к больным ВИЧ-инфекцией, более половины будут продолжать дружеские отношения с людьми, живущими с ВИЧ, но при более интимных связях оставляют за собой право выбора. Студенты настроены на отношения с ВИЧ-инфицированными пациентами с пониманием и сопереживанием, а наличие недоверия, настороженности и опасения, возможно, сыграют положительную роль и помогут им в будущем не совершить неоправданных ошибок.

Тем не менее, в связи с низкой информированностью студентов по ряду вопросов необходимо уделить дополнительное внимание вопросам, связанным с этиологией, патогенезом, лечением и профилактикой ВИЧ-инфекции на занятиях цикла «Инфекционные болезни», а на кафедре педагогики и психологии ДПО считаем необходимым разработать алгоритм для формирования коммуникативных навыков и подготовки будущих врачей к сложным жизненным и профессиональным ситуациям.

REFERENCES

1. Dovgopolyuk. E.S., Levahina L.I., Puzy-reva L.V. i dr. Rasprostranennost' i ishody sluchayev sochetaniya tuberkuleza i VICh-infektsii na territorii Sibirskogo federal'nogo okruga za period s 2010 po 2014 god. VICh-infektsiya i immunosupressii. 2016. 8(1): 89-93.

2. Dovgopolyuk E.S.. Puzyreva L.V., Safo-nov A.D. i dr. Epidemicheskaya situatsiya po VICh-infektsii v Sibirskom federal'nom okruge v 2014 godu. ZhMEI. 2016. (2): 37-41.

3. Kalacheva G.A., Tyumentsev A.T., Dovgo-polyuk E.S. i dr. Analiticheskiy obzor epidemii VICh-infektsii v Sibirskom federal'nom okruge v 2014 g. Omsk. 2015.

4. Mordyk A.V., Puzyreva L.V., Aksyuti-na L.P. Sovremennye mezhdunarodnye i national-nye kontseptsii bor'by s tuberkulezom. Dalnevos-

сточный журнал инфекционной патологии. 2013, (22): 92-98.

5. Пасечник О.А. Руднева С.Н., Татаринце-ва М.П. и др. Динамика заболеваемости и факторы риска развития ВИЧ-ассоциированного туберкулёза в Омской области. Здравоохранение Российской Федерации. 2015, 59(2): 29-32.

6. Мордык А.В., Пузырёва Л.В., Ситнико-ва С.В. и др. Туберкулёз в сочетании с ВИЧ-инфекцией на территории Омской области за период с 2008 по 2012 год. ВИЧ-инфекция и иммуносу-прессии. 2014, 6 (2): 106-109.

7. Мордык А.В., Пузырева Л.В., Ситнико-ва С.В. и др. Эпидемическая ситуация по туберкулезу и ВИЧ-инфекции в Омской области с 1996 по 2013 гг. Медицинский альманах. 2014, 2 (32): 62-64.

8. Пузырева Л.В., Сафонов А.Д., Мор-дык А.В. Особенности пневмоцистной пневмонии у ВИЧ-инфицированных лиц. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016, (3): 489-495.

9. Мордык А.В., Пузырёва Л.В., Ситнико-ва С.В. и др. Заболеваемость туберкулёзным менингитом в Омской области за 5 лет. Вестник Ивановский медицинской академии. 2015, 20(1): 9-12.

10. Довгополюк, Е.С. Пузырёва Л.В., Левахи-на Л.И. и др. Профилактика туберкулеза у лиц с ВИЧ-инфекцией в Сибирском федеральном округе. Туберкулёз и болезни легких. 2016, (2): 13-15.

11. Верещагин Д.И., Пасечник О.А. Эффективность применения информационных технологий в системе профилактики социально-значимых заболеваний. Врач-аспирант. 2015, 68 (1): 154-158.

12. Осадчук О.Л. Психологическая подготовка будущих врачей как средство профилактики насилия в медицине // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе: материалы Всерос. науч. -практ. конф. с междунар. Участием / отв. ред. А.Ю. Маленова. 2015.

13. Осадчук О.Л. Использование веб-квест-технологии в самостоятельной работе студентов педагогического вуза по дисциплинам профессионально цикла. Педагогическое образование в России. 2012, (2): 175-180.

14. Осадчук О.Л., Педан Т.Н. Использование учебного кино на практических занятиях по психологии в вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014, (8-1): 294-297.

15. Осадчук О.Л., Ожогова Е.Г. Анализ эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности. Современные наукоемкие технологии. 2015, (7): 85-88.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М. - Воронеж: Изд-во Институт практической психологии, 1995.

17. Островская Г.И. Взаимодействие взрослых и детей: основы, позиции, проблемы: учебно-метод. пособие. Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, 2001.

18. Право и ВИЧ: пособие для медицинских работников. Фонд: Позитивная волна. СПб., 2013.

tochny zhurnal infektsionnoy patologii. 2013. (22): 92-98.

5. Pasechnik O.A., Rudneva S.N., Tatarin-tseva M.P. i dr. Dinamika zabolevayemosti i faktory riska razvitiya VICh-assotsiirovannogo tuberkuleza v Omskoy oblasti. Zdravoohraneniye Rossiyskoy Feder-atsii. 2015. 59 (2): 29-32.

6. Mordyk A.V.. Puzyreva L.V.. Sitnikova S.V. i dr. Tuberkulez v sochetanii s VICh-infektsiey na terri-torii Omskoy oblasti za period s 2008 po 2012 god. VICh-infektsiya i immunosupressii. 2014. 6 (2): 106-109.

7. Mordyk A.V., Puzyreva L.V., Sitnikova S.V. i dr. Epidemicheskaya situatsiya po tuberkulezu i VICh-infektsii v Omskoy oblasti s 1996 po 2013 gg. Med-itsinskiy al'manah. 2014. 2 (32): 62-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Puzyreva L.V.. Safonov A.D.. Mordyk A.V. Osobennosti pnevmotsistnoy pnevmonii u VICh-infitsirovannyh lits. Meditsinskiy vestnik Severnogo Kavkaza. 2016. (3): 489-495.

9. Mordyk A.V., Puzyreva L.V.. Sitnikova S.V. i dr. Zabolevayemost' tuberkuleznym meningitom v Omskoy oblasti za 5 let. Vestnik Ivanovskiy me-ditsinskoy akademii. 2015. 20(1): 9-12.

10. Dovgopolyuk. E.S. Puzyreva L.V.. Levahina L.I. i dr. Profilaktika tuberkuleza u lits s VICh-infektsiey v Sibirskom federal'nom okruge. Tuberkulez i bolezni legkih. 2016. (2): 13-15.

11. Vereschagin D.I., Pasechnik O.A. Effek-tivnost' primeneniya informatsionnyh tehnologiy v sisteme profilaktiki sotsial'no-znachimyh zabolevaniy. Vrach-aspirant. 2015. 68 (1): 154-158.

12. Osadchuk O.L. Psihologicheskaya podgotov-ka buduschih vrachey kak sredstvo profilaktiki nasiliya v meditsine // Psihologicheskoye. fizicheskoe. infor-matsionnoe nasiliye i puti ego preodoleniya v sovremen-nom obschestve: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. Uchastiem / otv. red. A.Yu. Malenova. 2015.

13. Osadchuk O.L. Ispolzovaniye veb-kvest-tehnologii v samostoyatel'noy rabote studentov pedago-gicheskogo vuza po distsiplinam professional'no tsikla. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. (2): 175-180.

14. Osadchuk O.L., Pedan T.N. Ispol'zovanie uchebnogo kino na prakticheskih zanyatiyah po psi-hologii v vuze. Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014. (8-1): 294-297.

15. Osadchuk O.L., Ozhogova E.G. Analiz emotsional'nyh sostoyaniy studentov meditsins-kogo vuza v uchebno-professional'noy deyatel'nosti. Sovremennye naukoyemkie tehnologii. 2015. (7): 85-88.

16. Myasischev V.N. Psihologiya otnosheniy. Izbrannye psihologicheskiye trudy / pod red. A.A. Boda-leva. M. - Voronezh: Izd-vo Institut prakticheskoy psi-hologii. 1995.

17. Ostrovskaya G.I. Vzaimodeystvie vzroslyh i detey: osnovy. pozitsii. problemy: uchebno-metod. posobiye. Tambov: Tambovskiy gosudarstvenny muzykal'no-pedagogicheskiy institut im. S.V. Rahmani-nova. 2001.

18. Pravo i VICh: posobiye dlya meditsinskih rabotnikov. Fond: Pozitivnaya volna. SPb., 2013.

19. Андреев А.Н. Переживание жизни с ВИЧ в ходе нарративно-биографического интервью. Общество ремиссии: на пути к нарративной медицине. 2012. 192-203.

Пузырёва Лариса Владимировна - канд. мед. наук, ассистент кафедры инфекционных болезней; [email protected]; Осадчук Ольга Леонидовна -канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и психологии ДПО; Мордык Анна Владимировна - д-р мед. наук, зав. кафедрой фтизиатрии и фтизиохирургии, Омский государственный медицинский университет.

19. Andreev A.N. Perezhivanie zhizni s VICh v hode narrativno-biograficheskogo interv'yu. Obsch-estvo remissii: na puti k narrativnoy meditsine. 2012. 192-203.

Puzyreva Larisa Vladimirovna - Cand. Sc. {Medicine}, Teaching Assist. at the Infectious Disease Department; [email protected]; Osadchuk Olga Le-onidovna - Cand. Sc. {Education}, Ass. Prof. of the Pedagogy and Psychology Department of FVE; Mordyk Anna Vladimirovna - Dr. habil. Degree in Medicine, Head of the Phthisiology and Phthisiosurgery Department, Omsk State Medical University.

Статья поступила в редакцию 06.06.2017 г.

УДК 371.2 ГРНТИ 02.61.45

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ

Н.А. Царёва

Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова

Министерства обороны Российской Федерации

Россия, 690062, Владивосток, Камский пер., 6; vunc-vmf- tovmi@ mail.ru

В XXI в. массовая культура трансформирует общественное сознание, девальвирует патриотические идеи. Художественная литература сохраняет и транслирует традиционные ценности. В центре внимания русской литературы лежат нравственные категории служения, совести, ответственности. Особые функции художественной литературы позволяют ей оказывать сильное влияние на формирование личности воина. Для воспитания у курсантов воинского долга важнейшее значение имеет выбор книг для чтения. Принципы, по которым живут герои книг, их убеждения, формируют систему ценностей читателя, его отношение к общественным процессам и межличностным взаимодействиям. Контроль над процессом и кругом чтения могут осуществлять все преподаватели и сотрудники вуза, но особенное значение имеет деятельность ротного командира. Тема войны и мира в русской литературе занимает ведущее место, поскольку в течение своего существования Россия защищала свои границы. В русском слове выражено отношение к войне как к величайшему злу. Произведения русской литературы содержат нравственный потенциал гражданского политического мышления. Тексты художественной литературы о войне способны помочь курсантам поставить моральные цели и реализовать смысл жизни воина.

Ключевые слова: патриотическое сознание, нравственное воспитание курсантов.

BELLES-LITERATURE AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE CADETS

N.A. Tsareva

Pacific Higher Naval School named after SO Makarova Russian Ministry of Defense

Russia, 690062, Vladivostok, Kamsky lane., 6; [email protected]

The article considers mass culture in the XXI century. It changes public consciousness, devalues patriotic ideas and has a strong influence on the formation of personality because of special features of literature. Mass culture preserves and conveys traditional values. Moral categories such as «service», «conscience», «responsibility» are in the © Царёва Н.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.